Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
EastRussia figured out what Sakhalin would remain, and what - to participants from the WorldSkills Russia final - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Catching new skills and skills

EastRussia figured out what Sakhalin would remain, and what - to participants from the WorldSkills Russia finals

The finals of the Russian WorldSkills Championship came to the Far East for the first time. Honor to host 3,5 thousand guests from all over Russia and several other countries, including 700 contestants, this time fell to Sakhalin. The region managed to prepare, as the organizers repeatedly mentioned with gratitude, in just seven months - built a special platform for the finals, purchased equipment, and led the hospitality industry to full combat readiness. EastRussia tried to find out that all interested parties will have a useful experience after the competition, both in the Sakhalin region and among the young professionals who visited the only island region of Russia.

Catching new skills and skills
Photo: Sergey Krasnouhov / WorldSkills Russia
In summer, the capital of Sakhalin in one day can melt under the sun, and rain - the climate in the maritime region: on the one hand a couple of tens of kilometers Mordvinova Bay, on the other, closer to Japan - the Gulf of Aniva. So, the participants of the Russian WorldSkills Championship finals, which started arriving in Yuzhno-Sakhalinsk in early August, and officials, whose flow began to grow from 8, managed to evaluate the entire palette of the Sakhalin summer. And still all noted that the center of Yuzhno-Sakhalinsk is amazingly clean and buried in greenery and flowers. The head of the government of the Sakhalin region, Vera Shcherbina, was even asked: "Have you not visited the city so much for the arrival of the guests?". "Well, certainly, flowers would not have time to land - they are always with us," she answered.



The fact that both the city and the region were preparing for the WorldSkills Championship can not be doubted. Near the airport, on the site near the Prospect Mira, specially for the final, pavilions were built in the trade and exhibition center "Alley". We repaired the access roads, bought equipment for the competitions. Finally, they decorated the city: the outdoor advertising of the event could be seen not only at the airport and at the building of the regional government, but also in the square of the museum of Chekhov's book "Sakhalin Island" opposite, and in many central streets. Under the business and entertainment part of the business center "Stolitsa" and the sports complex "Crystal".

"It is a great honor for us to hold such a large-scale event on Sakhalin," Vera Shcherbina said, opening the business program of the final, "The regional government pays great attention to the development of vocational education, we purchase equipment and equip classes, but we need better practices, in new approaches to vocational training, and therefore we believe that this event will enrich each of us. "

SECTORS IN SEARCH OF SCHEDULE



According to the chairman of the Sakhalin government, the share of non-oil and gas projects is growing in the regional economy for the last three years, the main part of which is formed by offshore projects. And everywhere - you need footage.

"We made a bet on tourism, you know, we have a resort" Mountain Air ", and we are striving to make it a world-class one." "We need a few more years to develop it." Investors came, but for this all we need highly qualified specialists, we have already encountered the problem of their deficit, and we ask ourselves: how quickly to prepare them, "the head of the Sakhalin government said." The next direction we are actively developing is agriculture, which is not accidental, since the region produces only 10% of food, all ost and here we are also faced with a very serious personnel problem.The third direction is fish processing, all available capacities are highly productive, and high-skill workers are needed there. "

The governor of the Sakhalin region Oleg Kozhemyako, who was in Kamchatka at the start of the WorldSkills final, attended a meeting of the government commission for the development of the Far East, arrived at the Mall "Alley" on the last day of the competition. He was greeted by WorldSkills Russia CEO Robert Urazov and his deputy on the introduction of the regional standard of staffing for industrial growth, Dmitry Glushko. Oleg Kozhemyako and his deputies were held in all the areas where the competitions of the championship participants were held.

Starting from the hangar, where the brickwork is laid, the delegation went first through the pavilions with "noisy jobs": she examined the workers over the final task of the mechanics, builders-tilers, welders, masters for the construction of plasterboard structures. The governor on the run explained that the contestants are currently doing the same work as included in the WorldSkills standards test - this is, we recall, the only form of independent knowledge assessment in Russia, introduced for the second year already. "I was at the exam in Kazan.There was a director of the enterprise there who had the task of laying out 30 thousand square meters of tile in some shop.He took pictures of the tilers directly from the exam and contracted them - these are very revealing assignments if you see them , to assess the degree of skill, nothing more is needed, "- said Dmitry Glushko.

On the section with the machines, which are turning the metal blanks, Oleg Kozhemyako took the part in hands to assess the quality of the products. "With such approvals, the oil and gas industry will in any case handle orders, for details that are out of order," he estimated the operation of the equipment. "You know, we are always for new equipment, we'll give you money-we'll buy it," his subordinates answered. "Let's take," the governor confirmed.



On the site where there were contests for interior works, the visitors were surprised by the decor of the outer corner of the wall, designed as if it were an internal corner, and painting the doors. "In Russia, no one is painting the doors, whereas in Europe this is widespread," the experts explained. And at the booth with the industrial automation Oleg Kozhemyako was greeted by electric drives with controlled rotation and the newest controllers, which are used "in ventilation, heating and power, control of doors, electrolysis, packaging - Coca-Cola works only on these controllers, and a specialist who has learned this system, can work in any industry, "the governor explained. "The elements of automation are exactly what the next step, the digitalization of production, is not possible without," said Robert Urazov.

"LIFTING, HOUSING, 75 THOUSAND"

Bypassing the site, Oleg Kozhemyako paid special attention to the Sakhalin participants. "Our should be the best, here is Japan next door, the school of ikebana," he said at the floristic stand. "There are a lot of schools, the Japanese are one of the leaders, but this alone is not enough," objected Robert Urazov. "Butkov is here? He also has his own flower shops? I must say that he took someone," Oleg Kozhemyako recalled about the general director of the Sovkhoz Teplichnyi JSC Viktor Butkov. "We need to evaluate who they will invite to themselves," the governor told the subordinates, passing the platforms where the participants of the finals were watched by employers.



Oleg Kozhemyako was detained at the sites for the training of teachers, cooks and restaurant service specialists. "If you want to stay with us in the region," the governor asked the experts at the first site, "we have serious lifting, housing, we will add salaries." "How many?" he asked his subordinates. "Up to 75 thousand," - quickly answered him.

On the site of the chefs' competition, Oleg Kozhemyako for a long time asked the expert and the chairman of the council for professional qualifications in the hospitality industry, Yuri Ushanov, who came to the chairmanship of the president of the Russian Federation, how to relax regulation by the Rospotrebnadzor for small catering points, for example, family restaurants or food court points. Participants of the finale at this time demonstrated the skills of a universal cook-pastry cooker - they cooked a hot appetizer of seafood, a lamb rack and an eclair for dessert. The entire set of tasks was given 4 hours. After talking with experts on the restaurant service site on the need to have categories-discharges from the waiters, as in the Soviet times, the governor with the accompanying people left to drink tea.



STANDS AND PAVILIONS WILL BE STOPPED

"We have seen employers here for almost all competencies, it is very important for them to get young highly qualified students who have been selected: fresh ideas, new technologies, young people energizing their peers, so employers certainly look at their skills and offer to stay here on Sakhalin, "Oleg Kozhemyako said, after inspecting all the sites." We have specifically introduced a system of co-payment for young specialists who remain in the region-we will provide housing and provide elevators. tory also achieves a very interesting size. " In the region, conditions have been created that "young people want to stay in it: live in this city, work, maybe teach", he added.

Part of the equipment sites, which hosted the final of the WorldSkills Championship, will also remain in the region, he adds. Do not remain without work and infrastructure - trade and exhibition center "Alley" area of ​​more than 20 thousand square meters. m, lined up specifically for the championship, will take the event further. "The hangars will be used for universal sports grounds - a skating rink, tennis courts and other forms," ​​the governor said. The exhibition space outside the exhibition center will be used for fairs and exhibitions, in particular, for agricultural producers - "such areas were not enough for the region before", Oleg Kozhemyako specified.



Of the training infrastructure on Sakhalin from the WorldSkills Championship will also remain Center for Advanced Vocational Training (CEP) - a platform for vocational guidance, accelerated training, training and retraining of the staff in the most demanded and promising professions. Oleg Kozhemyako at the signing of the agreement on the establishment of the CCP said that "it is very important for construction projects, for employers - that during accelerated time, half a year, up to a year, we receive workers meeting all modern requirements."

"ANOTHER LEVEL AND NEW MASS"

Anastasia Zavarkina, participant of the competitions in the field of "Landscape Design" competency, lists the tasks-modules that should be performed at the final: retaining walls, pond, wooden structures, paving and green plantations. "A master plan is posted on the official WorldSkills website for a month, but without dimensions, we were training on these data." At the finals, everything had to be done in three days, five hours a day, "she says. Assessments of all participants, who were eight from all over the country, will be recognized only when they are introduced into the system - only winners are announced at the closing ceremony. Anastasia says that she will work by profession in the All-Russian Children's Center "Ocean" in Primorye. "Perhaps in the future I will leave the Far East someday, but this is not a fact," she admits.

"We saw a lot of new simulators and equipment, it was interesting to see how the participants behave, and we have not worked with such before." In general, there were a lot of elements unfamiliar to the guys: on the obstacle course, in the labyrinth. "- says expert competence" Rescue work "Ruben Kushanbayev, a master of industrial training technical college of technospheric security and industrial technology. According to him, the participants of the finals should demonstrate not only quickness in the non-standard situation (the previously announced tasks on the day before the start change by 30% towards complication), but also the physical qualities - the rescue equipment itself weighs a lot, and all the tasks are performed on time. "I also saw the highest level of judging, I realized how many flaws I had, I know I will add to the training process, than I will motivate students," the expert says.



Daniil Dorokhov, who competed in the "Rescue Work", confirms: participation in the finals "greatly broadens the horizon." "It's a huge experience." In WorldSkills competitions, I got in by accident - a friend wrote in a team, and then I went-I now understand that I can provide emergency medical care or save a person, these are valuable skills.I do not know yet whether I will be a rescuer , but with WorldSkills I will continue to be friends, "he says. To get to the final, the participants won the regional stage of the championship and passed an additional selection in Moscow - by the competence of the rescuers, for example, they selected 8 teams from 16. For each team of five rescue participants in the final, the competition was watched by 8-10 experts.

The finalist in the "Medical and social care" competence Diana Ischuk agrees that young professionals are generally put in a situation they do not expect, although they have already mastered all the actions individually, both in theory and in practice, during the training. "We had to help with bronchial asthma, teach the patient to walk on the" walker ", make a bandage, warm the compress, assess the functional state - pressure, pulse, temperature," she lists.

To get agitated, she said, was because of what: "all the rivals are strong, and at the regional championship it was much easier - less workload, tasks easier." The orders on the site were strict - 10 participants in the finals took away their mobile phones, released parts of the program for execution of the modules, they could not go out freely and could not look at other sites. But the participant believes that she has received useful skills that will be used in the future: "I now know how to use modern rehabilitation equipment, which is mainly used for rehabilitation of stroke survivors: devices for putting on socks, buttoning up buttons. chambers, where we practice. "All the equipment was according to European standards."

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Ловля новых навыков и кадров

EastRussia выясняло, что останется Сахалину, а что - участникам от финала WorldSkills Russia

Финал чемпионата России по стандартам WorldSkills приехал на Дальний Восток впервые. Честь принять 3,5 тысячи гостей со всей России и нескольких других стран, в том числе 700 конкурсантов, на этот раз выпала Сахалину. Регион успел подготовиться, как не раз с благодарностью упомянули организаторы, всего за семь месяцев - построил для финала специальную площадку, закупил оборудование, привел в полную боевую готовность индустрию гостеприимства. EastRussia попыталось выяснить, что полезного останется после завершения соревнования у всех заинтересованных сторон - и у Сахалинской области, и у самих молодых профессионалов, посетивших единственный островной регион России.

Ловля новых навыков и кадров
Фото: Сергей Красноухов / WorldSkills Russia
Летом столица Сахалина в один день может и плавиться под лучами солнца, и заливаться дождем - климат в регионе морской: с одной стороны в паре десятков километров залив Мордвинова, с другой, ближе к Японии - залив Анива. Так что и участники российского финала чемпионата WorldSkills, которые начали прибывать в Южно-Сахалинск в начале августа, и официальные лица, поток которых стал нарастать с 8-го числа, успели оценить всю палитру сахалинского лета. А еще все отметили, что центр Южно-Сахалинска удивительно чист и утопает в зелени и цветах. Председателя правительства Сахалинской области Веру Щербину даже спрашивали: "Вы не к приезду ли гостей так прихорошили город?". "Ну уж цветы-то точно не успели бы высадить - они у нас всегда", - отвечала она.



В том, что и город, и регион готовились к приему чемпионата WorldSkills, сомнений быть не может. Недалеко от аэропорта, на площадке возле проспекта Мира, специально под финал выстроили павильоны в торгово-выставочном центре "Аллея". Отремонтировали подъездные пути, закупили оборудование для соревнований. Наконец, украсили город: наружную рекламу события можно было увидеть не только в аэропорту и на здании областного правительства, но и в сквере музея книги Чехова "Остров Сахалин" напротив, и на многих центральных улицах. Под проведение деловой и зрелищной части отвели бизнес-центр "Столица" и спортивный комплекс "Кристалл". 

"Для нас это огромная честь - проводить на сахалинской земле такое масштабное мероприятие, - сказала, открывая деловую программу финала, Вера Щербина. - Правительство области уделяет огромное внимание развитию профессионального образования. Мы закупаем оборудование, оснащаем классы. Но мы нуждаемся в лучших практиках, в новых подходах к профессиональной подготовке. И поэтому считаем, что это мероприятие обогатит каждого из нас". 

ОТРАСЛИ В ПОИСКАХ КАДРОВ



 По словам председателя сахалинского правительства, последние три года в региональной экономике, основную долю которой формируют шельфовые проекты, растет доля проектов, не относящихся к нефтегазовым. И везде - нужны кадры. 

"Мы сделали ставку на туризм, вы знаете, у нас есть курорт "Горный воздух", и мы стремимся к тому, чтобы он обрел статус мирового. Нам еще несколько лет нужно, чтобы его развить. Пришли инвесторы, но для всего этого нужны высококвалифицированные специалисты. Мы уже столкнулись с проблемой их дефицита, и задаем себе вопрос: как быстро их подготовить, - сказала глава сахалинского правительства. -  Следующее направление, которое мы активно развиваем - сельское хозяйство. Это неслучайно, поскольку область производит только 10% продовольствия, все остальное - завозное. И здесь мы тоже столкнулись с очень серьезной проблемой кадров. Третье направление - это рыбопереработка. Все имеющиеся мощности высокопроизводительны, и там нужны работники высокого мастерства".

Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко, во время старта финала WorldSkills находившийся на Камчатке, на заседании правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока, приехал в ТЦ "Аллея" в последний день соревнований. Его встретили гендиректор WorldSkills Russia Роберт Уразов и его заместитель по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Дмитрий Глушко. Олега Кожемяко и его заместителей провели по всем площадкам, где шли соревнования участников чемпионата. 

Начав с ангара, где укладывают кирпичную кладку, делегация прошла сначала по павильонам с "шумными работами": осмотрела трудящихся над финальным заданием автомехаников, строителей-плиточников, сварщиков, мастеров по выстраиванию конструкций из гипсокартона. Губернатору на ходу объясняли, что конкурсанты в данный момент выполняют те же работы, что и включены в демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills - это, напомним, единственная в России форма независимой оценки знаний, внедряемая уже второй год. "Я был на экзамене в Казани. Стоял там директор предприятия, у которого была задача - выложить 30 тысяч кв. метров плитки в каком-то цеху. Он прямо с экзамена снимал плиточников и законтрактовывал их - это очень показательные задания, если ты их видишь, чтобы оценить степень мастерства, больше ничего и не надо", - говорил Дмитрий Глушко. 

На секции со станками, обтачивающими металлические заготовки, Олег Кожемяко взял деталь в руки, чтобы оценить качество продукции. "С такими допусками нефтегазовая отрасль в любом случае будет обращаться с заказами, за деталями, которые выходят из строя", - оценил он работу оборудования. "Вы же знаете, мы всегда за новое оборудование. Денег дадите - купим", - отвечали ему подчиненные. "Давайте возьмем", - подтвердил губернатор. 



На площадке, где шли состязания по интерьерным работам, осматривающих удивили декором внешнего угла стены, оформленного так, как будто это внутренний угол, и работами по покраске дверей. "В России двери никто не красит, тогда как в Европе это широко распространено", - объяснили эксперты. А на стенде с промышленной автоматикой Олега Кожемяко встретили электроприводы с управляемым вращением и новейшие контроллеры, которые применяются "в воздухоотведении, отоплении и энергетике, управлении створками, электролизе, упаковке - Coca-Cola работает только на этих контроллерах, а специалист, обучившийся этой системе, может работать в любой отрасли промышленности", - так объяснили губернатору. "Элементы автоматики - это как раз то, без чего не возможен следующий шаг, цифровизация производства", - сказал Роберт Уразов. 

"ПОДЪЕМНЫЕ, ЖИЛЬЕ, 75 ТЫСЯЧ"

Обходя площадки, Олег Кожемяко обращал особое внимание на сахалинских участников. "Наши должны быть лучшие, здесь же Япония рядом, школа икебаны", - сказал он на стенде флористики. "Школ очень много, японцы - одни из лидеров, но одного этого недостаточно", - возражал Роберт Уразов. "Бутков здесь? У него же есть свои магазины цветочные? Надо сказать, чтобы кого-то взял", - вспомнил Олег Кожемяко о гендиректоре АО "Совхоз Тепличный" Викторе Буткове. "Нужно оценивать, кого они пригласят к себе", - говорил подчиненным губернатор, проходя площадки, где за участниками финала наблюдали работодатели. 



Задержался Олег Кожемяко у площадок по подготовке педагогов, поваров и специалистов ресторанного сервиса. "Если вы пожелаете остаться у нас в регионе, - обратился губернатор к экспертам на первой площадке, - у нас серьезные подъемные, жилье, зарплаты мы добавим". "Сколько?" - спросил он у подчиненных. "До 75 тысяч", - быстро ответили ему. 

На месте соревнования поваров Олег Кожемяко долго расспрашивал эксперта и подошедшего зампреда совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям в индустрии гостеприимства Юрия Ушанова, как ослабить регулирование со стороны Роспотребнадзора для небольших точек общественного питания, например, семейных ресторанов или точек на фудкортах. Участники финала в это время демонстрировали навыки универсального повара-кондитера - готовили горячую закуску из морепродуктов, каре ягненка и эклер на десерт. На весь комплекс заданий отводилось 4 часа. После общения с экспертами на площадке ресторанного сервиса на тему необходимости наличия категорий-разрядов у официантов, как в советское время, губернатор с сопровождающими ушел пить чай.

ОСТАНУТСЯ СТАНКИ И ПАВИЛЬОНЫ

"Мы здесь видели работодателей почти по всем компетенциям. Для них очень важно получить молодых ребят, обладающих высокой квалификацией, прошедших отбор: это свежие мысли, новые технологии, молодежь, заряжающая энергией сверстников. Поэтому работодатели, безусловно, смотрят на их мастерство и предлагают остаться здесь, на Сахалине, - сказал Олег Кожемяко, осмотрев все площадки. - Мы специально ввели систему доплаты для молодых специалистов, остающихся в регионе, - будем предоставлять жилье и выделять подъемные. Это плюс к основному окладу, который также достигает весьма интересных размеров". В регионе созданы условия, чтобы в нем "захотела оставаться молодежь: жить в этом городе, работать, может быть, преподавать", - добавил он. 

Часть оборудования площадок, где проходил финал чемпионата WorldSkills, также останется в регионе, добавляет он. Не останется без работы и инфраструктура - торгово-выставочный центр "Аллея" площадью более 20 тыс. кв. м, выстроенный специально под чемпионат, будет принимать мероприятия и дальше. "Ангары будут задействованы под универсальные спортивные площадки - каток, теннисные корты и другие формы", - сказал губернатор. Выставочная площадка за пределами выставочного центра будет использоваться для проведения ярмарок и выставок, в частности, сельхозпроизводителей - "таких площадей региону раньше не хватало", уточнил Олег Кожемяко. 



Из обучающей инфраструктуры на Сахалине от чемпионата WorldSkills также останется центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОП) - площадка для профориентации, ускоренного обучения, подготовки и переподготовки кадров по самым востребованным и перспективным профессиям. Олег Кожемяко на подписании соглашения о создании ЦОП сказал, что "это очень важно для строек, для работодателей - чтобы в течение ускоренного времени, полугода, до года, мы получали рабочих, отвечающих всем современным требованиям". 

"ДРУГОЙ УРОВЕНЬ И МАССА НОВОГО"

Участница соревнований по компетенции "Ландшафтный дизайн" Анастасия Заваркина перечисляет задания-модули, которые нужно было выполнить на финале: подпорные стенки, водоем, деревянные конструкции, мощение и зеленые насаждения. "За месяц на официальном сайте WorldSkills выставляется генеральный план, но без размеров - мы тренировались по этим данным. На финале все нужно было сделать за три дня, ежедневно давалось по пять часов", - уточняет она. Оценки все участники, которых было восемь со всей страны, узнают только тогда, когда их внесут в систему - на церемонии закрытия объявляют только победителей. Анастасия говорит, что будет работать по профессии во всероссийском детском центре "Океан" в Приморье. "Возможно, в будущем когда-то я и уеду с Дальнего Востока, но это еще не факт", - признается она. 

"Мы увидели очень много нового - тренажеров, оборудования. Интересно было посмотреть, как поведут себя участники, да и мы с таким раньше не работали. Вообще незнакомых ребятам элементов было много: на полосе препятствий, в лабиринте. Машину незнакомой марки резали при отработке ДТП", - говорит эксперт компетенции "Спасательные работы" Рубен Кушанбаев, мастер производственного обучения техникума техносферной безопасности и промышленных технологий. По его словам, участники финала должны были проявить по максимуму не только расторопность в нестандартной ситуации (заранее анонсированные задания в день перед стартом меняются на 30% в сторону усложнения), но и физические качества - спасательное оборудование само по себе весит немало, а все задания выполняются на время. "Я также увидел судейство высшего уровня, понял, сколько было недостатков. Знаю, что добавлю в тренировочный процесс, чем буду мотивировать студентов", - говорит эксперт.



Даниил Дорохов, выступавший в компетенции "Спасательные работы", подтверждает: участие в финале "очень сильно расширяет кругозор". "Это огромный опыт. В соревнования WorldSkills я попал фактически случайно - приятель записал в команду. А потом пошло-поехало. Сейчас я понимаю, что могу оказать экстренную медицинскую помощь или спасти человека, это ценные навыки. Пока не знаю, буду ли я спасателем, но с WorldSkills буду продолжать дружбу", - говорит он. Чтобы попасть в финал, участники победили в региональном этапе чемпионата и прошли дополнительный отбор в Москве - по компетенции спасателей, например, отобрали 8 команд из 16. За каждой командой из пяти участников-спасателей на соревнованиях финала наблюдало по 8-10 экспертов. 

Участница финала в компетенции "Медицинский и социальный уход" Диана Ищук согласна с тем, что молодых профессионалов в целом помещают в ситуацию, которой они не ожидают, хотя все действия по отдельности ими уже освоены и в теории, и на практике - в ходе обучения. "Нужно было оказать помощь при бронхиальной астме, обучить пациента ходить на "ходунках", сделать повязку, согревающий компресс, провести оценку функционального состояния - давление, пульс, температуру", - перечисляет она. 

Поволноваться, по ее словам, было из-за чего: "все соперники сильные, а на региональном чемпионате было гораздо легче - меньше объем работы, задания проще". Порядки на площадке были строгие - у 10 участников финала забрали мобильные телефоны, выпускали на выполнение модулей программы по частям, свободно выходить и смотреть на другие площадки было нельзя. Зато участница считает, что получила полезные навыки, которые будет применять в дальнейшем: "Я теперь знаю, как пользоваться современным реабилитационным оснащением, которое в основном используют для реабилитации перенесших инсульт: приспособлениями для надевания носков, застегивания пуговиц. Не всегда их можно увидеть даже в палатах, где мы проходим практику. Все оборудование было по европейским стандартам". 
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow