Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Когда танкеры позеленеют

Что нужно добывающим компаниям и что им предлагают судовладельцы, изучило EastRussia

На ежегодной конференции "Нефть и газ Сахалина" представители компаний, задействованных в разработке шельфа в рамках проектов СРП, обсудили перспективы модернизации обслуживающего флота. В "Совкомфлоте", оперирующем большей частью задействованного в проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2" независимого флота, заявляют, что к 2021 году могут локализовать на дальневосточной судоверфи "Звезда" строительство танкеров нового типа, работающих на газомоторном топливе - пока такие суда строятся в Южной Корее. Какой флот нужен нефтяникам на Дальнем Востоке, разбиралось EastRussia.

Когда танкеры позеленеют
Фото: Jan Oosterboer / helderline.com
Сессию ежегодной международной конференции "Нефть и газ Сахалина", посвященную транспортировке углеводородов, традиционно открыл представитель топ-менеджмента ПАО "Совкомфлот" - первый заместитель гендиректора компании Евгений Амбросов. Он сообщил собравшимся, что на четвертом Восточном экономическом форуме компания подписала пакет соглашений с "Роснефтью", судостроительной суперверфью "Звезда" (Приморский край) и группой Внешэкономбанка, которые предусматривают локализацию в России строительства крупнотоннажных танкеров типоразмера Aframax ледового класса, работающих на альтернативном топливе - сжиженном природном газе (СПГ). Проект был начат "Совкомфлотом" в сотрудничестве с Royal Dutch Shell. Первое судно серии, названное Gagarin Prospect, принято в эксплуатацию этим летом, уточнил господин Амбросов. По данным открытых источников, танкер дедвейтом 113,9 тыс. тонн был построен Hyundai Samho Heavy Industries (Южная Корея) и будет ходить под флагом Либерии для Shell до 2028 года. 

"Он открывает целую серию "зеленых" танкеров. И нас радует, что очень скоро строительство этих судов будет локализовано на Дальнем Востоке. Танкеры нового поколения, работающие на газомоторном топливе, обладают самым низким уровнем воздействия на окружающую среду. Их эксплуатация существенно уменьшает выбросы вредных веществ в атмосферу - на 100% по сравнению с аналогичными судами, работающими на тяжелом топливе, снижаются выбросы оксида серы и сажи, на 76% - оксидов азота, на 27% - углекислого газа", - рассказал Евгений Амбросов. Два "зеленых" танкера будут построены на ССК "Звезда" при поддержке "ВЭБ-лизинга" с последующим отфрахтованием судов "Роснефти", сообщил он. 

Ранее в "Совкомфлоте" сообщали, что программа по "зеленым" танкерам типоразмера Aframax включает шесть судов дедвейтом 114 тыс. тонн ледового класса 1B, что позволит круглогодично перевозить нефть в районах со сложными ледовыми условиями, включая субарктические моря. На судостроительном комплексе "Звезда" в Приморском крае производство может быть локализовано в 2021 году. Всего в портфеле "Звезды", по данным самой верфи, 26 заказов: четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса (одно уже заложено и будет сдано в 2019 году), 10 танкеров Aframax в сотрудничестве с южнокорейской Hyundai Heavy Industries (начато строительство секций первого из них), 10 арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тыс. тонн, один арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тыс. тонн.

Отметим, что сейчас нефть проекта "Сахалин-2" отгружается на три челночных танкера "Совкомфлота" типоразмера Aframax. В августе один из них, "Губернатор Фархутдинов", принял юбилейную 600-ю партию продукции, суммарная отгрузка нефти по проекту за эти годы составила около 55 млн тонн. Будущей весной два из трех танкеров "Совкомфлота" на проекте "Сахалин-2" будут заменены на более современные - аналогичные уже работающему челноку "Залив Анива". Нефтеотгрузочный терминал в Де-Кастри (Хабаровский край) проекта "Сахалин-1" (оператор Exxon Neftegas Limited), по данным компании-оператора, обслуживают пять челночных танкеров типоразмера Aframax, также принадлежащих "Совкомфлоту". На перевозках СПГ из Пригородного задействованы два газовоза компании вместимостью 145 тыс. "кубов", - "Гранд Анива" и "Гранд Елена". 

Отвечающий за морские операции Sakhalin Energy (оператор проекта "Сахалин-2") Сергей Комаров подтверждает, что для компании "важны высокотехнологичные суда". Он подчеркивает, что помимо танкеров и газовозов, добывающим платформам помогают работать в море несколько типов судов. В проекте "Сахалин-2", например, задействованы четыре судна снабжения, три дежурных судна, высокоскоростные суда для перевозки персонала. Пока оператор не может отказаться от приходящих проектных судов, которые помогают проводить различные операции, например, устанавливать фильтры скважин. Но новые многофункциональные суда-снабженцы, по оценке Сергея Комарова, постепенно позволяют отказываться от приходящих судов. "Не скажу по цифрам, но мы надеемся, что будем наращивать количество работ, которые выполняем с помощью многофункциональных судов, находящихся в долгосрочном фрахте. 2018 год был для нас годом, когда мы обкатываем технологию. В 2019 году мы надеемся получить максимум возможностей от судов проекта", - говорит он.  

Кроме "Совкомфлота", у которого на "Сахалине-2" работают шесть судов снабжения, сахалинский шельф также обслуживают компании, входящие в российские холдинги-совладельцы проектов. Например, флот южно-сахалинского филиала АО "Роснефтефлот", по данным компании, состоит из трех вспомогательных судов, двух буксиров и одного судна экологического обеспечения, от ООО "Газпром флот" на Сахалине также работают буксиры и иные типы судов. Кроме того, в выходе на сахалинский рынок заинтересованы и другие судовладельцы, например, ООО "Стивидоры Ямала" - компания работает с НОВАТЭК по поставкам СПГ из порта Сабетта в рамках проекта "Ямал СПГ". Гендиректор компании Андрей Штырба считает, что опыт сформированной на Ямале команды "совершенно применим к тем проектам, которые сейчас развиваются на Сахалине". "Мы планируем открыть обособленное подразделение здесь в 2018 году, а в дальнейшем, может быть, дочернее предприятие. Надеемся, что в ближайшем будущем поработаем на одном из проектов. Готовы мобилизовать сюда команду из 30 человек, сейчас работаем над проектом по транспортировке негабаритов", - говорит он. 
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow