Поделиться
«Не планирующим переезжать – советую помолчать»
Поделиться

В мотивах и последствиях переноса столицы ДФО разбиралось EastRussia

Главным административным событием 2018 года для Дальнего Востока стало решение президента Владимира Путина о переносе столицы Дальневосточного федерального округа (ДФО) из Хабаровска во Владивосток. Идея стала достоянием общественности сразу после сентябрьских губернаторских выборов, проваленных партией власти и в Хабаровском, и в Приморском краях, и воплотилась в реальность за пару дней до повторных декабрьских выборов в Приморье. EastRussia припомнило все подробности этой захватывающей истории на стыке политики и экономики и делает вывод, что переезд столицы грозит остаться и главной административной проблемой 2019-го.

"Российская газета"

PRO ET CONTRA

Перенести административный центр Дальневосточного федерального округа из Хабаровска во Владивосток предложил осенью 2018 года Олег Кожемяко - сразу после своего назначения на должность врио губернатора Приморского края (EastRussia подводило политические итоги года для губернаторского корпуса чуть ранее). «Владивосток – это восточные ворота страны, и те проекты, которые сегодня являются основными драйверами развития Дальнего Востока, запущены именно здесь», – сказал Олег Кожемяко. Предложение получило поддержку администрации президента России, сразу же заявил он.

Столицей ДФО Хабаровск являлся с 2000 года, с момента образования федеральных округов. Разумеется, хабаровские власти выступили резко против потери столичного статуса. «Хабаровск – это крупнейший логистический центр, в котором постоянно строятся новые объекты», ­– заявил мэр Хабаровска Сергей Кравчук. «Если у кого-то возникли такие ощущения или мысли, что можно перенести, думаю, что этого не получится», – сказал недавно избранный губернатор Хабаровского края Сергей Фургал.

В мировой практике известны многочисленные удачные случаи переноса столиц, причем даже государств. Например, удалось справиться с этой задачей Бразилии: в 1960 году ее столица была перенесена из прибрежного Рио-де-Жанейро в специально построенный для этого город Бразилиа, расположенный внутри страны, близко к ее географическому центру. Одной из целей было замедлить рост численности в перенаселенной береговой части страны и дать стимул развитию отсталых центральных районов страны, иными словами, сбалансировать развитие отдельных территорий национальной экономики.

В случае с российским Дальним Востоком переезд административного центра, напротив, был предложен в направлении от внутренних районов к побережью. Несмотря на то, что это побережье нельзя назвать густонаселенным, а внутренние районы отсталыми, мотивы переноса, как и в случае Бразилии, можно отнести к разряду экономических. В первую очередь, предпосылки для такого решения сформировались активно идущими в последнее время процессами переориентации внешнеторговых, экономических и инвестиционных связей на страны АТР (в том числе в ответ на потерю ряда связей, вызванных санкциями со стороны Запада), что предполагает рост значимости прибрежных центров, включая рост компетенции по принятию административных решений.

Эксперты, впрочем, еще на этапе до принятия решения о переносе столицы разошлись в оценках его главного мотива: политика или экономика.

МЕЖДУ ВЫБОРАМИ И РУБЛЯМИ

Переезд – это «не экономическое, а политическое решение», заявила EastRussia эксперт в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич. По ее словам, изначально Хабаровск был выбран в качестве столицы, поскольку он как логистический центр теснее связан авиасообщением с другими районами Дальнего Востока – Чукоткой, Камчаткой, Сахалином. В то же время, по ее оценке, процедура переноса будет не слишком затратной для бюджета региона: «перестановка стульев бывает более дорогой». Пять тысяч новых рабочих мест, которые пообещал в случае переезда столицы Владивостоку на одном из совещаний заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков – это «примерно соответствует общему количеству сотрудников, работающих в Минвостокразвития, аппарате полпреда президента в ДФО, Фонде развития Дальнего Востока и других официальных учреждениях, которые переберутся из Хабаровска в случае смены статуса», оценила Наталья Зубаревич.

Справка EastRussia. Все столицы федеральных округов (ФО) в России – самые крупные его города, за исключением Северо-Кавказского ФО: его столица Пятигорск находится на шестом месте в округе по численности населения после Махачкалы, Ставрополя, Владикавказа, Грозного и Нальчика. До 2015 года такая же ситуация была и в Дальневосточном ФО, пока Хабаровск был меньше Владивостока, а также в Крымском ФО (Симферополь меньше Севастополя) до его упразднения в 2016 году и слияния с Южным ФО. Кроме того, в двух ФО административные центры сами по себе являются городами федерального значения: Москва – в Центральном и Санкт-Петербург в Северо-Западном федеральном округе. Южный ФО – единственный в России, где столица (Ростов-на-Дону) не совпадает с городом федерального значения (Севастополь).

Перенос столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток возможен по трем причинам, среди которых есть место и «мести», и популизму, заявил руководитель Центра развития региональной политики города Москва Илья Гращенков. «Сейчас правящая власть не может напрямую контролировать территорию Хабаровского края, население которого выбрало губернатором кандидата от ЛДПР Сергея Фургала, а в свою очередь Олег Кожемяко, как местный популярный политик, использует ревностное отношение Приморья к Хабаровску в своей предвыборной кампании», – сказал он. Кроме того, многие представители других государств, того же Китая, уже сейчас видят во Владивостоке столицу Дальнего Востока, что во многом связано с реализацией в городе многих имиджевых проектов, связанных с «поворотом на Восток», отметил эксперт.

О вынужденном сдвиге на Восток как способе «выживания» России, оказавшейся в отчаянном положении из-за введения западных санкций, пишет Вячеслав Шупер, профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. М.В. Ломоносова. В своем исследовании «Территориальная организация населения и хозяйства России на пороге тектонических сдвигов» он указывает на двустоличье Дальнего Востока и на соперничество двух городов.

По мнению эксперта, в традиционном соперничестве Владивостока и Хабаровска на победу обречен именно первый, в силу более благоприятного макрогеографического положения, способствующего тихоокеанской интеграции, и наличию предпосылок для формирования более крупной городской агломерации. Сейчас численность население обоих городов различается примерно на 14 тысяч человек (в 2017 году население Хабаровска составляло 618 150 чел., Владивостока – 604 901 чел.). При этом Владивосток может удвоить численность жителей за счет таких населенных пунктов, как Находка, Уссурийск, Артем, Партизанск, Большой Камень, Славянка, Посьет и другие, тогда как у Хабаровска подобной возможности практически нет, считает Вячеслав Шупер.

ПРОТЕСТУЮЩИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СКРЕЖЕТ

13 декабря, за три дня до дня голосования на губернаторских выборах в Приморском крае, президент Владимир Путин подписал указ о переносе центра ДФО из Хабаровска во Владивосток. К этому времени, впрочем, у федеральных властей не появилось никакого публичного экономического обоснования переноса столицы: несмотря на то, что дальневосточный вице-премьер Юрий Трутнев поручил к 1 декабря своему аппарату и курируемому министерству подготовить детальный доклад о переносе для руководства страны, 10 декабря в Минвостокразвития EastRussia заверяли, что документа не видели.

Неофициально источники EastRussia говорили о том, что переезд всех представительств федеральных структур в ДФО из Хабаровска во Владивосток, согласно данным, предоставленным в полпредство, обойдется в 23-24 млрд руб. – то есть в сумму, сопоставимую с четвертью бюджета развитого дальневосточного региона.

Юрий Трутнев заявил, что переезд во Владивосток структур аппарата полпреда, базирующихся в Хабаровске, займет около года, и даже уже подыскал подходящее здание – из числа освобожденных Дальневосточным федеральным университетом при его перемещении из Владивостока на остров Русский. Но со стороны иных федеральных структур в конце года раздался мощный административный скрежет: переезжать вслед за столицей, заявляли один за другим представители Ространснадзора, Росгвардии и иных силовых структур, они не намерены.

Вице-премьеру, совмещающему свой пост с должностью полпреда президента в ДФО, в ответ на это остается только заявлять: «По поводу ведомств, которые умно излагают, что они не планируют переезд, я бы вспомнил рекламу "Иногда лучше промолчать". Это указ президента России. Ему я и буду готовить предложения, с пониманием затрат на переезд и его целесообразности, а он примет решение. И ровно его мы будем выполнять, а точно не рассуждения руководителей ведомств» (цитата по «Российской газете»).

В сухом же остатке Владивосток от переезда столицы пока ничего не получил - кроме обещаний пяти тысяч новых рабочих мест, подкрепляемых обещаниями новых инвестиций: Юрий Трутнев заявил, что раз во Владивосток приходит «большая часть инвестиций - около 60 процентов», то близость контрольно-надзорных структур к инвестиционным проектам позволит лишь ускорить обслуживание инвесторов. Еще одна идея вице-премьера-полпреда – решить вопрос владивостокских пробок, возможно, даже через строительство объездной дороги мыс Эгершельд – остров Русский: проект по этому поводу поручено подготовить Минтрансу.

Но и Хабаровск, уверен губернатор Сергей Фургал, почти ничего не потерял: «Если рассматривать с точки зрения потерь финансовых, то никаких потерь нет. Столица, кроме названия, сама по себе не давала никаких денег, никаких дополнительных субсидий или трансфертов из федерального центра не поступало. С точки зрения имиджа, да, имиджевые потери есть». Более того, минувший год глава Хабаровского края завершил обещанием добиваться для своего административного центра другого особого статуса: «Будем совместно разрабатывать программу и выходить на федеральный центр с просьбой предоставить Хабаровску статус города федерального значения», - сказал он.

Так что гонка столиц на Дальнем Востоке, вполне возможно, все еще далека от завершения.

Константин Бельченко, Дмитрий Щербаков Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов