Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор
Поделиться

Развитие туризма на Дальнем Востоке: инфраструктура, единый оператор, международные рынки

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Тематическое фото. Автор/источник: Olga Gavrilova/Shutterstock

Основные слагаемые успешного развития туризма известны — для достижения максимальной экономической отдачи требуются масштабные инвестиции в туристическую инфраструктуру, активная маркетинговая кампания и развитие международного сотрудничества, особенно с соседними странами. Особое внимание эксперты уделили необходимости создания единого туроператора, способного координировать усилия всех участников рынка ДФО и обеспечивать высокое качество туристических услуг. Развитие современной туристической инфраструктуры участники сессии назвали одним из приоритетных направлений, которое позволит не только привлечь больше гостей в макрорегион, но и повысить качество туристических услуг, сделав Дальний Восток и Арктику более конкурентоспособными на мировом рынке.

Тематическое фото. Автор/источник: Parilov/Shutterstock

Дальний Восток показывает масштабные показатели роста по количеству туристов – и внутренних, и зарубежных. Так, за семь месяцев текущего года рост внутреннего турпотока составил 7,3%, что выше среднероссийских темпов (6%). Это связано с развитием инфраструктуры – количество номерного фонда за прошлый год выросло на 7% и составляет 64,5 тыс. номеров в ДФО. Однако все также остро стоит вопрос о транспортной связанности регионов, а также о качестве межрегиональных дорог и придорожного сервиса.

Иностранцев в ДФО в 2024-м приехало на 65% больше, чем в 2023 году. Дальний Восток вышел на второе место по численности китайских туристов, после Москвы. В первом полугодии текущего года на Дальний Восток приехало 76 тыс. иностранных туристов.

Как отметил замглавы министерства экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, на рост въездного туризма повлиял групповой безвиз с Китаем и увеличение прямых авиарейсов в страны АТР.

«Рынок Юго-Восточной Азии и Китая — это целевой рынок для Дальнего Востока с точки зрения иностранных туристов. Там и надо работать. Наша стратегия тут сгруппирована в три основных блока. Первый — это снятие инфраструктурных ограничений. Второй – обучение региональных команд формированию туристических продуктов для целевых клиентов. И третий блок – программа продвижения, включающая в себя не только участие в международных крупнейших выставках, но и блог-туры, социальные сети и так далее. Я призываю регионы Дальнего Востока активно включаться, хотя знаю, что большинство из коллег уже в эту работу включены», – добавил Дмитрий Вахруков.

 Неотъемлемой частью развития сектора средств размещения является контроль их качества. Так, для удобства самих отельеров, и в условиях нехватки проверяющих, Росаккредитация создала механизм самооценки средств размещения. На это было отведено 240 дней, срок подачи результатов завершился 1 сентября. Те, кто не прошел самооценку, автоматически лишились права работать и были исключены из реестра. Однако при подаче документа, его рассмотрят в течение суток и вернут легитимный статус или подскажут, что необходимо доработать.

Тематическое фото. Автор/источник: evgenii mitroshin/Shutterstock

В целом на Дальнем Востоке наблюдается высокая активность проведения самооценки, – говорит глава Росаккредитации Дмитрий Вольвач.

«На Дальнем Востоке самооценку прошли 1454 средства размещения, это 76% от всех объектов. Лидером в округе стала Сахалинская область, где процедуру самооценки провели 93,4% объектов. На втором месте идет Магаданская область – 88,5% всех средств, Амурская область – 84,6%. Общая доля номерного фонда, прошедшего самооценку на Дальнем Востоке, превышает 80%. Это 43 600 номеров», – добавил Вольвач.

В 2026 году Дальний Восток готовится открыть круизную линию по прибрежным регионам, в проекте участвуют Сахалин и Курилы, Камчатский край и Приморье. На линии будет ходить круизный лайнер вместимостью 1200 гостей. Их надо расселить, обеспечить питание, развлечения.

Для того, чтобы заниматься всем комплексно, с высоким качеством, нужен единый туроператор именно по Дальнему Востоку и Арктике, который будет развивать непосредственно бизнес локальных туроператоров, чтобы не получилось так, что всем заведовать будет оператор из Москвы. В Минвостокразвития отметили, что один день на круизном лайнере Astoria Grande для туриста, который прибудет на Дальний Восток, будет стоить 17,5 тыс. рублей в день. Планируется, что тур будет рассчитан на 12 дней. Это не так дорого, как в столице, и гораздо зрелищнее.

