Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Главный тренд – ориентированность на пациентов»

История успеха многопрофильной детской клиники в Приморье

Компания «Центр детского здоровья» (работает под брендом «Клиника «Аленка») была создана во Владивостоке четыре года назад, сейчас открыла собственное подразделение в Москве. Вот-вот будет запущен еще один филиал – в Хабаровске. В планах – «выход» на Камчатку. По масштабам работы и по объемам выручки «Центр детского здоровья», резидент свободного порта Владивосток, входит в 150 крупнейших клиник России. Центр детского здоровья «Аленка» – лауреат премии «Звезда Дальнего Востока» и конкурса на лучший инвестиционный проект «Премия развития – 2019». Генеральный директор компании Александр Шуматов рассказал о том, как создавалась клиника и как она работает сегодня.

«Главный тренд – ориентированность на пациентов»
Фото: alenkadv.ru

КАК УДИВИТЬ КОЛЛЕГ, ИЛИ ПОЛЬЗА ОТ РЕЗИДЕНТСТВА

По словам Александра Шуматова, опыт работы в частной медицине у него большой: сотрудничал с российским представительством западной медицинской компании, около 20 лет назад создал собственную частную клинику.


– Но это был такой маленький семейный бизнес, – рассказывает Александр Шуматов. – А его бурный рост начался четыре года назад, когда мы решили стать резидентами свободного порта Владивосток. Соответствующий статус получили в сентябре 2016 года. Это позволило нам привлечь солидные инвестиции, сократить ряд расходов. Мы хотели создать в нашем регионе что-то по-настоящему крупное, с учетом международных трендов в здравоохранении. Клиника в том виде, как мы ее задумывали, начала работать в 2017 году. Сейчас многие коллеги, приезжающие во Владивосток из разных клиник страны, удивляются: как удалось создать учреждение такого уровня в Дальневосточном регионе?


Всего три года назад в клинике работали 30 медиков. Сейчас – 250. Все они – постоянные сотрудники «Центра детского здоровья», совместителей среди них нет. А в частных клиниках такое бывает нечасто.

– Я убежден: врач должен работать в одном медицинском учреждении. Тогда он придерживается ценностей компании, формирует ее культуру. А если он в поисках заработка бегает с места на место, этого уже нет, – говорит Александр Шуматов. – Конечно, мы не можем запретить нашим сотрудникам подрабатывать где-то еще. Но их постоянное место работы – у нас. Люди для нас главное. Даже во время карантинных ограничений мы не порезали ставки, не провели сокращения – сохранили коллектив.

Штат медицинского центра может быть еще расширен, в том числе за счет выхода в другие регионы. Но, как замечает Александр Шуматов, это будет возможно, только если кадровый вопрос решится без проблем и заранее: «Мы считаем недостойным переманивать специалистов, а своих сотрудников стараемся выращивать со студенческой скамьи».


В клинике «Аленка» работают специалисты самых разных профилей: педиатры, аллергологи, анестезиологи, нефрологи, гастроэнтерологи, гинекологи, генетики, дерматологи, кардиологи, логопеды, мануальные терапевты, онкологи, ортопеды, ЛОР-врачи. Перечислять можно долго: клиника – это огромный многопрофильный медицинский центр.

– Сейчас мы открыли хирургический стационар, проводим операции детям в возрасте от трех месяцев. Кредит в 29 млн рублей на его открытие и техническое оснащение привлекали по сниженным ставкам как резиденты СПВ по программе «Доступный кредит для МСП». Наши хирурги прошли обучение у лучших специалистов страны, – рассказывает Шуматов. – В этом смысле медицина – это непростая сфера. Она требует серьезных расходов на современную технику, на повышение квалификации персонала. Но даже частную клинику бизнесом назвать язык не поворачивается: издержки издержками, а здоровье людей – главное.

МИРОВЫЕ «ФИШКИ»

Какие же международные тренды взяли на вооружение в «Аленке»?

– Главный тренд – ориентированность на пациентов. Начинается она с интерьера. Хочется, чтобы у ребенка не было ощущения, что он в больнице, – рассказывает Александр Шуматов. – Несколько дней назад мы были в фонде Сколково – прорабатывали совместный проект, чтобы наши маленькие пациенты, отправляясь в операционную, надевали очки виртуальной реальности и видели не пугающий операционный стол, а более приятные вещи.


Еще одна «фишка»: работа с пациентом в медцентре не заканчивается с его выпиской. Врачи ведут постоянное наблюдение за здоровьем ребенка, от его рождения до 18-летнего возраста. В перспективе клиника должна стать центром семейной медицины, то есть сопровождать не только маленьких пациентов, но и взрослых.

– Стараемся внедрить у себя и такое направление, как лайф-менеджмент, – говорит Шуматов. – У нас в стране врачи не могут лечить здоровых людей. А на Западе можно прийти на прием в клинику, чтобы посоветоваться о питании, занятиях спортом и так далее. В России подобных специалистов пока нет. А у нас будут.

Кроме того, в компании работают над тем, чтобы максимальное число процессов перевести в электронную форму. И не только работу с документами – врачи проводят в удаленном режиме консультации, а в некоторых случаях и диагностику. В нынешней эпидемиологической ситуации это особенно важно, подчеркивают в клинике.

ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ?

Можно много говорить о том, что даже для специалистов частной клиники финансы не на первом месте, главное – здоровье пациентов. Но даже если и так, частная клиника живет только за счет того, что зарабатывает сама. А ведь кроме немалых текущих расходов есть и стартовые инвестиции в проект – 350 млн рублей. Эти вложения надо, как принято говорить, «отбивать».

Удается ли это делать? И есть ли спрос на услуги частного медицинского центра в наше непростое время?

– Когда мы открывались, то, безусловно, анализировали востребованность услуг. Цены, кстати, мы не поднимали уже два года – стараемся держать их на уровне непремиальной клиники, – рассказывает Александр Шуматов. – В новом году по некоторым направлениям, прежде всего по хирургии, хотим выйти на оказание услуг по ОМС. А по добровольному медицинскому страхованию с нами уже давно сотрудничают крупные компании. В том числе это позволяет сочетать высокое качество услуг с их доступностью.

На вопрос о том, что, с его точки зрения, является главным достижением компании, Александр Шуматов отвечает: «Пожалуй, позитивная обратная связь от пациентов и коллег».

– Работаем много, развиваемся, намечаем планы и корректируем их. Каких-то грандиозных задач перед собой и не ставим: наша цель – качественно работать, получать удовольствие от работы и от того, что помогаем людям.

30 июля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика