Как японский автопром 70-80-ых лёг на русскую душевность
В столице Приморья распахнул свои двери музей японских ретро-автомобилей «Гайдзин». «Музей» – звучит академично. Формат этой новой точки на культурной карте города все же более динамичный: это и полноценный паркинг для раритетов, и объединение фанатов олдскульных авто.
– Раньше делали машины с душой. Сейчас такого нет, – говорит основатель музея «Гайдзин» Виктор Олейник.
Виктору всего 31 год, но для него машины, которые были в ходу в 1980-1990-ых годах – вовсе не «старье». Он хорошо помнит, как его маленького отец сажал к себе на колени и давал порулить. Это было самым настоящим счастьем. А в 12 лет Витя уже помогал реставрировать своему соседу по гаражу Nissan Silvia 1981 года. Сначала ему доверяли только черновые работы, через пару лет он уже был полноценным мастером, разбирающемся в тонкостях дела.
Виктор Олейник
– Это наша история, наша ностальгия. Это лично мое детство, как и многих моих друзей. На этих машинах ездили наши деды, отцы, – делится своими чувствами молодой человек.
Приморье еще называют «автомобильным краем». Все знают, что Владивосток, прежде всего – столица праворульных машин, а потом уже «город мостов» и остальное. Именно в конце 1980-1990-х годов сложилась своеобразная автокультура города с привозами машин морем, с самым крупным авторынком страны «Зелёный угол», с сопутствующими бизнесами, уникальным слэнгом и вовлеченной в этот бизнес значительной частью населения, которой «японки» помогали буквально выжить в те «турбулентные» времена.
Центр выставки - Nissan Pulsar 1982 года, уникальный трансформер Nissan EXA 1985 года
Действительно, для Приморья и Владивостока японские машины – это нечто особенное. Именно доступные «японцы» «сняли корону» с обладания автомобилем, превратив его в массовое явление. И не только. С появлением «королл» и «корон», «сайр», «крест» и «марков» жители региона ощутили себя приближенными к роскоши. Чего только стоят королевские велюровые салоны пурпурного и синего цвета! А уж по технологичности «японки» тогда легко укладывали на лопатки весь прочий мировой автопром, не говоря уж про отечественный.
- В те годы между ведущими концернами, выпускающими автомобили, была жесткая конкуренция. Это вылилось в серию уникальных технологических решений, которые позже были применены у других автомобилей. Сенсорная панель, CD-чейнджер, датчик топлива и масла, бортовой компьютер, управляемая подвеска, круиз-контроль, сенсорный климат-контроль…
Для сознания советского человека это было как выход в космос. До сих пор эти модели воспринимаются как надежные, мощные, крепкие болиды, каждый со своей харизмой, - комментирует Виктор.
Сейчас экспозиция музея насчитывает до 30-ти машин. Самым старинным экспонатом пока считается Toyota Crown 1979 года. Центр выставки - Nissan Pulsar 1982 года, уникальный трансформер Nissan EXA 1985 года, Toyota Corona 1982 года, Toyota Soarer 1981 года, Mazda Eunos Roadster 1989 года и другие. Гордостью музея является культовый Toyota Mark II в 71-м кузове (так называемый «черностой») в двух моделях, одна из которых – с редким синим велюровым салоном.
Королевский салон в синем велюре
Есть и свежие машины, успевшие громко заявить о себе, например, Toyota Supra 2020 года выпуска.
Вроде бы всё это – наше совсем недавнее прошлое. Все мы помним такие истории, когда сосед купил одну «бэушку» – разбил – купил вторую. Жизнь была лихая, деньги – тоже лихие, и тогда было не жалко. Но для сегодняшних коллекционеров эти «старички» – ценные во всех смыслах экземпляры. Средняя стоимость такого авто – от миллиона рублей. Восстановление, поиск деталей, реставрация тоже стоят немалых денег. Некоторые детали, рассказывает Виктор, можно искать по всему миру.
Искать и реставрировать лучше сообща, поэтому приморские фанаты японских машин объединились в комьюнити. Отчасти результатом этого объединения и стал музей.
– У меня много друзей, которые также фанатеют, мы общались, но разрозненно. Я мечтал о каком-то сообществе, но пока не понимал, в каком формате это должно происходить, – рассказывает основатель музея. – В Москве увидел магазин японских авто, и меня осенило: такой музей обязательно должен быть во Владивостоке.
Виктор заимствовал подход москвичей, когда участники сообщества оставляют для выставки свои коллекционные авто, оплачивая за них арендное место. Одновременно помещение может работать для приема посетителей и демонстрации коллекции. Буквально за месяц идея воплотилась в реальность.
– Такой формат всем понравился. Перед коллекционерами часто стоит проблема хранения своих экспонатов, музей предоставляет площадь. Здесь машины под крышей и под охраной. Посетителям тоже интересно, поскольку экспозиция меняется и дополняется каждую неделю – хозяева могут забирать свои машины и ставить другие, – поясняет мужчина.
Своей задачей Виктор считает сохранить наследие японской промышленности и показывать ее как часть социально-культурного пространства определенной части истории Владивостока. В дополнение к машинам музейщик уже сейчас готовит стенд с документальными и иными артефактами по истории привоза машин в приморскую столицу.
– Почему мне это всё нравится? Не знаю. Машины – как люди. Каждая – как личность, со своими невзгодами, болячками, чудесами воскрешения. Любая машина похожа на своего владельца, является его продолжением. Так сложилось, что я – ретроград. На днях гнал из Дальнегорска Honda Prelude, получил колоссальное удовольствие. Поставил на кассете старый альбом Aerosmith – семь часов дороги пролетели незаметно. Я хочу продлевать жизнь тому, что мне приносит счастье», – говорит Виктор.
Яна КоноплицкаяНа волне подъема туристического потока во Владивостоке открылся музей трепанга. Проект, посвященный одному морскому животному, уникален – таких музеев в мире больше нет. Он по-новому раскрывает сокровища Приморского края. Даже коренные приморцы мало знают об этой голотурии и ее полезных свойствах для организма. А основатель музея, Дмитрий Павлов – в прошлом гид-переводчик по Китаю – уверяет, что наши китайские соседи знают о трепанге гораздо больше, чем мы.
Природа Приморского края притягивает российских и иностранных туристов как магнит. Одним из главных пунктиков, за которыми едут все жители центральной России и соседи из Азии, это морепродукты. Бухты края богаты моллюсками: устрица, спизула, мидии, гребешок, морской еж, трепанг. Все это можно отведать здесь в степени свежести «только что из моря».
Фото: Корпорация развития Дальнего Востока
Но есть еще одна важная историческая деталь, которая, как говорится, обязывает. Владивосток на старых китайских картах обозначен как Хайшеньвэй, что переводится не иначе, как «бухта трепанга». Многие поколения азиатов прекрасно знают, что эти места – родина редкого дальневосточного трепанга, «эликсира бессмертия», как они его называли. Разными путями китайцы добывали его в наших бухтах, а потому тяга азиатов к Владивостоку сильна и по сей день.
По словам Дмитрия Павлова, рано или поздно Музей трепанга во Владивостоке должен был появиться.
- Раньше, во времена моей работы гидом, меня удивлял тот факт, что китайцы мало знают название города Владивосток – но знают Хайшеньвэй. И про то, что у нас водится полезный трепанг, знали лучше наших земляков. Точнее, они лучше знали его уникальные свойства. Для них слово «трепанг» – синоним слову «Владивосток». А потому они искренне верят, что Музей трепанга в нашем городе – это главный музей города. Поэтому, рано или поздно, он должен был появиться, - уверен Дмитрий.,
Дмитрий Павлов, основатель музея трепанга
То, что китайцы знают о нашем трепанге больше, Дмитрию показалось не совсем справедливым. Конечно, приморцы знают, что трепанг — это морепродукт и деликатес, который можно употреблять в пищу, что он полезен, но чем именно – знают далеко не все. Китаеведу хотелось, чтобы как можно больше соотечественников и владивостокцев знали о том уникальном наследии, которое досталось им от природы. Знали, гордились и берегли. Да, трепанг обитает не только в водах Японского моря, но и в Охотском и других морях. У берегов Китая трепангов добывают около 20-ти различных видов, но именно дальневосточный трепанг, родина которого – Владивосток, по своим характеристикам превосходит всех своих собратьев, а значит, и ценится выше.
Владивостокцы воспринимают наличие трепанга как нечто само собой разумеющееся. Как сопки и бухты. «Морской огурец» готовили и употребляли в пищу давно, ведь он полностью состоит из ценного белка. До сих пор его можно выловить практически в городских акваториях, например, в Амурском заливе. Конечно, раньше здесь его было гораздо больше и попадались крупные экземпляры. Собрать трепанга можно было в любом месте на побережье от Токаревской кошки до железнодорожной станции «Санаторная» - город тянется вдоль берега. Для этого нужно было всего лишь зайти в воду – теплолюбивый трепанг встречался даже на «детской» глубине «по колено». Эти времена вспоминают старожилы с теплотой, но и сейчас, нырнув с маской на 3-5 метров, можно легко обнаружить иглокожих, лежащих на дне тут и там.
Фото: Музей трепанга
— Трепанг — это не просто морепродукт, который придает дальневосточной кухне особенный колорит. Это своего рода символ Владивостока, и с ним связано большое количество легенд и поверий. Самые интересные из них переплетаются именно с китайскими историческими фактами. Посетители музея получают наиболее полную информацию о трепанге, чтобы понять, что морское животное несет в себе гораздо больше истории о Приморье, чем они могли себе представить, – говорит директор Музея трепанга Дмитрий Павлов.
В своем музее – кстати, частном – Дмитрий ведет просветительскую деятельность, рассказывая о сокровищах России. Это не только экстракт трепанга, это и березовый гриб чага, и медвежий и барсучий жир, которыми русские лечились много веков. Но, разумеется, большая часть экспозиции посвящена морскому «зверю». Посетители музея с удивлением узнают, что этот уникальный организм – один из древнейших ныне живущих на Земле, ему насчитывается 500 миллионов лет. А еще это животное – рекордсмен по количеству содержащихся в его тканях аминокислот (22!) и элементов таблицы Менделеева (40!). За счет этого он обладает редчайшей среди живущих на планете существ способностью регенерировать. Будучи разделенной на несколько частей, одна особь трепанга способна полностью восстановиться в полноценное животное за несколько месяцев. Ну разве это не удивительно?
Несколько залов повествуют гостям об условиях обитания и распространения трепанга, а также о его свойствах, представляющих для человека уникальный источник восстановления здоровья и жизненных сил. Проводят экскурсии профессиональные экскурсоводы-консультанты на русском, китайском, корейском, английском языках.
В музее используют все, что может рассказать о море – заспиртованные экспонаты трепангов в колбах, картины местных художников, штурвал, корабельную мачту, старую географическую карту. И, конечно, красивые фотографии морских глубин.
Конечно, самым логичным для музея трепанга шагом была бы установка аквариумов, в которых посетители могли бы посмотреть на живого героя рассказов гида. Но пока это слишком дорогое мероприятие, говорит Дмитрий, ведь музей – частный.
- Несмотря на свой невзрачный вид, «морской огурец» очень требователен к условиям содержания. Не так-то просто держать трепанга в аквариумах. Нужны морская вода определенного состава и солености, температура, освещение. Отдельно нужно сказать о корме, ведь голотурии – санитары морей. Они кормятся тем, что собирают на дне: останками погибших морских обитателей, водорослями, мелкими животными. Пока для нас такой аквариум – мечта, к которой мы идем, - рассказал Дмитрий.
До пандемии подавляющее количество гостей музея было из Китая, Японии, Кореи. Это и понятно: азиаты знают толк в таких вещах. Беседуя с корреспондентом EastRussia, Дмитрий даже извинился за то, что предпочтение отдавалось именно иностранным туристам. «Многие горожане жаловались, что хотели бы посетить интересный музей, но он постоянно находился на спецобслуживании. Это правда. Каждый день к музею подъезжал автобус за автобусом с группами туристов, и все наши гиды и переводчики были заняты», - рассказывает Дмитрий.
К слову, в первый год жизни музея в нем побывало более 100 тысяч человек.
Фото: Музей трепанга
Ситуация изменилась, когда страны ввели ограничения в связи с коронавирусом. Турпоток перераспределился в сторону внутреннего туризма, и теперь музей посещают туристы из центральной России, а также группы детей из школ Владивостока и Приморья. Специально для маленьких посетителей был разработан захватывающий квест «Найди золотого трепанга», чтобы ребята усваивали информацию в игровой форме.
Пространство музея также работает и как место для научно-практических конференций по изучению моря и морских обитателей.
Кстати, для туристов западной России название «морской огурец» более понятно и знакомо – в отличие от слова малайского происхождения tripaing.
- Когда мы приезжаем в столицу страны на выставки, сразу заметна разница. Москвичам малоизвестен «трепанг», зато когда говоришь «морской огурец», они сразу понимают, о чем идет речь, - делится Павлов.
Это странное беспозвоночное животное называют еще «морским женьшенем», и неспроста. Продукция из трепанга укрепляет иммунитет, увеличивает работоспособность, восстанавливает работу внутренних органов. За это наши братья-азиаты, предпочитающие природное лечение, и ценят трепанг. Наверное, логичным продолжением рассказов об уникальности и пользе дальневосточного трепанга стало налаженное основателями музея производство БАДов с трепангом. Их можно приобрести прямо в музее.
Для производства этих добавок Дмитрий наладил сотрудничество с местными морскими фермами, которые выращивают трепанга в условиях, приближенных к естественным. Также музей взаимодействовал с учеными Приморского края, изучавшими свойства трепанга, которые разработали способ переработки сырья и состав капсул.
Открытый в 2018 году, музей успел собрать немало регалий, он занял свою нишу в туристическом Владивостоке и стал действительно необычной визитной карточкой города, вобрав в себя просветительскую миссию, интересный объект с точки зрения туризма и несомненную пользу для здоровья от него - уникального морского животного трепанга.
Фестиваль собрал любителей исторических реконструкций из многих дальневосточных регионов, а благодаря участникам из Казахстана он вправе именоваться международным. Организаторы устроили гостям путешествие в широком диапазоне времён – от Средневековья до Афганской войны. Корреспондент EastRussia погрузился в историю вместе с семьёй.
Величественные и недоступные, обаятельные и даже комичные, романтичные и трогательные – такими предстают краснокнижные орланы на снимках фотографов из Владивостока. В начале апреля царственные птицы покидают столицу Приморья, чтобы вывести птенцов вдали от городской суеты, окунуться в которую еще десять лет назад так массово они не стремились. А теперь каждую зиму проводят время в компании с фотографами, которые кормят птиц селедкой и с удовольствием их снимают.
Вплоть до конца марта увидеть орланов в центре Владивостока можно с той же вероятностью, что и чаек. Посреди городского шума они проводят сытую зиму, которую им обеспечивают любители птиц и фотографы. Весной краснокнижные хищники встают на крыло и покидают Владивосток. А когда-то их и вовсе не было – так, залетала одна-другая особь и, не найдя корма, обходила стороной эту оживленную и шумную точку на карте.
Поначалу орланы не совались в центр, на набережную Цесаревича. Они высматривали добычу в порту – при перегрузке рыбы кое-что падает за борт. Этим немногочисленные хищные птицы и довольствовались. Пути орланов изменились, когда фотографы соблазнили горделивых птиц дармовой рыбой, чтобы сделать удачные кадры. Первооткрывателем фотоохоты на орланов во Владивостоке стал Евгений Слободской, но массовый интерес людей с фотоаппаратами возник тогда, когда орнитолог-любитель Ольга Васик стала выкладывать в социальные сети свои «трофеи»: фотозарисовки из жизни осторожных птиц, которые подпускали её к себе достаточно близко.
Ольга работает в Дальневосточном отделении РАН, но не учёным, а главным специалистом управления организации научных исследований. Птицами, и не только орланами, интересуется давно и не по долгу службы, а по велению души и сердца.
Ольга Васик, фотограф, орнитолог-любитель, главный специалист УОНИ ДВО РАН
Всегда, когда есть возможность, отправляется вместе со своими друзьями-учёными в экспедиции по изучению птиц в самых отдаленных уголках Дальнего Востока – в качестве фотографа.
Войти в доверие этих диких птиц было и просто, и непросто. Пропуском в мир орланов для Ольги стал пакет свежемороженой селёдки: с таким гостинцем встречает она их в декабре, когда встает лёд в бухтах окрест Владивостока. Спустя пару сезонов птицы стали узнавать свою кормилицу в лицо.
Так и появилась у орланов новая питательная локация, да не где-нибудь, а прямо в центре города. Благодаря соцсетям, захватывающие фотокадры пикировок орланов увидели горожане и другие собратья Ольги по объективу. Ольге удалось собрать вокруг своего увлечения целое сообщество почитателей красивых и редких птиц. И теперь зимой, на набережной Цесаревича, можно видеть целые группки людей с фототехникой и пакетами рыбы.
Орланы охотно принимают щедрое угощение. Они съедают свою добычу сидя на льду или прямо на берегу, а после сытного обеда рассаживаются по деревьям, вдоль набережной и наблюдают за жизнью города.
Через несколько зим Ольга заметила, что в Золотой рог на точку кормёжки прилетает всё больше орланов. К примеру, этой зимой над бухтой кружили до 20 особей. Есть как орланы-белохвосты, так и очень редкие белоплечие орланы.
– Орланов можно встретить в Японии на Хоккайдо, на Парамушире, на Камчатке – в дикой местности. Но вот чтобы они появлялись в городе, да еще так массово, это редкость, - рассказывает Ольга. – Их интерес понятен: орланы предпочитают не тратить силы на добывание пропитания самостоятельно, если есть искусственная кормовая база. Так поступают многие птицы: самые известные из них синицы и воробьи. Но как только прекратится кормёжка, они улетят добывать пищу в другое место.
Орнитолог Олег Бурковский уверен: мы наблюдаем уникальную историю, когда дикие птицы обитают в среде, которую создал человек. Они приспособились к новой среде, чтобы выжить.
– Для всех животных, птиц зима это стресс. И доступность корма в эти тяжелые месяцы – на первом месте. Наверное, орланы почувствовали безопасность, поэтому стали кормиться от человека. И это несмотря на интенсивное движение автомобилей, ночное освещение, высокий уровень шума. У орланов, как и у всех птиц, действует «стайность»: если одна птица держится на территории, другая смотрит и повторяет. Это объясняет их массовое скопление в Золотом роге. Честно говоря, я не знаю другого похожего случая, чтобы орланы обитали в городе. Это «фишка» Владивостока и его украшение, – говорит Олег.
Разглядывая кадры со съемок, Ольга Васик поняла, что ежегодно на набережную прилетают одни и те же орланы. Если приглядеться опознать их несложно - каждая птица уникальна и явно выделяется среди своих сородичей – по отсутствию когтя на лапе или по разорванному крылу, или даже по осанке и манере держаться. Так появились яркие главные герои фотосессий, любимчики: Эквилибрист, Старый Солдат, Самурай, Бородач и другие – фотограф закрепила за ними характерные эмоциональные прозвища.
Удивительно, сколько эмоций можно считать на каждом птичьем «лице», в каждом взмахе крыла и позе. Вот орлан обиделся, подбоченился и насупился. А вот не выспался и, нахохлившись, смотрит исподлобья. Этот весел и доволен жизнью, смотрит на всех свысока – и в прямом, и в переносном смысле. Порой, между птицами разворачиваются целые спектакли с комичными и драматичными сценами. Всё как у людей: борьба за власть, борьба за лакомый кусок, любовь.
На самом ли деле орланы полны эмоций, или люди видят их такими – неизвестно, но в накале страстей птицы, порой, делают вещи, не свойственные их природе.
Так, Эквилибрист заслужил своё прозвище за немыслимые для орланов пируэты – он ест рыбу прямо в воздухе, в полете. Обычно так пытаются делать молодые орланы, взрослые – более опытные предпочитают сесть на дерево или на лёд и там пировать. Вообще орлан не самая маневренная птица и схватить трофей в воздухе для него, в самом деле, эквилибристика высочайшего уровня. Добавить к этой картине конкуренцию с вездесущими чайками и воронами, которые только и ждут, когда летящая из рук человека рыба сверкнёт в воздухе, и становится очевидно, каких высот достиг Эквилибрист в управлении своим телом.
Иногда в воздушных баталиях орланы падают в воду. Как-то Ольга наблюдала картину, когда упавший орлан достаточно долго, метров 20-30, плыл к берегу, что случается очень редко, ведь это абсолютно не водоплавающий вид, у них намокает оперение и они могут легко погибнуть. Был сильный мороз с ветром, орлан вымок, но выбрался на берег. Но пока он плыл, другой орлан пытался его притопить, что тоже нехарактерно для этого, в общем-то, дружелюбного и невоинственного вида пернатых.
– Птицы – они как люди. У них однозначно есть и эмоции, и настроение. У них нет мышц на лице, чтобы показать мимику, но в арсенале есть взгляд, поза, манера держаться. Птицы не умеют притворяться, поэтому их поведение полностью соответствует внутреннему состоянию на данный момент. И, кстати, они способны «узнавать» отдельных людей – так же, как собаки или кошки. Ольгу они считают за «свою». Никаких сомнений в том, что этот фотограф прикормила целую группировку, у меня, как у специалиста, нет. Это полностью ее заслуга, – комментирует Олег Бурковский.
Интерес к этому необычному содружеству дикого орлана и городского человека оказался столь явным, что уже через несколько лет у мастеров фотографии накопилось много материала, которым они решили столь же щедро делиться. Так во Владивостоке появился фотофестиваль орланов.
Сейчас наступает весна, и орланы торопятся найти уединенные места, чтобы высидеть потомство. Лёд в Золотом роге сошёл, теперь охотиться орланы могут повсеместно. Они нарезают прощальные круги над городом, а их опекунам и любителям птиц лишь остаётся ждать следующего декабря.
О том, что может предложить сервис аренды автомобилей RexRent путешественникам Дальнего Востока, рассказал генеральный директор компании Евгений Мелехин в интервью EastRussia на III Всероссийском туристическом форуме, состоявшемся в Хабаровске.
— Ранее мы были подразделением компании Avis — прокатного холдинга мирового масштаба. Avis покинула российский рынок, а мы продолжили работу и произвели ребрендинг. Поэтому одна из основных целей сегодня — повышение узнаваемости бренда RexRent. Условия работы компании и сервис не изменились и имеют много преимуществ, судя по обратной связи, поступающей от наших клиентов.
Мы позиционируем себя как VIP-сервис, особенно в секторе работы с юридическими лицами. Широкий спектр услуг и действительно высокий уровень обслуживания не характерен большинству конкурентных компаний. Если говорить в целом про бренд RexRent, то мы одна из крупнейших федеральных сетей в России, имеющая представительства в 20 городах.
RexRent на 100% белая компания. Одно юридическое лицо, все прозрачно и открыто с правовой точки зрения. Кстати, на одной из сессий форума обсуждали, что в туристической отрасли преобладает наличный расчет, затрудняющий белую бухгалтерию и отчетность. Поэтому государство стремится к безналичной системе платежей в сфере туристических услуг. Мы, вероятно, одни из первых, кто ведет бизнес абсолютно прозрачно, показывая 100% официальных доходов. Для RexRent не составит труда перевести все сервисы на безналичную форму оплату, ведь мы и раньше работали честно в правовом поле и к нашим клиентам
Еще одним глобальным отличием нашей компании от игроков конкурентного рынка является качество и количество единиц автопарка. На текущий момент число автомобилей перешагнуло двухтысячный рубеж. Машины находятся в эксплуатации не более двух лет: 95% составляют автомобили не старше двух лет с пробегом менее 60 тыс. км. Есть небольшое количество автомобилей, произведенных более двух лет назад, но их пробег не превышает 20−30 тыс. км.
Мы предлагаем три базовых продукта: краткосрочная аренда, подписка сроком от одного до 24 месяцев и операционная аренда продолжительностью от двух до пяти лет. Есть еще два смежных продукта: аренда с услугами водителя и предоставление подменного автомобиля.
— Что-то изменилось в бизнес-процессах после ухода Avis?
— Безусловно, перемены были неизбежны. Avis забрал свою платформу, свою систему управления. Команда, которая осталась в России, адаптировалась к новым реалиям, перестроила все процессы. Пока всё не на 100% автоматизировано, но мы работаем над этим. И это будет только отечественный софт.
Мы готовим выход нового сайта в ближайшее время. Юридические лица и агенты-партнеры получат доступ к личным кабинетам на базе сайта. Параллельно идут работы по внедрению цифрового управления. Это очень важные изменения, которые существенно модернизируют внутреннюю автоматизацию.
— Вы сказали, что уже выступаете одним из крупнейших игроков на рынке. Что дальше? Планируете расширяться или удерживать существующую долю, оптимизируя все процессы?
— Да, мы уже в числе крупнейших федеральных игроков, но этого недостаточно для того, чтобы развиваться. Просто удерживать долю также недостаточно. По планам бюджетной бизнес-модели в ближайшие 2−3 года стремимся к значительному приросту. Это будет экспансия в регионы. В частности, на Дальний Восток. Планируем расширятся, увеличивая численность городов до десяти в год. Работать будем поэтапно, анализируя потребности рынка.
— В сетевых СМИ много говорят о том, что каршеринг убивает классические схемы аренды автомобилей. Что Вы на это скажете?
— На самом деле каршеринг нам помогает. Современные услуги каршеринга, проката электросамокатов, велосипедов показывают потребителю, что проще взять технику в аренду, чем покупать. Наши сограждане в большинстве случаев считали так: «Если я плачу, я должен что-то получить в итоге». Но аренда самоката не подразумевает того, что он станет собственностью клиента. Поэтому сейчас очень хорошо развивается финансовый лизинг. К примеру, в Европе уже давно развит операционный лизинг. И популярность аренды автомобилей продолжает расти.
Со временем и мы к этому придем. Поэтому и каршеринг, и операторы СИМов (средств индивидуальной мобильности) помогают прививать культуру аренды, временного пользования техникой в России. Это плюс и для нас — спрос на услуги аренды ежегодно растет.
В каршеринге есть три крупных игрока, которые представлены в городах-миллионниках: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Казань… В менее населенных городах каршеринг развит слабо, если существует вообще. Это легко объяснить необходимостью колоссальных вложений. С точки зрения бизнеса каршеринг — дорогое удовольствие: срок окупаемости приближается к 10 годам. А первые представители этого бизнеса появились около 10 лет назад, поэтому только сейчас начинают чувствовать себя более-менее уверенно.
Скажу больше, что у нас есть совместный проект с одним из таких участников рынка: он является агрегатором, а мы — официальным партнером. Предоставляем машины в аренду на срок от одного дня до двух лет под его торговой маркой. Иными словами, это классическая краткосрочная аренда и подписка, но под брендом каршеринговой компании. Они все больше и больше уходят в агрегацию — это проще, меньше инвестиций. Вкладывают преимущественно в автоматизацию, а не в обслуживание, поэтому наша компания как раз может предоставить высокий уровень сервиса рынку, формирую синергию совместно с партнерами. Выигрывают все!
— Где на Дальнем Востоке вы представлены, куда собираетесь в ближайшее время зайти? Какова, по-вашему, специфика дальневосточного рынка?
— Дальний Восток сейчас имеет колоссальный потенциал роста и развития. Государство уделяет огромнейшее внимание этим регионам. Существующие маршруты наземного общественного транспорта не обеспечивают оптимальное сообщение между населёнными пунктами. Для нас это прекрасная почва для развития.
Если говорить о дальнейшей географии и внедрении в другие города… мы ожидаем, что вернемся в Хабаровск. Сейчас офис компании RexRent расположен только во Владивостоке, но мы планируем открыть представительства в Хабаровске, в Благовещенске. На этих территориях уже есть наши клиенты. В данный момент занимаемся анализом спроса и предложения тематического рынка. Анализируем целесообразность присутствия на Камчатке и на Сахалине. Но пока это только наблюдения, планирование и расчеты.
Надо просчитать экономическую сторону. Она состоит не только из стоимости автомобилей. Сюда необходимо включить расходы на доставку и обслуживание. Кроме прочего, необходимо организовать качественное ТО, шиномонтаж, мойки и так далее. Здесь много факторов – составляющих стратегического планирования. Поэтому в планах на ближайший год зайти только в три-четыре региона. Но RexRent однозначно будет подстраиваться под запросы туриндустрии.
Мы посетили приехали на III Всероссийский туристический форум в Хабаровске, чтобы познакомиться, чтобы о нас узнали. Сегодня выступили коллеги от маркетплейсов, компании из туриндустрии. Очевидно, что на маркетплейсах мы должны присутствовать. Человек ищет тур и сразу задает вопрос: как куда добраться? Сначала поездом, автобусом, самолетом. А дальше появляемся мы и даем возможность комфортного перемещения по Дальнему Востоку.
— Ваш парк примерно на 80% это китайские автомобили. Почему так и как они себя показывают?
— Всё очевидно. С 2021 года прекратились поставки многих европейских и японских брендов. Мы начали закупать китайские марки. Нам необходимо, чтобы автомобиль обязательно был новым. Напомню: наши машины не старше двух лет. Также важно обслуживание автомобиля у официального дилера, чтобы все было застраховано, действовали гарантии. Мы в прямом партнерстве с импортерами. Они слышат обратную связь от россиян, оперативно подстраиваются и через три-пять лет (по моим прогнозам) займут российский рынок. И займут так плотно, что места для других игроков практически не останется.
— Цены на машины взлетели и приземляться не собираются. Утильсбор тоже повышается. Как это отражается на ценообразовании? Не станет ли аренда автомобиля роскошью?
— Конечно же уровень цен оказывает влияние, ведь бесплатных денег не бывает. На покупку автомобилей оформляются кредитные линии по плавающей ставке. Хеджированные риски, как правило, дороже. Мы пока на плавающей ставке. Ожидаем, что в следующем году инфляция стабилизируется, ключевая ставка уменьшится, а мы сможем снизить цены.
Если говорить про стоимость рынка и прогнозируемые изменения, то мы пока в ожидании… Важно отслеживать динамику рыночной стоимости, чтобы максимально выгодно реализовать фонд. В целом понятно, что не будет какого-то ажиотажа, а мы будем подстраиваться по текущие реалии.
— Вы уже затронули вопросы сервиса. Опыт у вас богатый. Что сервис сможет предложить в следующей ситуации? На Дальнем Востоке у арендатора что-то произошло с автомобилем. Да еще и зимой. Например, машина утром не заводится в связи с экстремальными минусовыми температурами. Или возникла непредвиденная поломка на местности, где отсутствует мобильная связь… Таких участков на дорогах здесь все еще очень много.
— Если речь идет о «заморозке» или поломке в зоне действия мобильных сетей — один звонок, и наши сотрудники выдвинутся в указанную точку. В зависимости от ситуации, помогут запустить двигатель или предоставят подменную машину. Но таких инцидентов возникает крайне мало, ведь все автомобили новые и проходят обслуживание по регламенту. Новый автомобиль — однолетний, двухлетний не показывает проблем с аккумулятором, маслом. Нехарактерны ему и дефекты двигателя. Новая машина — залог безопасности и гарантии, что клиент доберется в пункт назначения.
Даже непредвиденная ситуация в отдалении от представительства RexRent не будет поводом для волнения — практически в каждом городе есть наши партнеры. Мы представлены на Дальнем Востоке с 2012 года, взаимодействуем с партнерскими сервисами, дилерами, которые постоянно на связи. Они могут предоставить эвакуатор, оказать необходимую помощь в тех случаях, когда рядом нет наших специалистов.
Даже если чрезвычайная ситуация случилась в совершенной глухомани, найдется выход. Все автомобили оборудованы системой помощи ГЛОНАСС, которая и в автоматическом режиме передаст сигнал бедствия. К примеру, если произошло серьезное ДТП, и водитель не сможет сообщить о случившемся.
— Продолжим тему дальних поездок… На вашем сайте я не нашел ни одного предложения кемпера, дома на колесах. А ведь это глобальный тренд, не только дальневосточный. Как так?
— Что ж, смотрите: дело в том, что политика компании была всегда совершенно четкой: мы работаем только с новыми машинами до достижения определенного пробега или двухлетнего возраста. Только представленные в России марки и так далее… Но в случае, если нынешняя экономическая обстановка потребует других решений, мы проявим гибкость и сможем изменить концепцию.
Если аренда автодомов и прицепов будет востребована, RexRent однозначно займет эту нишу. У нас есть партнер, который помогает в этом направлении. Сможем предложить эти услуги в коллаборации с ним.
У нас были партнеры, которые брали в долгосрочную аренду автомобили с жилыми модулями. Если не ошибаюсь, в Мурманске. Мы предоставляли оборудованные прицепы для проживания работников, обслуживающих дальние объекты. Это была разовая кампания, никак не связанная с туризмом. Но опыт работы с «домами на колесах» мы приобрели.
К сожалению, новых автодомов, кемперов, прицепов на нашем рынке не так много. И это серьезная проблема. Производство есть, но оно скорее штучное. Самые активные производители выпускают около 100 моделей в год. И массового завоза в Россию из того же Китая пока нет, что обусловлено проблемами сертификации и т.п. Да и сам рынок все же маленький, но мы следим за ним и будем подстраиваться под эту историю и подхватывать её.
Как бы то ни было, мы уверены, что RexRent, будет расширять географию посредством освоения дальневосточных территорий.
Владивостокская таможня отмечает рост автомобильного импорта с момента введения санкций в августе 2023-го года — в июне количество машин, преимущественно ввозимых из Японии и Южной Кореи, достигло 25 тысяч. Почему несмотря на санкции автоимпорт активно растёт, выясняло EastRussia.
Автоблокада с Востока
За 1 полугодие 2024 года Владивостокская таможня оформила 118 тысяч автомобилей физических лиц для личного пользования. В июне количество ввозимых авто увеличилось и достигло 25 тысяч.
«Отмечается помесячный рост с момента введения автомобильных санкций (с августа). Для сравнения, в прошлом, в 2023 году, в июле был поставлен рекорд в 30 тысяч оформленных автомобилей», — сообщила агентству представитель таможни.
Последние годы автоимпорт из Восточной Азии находится под серьёзным давлением. В августе 2023 года Япония запретила экспорт в Россию автомобилей с бензиновыми и дизельными моторами объёмом более 1,9 литра, гибридных машин и электрокаров. В декабре того же года к санкциям присоединилась Южная Корея, ограничившая вывоз в РФ автомобилей с моторами объёмом от 2 литров.
Серьёзным испытанием для импортёров стали ограничения, введённые российской стороной. В частности, повышение ставок утилизационного сбора в августе 2023-го года согласно постановлению правительства №1118. Однако несмотря на все эти барьеры статистика Владивостокской таможни уже приблизилась к досанкционным показателям прошлого года.
Для ограниченного бюджета
Среди причин участники рынка выделяют несколько факторов. Во-первых, сегодня у россиян практически нет вариантов приобрести бюджетный автомобиль, кроме как в странах Восточной Азии, поясняет директор компании Carwin Дмитрий Забора. Китайский автопром относится к другому ценовому сегменту, и новые машины в автосалонах стоят не меньше 2 млн рублей. Политика КНР препятствует вывозу из страны дешёвых подержанных автомобилей, а б/у рынок автопрома из Поднебесной ещё не сформировался в России. Таким образом, для тех, кто располагает суммой до 800 тыс. — 1,5 млн рублей, основные каналы поставок замкнулись на Японии и Южной Корее.
«Конечно, введение санкций ограничило выбор, но немало бюджетных моделей из Японии по-прежнему доступны. Кроме того, сегодня из Азии везут очень много машин европейских брендов», — рассказал Дмитрий Забора.
К примеру, большим спросом у российских покупателей пользуется Honda Stepwagon c двигателем объёмом 1,5 литра. Цены на такие машины 2015-2016 гг выпуска стартуют от 1,4 млн рублей. Популярны так же Honda Freed и Fit. Привезти из Японии автомобиль Honda Freed 2009 года выпуска можно за 800 тысяч рублей, а 2020-2021 гг - за 1,5-1,6 млн рублей. Honda Fit стоит от 850 тысяч рублей за модель 2013 года выпуска. Последнее четвёртое поколение 2020-2021 года обойдётся от 1,1 млн рублей. Из кросоверов лидируют Honda Vezel и мини-кросовер Toyota Raize стоимостью до 1,5-1,8 млн рублей.
Что касается европейских брендов, из Японии и Южной Кореи везут большое количество различных моделей от Volkswagen Passat B7 2012-2013 гг. до BMW 218i 2015-2017гг, которые с двигателем 1,5 турбо могут стоить порядка 1,1 млн рублей.
По словам импортёров, спрос на б/у автомобили из Восточной Азии растёт по всей России, включая её западную часть. Следуя этому тренду, некоторые салоны, которые раньше специализировались на новых автомобилях, стали продавать иномарки с пробегом.
Дорогами реэкспорта
И следующая причина, по которой Владивостокская таможня фиксирует прирост, это ограничения, введённые в отношении стран Таможенного союза (ЕАЭС), где перевозчики растаможивали автомобили, чтобы сэкономить на пошлинах. Такой оценкой делится автоэксперт, представитель одной из сертификационных лабораторий Владивостока Денис Максименко. Пониженные таможенные пошлины на территории Евразийского экономического союза создавали лазейку для импортёров, которые отправляли машины через Кыргызскую Республику, Беларусь и Казахстан. Но с 1 апреля 2024-го года вступил в силу новый порядок расчёта размера платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран ЕАЭС, который фактически закладывает недоплаченные налоги и сборы в сумму утилизационного сбора. Соответственно, большой поток автоимпорта из Южной Кореи, ранее проходивший, в частности, через Киргизию, теперь напрямую отправляется в порт Владивосток.
«Правительство приняло корректировки к документу по утилизационному сбору — это заставило тех, кто «хитрил» и завозил машины в Россию через страны ЕАЭС, изменить логистику. Соответственно, Владивосток сразу стал основным портом, куда поступают автомобили из Республики Кореи, которые раньше в большинстве своём везли через Кыргызстан», — поясняет Денис Максименко.
Этой весной авторынок ощутил скачок спроса в преддверии нововведений, отмечает руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом компании «Сумотори-Авто» Павел Зайцев.
«Покупатели стремились реализовать отложенный спрос. На сегодня ситуация выровнялась, и я не могу сказать, что ограничения в отношении стран Таможенного союза стали большим потрясением для рынка», — комментирует он.
Примечательно, что по данным аналитического агентства «Автостат», заградительные меры серьёзно изменили статистику. Ещё в марте через Кыргызстан проходило порядка 20 процентов автоимпорта, в июне показатель сократился до 0,6 процента. Доля Казахстана составляет около 2 процентов, Республики Беларусь — 1,7 процента.
«Но на самом деле, не все страны выпали из этой схемы. Через Беларусь машины как везли, так и везут — автомобили поставляют из Эмиратов или Южной Кореи — на Западе России корейский автопром пользуется особо повышенным спросом. Кыргызстан под большим вопросом — сейчас импортёры ищут лазейки, пробуют схемы с оформлением машин на физических лиц, пробные партии проходят таможню. Однако уже возникли «нюансы» - в российской таможне запросили подтверждение стоимости автомобилей у киргизских таможенников», — рассказал один из брокеров.
Рынок в поисках «серых схем»
Импортёры ищут обходные пути. Причём сегодня появилась возможность завозить в Россию даже подсанкционные машины с объёмом двигателя более 1,9 литра.
«Перевозчики, брокеры нашли способы обходить запреты через третьи страны, которые не попали под санкционную политику. Например, сначала автомобиль ввозят в Малайзию, а потом отправляют в Россию. Стоимость привоза существенно выросла, но пока поставки стабильны», — сообщил один из перевозчиков.
Среди таких «третьих стран» — Китай, Монголия и Малайзия. Схема, по словам предпринимателей, рабочая – «вывез машину в другую страну, поменял получателя, а дальше вези в Россию, иногда даже пароход перегружать не надо». Однако многие импортёры относятся к ней настороженно.
«В первую очередь, надо понимать, что обход санкций — это уголовно наказуемо со всеми вытекающими последствиями. Да, отправка в Малайзию не запрещена, но если это отправка вначале в Малайзию с целью последующей отправки в Россию, то вы уже нарушаете японское законодательство. И давайте представим, что контролирующие органы заподозрили экспортера в обходе санкций. Они арестовывают на время груз в порту, идут в компанию, поднимают документацию, проверяют переписку с клиентами — в итоге приостанавливают работу компании, арестовывают счета и имущество», — комментирует Дмитрий Забора.
Та же Малайзия последние 10 лет покупала только траки в символических объёмах, и такое количество гибридов и автомобилей с двигателями от 1.9 литра может показаться подозрительным, отмечает он. Возникнет вопрос, откуда компания получила за них деньги.
«Кроме того, страна-посредник может запретить реэкспорт в Россию, как совсем недавно сделала Грузия. А ведь автомобили — это третий по величине экспортный товар Грузии в РФ», — комментирует Дмитрий Забора.
Однако другие источники агентства выражают мнение, что схема рабочая, и до сих пор «осечек не давала».
Что касается санкций против Мосбиржи, которые в июне наделали немало шума, на автоимпорте они никак не отразились, рассказывают предприниматели. Временно большая часть банков прекратили принимать валютные переводы в Японию или ставили завышенный курс (до 65 рублей за 100 иен), однако вскоре вернулись к обычному курсу 59 рублей за 100 иен.
Отметим, что в 2023 году Владивостокская таможня оформила 226 тысяч автомобилей для личного пользования. После введения автомобильных санкций в августе импорт рухнул до 8 тысяч машин. По всем прогнозам, в этом году статистика догонит досанкционные показатели.
В 2012 году, двое ведущих известной английской передачи «Топ Гир» Джереми Кларксон и Джеймс Мэй отправились в столицу КНР, чтобы сделать репортаж о китайском автопроме. Несмотря на изрядное количество бодрого британского юмора, телезвезды в конце передачи вынуждены были признать, что в течение пяти лет все будут ездить на китайских автомобилях. Предсказания Кларксона и Мэя пока не сбылись — причиной тому множество факторов, в том числе пандемия коронавируса, однако китайский автопром делает внушительные успехи и захватывает новые рынки сбыта.
Дальний Восток на протяжении последних 30 лет оставался вотчиной подержанных японских автомобилей. Несколько поколений водителей настолько привыкли к праворульным машинам, что даже разговоры о переделе рынка никогда не воспринимались всерьез. Не остановился импорт даже после шоковых мер, после которых цены на «японки» взлетели в два-три раза — люди были готовы переплачивать за проверенные годами качество, удобство и доступность. Ситуация начала меняться после августа 2023 года, когда Япония ввела запрет на вывоз ряда автомобилей для личного пользования. Естественно, освободившуюся нишу начали занимать автодилеры с предложениями из Китая и Республики Корея. И если машины последней были знакомы дальневосточникам на протяжении десятилетий, то к китайскому автопрому до сих пор многие относились настороженно.
Малолитражки снова в моде
Обратимся к статистике. По данным Дальневосточного таможенного управления, основной ввоз подержанных японских автомобилей традиционно приходится на приморские порты — Владивосток и Находка. В 2023 году в Россию привезли свыше 226 тыс. иномарок, большая часть из которых прибыла из Японии. Эта цифра в полтора раза больше чем годом ранее. Такое увеличение объема ввоза подержанных машин связано, в первую очередь, с запретом, которое японское правительство ввело в августе 2023 года.
«С августа ввоз автомобилей в регион деятельности таможни пошел на спад. В среднем в день таможенники выпускали по 200-300 автотранспортных средств, тогда как до запрета эта цифра достигала более 1 тыс. По сравнению с рекордным месяцем июнем — 30 тыс. автомобилей, в сентябре этот показатель снизился и достиг минимума в восемь тыс. автомобилей. К концу года ежемесячный объем ввоза стабилизировался и достиг 10 тыс. единиц», — прокомментировал первый заместитель начальника Владивостокской таможни Константин Пономарев.
Что касается января 2024 года, то объем ввоза автомобилей через Владивостокскую таможню, по данным пресс-службы Дальневосточного таможенного управления, составил 10 тыс. единиц. Расклад в пользу китайских и корейских машин изменился не сильно — около 80% ввозимых авто все еще японской сборки.
Несмотря на запрет, предприниматели продолжают ввозить автомобили из Японии — особой популярностью пользуются малолитражки объемом от 1 до 1,8 литров. Из-за возросшего объема импорта Владивостокская таможня даже была вынуждена с 1 февраля перейти на семидневный режим работы, а также увеличить число штатных сотрудников.
Чуть более скромные объемы ввоза «японок» отмечают и сахалинские таможенники. По данным пресс-службы Сахалинской таможни, которые были опубликованы в январе 2024 года, за прошлый год зафиксирован импорт почти четырех тыс. единиц автомобилей.
«Введенные санкции не повлияли на покупательский спрос, — рассказал на одном из брифингов начальник Корсаковского таможенного поста Сахалинской таможни Алексей Антонов. — Изменилась лишь номенклатура товаров в сторону более бюджетных моделей. Наибольшее влияние на спрос оказывают изменения курса валют. Для обычных граждан, которые ввозят автомобили для личного пользования не чаще, чем раз в год, утилизационный сбор не изменился».
Японский запрет на экспорт естественным образом отразился на стоимости уже привезенных машин. С августа цены на «японки» взлетели от 50% до 100%. Многие автовладельцы снимали объявления о продаже с популярных площадок в ожидании остывания ажиотажа. Те, кто все-таки решился продавать, не стесняясь, завышали цену даже на иномарки с многолетним пробегом по России. К примеру, ценник на популярные кроссоверы Subaru Forester, Honda CR-V и Toyota RAV4 возрастом около 20 лет сейчас доходит до одного млн рублей и выше.
Китай выходит на сцену
Образовавшимся ажиотажем логично воспользовались дилеры, которые продают китайские автомобили. На дальневосточный рынок хлынули популярные марки по доступным ценам. Конечно, китайский автопром и до этого пользовался определенным спросом, но он не был массовым. Однако с августа 2023 года ситуация кардинально изменилась. Как отмечают многие независимые эксперты, замещение японского автопрома китайским для потребителей Дальнего Востока — вопрос времени.
В первую очередь, многих волнует техническая сторона — автомобили из КНР, несмотря на продвинутый уровень оснащения и разрекламированную надежность, все еще не прошли проверку временем. Для этого может понадобиться несколько лет. Второй краеугольный аспект — логистика. Важно не только наладить рынки сбыта, но и организовать бесперебойную поставку запчастей, построить сеть специализированных сервисных центров, переобучить автомехаников. К этому идут все совместные усилия России и Китая. К примеру, в китайском городе Суйфэньхэ, известном пограничном переходе в Приморье, готовится к строительству масштабный автомобильный центр, ориентированный на российского автолюбителя. Таким образом, известные шоп-туры в Поднебесную могут вполне закономерно превратиться в упрощенную поездку за машиной. Поддержка властей обоих государств в этом деле станет хорошим подспорьем.
Перспективным местом для автомобильной торговли может стать и приграничный город Хэйхэ. Уже сейчас благовещенские таможенники фиксируют возросший уровень импорта китайских авто через этот пункт пропуска. Более 90% ввозимых в Благовещенск легковых автомобилей — представители китайских брендов, среди которых лидируют Haval, Chery, Geely, Changan, Exeed, Great Wall. Везут через Китай японские и корейские машины, но в незначительном количестве.
Что говорят владельцы и эксперты
Если несколько лет назад покупка автомобиля из Поднебесной была сродни лотерее, то сегодня многие считают китайский автопром практически безальтернативным вариантом. К примеру, хабаровчанин Александр Степанов много лет ездил на проверенных японках — в его владении были такие популярные модели как Honda HR-V, Toyota Vista и Toyota RAV4. На последнем он передвигался до марта 2023 года, когда решил пересесть на китайский автомобиль. Выбор пал на новенький Chery Tiggo 7 ProMAX, объемом 1,5 литра с турбонаддувом.
«Действительно, я много читал про китайские машины и не встречал однозначных отзывов — кто-то хвалил, кто-то критиковал. Я понял, что нужно получить свой опыт, — рассказывает Александр Степанов. — Вот, спустя почти год владения Chery Tiggo 7, могу сказать, что ни в чем не прогадал. Модель настолько удачная, что она идеально вписывается в мой ритм жизни — это автомобиль одновременно и для всей семьи, и для сложной дороги, и для длительных путешествий. В современных реалиях это очень важно. Достоинств масса: мощность двигателя, электронная начинка, большое количество места. Он подходит как для ежедневного передвижения по городу, так и для долгих поездок, например, на море всей семьей. Сложно найти такое удачное сочетание за такие деньги».
Из недостатков Александр отметил штатный аккумулятор довольно низкой емкости и передний привод. А гулявшие по интернету ролики с отломанной из-за холодов педалью газа вызвали лишь недоумение.
«Не знаю, от какой машины была эта деталь, но у меня лично все педали из прочного металла. Также я слышал массу баек про ненадлежащее качество сборки, мол, что-то постоянно дребезжит, плохо переключаются передачи и так далее. Могу с уверенностью сказать, что с такими проблемами пока не сталкивался. До этого я ездил на Toyota RAV4, так вот, после Chery я за руль «японок» точно не вернусь», — резюмирует Александр Степанов.
Не столь радужной выглядит оценка китайского автопрома от хабаровского автоэксперта Дмитрия Власкина. Он много лет занят в сфере продаж иномарок: знает сильные и слабые стороны десятков моделей.
«Лично я никогда не сяду за руль китайского автомобиля, пока есть альтернативы. По моему мнению, китайская сборка оставляет желать лучше, машины до сих пор очень сырые. Из минусов нужно отметить плохую защиту днища, не очень хорошее антикоррозийное покрытие, а также большие проблемы с вариаторами. Сам не раз видел, как некоторые элементы кузова прикручены на саморезы, это встречается даже на премиальных машинах. На мой взгляд, многие модели не продуманы и плохо совместимы с возлагаемыми на них задачами. Взять, к примеру, популярные внедорожники Tank от фирмы Great Wall — у них много мест, особенно в нижней части кузова, куда попадает грязь, от которой распространяется коррозия», — рассказывает Дмитрий Власкин.
Также автоэксперт отметил, что до сих пор не налажены поставки запчастей. Особенно это актуально для владельцев подержанных автомобилей, возрастом старше пяти лет. Ситуация, по мнению Дмитрия Власкина, может измениться в обозримом будущем.
«Крупные китайские автопроизводители сейчас активно нанимают европейских и американских специалистов, чтобы улучшить качество своей продукции, сделать машины уникальными и более надежными. Возможно, в ближайшие годы мы увидим совершенно иной автопром. Но дело это небыстрое. Радует, что сами китайцы стремятся не только увеличивать объем продаж, но и работать над качеством», — подытоживает хабаровский автоэксперт.
Что говорят автодилеры
FAW
«На текущий момент наш дилерский центр не продает легковые автомобили. Это связано с особенностями логистики. Все автомобили, привезенные из Китая, сначала отправляются в Москву, а потом уже распределяются по регионам. Наилучший вариант, если вы физическое лицо — привезти авто из Китая напрямую самому».
Компания «АВТОМИР ДС» – дилер брендов HAVAL и TANK
«Официальными дилерами брендов Haval и Tank наша компания стала в 2022 году. Рост продаж в 2023 году увеличился в два раза, по сравнению с годом ранее. Также мы прогнозируем рост продаж всей нашей представленной продукции в 2024 году на 15%. Основная часть покупателей – Хабаровский край. Из других регионов особенно активны Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Амурская область. Что касается запасных частей, расходных материалов, масла и технических жидкостей – все они есть в наличии у официального дилера. Если необходимых комплектующих нет на складе в Хабаровске, средний срок поставки составляет 20-30 дней».
Линейка Sitrak, Howo, Shacman, Dongfeng. Компания ДЛТС
«Из-за насыщения рынка китайская продукция хорошо продавалась в 2022 году, также положительная динамика продаж сохранилась в 2023 году. Однако из-за валютных скачков, которые повлияли на стоимость юаня, были моменты стагнации. Техника по-прежнему востребована в регионах Дальнего Востока — приезжают покупатели с Камчатки, Сахалина, Якутии, Приморья. Для удовлетворения спроса компания старается держать практически весь ценовой сегмент китайской техники. Что касается запчастей — мы как дилеры формата 3S и 5S предлагаем не только прямую поставку запасных частей от официальных представителей, но также сервисное обслуживание и поддержание гарантии».
«Exeed центр Восток» (Хабаровск)«Наша компания является официальным дилером этого бренда в Хабаровске. Динамика продаж растет каждый год. К примеру, в 2024 году мы ожидаем прирост продаж на 53%. Что касается сервисного обслуживания, то все запасные части имеются у нас в наличии на складе, если чего-то не хватает, заказываем напрямую с заводов в Китае».
Несмотря на геополитическую ситуацию и запретительные меры японских властей, Дальний Восток все еще остается главной площадкой для ввоза подержанных «японок». Постепенно рынок будет заполняться различными моделями из Китая, которые, несомненно, займут свой ценовой и потребительский сегмент. Но говорить о полном вытеснении японского автопрома китайским пока преждевременно. Тем не менее, преимущества китайских автомобилей в 2024 году очевидны:
— Низкая цена. КНР является крупнейшим производителем и экспортером авто с моторами, работающими на бензине, электричестве. Близость РФ и Китая значительно сокращает стоимость доставки;
— Удобная транспортировка. Авто следуют через уже отработанные логистические цепочки;
— Поддержка китайского автопрома обоими государствами говорит о том, что бюрократические и таможенные сложности будут минимальными;
— Техническая оснащенность. Даже в скромных комплектациях автомобиль будет напоминать современный гаджет.