Поделиться
Москвич-Полярник: курс на Дальний Восток
Поделиться

Команде путешественников осталось исследовать на легендарном автомобиле четыре региона ДФО

Москвич-Полярник два года путешествует по Дальнему Востоку, недавно побывал на Сахалине. Ему осталось объехать всего четыре региона ДФО, после чего территория будет полностью обследована. Участники команды Москвича-Полярника Александр Еликов и Алексей Жирухин рассказали EastRussia, как начались их приключения на восточных рубежах, как устроен быт автопутешественников и насколько доступен туризм на окраине России.

– Вас в команде четверо, вы живете в разных городах, но путешествуете уже несколько лет вместе. Как вы познакомились и как решили отправиться в совместные поездки?

Александр: Да, я живу в Твери, Алексей в Самаре, Наталья Шиповская в Подмосковье, а Дима Гостинщиков в Череповце. С Лешей как автопутешественники мы заочно знали друг друга, были подписаны друг на друга, пересекались на форумах, слетах, блог-турах. Потом вместе куда-то поехали, я уже и не помню первые поездки.

Алексей: Мы давно знакомы, наверное, уже больше пяти лет. Первое наше путешествие было в Якутск, куда мы перегоняли арктические Тойоты. Уже тогда поняли, что сможем путешествовать вместе – нам было комфортно и интересно. Я на тот момент уже проехал почти всю Россию, но без зимников, а Саша открыл мне новые горизонты, ведь за его плечами была вся страна со всеми зимниками.

– Как появился «Москвич-Полярник»?

Александр: Несколько лет назад у меня была публикация о том, что я увидел такой москвич в Магаданской области. Я рассказал историю, как маленьким видел Москвич, проезжающий мимо Твери с буквами МА – в советское время это означало Магадан. Для меня водитель этой машины был героем, ведь он практически через всю страну проехал.

Точно такой же зеленый Москвич был у моего папы. Когда мне исполнилось 18 лет, я спер у него машину и отправился в свое первое самостоятельное путешествие из Нового Уренгоя в Тверь. Это был 1995 год, мы ездили по атласам, ни еды, ни бензина. Но это путешествие было настолько ярким, запоминающимся, что засело в голове. Плюс атлас папин, по которому я ехал, все это время хранился дома, я его периодически находил, и в какой-то момент он мне попался, и я понял, что хочу повторить это путешествие.

И вот когда я вдруг увидел такой же Москвич, с такими же советскими буквами, воспоминания нахлынули, и я опубликовал пост о том, что у меня есть мечта – на Москвиче проехать в Арктику. Леша в комментарии написал «Если купишь Москвич, звони». И когда я купил, то позвонил Леше, и он сказал «Поехали!».

Фото предоставлено Алексеем Жирухиным  

Очень хотел сначала поехать в Уренгой, Магадан, конечно, сидел в голове. Когда отправились в путь, родилась идея не просто доехать до Магадана, а проехать вообще все регионы России. Нам настолько понравилось ехать на этом Москвиче, настолько было весело и забавно, интересно, увлекательно, что мы не хотели уже останавливаться, мы хотели продолжать это путешествие, и совместно решили, что нужно посетить все регионы России. На данный момент такого еще никто никогда на одном автомобиле не делал.

Алексей: У моего дяди тоже был такой Москвич. Это, по сути, первая машина, на которой я катался. Поэтому история с Москвичом мне очень откликнулась, и я не мог не написать Саше. Он купил Москвича в Челябинской области и оттуда двинулся в путь. В Екатеринбурге к нему присоединилась Наталья Викторовна, которая уже ездила с нами пассажиром в Якутск, а в Казани подключился я. Доехали до Твери, где накрылся движок, дальше планировали ехать по зимникам, это тяжело, поэтому Наталья Викторовна решила путь с нами не продолжать. Нужен был кто-то третий, мы тогда смеялись, что водитель есть, оператор тоже, не хватает только руководителя экспедиции. Вспомнили про Диму из Череповца, он наш давний подписчик, я с ним ездил и Саша в какую-то поездку его тоже брал. Позвонили, он согласился, бросил все и присоединился к нам. Все это время с нами на связи была Наталья Викторовна, которая интересовалась как мы и где, живы и здоровы ли. Однажды спросила, когда мы будем в Салехарде, купила билет туда и ждала нас. Там команда оказалась в сборе, таким составом мы и ездим до сих пор.

– А чем вы занимаетесь, помимо путешествий, в обычной жизни?

Александр: Я вырос в Арктике, прожил там 35 лет, 23 года проработал там водителем. Шесть лет назад уволился и стал жить путешествиями, это стало моей профессиональной деятельностью. Если спрашивают, кем я работаю, то отвечаю, что путешественником.

Я жил на Ямале в Новом Уренгое. Родители молодыми туда уехали за туманом и за запахом тайги. У них были шикарные условия в Твери – хорошая работа, заработок, квартира, дача, но почему-то они бросили все и уехали. Тогда закончился БАМ и все бамовцы переехали строить Большой Уренгой – крупнейшее газоконденсатное месторождение в мире. Вот и мои родители отправились туда, участвовать в большой стройке. Мы прожили там всю жизнь, родители отдали жизнь Северу.

Александр Еликов. Фото предоставлено Алексеем Жирухиным  

Алексей: Я всегда занимался бизнесом, у меня сеть детских развлекательных центров в Самарской и Пензенской областях. Этим бизнесом мы с партнером занимаемся уже лет 15. Ну и, конечно, путешествия превратились в серьезное дело – нам предлагают рекламу, коллаборации, сопровождение в поездках. Поэтому путешествиями мы тоже зарабатываем. Что касается остальных участников нашей команды, то Наталья Викторовна – пенсионерка, а Дима – молодой предприниматель.

– Не помните, быстро притерлись друг к другу? Вы ведь очень много времени вместе проводите в длительных поездках.

Алексей: Да, наверное, сразу притерлись. Обычно сразу понимаешь, будешь ли дальше путешествовать с человеком, одной поездки хватает. Бывает, что человек комфортный в общении, но в путешествии с ним может быть невозможно. Условно, ты любишь в путешествии просыпаться рано, а он в обед. В нашей команде мы все понимаем, что вставать надо пораньше, чтобы как можно больше увидеть. Плюс идея общая – показать доступный туризм, а также проехать новыми маршрутами, рассказать о территории через ее историю, географию, интересные факты.

Алексей Жирухин. Фото предоставлено Алексеем Жирухиным  

– Как делите роли, кто-то штурман, кто-то пилот или меняетесь?

Александр: Маршруты разрабатываю всегда я и ответственность за то, проедем мы где-то или нет, тоже беру на себя я. Во всех поездках, в которых я последние годы принимал участие, везде был руководителем, разработчиком маршрута. То есть, я гид, инструктор, проводник. А поскольку я не только профессиональный водитель, но и профессиональный автомеханик, то и ремонт Москвича тоже на мне. Ребята конечно помогают, но основные решения по ремонту принимаю я и основную работу выполняю сам. Управление машиной тоже на мне. Да и пассажирам ездить вообще не могу – меня укачивает.

Фото предоставлено Алексеем Жирухиным 

А Леша снимает все наши поездки, монтирует. Я тоже снимаю, мы все снимаем, в принципе. Дима очень много снимает и даже Наталью Викторовну мы заставили Айфон купить, чтобы она тоже снимала. Поэтому вертикальный контент у нас у всех общий, а горизонтальный снимает Леша на камеру.

Алексей: Да, на мне фотографии, видео, монтаж, выкладываю в соцсети тоже я. За общение со СМИ, договоренности с музеями, людьми тоже отвечаю я.

– А как выбираете, строите маршрут? Много времени на это уходит?

Александр: Я проехал всю страну вдоль и поперек многократно и на разном виде транспорта, поэтому знаю, куда можно проехать на Москвиче. Когда мы только начали обсуждать, куда еще отправиться, то я сказал, что мы можем доехать до любого региона – я везде найду маршрут, потому что везде был, знаю все зимники и все дороги. Поэтому все маршруты давно проложены в моей голове.

– Регионы для посещения выбираете командой?

Алексей: У нас есть чатик, где мы все вместе решаем, в том числе, где удобнее оставить Москвича, откуда легче улететь домой. Но все решает логистика.

Фото предоставлено Алексеем Жирухиным 

Александр: Тут логика обычная – мы движемся по карте. Если машина находится в Хабаровске, то невозможно сразу поехать в Крым, понятно, что следующая будет Еврейская автономная область, после нее – Амурская область, потом Забайкалье, Бурятия, Иркутская область. Мы сюда приехали по северу, обратно едем по югу, все регионы собираем потихоньку. Потом будем двигаться западнее с каждым нашим этапом, все ближе к Кавказу.

– Опять получится Россия от края до края?

Александр: Да, только более масштабно.

– Как в поездках вы строите быт – поесть, поспать, постирать, помыться? Вы же все время в дороге.

Александр: Мы едем без спонсоров, принципиально за свои. Наш Москвич уже стал символом доступного туризма, ведь мы показываем, как наиболее доступно можно добраться на автомобиле до какого-либо региона. Мы едем без красивых джипов, без сопровождений, без модных курток, без пафоса. Просто показываем своим примером, что Россия гораздо ближе, чем вы думаете, Арктика гораздо ближе, чем вы думаете и Дальний Восток тоже. Любой регион гораздо доступнее, чем все думают.

Фото предоставлено Алексеем Жирухиным  

Питание, проживание у нас тоже доступное всегда – мы не селимся в дорогих отелях, не едим в дорогих ресторанах, а показываем нормальные общепиты, столовые, недорогие гостиницы. Нормальное явление – рассказать, сколько мы потратили, сколько стоил паром или переправа. Одна из наших главных наград, когда люди загораются мечтой посетить регион. А происходит это, если они видят, что могут себе это позволить. Путешествие на крутом Крузаке или на вездеходе за 30 млн рублей – это не развитие туризма, а отпугивание. А когда ты своим примером покажешь, что на старом Москвиче доехал до самого севера Якутии, до самого северного населенного пункта Дальнего Востока без каких-либо особых проблем, то человек понимает, что и он сможет.

Наша задача – без больших вложений ехать и показывать доступность. Поэтому ночуем мы, в том числе, в палатках, едим, в том числе, то, что сами готовим.

– Что больше нравится – походная романтика в палатках или уют в гостинице?

Александр: С палатками нельзя перебарщивать. Во-первых, у нас есть пенсионерка, которую нужно уважать. Во-вторых, сами мы должны мыться, поэтому больше двух ночей в палатках не ночуем – снимаем номер в гостинице или квартиру.

Алексей: Мне нравится совмещать комфорт и палатки. В некоторых местах только в палатке и можно заночевать. Например, этим летом в Хасане в Приморье все было занято, мы вспомнили, что на пляже было очень красиво, и решили там поставить палатки. Это была запоминающаяся ночевка.

– Экстрима в ваших поездках хватает? Вы ведь и в лесу ночуете иногда.

Александр: Я не экстримальный путешественник. Экстрим — это когда опыта не хватило. А я, в первую очередь, за команду в ответе, и прежде чем куда-то лезть, 100 раз подумаю, 100 раз просчитаю. Мы еще не доводили ситуацию до какого-то абсурда и опасных вещей.

Понятно, что ночевка в палатках – это в любом случае какой-то риск, ведь рядом могут бродить дикие животные, но всегда очень внимательно выбираем место, чтобы эти риски минимизировать. Не ищи приключений, и они тебя тоже не найдут.

Алексей: Если есть запчасти, запас топлива и еды, а зимой еще и теплые вещи, то какой это экстрим? Это просто рядовая ситуация. А вот когда ты едешь в кроссовках в -50, без запаса топлива и без теплой одежды – вот это экстрим.

Фото предоставлено Алексеем Жирухиным  

– Как начались ваши приключения на Дальнем Востоке? Почему вы решили исследовать эту территорию?

Александр: Нам же надо всю Россию проехать. Первым делом проехали Арктику – пошли от сложного к простому, поэтому дальше было принято решение двигаться на восток, по северам, собрать все арктические регионы. Так мы приехали в Якутию. Это было суперприключение, очень яркое. Вот уже два года путешествуем по Дальнему Востоку и никак не можем отсюда выбраться, потому что он потрясающий.

Алексей: Изначальная цель была – доехать до Арктики, на Ямал. Мы это сделали и поняли, что аудитории это откликается, нам самим очень нравится, решили, что надо бы открывать новые места. Так возникла идея поехать на самую северную точку Дальнего Востока и России, а после поняли – нет в истории ни одного автомобиля, который бы проехал абсолютно все регионы России. Решили пробовать, и пока все получается.

Проехали Камчатку и Чукотку – самые сложные регионы. Сейчас нужно просто проехать остальные. При этом мы показываем, что даже сложные маршруты, которые считались джиперскими, сложными, можно проехать даже на старом Москвиче.

Фото предоставлено Алексеем Жирухиным  

– У вас же еще есть проекты, которые не только с Москвичом связаны, в рамках которых вы посещаете Дальний Восток.

Алексей: Да, мы с Сашей ездили по автодублеру БАМа, ездили с китайским туристом в Якутию, путешествовали по Дальнему Востоку в рамках проекта «Россия от края до края».

– Какие территории на «Полярнике» вы успели посетить на Дальнем Востоке?

Александр: Все, кроме Еврейской автономии, Амурской области, Бурятии и Забайкалья. Они у нас следующие в плане стоят.

– Какие дальневосточные регионы больше всего запали в душу?

Александр: Якутия, Чукотка и Камчатка. Они все разные и все сумасшедшие по-своему. Каждый регион – жемчужина. Якутия потрясает своими морозами, Чукотка – космическими видами, а Камчатку даже обсуждать не стоит – едешь, поворачиваешь голову и видишь гору, которая дымит.

Алексей: На Дальнем Востоке мало разведанных мест, поэтому ты, по сути, прикасаешься к истории, ведь его покорение началось сравнительно недавно. Например, в Приморском крае очень известен исследователь Арсеньев. Но он ходил по этим местам буквально 100 лет назад. Чукотку начали осваивать 80 лет назад. Если западную часть России все объездили вдоль и поперек, то здесь в формате автопутешествия еще мало кто был.

В моем личном топе первое место занимает Чукотка. Летник из Билибино в Певек – просто фантастика. На втором месте Якутия с ее уникальными неповторимыми поселками.

– В сентябре вы завершили путешествие на «Полярнике» по Сахалину. Расскажите об этой поездке.

Алексей: На Москвиче нам удалось проехать везде, где мы запланировали – от Южно-Сахалинска до Охи, это две тыс. км. Даже проплыли на самом современном пароме «Александр Деев», посмотрели, как улучшается логистика в нашей стране. Посетили известные достопримечательности северной части острова. Самое большое открытие – Александровск-Сахалинский, бывшая столица региона. Там красивая природа и удивительная история, связанная с каторгой, с Чеховым. Виды там потрясающие.

Фото предоставлено Алексеем Жирухиным

Также посетили Оху, которая связана с развитием нефтяной промышленности, добычей полезных ископаемых. Открытием стало то, что на Сахалине есть горячие источники. Проехали весь остров, показали, что дороги там строятся, до Охи почти все в асфальте, небольшой кусочек оставался незаасфальтированным.

Александр: Сахалин – это люди. Удивительным образом они обожают место, где живут. Очень большой процент дальневосточников посматривает на запад, чтобы уехать туда при возможности, а на Сахалине такого намного меньше, там самый частый вопрос – «Ну как вам у нас?». Это говорит о том, что люди любят свой регион. Это счастливые люди, и благодаря этому они очень приветливы. Мы на Москвиче приехали на Сахалин впервые, но нас все так приветствовали – сигналили, махали, здоровались, улыбались, разговаривали, как со старыми знакомыми. Это реально остров счастливых людей.

– Где сейчас «Полярник» и когда он снова отправится в путь?

Александр: Москвич сейчас в Хабаровске. Если все буде нормально, то в середине января стартуем по оставшимся не посещенными регионам Дальнего Востока. Хабаровск мы называем нашей дальневосточной базой, потому что здесь мы можем, не задумываясь ни о чем, пригнать среди ночи машину и утром улететь. Знаем, что с ней будут ласковы и что она будет точно готова к нашим следующим путешествиям. Здесь живет наш друг Дмитрий, который помогает нам с ремонтом. Его можно назвать частью команды, потому что он делает сумасшедшие вещи для нас.

Алексей: Также зимой планируем поехать на БАМ. В прошлом году ездили на внедорожнике, но там достаточно комфортная дорога и мы хотим проехать по БАМу на Москвиче – показать своим примером, что и на обычной машине там можно путешествовать.

– Заключительный вопрос – туризм в дальневосточных краях действительно доступный?

Александр: Однозначно. Если ездить на машине компанией, то очень доступно получается. Все есть – заправки, кафешки, дороги нормальные.

Фото предоставлено Алексеем Жирухиным  

Алексей: Если говорить об автотуризме, то, конечно. 99% дорог можно проехать даже на старом Москвиче. Времена, когда для Дальнего Востока готовили крутые внедорожники, уже прошли. Дороги стали намного лучше. Например, раньше трасса Чита – Хабаровск была испытанием, а сейчас это комфортная асфальтовая дорога. То же самое в Магаданской области, где трассу называли дорогой смерти. Сейчас это обычная дорога. Да, она без асфальтового покрытия пока что, но по ней можно спокойно ехать на любом автомобиле.

Здесь можно комфортно переночевать, вкусно и бюджетно поесть. А если ехать компанией, то будет не только веселее, но и экономнее.

беседовала Ксения Мурзина Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Путешествие на другую планету: блогеры завершили экспедицию по БАМу

Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.

Читать полностью
Поделиться
Почему дайвинг меняет человека: философия от руководителя дайв-центра «Море Воды»

Владивосток, где море начинается прямо у городской набережной, развивается как новая точка притяжения дайверов со всего мира. Здесь спасают тюленей, проводят уникальные соревнования и обучают погружениям под лед даже мировых рекордсменов. Руководитель дайв-центра «Море Воды» Евгений Полухин в интервью EastRussia рассказывает, почему подледный дайвинг — это не про экстрим, а про характер, как Владивосток обгоняет Байкал и Монерон, и почему дайвинг меняет человека навсегда.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туристической отрасли ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке в текущем году наблюдается рост туристического потока. Этому способствуют в том числе создание новых средств размещения и модернизация существующих, а также развитие логистики. В то же время туристическая инфраструктура регионов требует обновления для соответствия международным стандартам и требованиям. Важным остается вопрос обеспечения безопасности предоставляемых туристических услуг, особенно с учетом роста популярности природного, экстремального туризма в дальневосточных регионах.

Читать полностью
Поделиться
Магнит туриста: инопланетяне, «Мальдивы» и другие приключения на севере Приморья

Провести летом пару недель в Приморье — привычный вид отдыха для хабаровчан. Обычно едут за морем и солнцем в Андреевку или Зарубино, навещая бухты по пути. Мы же с подругами решили отправиться дальше — на север Приморья, в посёлок Рудная Пристань.

Планируя путешествие, наслушались разного: что дороги плохие, что медведей и тигров полным-полно за каждым поворотом, и главное — что делать там совершенно нечего. Что ж, теперь могу сказать: это было самое увлекательное приключение за последний год. Такие поездки по Дальнему Востоку вполне могут конкурировать с традиционным «отлёживанием боков» на туристических базах.

Читать полностью
Поделиться
Москвич-Полярник: курс на Дальний Восток

Москвич-Полярник два года путешествует по Дальнему Востоку, недавно побывал на Сахалине. Ему осталось объехать всего четыре региона ДФО, после чего территория будет полностью обследована. Участники команды Москвича-Полярника Александр Еликов и Алексей Жирухин рассказали EastRussia, как начались их приключения на восточных рубежах, как устроен быт автопутешественников и насколько доступен туризм на окраине России.

Читать полностью
Поделиться
«Убогонько, но красивенько»: путешествие в Аян — на край земли и красоты

– Алексей Александрович, добрый день! Хотите съездить на север края? Есть несколько вариантов…
Звонили из Дальневосточной государственной научной библиотеки), которая курирует проект – «Писатели родного края». Это когда поэты и писатели из Хабаровска отправляются по отдаленным населенным пунктам на творческие встречи с читателями. Мне предстояло выступить с проектом «Петербург-на-Амуре» (EastRussia рассказывало о нем), из предложенных вариантов я выбрал три северных райцентра, до которых еще ни разу не добирался: Чумикан, Аян и Охотск. Первый пункт назначения – Аян.

Читать полностью
Поделиться
Федор Конюхов прошел по следам Арсеньева

В Приморье завершилась конная экспедиция знаменитого российского путешественника Федора Конюхова по маршруту легендарного исследователя Дальнего Востока и писателя Владимира Арсеньева. В начале 2026 года выйдет документальный фильм об этом путешествии.

Читать полностью
Поделиться
Ферма счастья для Приморья

Альпаки – самые очаровательные представители семейства верблюдовых. Инки одомашнили их более шести тыс. лет назад ради ценной шерсти, которая долгое время была доступна только знати. Сегодня в мире насчитывается около четырех млн этих животных и подавляющее большинство живет в Перу. Однако несколько альпак уже год как обосновались в Приморье на ферме в 40 км от Владивостока и дарят счастье всем приезжающим к ним гостям. Подробно о проекте и его необычных обитателях в интервью EastRussia рассказал основатель и владелец фермы Дмитрий Филиппов.

Читать полностью
Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Читать полностью
Поделиться
Путешествие в будущее

Дальний Восток — регион, где величие природы сочетается с богатой культурой и динамичным развитием современных городов. Певек, Билибино и Краснокаменск — места, где живут и работают сотни атомщиков, сотрудники высокотехнологичных предприятий госкорпорации «Росатом». Сегодня этот край становится не только промышленным центром, но и новой точкой роста для туризма и гостеприимства.

Читать полностью
Поделиться
Ванинская прописка для страусов

Пока минсельхоз Хабаровского края ищет инвестора, чтобы возродить производство бройлеров, семейная пара из рабочего посёлка Ванино нашла свою альтернативу куриному мясу. Ирина и Сергей Кадыковы несколько лет назад начали разводить страусов. В этом году к чёрным африканским птицам они добавили троицу австралийских эму, которые, строго говоря, страусами не являются. Всё это хозяйство супруги завели не ради большого производства мяса, а чтобы прославить родной посёлок и превратить его в столицу дальневосточного страусоводства. Как правильно обращаться с этими необычными птицами, рассказал глава ЛПХ Сергей Кадыков.

Читать полностью
Больше материалов