Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Между Финляндией и Китаем

Между Финляндией и Китаем

Евсей Гурвич

Руководитель Экономической экспертной группы, член Экономического совета при Президенте РФ

Евсей Гурвич, Руководитель Экономической экспертной группы, член Экономического совета при Президенте РФ:

- Экономическая теория учит, что не бывает стран, лишенных хоть каких-то конкурентных преимуществ перед другими. Не может быть и такого, чтобы страна не могла что-либо поставлять своим торговым партнерам. Другое дело, что для успеха всегда требуется приложить определенные усилия. Дальний Восток, как известно, богат ресурсами. Вопрос в том, как будет развиваться его сотрудничество с соседними регионами и отдельными странами. Первый – худший – вариант мы наблюдаем сейчас, когда вывоз ресурсов приобретает нецивилизованную и не всегда легальную форму.

Это касается рыбных запасов, частично – лесных и т.д. Второй вариант, промежуточный – цивилизованный, легальный экспорт первичных ресурсов. Делается все то же самое, но на законной и официальной основе, при включении механизмов регуляции. И третий, оптимальный вариант – когда шаг за шагом начинается процесс перехода от экспорта первичных ресурсов к вывозу обработанной продукции. Ничего необычного здесь нет, подобных примеров в мире много. Немало стран успешно прошли этот путь – например, Финляндия начинала как экспортер леса. Потом у них появилось перерабатывающее производство, фабрики, выпускавшие бумажную продукцию. Дальше они перешли к современному, «продвинутому» производству бумаги, и в этой области постепенно выдвинулись в лидеры. Затем стали развивать деревообработку и производить оборудование для этого сегмента рынка, которое тоже стало лучшим в Европе. А затем сосредоточились преимущественно на экспорте продукции высокого уровня в рамках деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной отрасли и соответствующего оборудования.

Финны уложились в несколько десятилетий. Но процесс был длительный, и в категорию развитых стран они перешли далеко не сразу. Похожий путь, но совсем с иной скоростью, проделали также Канада или Австралия, чья экономика, кстати, по сей день считается скорее сырьевой. Но безусловно, резко отличается от той, что была в Австралии еще каких-то полвека назад. В идеале по такому же пути надо идти и российскому Дальнему Востоку.

У нас для такой стратегии есть две предпосылки – значительные запасы природных ресурсов и близость крупных, динамично развивающихся рынков сбыта. Понятно, что одного этого недостаточно. Не только для Дальнего Востока РФ, но и для всей страны очень остро стоит проблема диверсификации экономики – повышение доли переработанной продукции в структуре экспорта , сокращение зависимости от нефтегазового экспорта и т.д. Соответствующих программ предложено масса, но, как мы знаем, работают они не то чтобы динамично и эффективно. На Дальнем Востоке, мне кажется, нужно делать какие-то новые шаги, и связаны они должны быть, прежде всего, с новыми формами международного сотрудничества. То есть лучше всего для нас подходит не пример бывших сырьевых стран, которые все-таки стали развитыми, а опыт того же Китая, который создал на востоке страны свободные экономические зоны. Думаю, что и нам стоило бы поступить так же. Это станет третьей предпосылкой и составляющей успешной стратегии развития наряду с теми двумя, о которых я только что сказал. Свободные экономические зоны позволят сделать регион особенно привлекательным для иностранных инвесторов. Особенно из граничащих с ДВФО государств, так как средства они смогут вкладывать в продукцию, которая интересует их с точки зрения экспорта. К этому необходимо добавить льготные налоговые условия, обеспечение производства инфраструктурой, избавление от избыточного административного регулирования, которое часто просто душит наш бизнес. Надеюсь, что свою роль сыграет в этом и Александр Галушка, назначенный главой профильного министерства – он хорошо понимает логику бизнеса. Мне кажется, что само его назначение во многом символично: это своего рода переход от чисто чиновничьих методов руководства к рыночному и бизнес-менеджменту. Государство осознало, что за счет одних только вложений денег из казны в инфраструктуру или еще во что-то регион поднять нельзя. Главное, в чем Дальний Восток нуждается, - в благоприятных условиях для развития собственного бизнеса.

Подробнее читайте в эксклюзивном интервью http://www.eastrussia.ru/region/5/471/