Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Гражданин мира с хабаровской пропиской

Тревел-блогер Дмитрий Куликов о путешествиях и о том, что Хабаровск не угнетает

Рассветы на Аляске, обед в Новой Зеландии, прогулка по вулканам Камчатки, закаты в Японии. Самый популярный тревел-блогер Дальнего Востока – хабаровчанин Дмитрий Куликов посетил больше 50 стран и вместе с супругой совершил кругосветку – за 77 дней посетили все населенные континенты. Для многих подобный образ жизни – мечта, а для Дмитрия – любимое увлечение с четким планом.

Гражданин мира с хабаровской пропиской

Мечта — увидеть носорога

Недавно Дмитрий Куликов вернулся из Южной Африки. Поездка в эти края — давняя мечта тревел-блогера. Черный континент он уже посещал, но для возвращения у путешественника была своя причина.

— Южная Африка была в нашем топ-5 ближайших путешествий. Они возникают не по появлению горячих туров или предложений туроператоров, а по списку мечт, который мы составляем с супругой. Мы уже бывали на сафари в Кении во время нашего кругосветного путешествия зимой 2016-2017 года, но тогда не встретили носорога, а это была одна из мечт, как и посещение Кейптауна и одной из красивейших пустынь мира — Намиб. Планировали посетить Южную Африку последние пару лет, но ЮАР была визовой страной для россиян. Оформлять визу нужно было в Москве лично, и терять из-за этого неделю было жалко. В итоге визу отменили весной прошлого года, и мы сразу стали планировать путешествие на новый сезон. Поскольку в южном полушарии относительного северного все сезоны наоборот — мы полетели в сентябре, застав цветущую весну. Помимо ЮАР мы посетили и Намибию.

африка_истраша-5.jpg

Носорогов увидели трижды, а еще остальных участников так называемой большой пятерки сафари: буйвола, льва, леопарда и слона. Конечно без бегемотов, крокодилов и жирафов тоже не обошлось. Больше всего путешественника поразил близкий контакт с дикой природой. По признанию тревел-блогера, подобное общение с животными вдохновляет и окунает в детство.

— Мне кажется, это лучшие уроки географии и биологии, на много полезнее для развития, когда родители вывозят детей каждый год не в Таиланд, а хоть раз на реальное сафари. Круче показать детям настоящую естественную природу, чем водить их по зоопаркам и циркам, потому что те условия, в которых содержатся животные, вызывают только печаль.

Как и положено в путешествиях, особенно по Африке, не обошлось без приключений — несколько раз в поездках бывали моменты, когда животные хотели напугать туристов. Например, на машину во время сафари довольно ретиво пошел слон, хлопая ушами. Этим он давал понять людям, что недоволен их присутствием и хотел бы, чтобы они покинули его владения.

— Оказалось, что слониха расчищала дорогу для маленького слоненка. Им нужно было перейти дорогу, а она посчитала, что мы слишком близко стоим у их траектории движения. Мы просто сдали на несколько метров назад, пропустив их. Когда ты осведомлен о таких повадках, не стоит сильно переживать. Если знаешь базовые правила, то с тобой ничего не случится.

африка_истраша-1.jpg

Несмотря на довольно внушительный список увиденный стран, Дмитрий абсолютно не против возвращения в места, где уже побывал. Любимая страна Куликовых — Япония, там они были больше десяти раз, а самый любимый регион России — Камчатка, туда они ездили восемь раз. Путешественники не против бывать и в Таиланде. Эта страна, благодаря своему климату и туристической инфраструктуре выручает их, когда нужно просто перезагрузиться и развеяться.

— В Африку вернемся обязательно. Сейчас намечаем поездку и думаем, что это будет Уганда или Руанда. Хотим понаблюдать за гориллами, именно в горах этих стран водятся эти уникальные приматы.

Две монетки

Тяга к путешествиям у Дмитрия Куликова появилась в детстве. Судьбоносную роль сыграли две монетки, подаренные мамой — одна из Чехословакии, другая – семейная реликвия — пятак императорских времен. После этого маленький Дима стал коллекционировать монеты. Завел тетрадь и стал записывать, в какой стране, какие денежные единицы, какие монеты и с каким номиналом выпускались, как возникла та или иная валюта.

— Открывая чистую контурную карту, я мог нанести все названия стран, их столицы. Приобретая в коллекцию очередную монету, штриховал на этой контурной карте страну, из которой у меня есть монетка. Когда их разглядывал, размышлял, в каких руках она побывала, как в итоге, преодолев огромные расстояния, попала ко мне, за что ею могли расплатиться. Все это отправляло меня в мыслях в виртуальные путешествия. В детстве не мог себе позволить поездок за границу, но обожал телепередачи «Клуб путешественников», «В мире животных» и с десяти лет ходил в походы с турклубом. А вот когда вырос и появилась возможность путешествовать, стал бывать в тех странах, из которых у меня были монеты в детстве.

Учась в институте, будущий путешественник понял, что не хочет просиживать штаны в офисе, а желает жить полноценной жизнью, полной приключений и открытий. Для этого читал книги по успеху, посещал мастер-классы, и четко уяснил для себя, что жизнь – тот же бизнес-процесс, который нужно планировать и затем управлять. А чтобы жизнь была действительно интересной — нужно постоянно ее наполнять новыми впечатлениями. Базовым упражнением для движения вперед стало составление списка 100 мечт и желаний. Как оказалось позже, этот список практически полностью совпал с мечтами его будущей жены — Ольги. Большинство из них связаны с путешествиями.

wexp06.JPG

— Прежде чем куда-то отправляться, смотрим сезон и планируем, куда ехать, например, зимой лучше отправляться в южное полушарие, летом в Исландию или Норвегию. У нас всегда есть топ-10 стран, которые мы хотим посетить больше всего. На этой основе планируем свои поездки, взвешиваем свои возможности по времени и ресурсам. Организуем все заранее, чтобы сэкономить и найти лучшие варианты. В организации самостоятельных путешествий — мы уже настоящие корифеи. Поэтому стали обучать этому навыку людей. К примеру, мы можем взять стандартный сафари-тур, предлагаемый российскими туркомпаниями, и научить, как организовать такой же или лучше по цене в два-три раза дешевле. Уже десятки людей съездили в круизные путешествия, узнав от нас как это сделать буквально за тридцать тысяч рублей.

В путешествиях Куликовы в общей сложности проводят шесть месяцев в году. Дмитрий всегда занимался самостоятельным бизнесом, поэтому мог организовывать свое время без оглядки на начальство. Ольга первые годы их совместной жизни работала в банке и была ограничена только своим отпуском. Сначала они научились делить 36 дней отпуска на четыре части в год, соединяя с праздниками. А затем Ольга и вовсе ушла из банка, начав оказывать услуги интернет-маркетинга на аутсорсе. Был период, когда Ольга получала те же деньги в тот же банке, только уже как внешний специалист, а не привязанный к своему кабинету «штатник». Благодаря интернету свою работу теперь можно делать из любой точки мира.

Любовь с первого кадра

Фотоснимки из путешествий Дмитрия Куликова и истории из поездок появляются не только в блоге и социальных сетях путешественника, но и в разных изданиях. Много лет тревел-блогер сотрудничает с хабаровским и всероссийским журналом «Дорогое удовольствие», ведет авторскую рубрику в украинском журнале «Мир туризма», периодически публикуется в бортовых журналах авиакомпаний «Аврора» и «Якутия», делает открытки для проектов Почты России. А еще хабаровчанин проводит фотовыставки, причем их география давно вышла за рамки Дальнего Востока и России.

18953483_465032723828990_7871664033419884155_o.jpg

— В своей первой поездке за границу, это была Япония в 2000 году, понял, что хочу фотографировать. С происшествием времени поездки стали случаться все чаще. В 2013 году полетели с женой в Австралию, стал выкладывать снимки в Facebook, друзья и подписчики начали писать, что очень красивые фотографии и нужно делать выставку после возвращения в Хабаровск. Друзья предоставили помещение в кафе, помогли распечатать фотографии. В итоге устроил вечеринку, и приурочил ее к своему дню рождения. Пришло больше 100 человек, всем понравилось. Не сильно оценивал свои снимки, но понял, что раз уж возник такой резонанс, то стоит поработать в этом направлении.

После этой выставки Дмитрия пригласили провести мастер-класс по тревел-фотографии. Он сделал это с легкостью, аудитория откликнулась настолько, что с этим мастер-классом блогер объехал весь Дальний Восток — объяснял, как делать красивые снимки без специального образования и профессиональной техники.   

— Понял, что аудитория откликается, ей нравятся мои снимки, мои рассказы — мне удается объяснять сложные вещи простым языком. Когда-то я сертифицировался как бизнес-тренер и использовал эти навыки. Потом мы с женой начали «упаковывать» свои знания по путешествиям — у нас уже есть онлайн-школа «Давай путешествовать», где мы рассказываем, как исполнять свои мечты, благодаря путешествиям, при этом, не тратя на это много сил и денег.

В 2012 году Куликовы завели Instagram, российского контента тогда было немного, поэтому аудитория увеличивалась с каждым днем. В итоге через год она достигла 15 тыс. — для 2013 года очень большая цифра. Сейчас у Дмитрия больше 150 тыс. подписчиков в этой социальной сети, а у Ольги — около 85 тыс.

мы в путеш-1.jpg

На специальные курсы по фотографии блогер не ходил — подписался на ведущих тревел-фотографов мира, прочел несколько книг по фотографии и регулярно оттачивает свои навыки на практике. Однако начинающим путешественникам с камерами советует хотя бы немного поучиться на курсах.

— Можно сказать, что за фотографии, которые делал практически без опыта, мне немного стыдно. Я понимаю, что мог бы иметь более качественный фотоконтент из тех стран, которые посетил ранее. Но не сильно переживаю из-за этого — будет повод вернуться.

Желание перемен

Тревел-блогинг для Дмитрия — в основном хобби, хотя и приносящие некоторые дивиденды. Основная сфера деятельности — разработка и запуск новых бизнес-проектов. По признанию путешественника в бизнесе ему нравится заниматься не финансами и не управлением персоналом, а разработкой товара и услуг, упаковкой, его выводом на рынок, повышением лояльности потребителей.

— Я на самом деле человек ленивый и человек, который не любит заниматься тем, что ему не нравится — очень привередливый и избирательный. Был таким с детства и остаюсь таким сейчас, поэтому занимаюсь только тем, что мне нравится и что меня вдохновляет. А когда тебя что-то цепляет, ты отдаешься этому полностью, с большей энергией и креативом.

Первым проектом был городской интернет-портал MoiGorod.ru. Вместе с партнером Дмитрий запустил его в 2000 году. Тогда это было новаторством. Этим проектом будущий тревел-блогер занимался около десяти лет, а потом понял, что ему стало скучно, и стал заниматься поддержкой молодежного предпринимательства и ресторанным бизнесом.

— Как молодого бизнесмена меня приглашали на различные мероприятия с молодежью и, общаясь, стали приходить идеи, как сделать процесс вовлечение в предпринимательство эффективнее. Совместно с мэрией Хабаровска стали делать серию ежегодных молодежных бизнес-форумов. Мы проводили их шесть лет подряд до прошлого года. Они были посвящены определенной тематике, например, в прошлом году сельскому хозяйству, потому что это восходящий тренд на нашем рынке.

Сейчас Дмитрий Куликов занимается развитием двух «зеленых» проектов — жилого дома, построенного по зеленым стандартам, «Культура» и сити-фермой «Зеландия», где выращивают зелень и клубнику по современным технологиям. Дом и его маркетинговая концепция стали уникальны для всего рынка. В прошлом году он получил три федеральных премии в сферах маркетинга, PR и «зеленого строительства». А квартиры в доме были проданы задолго до ввода его в эксплуатацию.

культура-1.jpg

— Мне нравится запускать новые, инновационные проекты. Когда на рынок Хабаровска выходил новый застройщик, меня позвали в команду. Тогда проект был на нулевой стадии, была просто земля, и нужно было что-то делать. У ребят была идея «зеленого» дома и я предложил им усилить это эмоциональными характеристиками — создать дом-сообщество, где поселились бы самые яркие и интересные личности города. Эта история выстрелила. Мы делали мини-фильмы о наших интересных жителях — о воздухоплавателях, яхтменах, спасателях. Регулярно устраивали мероприятия для них: походы в кино, пикники, мастер-классы. Создали некий ареол романтизма, избранности, и дружественности и люди потянулись к нам. По нашим оценкам, не менее 15% дольщиков привели первые покупатели квартир, потому что хотели разделить эту атмосферу с друзьями.

Это проект оказался очень успешным, и теперь компания-застройщик планирует распространить ее по всему Дальнему Востоку. Уже в следующем году компания намерена выйти на Владивосток, а в Хабаровске будет строить еще один подобный проект. Площадка для него уже выбрана.

— Заниматься бизнес-проектами я могу из любой точки мира, постоянно не привязан к месту, могу позволить себе уехать даже на три месяца, возвращаясь к каким-то знаковым событиям, как запуск нового проекта.

В ответ на вопрос, «Можно сказать, что воплотил мечту миллионов — путешествовать, заниматься любимым делом и зарабатывать?», Дмитрий смеется и признается, что не задумывался об этом.

— Но порой, провожая закат на острове Пасхи или фотографируя носорогов на рассвете в Африке, проскальзывает мысль о том, что еще несколько лет назад я мог об этом только мечтать. В процессе жизни об этом не думаешь. Я не живу в сказке, так же есть какие-то бытовые проблемы. Например, вернулся из Африки, а мою машину пытались угнать — взломали замок, приборную панель. Лет десять назад, наверное, в идеале представлял себе такую жизнь, но тогда мне казалось, что путь к этому намного сложнее. На самом деле все оказалось намного проще.

Хабаровск не отторгает

Любимая точка Куликовых на Дальнем Востоке — Камчатка, однако они не прочь открыть для себя другие места. Новая мечта тревел-блогеров — посетить остров Врангеля на Чукотке. Там они хотят поснимать белых медведей и моржей. А еще путешественники планируют летом вернуться в район Шантарских островов.

— Прошлым летом открыл для себя гренландских китов. Как оказалось, был первым, кто побывал на Шантарах на сапборде, и так романтично мы с Олей снял китов, что теперь вся страна, судя по сообщениям в Instagram, хочет туда.

киты-1.jpg

Бухты Охотоморья, облюбованные китами, которые произвели такое сильное впечатление, расположены в родном Хабаровском крае. И покидать его насовсем блогер не планирует — нет ощущения провинциальности или отсталости региона, о чем говорят многие покидающие его. Тем более что поездки по миру помогают отвлечься, если виды улиц дальневосточной столицы приелись.

— В Хабаровске я остаюсь, потому что здесь у меня бизнес-проекты, родственники и друзья, дом «Культура», в котором мы планируем жить. Пока нет поводов и причин переехать куда-либо. Я гражданин мира, у меня нет привязки к городу. Если объективные обстоятельства сложатся так, что мне нужно будет переехать, думаю, особых проблем не возникнет, но сейчас, как и последние 20 лет, Хабаровск меня во всем устраивает. Здесь уютно комфортно, нет огромных пробок, зато есть много солнца и хороших людей. Я объездил немало городов в России, и могу сказать, что Хабаровск легко войдет в топ-7 городов.

По мнению блогера, люди уезжают с Дальнего Востока из-за того, что у них нет возможности отправиться куда-то отдохнуть так же легко, как, например, из Москвы. Сейчас, по словам Дмитрия, эта ситуация меняется во Владивостоке с их ценами на перелеты в Корею, Японию.

— Надеюсь, что со строительством нового терминала в Хабаровске через полтора года такая же ситуация будет и у нас. Если в Хабаровске введут режим «Открытого неба» и благоприятную для авиакомпаний политику, то мы получим много зарубежных рейсов и дополнительную отдушину.

Копия aplace4.jpg

Путешественник отмечает, что для молодежи важно иметь возможность путешествовать, посещать красивые и качественные заведения и покупать одежду модных брендов. По его словам, в этом плане в правильном направлении идет Владивосток — там создают все условия для привлечения популярных марок.

— Если бы все это было в Хабаровске, молодежь бы меньше стремилась уехать отсюда. Не хватает популярных международных марок одежды, кафе. А вторая причина оттока молодежи — профессиональная нереализованность. Пока от этого некуда деваться. Но если нацелиться не на московский рынок, а на развитие наших отношений с Азией, то можно придумывать интересные проекты, реализовывать все свои творческие способности не для маленького Дальневосточного рынка в несколько млн. человек, а насчитывающего сотни млн., азиатского.

В начале ноября Куликовы отправятся в новое путешествие — на этот раз посетят Аравийский полуостров. В маршрутном листе три страны: Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Оман. Из этой поездки тревел-блогеры обязательно привезут множество красивых фото, видео и немного вдохновения для других путешественников.

Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике