Компания намерена составить конкуренцию Австралии по поставкам угля в АТР
Компания «Колмар» была основана в 2003 году, сейчас это крупнейший холдинг по добыче и переработке коксующихся углей, объединяющий несколько предприятий. Его мощности расположены в Нерюнгринском районе Якутии и в Хабаровском крае.
Балансовые запасы «Колмара» оцениваются в 1,1 млрд тонн угля. При этом основная часть запасов приходится на дефицитные премиальные марки коксующихся углей с особыми физическими и химическими свойствами. На экспорт идет от 60% до 70% продукции компании: угли марок К (коксующийся необогащенный), КЖ (коксующийся обогащенный) и энергетические угли марки СС.
Основные покупатели продукции — страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Япония, Корея, Вьетнам. В ближайшие годы компания планирует выход на рынок Индии.
К слову, в середине августа этого года состоялась встреча руководства компании «Колмар Груп» и крупнейшей индийской энергетической компанией «Коал Индия Лимитед» (Coal India Limited). Индийская делегация после переговоров побывала на горно-обогатительных комбинатах «Инаглинский» и «Денисовский».
«У нашей компании серьезные намерения по сотрудничеству с российскими партнерами, планируем продолжение переговоров о поставках угля с компанией "Колмар"», — рассказал технический директор компании «Коал Индия Лимитед» Бинай Даял.
Ранее «Колмар Груп» провела переговоры с еще одной индийской энергетической компанией, Tata Power.
На внутренний рынок поставляется 30-40% углей «Колмара». Продукция идет на электростанции энергосистемы «РАО ЕЭС Востока», на промпредприятия и объекты ЖКХ Якутии, на металлургические и коксохимические предприятия в разных регионах страны.
Однако в компании сделали ставку не только на уникальные свойства добываемого угля. Предприятия группы компаний «Колмар» осуществляют работы полного цикла: разведку, добычу, обогащение, транспортировку по железной дороге, перевалку в морском порту и собственно экспорт продукции.
Как отмечает председатель совета директоров ООО «Колмар Груп» Анна Цивилева, новая команда топ-менеджеров пришла на предприятие в 2014 году, и именно тогда акцент в работе был сделан на обогащение угля, получение высококлассного концентрата с высокой маржинальной стоимостью (как уже было сказано, в «Колмар Груп» входят два горно-обогатительных комбината — «Ингалинский» и «Денисовский», оба — первые и якорные резиденты ТОР «Южная Якутия»). Время подтвердило правильность такого подхода. Сейчас многие угольные компании сокращают объемы добычи, цены на энергетический уголь падают.
Но обогащенному высококачественному продукту снижение спроса не грозит. Показательный пример: в июле 2019 года компания «Колмар» стала лауреатом конкурса поставщиков «Магнитогорского металлургического комбината». Поставщиков у этого предприятия более одной тыс., а лучших из них выбирали по 17 номинациям и десяткам критериев. Как подчеркнул генеральный директор ПАО «ММК» Павел Шиляев, победу в конкурсе «Колмару» обеспечило не только качество его продукции, но и высокий уровень организации поставок.
Грамотно выстроенная логистика способствовала стремительному развитию компании. Одним из стратегических преимуществ является географическое положение добывающих предприятий «Колмара»: в непосредственной близости от дальневосточных портов, от железнодорожных магистралей (железнодорожная линия связывает предприятия «Колмара» с БАМом и Транссибом), а также крупных автотрасс, в частности, Амуро-Якутской магистрали. Это существенно упрощает и ускоряет доставку продукции потребителям.
Договоры, заключенные с основными портами и терминалами Дальнего Востока, позволяют компании оперативно выходить на транспортные потоки в страны АТР: продукция «Колмара» доставляется потребителям максимум в течение десяти дней.
«Наша цель — стать лидером по премиальным коксующимся углям среди независимых угольных компаний к 2021 году», — отмечает Анна Цивилева.
Достижению этой цели, безусловно, поможет работа собственного глубоководного порта в бухте Мучке (порт Ванино в Хабаровском крае), первая очередь терминала будет сдана в 2020 году. С этого времени доставка продукции холдинга будет идти исключительно через собственный порт. Отметим, компания «ВаниноТрансУголь», дочернее общество «Колмар Груп», является резидентом свободного порта Ванино.
«Специализированный терминал строится с нуля, в восьми км от поселка Ванино, с учетом современных требований к перевалке пылящихся грузов, — рассказывает Анна Цивилева. – Наш порт будет одним из самых безопасных в мире и войдет в пятерку самых крупных в России».
В компания «Колмар» уверены: холдинг в скором времени вполне сможет составить конкуренцию Австралии — одному из мировых лидеров экспорта коксующихся углей.
Как подчеркивает Анна Цивилева, страны АТР — ключевые потребители продукции «Колмара» — заинтересованы в диверсификации поставок. В некоторых из стран Азиатско-Тихоокеанского региона до 70% угля поставляется из Австралии. Но подобная монозависимость таит в себе риски самого разного плана: малейший сбой в поставках отразится на работе металлургических предприятий в странах — покупателях угля. Кроме того, сейчас все чаще говорится об истощении ресурсов австралийских шахт, расположенных вблизи моря. А для освоения новых, «материковых», нужно время, к тому же затраты на транспортировку увеличат себестоимость продукции. Потребители угля из стран АТР смотрят на перспективу и потому готовы расширить сотрудничество с надежным поставщиком качественной продукции, каким является компания «Колмар».
«Есть и такой момент: поставки угля из Австралии идут большими партиями, но потребителям это нужно не всегда. "Колмар" гибко подходит к поставляемым объемам: мы можем отправить и 30-тысячное судно, и 60-тысячное, — отмечает Анна Цивилева. — И уже через несколько дней наша продукция будет у покупателей.
Для справки:
«Колмар Груп» в цифрах
120 млрд рублей — инвестиции в развитие производства (2016-2023).
Более 20 млн тонн угля — товарный объем продукции в 2023 году.
1,1 млрд тонн угля — общие балансовые запасы «Колмар».
9 000 — численность персонала компании к 2021 году.