Судостроительный завод в Приморье готовится принимать специалистов и строить суда-снабженцы для буровых платформ
Будущее суперверфи
Визит Рогозина на «Звезду» начался с посещения блока корпусообрабатывающих производств, строящегося для суперверфи. Сюда будут привозить длинные листы металла, которые нарежут на станках и превратят в различные конструкции - балки, микропанели, плоские и объемные секции. После этого на стапеле будут собирать судно. Представители завода говорят, что в перспективе на «Звезде» должно производиться все, в том числе и начинка судов.
Сейчас здесь монтируют крановое оборудование - часть уже установлена, еще две балки идут из Находки морем, но задерживаются: завод рассчитывает получить их, когда в море растают льды.
Технологическое оборудование начало поступать в 2011-2012 годах и доставлено на предприятие почти полностью. На нем металл будут превращать в секции судов: в первые годы планируется обрабатывать до 45 тыс. тонн металла, а со временем - до 90 тыс. тонн. Кроме этого, стапель позволит перерабатывать около 150 тонн металла - на него можно будет привозить элементы, из которых будут собирать суда.
На верфи из металла будут изготавливать секции, из которых можно будет собирать практически любое судно. На первых порах, скорее всего, суда на заводе будут монтировать частично и транспортировать в сухой док для сборки. Позже на «Звезде» планируют спроектировать полупогружную платформу, которая позволит здесь же спускать на воду собранные в Большом Камне суда.
Помимо этого, здесь построят козловой кран «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн. Он позволит собирать объемные секции для судов весом до 145 тыс. тонн. На заводе с гордостью говорят о том, что «Голиаф» будет виден аж из Владивостока (расстояние между двумя городами по прямой, через Уссурийский залив, превышает 35 километров).
Директор завода считает, что главный вопрос, который предстоит уладить, - кадровый. Планируется, что на суперверфи будут работать жители Приморья (в основном из Большого Камня) и других регионов России, а также Южной Кореи и Китая. Соотношение местных и приезжих рабочих – 60% и 40%.
Без крова работников предприятия не оставят. «Пока мы планируем использовать имеющийся фонд общежитий, а дальше будем ориентироваться на то жилье, которое надо строить, - прокомментировал Фильченок. - В этом году кто-то будет снимать квартиру, у нас есть небольшой фонд служебного жилья. После этого в первую очередь планируется постройка микрорайона на 350 квартир. В целом у нас подготовлены площадки на строительство порядка 2,5 тыс. квартир. По словам губернатора Владимира Миклушевского, в краевой бюджет заложены необходимые средства на школы, детские сады».
Кроме служебного жилья, планируется строить ипотечное. По мнению директора завода, средняя зарплата квалифицированного специалиста предприятия позволяет участвовать в таких программах.
Еще одна немаловажная сторона работы верфи - обучение специалистов. Студентов и будущих специалистов с высшим техническим и экономическим образованием будут готовить на базе Дальневосточного федерального университета, который имеет для этого достаточно большое федеральное финансирование, и некоторых других специализированных вузов. Достаточно много молодых людей учатся в рамках целевых программ со стороны ДВЗ «Звезда» и некоторых других предприятий, входящих в структуру Дальневосточного центра судостроения и судоремонта.
Стратегический проект на великой воде
Вице-премьер напомнил, что в марте истекает срок, отведенный «Роснефти», Газпромбанку и ОСК для утверждения бизнес-плана, финансовой модели и сетевого графика строительства первого этапа Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, в том числе создания инжинирингового центра, определения объемов и источников финансирования. Помимо этого, отметил он, в марте Министерство экономического развития должно обобщить все планы по консолидированному заказу на морскую шельфовую технику и представить соответствующие прогнозы правительству.
«Этот проект действительно стратегический не только для Дальнего Востока, он стратегический для всей нашей страны. У нас подобного рода заводов пока нет. Здесь у нас открытая вода, великий Тихий океан, поэтому, конечно, будем обсуждать и в правительстве этот вопрос, причем обсуждать не в далекой перспективе, а уже завтра, грубо говоря, находить средства, чтобы полностью загрузить предприятие работой до конца текущего года, подготовить его к тому, чтобы с первого января 2016 года он приступил к конкретным планам по созданию необходимой морской техники», - подчеркнул Дмитрий Рогозин. Напомним, по его поручению рассматривается вопрос о включении Большого камня в список территорий опережающего развития.
Справка:
В прошлом году завод «Звезда» отпраздновал 60-летний юбилей. Предприятие начинало деятельность с ремонта мелких судов и с ростом объема производства ежегодно вводило новые корпуса. В конце 1950-х годов завод приступил к ремонту дизель-электрических подводных лодок и надводных кораблей ТОФ. С этого времени главной задачей «Звезды» стало поддержание боеготовности тихоокеанского флота.
За 60 лет здесь были отремонтированы более 600 боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ, прошли техобслуживание 13 дизельных и более 50 атомных подводных лодок (АПЛ), утилизировано более 40 АПЛ.
В октябре 2013 года по факту завышения стоимости ремонта боевых кораблей на Тихоокеанском флоте было возбуждено уголовное дело. Его фигурантами стали должностные лица завода «Звезда». По данным следствия, ущерб от хищений на заводе превысил миллиард рублей, было возбуждено семь уголовных дел. В Приморье и Москве было арестовано имущество фигурантов, их имена не разглашаются.
Всего в последние годы на предприятии было выявлено более 30 нарушений законодательства о гособоронзаказе.
Текст: Алена Тимофеева, фото: oborona.gov.ru