Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The bridge across Lena - the flagship project of Yakutia

The general director of the Investment Development Agency of Yakutia Aleksey Zagorenko told in an interview to EastRussia about the work to raise the level of investment attractiveness of Yakutia and the most important projects capable of opening the world's coldest region to the world business

- Alexey Sergeyevich, in April, there will be three years since the Agency for Investment Development of Yakutia exists. Tell us about the most important, what results are you proud of?

The bridge across Lena - the flagship project of Yakutia
- I think the key achievement is the creation of the team. We tried to immediately gather in a team of professionals, to interest them and keep them. Now the agency employs highly qualified specialists in its fields: developing financial models, business plans, oriental studies, holding congress and exhibition events, implementing projects in the field of PPP and full complex support for a potential investor on the principles of a "one-stop shop".

The first significant external event was the creation of an investment portal investyakutia.com with an interactive map. According to the requirements of the regional investment standard, unified for the country, it had to be done before the end of 2013; We managed to solve this problem in two months. In 2014, it was recognized as the best in the Russian Federation along with the portal of the Primorsky Territory.

Our agency is a specialized organization to support investment projects and provide services to investors in the "one-stop-shop" mode. In 2013, we developed the necessary regulatory framework and in March 2014 launched a service unit both directly on the basis of the Agency and through the MFC "My Documents". This practice was later included in the best practices of Russia.

Throughout the year 2014, we have been actively involved in the development of the investment image and brand of Yakutia, participated in international investment forums in the United Arab Emirates, Japan and China.

In 2015, the Agency has already participated as co-organizer and organizer of this kind of visiting events. The apotheosis of this work was the participation of the delegation of the republic in the Eastern Economic Forum. The Agency, which acted as the organizer of the Yakutia delegation's participation, was responsible for the development of the delegation's business program and logistics scheme, the curriculum of the cultural program and the organization of an official reception on behalf of the head of Yakutia and ALROSA - in other words, the work "from" and "before" was carried out.

At the II Russian-Chinese Expo, as part of the presentation of Russian regions, the Agency presented to the business community of China a strategically important investment project for creating a bridge across the Lena River in the Yakutsk region.

We set up work to improve investment activity on the ground, began to provide business services for local start-ups: the development of business plans, their expertise, marketing research. We help small business to go from idea to obtaining financing. For example, in 2015, we developed 25 business plans, 10 of them received funding.

- What amounts are we talking about?

- Three large enough for small business - 60 million, 60 million and 120 million rubles, the rest on 5 million rubles. Some projects of local entrepreneurs were financed by large companies: PJSC "ALROSA", PJSC "Railways of Yakutia".

For example, recently in the Khangalassi district a workshop was launched to shock the vegetables frost - this project was funded by the Yakutia Venture Company. A number of projects received funding from the Sakha (Yakutia) Fund for Small Business Support.

- Could you please give other figures that convey the effectiveness of the agency.

- In 2015, 17 projects of public-private partnership have been launched and we can really be proud of this. This 28 objects, of which 16 - kindergartens in the regions of the republic and 12 facilities in the city of Yakutsk: schools, kindergartens, cultural facilities.

Total investment exceeded 11 billion rubles. If we talk about kindergartens in the country - 3,6 billion rubles, urban facilities - 7,5 billion rubles. Thus, in three years the agency was able to cover all areas of investment - from small to large.

- There is a Development Corporation of South Yakutia, in December of 2015 the Corporation for the Development of Yakutia was established. There is JSC "Republican Investment Company" and the Agency for Investment Development, which you manage. You mentioned the venture company. Are there any fundamental differences between these institutions?

- A complex of investment-conducting infrastructure has been created in the republic, where each institute occupies its own niche and performs only its inherent function, which is in demand by the market - business and investors. At the same time, the government did not go in a roundabout way and, after reviewing the existing experience, used the best practices developed both in the world and in the Russian Federation.

Business incubator, technology park, the territory of advanced development is an elevator, according to which businessmen enter comfortably in business. They receive the maximum support, benefits on rent, taxes, which allows the business to grow and strengthen.

The Yakutia Development Corporation implements specific investment projects: co-financing them, creating an industrial infrastructure and operating as a management company.

The Investment Development Agency provides non-financial services to create a single communication corridor for an investor entering the region for the first time, establishing a link between the investment infrastructure of Yakutia and him. To somebody, the necessary small financing - from 1 to 5 million rubles - is sent to the Entrepreneurship Support Fund, to whom the larger funds - that with the Venture Company we introduce and so on. We help to meet the individual needs of all investment projects, from the smallest to the largest.

Depending on the wishes of enterprises and investors applying to the Agency, we offer services, from the development of business plans to assistance in the selection of land. Foreign investors need more detailed help: explain and tell how Russia is doing business, what are the benefits, what legislative acts they should take into account. We help to enter comfortably in the territory of Yakutia and start a business here.

- If you evaluate from the point of view of investment attractiveness, what will be the first five projects of the republic?

- Our flagship project, which is now on hearing - the construction of a bridge across the river Lena. This project can significantly improve the investment attractiveness of Yakutia and substantially enrich the portfolio of those who can implement it in our unique conditions. It is not for nothing that world-class companies create their own landfills in Yakutia, test their products for durability: automobile tires, cars. If they survive our extreme temperatures, we can assume that they will endure any conditions at all.

The next most attractive projects are related to gas and oil refining. You know that in the republic we have oil and gas, but most of the fuel is imported from outside, and the transport component of costs is very high. The Yakut oil refinery in the city of Aldan for 2 million tons is a very promising project worth up to 2 billion dollars. The project was initiated by OAO NK "Tuymaada-neft".

There is a search for a strategic investor to implement the second stage of the Yakutia gas processing plant. The initiator of the project is the state-owned company Sakhatransneftegaz. We also have a project to create a plant for liquefying natural gas in Nizhny Bestyah, it is offered by a private company Sakhametan.

An interesting agricultural object is a year-round greenhouse, initiated by the construction of which is Almazergienbank. The agency accompanied the project on the basis of an agreement with the bank, we helped to form a financial model, created presentations in different languages, accompanied the bank delegation in the road show in Japan. As a result, successful negotiations were recently held with the Japanese Hokkaido Corporation on the construction of a year-round greenhouse in Yakutsk.

- How do you work in the light of the current economic situation - which areas are in priority, and which of them is better to wait for better times?

- I would not say that some projects need to be postponed. We are absolutely open to offer all projects. I can note that there are fears with currency risks, now investors pay more attention to this, but all risks can be hedged. It's no secret that the Russian Federation uses swaps in rubles and yuan, it is possible to provide financing in rubles, thus minimizing currency risks. For each negative, you can always find an adequate plus, the question is how much it will cost.

- In Yakutia, projects related to the extraction of minerals and aimed at import substitution are planned. For example, there is a deposit of tin, the reserves of which could fully meet the needs of the country. What's New?

- This is a project of OJSC "Yanolovo", a subsidiary of the Republican Investment Company. At the moment, a financial model has been prepared, a presentation, the project is waiting for its investor. Work under the license agreement is on schedule, the necessary funding is allocated. In order to develop large-scale production, we will need appropriate investments: we assume that it is necessary to extract a minimum of 3 000 tons, otherwise it makes no sense. In this case, the investments there are quite large and a strategic investor is needed.

- The leadership of Yakutia said that by the time of 2018, a park of high technologies will be built in Yakutsk. What is the current information?

- IT Corporation is engaged in the Corporation for Development of Yakutia, negotiations are successfully conducted with a potential investor - the company Merlion. The high-tech park is one of the objects timed to the 100 Anniversary Yakutia, we hope that it will be implemented in the near future.

- Construction of kindergartens and schools in the capital of the republic, planned jointly by the International Bank for Reconstruction and Development, according to the head of Yakutia Yegor Borisov, is frozen for an indefinite period. Is it possible to involve other partners in this project?

- It is implemented through public-private partnership. As I said earlier, last year in Yakutia the implementation of PPP projects for the construction of 16 kindergartens and 12 more educational and cultural facilities in Yakutsk began. In the current year we plan to launch construction projects 4-5 Schools and 4 kindergartens in the regions of the republic, but more specific figures can be said after negotiations with investors. Most likely, the objects of education will be represented by one lot. There is a so-called "long list", from which the objects that the investor is ready to finance will be selected.

- And who is he - the investor of kindergartens and schools?

- For those projects that are already contracted on the territory of the Republic, private partners are working: various republican construction companies, partially financed at their own expense, partly at the expense of loan funds of OJSC Almazergienbank. The tender for facilities in Yakutsk was won by JSC Gazenergomontazh, they also partially finance themselves, partly with the use of loan funds.

- What is the interest of these investors, what do they get as a result of public-private partnership?

- PPP projects are similar to life-cycle projects: they not only build, but also operate these objects, i.e. Enterprises are guaranteed additional income over a number of years. For Yakutian companies this is a completely new phenomenon, they do not always understand that we are in fact offering them not only to lead as before a construction business, but also additional income.

This is beneficial for us. If you compare with the state contract, where construction is simply carried out for a budget account, enterprises do not have the incentive to build qualitatively. They handed over the object, waited for the warranty period, and that's it. And under PPP projects, the company is responsible for operating buildings for a certain period of time, but all repairs, if they are required, must be carried out at their own expense. Therefore, they have a great incentive to build qualitatively, so that later they do not have to be corrected. As a result, we get a quality product.

- Next month, the ice crossing over the Lena River will be closed and difficulties will begin with the delivery of goods and products to Yakutsk. How is the issue of building a bridge being solved - perhaps the most acute for locals?

- In 2013, the design and estimate documentation for the construction of the bridge was developed, in 2014 the competition took place, under which the federal agency Rosavtodor determined the winner. The agreement with him was not concluded for various reasons, including geopolitical ones. The financing structure is quite large: the size of the capital grant from the federal budget amounted to 40 billion rubles and only 6 billion was to be found by the concessionaire.

Last year the government of Yakutia appealed to the federal authorities with the initiative to attract foreign investors to the project. The financing structure has undergone a change: the investor is offered to build at his own expense, and the return of investments from the budget will be deferred for longer periods (after 2020 year). With the support of the federal government, the republic began to promote this project and search for investors.

We presented it at Russian and foreign events and received a warm response from both private corporations and government. At this stage, we have identified several leaders. There is a private corporation that is preparing to sign a memorandum of understanding with Rosavtodor, and two global world corporations with significant experience in the construction of infrastructure facilities. Both companies have a high status in China - if compared with Russian corporations, not below the level of Gazprom.

The first is the state Chinese corporation "Sinohydro", a subsidiary of China Power Investment Corp. The second one is called "18 Bureau", it is a subsidiary of the "Chinese Railway Company". We hope to come to the finish line with these companies by the end of the year. There are several options for how the selection will take place: either in the competitive procedure, or, if there is only one company, within the framework of a private initiative; Such a procedure is also envisaged by law.

- Many agreements on cooperation were concluded at the Eastern Economic Forum, the volume of planned investments reached 1,3 trillion rubles. According to your observations, how many percent does it usually come to reality?

- When the agency was created, I had the impression that only a small mass of foreign investors knew about Yakutia, who somehow already had experience of coming to the region or heard about it from their acquaintances. Many did not even know that it was part of the Russian Federation. The last three years we worked on the recognition of the brand of Yakutia to bring the republic closer to its neighbors - the countries of the Asia-Pacific region. Our Minister of Economy came up with a new slogan "Yakutia - NEAR", that is, "North East Asia Region - North-East Asian Region", which also translates "Yakutia - close".

Since any relationship begins with acquaintance, first of all we sign a memorandum of intent with the interested company, but it does not guarantee that the investor 100 percent Will enter the project. The document serves as the beginning of the work for us, and for them it becomes the basis to learn more about the project. Not everyone passes through the "valley of death", someone goes further, others lose interest. Approximately 30% of agreements reach the implementation phase of agreements.

In general, the process of making an investment decision is a little longer than normal. For a foreigner to enter the business of another country, you need to cross some barriers, including psychological ones. Of course, everyone is reinsured, they want to get maximum information from different sources, come once or twice, establish informal relations, which is very important for trust.

But, as can be seen, there is a movement, the companies come to Yakutsk after meeting at international events. The agency as a "one window" provides them with all the information necessary to make management decisions, organizes meetings with Russian, Yakut partners, so that foreigners receive professional information from the first mouth.

I think we now need to launch a flagship project - such as a bridge across the Lena River, which would show everyone that you can work in Yakutia. A favorable investment climate has been created, there is a competition for "delicious" projects, we are waiting for good signals and forward!
September 26: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Мост через Лену - флагманский проект Якутии

Генеральный директор Агентства инвестиционного развития Якутии Алексей Загоренко рассказал в интервью EastRussia о работе над повышением уровня инвестиционной привлекательности Якутии и важнейших проектах, способных открыть мировому бизнесу самый холодный регион страны

— Алексей Сергеевич, в апреле исполнится три года как существует Агентство инвестиционного развития Якутии. Расскажите о самом важном, какими результатами вы гордитесь?

Мост через Лену - флагманский проект Якутии
— Ключевым своим достижением я считаю создание команды. Мы постарались сразу собрать в команде профессионалов, заинтересовать их и удержать. Сейчас в агентстве работают высококвалифицированные специалисты в своих областях: разработка финансовых моделей, бизнес-планов, востоковедение, проведение конгрессно-выставочных мероприятий, реализация проектов в сфере ГЧП и полное комплексное сопровождение потенциального инвестора на принципах «одного окна».

Первым значительным внешним событием стало создание инвестиционного портала investyakutia.com с интерактивной картой. Согласно требованиям регионального инвестиционного стандарта, единого для страны, его нужно было сделать до конца 2013 года; нам удалось решить эту задачу за два месяца. В 2014 году он был признан лучшим в Российской Федерации наряду с порталом Приморского края.

Наше агентство является специализированной организацией по сопровождению инвестиционных проектов и предоставлению услуг инвесторам в режиме «одного окна». В 2013 году мы разработали необходимую нормативно-правовую базу и в марте 2014 года запустили подразделение по предоставлению услуг как напрямую на базе Агентства, так и посредством МФЦ «Мои документы». Данная практика в последующем была включена в лучшие практики России.

На протяжении 2014 года мы активно включались в движение по формированию инвестиционного имиджа и бренда Якутии, участвовали в международных инвестиционных форумах в Объединенных Арабских Эмиратах, Японии и Китае.

В 2015 году Агентство уже участвовало в качестве со-организатора и организатора подобного рода выездных мероприятий. Апофеозом этой работы стало участие делегации республики в Восточном экономическом форуме. В обязанности Агентства, выступавшего организатором участия делегации Якутии, входила разработка деловой программы делегации и логистической схемы, курирование культурной программы и организация официального приема от имени главы Якутии и АЛРОСА — иными словами, была проведена работа «от» и «до».

На II Российско-Китайском ЭКСПО, в рамках презентации регионов РФ, Агентство представило бизнес-сообществу Китая стратегически важный инвестиционный проект создания мостового перехода через реку Лена в районе Якутска.

Наладили работу по улучшению инвестиционной активности на местах, начали предоставлять бизнес-услуги для местных начинающих предпринимателей: разработку бизнес-планов, их экспертизу, маркетинговые исследования. Мы помогаем малому бизнесу пройти путь от идеи до получения финансирования. Например, в 2015 году мы разработали 25 бизнес-планов, 10 из них получили финансирование.

— О каких суммах идет речь?

— Три достаточно крупных для малого бизнеса — 60 млн, 60 млн и 120 млн рублей, остальные по 5 млн рублей. Некоторые проекты местных предпринимателей профинансировали крупные компании: ПАО «АЛРОСА», ПАО «Железные дороги Якутии».

Вот, к примеру, недавно в Хангаласском районе запустили цех по шоковой заморозке овощей — этот проект профинансировала Венчурная компания «Якутия». Ряд проектов получили средства в Фонде поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия).

— Приведите, пожалуйста, и другие цифры, передающие результативность агентства.

— В 2015 году запущено 17 проектов государственно-частного партнерства и этим мы действительно можем гордиться. Это 28 объектов, из них 16 — детские сады в районах республики и 12 объектов в городе Якутске: школы, детсады, объекты культуры.

Общий объем инвестиций превысил 11 млрд руб. Если говорить о детских садах по республике — 3,6 млрд рублей, городские объекты — 7,5 млрд рублей. Таким образом, за три года агентство смогло охватить все направления инвестиций — от малых до самых больших.

— Существует Корпорация развития Южной Якутии, в декабре 2015 года учреждена Корпорация развития Якутии. Есть ОАО «Республиканская инвестиционная компания» и Агентство инвестиционного развития, которым вы руководите. Венчурную компанию вы упомянули. Есть ли принципиальные отличия у названных институтов?

— В республике создан комплекс инвест-проводящей инфраструктуры, где каждый институт занимает свою нишу и выполняет только ему присущую функцию, которая востребована рынком — бизнесом и инвесторами. Правительство при этом не стало идти окольным путем и, рассмотрев имеющийся опыт, использовало лучшие практики, наработанные как в мире, так и в Российской Федерации.

Бизнес-инкубатор, технопарк, территория опережающего развития — это лифт, по которому предприниматели комфортно входят в бизнес. Они получают максимальную поддержку, льготы по аренде, налогам, что позволяет бизнесу расти и укрепляться.

Корпорация развития Якутии реализует конкретные инвестиционные проекты: софинансирует их, создает промышленную инфраструктуру и работает как управляющая компания.

Агентство инвестиционного развития предоставляет нефинансовые виды услуг с целью создания единого коммуникационного коридора для инвестора, впервые входящего в регион, налаживая связь между инвестиционной инфраструктурой Якутии и ним. Кому-то необходимое малое финансирование — от 1 до 5 млн рублей — направляем в Фонд поддержки предпринимательства, кому более крупные средства — того с Венчурной компанией знакомим и так далее. Мы помогаем удовлетворить индивидуальные нужды всех инвестпроектов, от самого маленького до самого большого.

В зависимости от пожеланий предприятий и инвесторов, обращающихся в Агентство, мы предлагаем услуги, начиная от разработки бизнес-планов до оказания помощи в подборе земельных участков. Иностранным инвесторам необходима более детальная помощь: объяснить и рассказать как в России ведется бизнес, какие существуют льготы, какие законодательные акты они должны принять во внимание. Мы помогаем комфортно войти на территорию Якутии и начать здесь бизнес.

— Если оценивать с точки зрения инвестиционной привлекательности, как будет выглядеть первая пятерка проектов республики?

— Наш флагманский проект, который сейчас на слуху — строительство мостового перехода через реку Лену. Этот проект может значительно улучшить инвестиционную привлекательность Якутии и существенно обогатить портфолио тех, кто сможет его реализовать в наших уникальных условиях. Недаром компании мирового уровня создают в Якутии свои полигоны, испытывают на стойкость свою продукцию: автомобильные шины, машины. Если они выдержат наши экстремальные температуры, можно считать, что вытерпят вообще любые условия.

Следующие по привлекательности проекты относятся к газо- и нефтепереработке. Вы знаете, что в республике мы имеем нефть, газ, но при этом большую часть ГСМ завозим извне, причем транспортная составляющая расходов очень высокая. Якутский нефтеперерабатывающий завод в городе Алдане на 2 млн тонн — очень перспективный проект стоимостью до 2 млрд долларов. Проект инициирован ОАО НК «Туймаада-нефть».

Идет поиск стратегического инвестора для реализации второй очереди Якутского газоперерабатывающего завода. Инициатор проекта — госкомпания «Сахатранснефтегаз». Также есть у нас проект по созданию завода по сжижению природного газа в Нижнем Бестяхе, он предлагается частной компанией «Сахаметан».

Интересный сельскохозяйственный объект — круглогодичные теплицы, инициатором строительства которого является «Алмазэргиэнбанк». Агентство сопровождало проект на основании соглашения с банком, мы помогали сформировать финансовую модель, создали презентации на разных языках, сопровождали делегацию банка в роуд-шоу по Японии. В результате недавно состоялись успешные переговоры с японской корпорацией «Хоккайдо» о строительстве круглогодичной теплицы в Якутске.

— Как вам работается в свете текущей экономической ситуации — какие направления в приоритете, а каким из них лучше дождаться лучших времен?

— Я бы не сказал, что какие-то проекты нужно откладывать. Мы абсолютно открыты чтобы предлагать все проекты. Могу отметить, что имеются опасения с валютными рисками, сейчас инвесторы больше внимания этому уделяют, но все риски можно хеджировать. Не секрет, что РФ использует свопы в рублях и юанях, можно финансирование предоставлять в рублях, таким образом минимизируя валютные риски. На каждый минус всегда можно найти адекватный плюс, вопрос сколько это будет стоить.

— В Якутии запланированы проекты, связанные с добычей полезных ископаемых и направленные на импортозамещение. Например, есть месторождение олова, запасы которого могли бы полностью обеспечить потребности страны. Что нового?

— Это проект ОАО «Янолово», дочернего предприятия «Республиканской инвестиционной компании». На данный момент подготовлена финансовая модель, презентация, проект ждет своего инвестора. Работы по лицензионному соглашению ведутся по графику, необходимое финансирование выделено. Для того, чтобы развернуть масштабное производство, нужны будут соответствующие инвестиции: мы предполагаем, нужно добывать минимум 3 000 тонн, иначе не имеет смысла. В таком случае инвестиции там достаточно большие и нужен стратегический инвестор.

— Руководство Якутии заявило, что к 2018 году в Якутске будет построен Парк высоких технологий. Какова актуальная информация?

— IT-Парком занимается Корпорация развития Якутии, успешно ведутся переговоры с потенциальным инвестором — компанией «Мерлион». Парк высоких технологий является одним из объектов, приуроченных к 100-летию Якутии, надеемся, он будет реализован в ближайшее время.

— Строительство детских садов и школ в столице республики, запланированное совместно Международным банком реконструкции и развития, по словам главы Якутии Егора Борисова заморожено на неопределенный срок. Удается ли привлечь других партнеров к этому проекту?

— Он реализуется посредством государственно-частного партнерства. Как я ранее сказал, в прошлом году в Якутии началась реализация ГЧП проектов по строительству 16 детсадов и 12 еще объектов образования и культуры в Якутске. В текущем году планируем запустить проекты по строительству 4-5 школ и 4 детсадов в районах республики, но более конкретные цифры можно будет сказать после переговоров с инвесторами. Скорей всего объекты образования будут представлены одним лотом, Существует так называемый «длинный список», из которого будут выбраны именно те объекты, которые инвестор готов профинансировать.

— А кто он — инвестор детских садов и школ?

— По тем проектам, которые уже законтрактованы на территории республики, работают частные партнеры: различные республиканские строительные компании, финансирующие частично за свой счет, частично за счет кредитных средств ОАО «Алмазэргиэнбанк». Конкурс по объектам в Якутске выиграла компания ОАО «Газэнергомонтаж», они также финансируют частично сами, частично с привлечением кредитных средств.

— Какой интерес у этих инвесторов, что они получают в результате государственно-частного партнерства?

— Проекты ГЧП схожи с проектами жизненного цикла: они не только строят, но и эксплуатируют эти объекты, т.е. предприятиям гарантирован дополнительный доход на протяжении ряда лет. Для якутских компаний это совсем новое явление, они не всегда понимают, что мы им по сути предлагаем не только вести как раньше строительный бизнес, но еще и дополнительных доход.

Это выгодно и для нас. Если сравнивать с госконтрактом, где просто ведется строительство за бюджетный счет, у предприятий нет стимула строить качественно. Они сдали объект, переждали гарантийный срок, и все. А по проектам ГЧП на компании возложена обязанность в течение определенного периода времени эксплуатировать здания, но все ремонтные работы, если они потребуются, нужно проводить за собственный счет. Поэтому у них есть большой стимул строить качественно, так, чтобы потом не исправлять. В результате мы получаем качественный продукт.

— Уже в следующем месяце будет закрыта ледовая переправа через реку Лена и начнутся трудности с доставкой в Якутск товаров, продуктов. Как решается вопрос строительства моста — самый, пожалуй, острый для местных жителей?

— В 2013 году была разработана проектно-сметная документация на строительство мостового перехода, в 2014 году прошел конкурс, по которому федеральное агентство «Росавтодор» определило победителя. Соглашение с ним заключено не было по разным причинам, в том числе и геополитическим. Структура финансирования достаточно большая: размер капитального гранта за счет федерального бюджета составил 40 млрд рублей и только 6 млрд должен был найти концессионер.

В прошлом году правительство Якутии обратилось к федеральной власти с инициативой привлечения к проекту иностранных инвесторов. Структура финансирования подверглась изменению: инвестору предложено строить за свой счет, а возврат инвестиций из бюджета будет отсрочен на более дальние сроки (после 2020 года). Заручившись поддержкой федеральной власти, республика занялась продвижением данного проекта и поиском инвесторов.

Мы презентовали его на российских и зарубежных мероприятиях и получили горячий отклик как от частных корпораций, так и государственных. На данном этапе у нас определилось несколько лидеров. Есть частная корпорация, которая готовится подписать с «Росавтодором» меморандум о взаимопонимании, и две глобальные мировые корпорации, имеющие значительный опыт строительства инфраструктурных объектов. Обе компании имеют высокий статус в Китае — если сравнить с российскими корпорациями, не ниже уровня Газпрома.

Первая — государственная китайская корпорация «Sinohydro», дочернее предприятие China Power Investment Corp. Вторая называется «18 бюро», это дочернее общество «Китайской железнодорожной компании». Мы надеемся прийти к финишной прямой с данными компаниями к концу года. Есть несколько вариантов, как будет проходить отбор: либо на конкурсной процедуре, либо, если останется одна компания, в рамках частной инициативы; законодательством такая процедура также предусмотрена.

— На Восточном экономическом форуме было заключено множество соглашений о сотрудничестве, объем планируемых инвестиций достиг 1,3 трлн рублей. По вашим наблюдениям, сколько процентов обычно доходит до воплощения в реальность?

— Когда создавалось агентство, у меня создалось впечатление, что о Якутии было известно лишь небольшой массе иностранных инвесторов, которые так или иначе уже имели опыт приезда в регион или слышали о нем от своих знакомых. Многие даже не знали, что она находится в составе Российской Федерации. Последние три года мы работали над узнаваемостью бренда Якутии, чтобы приблизить республику к соседям — странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Наш министр экономики придумал новый слоган «Якутия — NEAR», то есть «North East Asia Region — Северо-Восточный Азиатский Регион», что также переводится «Якутия — близко».

Поскольку любые отношения начинаются с знакомства, первым делом мы подписываем с заинтересованной компанией меморандум о намерениях, но он еще не гарантирует, что инвестор 100-процентно войдет в проект. Документ служит началом работы для нас, а для них становится основанием больше узнать о проекте. Не все проходят «долину смерти», кто-то идет дальше, другие теряют интерес. Приблизительно 30% соглашений доходит до этапа реализации соглашений.

Вообще процесс принятия инвестиционного решения немножко длиннее, чем обычный. Иностранцу, чтоб войти в бизнес другой страны, нужно переступить какие-то барьеры, в том числе психологические. Конечно, все перестраховываются, стремятся получить максимум информации из разных источников, приехать раз, другой, наладить неформальные отношения, что очень важно для доверия.

Но, как видно, движение есть, компании приезжают в Якутск после знакомства на международных мероприятиях. Агентство как «одно окно» обеспечивает их всей информацией, необходимой для принятия управленческих решений, организует встречи с российскими, якутскими партнерами, чтобы иностранцы получили профессиональную информацию из первых уст.

Я думаю, нам сейчас нужно запустить флагманский проект — такой как мост через реку Лена, который бы показал всем, что в Якутии работать можно. Благоприятный инвестиционный климат создан, налицо конкуренция за «вкусные» проекты, ждем добрых сигналов и вперед!