Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Lie down on the stove, do not dry the bricks

How in the Far East solve the problem of high cost of building materials

One of the main problems of the construction industry in the Far East is expensive construction materials, most of which have to be imported from other regions. Because of the large "transport shoulder" of the price, for example, the brick grows threefold to four times, and in recent years several large brick plants have been launched or announced in the region. EastRussia figured out who in the Far East bricks are asking and who gets it.

Lie down on the stove, do not dry the bricks
Photo: shutterstock.com
DECADE OF LOST PROFITS

“We go to the fields, but we ourselves have been doing nothing with this wealth for years,” says Zoya Yadreeva, General Director of Vozrozhdenie. Vozrozhdenie is launching a project to build a brick factory in the Namsky ulus of Yakutia, - according to Mrs. Yadreeva herself, it will be the only one actually working in the republic. In Yakutia, the volume of housing construction has doubled over the past 10 years, and given the harsh climate, there is virtually no alternative to brick.

According to the investor's plans, the plant will start operating in the summer - fall of 2019 (equipment is being supplied now), and will reach full capacity in 2023. The planned annual capacity is 30 million pieces of bricks of four types, with an emphasis on the production of ceramic bricks. The project is included in the state program "Social and economic development of the Far East and the Baikal region", which, in particular, gives the right to provide soft loans. The investments are estimated at 1,1 billion rubles. Vozrozhdenie has already invested 200 million rubles. and plans to give work in the new production to 100 residents of the Namsky ulus, and in related industries - another 200. It would seem that the project is necessary. But in reality this story turns out to be a story of overcoming.

According to Zoya Yadreeva, plans to build a brick factory appeared as early as 2007. Then the company "Vozrozhdenie" took in the development of licensed areas of the Sannikovskoye clay deposit located on the territory of Namsky ulus. Numerous studies have confirmed the high quality of raw materials. 

- We have no factories in Yakutia that would produce building materials, only cement. For construction, concrete is mainly used. But in an area where winter is nine months, this is a bad option, says Zoya Yadreeva. - Brick is another matter: it is suitable for both individual houses and multi-storey construction. But here's the thing - there is clay under our feet, and for 10 years I've been trying to get things off the ground.

The Vozrozhdenie company at its own expense prepared a technical project for loams, itself sent the clay to factory tests, which showed that with certain additives four types of bricks can be made from it. A lot of time and money was spent on various kinds of approvals: the territory of the field used to belong to the Ministry of Defense, and it took four years to complete the documents necessary for the work. Various bureaucratic issues had to be settled with other departments. “There is clay below the deposit, and a forest above. The one on the left is under the jurisdiction of Roskomgeologia, and the one on the right is controlled by the forestry department. This means that both justifications and special agreements are needed for all parties. And this is also time and money, "notes Zoya Yadreeva.

So if the authorities, referring to the project, talk about "investments from the investor", in the company "Vozrozhdenie" - so far only about wasted money.

- Actually the development of the deposit, expertise, analyzes of clay, technical justification, preparation of other documents - we did all this at our own expense. Moreover, some procedures had to be repeated from year to year. We are talking about tens of millions of rubles, - says Zoya Yadreeva. “We also found partners, the Technoceramics company, which will supply us with equipment and teach our specialists to work on it. At the same time, when we decided to participate in the all-Russian competition "Regions - Sustainable Development" with our project, the republican Ministry of Construction refused to accept the documents for unknown reasons. I myself called the Ministry for the Development of the Russian Far East, they told me: "Of course, take part, what are the problems?" We won the competition. Actually, after that it became possible to talk about the start of the project.

Now, the partners of Vozrozhdenie, the company Technoceramics, are already importing equipment for the future plant. A tripartite investment agreement was signed between Sberbank, the government of Yakutia and the company. In short, it is clear that the project will take place.

- We already understand that everything will work out. But it's a shame that so much effort has been wasted. We could have been producing high-quality inexpensive bricks for several years and paying taxes to the republican budget, ”says Zoya Yadreeva.

WHY SHOULD FEED OTHER REGIONS

The interlocutors of EastRussia are unanimous in their opinions: the main problem for the Far East is the huge and unjustified costs of transporting bricks. But you can do without them.

“For example, facing bricks in Belogorsk cost from 30 rubles apiece,” says Evgeny Misnik, General Director of the Krepost company. The company at the beginning of this year became a resident of the TOR "Belogorsk" with a project for the production of up to 600 thousand pieces of Lego facing bricks per year. - And when we start production, we want to sell our products for a maximum of 20. Besides, only specialists can lay ordinary facing bricks, and even unprepared people can build a house up to two floors out of Lego bricks on their own. So consider how much the cost of materials and construction itself is reduced.

The launch of production of the company "Fortress" is scheduled for the fall of this year. 

Another Far Eastern brick project - a resident of the Free Port of Vanino (part of the Free Port of Vladivostok), the Tokinsky Brick Factory - is already working. The production of ordinary bricks has already been launched - when it reaches full capacity, it will be 5 million pieces per year. The next stage is the production of facing bricks and hollow blocks. 

According to the director of the company Vadim Moskvichev, the investment project will be implemented ahead of schedule by almost a year: instead of the end of 2019 - in the fourth quarter of 2018. Moskvichev is sure that the implementation of projects similar to the one conducted by the Tokinsky brick factory can radically change the situation on the construction market and in the economy of the Far Eastern regions in general.

- The cost of producing bricks, for example, M100 - 5-6 rubles per piece. And when he gets to the construction site in Vanino, it will cost 22 rubles. Facing bricks are even more expensive. All this is due to transportation costs, - says Vadim Moskvichev. - And although in our Khabarovsk Territory brick is not produced at all, it is now used everywhere, both in construction and in facing, even for economy-class housing. In other regions, prices are several times lower. For example, the Krasnoyarsk Territory has its own large brick factory, plus the cost of electricity there is significantly lower than in the Far East, and its costs occupy a significant share in total costs.

Vadim Moskvichev on a concrete example explains what the issue of local products to builders and consumers can give. The company itself was engaged in the construction of multi-apartment houses in Vanino. Its last object is 40-apartment five-storey house on the social program "Affordable housing for young families".

- The piece of ordinary brick cost us 22 ruble. This house requires about 500 thousand pieces. The total cost of the brick, it turns out, is about 11 million rubles. If now we were building from our brick for 5 rubles per piece, then we would save 17 rubles each. Throughout the house, the savings would be 8,5 million, "says Vadim Moskvichev. "And this is an ordinary brick!" If we talk about facing, now very expensive panels like Kraspan are brought from Krasnoyarsk to the Khabarovsk Territory. Among other things, their installation requires additional qualifications from the workers, which also adds to the costs. And the presence of localized production of available building materials will at least freeze the cost per square meter. 

EastRussia help. 

Average market cost per square meter of new housing:
Krasnoyarsk - 52 thousand rubles (population - 1,1 million people, average salary in the region - about 42 thousand rubles),
Khabarovsk - 71 thousand rubles (population - 618 thousand people, average salary - 44 thousand rubles),
Vladivostok - about 92 thousand rubles (population - 606 thousand people, average salary - about 53 thousand rubles),
Blagoveshchensk - 52 thousand rubles (population - 225 thousand people, average salary - 39 thousand rubles).

The entrepreneur is sure that when building in the region capacities for the production of building materials, housing if not cheaper, then at least it will not go up. Now in such remote, but actively developing territories, as Vanino, the high cost of materials strongly hits the developer's pocket: the cost of a square meter of housing is approaching the cost per square meter in Khabarovsk. 

- Delivery eats everything. The same is in other cities of the region. And even if the brick produced here, in Vanino, reaches, for example, Komsomolsk-on-Amur with a price of 15 rubles apiece, this will already improve the situation compared to the current one, - Vadim Moskvichev is sure.

The main trend in the Far East should be a low-rise construction of local materials, he continues. But here the situation is exactly the same as with multi-apartment buildings, only the future owner of housing acts as the construction investor. He will calculate what will cost the construction of a house from 30-40 thousand bricks for 22 rubles per piece, and, perhaps, change his mind.

- Meanwhile, such things as the development of local production of building materials should be subsidized, helping developers with technical conditions, benefits for mortgage lending. Ultimately, this would give an incentive for the development of the regional economy as a whole, - says Vadim Moskvichev. - In the meantime, we are feeding producers from the Krasnoyarsk Territory. I am not a supporter of protectionism, but if we ourselves can produce products, create jobs and pay taxes here, why don't we?
November 28: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Лёжа на печи, не насушишь кирпичи

Как на Дальнем Востоке решают проблему дороговизны стройматериалов

Одна из главных проблем строительной отрасли на Дальнем Востоке – дорогие стройматериалы, большинство из которых приходится ввозить из других регионов. Из-за большого «транспортного плеча» цены, например, на кирпич вырастают втрое-вчетверо, и в последние годы в регионе запущено или анонсировано сразу несколько крупных кирпичных заводов. EastRussia разбиралось, кто на Дальнем Востоке кирпича просит и кто получает.

Лёжа на печи, не насушишь кирпичи
Фото: shutterstock.com
ДЕСЯТИЛЕТИЕ УПУЩЕННОЙ ВЫГОДЫ

«Ходим по месторождениям, а сами годами с этим богатством ничего не делаем», – говорит генеральный директор компании «Возрождение» Зоя Ядреева. «Возрождение» запускает проект по строительству кирпичного завода в Намском улусе Якутии, – по словам самой госпожи Ядреевой, он будет единственным реально работающим в республике. В Якутии объемы жилищного строительства за последние 10 лет удвоились, а с учетом сурового климата альтернативы кирпичу фактически нет.

По планам инвестора, завод начнет работу летом – осенью 2019 года (сейчас идет поставка оборудования), на полную мощность выйдет в 2023-м. Планируемая годовая мощность – 30 млн штук кирпича четырех видов, причем акцент будет сделан на выпуске керамического кирпича. Проект включен в госпрограмму «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», что, в частности, дает право на предоставление льготных кредитов. Инвестиции оцениваются в 1,1 млрд рублей. Компания «Возрождение» уже вложила 200 млн руб. и планирует дать работу на новом производстве 100 жителям Намского улуса, а в смежных отраслях – еще 200. Казалось бы, проект нужный. Но на деле эта история оказывается историей преодоления.

Как рассказывает Зоя Ядреева, планы по строительству кирпичного завода появились еще в 2007 году. Тогда компания «Возрождение» взяла в разработку лицензионные участки Санниковского месторождения глины, находящегося на территории Намского улуса. Многочисленные исследования подтвердили высокое качество сырья. 

– У нас в Якутии вообще нет заводов, которые бы выпускали стройматериалы, только цементный. Для строительства в основном используется бетон. Но на территории, где девять месяцев зима, это плохой вариант, – говорит Зоя Ядреева. – Другое дело кирпич: годится и для индивидуальных домов, и для многоэтажного строительства. Но вот в чем дело – глина у нас под ногами лежит, а я 10 лет добиваюсь, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.

Компания «Возрождение» за свой счет подготовила техпроект по суглинкам, сама направляла глину и на заводские испытания, которые показали, что с определенными добавками из нее можно делать кирпич четырех видов. Много времени и средств ушло на разного рода согласования: территория месторождения раньше принадлежала Минобороны, и чтобы оформить необходимые для работы документы, ушло четыре года. Урегулировать разные бюрократические вопросы приходилось и с другими ведомствами. «На месторождении внизу глина, а сверху лес. Тот, что слева, находится в ведении Роскомгеологии, а тот, что справа, контролирует департамент лесного хозяйства. Значит, нужны и обоснования, и особые договоры для всех сторон. А это тоже время и деньги», – замечает Зоя Ядреева.

Так что если власти, упоминая о проекте, говорят о «вложениях со стороны инвестора», в компании «Возрождение» – пока что лишь о бесцельно потраченных деньгах.

– Собственно разработка месторождения, экспертизы, анализы глины, технические обоснования, подготовка других документов – все это мы сделали за свой счет. Причем некоторые процедуры пришлось из года в год повторять. Речь идет о десятках миллионов рублей, – говорит Зоя Ядреева. – Мы и партнеров нашли, компанию «Технокерамика», которая будет поставлять нам оборудование и учить наших специалистов работе на нем. При этом когда мы решили с нашим проектом поучаствовать во всероссийском конкурсе «Регионы - устойчивое развитие», в республиканском минстрое у нас по непонятным причинам отказались принять документы. Я сама позвонила в Минвостокразвития, мне сказали: «Конечно, участвуйте, какие проблемы?». Мы в конкурсе победили. Собственно, после этого и стало можно говорить о старте проекта.

Сейчас партнеры «Возрождения», компания «Технокерамика», уже завозят оборудования для будущего завода. Подписано трехстороннее инвестиционное соглашение между Сбербанком, правительством Якутии и компанией. Словом, ясно, что проект состоится.

– Мы уже понимаем, что все получится. Но жаль, что столько усилий потрачено впустую. Мы уже могли бы несколько лет выпускать качественный недорогой кирпич и платить налоги в республиканский бюджет, – говорит Зоя Ядреева.

ЗАЧЕМ КОРМИТЬ ДРУГИЕ РЕГИОНЫ

Собеседники EastRussia единодушны во мнениях: главная проблема для Дальнего Востока – огромные и неоправданные затраты на транспортировку кирпича. А ведь без них можно обойтись.

– К примеру, облицовочный кирпич в Белогорске стоит от 30 рублей за штуку, – рассказывает генеральный директор компании «Крепость» Евгений Мисник. Компания в начале этого года стала резидентом ТОР «Белогорск» с проектом по производству до 600 тыс. штук облицовочного кирпича «Лего» в год. – А мы, когда начнем производство, хотим нашу продукцию продавать максимум за 20. К тому же обычный облицовочный кирпич могут класть только специалисты, а из лего-кирпича даже неподготовленным людям удастся построить дом до двух этажей самостоятельно. Вот и считайте, насколько сокращаются расходы на материалы и на само строительство.

Запуск производства компании «Крепость» намечен на осень этого года. 

Другой дальневосточный кирпичный проект - резидента свободного порта Ванино (входит в состав свободного порта Владивосток), «Токинского кирпичного завода», – уже работает. Выпуск рядового кирпича уже налажен - при выходе на полную мощность он составит 5 млн штук в год. Следующая очередь – производство облицовочного кирпича и пустотелых блоков. 

По словам директора компании Вадима Москвичева, инвестпроект будет реализован с опережением графика почти на год: вместо конца 2019-го – в четвертом квартале 2018 года. Москвичев уверен: реализация проектов, подобных тому, что ведет Токинский кирпичный завод, способна кардинально изменить ситуацию на строительном рынке и в экономике дальневосточных регионов в целом.

- Стоимость выпуска кирпича, например, М100 – 5-6 рублей за штуку. А когда он доберется до стройплощадки в Ванино, будет стоить уже 22 рубля. Облицовочный кирпич – еще дороже. Все это – за счет транспортных расходов, – говорит Вадим Москвичев. – И хотя у нас в Хабаровском крае кирпич не производится вообще, используется он сейчас везде, как в строительстве, так и в в облицовке, даже для жилья эконом-класса. В других регионах цены ниже в разы. Например, в Красноярском крае есть свой крупный кирпичный завод, плюс там существенно ниже стоимость электроэнергии, чем на Дальнем Востоке, а затраты на нее занимают заметную долю в общих расходах.

Вадим Москвичев на конкретном примере объясняет, что может дать выпуск местной продукции и строителям, и потребителям. Компания сама занималась строительством многквартирных домов в Ванино. Последний ее объект – 40-квартирный пятиэтажный дом по социальной программе «Доступное жилье молодым семьям».

- Штука рядового кирпича нам обходилась в 22 рубля. На такой дом требуется примерно 500 тыс. штук. Общая стоимость кирпича, получается, порядка 11 млн рублей. Если бы сейчас мы строили из своего кирпича по 5 рублей за штуку, то на каждом экономили бы по 17 рублей. По всему дому экономия составила бы 8,5 млн, - говорит Вадим Москвичев. – И это рядовой кирпич! Если говорить об облицовке, то сейчас в Хабаровский край из Красноярска везут очень дорогие панели типа «Краспан». Кроме прочего, их монтаж требует дополнительной квалификации от рабочих, что тоже добавляет расходов. А наличие локализованных производств доступных строительных материалов даст хотя бы заморозку стоимости квадратного метра. 

Справка EastRussia. 

Среднерыночная стоимость квадратного метра нового жилья:
Красноярск – 52 тыс. рублей (население – 1,1 млн человек, средняя зарплата в регионе – около 42 тыс. рублей),
Хабаровск – 71 тыс. рублей (население – 618 тыс. человек, средняя зарплата – 44 тыс. рублей),
Владивосток – около 92 тыс. рублей (население – 606 тыс. человек, средняя зарплата – около 53 тыс. рублей),
Благовещенск – 52 тыс. рублей (население – 225 тыс. человек, средняя зарплата – 39 тыс. рублей).

Предприниматель уверен, что при создании в регионе мощностей по производству стройматериалов жилье если не подешевеет, то хоть дорожать не будет. Сейчас в таких отдаленных, но активно развивающихся территориях, как Ванино, дороговизна материалов сильно бьет по карману застройщика: себестоимость квадратного метра жилья приближается к стоимости квадратного метра в Хабаровске. 

– Все съедает доставка. То же и в других городах региона. И даже если произведенный здесь, в Ванино, кирпич доедет до, например, Комсомольска-на-Амуре с ценой в 15 рублей за штуку, это уже улучшит ситуацию по сравнению с нынешней, – уверен Вадим Москвичев.

Главным трендом на Дальнем Востоке должно стать малоэтажное строительство из местных материалов, продолжает он. Но тут ситуация ровно такая же, как и с многоквартирными домами, только инвестором строительства выступает сам же будущий хозяин жилья. Посчитает он, во что обойдется строительство дома из 30-40 тыс. кирпичей по 22 рубля за штуку, да, пожалуй, и передумает.

– Между тем такие вещи, как развитие местных производств строительных материалов, надо субсидировать, помогать застройщикам техусловиями, льготами по ипотечному кредитованию. В конечном счете это дало бы стимул для развития региональной экономики в целом, – говорит Вадим Москвичев. – Пока же мы кормим производителей из Красноярского края. Я не сторонник протекционизма, но если мы сами можем производить продукцию, создавать рабочие места и здесь же платить налоги – почему мы этого не делаем?