Тематическое фото: круизные лайнеры во Владивостоке. Автор/источник: Алексей Збарский/EastRussia

«Если мы говорим сегодня о развитии круизного туризма и о приеме 1200 человек, если речь идет не об одном маршруте, а о целой системе, которая должна быть создана к 2030 году в рамках комплексного развития туризма на Дальнем Востоке и в Арктике, то необходимо понимать: нам нужны средства коллективного размещения, дополнительные туристические маршруты», – сказал замглавы Минвостокразвития Антон Басанский.

На сессии было отмечено, что гостям региона особенно важна уникальная природа, аутентичность, гастрономия и безопасные условия. Ряд дальневосточных городов, защищая свои проекты развития в ВЭБ.РФ, представили концепции, которые помогут привлечь туристов, готовых платить за свое качественное пребывание на дальневосточных территориях. В этой связи были отмечены Владивосток, Уссурийск, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Елизово, Улан-Удэ, Магадан, Якутск и Благовещенск.

Кордон «Озерный» на Курильском озере (Камчатка). Автор/источник фото: Алексей Збарский/EastRussia

В качестве примеров были приведены программы: цифрового детокс-ретрита – когда человек остается наедине с природой, без телефонов и других гаджетов; этнопутешествия – когда турист на время отправляется к людям, живущим традиционным образом, учится колоть дрова, солить рыбу и икру на реке, собирает целебные травы; туры за гребешком, устрицами или красной икрой; фото-туры с профессиональным фотографом и другое.

Все это – примеры дополнительной монетизации турпродуктов региона, и это будет востребовано платежеспособными туристами, что, в свою очередь поможет в развитии инфраструктуры туризма на Дальнем Востоке.

Среди ключевых аспектов туристической отрасли Дальнего Востока и Арктики, нуждающихся в развитии, участники сессии отметили развитие транспортной инфраструктуры как приоритета для увеличения туристического потока, особенно в свете близкого географического положения региона с Китаем. Тут необходимо уделить больше внимания модернизации пунктов пропуска, совершенствования логистических связей внутри Дальнего Востока и развития транспортной сети между городами региона.

Создание единого туристического оператора названо одним из важнейших шагов в развитии отрасли – он станет амбассадором макрорегиона, сможет использовать административный ресурс и поможет развивать локальный туристический бизнес.

В центре внимания региональных властей остается повышение качества сервиса и услуг, поддержка туристической отрасли, развитие экологического туризма, повышение и продление туристического сезона, а также создание новой инфраструктуры.

текст: Юлия Бородина Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туристической отрасли ДФО — осень 2025

На Дальнем Востоке в текущем году наблюдается рост туристического потока. Этому способствуют в том числе создание новых средств размещения и модернизация существующих, а также развитие логистики. В то же время туристическая инфраструктура регионов требует обновления для соответствия международным стандартам и требованиям. Важным остается вопрос обеспечения безопасности предоставляемых туристических услуг, особенно с учетом роста популярности природного, экстремального туризма в дальневосточных регионах.

Читать полностью
Поделиться
Магнит туриста: инопланетяне, «Мальдивы» и другие приключения на севере Приморья

Провести летом пару недель в Приморье — привычный вид отдыха для хабаровчан. Обычно едут за морем и солнцем в Андреевку или Зарубино, навещая бухты по пути. Мы же с подругами решили отправиться дальше — на север Приморья, в посёлок Рудная Пристань.

Планируя путешествие, наслушались разного: что дороги плохие, что медведей и тигров полным-полно за каждым поворотом, и главное — что делать там совершенно нечего. Что ж, теперь могу сказать: это было самое увлекательное приключение за последний год. Такие поездки по Дальнему Востоку вполне могут конкурировать с традиционным «отлёживанием боков» на туристических базах.

Читать полностью
Поделиться
«Убогонько, но красивенько»: путешествие в Аян — на край земли и красоты

– Алексей Александрович, добрый день! Хотите съездить на север края? Есть несколько вариантов…
Звонили из Дальневосточной государственной научной библиотеки), которая курирует проект – «Писатели родного края». Это когда поэты и писатели из Хабаровска отправляются по отдаленным населенным пунктам на творческие встречи с читателями. Мне предстояло выступить с проектом «Петербург-на-Амуре» (EastRussia рассказывало о нем), из предложенных вариантов я выбрал три северных райцентра, до которых еще ни разу не добирался: Чумикан, Аян и Охотск. Первый пункт назначения – Аян.

Читать полностью
Поделиться
Он должен быть единый — дальневосточный туроператор

Дальний Восток уверенно идет к том, чтобы стать одним из главных туристических центров России. Регион предлагает путешественникам неповторимые природные и культурные достопримечательности, разрабатывает эксклюзивные инновационные турпродукты, среди которых особое место занимают морские круизы и этнографические туры, привлекающие внимание туристов со всего мира своей уникальностью и аутентичностью. На 10-м Восточном экономическом форуме участники сессии «Туризм – драйвер экономики впечатлений Дальнего Востока выделили ключевые факторы, необходимые для эффективной монетизации туристического потенциала региона.

Читать полностью
Поделиться
Шницель по-биробиджански: есть рекорд!

На главной площади Биробиджана, которая, конечно же, носит имя В. И. Ленина, прямо перед областной администрацией прошел «Фестиваль активных граждан ЕАО», изюминкой которого стал «Шницель по-биробиджански» — гастромарафон, завершившийся установлением рекорда России. Фестиваль проводят уже в шестой раз, но только в этом году решили замахнуться на рекорд. Его суть весьма простая: самая массовая в стране дегустация блюда под названием «шницель по-биробиджански». Корреспондент EastRussia тоже получил свою порцию шницеля и впечатлений.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туристических проектов ДФО — лето 2025

Новые проекты туристической отрасли Дальнего Востока связаны с развитием круизного туризма, посещением природных территорий и объектов, строительством круглогодичных курортов, гостиничных комплексов и глэмпингов. В то же время проблемными вопросами остаются необходимость борьбы с негативным антропогенным воздействием и обеспечение безопасности предлагаемых услуг.

Читать полностью
Поделиться
УраНовый магнит туриста — Краснокаменск

Нет ничего стыдного в том, чтобы провести долгожданный отпуск у моря. Совсем ничего. Но так поступают не все. Тот, в ком жив дух приключений и открытий, покупает билет в Краснокаменск — один из самых урановых городов России, что находится на юго-востоке Забайкальского края. Здесь время… нет, не остановилось. Оно выписывает забавный пируэт, смешивая в одном коктейле секретный город СССР, добычу урана, муралы, памятники суркам и китайских туристов. Корреспондент EastRussia проследовала путем сильных и смелых и вот что она увидела.

Читать полностью
Поделиться
Жемчужина китайского приграничья: город «Восточного спокойствия»

Попадают в Дуннин через одноименный погранпереход. С российской стороны это пункт пропуска «Полтавка» на самом коротком пути из Владивостока в Суйфэньхэ. Отсюда до Мекки потребительского приграничного туризма 63 километра. До Дуннина всего 12. Но в него россияне чаще всего даже и не заезжают. Между тем он и ближе, и значительно больше, и ухоженнее. Его гостей ждут, процитирую Чехова, «благорастворение воздухов и изобилие плодов земных». А еще – сильные впечатления.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор туристических проектов ДФО — лето 2025

В регионах Дальнего Востока за начавшийся летний сезон ожидается прирост туристического потока. Тем не менее пока отрасль только возвращается к допандемийным показателям. Планируется расширять предложение дальневосточных туров, в том числе в сфере круизного туризма. Также предполагается обновление и создание новой инфраструктуры в пределах особо охраняемых природных территорий. В связи с необходимостью создания дополнительных средств размещения, в том числе на охраняемых территориях, где запрещено капитальное строительство, запланировано увеличение количества проектов, предполагающих возведение модульных отелей.

Читать полностью
Поделиться
Камчатский космопорт

Аэропортовая инфраструктура Дальнего Востока преображается с каждым годом. Последние годы — это череда знаменательных открытий. В 2019 году открылся аэропорт Хабаровска, в 2023 — Южно-Сахалинска, в 2024 — сразу в двух городах, Улан-Удэ и Магадане. В 2025 году пришел черед Камчатского края: весной первые рейсы принял новый терминал аэропорта Елизово. Событие чрезвычайно примечательное, ведь он не только дал возможность людям получить долгожданные сервисы, но и сам по себе не похож ни на один другой аэропорт России и напоминает настоящий арт-объект. Корреспондент EastRussia побывал на Камчатке и готов поделиться впечатлениями от самого необычного аэропорта страны.

Читать полностью
Больше материалов