Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Михаил Дегтярев: Хабаровский край будет использовать свои преимущества

Врио Губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев выступает против «двойных стандартов» в работе с бизнесом и считает главной задачей укрепление доверия инвесторов к органам государственной власти, взаимодействие и партнерство.

О том, что может предложить Хабаровский край инвесторам, Михаил Дегтярев рассказал EastRussia детально и со всеми подробностями.

Михаил Дегтярев: Хабаровский край будет использовать свои преимущества
Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края

- На последнем ПМЭФ Вы с улыбкой призвали одного из инвесторов, нацеленного на создание производства стройматериалов для объектов в Арктике, «не мучиться в Приморье», а заходить на площадки в Хабаровском крае, чем даже спровоцировали дискуссию-соревнование среди коллег-губернаторов. Если серьезно, на Ваш взгляд, как краю выигрывать конкуренцию с соседними регионами за инвестора?

Наш регион сегодня – это крупный промышленный центр и главный транспортный хаб Дальнего Востока, один из крупнейших и уникальных субъектов Российской Федерации. Край имеет большой потенциал и привлекателен для жизни и для бизнеса.

Объективным преимуществом Хабаровского края является выгодное географическое положение. Наша территория занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока. Именно здесь пересекаются пути из Азии в Европу, расположены выходы к портам Тихого океана, две транзитные железнодорожные магистрали БАМ и Трансиб, газо- и нефтепроводы "Сила Сибири", "Сахалин –Хабаровск-Владивосток", автомобильные и водные транспортные артерии. С Сахалином Хабаровский края соединен паромной переправой Ванино –Холмск. Регион граничит с Китаем.

Регион обладает развитой инвестиционной инфраструктурой: у нас действуют три территории опережающего развития – «Комсомольск», «Хабаровск» и «Николаевск». На Ванинский и Советско-Гаванский районы распространен режим Свободного порта. Преференции, которые предлагают ТОР и Свободный порт, позволяют привлекать бизнес, способствуют производству конкурентных товаров.

Валовой продукт края в основном формируют промышленные предприятия. Флагман нашей экономики – высокотехнологичное производство.

У нас огромное желание развивать инвестиционные проекты в сфере добычи и переработке полезных ископаемых, ИТ-технологий, деревопереработки, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, машиностроения, медицины и других отраслей.

Мы открыты и готовы оказать инвесторам всестороннюю поддержку в реализации полезных для края и его жителей новых производств. 

- Системе привлечения инвестиций в Хабаровском крае уже более пяти лет. На первый взгляд, кажется, что она сложилась: есть министерство, агентство, краевой Гарантийный фонд. Вы бы сюда еще что-то добавили? Или, возможно, убавили бы?

Результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации говорят о том, что деловой климат в Хабаровском крае постепенно улучшается. Хабаровский край входит в тройку лидеров роста среди дальневосточных регионов.

Этого удалось достичь в первую очередь за счет трансформации институтов для бизнеса, которую провели в 2020 году. Сформирован единый институт поддержки инвесторов – Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций. Модернизированы электронные ресурсы поддержки инвесторов и предпринимателей: Инвестиционный портал и Портал поддержки малого и среднего бизнеса. Бизнес положительно оценил работу Агентства в новой формации. Оба Интернет-ресурса получили в нацрейтинге высокие оценки (группа А - лучшая).

Что еще хотелось бы добавить?

Прежде всего требуется сформировать комфортную экосистему ведения предпринимательской деятельности в Хабаровском крае, позволяющую выбирать Хабаровский край в качестве основной территории для развития бизнеса и инвестиционной активности на Дальнем Востоке.

Для этого необходимо формирование качественной инвестиционной инфраструктуры и повышение защищенности инвестора через развитие территорий с применением преференциальных режимов (ТОР, СПВ). Обеспечение инвестиционных площадок необходимой инженерной инфраструктурой.

Необходимо внедрять практики применения на территории Хабаровского края новых законодательных решений поддержки и защиты инвестиций – новых инвестиционных проектов; соглашений о защите и поощрении капиталовложений; инвестиционного налогового вычета; инфраструктурных облигаций; налоговых преференций инфраструктурные проектов.

Активно использовать механизмы поддержки реализации парковых инвестиционных площадок, фабрик проектного финансирования (льготного кредитования).

Еще одной важной задачей является создание условия для увеличения численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства и численности самозанятых граждан и повышение эффективности предпринимательской деятельности в крае. Решение этой задачи прежде всего нам видится в расширении деятельности институтов поддержки бизнеса (АНО «АПИРИ», ЦОУ «Мой Бизнес»), формировании сбалансированной региональной законодательной базы поддержки бизнеса, включая снижение налоговой нагрузки, цифровизация мер краевой государственной поддержки предпринимательской и инвестиционной деятельности. Еще одним важным инструментом является развитие социального и молодежного предпринимательства.

Особое внимание необходимо уделить приоритетному развитию региональной инновационной системы, использованию наукоемких технологий и поддержке технологического предпринимательства. Для этого планируется создание сети объектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих поиск, поддержку и сопровождение проектов на всех стадиях инновационного цикла. Хабаровскому краю необходимо продвижение федеральной технологической повестки и вхождение в долгосрочную программу по достижению индустриального лидерства.

- «Мы всем открыты, у нас нет "своих" и "чужих", мы не делим бизнес на чей-то и свой. У нас задачи совершенно другие, государственные: привлечь как можно больше денег в экономику Хабаровского края» - Ваши слова на недавней коллегии Генпрокуратуры и Минвостокразвития. Звучит так, как будто до Вашего прихода в хабаровское правительство в регионе было иначе. Это действительно так?

Хабаровский край является привлекательной территорией для инвесторов. Располагает эффективными запасами природных ресурсов, развита обрабатывающая промышленность, модернизируется транспортная инфраструктура и энергетика,   созданы три территории опережающего развития – ТОРы, развернут режим Свободный порт Владивосток. За прошедшие три года капитальные вложения в край увеличились. В 2020 году прирост инвестиций составил 24,7%.

Вместе с тем, с первых дней работы в Хабаровском крае я получил немало обращений от предпринимательского сообщества о серьезных проблемах взаимодействия с инвесторами и бизнесом.

Анализ обращений, мои личные встречи с предпринимателями убедили, что за конкретными, частными вопросами сложились и системные проблемы. Доверие бизнес-сообщества к институтам власти на территории края подорвано, накопились хронические недостатки в коммуникациях с предпринимательским сообществом.

Сам убедился - есть факты, когда органы власти применяют двойные стандарты, разделяют «на своих и чужих». Когда могли реально помочь в расшивке проблемных вопросов по конкретным инвестиционным проектам. Но не делали этого, прикрываясь формальными причинами и «отписками».

«Резонансными» направлениями, получившими негативную оценку со стороны бизнес-сообщества, являются: сфера лесопользования, применение административных процедур в строительстве, предоставление земельных участков.

Не скрою - много приходится действовать в ручном режиме, устранять искусственные административные барьеры. Одновременно – проводим комплексные реформы в управлении инвестиционным климатом.

Хотел бы привести ряд примеров. Могу назвать проект компании "Владивостокская фармацевтическая фабрика". По -настоящему нужный проект, он предусматривает достройку инвестором проблемного дома на улице Алексеевская в Хабаровске. В этом доме 39 граждан – обманутых дольщиков. При наличии необходимой нормативно-правовой базы, приемлемого для инвестора компенсационного участка, Правительство края, тем не менее, необъяснимо затянуло заключение инвестиционного соглашения с компанией "Владивостокская фармацевтическая фабрика". Был в итоге упущен строительный сезон.

Потребовалось вмешательство прокуратуры края. "Владивостокская фармацевтическая фабрика" многоквартирный дом достроила. Инвестор на компенсационном участке реализует свой проект.

Есть сложности и в работе с проектами лесопромышленного комплекса. Пришлось перестроить работу межведомственной комиссии по содействию реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Подробно регламентировали механизм утверждения заявки на реализацию приоритетного инвестиционного проекта. Утвердили механизм контроля за реализацией таких инвестпроектов.

По результатам прокурорского реагирования доработаны заявки ряда лесоперерабатывающих предприятий на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Заявки направлены в Минпромторг России.

Приведенные примеры с конкретными инвестпроектами убедили меня - необходимы комплексные реформы в работе с инвесторами, предпринимателями.

