Поделиться
"Мы проделали черновую работу - близятся плоды"
Поделиться

Уходящий в отставку зампред хабаровского правительства Дмитрий Волков о Комсомольске-на-Амуре

В ноябре 2016 года в структуре органов власти Хабаровского края появилась должность заместителя председателя правительства по вопросам комплексного развития города Комсомольска-на-Амуре, накануне объявленного "городом президентского внимания". Вновь учрежденный пост занял выходец из строительного бизнеса Дмитрий Волков, ставший координатором деятельности сразу трех уровней власти - федерального, регионального и местного, - по реализации правительственного долгосрочного плана развития Комсомольска-на-Амуре. 2 июля этого года господин Волков ушел в отпуск с последующим увольнением. EastRussia спросило у чиновника на прощание, что у него получилось, а что - нет.

Кухмарь Кирилл / ТАСС
- Раз ваша отставка, как вы уже заявили на прошлой неделе, была событием плановым - куда уходите? 

- Я пока не могу сказать - не потому, что не хочу, а потому, что есть еще несколько вариантов, которые обсуждаются. 

- То есть пока "просто в отпуск"?

- Отпуск для того и нужен. Плюс, конечно, накопилась определенная усталость - нужно отдохнуть. Есть много личных дел, которыми нужно позаниматься, так что это будет, что называется, отдых "с тяпкой в руке". 

- Но новая работа будет связана с Дальним Востоком?

- Очень на это надеюсь - мне нравится Дальний Восток. Мне запал в сердце Хабаровск и "занозил" его Комсомольск-на-Амуре, и я очень хочу продолжить. 

- Сделанным довольны?

- Никогда в своей жизни не был доволен сделанным в полной мере. Есть, конечно, результаты, которыми можно гордиться. Но есть и то, что только начато, и можно еще позаниматься его реализацией - но, думаю, коллеги все завершат, потому что мы много это обсуждали. Сейчас, за эти два года, мы, если по-честному говорить, сделали черновую работу. Сейчас план начинает давать первые плоды: сданы первые объекты, но многих еще не видно. К строительству основных объектов еще не приступили - копать котлованы начнут через два-три месяца. Так что 2018-2019 годы будут временем, когда жителя города ощутят реальный, практический эффект в полной мере. Начнут развиваться бизнесы вокруг этого, строительный сектор города восстанавливается. 

- Но что-то же не получается? 

- Из того, что не удалось, - это, например, создание системы работы с бюджетными инвестициями по типу "единого заказчика": сейчас по объектам, строящимся в рамках исполнение плана развития Комсомольска-на-Амуре, таких заказчиков работает 12. 

- Как думаете, почему с "единым заказчиком" не получилось?

- Это вопрос, как вы понимаете, неоднозначный. Была дискуссия, и она продолжается. Аргумент "за" - мы должны сконцентрировать всех компетентных людей, которых в Хабаровском крае, как и в любом регионе, не бесконечное количество, чтобы реализовать крупные проекты. Объем и сложность проектов нарастает. Основной аргумент "против" - определенная структура управления уже сложилась, ее потребуется менять, а это всегда некий переход, неизбежно сопровождающийся потерей контроля. Сейчас заказчики по объектам плана "привязаны" либо к собственности, либо к отраслям - удобнее управлять своим. В этом баланс. Моя точка зрения - единый заказчик нужен, иначе крупными проектами управлять сложно.

- Логично тогда спросить, вам в целом хватало полномочий и ресурсов для выполнения поставленных задач?

- Некорректный вопрос. Люди уровня заместителя председателя правительства региона - это же не дети в детском саду. Их принимают на работу для того, чтобы они могли организовывать ее соответствующим образом. Я бы не стал впадать в грех критиканства.

- Хорошо, а сама система координации исполнения долгосрочного плана после того, как вместе с вами "уйдет" должность курирующего зампреда, будет трансформироваться?

- Она уже трансформируется. Долгосрочный план продолжает развиваться и породил несколько направлений. В частности, развитие промышленности Комсомольска-на-Амуре - это основа первого раздела плана. Он породил ведомственный проект - наши предложение по этому поводу поддержаны, Минпромторг России "заразился" этой идеей. Так был решен важный вопрос - мы долго не могли "втянуть" это ведомство в работу по долгосрочному плану. От региона проект курирует министерство промышленности и транспорта: создана отдельная структура, введена должность первого заместителя министра. Они с этим вполне успешно справляются. Что касается бюджетных инвестиций, появился комплексный план развития "точек роста" Хабаровского края, а он по сути накрывает собой долгосрочный план развития Комсомольска-на-Амуре: если упрощать, это комплексный план плюс пара объектов. Его курирует минэкономики. Так выстроилась схема управления, которая вполне логична - исполняет тот, кто должен исполнять, а контролируют все минтранс или минэк.

Справка EastRussia.
Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития Комсомольска-на-Амуре включает в себя 33 организационных мероприятия и строительство 27 объектов инфраструктуры. Срок реализации документа рассчитан до 2025 года. Общий объем финансирования составляет 62,9 млрд рублей, в том числе 49,3 млрд рублей – средства федерального бюджета. В 2016 году на реализацию плана было привлечено 1,57 млрд руб., из них 491,1 млн руб. из федерального бюджета. Финансированием на проведение строительно-монтажных работ было обеспечено 7 объектов из 27. В 2017 году на реализацию плана потратили 4,95 млрд руб. (3,16 млрд руб. дал федеральный центр). В 2018-м финансирование должно составить чуть более 6,53 млрд руб. (4,78 млрд руб. из них предоставит федеральный бюджет). К настоящему моменту в плане 65 объектов, из них 62 обеспечены финансированием на проведение строительно-монтажных работ. В 2017 году завершено строительство шести объектов, в 2018-м должно быть сдано еще 11.

- Что полезного увезете из Хабаровского края?

- В регион я пришел с большим знанием того, как все происходит на федеральном уровне, но без глубокого понимания региональной специфики. Неплохое, как мне казалось, представление об этом было - все-таки последние три года перед назначением я много ездил по регионам, помогая в формировании благоприятного инвестклимата. Но опыт работы внутри правительства субъекта - вот это из полученного самое важное. Уметь сращивать современные управленческие технологии со сложившейся практикой и средним уровнем компетенций - это бесценно. И второе: моя должность для государственного управления уникальна тем, что работать нужно было на трех уровнях власти, с общественностью и законодательными органами. Всю цепочку удалось уложить в голове, вплоть до деталей бюджетного процесса, например. 

- Где это можно использовать?

- Идейно долгосрочный план сформирован правильно, схема рабочая. Но в реализации схемы я бы многое, наверное, улучшил - чтобы эффект был больше.  

- Вы говорите про "идею", а какая она, идея для Комсомольска-на-Амуре, чтобы до каждого жителя доходила? В итоге этот город - это что? Пресловутая "инженерная столица Дальнего Востока"?

- Комсомольск-на-Амуре - это индустриальный город, в этом его основная ценность, его предназначение. В этом он весь. Это его достоинства и недостатки. То, что мы должны там сделать - это же простые вещи. При работе с промышленностью нужно сделать так, чтобы росли зарплаты и появилось избыточное количество рабочих мест. В области культуры - чтобы люди себя полноценно чувствовали людьми. И создать необходимые социальные объекты. Я бы не сказал, что Комсомольску-на-Амуре нужно какое-то переопределение. 

- То есть это "город, где делают самолеты", и таким он и должен оставаться?

- Где делают самолеты, корабли, плавят металл, где есть прекрасный горнолыжный курорт и крупнейший из железнодорожных узлов. 

- Самоидентификацию комсомольчан, иными словами, реализация плана не поменяет? Как на бытовом уровне ответить одной фразой: "Я из...". Откуда? Не из города же "президентского внимания"?

- "Я из самого большого промышленного города Дальнего Востока". Все время, пока я здесь работал, я на всех уровнях представлялся как человек из Комсомольска-на-Амуре. И ни у кого не возникало вопроса, про что это. Лицо города внешнему контуру совершенно понятно - это промышленный город. У нас есть идеи добавления к этому чуть больше науки, инжиниринга и сервиса. И для этого даже инструменты соответствующие прорабатываются - например, так называемого правового офшора для упрощения некоторых сфер регулирования в Комсомольске-на-Амуре для полноценной реализации проектов, скажем, беспилотного транспорта. Эти инструменты есть, но это не переопределение Комсомольска-на-Амуре. Сейчас об этом смысла нет говорить, когда реализуются конкретные практические проекты. Новые скверы появляются в городе - вот что важно. Без таких совершенно небольших изменений никакой философской перенастройки в сознании горожан не произойдет. "Миф" города можно писать только тогда, когда еще и много дел делается. 

- А вам не кажется, что гораздо более значительный эффект для Комсомольска-на-Амуре окажет не появление новых скверов, а наличие колоссальных по значимости проектов, вроде строительства моста на Сахалин?

- Разумеется. Но другая сторона этой же мысли, о которой мы с вами как-то говорили, - нужно не только крупными проектами заниматься, а и "бордюры красить". И они не противоречат друг другу, если разобраться. Сейчас идет работа по внесению дополнений в долгосрочный план, она завершится к осени. Это подразумевает добавление в план некоторого количества, может быть, и более мелких элементов, но более заметных людям. И другие проекты, реализующиеся параллельно с долгосрочным планом, направлены на это же. Например, программа "Комфортная городская среда" Минстроя по ремонту дворовых территорий - это тоже "быстрые победы", сильно влияющие на настроение людей. 

- Но если возвращаться к большим инфраструктурным проектам, почему бы не пытаться "тащить" их в Комсомольск-на-Амуре еще больше?

- Частично я про это уже говорил. Есть намерения добавить новые инструменты. И тогда, например, станет возможным завести в город штаб-квартиру "Яндекса". Работа над этим идет, и даже уйдя из правительства Хабаровского края, не думаю, что я прекращу заниматься подобными проектами.
Беседовал Дмитрий Щербаков Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов