Поделиться
Нагрузка на «позвоночник»
Поделиться

Рыбные компании продолжают уходить с Камчатки

В начале 2015 года насчитывалось уже 40 рыбопромышленных компаний, покинувших Камчатку, с общим объёмом квот почти 150 тыс. тонн

На опубликованный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России резко отреагировал вице-премьер правительства и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев: «позиции плохие и ниже почти некуда падать».

На самом деле «ниже» есть куда: Амурская область оказалась на 73-й позиции из 85-ти, Камчатка заняла 32-ю строчку. Однако если говорить серьёзно, то ситуация аховая. «Правительство создает новое законодательство, – обратил внимание Юрий Трутнев, – выделяет дополнительные ресурсы, корректирует госпрограммы для того, чтобы обеспечить ускоренное развитие Дальнего Востока. А чиновники пока не очень сильно в эту сторону поворачиваются. Так не получится, наши действия не будут успешны, если они не будут поддержаны регионами».

А что в регионах?

Взглянем на самый успешный из опубликованного рейтинга – Камчатку. Как-то, впервые приехавший на полуостров, Министр сельского хозяйства России Александр Ткачёв, проводя совещание по вопросам развития рыбной промышленности с представителями краевой администрации, контролирующих структур, науки, руководителей крупных рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий региона, сказал так: «На Камчатке жить можно! И жить можно хорошо! Только вы поймите одно: рыбная промышленность – это позвоночник, стержень экономики края. Будет развиваться отрасль – будет жить ваш регион. Не будет рыбы – можно закрывать полуостров»…

И это правда. Однако за последнее время в этом «позвоночнике» активно развиваются и воспаления суставов, и грыжа, и остеохондроз, и радикулит, и миозит, и сколиоз… Хуже того, рыбопромышленные компании стали покидать Камчатку, «прописываясь» в других регионах. А это уже компрессионный перелом позвоночника напоминает. Еще в 2011 году губернатор Камчатского края Владимир Илюхин на заседании Совета при полпреде Президента РФ в ДФО забил тревогу, что налоговые доходы от ключевой для региона рыбной отрасли сократились более чем на 200 млн. рублей. Одной из основных причин он назвал уход из края около десяти рыбопромышленных предприятий. В начале 2015 года насчитывалось уже 40 рыбопромышленных компаний, покинувших Камчатку, с общим объёмом квот почти 150 тыс. тонн. Федеральное законодательство допускает предприятиям, зарегистрированным в других субъектах страны, вылавливать прибрежную рыбу в прикамчатских водах.

Что же гонит с Камчатки рыбопромышленников?

Откуда эта возрастающая нагрузка на «позвоночник»?

Обратите внимание, губернатор Камчатского края почти кричит о проблемах, но его не слышат. Не слышат пограничники, не слышат таможенники, не слышат ветеринары, не слышат рыбные чиновники Росрыболовства.

Иной раз доходит до абсурда: судно, оформленное в таможенном отношении, заходит в порт по форс-мажорным обстоятельствам, скажем, надо снять с борта тяжело больного. Прежде, при подобных обстоятельствах был упрощенный режим захода в порт и выхода, теперь – полная таможенная процедура. А вот свежее требование пограничников: каждое судно должно иметь на борту дополнительный комплект индивидуальных спасательных средств для обеспечения личной безопасности инспекторов с предупреждением судовладельцев, что досмотр судов, не имеющих, отдельных комплектов для инспекторов, производиться не будет. То есть, деятельность рыболовного судна будет парализована.

А вот ещё пример: в Северо-Курильске таможенное оформление судна занимает три часа и стоит копейки, на Камчатке – пару суток и сотни рублей. Естественно, рыбаки говорят: «Я перестал сюда ходить, потому что здесь долго и дорого!»

«Акрос» – одна из крупнейших рыбопромышленных компаний Камчатского края покинула регион. Вместе с ресурсом и налогами.

Пару лет назад генеральный директор «Акроса» 6 (шесть!) раз письменно обращался к руководству Камчатского управления Россельхознадзора о недопустимости проволочек с оформлением. Надо ли объяснять, что такие проволочки влекут немалые финансовые потери предприятия из-за простоя транспортных судов, срыва графика поставки судов покупателю, что грозит уплатой неустойки, не говоря уже о репутационных потерях? Так вот, даже шести письменных объяснений оказалось недостаточно. По вине Россельхознадзора предприятие понесло убытки за простой в течение 23 судосуток трех транспортных судов.

Болями в «позвоночнике» отзываются и навязанные, необоснованные услуги портов, и подвешенная ситуация с рыболовным законодательством, с предстоящим распределением квот и прочее, и прочее, и прочее.

Конечно, крупным предприятиям, имеющим большой флот, немалые обороты, будут рады в любом регионе России. Кто ж откажется от дополнительных налогов. Кстати, Подмосковье собирает сбора за пользование водными биоресурсами больше, чем Камчатка.

А пока региональные чиновники, по словам Юрия Трутнева, не очень сильно поворачиваются в сторону бизнеса, море словно вопиет и буквально выбрасывает рыбу к потребителям. На днях сахалинцы обнаружили, что побережье завалено мойвой и начали вывозить рыбу грузовиками. Рыбой сейчас увешаны все балконы, чердаки домов и гаражи. Рыбы хватило не только людям, но и чайкам, воронам, тюленям, нерпам.

Александр Савельев Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов