Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Газопровод Сахалин-Япония: реальность или мечта?

Японский бизнес не торопится с реализацией заманчивой идеи

Газопровод Сахалин-Япония: реальность или мечта?
Фото: shutterstock.com

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
В последние два года заметно активизировались политические связи между Россией и Японией, в том числе на высшем уровне, центром  которых являются переговоры  по  территориальной проблеме, связанной с претензиями Токио на четыре острова южных Курил. Они перешли еще к Советскому Союзу по итогам Второй мировой войны. Решение этой проблемы, то есть,  по мнению официального Токио, получение обратно Японией  в той тили иной форме  указанных островов,  непременно  должно стать «прелюдией» к  подписанию мирного договора между двумя странами.

Наращивание Москвой  и Токио экономического сотрудничества, как считают российские и японские политики, может создать благоприятную атмосферу для нахождения взаимоприемлемого решения территориального спора. Однако вопреки усилиям правительств и деловых кругов обеих стран реальность в настоящее время демонстрирует снижение значимости России и Японии друг для друга как экономических партнеров. Это проявляется в падении  товарооборота между двумя странами в последние годы  и снижении японских накопленных инвестиций в российской экономике. И это при полном отсутствии российских капиталов  в экономике Японии.

На таком  фоне в отношениях между двумя странами уже  не первый год муссируются мегапроекты, которые потенциально могли бы стать  прорывными в экономических связях России и Японии и привести к их качественному и количественному росту. Речь идет о строительстве газопровода и энергомоста между Сахалином и Японией. В уходящем году устами первого вице-премьера И.Шувалова к ним была добавлена идея строительства моста Сахалин-Хоккайдо, наряду с мостом, связывающим Сахалин с материком. К настоящему моменту благодаря  усилиям обеих сторон наиболее проработанным является проект российско-японского газопровода, но и здесь все не так просто.

По данным российских и японских СМИ, газопровод длиной 1,5 тыс км будет пролегать по дну моря, связывая Сахалин с островом Хоккайдо и далее с основным островом Хонсю. Он обойдется приблизительно в 6 млрд долл. и сможет пропускать через себя до 25 млрд кубометров природного газа в год. По прикидкам, его можно было бы ввести в строй уже в 2022 году. В результате Япония, являющаяся крупнейшим в мире импортером сжиженного газа, получала бы газ в натуральном виде  в 2,5 раза дешевле СПГ.

Однако, судя по всему, от замысла проекта  до его реализации «лежит дистанция огромного размера».  Пока что данный проект не получил одобрения главного  участника с российской стороны – компании "Газпром".  Сомнение в целесообразности проекта высказал и рупор японских деловых кругов, газета Nikkei, опубликовавший  в номере от 3 августа статью под названием  «Japan-Russia gas pipeline mostly a pipe dream». Заголовок построен на непередаваемой на русский язык игре английских слов «pipeline» и «pipe dream», но смысл такой, что японо-российский газопровод является практически несбыточной мечтой. Источник: Nikkei, 03.08.2017.

Как пишет издание, предполагаемый газопровод, связывающий Японию и Россию, остается в подвешенном состоянии, несмотря на то, что он обсуждался на саммите премьер-министра Японии Сидзо Абэ и президента России Владимира Путина в апреле этого года (во время визита японского премьер-министра в Москву – EastRussia). Газета признает, что два правительства сознают трудности, с которыми сталкивается проект в плане  доходности и других областях, но они поддержали идею, чтобы продемонстрировать, хотя бы внешне, что  пытаются укрепить двусторонние экономические связи.

По сведениям Nikkei, совместное исследование проекта было проведено группой депутатов парламента от правящей Либерально-демократической партии и Японской национальной корпорацией нефти, газа и металлов (Japan Oil, Gas and Metals National Corp.). С российской стороны, по информации газеты,  в нем участвовала одна из энергетических компаний (очевидно «Газпром» - В.К.). Проект предусматривает строительство  трубопровода длиной 1500 км, чтобы транспортировать природный газ с южной оконечности Сахалина, российского региона, богатого природным газом, до японского центрального  района Канто через Хоккайдо, главный остров на севере Японии, и район Тохоку. Проект оценивается в 6 млрд долл.

В статье говорится, что хотя электростанции, работающие на газе, в настоящее время производят более 40 % всего электричества в Японии, страна полностью полагается на дорогостоящий импорт сжиженного природного газа. По расчетам японских экспертов, поскольку природный газ может транспортироваться по трубе  без его первичной обработки, стоимость производства электроэнергии в стране может быть снижена на  30-40%.

Японские и российские специалисты в области энергетики, напоминает деловое издание,  в течение долгого времени рассматривали газопровод как нереалистичный.  Однако некоторое время назад Россия сообщила Японии о своей готовности вести о нем переговоры.  Газопровод привлек внимание, так как Абэ и Путин договорились во время визита последнего в Японию в декабре 2016 года подтвердить взаимный интерес к нему  и начать его детальное изучение. Когда Абэ и Путин снова встречались в апреле, оба лидера вновь заявили о  своей приверженности проекту.

В результате соглашения, достигнутого на высшем уровне,  энергетические круги России стали более тепло относиться к проекту. Однако остаются трудности. К ним газета относит, например,  тот факт, что, обе страны еще должны определиться с газовым месторождением, где будет добываться для него газ. Месторождения на Сахалине уже зарезервированы для Азии. Газета ссылается на неназванного российского эксперта в области энергетики, который  сказал, что для планируемого газопровода нет избыточного газа.  

Тем временем японские эксперты предупреждают, что строительство газопровода и сети газоснабжения могут стоить гораздо больше, чем по первоначальным оценкам. Энергетические компании на Хоккайдо уже потратили большие средства на строительство терминалов для СПГ, и мало кто из них  приветствовал бы газопровод. Один из руководителей японской торговой компании сказал, что газопровод – это «ультра рискованный» проект, и частные компании будут его избегать. Но Токио и Москва намерены продолжить его изучение.

За показным возобновлением интереса к газопроводу, по мнению Nikkei, у каждой стороны скрываются  свои политические расчеты. Это позволит японскому правительству продемонстрировать  прогресс в развитии экономических отношений между странами, рассчитывая на то, что этот шаг окажет положительное влияние на переговоры относительно спорных островов рядом с Хоккайдо.

Администрация Путина, со своей стороны, считает  планируемый газопровод с ключевым союзником США  своей пропагандистской победой. Она теперь может заявить, что Россия набирает дипломатические очки в отношении США и Европы, которые не выказывают никаких признаков снятия санкций, резюмирует авторитетная японская газета.

В недавней беседе с автором этих строк  японские источники, близкие к российско-японским отношениям, подтвердили, что газопровод, как и два других  мегапроекта, связывающих Сахалин с Японией (энергомост и железнодорожный мост) вряд ли вызовут интерес у японского крупного бизнеса, до тех пор, пока они не убедятся в их коммерческой рентабельности. Вряд ли кто может сказать, когда это произойдет.