Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Creative deposits of the Far East

The Far East has a unique potential for the development of creative industries.

Participants of the plenary session "Creative Industries for Economic Breakthrough: Regional Experience", held on the first day of the Eastern Economic Forum in Vladivostok, agreed that the creative sector in the coming decade will become one of the main drivers of economic development in the regions of the Far East.

Creative deposits of the Far East
Photo: Andrey Lyubimov, Roscongress Foundation

The event was attended by Deputy Minister of Industry and Trade of the Russian Federation Gulnaz Kadyrova, Head of the Republic of Sakha (Yakutia) Aisen Nikolaev, General Director of the Corporation for the Development of the Far East and the Arctic Igor Nosov, First Deputy Governor of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra Alexey Okhlopkov, Zelfira Tregulova, General Director of the All-Russian Museum Association “State Tretyakov Gallery”. The discussion was moderated by Roman Karmanov, General Director of the Presidential Fund for Cultural Initiatives.

Traditionally, it is customary to include projects related to human intellectual activity in the sphere of the creative economy: from software development, augmented reality products and games to cinematography, design, advertising and other areas. In fact, creative industries are developing in close connection with other sectors of the economy, while at the same time they form the socio-cultural environment, create conditions for the motivation and development of young teams, and reveal the development potential of territories.

The close focus on creative industries market research is a relatively new trend. In Russia, the first assessment of its impact on the economy at the end of 2020 was published by the Center for Urban Competencies of the ASI (CGK ASI). According to the collected data (the study used statistics from 2019), up to 750 thousand companies are employed in the country's creative industries with revenues of about 11 trillion rubles per year (4,21% of GRP). What is important, in comparison with other sectors of the economy, the studied market segment turned out to be not only more resistant to the economic downturn during the pandemic, but also more rapidly growing.

During the discussion, experts shared their views on the potential for the development of creative industries in Russia. For example, Igor Nosov, General Director of the Corporation for the Development of the Far East and the Arctic, noted that among all Russian regions, the Far East, located in close proximity to the Asia-Pacific markets and representing a mix of different cultures, has a unique potential for the development of creative industries. “I sincerely believe that the most interesting, creative result is born at the intersection of cultures. The Far East is a completely unique place. We have a very interesting combination of the local ethnic component, which makes a special contribution to the synthesis of new ideas. The second point is that we are in close proximity to the world's largest market for creative industries. Already in 2016, the total volume of the creative industries market in the Asia-Pacific region exceeded the total volume in the United States - that was 5 years ago. In this situation, speaking about the activities of the Corporation for the Development of the Far East and the Arctic JSC to support projects in the creative sphere, I can say that, even without changing the legislation, we can use the tools that are available to significantly increase the efficiency of these projects. These are tax benefits and the possibility of subsidizing the creation of infrastructure, this is our work to develop personnel, work to attract investors and investments. "

The growing role of creative industries in the economy was also noted by Gulnaz Kadyrova. According to statistics, most of the participants in this market are free artists with no legal status. Thus, the development potential of the segment is enormous.

 “The structure of the economy of creative industries is mainly small and medium-sized businesses. About 3% are organized legal entities and individual entrepreneurs, and 97% are self-employed. It is very important for these people, artists, creative people, to help brand, promote and sell their products. We are deeply convinced that this stimulates the development of the region, the development of tourism, ”said Gulnaz Kadyrova. The activity of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation, according to the expert, today is aimed at the formation of programs that will allow targeted support of people employed in the field of creative industries.

The head of Yakutia A.S. Nikolaev also spoke about the successful experience of interaction with teams engaged in the creative economy. An IT park has been operating on the territory of the Republic since 2018, regional teams have created several companies (for example, InDriver and MyTona), which are successfully operating on the world market, and Yakut cinema regularly claims awards at international festivals. According to Aisen Nikolaev, few years ago, few believed in the prospects for the development of the same film industry. At the same time, the secret of success lies in competent goal-setting and a systematic approach to supporting the industry; in the formation of a comfortable environment for the local population - young teams that have high development potential.

“The secret of Yakutia's success lies in the fact that we began to systematically engage in the development of creative industries much earlier than other regions of the country. Since 2012, being the head of the city of Yakutsk, I have contributed to the development of such industries as cinema, IT-industry, fashion design, architectural bureaus. Many people were skeptical about this then, ”noted Aisen Nikolaev.

By 2035, according to the head of the Republic of Sakha (Yakutia), the share of creative industries in the region's GRP structure will reach 5%. “I am convinced that creative industries are very important for Yakutia. When I became the head of the republic, I set the task to measure the volume of this sector. We understood where we are and what we need to do. Yakutia became the first region in the country where a concept for the development of creative industries for the period up to 2025 was signed ... According to the methodology for calculating the creative industry proposed by ASI in 2020, today in the Republic of Sakha 42 thousand people are employed in this area. This is 8,2% of the total employed. We believe that by 2035 the number of jobs should reach 95 thousand people, ”summed up Aisen Nikolaev.

Roman Karmanov confirmed the words of the head of Yakutia about the explosive growth of the direction of creative industries on the territory of the Republic. According to Karmanov, Yakutia is one of the leaders among the applications for grants received this year by the Presidential Fund for Cultural Initiatives. In total, more than 300 applications were submitted from Yakutia. Roman Karmanov also noted the importance of developing the urban environment. In his opinion, the most important event for Vladivostok was the opening of a branch of the Tretyakov Gallery in the city and the implementation of temporary interactive exhibitions by the museum in the city center. “Many residents of the region travel outside its borders only at a conscious age and can get the opportunity to personally come and look at great paintings. Such projects are a great joy and a great achievement for the city. "

Zelfira Tregulova noted that the Tretyakov Gallery in Vladivostok is shaping a new approach to museum activities, trying not so much to promote classical art as to create multifunctional sites and implement interactive projects aimed at developing the spiritual component of the region's life. “We understand that Vladivostok is a place of power and a place of incredible potential. But what is missing here is a real large-scale modern museum. Therefore, a landmark decision was V.V. Putin's order to create a new, multifunctional cultural center in Vladivostok instead of previous attempts to create a branch in some historical buildings in Vladivostok , - stressed Tregulova.

The panellists agreed that the development of creative industries requires much less infrastructure investment than the implementation of large industrial projects. At the same time, creative industries show a much faster effect and are directly related to improving the quality of life of the local population. With due attention, the creative sector will become one of the important factors in reducing the demographic outflow from the Far East, experts say.

 

October 18: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Креативные залежи Дальнего Востока

Дальний Восток обладает уникальным потенциалом развития креативных индустрий.

Участники пленарной сессии «Креативные индустрии для экономического прорыва: опыт регионов», прошедшей в первый день Восточного экономического форума во Владивостоке, согласились во мнении, что креативный сектор в перспективе ближайшего десятилетия станет одним из основных драйверов развития экономики регионов Дальнего Востока.

Креативные залежи Дальнего Востока
Фото: Андрей Любимов, фонд Росконгресс

В мероприятии приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова, глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Игорь Носов, первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югра Алексей Охлопков, генеральный директор ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» Зельфира Трегулова. Модератором дискуссии выступил Роман Карманов, генеральный директор «Президентского фонда культурных инициатив».

Традиционно в сферу креативной экономики принято включать проекты, связанные с интеллектуальной деятельностью человека: от разработки программного обеспечения, продуктов дополненной реальности и игр до кинематографии, дизайна, рекламы и других направлений. Фактически, креативные индустрии развиваются в тесной связи с другими секторами экономики, при этом одновременно они формируют социокультурную среду, создают условия для мотивации и развития молодых команд, раскрывают потенциал развития территорий.

Пристальное внимание к исследованию рынка креативных индустрий – тенденция относительно новая. В России первую оценку его влияния на экономику в конце 2020 года опубликовал Центр городских компетенций АСИ (ЦГК АСИ). Согласно собранным данным (в исследовании использована статистика 2019 года), в креативных индустриях страны занято до 750 тысяч компаний с выручкой порядка 11 трлн рублей в год (4,21% ВРП). Что важно, по сравнению с другими секторами экономики, исследуемый сегмент рынка оказался не только более устойчивым к экономическому спаду в период пандемии, и более быстрорастущим.

В рамках дискуссии эксперты поделились своим мнением относительно потенциала развития креативных индустрий в России. Так, генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Игорь Носов отметил, что среди всех российских регионов именно Дальний Восток, расположенный в непосредственной близости от рынков АТР и представляющий собой микс различных культур, обладает уникальным потенциалом развития креативных индустрий. «Я искренне верю, что самый интересный, творческий результат рождается на стыке культур. Дальний Восток – совершенно уникальное место. У нас есть очень интересное сочетание местного этнического компонента, который дает особый вклад в синтез новых идей. Второй момент – мы находимся в непосредственной близости к крупнейшему в мире рынку креативных индустрий. Уже в 2016 году общий объем рынка креативных индустрий в АТР превысил общий общем по США – это было 5 лет назад. В этой ситуации, рассуждая о деятельности АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» по поддержке проектов в креативной сфере, могу сказать, что, даже не меняя законодательства, мы можем теми инструментами, которые доступны, значительно повысить эффективность этих проектов. Это и налоговые льготы, и возможность субсидирования создания инфраструктуры, это наша работа по развитию персонала, работа по привлечению инвесторов и инвестиций».

Растущую роль креативных индустрий в экономике отметила и Гульназ Кадырова. Согласно статистике, большинство участников этого рынка – свободные художники, не имеющие юридического статуса. Таким образом, потенциал развития сегмента огромен.

 «Структура экономики креативных индустрий – это, главным образом, малый и средний бизнес. Порядка 3% – это организованные юридические лица и индивидуальные предприниматели, а 97% – это лица, занятые самостоятельно. Очень важно этим людям, художникам, творческим людям, помочь забрендировать, продвинуть и продать их изделия. Мы глубоко убеждены, что это стимулирует развитие региона, развитие туризма», – отметила Гульназ Кадырова. Деятельность Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, по словам эксперта, сегодня направлена на формирование программ, которые позволят адресно поддержать людей, занятых в сфере креативных индустрий.

Об успешном опыте взаимодействия с командами, занятыми в креативной экономике, рассказал и Глава Якутии А. С. Николаев. На территории Республики с 2018 года действует IT-парк, региональными командами созданы нескольких компаний (например InDriver и MyTona), успешно оперирующих на мировом рынке, а якутское кино, регулярно претендует на награды международных фестивалей. По словам Айсена Николаева, в перспективы развития той же индустрии кино еще несколько лет назад мало кто верил. Вместе с тем, секрет успеха заключается в грамотном целеполагании и системном подходе к поддержке отрасли; в формировании комфортной среды для местного населения – молодых команд, которые обладают высоким потенциалом развития.

«Секрет успеха Якутии заключается в том, что мы начали системно заниматься развитием креативных индустрий гораздо раньше других регионов страны. Еще с 2012 года, будучи главой городя Якутска, я способствовал развитию таких индустрий как кино, IT-индустрия, фэшн-дизайн, архитектурные бюро. Многие тогда скептически к этому относились», – отметил Айсен Николаев.

К 2035 году, по оценке главы Республики Саха (Якутия), доля продуктов креативных индустрий в структуре ВРП региона достигнет 5%. «Я убежден, что креативные индустрии для Якутии очень важны. Когда я стал главой республики, я поставил задачу измерить объем этого сектора. Мы поняли, где мы находимся и что нам надо делать. Якутия стала первым регионом в стране, где была подписана концепция развития креативных индустрий на период до 2025 года… Согласно методике подсчета креативной отрасли, предложенной АСИ в 2020 году, сегодня в Республике Саха в этой сфере занято 42 тыс. человек. Это 8,2% от общего числа занятых. Мы считаем, что к 2035 году количество рабочих мест должно достигнуть 95 тыс. человек», резюмировал Айсен Николаев.

Роман Карманов подтвердил слова главы Якутии о взрывном росте направления креативных индустрий на территории Республики. Согласно словам Карманова, Якутия – один из лидеров среди заявок на получение грантов, поступивших в этом году в Президентский фонд культурных инициатив. Суммарно от Якутии было подано более 300 заявок. Также Роман Карманов отметил и важность развития городской среды. Важнейшим, по его мнению, событием для Владивостока стало открытие в городе филиала Третьяковской галереи и реализация музеем временных интерактивных экспозиций в центре города. «Многие жители региона только в осознанном возрасте выезжают за его пределы и могут получить возможность лично прийти и посмотреть на великие картины. Такие проекты – огромная радость и огромное достижение для города».

Зельфира Трегулова отметила, что Третьяковская галерея во Владивостоке формирует новый подход к музейной деятельности, стараясь не столько продвигать классическое искусство, сколько создавать многофункциональные площадки и реализовывать интерактивные проекты, направленные на развитие духовной составляющей жизни региона. «Мы понимаем, что Владивосток – это место силы и место невероятного потенциала. Но вот то, чего здесь не хватает – это реального масштабного современного музея. Поэтому знаковым решением было поручение В. В. Путина вместо предыдущих попыток создать филиал в каких-то исторических зданиях во Владивостоке (попыток неудачных просто потому, что современный музей не «втиснуть» в параметры небольших исторических зданий) создать новый, многофункциональный культурный центр во Владивостоке, – подчеркнула Трегулова.

Участники дискуссии согласились во мнении, что для развития креативных индустрий требуется гораздо меньше инфраструктурных инвестиций, нежели для реализации крупных промышленных проектов. Вместе с тем, креативные индустрии демонстрируют гораздо более быстрый эффект и напрямую связаны с повышением качества жизни местного населения. При должном внимании, креативный сектор станет одним из важных факторов снижения демографического оттока с территории Дальнего Востока, уверены эксперты.

 

18 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика