Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Конкурентные возможности

Страна находится на верном пути

Первый заместитель губернатора Приморского края Василий Усольцев – о Восточном экономическом форуме и о преобразованиях, которые ждут Дальний Восток в ближайшем будущем.

Конкурентные возможности

– Василий Иванович, как идет подготовка к Восточно-экономическому форуму?

– Подготовка к мероприятию идет активно. Существует трехуровневая система управления подготовкой: организационный комитет, возглавляемый Юрием Трутневым, дирекция под председательством депутата Госдумы Григория Куранова и рабочая группа во главе с губернатором Приморского края Владимиром Миклушевским. Мы все работаем в тесной связке. Рабочая группа во главе с губернатором собирается в еженедельном режиме. Дирекция форума уже переехала во Владивосток. Ожидаем более тысячи участников и более 2,5 тысяч сопровождающих лиц, в том числе журналистов.

Отличие Восточного экономического форума от Сочинского и Санкт-Петербургского в том, что наш будет более компактным. Отбор участников ведет оргкомитет. На форум приедет большое количество инвесторов. По мнению губернатора Приморья Владимира Миклушевского, главная установка форума – быть практикоориентированным. В его рамках планируется подписание инвестиционных соглашений и договоров о намерениях. На форуме будут представлены все девять регионов Дальнего Востока: конечно же, мы ждем выгодных соглашений именно для Приморья.

Форум должен решить ряд задач – предложить конкурентные возможности Дальнего Востока для инвесторов, обеспечить высокий уровень информированности о Приморье гостей форума, способствовать завязыванию личных контактов разных бизнес-кругов стран АТР. Презентация возможностей и потребностей дальневосточных земель должна быть направлена на формирование портфеля конкретных предложений для инвесторов. Мы должны предложить инвесторам не общие мысли о географическом положении или возможных перспективах, а конкретные условия для реализации инвестпроектов.

Также в рамках форума запланировано проведение спич-сессий, в которых примут участие представители стран АТР. Это наша специфика, мы ориентированы на Восток. Но, тем не менее, ждем и гостей из Евросоюза, США, Израиля. Не менее важно для нас участие в форуме российских инвесторов.

- Цена участия в форуме составляет 150 тыс. рублей на каждого участника. Почему так дорого?

- Это решение принимает оргкомитет, организатор форума. Насколько мне известно, решение о стоимости принималось исходя из изучения средней цены за участие в российских, иностранных форумах. Базисная причина – на форум не тратится ни одной копейки из бюджетных средств. Форум будет проведен за счет взносов участников и спонсоров.

- Что должно стать основой для ускоренного развития Дальнего Востока: продажа сырья или высокие технологии?

- Здесь я выскажу свое личное мнение, поскольку не могу говорить за инвесторов и участников форума. Как житель Приморского края, человек, который занимался в прошлом бизнесом, работал в законодательной, исполнительной ветвях власти, считаю, что нельзя делить причины или возможности ускоренного развития Дальнего Востока и, более того, говорить о том, что природные ресурсы – это проклятье России. Я считаю, что они – наше конкурентное преимущество. Мы должны спокойно, уверенно и смело осваивать сырьевые ресурсы, продавать их за рубеж, пытаться находить ниши, в которых мы конкурентоспособны по переработке.

Но делать это необходимо не везде, потому что есть уже построенные перерабатывающие мощности, которые «переплюнуть» невозможно, либо привлекать финансовые ресурсы государства, чтобы дублирующие мощности были построены у нас. В любом случае, надо взвешенно подойти, находить свою специализацию и спокойно пополнять бюджет от сырьевых товаров. Например, чтобы сделать конкурентоспособным металлургический комбинат, необходимы большие объемы добываемого сырья, а затем уже можно говорить о строительстве перерабатывающих мощностей. А пока у нас сырье добывается разрозненно. Мы еще не можем реализовать те планы, которые в свое время еще в Советском Союзе рассматривались, когда на побережье ставятся большие мощные перерабатывающие заводы и собирают сырье, концентрат, руду. Только так можно обеспечить большие объемы переработки. Если такой возможности нет, то надо делать концентраты и продавать их за рубеж. Не вижу в этом ничего плохого, если это современное экологическое производство с хорошей заработной платой для людей. Это может явиться самым простым способом роста Дальнего Востока.

Но и не стоит забывать о высоких технологиях, в частности, в Приморском крае мы говорим о ТОРе на острове Русский с тремя специализациями. Одна из них технико-внедренческая – это разработка новых технологий для будущих производств. В этом мы видим один из элементов ускоренного развития ДФО. Но если говорить применительно к Приморскому краю, то одним из источников ускоренного роста Дальнего Востока являются транспортно-логистические услуги. География диктует свое, Приморский край является «воротами» для всего Дальнего Востока.

Кроме того, сегодня в Приморье реализуется инвестпроект ОАО «НК «Роснефть» по строительству комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» и судоверфи «Звезда». Запуск судоверфи «Звезда» позволит повысить уровень импортозамещения в крае. Судостроительный завод в десятки раз отличается от судоремонтного загрузкой и объемом переработки. Все промышленные предприятия Дальнего Востока получат заказы по межзаводской кооперации. Это повысит производительность, появятся новые рабочие места. Сейчас на судоверфи «Звезда» ведутся активные работы первой очереди строительства. Здесь будут строить суда для освоения углеводородных месторождений на арктическом шельфе.

- Обладаем ли мы соответствующим для развития высоких технологий научным потенциалом?

- Это отдельный, сложный вопрос. Весь мир сегодня борется за высококвалифицированных специалистов. Если говорить про Дальний Восток, то мы не удовлетворены тем научным потенциалом и кадрами, которые есть сейчас. Задача комплексная, ведь помимо подготовки квалифицированных кадров, мы должны убедить их остаться на Дальнем Востоке. Здесь наша основная задача – создать для них лучшие условия. Но могу уверенно сказать – массового оттока молодежи из Приморья нет.

Кроме того, молодые люди сегодня могут получить хорошее образование в крае. Это и Дальневосточный федеральный    университет, в котором, кстати, учится много иностранных туристов. ВГУЭС, в котором, например, есть институт международного туризма и гостинично-ресторанного бизнеса. Его студенты проходят стажировку за рубежом, и подготовленные здесь специалисты востребованы по всему миру.

- В.Путин подписал закон о «Свободном порте Владивосток»: какое будущее ждет город?

- Сделано великое дело – принят быстро и оперативно закон, значимый для всего Дальнего Востока и открывающий новые возможности для территории. Свободный порт Владивосток создаётся на семьдесят лет. При этом предусматривается возможность как продления данного срока, так и досрочного прекращения применения мер государственной поддержки предпринимательской деятельности на его территории.

В Свободном порту будет действовать особый правовой режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также будут созданы лучшие условия ведения бизнеса по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Также в законе предусмотрены дополнительные механизмы поддержки резидентов и сформированы нормы, позволяющие создать зону Freeport в Свободном порте Владивосток.

Законопроект разрабатывался с привлечением большого количества экспертов, людей из бизнеса, в общей сложности в обсуждении закона приняли участие 750 человек. Мы постарались использовать лучшие практики стран – «азиатских тигров», как их называют.

- В СМИ пишут, что закон позволяет создать самые лучшие условия для развития бизнеса во всем АТР, действительно ли это так?

– В основе законопроектов заложены принципы формирования конкурентных условий ведения бизнеса в сравнении со странами АТР. Принятая ставка социальных взносов – 7,6 процентов. Она ниже, чем в Сингапуре, Японии, Республике Корея. Помимо Владивостока в границу Свободного порта включены 15 муниципальных образований края – вся южная часть Приморья. Упрощенный визовый режим для пребывающих на территорию Свободного порта иностранных граждан на 8 суток – это инициатива Приморского края, озвученная в ходе широких общественных обсуждений законопроектов. По оценкам бизнеса, налоговые и таможенные льготы, вводимые в Свободном порту, обеспечат сокращение затрат на реализацию инвестиционных проектов до 40 процентов.

- Получается, согласно закону, иностранная компания может выкупить землю, построить завод, и, не реализуя товар здесь, в России, может вывести его в другие страны? И при этом компания будет платить НДС?

- Упрощенно говоря, да, компания будет платить НДС, но он будет возвращаться по ускоренной схеме. Такая компания не подпадает под таможенные пошлины, не будет платить первые десять лет налог на прибыль, у нее упрощенная форма получения всех разрешений ввода на строительство, упрощенное получение земли. Практически, закон упрощает бюрократическую процедуру и значительно облегчает ведение бизнеса.

- Тогда для нас, дальневосточников, какая от этого выгода?

- Прежде всего, закон позволит создать благоприятные условия для расширения трансграничной торговли, развития транспортной инфраструктуры и дальнейшей интеграции экономики России в систему международных экономических отношений стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Для нас это новые рабочие места и, конечно, дополнительные доходы в бюджет субъекта.

- Есть такая практика, что когда инвесторы строят заводы, то обычно стараются привлекать квалифицированные кадры. Если их нет среди местных специалистов, то привозят своих, иностранных…

- Не вижу в этом ничего страшного. В любом случае, все страны мира проходили этот опыт. И тот же самый Китай двадцать пять лет назад привозил иностранных специалистов, которые помогли в обучении местных жителей, которые сейчас работают довольно успешно.

Экономические законы не всегда имеют линейное действие. Если отстали на 20 лет, то нельзя говорить, что нет возможности обойти конкурента на вираже. А руководством страны именно такая задача поставлена. Почему сейчас и вводим беспрецендентые меры по упрощению ведения бизнеса, потому что осознаем, что 20 лет назад где-то промахнулись, не уделяли должного внимания собственному производителю, упустили где-то промышленную политику. Главное – вовремя переосмыслить, сделать поправку в свою политику. И сейчас, на мой взгляд, страна находится на верном пути.

- А каким будет Владивосток будущего – небоскребы, шик и блеск, а на Тигровой сопке огромная башня наподобие Сеульской…

- Понимаете, я не человек стереотипов, считаю, что нужно, прежде всего, понимать для чего, а потом что строить. Здесь небоскребы оказались бы излишними – у нас большая территория для развития в отличие от Сингапура, Шанхая, Сеула.

Мы подписали соглашение о Владивостокской агломерации, в которую вошли Владивостокский и Артемовский городские округа, Надеждинский и Шкотовский муниципальные районы. Агломерация предполагает объединение населенных пунктов без изменения их границ. Это позволит муниципальным образованиям проводить скоординированную градостроительную политику, формировать единую политику управления, развивать транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру. Так что нам тесниться на одном полуострове Муравьева-Амурского смысла нет. Небоскребы строят, потому что земли у них мало. Нам незачем вверх уходить, нам лучше расширяться. Мы дальневосточники, немножко другие, с другим размахом, нам просторы нужны. Дальневосточники сильны тем, что свою судьбу строили своими руками.

- Станут ли ТОРы прорывными точками роста экономики дальневосточного округа?

- Здесь важно понимать, что сегодня у нас появились как минимум три инструмента поддержки экономики и бизнеса: это Свободный порт Владивосток как базисный закон, который обеспечивает возможности для территории, развития бизнеса.

В ТОРе похожие нормы закона по поддержке и упрощению ведения бизнеса. ТОРы отличаются от закона о Свободном порте тем, что дополняются федеральными инвестициями в инфраструктуру. Бизнес получает в качестве бонуса бесплатно дороги, электричество, воду, канализацию, газ, всю сопутствующую инфраструктуру.

Третий инструмент поддержки – ОЭЗ, более локальный в отличие от ТОРов: помимо инфраструктуры еще предоставляются производственные блоки для производства. То есть будут цеха, которые государство построит за свой счет. Там немного другие формы поддержки предприятий.

- Аэропорт Владивостока с 2012 года имеет режим открытого неба, это был своего рода форма ТОР. Средства, вложенные в инфраструктуру, он пока не оправдал. То есть пока не стал таким портом, куда слетались бы самолеты со всех стран.

- Это вопрос конкуренции, как в любом другом бизнесе. Рядом с нами мощнейшие хабы Китая, Южной Кореи, Японии, которые имеют подобную инфраструктуру, и забрали на себя клиентскую базу. Это вопрос борьбы за своего клиента. Технические возможности аэропорта позволят нам реализовать намеченные проекты. Большие проекты привлекут за собой большой поток людей.

Сейчас в Приморье идет строительство интегрированной развлекательной курортной зоны, в скором времени будет открыт океанариум на острове Русский, рассчитанный на тысячу посетителей в день. Все это, безусловно, привлечет в Приморье большое количество туристов. Иностранцы при этом смогут воспользоваться упрощенным визовым режимом при въезде на территорию Свободного порта на 8 суток.

- Заметил, что в этом году электричек, отходящих из аэропорта в город, стало мало.

- Проблема пригородных перевозок коснулась всей страны. У нас железная дорога ушла с федерального софинансирования, и бремя дотирования билетов перешло на субъекты. Все субъекты оказались в сложнейшем положении по пригородным сообщениям. У нас пригородное сообщение из аэропорта осуществляла частная компания, объявившая затем, что она не в состоянии погасить убытки и отказалась от предоставления таких услуг. Мы ежегодно дотируем 320 миллионов рублей из бюджета края для обеспечения пригородных перевозок. И чтобы выдержать тот график, который был ранее, требуется еще значительное время. Мы проанализировали востребованность пригородных перевозок – невостребованные рейсы отменили, востребованные у населения – сохранили.

- Спасет ли Дальний Восток 1 гектар? Как собирается Приморье реализовать новый механизм привлечения кадров на Дальний Восток?

- Закон, наверное, скоро примут. Земли много, но взять невозможно – часть земель вовлечены в сельскохозяйственный оборот, часть – рекреационные зоны или особо охраняемые природные территории.

Новый законопроект – дополнительная мера для привлечения людей на Дальний Восток. Я сам с удовольствием воспользуюсь такой нормой закона, если он будет принят. Сейчас граждане, обладая правом получить землю, получают ее с большими трудностями.

К нам уже сейчас обращаются большое количество людей со всей страны с заявлениями о получении гектара земли. Она будет выдаваться на 5 лет, если за это время землю освоил, то она передается бесплатно.

Когда наши предки приходили на Дальний Восток, им бесплатно выделялась земля, они ее осваивали своими силами. Сегодня существуют дополнительные механизмы финансирования, например, есть краевые программы поддержки начинающих фермеров. Я не говорю о том, что с 1 га можно жить вольготно, но самого себя обеспечить точно можно. Это инструмент для закрепления на территории: земля выделяется не в городской черте, это сельские, лесные земли, где можно заниматься не только сельским хозяйством, но и туризмом.