Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Курс на развитие

Невельский морской порт — пример того, как буквально за несколько лет предприятие из руин превращается в один из главных транспортных центров области, возвращая статус стратегически важного для региона объекта

Морские ворота Невельска вышли из кризиса 90-х и начала 2000-х годов в изрядно потрепанном состоянии. Когда в 2012 году компания «Горняк-2» стала оператором трех причалов порта, ей достались только остатки былой инфраструктуры. Сооружения и оборудование гавани буквально разрушались, местами износ достигал 90 процентов. С этого же года начался активный подъем и восстановление градообразующего предприятия.

Курс на развитие
Ситуацию спас уголь. После крупных инвестиций и двух лет ремонтно-восстановительных работ, здесь заработал угольный терминал. Твердое сахалинское топливо активно идет на экспорт в Китай, Японию и Корею. Так, к примеру, в этом году через Невельский порт планируется отгрузить более 400 тысяч тонн угля.

Первый успех стал трамплином для дальнейшего развития — в недалеком будущем гавань на западном побережье Сахалина вновь станет универсальной, как она и задумывалась.

Реализация инвестиционного проекта по развитию Невельского порта к 2025 году позволит выйти на годовой грузооброт в 4 млн. тонн. Сюда входят универсальный и угольные терминалы, перспективная база снабжения шельфовых проектов мощностью до 750 тыс. тонн и собственный грузовой флот суммарным дедвейтом в 15 тысяч тонн.

Компания-оператор уже инвестировала в порт более 700 миллионов рублей, и этот процесс будет продолжаться и дальше. Затратной, но крайне важной целью является углубление дна акватории гавани. На эти нужды необходимо порядка полутора миллиардов рублей, но эффект будет огромным — к берегу смогут швартоваться большие суда с осадкой до девяти метров. Это существенно увеличит скорость обработки грузов и даст возможность развивать поддержку строительных и шельфовых проектов. Невельск для этих целей особенно хорош — незамерзающая и защищенная гавань. Заканчивается восстановление собственной портовой нефтебазы, которая заработает уже в начале следующего года.

Особые слова благодарности хочу высказать Правительству Сахалинской области, Минтрансу РФ, Фонду развития Дальнего Востока за всестороннюю поддержку инвестиционного проекта по развитию Невельского порта. Без их участия реализовать наши планы было бы весьма затруднительно — отметил заместитель руководителя АО «Невельский морской порт» Дмитрий Курбатов. Как житель Невельского района, хочу добавить, что в штате Невельского порта сегодня уже трудится более 100 человек. Это сплочённый коллектив профессионалов, способный решать самые сложные производственные задачи в наше не простое время. На следующий год планируется увеличение численности сотрудников ещё на 150 рабочих мест. Это весьма существенно для города с населением в 10 тысяч человек. Хочу добавить, что работают у нас только жители Сахалинской области, в основном, Невельского района, причем соискателей вакансий здесь с каждым днем становится все больше

В планах вынос угольного терминала мощностью в 2,5 млн. тонн будет за черту города. Основным критерием для этого решения является не экономика, а экология. Впрочем, и сегодня, работа в порту не угрожает горожанам. Ежедневный контроль выбросов и система пылеподавления «сухой туман» гарантируют отсутствие вреда здоровью Невельчан. Помогает и природа — метеоданные говорят, что западный ветер устойчиво дует здесь не более 20 дней в году.

Несмотря на многочисленные трудности, с которыми сталкивается наше молодое предприятие, у меня нет ни капли сомнения, что Невельский порт в ближайшем будущем станет одной из опор экономического и социального развития Сахалинской области, открыв нашему региону новые возможности в сфере международной торговли, промышленности, туризма.

Справка по функционированию и экологии Невельского морского порта:

С 1936 года грузовые причалы Невельского порта перегружали уголь, лес, рыбопродукцию и прочие грузы. Порт также действовал как база по снабжению Курил. Поэтому нельзя сказать, что в какой-то момент угольщики вытеснили рыбаков. С 2015 года здесь ведется перевалка леса и цемента и прочих грузов.