- Как правило, проблемы в общении с чиновниками у бизнеса есть всегда. По Вашим ощущениям, что тревожит бизнес-сообщество Хабаровского края больше всего? Что наиболее препятствует реализации инвестпроектов? Как это устранить?

Остается еще довольно много направлений, по которым следует очень плотно поработать. Недавние опросы предпринимателей в рамках Нацрейтинга показали, что административное давление на предпринимателей остается сильным. По регуляторным процедурам отмечается увеличение сроков предоставления разрешительной документации по сравнению с регионами лидерами. Низко предприниматели оценивают качество трудовых ресурсов в крае и доступность кредитных ресурсов.

В Хабаровском крае реализуется риск-ориентированный подход, при котором частота проверок устанавливается в зависимости от категории риска подконтрольных субъектов. Ведется работа по внедрению лучших управленческих практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Так, в соответствии с запросами предпринимательского сообщества внедрили практику Республики Татарстан – информационной сервис о контрольно-надзорной деятельности "Проверенный бизнес" (https://khv.provbiz.ru). Ресурс информирует о действующих требованиях надзорного законодательства, способствует повышению правовой грамотности предпринимателей.

Мы также продолжаем работу по снижению административного давления на бизнес путем популяризации современных цифровых ресурсов, куда предприниматель может подать жалобу.

Также в целях защиты прав предпринимателей работает федеральная цифровая платформа "ЗАБИЗНЕС.рф". Каждый предприниматель, столкнувшийся с административным давлением или иным противодействием органов власти, может на условиях анонимности направить на этот ресурс информацию, и она обязательно будет рассмотрена, в указанные в регламенте сроки гарантированно будет предоставлен ответ. При этом бизнес застрахован от попадания жалоб в руки тех лиц в надзорных или силовых ведомствах, на которые жаловались.

Кроме того, планируется, что на портале госуслуг с 1 июля 2021 года начнет действовать единая цифровая платформа для досудебного решения конфликтов бизнеса с контрольно-надзорными органами. Система досудебного обжалования также позволяет максимально упростить для заявителя механизм подачи жалоб, сократив пакет документов, который необходимо представить и сроки рассмотрения кейса.

- Вы говорите, что в 2020 году прирост инвестиций в Хабаровском крае составил 24,7%. На Ваш взгляд, как региону удалось достичь таких показателей, несмотря на пандемию и связанные с нею ограничения в работе бизнеса.

Ранее я уже говорил, что в Хабаровском крае инвестиционный портфель края до 2030 года сформирован из 338 проектов с общим объемом заявленных инвестиций 2,1 трлн. рублей.

В 2020 году введены в эксплуатацию ряд крупных инвестиционных проектов.

В категории наиболее значимых хотелось бы отметить окончание строительства ТЭЦ в г. Советская Гавань, мощностью 120 МВт (ПАО "РусГидро") общий объем заявленных инвестиций 33 820,0 млн. рублей, количество создаваемых рабочих мест 450 ед.

Также значимым проектом для края стал ввод в эксплуатацию первой очередь транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля, мощностью 24 млн. тонн угля в год (АО "ВаниноТрансУголь", резидент СПВ) создано 400 рабочих мест, объем инвестиций 33,1 млрд. рублей.

Завершено строительство семеноводческого завода в г. Бикине (ООО Спорос) для проекта "Создание семеноводческого производства по выращиванию и переработке семян сои в Хабаровском крае", ООО "Спорос". Предприятие планирует обеспечивать эталонными семенами сои сельхозпроизводителей всего Дальнего Востока, обеспечит работой в Бикинском районе более 100 человек, объем инвестиций превысил 1 млрд. рублей.

В 2020 году завершена реализация проекта по строительству завода по производству водосточной системы из ПВХ ООО "ТН-Пластики", резидентом ТОСЭР "Хабаровск"(объем инвестиций – 630 млн. рублей, 65 рабочих мест);

Бизнес достаточно активно вкладывает деньги в экономику Хабаровского края, последние три года, ежегодно с 2018 по 2020 год темп прироста инвестиций составлял 113.5, 115.2, 124.7 процентов соответственно. Это значительно больше среднероссийских показателей. К 2030 году ежегодный показатель инвестиций в экономику края должен быть не менее 400 млрд. рублей.

 

Справочно:

Динамика инвестиций в основной капитал в сравнении со среднероссийскими показателями (темп роста, %)

Годы

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Российская Федерация

89,9

99,8

104,8

105,4

101,7

98,6

ДФО

98,9

98,8

110,8

106,2

103,3

87,4

Хабаровский край

78,3

97,9

98,5

113,5

115,2

124,7

 

По итогам 2020 года Хабаровский край занимает 14 место (190,5 тыс. рублей) по показателю инвестиции в основной капитал на душу населения по субъектам РФ и 24 место (237,9 млрд. рублей) по показателю инвестиции в основной капитал.

Уже в 2021 году в крае инвесторами заявлено о реализации новых инвестиционных проектов:

-Тепличный комбинат «Хабаровский» по выращиванию томатов с объемом инвестиций 3,2 млрд. рублей на площадке ТОСЭР «Ракитное»;

- терминал международных авиалиний АО «Хабаровский аэропорт», объем инвестиций, 4,9 млрд. рублей;

- Хабаровская ТЭЦ-4, объем инвестиций 46 млрд. рублей;

- аквапарк в г. Хабаровске, объем инвестиций 5,5 млрд. рублей.

Инвестиционный портфель края постоянно пополняется новыми проектами, поэтому мы с уверенностью смотрим в будущее.

Наиболее крупные реализуемые проекты:

- Освоение Малмыжского месторождения медно-порфировых руд, ООО Амур Минералз (объем инвестиций 247 млрд. рублей, 2500 рабочих мест), Срок реализации 2024 год;

- Строительство второй очереди Амурского гидрометаллургического комбината в г. Амурске, ООО АГМК (объем инвестиций 18,9 млрд. рублей, 400 рабочих мест). Срок реализации 4 квартал 2023 года.

- Строительство 2 очереди транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля и реконструкция инфраструктуры в морском порту Ванино, в бухте Мучке (АО "ВаниноТрансУголь"), объем заявленных инвестиций – 49,00 млрд. рублей. Первая очередь комплекса запущена в сентябре 2020 года, полностью проект должен заработать в 2023 году;

- Строительство аквапарка в г. Хабаровске (объем инвестиций 5,5 млрд. рублей). Срок реализации 4 квартал 2022 года.

В стадии проектно-изыскательских работ находятся следующие проекты:

- Строительство горно-обогатительного комбината на золоторудном месторождении "Чульбаткан" в муниципальном районе имени Полины Осипенко Хабаровского края. Инвестор - "Кинросс Голд Корпорейшн", стоимость проекта 500 млн.$. Плановые сроки реализации проекта 2025 год.

- Строительство завода по производству сжиженного природного газа в районе порта Де-Кастри Ульчский муниципальный район (ПАО "НК "Роснефть" в партнерстве с Exxon Mobil Corporation), объем заявленных инвестиций – более 12 млрд. $ Срок реализации 2028 год.

-Тепличный комбинат «Хабаровский», по выращиванию томатов с объемом инвестиций 3,2 млрд. рублей на площадке ТОСЭР «Ракитное»;

- терминал международных авиалиний АО «Хабаровский аэропорт», объем инвестиций, 4,9 млрд. рублей;

- Хабаровская ТЭЦ-4, объем инвестиций 46 млрд. рублей;

В связи с активным развитием пропускной способности БАМа требуется расширение перегрузочных мощностей для угля в портах Ванино, Советская Гавань. Создание новых перевалочных мощностей в порту Ванино планируется ЗАО "Дальтрансуголь", ООО "Компания Ремсталь", ООО "Причал", АО "Прайм".

Также на территории Советско-Гаванского муниципального района на мысе Веселый планируется реализация инвестиционных проектов по строительству контейнерного терминала и терминала по перевалке навалочных грузов. Заинтересованность в размещении бизнеса проявляют ряд российских и иностранных компаний: ООО "Дальневосточная производственная стивидорная компания" (дочерняя компания ООО "Трансхимэкспорт", г. Москва), ООО "Терминал" (ОАО "Ростоппром", г. Москва).

В 2024 году АО "Полиметалл" запланировано начало реализации проекта Тихоокеанского гидрометаллургического комбината в Советско-Гаванском районе.

- Не так давно Вы предложили проводить Восточный экономический форум, традиционно проходящий во Владивостоке, в сменных локациях, в том числе в Хабаровском крае, то есть сделать его «кочующим» форумом. Инфраструктура Хабаровска готова к приему лидеров иностранных государств и глав мировых корпораций?

В Хабаровском крае накоплен большой опыт организации и проведения выставочно-конгрессных мероприятий. Именно у нас с 2005 по 2011 годы проводились Дальневосточные международные экономические форумы. В 2009 году мы принимали Саммит «Россия – Евросоюз». В 2012 у нас проводились мероприятия в рамках председательства России в АТЭС. В июле пройдет Инвестиционный форум «Энергия Дальнего Востока». Регион – точка притяжения инвесторов, реализации многих значимых проектов. В случае принятия положительного решения, мы готовы принимать форумы, аналогичные ВЭФ. Проведение таких мероприятий - прямой интерес развития края. При участии первых лиц государства на таких площадках принимаются значимые решения по развитию дальневосточных территорий, заключаются крупные контракты.

- Хабаровский край традиционно воспринимается как один из самых индустриальных регионов, но не секрет, что большая часть промышленности - внутри вертикально-интегрированных холдингов, управляемых из Москвы. Вы не раз подчеркивали, что обеспокоены низкой степенью локализации «оборонки» и, к примеру, работ по развитию РЖД. Есть ли у региона механизмы влияния на закупочную деятельность госкорпораций, на увеличение доли местных подрядчиков?

Экономика Хабаровского края является многопрофильной и диверсифицированной, базируется на развитом промышленном производстве.

Промышленность края по доле в ВРП края занимает второе место после транспорта – около 19 %.

В промышленном производстве доля обрабатывающих секторов составляет более 81 %. По объему произведенной продукции обрабатывающей промышленности Хабаровский край лидирует среди всех субъектов ДФО. Обеспечение загрузки обрабатывающих мощностей и развитие промышленного потенциала, новых компетенций – одна из важнейших задач Правительства края.

Что касается локализации в оборонном секторе промышленности – мы тесно и активно взаимодействуем с Минтрансом России и Минпромторгом Россиии, ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), АО "Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) по вопросам доработки и реализации программ локализации корпораций на территории края, увеличения доли выпуска гражданской продукции на оборонных предприятиях края.

Так, ПАО "ОАК" в качестве потенциальных инвесторов в локализированные в крае производства планируются разработчики систем воздушных судов SSJ-NEW и МС-21. Пока мы имеем только два локализированных на ТОСЭР "Комсомольск" предприятия, но работа в этом направлении продолжается.

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод включен Объединенной авиастроительной корпорацией в предварительную схему кооперации по производству российско-китайского самолета CR929, прорабатываются вопросы по установлению кооперационных связей при производстве магистрального самолета МС-21, по изготовлению составных частей и сборки в Хабаровском крае новых самолетов для региональной авиации, разрабатываемых "Уральским заводом гражданской авиации" (самолетов ТВРС на базе Л-610).

В области судостроения ведется работа с Минтрансом России и Минпромторгом России по организации строительства на Амурском судостроительном заводе серии многофункциональных буксиров-спасателей в рамках реализации плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года. На ПАО "АСЗ" уже ведется строительство аналогичного судна.

На Хабаровском судостроительном заводе осуществляется строительство двух краболовных судов, планируется к размещению заказ еще на четыре единицы.

С Минобороны России и АО "ОСК" ведется работа об определении Хабаровского судостроительного завода единственным исполнителем контракта на строительство десантных катеров "Мурена".

Немалый потенциал развития промпроизводства и услуг строительства мы видим в участии наших предприятий в реализации масштабных инвестиционных проектов на территории края и дальневосточного региона. В настоящее время идет осуществляется и ведется подготовка к реализации ряда крупных проектов с большими объемами инвестиций: строительство горно-обогатительного комбината на месторождении "Малмыжское", подготовка к реализации развития II очереди Восточного полигона ОАО "РЖД", строительству II очереди космодрома "Восточный", Дальневосточного завода по производству сжиженного природного газа в п. Де-Кастри.

В целях организации работы по обеспечению участия предприятий, зарегистрированных на территории края, в производстве работ, оказанию услуг и поставках продукции в рамках крупных инвестиционных проектов организована и совершенствуется системная работа с инвесторами. Разработан и находится на согласовании проект распоряжения Губернатора края о создании межведомственной рабочей группы (Проектного офиса локализации) по вопросам участия предприятий края в реализации крупных инвестиционных проектов.

По каждому из инвестиционных проектов при Правительстве края созданы рабочие группы, включающие представителей органов исполнительной власти края, инвесторов, проектных и генподрядных организаций.

В результате деятельности рабочих групп устанавливаются контакты с инвесторами, определяются предприятия – потенциальные участники. До предприятий края – потенциальных участников проекта доводятся сведения о номенклатуре требующейся продукции и ее ориентировочных ценовых характеристиках, сроках поставок и производства работ, об организации и проведении процедур закупок, о требованиях к поставщикам и качеству закупаемой продукции.

Естественно, работа с каждым инвестором имеет свою специфику, свои особенности, но мы находим взаимопонимание, устанавливаем взаимодействие, находим решение возникающих проблем.

Да, есть определенные трудности у предприятий края в участии в закупках, организуемых ОАО "РЖД". Они связаны с уже наработанными внутрикорпоративными и кооперативными связями по поставкам продукции и производства работ (что немаловажно для обеспечения качества и исполнения сроков реализации проектов), с необходимостью соблюдения норм внутренних правовых документов ОАО "РЖД" в области закупок, ценовыми факторами. Вместе с тем при реализации проекта развития I очереди Восточного полигона ОАО "РЖД в работах и поставках продукции участвовало более 30 краевых предприятий.

- В чем смысл «Дальневосточных кварталов», идеи, сейчас активно продвигаемой Минвостокразвития, применительно к Хабаровскому краю? Какую роль этот проект может сыграть для местного строительного бизнеса?

У нас уже есть программы "Дальневосточный гектар" и "Дальневосточная ипотека", они призваны остановить отток населения из регионов ДФО. Сейчас они "Дальневосточным кварталом".

Вместо точечных строек в городах нужно возводить крупные комплексы от 100 тысяч квадратных метров. Крупных девелоперов можно привлечь, если дать им серьезный масштаб проектов. Поэтому мы будем двигаться по пути комплексной застройки, по пути создания "Дальневосточных кварталов". И, предлагая проекты объемом от 100, 150, 200 тысяч квадратных метров, мы рассчитываем заинтересовать крупных застройщиков.

Особенность ДВ квартала не только в том, что это комплексная застройка территории, но и возможность включения этой территории в ТОСЭР. Из этого вытекает, что инженерные сети могут быть проведены за счет федерального, краевого и муниципального бюджетов, а также то, что сам застройщик получит налоговые льготы. Если говорить о конкретной территории, то в Хабаровске мы рассматриваем район улицы Локомотивной (аэродром ДОСААФ). Комплексная же застройка подразумевает под собой не только собственно жилые дома, но и строительство школ, детских садов и поликлиник, чтобы получился самодостаточный микрорайон и жители не испытывали неудобств. На сегодняшний день на эту территорию, площадью 83 га претенденты среди крупных застройщиков уже есть. Когда будут решены все вопросы, появится возможность построить там 500 тыс. кв. м жилья.

 

- Бытует мнение, что губернатор должен общаться лично по поводу реализации инвестпроектов только с инвесторами-миллиардерами, а уровень менее статусных заявителей – заместители губернатора и ниже. Вы с таким мнением согласны? У скольких предпринимателей Хабаровского края есть Ваш мобильный?

Категорически не согласен, я готов общаться со всеми инвесторами, у которых есть серьезные намерения добросовестно работать в крае. Что касается номера моего мобильного, то не телефон сегодня главный канал связи с инвесторами. Для удобства всех инвесторов, действующих и потенциальных, в крае работает специализированная организация АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края», в которую всегда можно обратиться. Даже подскажу номер многоканального телефона Агентства: 8 800 700 19 27.

Также на инвестиционном портале края есть кнопка для прямых обращений инвесторов и предпринимателей. Через портал или по телефону (4212) 40-21-10 действует канал прямой связи инвесторов и руководства Хабаровского края.

7 декабря: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика