Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Foreign investments in the Far East of Russia: projects, conditions, prospects - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Where are foreign investments going?

From tomatoes to oil: what projects in the Far East actually turned out to be attractive for foreign business

The state strategy for the development of the Russian Far East is based on the desire for economic integration of the region with the largest economies of the Asia-Pacific region. The efforts made simultaneously mean stimulating the export activities of existing enterprises and creating competitive conditions for attracting foreign business. Today, this work begins to bear fruit.

Where are foreign investments going?
Photo: shutterstock.com / Sakhalin oil and gas projects - the largest example of international cooperation in the Far East
The basic principle of Minvostokrazvitiya of Russia is to create competitive conditions for investing and doing business in the Far East. According to the Minister of the Russian Federation for the Development of the Far East, Alexander Galushka, this practically means that "the income tax, for example, we must have no more than 11%, as in the Republic of Korea, insurance premiums - no more than 10%, as in Japan. Terms for obtaining a building permit are no more than 26 days, as in the US, and customs procedures are the same as in Singapore. This is practical competitiveness. "

New economic regimes in the Far East - the territory of advanced development and the Free Port of Vladivostok - allow the business to significantly optimize the economic model when working in the Far East. In addition to the widely used benefits to optimize the profit tax and property tax, these regimes have, for example, such a benefit as the optimization of social payments for the wage fund. Residents pay insurance contributions in the amount of 7,6% instead of 30%, which gives tangible savings, especially for projects in which highly skilled and highly paid staff are employed. In general, the attractiveness of the territories of advanced development is determined by three main elements. The first is tax benefits. The second is the availability of infrastructure. The third component is a special management system for such territories. Minvostokrazvitiya defines the main principle of this system: "The investor is always right".

What is interesting, to claim such support, having received the status of a resident of the Free Port or TOP, can companies from small to large. The minimum "threshold" of investments is 500 thousand rubles for the TOR and 5 million rubles for the Free Port. In this case, you can apply for benefits as new companies starting a business from scratch, and existing enterprises investing in technological modernization or expansion of production. Practice shows that small and medium-sized businesses are really starting to enjoy benefits: among the existing residents there are companies that employ only 10-15 people.

Today, the Agency of the Far East for Investment Promotion (IPA) has developed investment development strategies for all 9 subjects of the Far East, and in the portfolio of well-developed investment projects there are more than 400 projects structured in terms of investment and industries. Many of them may be of interest to foreign companies and are already offered to them at various venues. Significant expectations for the IPA are related to the creation of country investment platforms. One such - the Russian-Japanese platform - starts work this year, the Japanese Bank for International Cooperation, JBIC, is partnering with the Japanese side. It is planned to create similar investment platforms with China, India and the Republic of Korea.



Data of the Agency of the Far East on attracting investments


SIGNIFICANT PROJECTS OF INTERNATIONAL COOPERATION
The largest international project in the Russian Far East today is the development of oil and gas fields on the Sakhalin shelf. The Sakhalin-1 project involves companies from the United States, Japan and India; in the project "Sakhalin-2" - companies from the US and Japan. The share of Chinese business is in the Sakhalin-3 project. The extracted raw materials are sent for export, as well as for processing to the domestic market. At the same time, today, thanks to state measures to support business in the Far East, new, in many respects significant projects of international cooperation are starting on the territory.

So, in the active stage today is a project to create by Indian investors coal mining enterprise in Kamchatka. Interest in the Krutogorovsky coal deposit in the region was shown by the holding TATA Group. TATA Power intends to produce coal for export in Kamchatka, including to provide fuel for its own generating assets.

Investments in the project are estimated at 560 million dollars. The volume of project financing by Sberbank is estimated at about 400 million dollars, with funding to begin as early as 2018. The condition for the entry of Indian business into the project was the system of preferences that provide investors in the Far East with new development tools, in particular, the possibility of obtaining preferences for TOP and the necessary infrastructure. According to the project, after reaching full capacity, the field will produce up to 10 million tons of coal ready for sale per year.

This is not the only new project of Indian business in the Far East. Today there is a dynamic preparation for the launch of the diamond-mining enterprise in Vladivostok, the largest Indian holding company KGK. The investor received the status of a resident of the Free Port of Vladivostok, the necessary equipment has already been delivered to the facility, and after the launch, the investor will be offered the services of the Eurasian Diamond Center - a specially created infrastructure for the storage and customs processing (export) of valuable goods, including diamonds.

Cooperation with investors from Japan is also developing dynamically. One of the brightest projects with the participation of a large Japanese consortium is the reconstruction and development of the international airport in Khabarovsk. The consortium includes Sojitz Corporation, Japan Airport Terminal Co., the investment fund of the Ministry of Land, Infrastructure and Transport of Japan JOIN. The capacity of the new airport will be up to 3 million passengers a year. The total cost of the project is about 70 million dollars.

In the interests of investors, a number of unprecedented decisions have already been adopted, and in particular, the FAS approval of the values ​​of long-term tariffs for the infrastructure facility. Also work is underway to include the city of Khabarovsk in the economic zone of the Free Port. After the adoption of the law, investors will be able to take advantage of all the tax benefits that this regime gives, and the airport itself will fall into the zone of operation of the simplified visa regime for foreign citizens.

In this regard, it should be noted that every third of the projects signed in December last year during the official visit of Russian President V.V. Putin to Japan, geographically belongs to the Far East. In total, these are 27 projects, including 10 projects in the field of extraction of resources, 15 projects for the development of industry, 1 project in the field of urban planning and 1 project in the field of medicine and health. At the same time, most industrial projects are focused on exporting products.

Within the framework of the new mechanisms for the development of the Far East, projects involving investors from the Republic of Korea are also being launched. This country is today the largest exporter of fish and seafood from the Russian Far East. Therefore, it is not surprising that Korean investments come to the fishing industry.

So, in Kamchatka, Korea Traiding & Industries Co. invests about 7 million dollars in the construction of fish processing complex with the capacity of 10 thousand tons of products in the TOP. The project itself ("415 City", implemented on parity terms with the Russian partner) has already received the preferences of the resident of the territory of advanced development, in 2017 the investor plans to begin construction of the quay wall, and the whole complex should be put into operation by the year 2020. The export orientation of the created production is supposed.

In total, today Korean investors are implementing 6 projects in the Far East. The total investment of these projects is about 70 million. In addition, a company from the Republic of Korea intends to take part in the construction of the Kamchatka Regional Hospital. The investment will be about 200 million dollars.


POSSIBILITIES OF THE LOCAL MARKET FOR FOREIGN INVESTORS
The domestic market of the Russian Far East is quite small. Nevertheless, it allows developing economically effective projects in different sectors. Such projects, based either on import substitution or on technological modernization, can give the investor a guaranteed and stable profitability, even if the production itself will not be of a large scale. The success of such projects largely depends on the level of technology with which the investor comes. That is why projects in this sphere are of interest among foreign partners.

So, it was the domestic market that focused on one of their first projects implemented in the territory of the advanced development, the Japanese greenhouse complex JGC Evergreen. The greenhouses built in the Khabarovsk TOR produce tomatoes and cucumbers for the domestic market. The investor chose a successful marketing strategy: the cost of the product is lower than that of Chinese imports, and the quality is higher. As a result, greenhouses only have to compete with the seasonal output of local farms.

The Investment Promotion Agency today systematizes the needs of the Russian domestic market and offers investors projects by industry.

First, it is the urban infrastructure. The potential volume of investments in the renewal of worn-out infrastructure of housing and public utilities in the largest cities of the Far East is estimated at almost 1 billion. The economy of projects is based on tariff regulation, while in the Far East there is already experience of fixing tariffs for a long period to ensure return on investment.

Secondly, it is local energy. This process is already underway - projects on energy efficiency, as well as on reducing the dependence of local generation on expensive imported fuel, are already being implemented and are giving investors the expected commercial result. It’s no joke to say that due to the deterioration of equipment and problems with fuel logistics at individual power plants, the cost of electricity generation reaches 2 dollars per 1 kWh. The Russian authorities are ready to preserve the existing amounts of subsidies for the payback period of projects, which allows the investor to “put down” the project's economy and get his economic result.



Thirdly, the IPA offers investors, including foreign ones, to invest in the development of trade networks and logistics. 2017 has become a significant year in many ways - the hypermarket of Leroy Merlin, a large retail chain of household goods, has opened in Khabarovsk. The investment capacity of the industry, according to analysts of the IPA, today is over 1,1 billion dollars. Fourth, the market for the creation and development of high technologies in the Far East, for example, for the deep processing of local raw materials, is promising. The investment capacity of this market is over 3 billion dollars. In this regard, the experience of the Korean company Gideon Sistek together with the Russian City Transport Company is interesting: investors, having received the status of a resident of the Free Port of Vladivostok, invest more than 30 million dollars in the development of a smart payment system for urban transport in the capital of Primorye.


EXTREME CONDITIONS - BENEFITS FOR BUSINESS
Another interesting opportunity, which opens the Russian Far East for foreign investors, is the local climate. The conditions of the sharply continental climate of Yakutia or the specific conditions of the coastal regions of Kamchatka is an opportunity to develop and test new technologies that will then find application in many countries, in the Arctic and Antarctic. This is not a new story - for example, the Yakutsk airport is traditionally used by the leaders of the world aircraft industry for testing and approbation of technologies in extreme cold conditions.

The experience of Japanese power engineers is interesting: thanks to the support of the Japanese state organization NEDO, modern high-tech wind power generation complexes were built in Kamchatka. For engineers at Komaihaltec, working in Kamchatka was a real challenge. Technologies that allow the equipment to "survive" at temperatures up to minus 40 degrees Celsius, were specially developed for this project. The increased climatic requirements have touched all: both metal constructions, and a construct, and features of construction of the power scheme of delivery of the electric power. But thanks to the implementation of the project, the Japanese company, in fact, opened its way to a new market - the wind power generation market in the Arctic. Technology developed in Kamchatka is a competitive offer that can now be applied not only in Russia, but also in other northern countries. Moreover, the Japanese side is interested in finalizing its technology for even more severe conditions and, for this purpose, intends to implement another wind power generation project - this time in the village of Tiksi (Yakutia), on the coast of the Arctic Ocean.

Another example is the hothouse complex of Sayuri, built in the suburbs of Yakutsk with the participation of the Japanese investor Hokkaido Corporation. The initiators of the project brought to the permafrost the Japanese technology of growing vegetables, further refining it taking into account local climatic conditions. This was the first experience of using equipment in the conditions of frost, reaching up to minus 60 degrees Celsius. It should be noted that the operation of the equipment is monitored around the clock by the Japanese side: massive volumes of telemetry in the online mode are broadcast to Japan, and the Japanese side makes decisions about the exact settings of the equipment (heating, ventilation, watering). The first "wintering" of the greenhouse produced an impressive result: the equipment passed all the climatic tests, the hothouse yields, the harvest is stable demand - all the products produced are consumed by the local market.

Today, thanks to state support for the advanced development of the Far East, similar projects for the development of new technologies, as well as the creation of testing grounds for existing equipment, will multiply. Especially promising in this regard is the territory of Yakutia, because the ranges for climate testing can be formed where there is already a full-fledged infrastructure: the railway, the highway, the city of Yakutsk with a high scientific base, etc. Already, among the potential residents of the TOP "Industrial Park" Kangalassy "there are foreign companies that are considering the possibility of building test sites for their products.

Published in the bulletin Economy of the Far East

SaveSave

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Куда идут иностранные инвестиции?

От помидоров до нефтегаза: какие проекты на Дальнем Востоке на деле оказались привлекательны для иностранного бизнеса

Государственная стратегия развития Дальнего Востока России основана на стремлении к экономической интеграции региона с крупнейшими экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона. Предпринятые усилия одновременно подразумевают стимулирование экспортной деятельности существующих предприятий и формирование конкурентоспособных условий для привлечения иностранного бизнеса. Сегодня эта работа начинает приносить свои плоды.

Куда идут иностранные инвестиции?
Фото: shutterstock.com / Сахалинские нефтегазовые проекты – крупнейший пример международного сотрудничества на Дальнем Востоке
Основной принцип Минвостокразвития России – создавать на Дальнем Востоке конкурентоспособные условия для инвестирования и ведения бизнеса. По словам Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, практически это означает, что «налог на прибыль, например, у нас должен быть не более 11%, как в Республике Корея, страховые взносы – не более 10%, как в Японии. Сроки получения разрешения на строительство – не более 26 дней, как в США, а таможенные процедуры – как в Сингапуре. Это и есть практическая конкурентоспособность».

Новые экономические режимы на Дальнем Востоке – территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток – позволяют бизнесу существенно оптимизировать экономическую модель при работе на Дальнем Востоке. Помимо широко применяемых льгот по оптимизации налога на прибыль и налога на имущество, эти режимы имеют, например, такую льготу, как оптимизация социальных выплат на фонд оплаты труда. Резиденты выплачивают страховые взносы в размере 7,6% вместо 30%, что дает ощутимую экономию, в особенности для проектов, в которых занят высококвалифицированный и высокооплачиваемый персонал. В целом привлекательность территорий опережающего развития обусловлена тремя основными элементами. Первый — налоговые льготы. Второй — наличие инфраструктуры. Третьей составляющей является особая система управления такими территориями. Минвостокразвития определяет основной принцип этой системы так: «Инвестор всегда прав».

Что интересно, претендовать на подобную поддержку, получив статус резидента Свободного порта или ТОРа, могут компании от мала до велика. Минимальный «порог» инвестиций составляет 500 тыс. рублей для ТОРов и 5 млн рублей для Свободного порта. При этом претендовать на льготы можно как новым компаниям, начинающим бизнес с нуля, так и существующим предприятиям, инвестирующим в технологическую модернизацию или расширение производства. Практика показывает, что малый и средний бизнес действительно начинает пользоваться льготами: среди действующих резидентов есть компании, в которых занято всего по 10–15 человек.

Сегодня Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций (АПИ) имеет разработанные стратегии инвестиционного развития всех 9 субъектов Дальнего Востока, а в портфеле проработанных инвестиционных проектов имеется более 400 проектов, структурированных по объему инвестиций и отраслям. Многие из них могут быть интересны иностранным компаниям и уже предлагаются им на различных площадках. Существенные ожидания у АПИ связаны и с созданием страновых инвестиционных платформ. Одна такая – российско-японская платформа – начинает работу в этом году, партнером с японской стороны выступает Японский банк международного сотрудничества, JBIC. Запланировано создание аналогичных инвестиционных платформ с Китаем, Индией и Республикой Корея.
 


Данные Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций


ЗНАКОВЫЕ ПРОЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Крупнейшим международным проектом на российском Дальнем Востоке сегодня остается разработка нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина. В проекте «Сахалин-1» участвуют компании из США, Японии и Индии; в проекте «Сахалин-2» – компании из США и Японии. Доля участия китайского бизнеса есть в проекте «Сахалин-3». Добываемое сырье отправляется на экспорт, а также на переработку на внутренний рынок. Вместе с тем уже сегодня, благодаря государственным мерам поддержки бизнеса на Дальнем Востоке, на территории стартуют новые, во-многом знаковые проекты международного сотрудничества.

Так, в активной стадии сегодня находится проект по созданию индийскими инвесторами угольного добывающего предприятия на Камчатке. Интерес к Крутогоровскому месторождению угля в регионе проявил холдинг TATA Group. Компания TATA Power намерена добывать на Камчатке уголь для экспорта, чтобы в том числе обеспечить топливом собственные генерирующие активы.  

Инвестиции в проект оцениваются в 560 млн долларов. Объем проектного финансирования со стороны Сбербанка оценивается примерно в 400 млн долларов, причем финансирование начнется уже с 2018 года. Условием входа индийского бизнеса в проект стала система преференций, которые предоставляют инвесторам на Дальнем Востоке новые инструменты развития, в частности возможность получить преференции ТОР и необходимую инфраструктуру. Согласно проекту, после выхода на полную мощность на месторождении будут добывать до 10 млн тонн готового к реализации угля в год.

Это не единственный новый проект индийского бизнеса на Дальнем Востоке. Сегодня идет динамичная подготовка к запуску алмазогранильного предприятия во Владивостоке крупнейшего индийского холдинга KGK. Инвестор получил статус резидента Свободного порта Владивосток, на объект уже завезено необходимое оборудование, а после запуска инвестору будут предложены услуги Евразийского алмазного центра – специально созданной инфраструктуры по хранению и таможенной обработке (экспорту) ценных грузов, включая бриллианты.

Не менее динамично развивается сотрудничество с инвесторами из Японии. Один из ярких проектов с участием крупного японского консорциума – реконструкция и развитие международного аэропорта в Хабаровске. В консорциум входят Sojitz Corporation, Japan Airport Terminal Co., инвестфонд Министерства земли, инфраструктуры и транспорта Японии JOIN. Пропускная способность нового  аэропорта составит до 3 млн пассажиров в год. Общая стоимость проекта – около 70 млн долларов.

В интересах инвесторов уже принят ряд беспрецедентных решений, и в частности – утверждение ФАС значений долгосрочных тарифов для объекта инфраструктуры. Также ведется работа по включению города Хабаровска в зону действия экономического режима Свободного порта. После принятия соответствующего закона инвесторы смогут воспользоваться всеми налоговыми льготами, которые дает данный режим, а сам аэропорт попадет в зону действия  упрощенного визового режима для иностранных граждан.

В этой связи следует отметить, что каждый третий из проектов, подписанных в декабре прошлого года в ходе официального визита Президента России В.В. Путина в Японию, территориально относится к Дальнему Востоку. В общей сложности это 27 проектов, в том числе 10 проектов в области добычи ресурсов, 15 проектов по развитию промышленности, 1 проект в области градостроительства и 1 проект в области медицины и здравоохранения. При этом большинство промышленных проектов ориентировано на экспорт продукции.

В рамках новых механизмов развития Дальнего Востока запускаются и проекты с участием инвесторов из Республики Корея. Эта страна сегодня является крупнейшим экспортером рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока России. Поэтому неудивительно, что корейские инвестиции приходят в рыбопромышленную отрасль. 

Так, на Камчатке компания Korea Traiding & Industries Co. инвестирует около 7 млн долларов в строительство рыбоперерабатывающего комплекса мощностью 10 тыс. тонн продукции в ТОР. Сам проект («Город 415», реализуется на паритетных условиях с российским партнером) уже получил преференции резидента территории опережающего развития, в 2017 году инвестор планирует начать строительство причальной стенки, а весь комплекс должен быть введен в эксплуатацию к 2020 году. Предполагается экспортная ориентация создаваемого производства.

В общей сложности сегодня корейские инвесторы реализуют 6 проектов на территории Дальнего Востока. Общий объем инвестиций этих проектов составляет порядка 70 млн долларов. Кроме того, компания из Республики Корея намерена принять участие в строительстве Камчатской краевой больницы. Объем инвестиций составит около 200 млн долларов.
 

ВОЗМОЖНОСТИ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
Внутренний рынок российского Дальнего Востока имеет достаточно небольшой объем. Тем не менее и он позволяет развивать экономически эффективные проекты в разных отраслях. Такие проекты, основанные либо на импортозамещении, либо на технологической модернизации, могут дать инвестору гарантированную и стабильную доходность, пусть даже само производство и не будет иметь большого масштаба. Успех подобных проектов во многом зависит от уровня технологий, с которыми приходит инвестор. Именно поэтому проекты в этой сфере пользуются интересом среди иностранных партнеров.

Так, именно на внутренний рынок ориентирован один их первых проектов, реализованных в условиях территории опережающего развития, – японский тепличный комплекс JGC Evergreen. Теплицы, построенные в ТОР «Хабаровск», производят помидоры и огурцы для внутреннего рынка. Инвестор выбрал успешную маркетинговую стратегию: стоимость продукта ниже, чем у китайского импорта, а качество – выше. В результате конкурировать теплицам приходится только с сезонной продукцией местных агрохозяйств.

Агентство по привлечению инвестиций сегодня систематизирует потребности российского внутреннего рынка и предлагает инвесторам проекты по отраслям. 

Во-первых, это городская инфраструктура. Потенциальный объем инвестиций в области обновления изношенной инфраструктуры ЖКХ крупнейших городов Дальнего Востока оценивается почти в 1 млрд долларов. Экономика проектов строится на тарифном регулировании, при этом на Дальнем Востоке уже есть опыт закрепления тарифов на длительный срок для обеспечения возвратности инвестиций.

Во-вторых, это локальная энергетика. Этот процесс уже идет – проекты по энергоэффективности, равно как и по снижению зависимости локальной генерации от дорогого привозного топлива, уже реализуются и дают инвесторам ожидаемый коммерческий результат. Шутка ли сказать, из-за изношенности оборудования и проблем с топливной логистикой на отдельных энергоузлах себестоимость выработки электроэнергии доходит до 2 долларов за 1 кВт-ч. Российские власти готовы сохранять существующие объемы дотаций на период окупаемости проектов, что позволяет инвестору «сложить» экономику проекта и получить свой экономический результат.

В-третьих, АПИ предлагает инвесторам, в том числе иностранным, вкладываться в развитие торговых сетей и логистики. Во многом знаковым стал 2017 год – в Хабаровске открылся гипермаркет крупной торговой сети строительно-бытовых товаров Leroy Merlin. Инвестиционная емкость отрасли, по оценкам аналитиков АПИ, сегодня составляет свыше 1,1 млрд долларов. В-четвертых, перспективным является рынок создания и развития на Дальнем Востоке высоких технологий, например по глубокой переработке местного сырья. Инвестиционная емкость этого рынка – свыше 3 млрд долларов. В этом плане интересен опыт корейской компании «Гидеон Систек» совместно с российской «Городской транспортной компанией»: инвесторы, получив статус резидента Свободного порта Владивосток, вкладывают свыше 30 млн долларов в развитие «умной» платежной системы для городского транспорта столицы Приморья.
 

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ – ВЫГОДА ДЛЯ БИЗНЕСА
Еще одной интересной возможностью, которую открывает для иностранных инвесторов российский Дальний Восток, является местный климат. Условия резко континентального климата Якутии или же специфические условия прибрежных районов Камчатки – это возможность разрабатывать и тестировать новые технологии, которые затем найдут применение во многих странах, в Арктике и Антарктике. Это не новая история – например, аэропорт Якутска традиционно используется лидерами мирового авиастроения для тестирования и апробации технологий в условиях экстремального холода. 

Интересным является опыт японских энергетиков: благодаря поддержке японской государственной организации NEDO на Камчатке были построены современные высокотехнологичные комплексы ветровой генерации. Для инженеров компании Komaihaltec работа на Камчатке стала настоящим вызовом. Технологии, которые позволяют оборудованию «выживать» при температурах до минус 40 градусов по Цельсию, специально разрабатывались для этого проекта. Повышенные климатические требования коснулись всего: и металлоконструкций, и конструктива, и особенностей построения энергетической схемы выдачи электроэнергии. Зато благодаря реализации проекта японская компания, по сути, открыла себе дорогу на новый рынок – рынок ветровой генерации в Арктике. Технология, разработанная на Камчатке, – конкурентоспособное предложение, которое может быть теперь применено не только в России, но и в других северных странах. Более того, японская сторона заинтересована доработать свою технологию для еще более суровых условий и с этой целью намерена реализовать еще один проект ветровой генерации – на этот раз в поселке Тикси (Якутия), на побережье Северного Ледовитого океана.

Еще один пример – тепличный комплекс компании «Саюри», построенный в пригороде Якутска с участием японского инвестора «Хоккайдо Корпорейшн». Инициаторы проекта завезли на вечную мерзлоту японскую технологию выращивания овощей, дополнительно доработав ее с учетом местных климатических условий. Это был первый опыт использования оборудования в условиях морозов, доходящих до минус 60 градусов по Цельсию. Стоит отметить, что работа оборудования круглосуточно мониторится японской стороной: массивные объемы телеметрии в онлайн-режиме транслируются в Японию, и японская сторона принимает решения о точных настройках оборудования (отопление, вентиляция, полив). Первая же «зимовка» теплицы дала впечатляющий результат: оборудование прошло все климатические тесты, теплица дает урожай, на урожай есть стабильный спрос – вся произведенная продукция потребляется местным рынком. 

Сегодня, благодаря государственной поддержке опережающего развития Дальнего Востока, аналогичные проекты по разработке новых технологий, равно как и создание полигонов для испытания существующего оборудования, будут множиться. Особенно перспективна в этом плане территория Якутии, ведь полигоны для климатических испытаний можно формировать там, где уже есть полноценная инфраструктура: железная дорога, автомобильная дорога, город Якутск с высокой научной базой и т. д. Уже сейчас среди потенциальных резидентов ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы» есть иностранные компании, которые рассматривают возможность строительства испытательных полигонов для своей продукции. 

Опубликовано в бюллетене Экономика Дальнего Востока

SaveSave