Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

On profit and loss

How did small and medium-sized businesses in the Far East live in the first quarter

In the past few years it has been fashionable to talk about billions, and sometimes even trillions of rubles, which all invest and invest in the Far East, both Russian and foreign investors. But there is also a second economy in the DFO, which exists completely autonomously from the first - the one that the state is enthusiastically developing. This is the economy of a local small and medium business that has managed to grow in the specific conditions of the east of the country. EastRussia looked at what the Rosstat says about its condition.

On profit and loss
Photo: shutterstock.com
PLUS Balance
The net financial result (profit minus loss) of DFO organizations for the first two months of 2017 amounted to 111 billion 545 million rubles. For the whole of last year, it was almost 647 billion rubles. This aggregated indicator does not take into account small business entities, however, it shows the final financial result, identified on the basis of accounting for all operations of Far Eastern companies. Balance is the amount of profit (or loss) from the sale of goods, products (works, services), fixed assets, other property of organizations, as well as their income from non-trading operations *, reduced by the amount of expenses on these operations.

In this regard, it is very good that in itself the balanced result is in the black. In Russia, of course, there are no federal districts, where there would be a minus - but there are several regions. In particular, in the North Caucasus, which is why the balanced financial result there for January-February is just a little more than 10,6 billion rubles. There are no “minus” regions in the Far East, and even the Jewish Autonomous Region, which according to the 2016 results of the year, showed a minus 57 million rubles, turned out to be a “plus”. In general, the total balance of the FEFD is influenced by two regions - Yakutia and Sakhalin.

In relation to January-February 2016, the balance was increased by 60%! Life is getting better and more fun. It is obvious that the difference in the positive side is greater, the more profit organizations of the district have. In some regions, more recent data have already been calculated. So, the balance of Primorye for January-April amounted to 20,2 billion rubles. More than half of this amount was spent on transportation and storage (more than 12 billion rubles). In second place - fish (more than 5 billion rubles).

It is not surprising that the profit of profitable organizations is growing - in January-February by 19,5%, to 125,8 billion rubles. This is comparable with the achievements of the SFD and significantly exceeds 19 billion in profits in the North Caucasus Federal District. The share of profitable organizations in the FEFD for two months 2017 of the year was 63,5%, which is lower than the average Russian indicator (65,7%), but higher than in the Urals and the South. Although in the North Caucasus the same proportion is almost 71%. At the same time, at the end of 2016, the share of profitable organizations in the DFO was higher - 71,3%. Most profitable companies in Kamchatka, and unprofitable - in Chukotka. If we return to the data for January-April, already voiced by Primstat, then we can see that in four months the profit of profitable organizations in the Primorsky Krai grew from 16 (in January-February) to 25 billion rubles. The proportion (69,6%) remained unchanged. And you can see what this proportion is calculated from. Thus, organizations are more active in agriculture (the share of 79,2%), and the most profitable ones are fishermen (94,4%) and the forest industry (91,7%). 100% profitability in Primorye in January-April was recorded with companies operating in the production of beverages, leather goods, medicines, metallurgists and in the field of leisure. Low rates of profitability - in mining (28,6%), in the production of vehicles and equipment (33,3%) and ... in scientific activities (31,3%).

Profit of profitable organizations, January-February
Million rubles.
In% to acc. Period 2016 years
Russian Federation 2249718 122,3
Far Eastern Federal District 125802 119,5
The Republic of Sakha (Yakutia) 33717 88,2
Kamchatka 5571 152,0
Primorsky Krai 16010 118,6
Khabarovsk Krai 17408 154,8
Amur Region 4253 72,2
Magadan region 4962 119,8
Sakhalin Region 38031 168,5
Jewish Autonomous Oblast 311 322,2
Chukotka Autonomous Okrug 5539 92,4


CREDIT DEBIT
Accounts receivable in the Far East have returned to the level of December 2016 - more than 1,2 trillion rubles, while the volumes of growth are growing every month - in February to 126 billion rubles (a year earlier it was half as much). In general, there is nothing terrible in the debtor - it always happens, such are the market realities: it is advantageous for the buyer to purchase goods or services by installments, and it is interesting for the seller to expand his client base by offering better conditions. As a result, it appears that the products are shipped, works or services are performed, but the company has not received payment for it. And it's sad that the volumes of such debts grow - this means that the payment discipline is lame: consumers do not pay. And it is especially bad that the delay is growing. However, in general, according to NFC analysts, the situation is still in a controlled course.

Accounts payable organizations as of the end of February increased to 1,3 trillion rubles, more than half of this amount was accumulated in the two most populated regions - Primorye and Khabarovsk Krai. And the delay increased to 96 billion rubles throughout the Far Eastern Federal District.

In some regions there are more recent data. Thus, the payables on Sakhalin at the end of May increased to 195,9 billion rubles, of which overdue accounts - 5,2 billion, or 2,7% of the total payables (at the end of April 2016 was 2,1%). Of this amount, most of the company on the island owed to suppliers (more than 3,2 billion rubles). The total amount of the delay is mainly formed in construction (1,75 billion rubles), energy (more than 1,1 billion rubles) and coal production (almost 1,1 billion rubles).

In the Jewish Autonomy, accounts payable at the end of April approached 3,3 billion rubles, and 395% of the total amount was due for the overdue (12 million rubles) (9,5% a year earlier, 10,2% as of the end of March). In contrast to Sakhalin, the organizations in the EAO have more than lagged behind in payments to the budget (138,4 million rubles), and only in second place to suppliers (126,5 million rubles). The rest of the arrears are payments to state non-budgetary funds. Almost the entire amount of arrears falls on two types of activities - providing electricity, gas and steam, air conditioning, as well as not water supply; Waste disposal, waste collection and disposal, and pollution abatement activities.

The volume of creditors on the Kolyma at the end of April exceeded 40,7 billion rubles, the delay was 10,5% or 4,2 billion (at the end of April 2016 was 7,1%, at the end of March - 11,7%). The lion's share of the delay (3,8 billion rubles) accounted for the payment of work to suppliers, mainly (more than 3,4 billion rubles) - in the energy sector. According to the Khabarovsk Territory, there are data for March - accounts payable exceeded 313 billion rubles, overdue - 32,9 billion (10,5%, the share is twice higher than the same period a year earlier, and higher than at the end of February - 9,1%). And the lion's share was in construction (24,4 billion rubles).




SALARY WITH DELAY
What do companies start saving when they have a growing debit and a lender? On wages. The labor market as a whole is stable. The labor force in the Far East is just over 3,34 million people, with a third of them in Primorsky Krai. Compared to the 2016 year, they were slightly smaller (3,35 million people). At the enterprises of small and medium business, according to Rosstat, slightly more than 536 thousand people work (by the way, this is much more than in the more populated NCFD). During the first three months of the year 2017, the unemployment rate rose to 6,2% or more 207 thousand people. In percent this is comparable with the Southern Federal District and the Urals, but much higher than the national average. Only the fact that in the North Caucasus (11,4%) and in neighboring Siberia (7,6%) the share of the unemployed is greater than that.

The most unemployed in the Far East in the EAO, the least - in Chukotka. Anxiety is caused by a large share in Yakutia (7,4%). At the same time, according to Rosstat, in the fourth quarter of 2016, the number of required employees for vacant jobs in the Far Eastern Federal District was only 61,5 thousand people. These data disagree with the rainbow forecasts of the ARCHK, which draws more than 120 thousand new jobs either to 2020, or to 2025 year - however, the agency lives in the future, where it will definitely be better. In principle, it's not bad - someone should think about the bright tomorrow. Rosstat takes into account the current market demand.

ПWage arrears, million rubles., On 1 June
Russian Federation 3331
Far Eastern Federal District 650,5
The Republic of Sakha (Yakutia) 42,6
Kamchatka 34
Primorsky Krai 329
Khabarovsk Krai 113,3
Amur Region 111,3
Magadan region 4,1
Sakhalin Region 16,1
Jewish Autonomous Oblast 0
Chukotka Autonomous Okrug -

In addition, the state service of statistics also records significant fluctuations in arrears in wages. At 1 April, throughout the Far Eastern Federal District, this figure has slightly decreased (compared to December last year), but still was higher than 1 billion rubles. And this, by the way, is one third of the amount of delay in wages across the country! That is, the DFO in this regard is the undisputed leader in Russia. For comparison, the overdue debt in the Urals Federal District is 160 million rubles, in the NCFD - 150 million.

Almost half of the debt to the Day of Laughter was accumulated in Primorye - and this, of course, is not a reason for joy. Primorsky Krai is generally the leader of the delay in the country - this is a given, to which, it seems, it's time to get used to. In total, in the Far Eastern Federal District for 1 April was 10,3 thousand people (for 1 December there were 13,7 thousand), before which there is a wage arrears. This is almost twice as much as the same date a year earlier. Almost entirely, this whole quantity is distributed between Priamurye, Khabarovsk and Primorye.

Most of all for 1 April owed their employees the following areas of activity: processing industries (518 million rubles, almost the whole amount is in Primorsky Krai) and construction (more than 460 million rubles, mainly in the Khabarovsk Territory and the Amur Region). In agriculture in general, in the Far Eastern Federal District, 44,3 million rubles of debts to employees accumulated, in extraction of minerals - 13,7 million rubles, but all this amount falls on one Primorye. In the energy sector, the arrears for 1 April remained only in the Khabarovsk Krai, in the sphere of education - only in Sakhalin, in sewage collection - in Yakutia alone, in transport (almost 30 million rubles) in Kamchatka and Yakutia, in real estate management - Only in Yakutia and Kolyma. In fishing and fishing, in science, culture and health care, there was no salary arrears for 1 April at all.

I am glad that by June 1 in the Far Eastern Federal District we managed to almost halve the amount of delay - up to 650 million rubles, and the district in this regard was in third place in the country - after Siberia and the North-West Federal District. But still in Primorye accounted for 329 million rubles overdue! The total wage arrears in the organizations of the Kamchatka Territory (according to organizations not belonging to small businesses) exceeded 1 million rubles for 33,9 June, and in Xinxx million rubles in the Magadan Region. And compared to 4,1 May, it decreased by 1%. Debtors - just 80 people! But on Sakhalin, by June 1, wage arrears increased by several times - up to 16,1 million rubles and increased compared to the previous month by 7,3 million rubles (or 84,3%).

Against this background, one can only rejoice at PrJSC, where there were no wage arrears at all on 1 June. And for the JAR, where the delay amounted to only ... 18 thousand rubles. And the debtors who were not paid this amount were ... two. Although in March there were more than a hundred of them, and the delay exceeded 1,1 million rubles.

The main reason for the formation of these debts is the lack of own funds from organizations. This is typical for the whole country, and for the Far East Federal District in particular. AND leaders - the Far Eastern and Siberian regions: Primorye (329 million or more 10% of the total Russian amount), Kemerovo region (231,1 million rubles, or 7,1%), the Republic of Komi (183,8 million rubles, or 5,6%), Novosibirsk region (119,2 million rubles, or 3,7%) (113,4 million rubles, or 3,5%), the Amur region (111,3 million rubles, or 3,4%), the Republic of Crimea (105,9 million rubles, or 3,2%) and the Tomsk region (100,6 million rubles, or 3,1%).

July 13: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

О прибылях и убылях

Как жилось малому и среднему бизнесу на Дальнем Востоке в первом квартале

В последние несколько лет модно рассказывать о миллиардах, а иногда даже о триллионах рублей, которые все вкладывают и вкладывают в Дальний Восток и российские, и зарубежные инвесторы. Но есть в ДФО и вторая экономика, которая существует совершенно автономно от первой – той, которую увлеченно развивает государство. Это экономика местного малого и среднего бизнеса, сумевшего вырасти в специфических условиях востока страны. EastRussia посмотрело, что говорит о его состоянии Росстат.

О прибылях и убылях
Фото: shutterstock.com
САЛЬДО В ПЛЮСЕ
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций ДФО за первые два месяца 2017 года составил 111 млрд 545 млн рублей. За весь прошлый год было почти 647 млрд рублей. В этом агрегированном показателе не учитываются субъекты малого предпринимательства, тем не менее, по нему виден конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех операций дальневосточных компаний. Сальдо – это сумма прибыли (или убытка) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций, а также их доходов от неторговых операций*, уменьшенная на сумму расходов по этим операциям.

В этой связи очень хорошо, что сам по себе сальдированный результат – в плюсе. В России, конечно, нет федеральных округов, где был бы минус – но есть несколько регионов. В частности, на Северном Кавказе, из-за чего сальдированный финансовый результат там за январь-февраль – всего чуть больше 10,6 млрд рублей. На Дальнем Востоке «минусовых» регионов нет, и даже ЕАО, которая по итогам 2016 года показала минус 57 млн рублей, вышла «в плюс». В целом на общее сальдо по ДФО влияют два региона – Якутия и Сахалин.

По отношению к январю-февралю 2016 года сальдо прибавило 60%! Жить становится лучше и веселей. Ведь очевидно, что чем разница в положительную сторону больше, тем больше у организаций округа прибыль. В некоторых регионах уже посчитали и более свежие данные. Так, сальдо по Приморью за январь-апрель составило 20,2 млрд рублей. Более половины этой суммы пришлось на транспортировку и хранение (более 12 млрд рублей). На втором месте – рыба (более 5 млрд рублей). 

Неудивительно, что растет и прибыль прибыльных организаций – за январь-февраль на 19,5%, до 125,8 млрд рублей. Это сравнимо с достижениями ЮФО и существенно превосходит 19 млрд прибыли в СКФО. Доля прибыльных организаций в ДФО за два месяца 2017 года составила 63,5%, это ниже среднероссийского показателя (65,7%), но выше, чем на Урале и на Юге. Хотя на Северном Кавказе эта же доля – почти 71%. При этом по итогам 2016 года доля прибыльных организаций в ДФО была выше – 71,3%. Больше всего прибыльных компаний на Камчатке, а убыточных – на Чукотке. Если вернуться к данным за январь-апрель, уже озвученным Примстатом, то можно увидеть, что за четыре месяца прибыль прибыльных организаций в Приморском крае выросла с 16 (за январь-февраль) до 25 млрд рублей. Доля (69,6%) осталась неизменной. И можно увидеть, из чего эта доля высчитана. Так, прибыльных организаций больше в сельском хозяйстве (доля 79,2%), причем самые прибыльные – рыбаки (94,4%) и лесная отрасль (91,7%). 100%-ная прибыльность в Приморье в январе-апреле зафиксирована у компаний, работающих в сфере производства напитков, изделий из кожи, лекарственных препаратов, металлургов и в сфере досуга. Низкие показатели прибыльности – у добычи полезных ископаемых (28,6%), в производстве транспортных средств и оборудования (33,3%) и… в научной деятельности (31,3%). 

Прибыль прибыльных организаций, январь-февраль
  млн руб.
в % к соотв. периоду 2016 года
Российская Федерация 2249718 122,3
Дальневосточный федеральный округ 125802 119,5
Республика Саха (Якутия) 33717 88,2
Камчатский край 5571 152,0
Приморский край 16010 118,6
Хабаровский край 17408 154,8
Амурская область 4253 72,2
Магаданская область 4962 119,8
Сахалинская область 38031 168,5
Еврейская авт.область 311 322,2
Чукотский авт.округ 5539 92,4
 

ДЕБИТ С КРЕДИТОМ
Дебиторская задолженность на Дальнем Востоке вернулась к уровню декабря 2016 года – более 1,2 трлн рублей, при этом объемы просчроки растут с каждым месяцем – в феврале до 126 млрд рублей (годом ранее было в два раза меньше). В целом в дебиторке нет ничего страшного – она бывает всегда, таковы рыночные реалии: покупателю выгодно приобретать товар или услугу в рассрочку, а продавцу интересно расширять свою клиентскую базу посредством предложения лучших условий. В итоге и возникает, что продукция отгружена, работы или услуги выполнены, но оплату за это компания не получила. И печалит только то, что объемы таких долгов растут – это означает, что платежная дисциплина хромает: потребители не платят. И особенно плохо, что растет просрочка. Впрочем, в целом по стране, как считают аналитики НФК, ситуация пока находится в управляемом русле. 

Кредиторская же задолженность организаций на конец февраля выросла до 1,3 трлн рублей, больше половины из этой суммы накоплено в двух самых населенных регионах – Приморье и Хабаровском крае. Причем просрочка выросла до 96 млрд рублей по всему ДФО.

По некоторым регионам есть и более свежие данные. Так, кредиторская задолженность на Сахалине на конец мая выросла до 195,9 млрд рублей, из нее просроченная – 5,2 млрд, или 2,7% общей суммы кредиторской задолженности (на конец апреля 2016 года было 2,1%). Из этой суммы больше всего компании на острове задолжали поставщикам (более 3,2 млрд рублей). Общая сумма просрочки в основном сформирована в строительстве (1,75 млрд рублей), энергетике (более 1,1 млрд рублей) и в добычи угля (почти 1,1 млрд рублей). 

В Еврейской автономии кредиторская задолженность на конец апреля приблизилась к 3,3 млрд рублей, а на просроченную (395 млн рублей) пришлось 12% об щей суммы (годом ранее было 9,5%, на конец марта этого года  – 10,2%). В отличие от Сахалина, организации в ЕАО больше всего просрочили по платежам в бюджет (138,4 млн рублей), и лишь на втором месте – поставщикам (126,5 млн рублей). Остальная сумма просрочки приходится на платежи в государственные внебюджетные фонды. Практически вся сумма просрочки приходится на два вида деятельности – обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, а также не водоснабжение; водоотведение, сбор и утилизацию отходов и деятельность по ликвидации загрязнений. 

Объем кредиторки на Колыме на конец апреля превышал 40,7 млрд рублей, на просрочку приходилось 10,5% или 4,2 млрд (на конец апреля 2016 года было 7,1%, на конец марта – 11,7%). Львиная доля просрочки (3,8 млрд рублей) приходилась на оплату работ поставщикам, в основном (более 3,4 млрд рублей) – в энергетике. По Хабаровскому краю есть данные на март – кредиторская задолженность превысила 313 млрд рублей, просроченная – 32,9 млрд (10,5%; доля в два раза выше, чем на тот же период годом ранее, и выше, чем на конец февраля – 9,1%). Причем львиная доля пришлась на строительство (24,4 млрд рублей).


ЗАРПЛАТА С ЗАДЕРЖКОЙ
На чем начинают экономить компании, когда у них растет дебиторка и кредиторка? На зарплатах. Рынок труда в целом стабилен. Численность трудовых ресурсов на Дальнем Востоке – чуть более 3,34 млн человек, причем треть из них приходится на Приморский край. По сравнению с 2016 годом их стало чуть меньше (3,35 млн человек). На предприятиях малого и среднего бизнеса, по оценке Росстата, работает чуть более 536 тыс. человек (кстати, это намного больше, чем в более населенном СКФО). За первые три месяца 2017 года выросли показатели безработицы – до 6,2% или больше 207 тыс. человек. В процентах это сопоставимо с ЮФО и Уралом, но сильно выше, чем в среднем по стране. Немного греет душу лишь тот факт, что на Северном Кавказе (11,4%) и в соседней Сибири (7,6%) доля безработных больше.

Больше всего безработных на Дальнем Востоке в ЕАО, меньше всего – на Чукотке. Беспокойство вызывает большая доля в Якутии (7,4%). При этом, по данным Росстата, в четвертом квартале 2016 года численность требуемых работников на вакантные рабочие места в ДФО равнялась всего 61,5 тыс. человек. Эти данные расходятся с радужными прогнозами АРЧК, которое рисует уже больше 120 тыс. новых рабочих мест то ли к 2020, то ли к 2025 году – впрочем, агентство живет в будущем, где однозначно будет лучше. В принципе, это неплохо – кто-то же должен думать о светлом завтра. Росстат же учитывает текущую потребность рынка.

Просрочка по зарплате, млн руб., на 1 июня
Российская Федерация 3331
Дальневосточный федеральный округ 650,5
Республика Саха (Якутия) 42,6
Камчатский край 34
Приморский край 329
Хабаровский край 113,3
Амурская область 111,3
Магаданская область 4,1
Сахалинская область 16,1
Еврейская авт.область 0
Чукотский авт.округ

Кроме того, госслужба статистики фиксирует и существенные колебания просроченной задолженности по заработной плате. На 1 апреля по всему ДФО эта цифра немного снизилась (по сравнению с декабрем прошлого года), но все равно была выше 1 млрд рублей. И это, кстати, треть от суммы просрочки по зарплате по всей стране! То есть ДФО в этом плане – безусловный лидер в России. Для сравнения – просроченная задолженность в Уральском федеральном округе составляет 160 млн рублей, в СКФО – 150 млн.

Почти половина долга ко Дню смеха была накоплена в Приморье – и это, конечно, совсем не повод для радости. Приморский край вообще лидер просрочки в стране – это уже данность, к которой, похоже, пора привыкнуть. Всего же в ДФО на 1 апреля было 10,3 тыс. человек (на 1 декабря таких было 13,7 тыс.), перед которыми имеется задолженность по зарплате. Это почти вдвое больше, чем на ту же дату годом ранее. Почти целиком все это количество распределено между Приамурьем, Хабаровским и Приморским краями.

Больше всего на 1 апреля задолжали своим работникам организации следующих сфер деятельности – обрабатывающие производства (518 млн рублей, почти вся сумма приходится на Приморский край) и строительство (более 460 млн рублей, в основном в Хабаровском крае и Амурской области). В сельском хозяйстве в целом по ДФО скопилось 44,3 млн рублей долгов перед работниками, в добыче полезных ископаемых – 13,7 млн рублей, но вся эта сумма приходится на одно Приморье. В энергетике задолженность на 1 апреля осталась только в Хабаровском крае, в сфере образования – только на Сахалине, в сборе сточных вод – в одной Якутии, в сфере транспорта (почти 30 млн рублей) – на Камчатке и в Якутии, в управлении недвижимым имуществом – только в Якутии и на Колыме. В рыбоводстве и рыболовстве, в науке, культуре и здравоохранении долгов по зарплате на 1 апреля не было вообще.

Радует то, что к 1 июня в ДФО удалось практически вдвое снизить объемы просрочки – до 650 млн рублей, причем округ в этом плане оказался на третьем месте в стране – после Сибири и СЗФО. Но все равно на Приморье приходилось 329 млн рублей просрочки! Суммарная задолженность по заработной плате в организациях Камчатского края (по данным организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства) на 1 июня превысила 33,9 млн рублей, в Магаданской области – 4,1 млн рублей. Причем по сравнению с 1 мая она уменьшилась на 11,1%. Должников – всего 80 человек!  А вот на Сахалине к 1 июня просроченная задолженность по зарплате выросла кратно – до 16,1 млн рублей и увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем на 7,3 млн рублей (или на 84,3%).

На этом фоне можно только порадоваться за ЧАО, где на 1 июня вообще отсутствовала просроченная задолженность по зарплате. И за ЕАО, где просрочка составила всего… 18 тыс. рублей. А должников, которым эту сумму не выплатили, было… двое. Хотя еще в марте их было больше сотни, а просрочка превышала 1,1 млн рублей. 

Основная причина формирования этих долгов – отсутствие собственных средств у организаций. Это характерно и для всей стране, и для ДФО – в частности. И лидеры – дальневосточные и сибирские регионы: Приморье (329 млн рублей или более 10% от общероссийской суммы), Кемеровскую область (231,1 млн рублей, или 7,1%), Республика Коми (183,8 млн рублей, или 5,6%), Новосибирская область (119,2 млн рублей, или 3,7%), Хабаровский край (113,4 млн рублей, или 3,5%), Амурская область (111,3 млн рублей, или 3,4%), Республику Крым (105,9 млн рублей, или 3,2%) и Томская область (100,6 млн рублей, или 3,1%).