Бизнес-десант из Китая высадился в Приморье
Санкционное давление не помешает развитию сотрудничества Китая и Дальнего Востока России. К такому выводу пришли участники пленарного заседания Российско-Китайского Делового совета «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества». Глобальные игроки китайского рынка и представители российского бизнеса собрались во Владивостоке, чтобы обсудить совместные планы.
Исторический рекорд
С 27 июля по 5 августа в Приморском крае проходит деловой визит китайской делегации. Представители 15 крупных компаний из КНР посетили регион для участия в диалоге с местным бизнес-сообществом и органами власти. Среди них такие гиганты, как «КитайСтрой», China Railway Construction Company, «Хуасюнь Групп Ру», НЗС, «Джили Моторс», «Гэчжоуба Русс» и другие.
Бизнес-миссия организована на основе договоренностей председателя «Российско-Китайского Делового Совета» Геннадия Тимченко и губернатора Приморского края Олегом Кожемяко при поддержке Чрезвычайного и Полномочного Посла Китайской Народной Республики в Российской Федерации Чжан Ханьхуэя, администрации президента РФ, Торгово-промышленной палаты РФ и Фонда Росконгресс.
В Приморье делегация встретилась с региональным руководством, представителями институтов развития, посетила ведущие предприятия края и провела переговоры с потенциальными партнёрами.
Самым масштабным мероприятием в рамках визита стало пленарное заседание «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества», объединившее сотни российских и китайских предпринимателей, в том числе по видеоконференцсвязи. Российско-Китайский Деловой Совет представлял исполнительный директор РКДС Евгений Маркин. Модератором диалога выступил директор Агентства международного сотрудничества Приморья Алексей Старичков.
Как отметила в своём приветственном слове генеральный консул Китая во Владивостоке Пяо Янфань, российско-китайские отношения «наращивают обороты», качество делового сотрудничества улучшается по всем направлениям. За прошлый год товарооборот двух стран преодолел отметку 140 млрд долларов, побив исторический рекорд. В первом полугодии текущего года объёмы двусторонней торговли достигли 80 млрд 675 млн долларов, прирост составил 27,2%.
Товарооборот Дальневосточного федерального округа и Китая в прошлом году вышел на уровень 13 млрд 891 млн долларов, увеличившись на 28%. При этом 40% объёма денежных потоков приходится на Приморский край.
Небывалый энтузиазм
Г-жа Пяо Янфань подчеркнула, что китайская экономика «выделяется своей стойкостью, потенциалом и большим полем маневрирования». В 2021 году ВВП Китая превысил 114 трн юаней, что приблизительно составляет 18 триллионов долларов. Несмотря на вспышки коронавируса и непростую международную обстановку, вызвавшие рост инфляции, в текущем году Китай увеличил ВВП на 2,5%.
«В условиях сложной международной ситуации значимость Дальнего Востока для всей России усиливается, - отметила Пяо Янфань. – Планируется совершенствование пограничной инфраструктуры, рассматриваются возможности создания трансграничной территории опережающего развития, формируется более благоприятная бизнес-среда. Все это вливает новую струю жизненных сил в китайско-российское сотрудничество. Отрадно, что обе стороны проявляют небывалый энтузиазм и усиливают взаимодействие на центральном и региональном уровне, как между ведомствами, так и отдельными предприятиями. Стороны полны решимости, выявляя взаимодополняющие преимущества и устраняя узкие места, наращивать сотрудничество в областях торговли, инвестиций, производства, логистики, инфраструктуры, инноваций, туризма и других отраслях».
Генконсул также сообщила о возможности возобновить авиасообщение между Владивостоком и Китаем в скором будущем. Приморские власти подали ходатайство об открытии рейса Владивосток-Пекин. «Мы уже видим свет в конце туннеля», - отметила г-жа Пяо Янфань, добавив, что на сегодняшний день выполняются 8 коммерческих рейсов из Москвы в китайские города.
Первый вице-губернатор Приморского края Вера Щербина обозначила стратегическую важность российско-китайского партнёрства в условиях санкций. Доля Китая во внешней торговле Приморского края ежегодно составляет около 50%. В прошлом году торговый оборот Приморья и КНР превысил 5 млрд долларов. Китайский капитал участвует в 43 проектах, реализуемых на территории края, с объемом инвестиций 7 млрд рублей или 46% от всех иностранных инвестиций. Более 20 лет региональное руководство ведет совместную работу с китайскими коллегами в области развития торговли, инвестиций, туризма, сельского хозяйства, рыбной отрасли, образования, научно-исследовательской деятельности.
«Ситуация, которая сложилась в текущем году, в очередной раз демонстрирует конструктивный и устойчивый характер российско-китайских отношений. Из-за санкционного давления западных стран на Россию наблюдается перестроение транспортно-логистических цепочек на Восток. Приморский край активно участвует в формировании транзитных грузопотоков, в том числе по актуальному сейчас направлению перевозок из Китая в западную часть России и Республику Беларусь», - сообщила Вера Щербина.
Новое направление грузоперевозок представляет транспортная группа FESCO. В июне текущего года компания запустила регулярный контейнерный поезд FESCO Minsk Shuttle по маршруту Владивосток – Минск. Основу грузопотока сервиса составляют товары народного потребления, химические грузы, продукты питания и другое. В обратном направлении грузы будут отправляться как в Россию, так и в страны Азии. Также в июле FESCO отправила первый публичный контейнерный поезд из Шанхая в Москву.
Что касается экспорта, Щербина отметила огромный потенциал в части расширения торгово-экономического сотрудничества с Китаем: «Мы можем предложить нашим китайским партнерам на экспорт экологически чистую продукцию сельского хозяйства, свинину, сою, мед, морепродукты, а также продукцию лесопереработки, включая шпон и щепу. Готовы поставлять в Китай грузовые и пассажирские вертолеты Ка-62 от завода «Прогресс»».
Кроме того, власти Приморья предлагают китайской стороне рассмотреть возможность реализации инвестпроектов в рамках особых налоговых режимов – ТОРов и свободного порта Владивосток. Это могут быть новые предприятия по производству спецтехники, комплектующих, электроники и бытовой техники, современных автомобилей.
«Отношения между Россией и Китаем вступили в самый лучший период в нашей истории», - заключила Вера Щербина.
Глобальные проекты
Следующая часть пленарного заседания была посвящена презентациям китайских компаний. Так, участники смогли ближе познакомиться с возможностями ООО «КитайСтрой» - российской дочки CSCEC, одного из глобальных игроков в области коммерческого и промышленного строительства Китая с оборотами в триллионы юаней. На российском рынке «КитайСтрой» занимается строительством зданий и сооружений, ремонтно-отделочными работами, реконструкцией исторических памятников.
В Приморье компания рассматривает проекты инфраструктурного строительства (скоростные развязки, объездные дороги, мосты), а также коммерческой и жилой недвижимости. В ходе бизнес-миссии «Китайстрой» провел переговоры о возможном участии в строительстве рекреационной зоны на Мысе Черепахи в бухте Муравьиная Приморского края. Кроме того, ожидается, что дочка CSCEC примет участие в реализации проекта ООО «СЗ «Зелёный бульвар» по строительству микрорайона «Зелёный угол» во Владивостоке.
Новые перспективы сотрудничества открываются и в области автопрома. Эксклюзивный дистрибьютор бренда Geely в России ООО «Джили Моторс» расширяет дилерскую сеть и приглашает к сотрудничеству партнеров. «Джили Моторс» - дочка Geely International Corporation, которая представляет на международном рынке одного из десяти крупнейших автопроизводителей Китая Geely Holding Group. В структуру холдинга входят Geely Auto, Volvo Car Corporation, Drivetrain Systems International (DSI) - один из крупнейших мировых производителей трансмиссий. На Дальнем Востоке компания планирует открыть дилерские центры в Благовещенске и Южно-Сахалинске.
Сегодня российский рынок практически свободен от конкуренции для китайского автопроизводителя. Европейское направление закрыто в связи с санкциями. Власти США запретили экспорт автомобилей и мотоциклов в Россию. Япония ввела эмбарго на экспорт дорогих стоимостью от 6 млн иен, и спрос на китайский автопром растет рекордными темпами. По некоторой информации, рассматривается возможность открытия дилерских центров Geely во Владивостоке и Хабаровске.
После пленарного заседания состоялись встречи делегации с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко и главой Владивостока Владимиром Шестаковым. Обсуждались перспективы расширения сотрудничества и необходимость увеличения грузопотока. «Мы рассчитываем на помощь и содействие Российско-Китайского Делового Совета во взаимодействии с китайскими коллегами, направленном на увеличение товарооборота и развитие приграничных связей. Надеюсь, что данный визит послужил площадкой для установления крепких партнёрских связей», – заявил глава Приморья.
Следующая масштабная встреча российской и китайской сторон состоится на Седьмом Восточном экономическом форуме, который пройдёт во Владивостоке с 5 по 8 сентября.
Юлия ПивненкоВторой разворот на Восток – вот что мы сейчас все наблюдаем. Первый, как мы все помним, обозначил Президент ещё во время подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году. Тогда был запущен целый пласт работы и на законодательном уровне, и на административном, и на макроэкономическом. Эта работа уже принесла свои плоды, но сейчас возникли новые вызовы и новые возможности, которые прежними стратегиями не учитывались.
В первую очередь речь идет о логистике – глобальные грузопотоки меняют свои устоявшиеся маршруты и Дальний Восток становится не просто перекрестком, а многоуровневой развязкой для товаров как в сторону рынков АТР, так и в обратном направлении. ЕС со своими союзниками в еженедельном режиме предпринимают шаги, которые только закрепляют новые условия. Как пример – недавнее решение отказаться от импорта российского угля.
При этом надо понимать, что новые возможности сами себя не реализуют. Правительству России необходимо принять ряд решений, причем крайне оперативно. Связано это главным образом с отсутствием мощностей, как по перевозке, по пограничным переходам, а также с дефицитом портовой инфраструктуры. Первые мероприятия мы уже наблюдаем – в частности приостановлено действие правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре, определяющих порядок проезда по загруженным БАМу и Транссибу. Это даст возможность обеспечить оперативный приоритет высокодоходным грузам.
Необходимость прорывного расширения портовой инфраструктуры показал кризис прошлого года, вызванный глобальными сбоями в мировых логистических цепочках из-за пандемии. Это был сигнал, который невозможно игнорировать и в обычных условиях, и уже тем более сейчас. Причем наращивать надо не только портовые мощности Владивостока, но и других портов, что приводит нас – по крайней мере в Приморском крае – к третьей проблеме. Она связана с закостенелостью местных чиновников и бюрократией, которая мешает реализации таких проектов. Наглядный пример – Хасанский район. Сразу несколько проектов за последние годы там были приостановлены из-за нежелания местных чиновников работать с инвесторами. Тому пример и завод СПГ в Приморском, и Тихоокеанский балкерный терминал в Славянке. Бизнес готов вкладываться, но для того, чтобы он это сделал ему нужно дать «зеленый свет».
Разумеется – расшивка узких мест потребует времени, она не произойдет на «раз-два», но начинать надо уже сегодня. Мы видим тренд, мы понимаем, что геополитическая обстановка не развернется на 180 градусов сиюминутно сразу после выполнения целей спецоперации на Украине. Нам предстоит долгий период напряженности, но и строительство новой инфраструктуры процесс небыстрый, поэтому важно не медлить.
Вслед за логистикой, вслед за товарными потоками на Дальний Восток может прийти и большой капитал. Тут, конечно, многое будет зависеть от того, насколько реально закрытой окажется Европа, насколько принятые властями стран ЕС и их союзниками решения будут воплощены в жизнь. Это как c VPN для запрещенных в России соцсетей – прямой доступ к ним закрыт, но есть обходные пути. Если у бизнеса не будет подобных обходных путей во взаимоотношениях с европейскими партнерами, то состоится и переезд капитала на Дальний Восток. Пока всё свидетельствует о том, что рынки стран АТР станут явно более востребованными, чем европейские. Финансы требуют контроля в режиме 24/7, и находиться в отстающей от местного времени Москве будет как минимум неэффективно. И в этом смысле Дальний Восток приобретет принципиально новый статус – пока Европа заколачивает свое «окно», у России появятся «парадные ворота» в мир.
Согласно прогнозам, озвученным индийским каналом WION, в 2022 году Индия станет наиболее быстрорастущей экономикой мира. В соответствии с ожиданиями правительства страны валовый внутренний продукт (ВВП) увеличится на восемь процентов. Одновременно, в геополитическом плане Индия всё больше осознаёт себя державой с глобальными интересами и далеко идущими политическими амбициями (подробнее в материале EastRussia – «Индия, Россия, Соединённые Штаты: у кого мяч?»).
В этом контексте российско-индийские отношения предполагают как радужные перспективы, так и подводные камни. Начало специальной военной операции на Украине лишь подытожило изменение глобального мирового порядка. Рост политической неопределённости и волатильности в экономике в 2022 году заставляет пересмотреть устоявшиеся модели во внешней политике и мировой экономике.
Для рассмотрения отношений Москвы и Нью-Дели следует вспомнить, что с момента образования Республики Индия Советская Россия последовательно сохраняла дружеский курс по отношению к государству Индостана. В какой-то степени поэтому связи на высоком политическом уровне, во-первых, опережают развитие двусторонней торговли, а, во-вторых, нередко дают основания воспринимать экономические связи как нечто второстепенное.
Неудивительно, что в 2014 г. родилась идея, озвученная на встрече Президента РФ Владимира Путина и Премьер-министра Индии Нарендры Моди о достижении оборота в 30 миллиардов долларов США к 2025 г. На сегодняшний день амбициозный замысел, может остаться благим пожеланием. Прежде всего, на озвученные планы негативно повлияли вполне «уважительные причины»: прокатившаяся по миру новая коронавирусная инфекция COVID-19, а затем начало жёсткого противостояния России и так называемого коллективного Запада не способствовала ускорению экномического сотрудничества.
Стоит отметить, что Москва и Нью-Дели без особого напряжения в состоянии поддерживать определённый уровень товарооборота. В 2019 г. он составил 11,20 млрд долларов США, в пандемийный, 2020 г. – 9,26 млрд долларов, а в 2021 г. составил около 13,60 млрд долларов. То есть порог в 10 млрд пройден. В свою очередь ранее сложившейся практики экономического сотрудничества явно недостаточно для достижения озвученных 30 млрд долларов согласно «Плана по укреплению российско-индийского партнёрства в течение следующего десятилетия».
Однако подобную ситуацию не стоит рассматривать как «перст судьбы». Российский и индийский бизнесы заинтересованы в постоянном сотрудничестве во многих сферах. Как правило, на сегодняшний день упоминаются индийский импорт вооружений и военной техники (В и ВТ), а также покупка российского ископаемого топлива.
С момента начала беспрецедентного санкционного давления на Россию индийские предприятия с государственным участием многократно увеличили импорт нефти из России. Как сообщает Телеграмм-канал «Индия сегодня», в апреле 2022 г. Россия стала четвёртым поставщиком нефти в Индию и в краткосрочной перспективе эти поставки будут только нарастать. А американская New-York Times «с ужасом» пишет о закупке до 700000 баррелей в день в апреле 2022 г. Трейдеры утверждают, что закупки российской нефти выросли от одного до шести процентов (для сравнения, закупки ближневосточных углеводородов выросли с февраля до апреля с 68 до 71%). Конечно, индийцы бы не были индийцами, если бы не смогли выторговать для себя максимальный дисконт. Также естественно, что в текущей ситуации Москва вполне готова предоставить скидки за столь внушительные объёмы.
В этом контексте следует рассматривать и заявление Министра металлургии Индии, Рамчандра Прасада Сингха о планах по увеличению закупок в России высокотемпературных углей. Также следует отметить, что уголь по-прежнему значим и в электрогенерации, где его доля составляет 62%. Неудивительно, что уже в мае 2022 г. индийское правительство обнулило ввозные пошлины на это топливо. Ещё один вид ископаемого топлива – природный газ только ожидает своего часа. В текущем году «Газпром» согласно контракту с индийской GAIL увеличит газовые поставки до 2,5 млн тонн в сравнении с 1,8 в 2020 г. К 2023 году начинает действовать первая очередь завода по сжижению природного газа «Арктик СПГ-2», продукция которого будет направляться в Индию, что также предполагает увеличение общего объёма поставок. При умеренно оптимистичном сценарии к 2030 году экспорт российского СПГ в индийском направлении как минимум удвоится.
Другая составляющая – это военно-техническое сотрудничество (ВТС). В Нью-Дели прекрасно понимают, что массовое приобретение надёжных и приемлемых по цене В и ВТ в ближайшие пять, а то и десять лет возможно только в России. По различным данным в целом Индией закуплено от 60% до 70% российских вооружений. В свою очередь индийские закупки составляют до 25% всего экспорта российских вооружений. И даже значительный спад в российском военном экспорте в этом направлении до 53% при снижении общего объёма импорта В и ВТ Индией на 21% всё равно оставляет Нью-Дели одним из значимых клиентов.
В свою очередь, торговля оружием – это наиболее уязвимая составляющая в период геополитической нестабильности. В качестве примера можно привести сообщение индийских Defence News от 17 мая о том, что Нью-Дели приостановил переговоры о покупке 10 вертолётов Ка-31 (предприятие ОАО «Камов»). Причём бывший советник Министерства обороны Индии Амит Кошиш прямо указывает на политическое давление со стороны противников России в подобных вопросах.
Но, несмотря на вышесказанное в работе сейчас находятся более 200 оборонных проектов Москвы и Нью-Дели: от совместного производства автоматической винтовки АК-203 до поставок ракетных комплексов С-400 «Триумф». Емкость индийского рынка В и ВТ для России оценивается специалистами в 9-10 млрд долларов США в год.
Однако, указанные сферы – это самые очевидные, хотя и не единственные пути для развития и в 2022 г., и в последующие годы.
Прежде всего, в 2022 г. стоит взглянуть на сферу ВТС с точки зрения индийской стратегии. Не стоит забывать, что с приходом Нарендры Моди к власти в 2014 г. Нью-Дели был взят курс на увеличение доли индийского военно-промышленного комплекса (ВПК) для национальной обороны. Более того, Россия стала первой страной, подключившейся к программе Make in India («Делай в Индии») именно с учётом военной составляющей. Поэтому реализация совместных проектов в сфере производства В и ВТ становится актуальной как некогда ранее.
Схожая ситуация и в области атомной энергетики, где также возможна совместная кооперация российских и индийских атомщиков. Также на сегодняшний день существует нереализованный потенциал в авиакосмической сфере.
Перечисленные области российско-индийского экономического сотрудничества являются уделом большого бизнеса и государственных корпораций. Однако торговые связи двух стран не исчерпываются описанными направлениями. Более того, вполне очевидно, что «гигантомания» заслоняет номенклатуру, которую может расширять и увеличивать малый и средний бизнесы. Прежде всего, это продукция химической промышленности, которая составляет 28% импорта. В свою очередь к ней относится и фармацевтическая отрасль, занимающая почти половину всей «химии». На сегодняшний день в России работает около 300 индийских компаний. Большинство из них готово увеличить объём поставок, а также расширить перечень поставляемых лекарств. И когда Нью-Дели предлагает ввести более либеральные права доступа на российские рынки для индийских товаров, прежде всего, имеется в виду фармпродукция.
Другая составляющая – это продукты питания, которые как импортируются, так и экспортируются Россией. Например, Индия прочно занимает первое место по экспорту риса (37,7%) в РФ. В свою очередь российское растительное масло является одним из значимых продуктов пищевого экспорта в Индию. Кроме упомянутых аспектов экономического сотрудничества существуют возможности удвоения показателей в туристической отрасли, производстве алмазов, добыче полезных ископаемые освоению морских и лесных ресурсов и многое другое.
Следует отметить, что в российско-индийской торговле существует значительный диспаритет в пользу России и поэтому увеличение доли индийских товаров на российском рынке не изменит вектор торгового баланса. Он останется положительным. В свою очередь, Нью-Дели заинтересовано в сокращении отрицательного торгового баланса с Москвой и соответственно расширение товарной номенклатуры вполне может сопровождаться и снижением стоимости контрактов.
Другой проблемой внешнеэкономической деятельности становится транспортная составляющая. Существовавшие логистические цепочки уже в период распространения COVID-19 были частично нарушены, а частично перегружены. Если говорить об экспортно-импортных потоках Индии и России то следует констатировать, что путь через Суэцкий канал в порты Балтийского моря наиболее подвержен и геополитическим рискам, и чисто техническим проблемам. Транспортный коридор Север-Юг до Астрахани не в состоянии «переварить» перспективный объём грузов. Кроме этого в упомянутом направлении ещё недостаточно скоординированы все элементы логистической цепочки.
Расширять «бутылочное горлышко» транспортных коридоров возможно с помощью запуска нового и, одновременно, забытого старого направления Владивосток-Ченнай. Несмотря на то, что решение было принято на самом высоком уровне, на Саммите в Нью-Дели в декабре 2021 г. пока не существует отлаженной работы в этом направлении. При этом судоходное направление вполне может стать и следующим этапом в освоении Арктики, и использовании Северного морского пути. По мнению индийского финансового издания Mint, с учётом политики Н. Моди «Действуй на Востоке» и изменившейся геополитической ситуации проект может перевернуть условия перевозок (буквально: game changer) к 2024 г.
И наконец, последняя проблема-возможность – это переход на взаиморасчёты в паре рубль-рупия. Указанная возможность уже урегулирована двусторонним соглашением, созданы и опробированы технические условия взаимных расчётов. Остаётся только одно: подобную схему должен «подхватить» бизнес. Очевидно, что пока действует определённая инерция в пересмотре расчётов на уровне малого и среднего бизнеса, но также очевидно, что во второй половине 2022 года ситуация с взаиморасчётами рубль-рупия вполне может стать рутиной внешнеэкономических сделок.
Стоит отметить, что все вышеперечисленные возможности и проблемы существовали и существуют помимо текущих конфронтаций в рамках глобального противостояния Русской цивилизации и коллективного Запада. Но эта тема для геополитических стратегов. Если же говорить о влиянии на экономическое сотрудничество, то генерал-лейтенант ВС Индии в запасе, Пракаш Менон по-военному кратко отодвинул этот вопрос на второй план: «Отношения между Индией и Россией выдержали экономические санкции Запада». Соответственно, рост объёма российско-индийской торговли находится, прежде всего, в руках Москвы и Нью-Дели. И даже, если заветная цифра 30 млрд долларов товарооборота не будет достигнута к 2025 г., перевалить показатель в 20 млрд вполне реалистично.
О китайских бизнесменах слагают легенды: они изобретательны, хитры, упорны в достижении цели, грамотно распоряжаются своими сбережениями. В отличие от россиян, китайцы учились предприимчивости всю жизнь и на протяжении многих поколений, ибо власти Поднебесной никогда не создавали для своих подданных тепличных условий, и те вынуждены проявлять чудеса изобретательности, чтобы выжить.
Тем не менее удалось-таки искусственно взрастить амбициозных и жадных до денег типов, называющих себя бизнесменами. Но при столкновении с китайскими предпринимателями они теряют лоск и только ругаются, заявляя, что с китайцами невозможно иметь дело. Маскируя, таким образом собственное неумение и абсолютное незнание китайских реалий, деловых и культурных традиций партнеров из Поднебесной, они явно не желают, а то и ленятся чему-то учиться.
Да, предприимчивость — врожденная способность большинства китайцев. Но, в зависимости от региона, у китайских бизнесменов можно заметить разные характерные особенности. Ведь и в России в разных областях и люди разные: одесситы известны юмором и до революции считались лучшими торговцами, как и сибирские купцы. Самые крутые и независимые мужики — в Тамбовской губернии, потому и называли их «тамбовскими волками». Москвичи считались грубыми и по-чиновничьи консервативными, а питерцы — отзывчивыми, настоящими носителями культурных традиций русской интеллигенции. Нам же более интересны деловые люди из разных районов Поднебесной и, разумеется, их характерные особенности.
Умные шанхайцы, не любящие рисковать
Самыми умными китайскими бизнесменами считаются шанхайцы. Они не любят рисковать, поэтому всегда очень тщательно изучают своих деловых партнеров и их финансовые возможности. Они с уважением относятся к тем бизнесменам, которые столь же внимательны к своим партнерским связям и умеют ненавязчиво показать такое знание. Если вы решитесь на развитие совместного бизнеса с шанхайскими коллегами, то лучше заранее учесть следующие моменты.
Во-первых, следует продумать все возможные ситуации и заранее продемонстрировать, что вы относительно точно просчитали вероятные результаты. Даже если вы ошиблись, все равно это произведет на шанхайского партнера благоприятное впечатление. «Не бойся, что не знаешь; бойся, что не учишься», — говорят китайцы.
Во-вторых, не следует эмоционально воздействовать на шанхайцев и уверять в самых дружеских чувствах, — это может привести к противоположному результату, ибо, как полагают они, «друг для всех — никому не друг».
И еще. Если в предлагаемом ВАМИ бизнесе существует риск, то лучше заранее четко его обозначить; это поможет произвести хорошее впечатление. Они поймут, что вы — предусмотрительный партнер. Если же промолчите, и шанхайцы сами обнаружат риск (а это непременно произойдет), то они просто изымут свой капитал и не станут впредь заниматься с вами бизнесом.
Фото: Александр Исаев
Умные и дальновидные шанхайцы сумели добиться заметного политического влияния в Пекине, облегчив таким образом доступ к финансовым и иным ресурсам, что позволило им превратить свой мегаполис в суперсовременный город будущего.
Шанхайцы — врожденные биржевые игроки и талантливые финансисты. Они невероятно изобретательны при разработке схем финансовых транзакций. Еще 70 лет назад соседние страны называли Шанхай «Уолл-стрит Дальнего Востока». Сегодня этот город уже вполне успешно соперничает с Гонконгом и готовится заменить Сянган в качестве крупнейшего финансового центра Восточной Азии. Поэтому желательно продемонстрировать шанхайскому партнеру, что вы в достаточной степени владеете финансовым инструментарием, и вам хорошо известны такие термины как «акция», «фьючерс», «страхование инвестиций» и т.п.
Дерзайте, и у вас получится! И не обращайте внимания на некоторую заносчивость шанхайцев. Шанхай почти 100 лет назад уже считался международным городом; здесь существовали иностранные концессии, и шанхайцы уже тогда приучались к заморской культуре, традициям, комфорту. Они заносчивы не только по отношению к соотечественникам, но и к иностранцам, в то время как в других районах Китая к иностранцам могут относиться с известной толикой подобострастия и уважения к их деньгам.
Знатоки жителей Шанхая даже утверждают, что те страдают излишним самомнением, в том числе гордятся своим превосходством в умении вести бизнес по сравнению с китайцами из других мест. Но шанхайцы не только высокомерны. Они скупы, законопослушны и предпочитают заниматься бизнесом по международным стандартам. При этом умеют грамотно распоряжаться своими сбережениями, тратить их с умом и выгодой. Немаловажная деталь — непревзойденный юмор шанхайцев, но, чтобы его понять, необходимо свободное владение их диалектом.
Хотите стать боссом — поезжайте в Вэньчжоу
В противоположность не любящим рисковать шанхайцам жители города Вэньчжоу, расположенного недалеко от мегаполиса, готовы идти на риск, но делают это расчетливо и умело.
Самое большое число владельцев бизнеса и частных предприятий в Китае живет в Вэньчжоу, что в восточно-китайской провинции Чжэцзян. В этом 9-миллионном городе близ Шанхая зарегистрировано более 150 тыс. частных предприятий. Утверждают, что девять из десяти дорогих зажигалок, два из трех замко́в, каждый третий насос, каждая четвертая ручка, половина всех очков в Китае производятся на заводах и фабриках Вэньчжоу, который еще называют «городом Боссов».
Вэньчжоуцы — прирожденные бизнесмены, и этот город занимает лидирующее место по стране по количеству миллионеров на каждый квадратный километр городского округа. Жители Вэньчжоу легко осваивают чужие территории. Печально знаменитый Черкизовский рынок в Москве контролировали боссы из Вэньчжоу, поставлявшие в Россию одежду и обувь не самого хорошего качества со своих чжэцзянских предприятий. Каждый пятый торговец на этом рынке был боссом из Вэньчжоу.
Китайская поговорка гласит: «Мудрость — в голове китайцев, а богатство — в кармане евреев». Но жители Вэньчжоу сумели соединить китайскую мудрость с еврейской предприимчивостью. Менталитет вэньчжоуцев — это нечто особенное, что дало повод жителям Поднебесной, которые с уважением относятся к сынам израилевым, называть вэньчжоуцев «евреями Восточной Азии». Мы не будем ни подтверждать, ни опровергать это мнение. Заметим только, что вэньчжоуских бизнесменов отличает от предпринимателей из других районов страны цепкая деловая хватка, умение организовать с нуля производство товара, который пользуется спросом на рынке, а также выстроить необходимые транспортно-логистические цепочки и торговые связи, моментально реагировать на изменения рынка.
Бизнесмены из Вэньчжоу умеют быть очень убедительными с партнерами, не боятся рисковать, а в случае возникновения проблем быстро мобилизуют все мыслимые и немыслимые силы для устранения возникших трудностей. Они так же легко «кидают» партнеров, как и привлекают их на свою сторону; они не жадничают и способны идти против течения. При этом тщательно соблюдают коммерческую тайну из-за опасений, что конкуренты займут формируемую зону нового бизнеса или, воспользовавшись знанием, вытеснят их из уже работающего бизнеса.
Вэньчжоуцы даже смогли захватить контроль над бизнесом на севере Китая и избрали в качестве главной ставки для продвижения на север столицу Поднебесной, где их экономическое влияние чрезвычайно велико. Противостоять деловой экспансии вэньчжоуцев способны лишь «дунбэйские тигры» — крепкие китайские мужики из Северо-Восточного Китая.
«Дунбэйские тигры» с большими связями
Для китайцев «дунбэйские тигры» — бизнесмены из Северо-Восточного Китая, примерно то же самое, что и «тамбовские волки» для россиян. Северяне имеют свои особые характеристики при ведении бизнеса. Они решительны и неудержимы при достижении цели, иногда даже жестоки.
Если вэньчжоуцы — «боссы бизнеса», то дунбэйцы — его «паханы». Они по-чиновничьи консервативны, тверды и последовательны в своих действиях, смелы в принятии решений и не боятся рисков, защищая свои интересы всеми способами.
При заключении сделок они готовы к их реализации еще до подписания официального контракта, — им достаточно честного слова. При нарушении данного слова дунбэйские бизнесмены бывают безжалостны и непримиримы. Вместе с тем, как и все китайские предприниматели, они очень тщательно готовятся к переговорам со своими визави и стараются получить полную информацию о своих партнерах: о предпочтениях в еде, об увлечениях, хобби, отношении к женщинам и так далее.
Северяне любят козырять перед партнерами своими связями во властных структурах. Гуаньси, или «связи», действительно играют важную роль в успешной реализации бизнес-проектов, ибо, по их твердому убеждению, знакомство с сильными мира сего значительно снижают коммерческие риски и могут являться гарантией успеха. Северяне, а к ним мы относим и пекинцев, любят щегольнуть своими друзьями в официальных кабинетах.
Особенно это любят «дунбэйские тигры», тем более что многие партийные функционеры и государственные чиновники на Юге назначаются из числа представителей Северо-Восточного Китая, поскольку они решительны, бескомпромиссны, не поддаются запугиванию, их труднее купить, и они непримиримы к нелегальной деятельности и преступным схемам, стараются соблюсти справедливость и баланс во всех делах.
Вместе с тем дунбэйцев в Китае считают грубыми, малообразованными, чрезмерно доверчивыми и прямолинейными. В бизнесе южане легко переигрывают северян. Не зря в Китае говорят: «Легко быть храбрым тигром, но попробуйте быть храбрым кроликом». Поэтому деловая репутация южных «кроликов» гораздо выше авторитета «северных тигров». При этом дунбэйцы стараются заполнить недостаток авторитета наличием крутых связей и делают это крайне изобретательно. Если вы занимаетесь медийным бизнесом, то китайский партнер найдет способ, чтобы сообщить вам о том. что его лучший друг работает начальником одного из отделов департамента пропаганды ЦК КПК.
Photo by Vidar Nordli-Mathisen on Unsplash
Если речь идет о торговой сделке, то друзья обнаружатся в Министерстве коммерции или в Главном таможенном управлении. Для пущей убедительности вам даже продемонстрируют личную визитную карточку госчиновника или его фотографию, на которой ваш партнер сидит за одном банкетным столом с нужным человеком. В любом случае это будет подтверждением полезности таких гуаньси в вашем совместном бизнесе.
Если вы слышали, что китайцы, как никто другой, умеют грамотно выстраивать отношения с партнерами, проявляя о них заботу и одаривая подарками и вниманием, то это — абсолютно верное утверждение. На наших людей, особенно привыкших к халяве и лести, а также к принципу «все включено», это производит сильное впечатление. Китайцы давно уже приняли во внимание эту слабость наших людей и вовсю пользуются ею.
При этом китайцы не расходуют время попусту, они просто не умеют этого делать. А еще китайцы — большие мастера быстро принимать решения, и от этой скорости тоже очень многое зависит в бизнесе.
Мы рассказали вам о трех типах китайских предпринимателей из Шанхая, Вэньчжоу и Дунбэя. Но только этими тремя местами многообразие деловых людей в Китае не ограничивается. Всех их отличает высокий профессионализм, не зависимо от зоны проживания, а также глубокое уважение к компетентности потенциального компаньона. Для понимания характерных особенностей бизнесменов из разных мест Китая важно знать еще и то, что в Поднебесной существует региональная специализация.
Считается, что лучшие торговцы живут в провинции Гуандун. Город Янчжоу поставляет Поднебесной самых лучших мастеров по педикюру и маникюру. Провинция Хэбэй — поставщик генералов и высокопоставленных военных. Город Пинъяо на северо-западе Китая и провинция Аньхой на востоке считаются родиной банкиров и ростовщиков, финансировавших императорский двор до революции. Города Цзиндэчжэнь (провинция Цзянси), Таньшань (провинция Хэбэй) и Дэхуа (провинция Фуцзянь) славятся самым известным и изысканным фарфором в стране и фарфоровых дел мастерами, жители провинций Аньхой, Фуцзянь и Юньнань считаются не только лучшими в Поднебесной чаеводами, но и тонкими знатоками чайной церемонии и самыми успешными торговцами чаем.
Подобные знания, упомянутые к месту и своевременно, помогут установить контакт с китайским партнером, как, впрочем, и знание историко-культурных особенностей региона, выходцем из которого является ваш партнер. И тут мы вплотную приблизились к очень важному вопросу.
Что думают китайцы о партнерах из России?
За десятилетия общения с русскими у китайцев сложились определенные стереотипы и штампы-представления о наших соотечественниках. Рождению многих штампов поспособствовали своим поведением мы сами. Китайцы считают, что, поскольку русские живут в жутко холодных условиях, они для восполнения энергетического баланса пьют горькую водку стаканами и закусывают солеными огурцами. Впрочем, пьющий русский никого в Китае особенно не удивляет. Дунбэйцы, например, пьют не меньше и даже могут легко дать фору любому русскому.
Вместе с тем годы общения с российскими бизнесменами привели и к другим нелицеприятным для нас обобщениям. Русские, мол, много обещают, но слова не держат; они не обязательны, любят хвастать богатством. При этом — невероятно скупы. Они не знают и не хотят знать традиций китайцев, правил местного этикета и вежливости, хотя очень любят подарки и банкеты, устраиваемые китайцами.
Откровенно говоря, штамп о скупости имеет под собой простые основания. Сами китайцы очень хлебосольны и практически всегда устраивают обильные угощения в честь русских гостей. Вот только гости по непонятным причинам почти никогда не устраивают ни обеда, ни ужина в ответ на гостеприимство китайских партнеров, и это явно идет вразрез с общепринятыми правилами вежливости.
За годы работы в Китае мне неоднократно приходилось сталкиваться с подобными ситуациями. Даже если намекаешь соотечественнику о том, что для дела было бы полезно организовать ответный обед, тот сначала демонстративно хватается за кошелек, а потом просто отмахивается от тебя, как от назойливой мухи. Печально то, что потом от него пойдут жалобы на китайцев: их жесткую позицию на переговорах, на их «жлобство» и отсутствие сувениров, уже ставших привычными. В итоге сделка, казавшаяся великолепной и выгодной, заканчивается тем, о чем гласит древняя поговорка: «Проси много, а бери — что дают».
Хотите знать больше об особенностях китайцев и бизнеса с ними? Тогда рекомендуем вам прочесть книгу Алексея Маслова «Наблюдая жизнь китайцев» или Николая Спешнева «Китайцы. Особенности национальной психологии». В этой же статье мы ничего не придумывали, а лишь заимствовали наблюдения и мнения самих китайцев, опубликованные в газетах «Аньхой жибао», «Наньфан чжоубао», «Наньчан ваньбао» и некоторых других.
Приморье становится одним из самых стратегически важных регионов России, позволяющих держать объявленный президентом курс на Восток. Об этом заявил губернатор края Олег Кожемяко, выступая с отчётом по итогам 2022 года. На изменения экономического ландшафта указывают большое количество факторов, считают эксперты. Это и рекордный рост показателей по ряду отраслей в 2022 и начале 2023 года, и открытие в регионе офисов крупнейших логистических компаний, и другие события.
В 2022 году краевая экономика демонстрировала успехи по целому ряду отраслей от строительства до сельского хозяйства. Существенный рост показали транспорт и логистика (133 %), ввод жилья (117 %), туризм (111 %), инвестиции (146 %). Туристический поток разворачивается в восточном направлении – за 2022 год регион посетили почти 3 млн человек - на 638 тысяч человек больше, чем в 2021 году. Торговый оборот Приморья вырос на 122%, до 13 млрд долларов, количество стран-партнеров увеличилось до 122. Экспорт Приморского края вырос на 115% до $ 3,95 млрд, импорт - на 126% до $9,07 млрд.
В 2023 году Приморье продолжает наращивать внешнеэкономические показатели. Как сообщили в краевом министерстве экономического развития, в первом квартале 2023-го внешнеторговый оборот Приморского края со всеми странами мира увеличился на 23%. Экспорт в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос 22,6%, импорт - на 24,2.
Руководитель представительства Министерства иностранных дел России во Владивостоке, посол по особым поручениям Андрей Броварец подчёркивает ключевую роль Приморья в сближении с Азиатско-Тихоокеанским регионом и выходе страны на мировые рынки. Как показал переломный 2022 год, взрывной рост продемонстрировала торговля с Китаем, Индией, рядом стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Так, доля Китая в общем объёме торгового оборота края увеличилась на 46% по отношению к прошлому году и составила $7,49 млрд, следует из отчёта губернатора. Есть существенные заделы в торгово-экономических контактах с Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой.
Директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор Алексей Маслов:
Финансовые потоки развернулись с Запада на Восток, что естественно напитывает экономику региона. Различные логистические компании начинают переносить часть своих штаб-квартир в ДФО. Здесь же начала работать программа подготовки управленческих кадров «Муравьёв-Амурский 2030», нацеленная на создание местного менеджмента, то есть привлечение лучших специалистов из районов Центральной части России на Дальний Восток. Начинается развитие региональных логистических цепочек и более активное создание местных производств. Этому хорошо помогают различные поощрительные меры, включая те, что действуют в рамках режимов свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития. Очень хорошо сработал свободный порт Владивосток, который сегодня включён во внутренние перевозки Китая.
Однако надо понимать, что пока капитал азиатских стран не хлынул на Дальний Восток, и сейчас наша задача - донести до азиатских коллег, в первую очередь, Китая, а также Вьетнама, Индонезии и других информацию о тех поощрительных мерах, которые введены на территории ДФО. Соответственно, следующий шаг - это максимальное информационное давление в азиатских странах по привлечению бизнеса. И необходимо уделять особое внимание решению кадрового голода в регионе. На Дальний Восток нужно привлекать новых специалистов в области информационных технологий, логистики, внешней торговли, а это в любом случае займёт довольно продолжительное время.
На пороге новой волны въездного туризма
Похожей оценкой делится и проректор по международным отношениям ДВФУ, директор ВИ-ШРМИ, кандидат политических наук Евгений Власов.
«Как самое интенсивное, безусловно, можно отметить российско-китайское сотрудничество, которое несмотря на устоявшиеся экономические, торговые и гуманитарные связи имеет большой потенциал развития. Очевиден огромный интерес со стороны китайского бизнеса к инвестированию в российский Дальний Восток, и наоборот, интерес наших предпринимателей к совместным проектам в Китае. С открытием границ организуется всё больше туристических групп, бизнес-миссий из соседних стран с визитами в ДФО и китайские провинции. И я уверен, что сейчас мы стоим на пороге новой волны потока китайского туризма на территорию России и Приморского края. Думаю, в ближайшие 1-2 года стоит ожидать всплеска в этом отношении», - комментирует Евгений Власов.
Примечательно, что в 2022 году турпоток в Приморье рос за счёт внутреннего туризма. Численность российских граждан, размещённых в коллективных средствах размещения края, составила 2,97 млн человек (+27% к 2021 году). Но, по мнению собеседника, у региона есть все возможности вернуть и закрепить позиции на международном туристическом рынке. Этому способствуют организованная логистика и развитие туристско-развлекательной инфраструктуры. В том числе продолжает расти туристский кластер «Приморье». В 2022 году получили поддержку проекты по благоустройству туристических зон - 1,1 млрд рублей федеральных средств направят на благоустройство пляжных территорий, создание некапитальных средств размещения, приобретение и установку туристического оборудования.
Евгений Власов также подчёркивает важность эффективной профессиональной команды, сформированной в правительстве края. По оценкам собеседника, она достаточно хорошо выстраивает взаимодействие с зарубежными партнёрами и поддерживает контакты с соседними китайскими провинциями. В настоящий момент прорабатывается возможность создания торговых представительств Приморского края в Китае и Вьетнаме. И китайский бизнес, в свою очередь, укрепляет позиции на приморском рынке.
Курс на Восток, заявленный Президентом– это реальность, продиктованная международной обстановкой и закрытием западных границ. И сегодня это направление требует масштабной работы в ключевом регионе Дальнего Востока. Губернатор держит на контроле ключевые вопросы экономики и логистики, включая необходимость модернизации погранпереходов на границе с Китаем.
300 миллионов тонн грузовой базы
Приморье занимает четвертую позицию в рейтинге российских регионов-экспортеров сельхозпродукции и продовольствия.
Учитывая темпы роста грузопотоков, главные барьеры и вызовы сегодня – логистические. Об этом говорит президент Союза «Торгово-промышленная палата Приморского края» Борис Ступницкий. Он предлагает оценивать успехи региональной экономики исходя из «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года».
«В стратегии первым высшим приоритетом экономического развития территории обозначено развитие транспортной инфраструктуры и возможностей морских портов. Что для этого сделано? В текущем году вводится порт Суходол грузооборотом до 20 млн тонн, в следующем году - сухой порт «Артём» на миллион контейнеров, продолжается строительство новых портов «Вера», «Аврора», «Коулстар», что в совокупности даст 300 млн тонн грузовой базы», - комментирует собеседник.
Второй высший приоритет в стратегии развития Приморья, объясняет он, имеют отрасли промышленности, сырьё для работы которых можно доставлять в край без использования железной дороги. Это газохимия и нефтехимия. Также ко второму высшему приоритету относится развитие промышленности, обслуживающей морскую деятельность, – это судостроение и судоремонт, оснащение рыбного промысла. Сюда же можно отнести развитие рыбохозяйственного комплекса в целом.
«Сегодня в крае реализуются крупные промышленные проекты – «Находкинский завод минеральных удобрений», «Приморский металлургический завод». На ССК «Звезда» в августе спущен четвертый танкер «Афрамакс». В портфеле заказов ССК - 66 судов.
Предприятия рыбной отрасли отгрузили на треть продукции больше в сравнении с прошлым годом. В рамках инвестиционных квот на «Находкинском СРЗ» и «Восточной верфи» размещены заказы на строительство 19 судов - на 41 млрд рублей. Высокие показатели экономики дают прирост поступлений в бюджет края», - перечисляет Борис Ступницкий.
Доходы краевой казны в прошлом году составили 228 млрд 665 млн рублей, акцентирует эксперт. И это показатели в условиях экономических санкций. Правительство региона эффективно распорядилось поступившими средствами. В 2022 году на программу развития здравоохранения направлено 50 млрд рублей. На развитие образовательной деятельности - 34 млрд рублей. Край поднялся с 72 на 25-е место в рейтинге регионов по качеству образования.
«В 2022 году введено более одного млн кв. метров жилья. Это самый высокий показатель за весь постсоветский период. Строится арендное жилое для бюджетников и узких специалистов, чего раньше не было. Решаются проблемы граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. Рост производства на 20 процентов отмечается в сельском хозяйстве. Экономика края, несмотря на санкции, показала устойчивость к современным вызовам и продемонстрировала позитивную динамику. Это свидетельствует о профессионализме, конструктивном настрое губернатора края Олега Кожемяко и правительства Приморского края», - заключает Борис Ступницкий.
Нужна новая индустриализация
Как подчёркивает ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев, показатели уровня жизни на территории имеют прямое отношение к будущему «Тихоокеанской, Восточной России» и её роли на мировых рынках. По оценкам эксперта, новая индустриализация и увеличение численности населения в ДФО – стратегические задачи, на которых должны сосредоточиться все уровни власти.
«Совершенно очевидно, что нам нужна новая индустриализация, чтобы по максимуму использовать возможности, которые есть у Приморья. Это выход в океан и окружающий нас рынок более чем в 2 млрд человек. Приоритетны развитие портовой инфраструктуры, судостроение – соответственно, программы льготной поддержки должны быть направлены на эти отрасли. Необходимо заниматься вопросами индустриализации, начиная от добычи, обогащения, переработки, машиностроения, подтягивать производства в Приморский край. И нам нужны люди, которые будут строить новую экономику. В этом вопросе тоже требуется стратегический подход и новые меры поддержки», - комментирует Алексей Авдеев.
Экономика Приморья в новых условиях сохранила устойчивость и показала потенциал развития, соглашаются эксперты. Восток перестаёт быть для России дальним. Теперь нужно создавать инфраструктурную платформу для движения вперед.
Модернизацию сухопутных пунктов пропуска на российско-китайской границе обсудили в рамках IV форума «Экспортный потенциал Приморья» прошедшего 1 ноября 2022. О том, как протекает процесс, и почему пришлось передвинуть сроки сдачи объектов, рассказал начальник отдела администрирования Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Эдуард Машков.
Сегодня в регионе деятельности Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой» 39 пунктов пропуска через государственную границу. Но фактически функционируют 30, из них 15 – в Приморском крае, включая морские, автомобильные, воздушные и железнодорожные.
Одни из самых проблемных – пять автомобильных пунктов пропуска на российско-китайской границе. Это «Краскино», «Пограничный», «Полтавка», «Турий Рог» и «Марково», которые находятся на разной стадии развития.
«Краскино», «Турий Рог» и «Марково» – проходят этап строительства, «Пограничный» и «Полтавка» – только проектируются.
В «Краскино», по словам Машкова, основная задача заключалась в том, чтобы «вдохнуть жизнь в недостроенный комплекс», расположенный в непосредственной близости от госграницы. Сейчас на участке идёт активная работа по демонтажу признанных ненужными зданий и сооружений. Сроки окончания работ сдвинулись на 2024 год.
«Ранее закончить работы планировалось в конце этого года. Но, к сожалению, подрядные организации столкнулись с объективными трудностями, которые существуют на Дальнем Востоке. Это большие расстояния, слаборазвитая инфраструктура, отсутствие трудовых резервов», - сообщил докладчик.
Что касается следующего строящегося объекта - «Марково» – подрядчик зашёл на строительную площадку, приступил к замене грунта и строительству подпорной стены. Ориентировочный срок окончания работ – 2 квартал 2023 года.
Строительство перехода «Марково» - сентябрь 2022
фото: «Росгранстрой»
Также завершено проектирование инфраструктуры пункта пропуска – «Турий Рог». Проект прошёл государственную экспертизу, и скоро будет заключён контракт с подрядной организацией. Исполнить его нужно до конца 2023 года.
В 2023 году должны закончиться работы на пункте пропуска «Пограничном», куда ещё до заключения контракта прибыло руководство подрядной организации, чтобы на месте оценить масштабы строительства.
Сложности возникли при модернизации пункта пропуска «Полтавка», поскольку изначально выбранные строительные участки оказались подвержены подтоплению. Сейчас вместо них оформляются другие, работы вступили в стадию проектирования.
«Работа продвигается не так активно, как хотелось бы. Поэтому и министерством транспорта Российской Федерации, и центральным аппаратом ФГКУ «Росгранстрой» принято решение немного изменить подходы и направить значительные средства на улучшение действующих пунктов пропуска - их техническое перевооружение и оснащение», - рассказал Машков.
И здесь, по его словам, «нет худа без добра», так как ковидные ограничения, усложнившие работу перевозчиков, разгрузили погранпереходы и позволили выполнить полноценный ремонт всех пассажирских направлений пунктов пропуска, включая капитальный ремонт досмотровых ям. Благодаря проведённым мероприятиям количество оформляемых в «Краскино» транспортных средств увеличилось вдвое – до 100 единиц в сутки.
Владивостокский филиал ФГКУ «Росгранстрой» выполняет распоряжения полпреда Юрия Трутнева, поручившего ввести два дополнительных направления в пункте пропуска «Пограничный», а также перевести «Пограничный» и «Краскино» на круглосуточный режим работы.
Кроме того, определён перечень мероприятий по техническому перевооружению и дооснащению объектов.
«Хочу уверить, что мероприятия, запланированные в рамках последних поручений, будут выполнены к 30 ноября. Это срок окончания основной массы контрактов», - подытожил Эдуард Машков.
На что модератор Борис Ступницкий пожелал «скорейшей и успешной модернизации», вспомнив слова Юрия Трутнева о том, что досмотровые помещения на погранпереходах «строятся дольше, чем олимпийские объекты».
Эдуард Машков объяснил затягивание сроков следующим образом: «Не открою большой тайны - контрактация на строительство этих объектов происходит в Москве. Например, основным подрядчиком по всем контрактам является подразделение РОСТЕХа компания «Росэлектроника». Видимо, (…) не до конца понимают особенности и специфику Дальнего Востока – большие расстояния, мало людей, не хватает квалификации, сложно найти субподрядчиков, которые смогут провернуть необходимые объёмы работ. Самый яркий показательный пример – в Москве нам готовы выделить средства для укладки асфальтового покрытия на одном из пунктов пропуска. Но как это сделать физически, если до ближайшего асфальтового завода 200 километров? Есть вопросы, которые оперативно не решаются даже с помощью активного финансирования».
Также на полях форума рассматривались инновации, которые должны оптимизировать транспортные перевозки. В частности, директор ООО «ТД «Приморье» рассказал о реализации проекта по организации беспилотного транспортного коридора по направлению МТК «Приморье-2». Над этой задачей работает российско-китайская рабочая группа. В 2021 году АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» приступила к организации экспериментальной беспилотной грузовой автомобильной перевозки по автодорожному мосту между городами Благовещенск и Хэйхэ.
Для реализации проекта в Приморье выбран маршрут «Турий рог – Мишань» ввиду небольшого расстояния порядка километра, подходящего рельефа и наличия складов временного хранения как с российской, так и с китайской стороны.
фото: «Росгранстрой»
Беспилотное транспортное средство (БТС) - это дизельный тягач с полуприцепом контейнеровозом. Сейчас компания проводит анализ доступных оптимальных моделей. В качестве пилотной рассматривается трёхосный тягач тяговой массой не менее 40 тонн. Впоследствии будет возможно применение транспортных средств на электрической тяге.
БТС оборудован различными радарами, высокоточной навигацией и системами связи, способен двигаться со скоростью порядка 40 км в час, расчетное время выгрузки и погрузки контейнера не превышает 10 минут.
«Данное направление перевозок является инновационным для России и требует согласования действий со стороны многих отраслевых министерств и ведомств, поэтому точные сроки реализации проекта спрогнозировать достаточно сложно. Однако мы уже сейчас готовы запустить тестовую версию челнока контейнеровоза, используя тягач БТС с контейнерным прицепом, но с участием живого водителя», - сообщил директор компании Андрей Решётников.
Отметим, более 10 млрд рублей выделено на модернизацию пунктов пропуска на российско-китайской границе, работы запланированы до 2024 года включительно. Ранее Юрий Трутнев поручил ускорить ход работ.
29 августа во Владивостоке началось рассмотрение уголовного дела бывшего главы администрации столицы Приморья Олега Гуменюка. На первом же заседании суд продлил ему срок нахождения под стражей сразу на полгода. Следующее заседание намечено на 12 сентября.
Экс-градоначальник обвиняется в получении многомиллионных взяток. По мнению правоохранителей, Гуменюк брал деньги регулярно с 2016 по 2021 год. Сначала в должности директора госучреждения «Хозяйственное управление администрации края» он получал взятки от своего знакомого предпринимателя, который вел бизнес в строительной сфере.
«Фигурант получил взятки в виде денег и в виде незаконного оказания ему, его сыну и подконтрольной сыну коммерческой организации услуг имущественного характера в размере свыше 6,9 миллиона рублей», - подсчитали в СК РФ по Приморскому краю.
Олег Гуменюк принимает присягу мэра Владивостока
фото: пресс-служба администрации Владивостока
Следствие полагает, что деньги экс-мэру передавали за беспрепятственную приемку работ и их оплату, а также за то, что он помогал организациям побеждать на электронных аукционах.
Позже, на посту градоначальника, его «благодарило» руководство муниципального учреждения «Некрополь» - за общее покровительство и попустительство при оказании похоронных услуг.
По версии следствия, общая сумма полученных экс-мэром взяток превысила 38 миллионов рублей.
Чтобы не замечать того, что происходит в похоронном бизнесе Владивостока, надо было действительно постараться. Сферу много лет сотрясала череда скандалов. Так, в феврале 2021 года были задержаны два сотрудника Муниципального унитарного предприятия Владивостока «Некрополь» - заведующие крематорием и кладбищем.
В январе Первомайский районный суд Владивостока признал первого виновным в посредничестве при передаче взятки в 4,7 млн рублей, оштрафовав на 1,5 млн рублей. Суд пришел к выводу, что в октябре 2020 года он помог заинтересованным лицам договориться с заведующим кладбищами МУПВ «Некрополь» и получить разрешения на установку более 200 опалубок для захоронений и отведение мест для захоронения без предъявления свидетельств о смерти. Эту «услугу» оценили в 4,7 млн рублей.
Его коллегу осудили в июне. Фрунзенский районный суд Владивостока признал его виновным в получении крупной 5,5 млн рублей взятки и отправил в колонию строго режима на пять лет, обязав заплатить штраф в 17 млн рублей.
«В судебном заседании установлено, что с февраля 2020 года по февраль 2021 года фигурант систематически получал – как лично, так и через посредника – денежные средства от представителей юридических лиц за беспрепятственное ведение деятельности в сфере ритуальных услуг и похоронного дела на городских кладбищах «Морское» и «Лесное», - сообщала тогда прокуратура края.
Но эти двое были, если можно так сказать, «продолжателями традиций». В 2018 году фигурантом уголовного дела о мошенничестве стал бывший директор «Некрополя» Игорь Бабынин. Он был осужден на два года, но вышел очень быстро. В 2019 году Бабынина снова задержали, на этот раз по подозрению во взяточничестве. В феврале 2021 года ему предъявили обвинение в получении взяток, коммерческом подкупе, растрате.
Деятельностью МБУ (после реорганизации) «Некрополь» заинтересовались и в антимонопольной службе.
Как следует из материалов дела, работники «Некрополя» не разрешали работникам других ритуальных компаний и заключивших с ними договор родственников умерших приезжать на кладбища копать могилы, присвоили себе исключительное право на это.
«Такие действия прямо нарушают требование Закона о защите конкуренции, поскольку создают ритуальным компаниям препятствование в оказании комплекса услуг по погребению и связанных с ним услуг. По факту нарушения МБУ «Некрополь» было выдано обязательное к исполнению предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство», - отметили в УФАС.
фото: пресс-служба администрации Владивостока
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, «Некрополь» обратился в суд. В феврале 2021 года Арбитражный суд Приморского края признал правоту УФАС России, полностью отказав МБУ в требованиях.
Вместе с тем, в 2020 году, были возбуждены уголовные дела против врачей и полицейских, которые за вознаграждение сообщали похоронным агентам данные об умерших и давали контакты родственников.
Сначала Олег Гуменюк проходил свидетелем по делу по даче взятки заведующему кладбищу. За пару недель до того, как стало известно о некой его причастности к делу, мэр изъявил желание уйти с поста. Горожане тогда пророчески шутили в соцсетях: «Хотя бы не посадили».
Заявление об отставке Олег Гуменюк, избранный на пост мэра весной 2019 года, написал в середине мая 2021 года. Сделал это сам, но после недвусмысленных намеков со стороны губернатора Приморья Олега Кожемяко и полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.
фото: пресс-служба полпреда Президента в ДФО
Губернатор был недоволен эффективностью работы мэра, прежде всего затягиваем работ по «Единой дальневосточной субсидии» 2018 года. Средства выделялись на строительство парковок, реконструкцию стадиона «Авангард», обновление фасадов домов.
Большие претензии были и у горожан. Через несколько месяцев после вступления в должность, мэр приступил к ремонту дорог и постоянной перекладке вполне приличных бордюров на центральных улицах, за что получил неблагозвучное прозвище «Бордюрыч».
Сильно подкосил репутацию Олега Гуменюка ледяной дождь, случившийся в ноябре 2020-го. Мало того, что часть города надолго осталась без света, отопления и воды, так беспорядок царил и на улицах. Всю зиму они были завалены ветками и деревьями, горожане убирали их сами, к тому же выяснилось, что контракт на уборку территорий мэрия заключила только в конце марта 2021 года, контрактов же на утилизацию веток вообще не было.
Не оценили жители Владивостока и проекты по благоустройству – с точки зрения многих они были малоэстетичными, да что там – просто уродливыми. Так писали, например, писали об установленных одно время на центральных улицах вазонах.
Фото: Марина Баринова
Но апофеозом стало приобретение десяти гранитных скамеек за 11 миллионов рублей, которые горожане тут же окрестили надгробиями. Местные блогеры даже понесли к ним цветы. В итоге от этих конструкций тоже пришлось избавиться.
Теперь во Владивостоке будут следить за уголовным процессом. Должность мэра в приморской столице часто называют «расстрельной» - уголовными делами закончили несколько бывших глав муниципалитета.