Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Sakhalin-Japan gas pipeline: reality or dream?

Japanese business does not hurry with the realization of a tempting idea

Sakhalin-Japan gas pipeline: reality or dream?
Photo: shutterstock.com

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies
In the past two years, political ties between Russia and Japan have become noticeably more active, including at the highest level, centered on negotiations on the territorial problem connected with the claims of Tokyo to the four islands of the southern Kurils. They went over to the Soviet Union after the Second World War. The solution of this problem, that is, in the opinion of the official Tokyo, the receipt by Japan of a different form of these islands, must certainly become a "prelude" to the signing of a peace treaty between the two countries.

The expansion of Moscow and Tokyo economic cooperation, according to Russian and Japanese politicians, can create a favorable atmosphere for finding a mutually acceptable solution to the territorial dispute. However, despite the efforts of governments and business circles of both countries, reality is currently demonstrating a decrease in the importance of Russia and Japan to each other as economic partners. This is manifested in the fall in trade between the two countries in recent years and the decline in Japanese accumulated investment in the Russian economy. And this is with the complete absence of Russian capital in the Japanese economy.

Against this background, in the relations between the two countries, megaprojects that potentially could become breakthrough in the economic ties between Russia and Japan and lead to their qualitative and quantitative growth have been undergoing for several years already. We are talking about the construction of a gas pipeline and energy bridge between Sakhalin and Japan. In the outgoing year, the idea of ​​the Sakhalin-Hokkaido bridge was added to them by the lips of the first vice-premier I. Shuvalov, along with the bridge linking Sakhalin with the mainland. By the present moment, thanks to the efforts of both sides, the most elaborate project is the Russian-Japanese gas pipeline, but here everything is not so simple.

According to Russian and Japanese media, a pipeline of length 1,5 thousand kilometers will run along the seabed, linking Sakhalin with the island of Hokkaido and further with the main island of Honshu. It will cost about 6 billion dollars and will be able to pass through itself up to 25 billion cubic meters of natural gas per year. According to estimates, it could be put into operation already in 2022 year. As a result, Japan, which is the world's largest importer of liquefied gas, would receive gas in natural form 2,5 times cheaper than LNG.

However, judging from everything, from the design of the project to its implementation "lies the distance of a huge size." So far, this project has not received the approval of the main participant from the Russian side - the company Gazprom. The doubt in the expediency of the project was voiced by the mouthpiece of Japanese business circles, the Nikkei newspaper, which published an article in the issue dated 3 August entitled "Japan-Russia gas pipeline mostly a pipe dream." The title is based on the game of English words "pipeline" and "pipe dream", which is not transferable to the Russian language, but the sense is that the Japanese-Russian gas pipeline is almost an impossible dream. Source: Nikkei, 03.08.2017.

As the newspaper writes, the alleged gas pipeline linking Japan and Russia remains in limbo, despite the fact that it was discussed at the summit of Japanese Prime Minister Shizo Abe and Russian President Vladimir Putin in April this year (during the visit of the Japanese Prime Minister to Moscow - EastRussia). The newspaper acknowledges that the two governments are aware of the difficulties faced by the project in terms of profitability and other areas, but they supported the idea to demonstrate, at least outwardly, that they are trying to strengthen bilateral economic ties.

According to Nikkei, a joint study of the project was conducted by a group of MPs from the ruling Liberal Democratic Party and the Japanese National Oil, Gas and Metals Corporation (Japan Oil, Gas and Metals National Corp.). On the Russian side, according to the newspaper, one of the energy companies participated in it (obviously Gazprom - VK). The project envisages the construction of a pipeline length of 1500 km to transport natural gas from the southern tip of Sakhalin, a Russian region rich in natural gas, to the Japanese central Kanto region via Hokkaido, the main island in the north of Japan, and the Tohoku district. The project is estimated at 6 billion dollars.

The article says that although gas-fired power plants currently produce more than 40% of all electricity in Japan, the country relies entirely on expensive liquefied natural gas imports. According to the calculations of Japanese experts, since natural gas can be transported through the pipe without its primary processing, the cost of electricity production in the country can be reduced by 30-40%.

Japanese and Russian experts in the field of energy, like a business publication, for a long time viewed the pipeline as unrealistic. However, some time ago, Russia informed Japan of its readiness to negotiate about it. The gas pipeline attracted attention, as Abe and Putin agreed during the visit of the latter to Japan in December 2016 to confirm mutual interest in him and begin his detailed study. When Abe and Putin met again in April, the two leaders reaffirmed their commitment to the project.

As a result of the agreement reached at the highest level, the energy circles of Russia began to take a more warm view of the project. However, difficulties remain. The newspaper refers to them, for example, the fact that both countries must decide on a gas field where gas will be extracted for it. Deposits on Sakhalin have already been reserved for Asia. The newspaper refers to an unnamed Russian expert in the field of energy, who said that there is no excess gas for the planned gas pipeline.

In the meantime, Japanese experts have warned that the construction of a gas pipeline and a gas supply network can cost much more than originally estimated. The energy companies in Hokkaido have already spent a lot of money on the construction of terminals for LNG, and few of them would welcome the gas pipeline. One of the leaders of the Japanese trading company said that the gas pipeline is an "ultra risky" project, and private companies will avoid it. But Tokyo and Moscow intend to continue its study.

For a show of renewed interest in the pipeline, according to Nikkei, each side hides its political calculations. This will allow the Japanese government to demonstrate progress in the development of economic relations between the countries, hoping that this step will have a positive impact on negotiations on disputed islands next to Hokkaido.

The Putin administration, for its part, considers the planned gas pipeline with its key ally the US as its propaganda victory. She can now say that Russia is gaining diplomatic points against the United States and Europe, which do not show any signs of lifting sanctions, the authoritative Japanese newspaper sums up.

In a recent conversation with the author of these lines, Japanese sources close to Russian-Japanese relations confirmed that the gas pipeline, like the other two megaprojects linking Sakhalin with Japan (energy bridge and railway bridge), is unlikely to provoke interest in Japanese big business, until , until they are convinced of their commercial profitability. Hardly anyone can say when this will happen.
October 23: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Газопровод Сахалин-Япония: реальность или мечта?

Японский бизнес не торопится с реализацией заманчивой идеи

Газопровод Сахалин-Япония: реальность или мечта?
Фото: shutterstock.com

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
В последние два года заметно активизировались политические связи между Россией и Японией, в том числе на высшем уровне, центром  которых являются переговоры  по  территориальной проблеме, связанной с претензиями Токио на четыре острова южных Курил. Они перешли еще к Советскому Союзу по итогам Второй мировой войны. Решение этой проблемы, то есть,  по мнению официального Токио, получение обратно Японией  в той тили иной форме  указанных островов,  непременно  должно стать «прелюдией» к  подписанию мирного договора между двумя странами.

Наращивание Москвой  и Токио экономического сотрудничества, как считают российские и японские политики, может создать благоприятную атмосферу для нахождения взаимоприемлемого решения территориального спора. Однако вопреки усилиям правительств и деловых кругов обеих стран реальность в настоящее время демонстрирует снижение значимости России и Японии друг для друга как экономических партнеров. Это проявляется в падении  товарооборота между двумя странами в последние годы  и снижении японских накопленных инвестиций в российской экономике. И это при полном отсутствии российских капиталов  в экономике Японии.

На таком  фоне в отношениях между двумя странами уже  не первый год муссируются мегапроекты, которые потенциально могли бы стать  прорывными в экономических связях России и Японии и привести к их качественному и количественному росту. Речь идет о строительстве газопровода и энергомоста между Сахалином и Японией. В уходящем году устами первого вице-премьера И.Шувалова к ним была добавлена идея строительства моста Сахалин-Хоккайдо, наряду с мостом, связывающим Сахалин с материком. К настоящему моменту благодаря  усилиям обеих сторон наиболее проработанным является проект российско-японского газопровода, но и здесь все не так просто.

По данным российских и японских СМИ, газопровод длиной 1,5 тыс км будет пролегать по дну моря, связывая Сахалин с островом Хоккайдо и далее с основным островом Хонсю. Он обойдется приблизительно в 6 млрд долл. и сможет пропускать через себя до 25 млрд кубометров природного газа в год. По прикидкам, его можно было бы ввести в строй уже в 2022 году. В результате Япония, являющаяся крупнейшим в мире импортером сжиженного газа, получала бы газ в натуральном виде  в 2,5 раза дешевле СПГ.

Однако, судя по всему, от замысла проекта  до его реализации «лежит дистанция огромного размера».  Пока что данный проект не получил одобрения главного  участника с российской стороны – компании "Газпром".  Сомнение в целесообразности проекта высказал и рупор японских деловых кругов, газета Nikkei, опубликовавший  в номере от 3 августа статью под названием  «Japan-Russia gas pipeline mostly a pipe dream». Заголовок построен на непередаваемой на русский язык игре английских слов «pipeline» и «pipe dream», но смысл такой, что японо-российский газопровод является практически несбыточной мечтой. Источник: Nikkei, 03.08.2017.

Как пишет издание, предполагаемый газопровод, связывающий Японию и Россию, остается в подвешенном состоянии, несмотря на то, что он обсуждался на саммите премьер-министра Японии Сидзо Абэ и президента России Владимира Путина в апреле этого года (во время визита японского премьер-министра в Москву – EastRussia). Газета признает, что два правительства сознают трудности, с которыми сталкивается проект в плане  доходности и других областях, но они поддержали идею, чтобы продемонстрировать, хотя бы внешне, что  пытаются укрепить двусторонние экономические связи.

По сведениям Nikkei, совместное исследование проекта было проведено группой депутатов парламента от правящей Либерально-демократической партии и Японской национальной корпорацией нефти, газа и металлов (Japan Oil, Gas and Metals National Corp.). С российской стороны, по информации газеты,  в нем участвовала одна из энергетических компаний (очевидно «Газпром» - В.К.). Проект предусматривает строительство  трубопровода длиной 1500 км, чтобы транспортировать природный газ с южной оконечности Сахалина, российского региона, богатого природным газом, до японского центрального  района Канто через Хоккайдо, главный остров на севере Японии, и район Тохоку. Проект оценивается в 6 млрд долл.

В статье говорится, что хотя электростанции, работающие на газе, в настоящее время производят более 40 % всего электричества в Японии, страна полностью полагается на дорогостоящий импорт сжиженного природного газа. По расчетам японских экспертов, поскольку природный газ может транспортироваться по трубе  без его первичной обработки, стоимость производства электроэнергии в стране может быть снижена на  30-40%.

Японские и российские специалисты в области энергетики, напоминает деловое издание,  в течение долгого времени рассматривали газопровод как нереалистичный.  Однако некоторое время назад Россия сообщила Японии о своей готовности вести о нем переговоры.  Газопровод привлек внимание, так как Абэ и Путин договорились во время визита последнего в Японию в декабре 2016 года подтвердить взаимный интерес к нему  и начать его детальное изучение. Когда Абэ и Путин снова встречались в апреле, оба лидера вновь заявили о  своей приверженности проекту.

В результате соглашения, достигнутого на высшем уровне,  энергетические круги России стали более тепло относиться к проекту. Однако остаются трудности. К ним газета относит, например,  тот факт, что, обе страны еще должны определиться с газовым месторождением, где будет добываться для него газ. Месторождения на Сахалине уже зарезервированы для Азии. Газета ссылается на неназванного российского эксперта в области энергетики, который  сказал, что для планируемого газопровода нет избыточного газа.  

Тем временем японские эксперты предупреждают, что строительство газопровода и сети газоснабжения могут стоить гораздо больше, чем по первоначальным оценкам. Энергетические компании на Хоккайдо уже потратили большие средства на строительство терминалов для СПГ, и мало кто из них  приветствовал бы газопровод. Один из руководителей японской торговой компании сказал, что газопровод – это «ультра рискованный» проект, и частные компании будут его избегать. Но Токио и Москва намерены продолжить его изучение.

За показным возобновлением интереса к газопроводу, по мнению Nikkei, у каждой стороны скрываются  свои политические расчеты. Это позволит японскому правительству продемонстрировать  прогресс в развитии экономических отношений между странами, рассчитывая на то, что этот шаг окажет положительное влияние на переговоры относительно спорных островов рядом с Хоккайдо.

Администрация Путина, со своей стороны, считает  планируемый газопровод с ключевым союзником США  своей пропагандистской победой. Она теперь может заявить, что Россия набирает дипломатические очки в отношении США и Европы, которые не выказывают никаких признаков снятия санкций, резюмирует авторитетная японская газета.

В недавней беседе с автором этих строк  японские источники, близкие к российско-японским отношениям, подтвердили, что газопровод, как и два других  мегапроекта, связывающих Сахалин с Японией (энергомост и железнодорожный мост) вряд ли вызовут интерес у японского крупного бизнеса, до тех пор, пока они не убедятся в их коммерческой рентабельности. Вряд ли кто может сказать, когда это произойдет.