Редакция EastRussia разбиралась, почему российско-китайский мост через Амур до сих пор существует только в мечтах и кто отвечает за проект
Кто и зачем будет строить мост
Соглашение о строительстве моста на участке российско-китайской государственной границы в районе населенного пункта Нижнеленинское Еврейской автономной области и города Тунцзян (КНР) было подписано 27 октября 2008 года. Ответственные за исполнение проекта - правительство ЕАО с российской стороны и мэрия города Тунцзян с китайской. Координатор работ - Министерство транспорта РФ и Министерство железных дорог КНР.
Железнодорожный мост через Амур должен стать первым на всей протяженности российско-китайской границы по этой реке. Он уменьшит время перевозки грузов между Россией и Китаем на 7 часов, сократит расстояние транспортировки на 500-700 км.
Барьеров для начала строительства моста нет
4 апреля в Хабаровске под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева прошло совещание по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы Дальнего Востока. По инициативе врио губернатора Еврейской автономной области Александра Левинталя на этой встрече среди прочих обсуждался и вопрос контроля над строительством моста. Левинталь подчеркнул, что для региона это очень важный антикризисный проект: отсутствие моста тормозит экономическое развитие области. На встрече с журналистами врио губернатора сообщил, что перед совещанием Медведев подписал поручение по поддержке строительства трансграничного моста и согласованию его финансирования.
Китай нам поможет
Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрей Островский вспоминает, что разговоры о строительстве этого моста идут восемь лет - и каждый раз мешают затяжки и проволочки. «Поскольку у нас возникают проблемы с финансированием, китайская сторона предлагает полностью вложиться в строительство этого моста. У Китая такие деньги есть, Китай очень заинтересован в строительстве. Но наш Минтранс, естественно, говорит - а мы-то что с этого будем иметь? Если Китай вложит деньги на 100%, то и 100% выгоды тоже он получит. Насколько я знаю, местные власти заинтересованы в строительстве этого моста, но у них денег нет. У нас же ни у кого сейчас денег нет, кредиты под такие ставки взять невозможно», - эмоционально рассказывает Островский.
Эксперт сокрушается, что годы идут, договоры с китайцами подписываются, а ни одного моста через Амур до сих пор не построено. Этот мост нужен России хотя бы по одной причине - необходимо развивать Дальний Восток. Без поддержки Китая, по словам Островского, сегодня мы этот регион не поднимем. «Если еще лет десять назад этот вопрос был дискуссионный - сможем сами обойтись, нам поможет Япония, Америка, Республика Корея, то сегодня уже ясно: основной источник помощи - динамичный, быстроразвивающийся Китай, - объясняет Островский. - У Китая есть потенциал, Китай заинтересован вкладывать деньги. Но они видят наше отношение к этим проектам, фактическому отказу. То есть никто прямо не отказывается, но по сути дела 20 лет идут пустые разговоры. Межгосударственное соглашение по другому мосту через Амур - Хэйхэ-Благовещенск - подписано еще в 1995 году, и никакого моста там до сих пор нет».
По его словам, сначала нужно определить, кто несет ответственность за этот мост, с того и спрашивать. Должен быть проведен тендер на строительство моста, выбран генподрядчик. В качестве примера эксперт привел Керченский мост. Компания Аркадия Ротенберга стала единственным подрядчиком проектирования и строительства переправы в Крым. Если через установленное время она не будет построена, есть с кого спросить. Пока у моста Нижнеленинское-Тунцзян не появится генподрядчик, строительство не начнется.
Российский фонд прямых инвестиций рассчитывает на партнерство с Фондом развития Дальнего Востока...
Российский фонд прямых инвестиций через РКИФ предпринимает всевозможные усилия для начала строительства. В фонде сообщили, что в проектной компании назначен директор, он приступил к исполнению обязанностей, тендер по выбору генподрядчика находится в завершающей стадии. Пресс-служба фонда так прокомментировала ситуацию вокруг моста: «В соответствии с заключенными межправительственными соглашениями, ответственными за реализацию проекта строительства мостового перехода через Амур являются органы государственной власти регионального и федерального уровней в РФ и КНР, а также Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ), который присоединился к проекту в 2013 г. По просьбе Министерства Транспорта РФ в 2014 году РФПИ присоединился к проекту в качестве соинвестора с российской стороны, и был достигнут значительный прогресс: согласованы технические (геологические) параметры строительства моста с китайской стороной, налажено рабочее взаимодействие с провинцией Хейлунцзян и китайским подрядчиком, а также заключено соглашение с Еврейской АО о реализации проекта. РФПИ готов продолжать участие в проекте строительства моста и рассчитывает, что Фонд развития Дальнего Востока обеспечит выполнение всех взятых на себя обязательств, в частности, по вхождению в капитал самого проекта. Ведь именно Фонд развития Дальнего Востока как инициатор этого проекта пригласил РКИФ к совместному участию».
«С момента вовлечения РКИФ в данный проект все переговоры с участниками сделки, включая российскую и китайскую стороны, все ключевые условия реализации обсуждались исключительно совместно с Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Соответственно, все параметры, риски, и механизмы их снижения были изначально известны Фонду развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Сейчас - время совместно работать над снижением этих рисков», - подчеркнули в Департаменте по работе со СМИ Российского фонда прямых инвестиций.
... а Фонд развития Дальнего Востока ждет предложений от РФПИ
Среди ответственных за реализацию проекта РФПИ называет Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В самом Фонде про отвечают: «Формат нашего участия в проекте обсуждается». Представители ФРДВ рассказали, что в 2013-2014 годах Фонд участвовал в подготовке инвестиционного проекта «Строительство железнодорожного мостового погранперехода через реку Амур “Нижнеленинское – Тунцзян”», который реализуется в рамках межправительственного соглашения между РФ и КНР. В сентябре 2014 года между Фондом и РФПИ был подписан меморандум о намерениях, согласно которому РФПИ самостоятельно приступал к реализации проекта, приобретал 100% ООО «Рубикон» и оставлял Фонду возможность войти в число участников проекта в будущем - при соблюдении определенных условий, в том числе связанных с получением необходимых согласований с китайской стороной и «РЖД». «До настоящего времени эти условия не выполнены. Как только проектная компания завершит процедуры согласования, Фонд будет готов оперативно рассмотреть вопрос об участии в проекте. В настоящее время 100% компании "Рубикон", реализующей проект строительства мостового перехода, принадлежит РФПИ. Фонд развития Дальнего Востока дважды направлял в адрес РФПИ предложения о форматах совместной реализации проекта», - пояснили в Фонде.
РФПИ не видит никаких расхождений в совместной с Фондом развития Дальнего Востока работе над проектом, говорит его гендиректор Кирилл Дмитриев, и раз были выявлены риски, значит, нужно вместе постараться их снять. По его словам, предполагалось, что по соглашению, заключенному в сентябре 2014 года, в капитал ООО «Рубикон» войдет и Фонд развития Дальнего Востока, причем доли обоих фондов должны были составить 50%. Более того, предполагалось одновременное вхождение в проект обоих фондов, а также их совместная работа по развитию проекта и снятию существующих рисков. В РФПИ утверждают, что обстоятельно ответили на все предложения Фонда развития Дальнего Востока и не сомневаются, что работы по возведению моста с российской стороны начнутся в ближайшее время.
Минтранс предельно краток
Оптимисты не теряют надежды
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что если этот мост и появится, то только в формате государственно-частного партнерства с последующим платным проездом. «Иначе еще 100 лет будем ждать этот мост. Сейчас ассигнования практически по всей дорожной программе РФ подверглись существенному секвестру. Естественно, вылетело много объектов, в том числе те, о которых специалисты много лет говорят. Про некоторые мосты через Амур разговоры идут с тех пор, как я был младшим научным сотрудником. Бюджетные деньги на этот проект в ближайшее время мы не найдем, значит, надо искать другие варианты», - объяснил эксперт. Блинкин назвал себя большим оптимистом, верящим в то, что при нынешней интенсивности российско-китайских связей в ближайшие пару лет какой-нибудь мост через Амур обязательно появится. Но тут же грустно добавил, что оптимизм его часто подводил.
Текст: Юлия Усачева