Гастрономическое разнообразие Дальнего Востока - это не только дары моря и тайги, но и талант и старания людей, создающих кулинарные шедевры. EastRussia начинает цикл публикаций кулинарного эксперта Сергея Хамзина о дальневосточной кухне, яркой палитре здешних вкусовь и самобытных ресторанах региона.
В самом центре столицы Еврейской автономной области - в г. Биробиджане, на одном из жилых домов по улице Некрасова висит мемориальная доска. Таких досок по всей России развешено немало. Но биробиджанская - особая. Ведь ее в 2014 г. установили не в честь полководца или видного политического деятеля, не в честь ученого или знаменитого актера. В Биробиджане мемориальная доска установлена в память о проживавшем в этом доме... поваре! Да-да, в честь шеф-повара главного ресторана Биробиджана «Центральный» Якова Исаковича Блехмана. А удостоился он такой чести благодаря тому, что придумал кулинарную визитную карточку города - «Шницель по-биробиджански».
Родился Яков Блехман в мае 1913 г. в Одессе. В 1932 году после окончания Одесского пищевого техникума по комсомольской путевке уехал строить Комсомольск-на-Амуре. Шустрого повара там быстро заметили и предложили в 1934 г. переехать в Биробиджан, где сразу назначили главным поваром престижной столовой при Доме Советов.
В свободное от работы время Блехман любил посещать дома старых евреев и записывать от них рецепты национальной кухни. Тогда же, взяв за идею готовки шницеля, придумал рецептуру своего авторского блюда – «Шницеля по-биробиджански». Впервые этот шницель был приготовлен в 1936 г. специально к приезду в Биробиджан народного комиссара путей сообщения СССР Лазаря Моисеевича Кагановича по случаю сдачи в эксплуатацию железнодорожного вокзала. И до сих пор это блюдо - фирменное во многих кафе и ресторанах Биробиджана.
Оригинальный рецепт «Шницеля по-биробиджански» известен всем. Ингредиенты: фарш (говядина или свинина) - 200 г. на один шницель, лук - 1 шт, чеснок - 1-2 зубчика, яйца - 2-3 шт, соль, перец, растительное масло.
В фарш нарубается мелко луковица, добавляется прессованный чеснок, приправляется солью и черным перцем. Затем фарш надо хорошо размешать руками и оставить 30 мин. пропитаться.
Далее в одной из мисок насыпают немного муки, а в другой разбивают пару яиц и размешивают их. Нагревают сковороду с растительным маслом.
Из фарша лепят котлету: желательно тонкую и широкую. Отправляют шницель в миску с мукой и панируют с двух сторон. Перекладывают шницель в миску с яйцом и пропитывают его яичной смесью с двух сторон.
Затем шницель обжаривают на сковороде до готовности с двух сторон на среднем огне. В результате получается поджаристая яичная корочка снаружи и сочное вкусное мясо внутри.
Естественно, «изобретение» биробиджанского повара не осталось незамеченным его коллегами из Хабаровска. Правда, пришлось ждать более 20 лет, пока заведующий производством хабаровского ресторана «Амур» С. Дорошенко не придумал рецепт «Шницеля по-хабаровски». Вот его оригинальный рецепт, фразы типа «хлебный крутон» и «выкатанный на взбитом яйце» принадлежат автору рецепта…
Ингредиенты (на 1 шницель в граммах): желтощек - 115, молоко - 32, масло растительное - 12, масло топленое - 8, хлеб для крутона - 80, лук - 149, масло сливочное - 6, мука - 4, картофель - 150, яйцо - 1 шт.
Филе желтощека пропускают через мелкую решетку, тщательно взбивают массу, добавляют яйцо. Формируют круглую приплюснутую лепешку и обжаривают со всех сторон до образования корочки. Готовый шницель укладывают на хлебный крутон (такой же формы, что и шницель), обжаренный на сливочном масле и выкатанный на взбитом яйце. Поверх шницеля кладутся горкой обжаренные кольца лука. С обеих сторон укладывается жареный картофель, нарезанный кружочками.
Я лично впервые «Шницель по-биробиджански» попробовал в хабаровском кафе «Утес» в 1997 г. Само кафе было открыто в 1984 году. В лихие 90-е годы кафе перешло в частные руки - его хозяином стал Николай Кучмистый. Нужно отдать ему должное: он приложил много усилий, чтобы кафе «Утес» было одним из любимых мест отдыха у хабаровчан и гостей города.
Чем интересен рецепт «Шницеля по-биробиджански» от поваров кафе "Утес"? Мясо (спинную часть говядины) нарезали на кусочки, пропускали через мясорубку 2 раза. Затем добавляли воду, соль, перец и тщательно взбивали. Подготовленную массу разделывали в виде тонкой лепешки и панировали в муке. Отдельно в посуде взбивали яйцо. Во взбитую яичную массу клали подготовленный полуфабрикат. Затем опять панировали в муке и во взбитом яйце с обеих сторон. После выливали на предварительно нагретую сковороду (с маслом) и жарили. Подавали с гарниром, в качестве которого чаще всего использовалась консервированная кукуруза.
Попробовав огромное количество разных шницелей, я всё-таки хочу сказать, что самый настоящий «Шницель по-биробиджански» готовят именно в Биробиджане. И он до сих пор есть в меню разных кафе и ресторанов.
Но, как уверяют истинные гурманы, самый «правильный» готовят именно в ресторане «Центральный», где с 1970 г. и до своего ухода на пенсию трудился Яков Исакович Блехман.
Осенью 2016 г. я специально посетил кухню этого ресторана, чтобы удостовериться: шницель местный всё также хорош! Меня встретил шеф-повар ресторана «Центральный» Виталий Бабкин. Естественно, я попросил его приготовить мне фирменный шницель по-биробиджански.
С Виталием Бабкиным, ресторан «Центральный» Октябрь 2016 г.
фото автора
Признаюсь, что сначала был удивлен, не увидев столь привычного для этого блюда яично-мучного кляра. Оказывается, кусок мяса всё-таки был приготовлен в яйце, но пленка получилась настолько тонкой, что ее было незаметно и определить наличие можно только по вкусу! Вот это был высший кулинарный пилотаж!
В другом биробиджанском ресторане - в ресторане «Бира», легендарный шницель готовят из мраморной говядины в омлете, с картофельным пюре и соусом «сладкий чили».
В ресторане «Симха кошер» особенность шницеля по-биробиджански - его огромный размер по диаметру. И яичный кляр очень четко выражен: мясо в нем и не сразу разглядишь. А вот в кафе «Симха» шницель меньшего размера, но зато при его приготовлении совсем не жалеют яиц.
Шницель, приготовленный в кафе «Симха»
Желая еще как можно больше «увековечить» память о «Шницеле по-биробиджански», на II Форуме рестораторов ЕАО в ноябре 2019 г. я предложил на регулярной основе проводить «Фестиваль шницеля по-бирабиджански». Мою идею подхватили, и вот уже два года подряд в сентябре этот фестиваль проводится, привлекая к себе огромное количество туристов из разных городов Дальнего Востока.
Сегодня у каждого повара в запасе есть свой рецепт знаменитого шницеля. Но при этом каждый старается привнести что-то свое, авторское.
К примеру, шеф-повар Нина Миронова (управляющая кафе Центра семейного отдыха «Сосновка» в пригороде Хабаровска) готовит фарш только из говядины, но при этом добавляет в него немного... сливочного масла! При этом говядина должна быть качественной и хорошо отбитой.
А шеф-повар хабаровской митерии «Кolba&Sabar» Евгений Паластин для шницеля берет мраморную говядину и часть ее... рубит мелкими кубиками! Это придает шницелю более сочную текстуру. Обязательно добавляет лук, но прогнанный не через мясорубку, а также порезанный мелкими кубиками. Процесс жарки после окунания в муке и в яйце должен идти при средней температуре. И Евгением Паластиным рекомендовано делать прожарку medium rare (температура от 46 до 50 градусов) или medium (от 52 до 57 градусов).
Есть своя «изюминка» в приготовлении шницеля по-биробиджански и у Президента Департамента шеф-поваров Хабаровского края Фёдора Антипьева. Он делит фарш на 4 шницеля. Яйцо взбивает отдельно для каждого шницеля. Сковородку для жарки Федор Анатольевич предпочитает брать самую маленькую - не более 12 см в диаметре. Опускает панированную котлету в муке и в яйцо. Окунуть надо хорошо. Половину яйца вливает в сковороду, смазанную маслом, быстренько разминает шницель как можно тоньше до 5-6 мм и выкладывает фарш на влитое яйцо в сковороду. А сверху выливает остаток яйца. И всё это жарится на медленном огне. Получается очень стильно на вид и восхитительно на вкус.
Как бы не старались сегодня повара внести разнообразие в приготовлении шницеля по-биробиджански, основа рецепта всегда одна: необходимо наличие фарша, который окунают в яйце, и потом жарят на сковороде.
В Биробиджане принято говорить: если ты не ел местный шницель, значит, ты не был в ЕАО! Имейте это ввиду, если судьба вас занесет в это чудесное местечко...
Общественники предлагают запустить туристические маршруты по Иркутско-Якутскому тракту и по ямщицким подворьям. Для этого необходима работа над сохранением уникальной субкультуры, считает Анжелика Тупицына — автор документального фильма о государевых ямщиках, руководитель ставшего победителем Президентского Фонда культурных инициатив проекта «Малые этносы большой страны».
Ямщик — крестьянин, живущий на почтовой станции и отправляющий извоз и почтовую гоньбу. Они были кучерами на государственной службе, выполнявшей ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казенных грузов и прочих государственных нужд.
Как отмечает кандидат исторических наук Екатерина Строгова, сегодня потомки государевых ямщиков являются ярким пятном в многонациональной палитре страны и развивают туристический кластер региона. «Настоящие ямщики сохранились только на берегах Лены. Их будущее в настоящее время связано с сохранением культурного разнообразия, исторической памяти, традиций. И, думаю я, что если они также активно будут продолжать этим заниматься, растить своих детей, внуков в этой сфере их традиционной культуры, их самосознания специфического, то они могут таким образом просуществовать еще долгие-долгие годы», — считает эксперт.
Освоение северо-востока
Со времени присоединения северо-востока России к Российской империи в 1629 году прошло более столетия, пока в регионе установились устойчивые пути сообщения. Замыкающим в системе путей сообщения стал учрежденный в 1738 году Иркутско-Якутский почтовый тракт. В 1743 году здесь стали появляться почтовые станции. В 1772 году между Витимом и Якутском их было уже 35. Для ямской службы из центральных губерний России было прислано 33 крестьянских семьи.
Екатерина Строгова на протяжении многих лет занимается изучением русских старожилов Якутии. «Это были люди, которые происходили из самых разных областей России и несли с собой культурные традиции. Это были люди умные и очень храбрые. Ехать в Якутию, в места, о которых они ничего не знали, ничего не слышали, а если слышали, то только всякие страшилки — это, конечно, надо иметь мужество», — рассказывает историк.
В случае приезда в Якутию они переставали принадлежать своим помещикам. Они становились государственными крестьянами. Государство выкупало у помещиков их семьи: жен, детей, чтобы прислать их сюда. В отличие от крепостных, государственные крестьяне считались лично свободными. «Фактически эти люди своим мужеством, своим умом сделали своих потомков уже людьми не крепостными, а людьми свободными», — говорит историк.
К середине 20-ых годов XVIII века в пределах Иркутской провинции от Иркутска до Витима сложилось круглогодичное сообщение. Летом по Лене, зимой по учрежденным от Иркутска до Витима селам. Так в пределах Иркутской провинции появились реальные предпосылки для быстрого превращения приленских сел в почтовые станки — станции.
Решающее же значение в организации и обустройстве путей сообщения на северо-востоке Сибири имели экспедиции. Военная — казачьего главы Афанасия Федотовича Шестакова, Вторая Камчатская — командора Витуса Беринга. Таким образом, в 1738 году с установлением регулярного сообщения между Витимом и Якутском началось полноценное функционирование не только Иркутско-Якутского почтового тракта, но и установилась сухопутная почтовая связь между Санкт-Петербургом и Охотским портом. Политика правительства была направлена на обеспечение охвата почтовым сообщением самых отдаленных уголков державы.
С 1810-ых годов ямщикам тракта стали выделять пахотные и сенные угодья. Они начали заниматься земледелием. Линия тракта была проложена по левому берегу Лены, от Витима до Якутска, по совершенно незаселенным местам. Там было основано 28 станций. Расстояние между ними составляло 40 верст.
Чтобы привлечь людей для службы на тракте, крестьян освобождали от крепостного права, они бесплатно получали землю и угодья. К концу 18 века трактовые почтовые станции, на которых обычно стояла одинокая изба, постепенно превращались в селения. Туда приезжали новые люди. И если в 1743 году почтовых станций от Витима до Якутска было 28, то к началу 19 века их число дошло до 38.
Особая субкультура
Ямщики Приленья представляют собой редкую, имеющую свой колорит субкультуру русского старожильческого населения Якутии. В ходе контактов с якутским населением русские ямщики, адаптируясь к местным суровым условиям, сумели сохранить свои традиции, вынесенные из тех мест, откуда прибыли их предки.
Как отмечают эксперты, роль русского крестьянства в развитии производительных сил Якутии огромна. Приехав на постоянное жительство в Якутию, русские крестьяне стали тем социальным слоем общества, которое впоследствии произвело переворот в экономике края.
Переселенцы быстро освоили якутский язык, распространили в Якутии землепашество и хлеборобство, оказав тем самым большое влияние на уклад жизни коренного населения. Тем не менее, они сохранили свой образ жизни, род занятий, обряды, предания, песни, танцы и игры.
Филолог, фольклорист, исследователь фольклора русских старожилов среднего Приленья Ольга Чарина рассказывает, что ямщики в быту говорили на якутском языке. «Долгое время в быту разговаривали на якутском языке, а песни сохраняли русские», — говорит она.
Руководитель общественной организации, объединяющей потомков ямщиков, Ирина Стрекаловская рассказывает, что уже во втором-третьем поколении ямщики начали говорить на якутском языке для общения с местными жителями. «Это особенность, уникальность вот именно потомков ямщиков. Они считают якутский язык родным языком. Песни и частушки стали сочинять на двух языках», — рассказывает она.
Спустя столетие двуязычие является главной особенностью приленских русских старожилов. Сегодня многие потомки ямщиков одинаково хорошо говорят на двух языках. «На самом деле, когда даже я отсюда уезжаю ненадолго, я очень скучаю по якутскому языку. С мужем хоть и особо не разговариваем, имея в виду на якутском, но всё равно какие-то фразочки всё равно выскакивают. И иногда кажется, что некоторые слова лучше высказываются на якутском языке», — рассказывает жительница Валерия Петрова.
Сохранять традиции
Потомки ямщиков государевых бережно хранят русскую культуру, из поколения в поколение передавая традиции. Они восстанавливают в селах часовни и церкви, бережно хранят православные традиции. «Часто под звон колоколов и с молебна начинаются многие мероприятия потомков ямщиков. Православие – это основа их идентичности, самосознания. Если над вопросом о своей национальной принадлежности многие потомки ямщиков задумаются, то в ответ на вопрос о вероисповедании никаких сомнений нет. Он будет однозначен — мы православные», — отмечает Анжелика Тупицына.
Общественная организация «Потомки государевых ямщиков» занимается возрождением и сохранением историко-культурного наследия предков, проведением этнокультурных экспедиций по ямщицким станциям Иркутско-Якутского почтового тракта. Налажен выпуск печатных и электронных изданий об истории и фольклоре приленских ямщиков. Ежегодно проходит республиканский фестиваль «Играй, гармонь, живи, частушка!». В прошлом году он прошёл в 21 раз. Этот фестиваль стал народным праздником. На него съезжаются жители всех ямщицких деревень.
«Сегодня внутренний туризм востребован как никогда, и Якутия может предложить уникальные маршруты по Иркутско-Якутскому тракту, по ямщицким подворьям. Это не только природа и кухня, но и колорит, такой уникальный русский мир Якутии! Ведь наши потомки ямщиков сохранили фольклор и культуру и на территории России они сохранились только в Приленье. Культура гостеприимства у потомков ямщиков на высоком уровне, но необходима поддержка государства для развития», — резюмирует Анжелика Тупицына.
Прямые рейсы из Владивостока в Пекин набирают популярность среди дальневосточников, а с 16 мая, помимо «Аэрофлота» и «Авроры», выполнять их будут «Уральские авиалинии» и S7. Корреспондент EastRussia посетил столицу Поднебесной в четвертый раз и впервые — после ковида и принятия санкций. Своим опытом он делится в этой статье.
Как платить
Первый вопрос, который волнует путешественника — это способы оплаты в Китае. Сразу скажем, что «русский» UnionPay работает. Во всяком случае, не возникало проблем с картами от Примсоцбанка и Россельхозбанка.
Для расчетов в КНР по карте нужно вводить шестизначный код. У Россельхозбанка (рублёвая карта, тарифный план «Амурский тигр») он четырёхзначный, но к четырем цифрам вы просто добавляете два ноля и совершаете операцию. При этом за снятие наличных в банкомате взимается комиссия 1% от суммы, но не менее 199 рублей. Для карты в юанях комиссия составила бы уже 3%.
У разных банков разные условия в части тарифов, обслуживания и кешбэка, так что стоит внимательно изучить предложения от нескольких кредитных организаций.
Но в любом случае, UnionPay примут у вас не везде, а только там, где поддерживаются операции с помощью этой платежной системы, например, в крупных сетевых магазинах, поэтому стоит запастись старой-доброй наличкой. Вопреки широко распространенным слухам — дескать весь Китай рассчитывается безналом — её у автора статьи принимали везде: в автобусах, такси, кафе и ресторанах, маленьких и больших магазинах. Хотя сами китайцы обычно расплачиваются по QR-коду и наличные используют не так часто.
Виза и билеты
Визы в Китай подорожали со времен ковида. Туристическая однократная виза категории L обойдется порядка восьми тыс. рублей. Подавать документы лучше заранее, желательно месяца за два — теперь их оформляют дольше, рассказывают турагенты.
За четыре месяца до поездки авиабилеты с багажом туда-обратно стоили автору 44 тыс. рублей. Чем ближе к дате вылета, тем дороже. Следите за акциями – они дают реальную возможность сэкономить.
И к сожалению, в апреле это будет не самый приятный перелет в вашей жизни. Время в пути составит примерно 2 часа 40 минут (обратно можно долететь за 2 часа 5 минут). Но дело в том, что прямые рейсы из Владивостока в Пекин обычно ночные, как и в обратном направлении. На конец марта путешественники выбирали из двух ночных рейсов. Автор вылетел рейсом SU 6611 «Аэрофлота» в 02:10. Разница во времени Владивостока с Пекином составляет два часа, так что прилетите вы в 02:45 по местному времени. Пока пройдёте таможенный контроль и получите багаж, уйдет еще час. Плюс дорога до Пекина минут 50-60. В лучшем случае, окажетесь в гостинице в начале шестого.
Однако если собираетесь лететь в мае, есть хорошие новости. С 16 мая «Уральские авиалинии» запускают прямой рейс из Владивостока в Пекин по понедельникам, четвергам и субботам. Из дальневосточной столицы он отправляется в 09:15 утра. Обратно из Пекина вылет так же ночной. Со 2 апреля свои рейсы запустил и S7, но тоже ночью: вылет из столицы Приморья в 01:10, прилёт в Пекин в 01:50 (время местное). Вылет из Пекина в 02:50, прибытие в аэропорт Владивосток – в 07:15 (время местное).
Вы прибываете в новый крупнейший в мире пекинский аэропорт Дасин в 46 км к югу от центра Пекина. Первый российский рейс он принял только в 2023 году. Общий объем инвестиций в строительство этого гиганта составил 80 млрд юаней — рекордная сумма для китайской гражданской авиации. Но несмотря на то, что Дасин — огромный хаб, поражающий своим исполинским размахом, там достаточно удобная навигация для путешественников.
Добраться в центр Пекина можно на автобусе, поезде или метро. Однако многие туристы, утомлённые ночным перелётом, предпочитают такси.
При выходе из аэропорта через дорогу есть указатели. Выбирайте стрелочку с надписью Beijing. Рядом дежурит сонный работник такси-сервиса — поездка с учетом ночного тарифа обойдётся примерно в 260 юаней или 3 400 рублей. К слову, туроператор за ночной трансфер просил 13 (!) тыс. рублей.
Итак, вы в Пекине. Первое, что поражает — достаточно плотный трафик даже в такой предрассветный час. За несколько лет столица Поднебесной изменилась: появились новые дороги, развязки, выросли целые кварталы. Но центр остался прежним, и особенно он прекрасен в обрамлении цветущей вишни и магнолий, которые распускаются уже в конце марта.
Жизнь здесь бьёт ключом. Со своими широкими проспектами и современной архитектурой Пекин напоминает Нью-Йорк или Москву. В его архитектурном ансамбле смешались фасады из стекла и металла и строго-изысканный китайский ампир, а откуда-нибудь из-за поворота выглядывают традиционные домики с наклонными черепичными крышами и красными воротами.
Автор останавливается в четырехзвездочном отеле рядом с главной торговой улицей Ванфуцзин в районе Дунчэн. Кстати, не самый лучший вариант. Номер убитый и очень холодный, несмотря на кондиционер с функцией обогрева.
Транспорт
Передвигаться по городу можно относительно недорого. Поездка в автобусе стоит всего два юаня (26 рублей). Для оплаты наличными установлены специальные ящики, куда вы кидаете деньги, вот только сдачи никто не даст, о чем предупреждают надписи на английском. Лучше разменять крупные купюры заранее. Или приобрести транспортную карту Пекина на одной из станций метро.
Поездка в метрополитене стоит от двух юаней. Такси обойдтеся примерно 25 юаней (330 рублей) за несколько км. Наличные принимают везде. Можно попросить вызвать автомобиль сотрудника отеля или, например, торгового центра, куда вы отправились на шопинг. Тот же Uber в Китае не работает. В Поднебесной свои такси-сервисы, и для китайского приложения didi нужна привязка китайской банковской карты.
Автор часто пользовался одной из стоянок такси возле культового торгового центра Oriental Plaza в конце улицы Ванфуцзин, где практически всегда есть свободный транспорт. А по большей части передвигался на автобусах. Это действительно очень удобно и абсолютно безопасно. На автобусных остановках написаны номера маршрутов, которые там останавливаются, каждая остановка объявляется по-английски и высвечивается на электронном табло.
Если будете в центре Пекина, рекомендуем запомнить номер маршрута 52. Он проходит по прямой от знаменитой площади Тяньаньмэнь перед Императорским дворцом, затем останавливается в районе Ванфуцзин и сворачивает к железнодорожному вокзалу Пекина. Дальше без необходимости ехать не нужно, там уже ничего интересного.
По схожему маршруту идёт автобус №1, только не сворачивает к вокзалу, а продолжает свой путь по прямой и останавливается возле шоппинг-молла China World.
Пекин — отличное место для шопинга. Если это цель вашей поездки, то обязательно стоит посетить торговый комплекс The Place, расположенный практически в самом центре, в районе Чаоян. Узнаете его по огромному экрану и обилию розового цвета на фасадах. Здесь, пожалуй, самый «русский» шопинг в Пекине, потому что The Place — это средоточие покинувших Россию массовых мировых брендов. Рядом расположены один из самых больших магазинов Zara, H&M, Massimo Dutti, Victoria's Secret, а UNIQLO занимает едва ли не целое крыло большого здания и радует вещами отличного качества за 100-200 юаней (1 300 - 2 600 рублей).
Выйдя из «Зары», стоит спуститься ниже этажом на фудкорт — по нашим субъективным оценкам, один из лучших в Пекине. Всего за 20 юаней (260 рублей) там вы отведаете жареную лапшу с мясом и овощами или пибимбап, какого не предложат в лучших ресторанах Владивостока.
Для ориентира: The Place расположен в шаговой доступности от торгового центра Parkview Green, построенного в виде огромной стеклянной пирамиды. Это культовое место сочетает в себе шопинг и музей современного искусства с картинами, инсталляциями, скульптурами и небольшой галереей. Здесь уже продаются бренды подороже, включая тяжёлый люкс. Но даже если вы не собираетесь покупать себе «Ролекс», стоит насладиться шедеврами таких авторов, как Сальвадор Дали, Энди Уорхол и Цзэн Фаньчжи.
Вообще в Пекине огромное количество торговых центров: блошиные и уличные рынки Pearl Market, магазины Qianmen Main, Street Mall, Yandai Xie Street и множество других.
О культурном
Что касается исторических достопримечательностей, «маст хэв» для туриста — площадь Тяньаньмэнь, где находятся Памятник народным героям и Мавзолей Мао Цзэдуна. В нескольких минутах ходьбы от нее раскинулся красивейший дворцовый комплекс — «Запретный город». Рядом расположился национальный музей, известный своей африканской коллекцией.
Конечно, обязательный пункт культурной программы — экскурсия на Великую китайскую стену. Внимания заслуживают также Храм Неба, ботанический сад и зоопарк Пекина.
Поклонников современного искусства впечатлит квартал художников 798 Art Zone — микс из старых заводских зданий, труб и лестниц, граффити, лозунгов со времен Культурной Революции и хипстерских кафе.
Только учитывайте, что многие музеи нельзя посетить без предварительной записи или гида — к сожалению, эта практика распространилась после ковида.
А если хотите ещё глубже погрузиться в национальную культуру, добро пожаловать на шоу «Легенда о кунг-фу», водное шоу «Золотая маска», в Императорский Пекинский Цирк или китайскую оперу — с билетами подороже во время представления вы будете сидеть за столом и пить зеленый чай. Удивительно, но храм искусства не требует полной тишины и выключенных телефонов. Пока выступают артисты, китайцы могут разговаривать довольно громко.
Интернет
В Китае все пользуются социальным сервисом WeChat. Twitter, YouTube, Google, WhatsApp, Skype, Telegram недоступны жителям Поднебесной. Они работают только с VPN. Однако, приехав в гостиницу, автор обнаружил, что VPN-сервисы, которые он использовал в Пекине несколько лет назад, уже заблокированы. Прогресс не стоит на месте.
Важно
Китайцы подавляющим большинством не говорят по-английски. Начиная с аэропорта, стоит запастись адресом своей гостиницы на китайском и в дальнейшем всегда носить с собой визитку отеля. А таксистам, например, показывать скрины на смартфоне с китайскими названиями и фотографиями пункта назначения.
Также проблемы коммуникации решает самый простой онлайн-переводчик.
И не повторяйте ошибок автора, который в 2019 году был обманут таксистом-мошенником. Водитель вернул купюру в 100 юаней, жестами изобразив, что она «не годится» и попросил другую, которая тоже его не удовлетворила. Лишь выйдя из такси, автор понял, что мошенник брал настоящие банкноты, а возвращал фальшивые, что позже подтвердилось в ближайшем магазине. Причем на подобный трюк попадались и его знакомые.
Резюмируя: со времен ковида Пекин, конечно, изменился, но остаётся таким же гостеприимным и всё ещё дешёвым, хотя уже не настолько, как в 2019 году. Здесь, как нигде, ощущается мощь великого китайского дракона, и не может не радовать, что к российским туристам он настроен крайне доброжелательно.
В дальневосточных регионах предполагается расширять возможности для экологического туризма на природных территориях. Новые туристические объекты планируется возводить в рамках мастер-планов городов. Тем не менее не для всех проектов определены инвесторы.
Прибайкальские регионы рассчитывают увеличивать объем инвестиций в экологический туризм, связанный с Байкальской природной территорией. В Бурятии планируется создать новый национальный парк «Фролихинский» - на территории Северо-Байкальского района (северная оконечность Баргузинского хребта). Целью создания парка является сохранение уникальных ландшафтов и природных комплексов северо-восточного побережья Байкала и развитие экологического туризма в республике. Национальный парк общей площадью 114 530 га предполагается создать на базе действующего государственного природного заказника федерального значения «Фролихинский» с включением бухт Фролиха и Аяя озера Байкал.
Среди проектов, которые планируется реализовать в Бурятии вблизи Байкала, – туристическая площадка «Солнечный берег Мамая» в селе Выдрино (Кабанский район) в рамках ТОР. Проект предполагает создание гостиничного и акватермального комплексов, апартаментов, визит-центра и спортивного комплекса, возведение таун-хаусов комфорт-класса и лесного коттеджного поселка. Компания АО «Славное море порт» намерена построить в Выдрино отель на 200 номеров. Экопарк «Южный Байкал» предполагается расширить за счет включения в него площадки «Мыс Капитанов» вблизи Выдрино.
Тем временем в Иркутской области предполагается инвестировать 9 млрд рублей в обеспечивающую инфраструктуру круглогодичного туристско-рекреационного кластера «Байкальская слобода» в рамках туристического кластера «Тальцы» на берегу Ангары (Иркутский район, в 40 км от Иркутска и в 14 км от озера Байкал)[1]. В целом ожидаемый объем инвестиций в создание курорта оценивается в более чем 40 млрд рублей. Его планируется разместить в центральной экологической зоне Байкала, в 14 км от озера вниз по течению Ангары. Известно, что правительство Иркутской области ведет переговоры с Росимуществом о передаче земельных участков из федеральной в региональную собственность для реализации проекта.
Проект, реализуемый в рамках соглашения с «Корпорацией Туризм.РФ», требует около 330 га земли. На территории предполагается разместить набережную с общественными пространствами, отели на 3,5 тыс. номеров, аквапарк, марину для стоянки 450 яхт, контактный зоопарк, а также проложить сеть туристических маршрутов и экологических троп, ведущих к побережью Байкала и истоку Ангары. Курорт предполагается сделать частью совместного с Бурятией проекта «Волшебный Байкал», вошедшего в федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал».
В настоящее время «Тальцы» представляют собой архитектурно-этнографический музей на Байкальском тракте, куда были свезены постройки Илимского острога, попавшие в зону затопления Усть-Илимским водохранилищем. На территории музея круглогодично проводятся культурные и развлекательные мероприятия.
Создание круглогодичного горнолыжного курорта запланировано в приморском Арсеньеве. Инвестором выступит ООО «СпортОтельИнвест»[2]. Проект предусматривает строительство 12 км горнолыжных трасс, двух кресельных канатных дорог протяженностью 1,5 км каждая, создание системы искусственного оснежения, зоны отдыха туристов и мест размещения на 225 человек. В целях реализации проекта в марте были расширены границы ТОР «Михайловский».
Проекты создания туристических объектов включены в мастер-планы (планы социально-экономического развития) дальневосточных городов. Так, в Петропавловске-Камчатском в рекреационную зону предполагается преобразовать территорию Рыбного порта в историческом центре города в рамках ТОР «Камчатка».
Инвестор, компания ООО «Морская гавань», рассчитывает вложить в проект более 1,6 млрд рублей. На территории предполагается разместить городской парк, ресторан, обустроить прогулочную зону с велосипедными дорожками вдоль береговой линии Авачинской гавани. Существующий шестиэтажный склад генеральных грузов и соли планируется реконструировать в апарт-отель на 266 номеров. Вдоль Аллеи Флота намечено возведение двухэтажных общественных зданий, в которых могут быть размещены рестораны, кафе и магазины сувенирной продукции. Общая площадь проектируемой территории рекреационной зоны должна превысить 2,7 тыс. га, включая более 22 тыс. кв. м под озеленение. Первые объекты планируется ввести в 2026 г., а полностью завершить проект – к концу 2030 г.
Мастер-план развития Хабаровской агломерации включает строительство нового здания Дальневосточного художественного музея, реконструкцию санатория «Уссури» и развитие всесезонного спортивно-туристического комплекса «Хехцир». Проекты в городе и на близлежащих территориях (Хабаровский район) предполагается реализовывать в рамках «Дальневосточной концессии». О намерении участвовать в финансировании данных объектов в марте сообщила госкорпорация ВЭБ.РФ.
Площадь нового здания Дальневосточного художественного музея (ДВХМ) должна составить не менее 22 тыс. кв. м, из них 5 тыс. кв. м планируется использовать для демонстрации экспонатов. Помимо расширения экспозиционных площадей, проект предусматривает строительство хранилища фондов, создание учебных классов, площадок для творчества, пространств для проведения конференций и форумов. Ввод здания в эксплуатацию намечен на конец 2026 г. Общий объем инвестиций оценивается в 9,6 млрд рублей.
Проект реконструкции возведенного в 1961 г. санатория «Уссури»[3] в поселке Бычиха (Хабаровский район) предполагает строительство новых и реконструкцию части существующих зданий, в которых будут размещены отделения санаторно-курортного, реабилитационного, лечебно-диагностического, водно-оздоровительного лечения. Общий объем инвестиций оценивается в 8,33 млрд рублей.
Проект горнолыжного курорта «Хехцир» предусматривает создание 10 км горнолыжных трасс, аквазоны с открытым бассейном, трех- и пятизвездочных отелей на 495 номеров, кафе и ресторанов. Реализовать проект планируется в две очереди к 2030 г. Общий объем инвестиций оценивается в 10-12 млрд рублей. Курорт, согласно планам, будет рассчитан на посещение более 300 тыс. туристов ежегодно. На «Хехцире» в настоящее время уже функционирует канатная дорога и две горнолыжные трассы.
Тем временем в Приморье в рамках плана комплексного социально-экономического развития Владивостокской агломерации планируется построить первый в регионе аквапарк. ООО «Истерн Аква Парадайз»[4] в марте после одобрения государственной экспертизы приступило к возведению рекреационно-спортивного комплекса с аквапарком на острове Русский во Владивостоке. В состав комплекса, возводимого в рамках режима СПВ, войдут гостиница на 303 номера, торгово-развлекательный центр, спортивно-оздоровительный комплекс с термальной зоной и прогулочно-парковая зона. Общая площадь аквапарка превысит 17 тыс. кв. м., планируемая пропускная способность составляет 1,8 тыс. человек в сутки. Общая сумма инвестиций в проект оценивается в 10,2 млрд рублей. При этом сроки строительства комплекса не уточняются.
Что касается развития интегрированного развлекательного курорта «Приморье» в Приморском крае, то в феврале структура О.Дерипаски (ООО «Дальневосточный актив»[5]) отказалась от приобретения доли G1 Entertainment, компании-оператора казино Tigre de Cristal. Долю намеревалась продать гонконгская компания Oriental Regent Limited. Соглашение о купле-продаже доли было заключено 15 января текущего года. Сумма сделки оценивалась в 116 млн долларов. Известно, что Oriental Regent рассчитывала на возврат своих инвестиций в размере 28 млн долларов США. При этом ранее (весной прошлого года) эта компания отложила на неопределенный срок реализацию второй очереди проекта казино.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В конце 2022 года был проведен конкурс на создание мастер-плана «Тальцев» за 95 млн рублей. Победителем стала московская компания «Б1-Консалт», входящая в АО «Группа Б1», которое до 2022 г являлось российским подразделением международной аудиторской сети Ernst & Young.
[2] Бенефициаром является Н.Шленцов, бывший гендиректор ООО «Юниверсити Плаза» в Сочи.
[3] В настоящее время санаторий не действует (с 2018 г.). С 2019 г. контрольный пакет акций АО «Санаторий Уссури» принадлежит правительству Хабаровского края (краевой Минздрав).
[4] 50,3% - у гендиректора компании В.Боярова, 24,37% - у Д.Боярко (совладелец владивостокского ООО «Парклэнд»), 25% - у АО «Корпорация Туризм.РФ».
[5] Учредителями в равных долях выступают ООО «Восток финанс» (гендиректор – Г.Афиногенов, который также руководит Ассоциацией игорных зон России) и ООО «Эн+ Туристическая инфраструктура» О.Дерипаски.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Есть в Арсеньеве Приморского края сопка с заурядным названием Обзорная. До 1973 года она, как и горная река, что берет начало на склонах Восточного Синего хребта Сихотэ-Алиньских гор, называлась Халазою. С 70-х годов там пытаются создать центр горнолыжного туризма, и, кажется, создатели самого первого здешнего спуска смогут увидеть «город-сад» в ближайшее время. При этом у местных жителей есть вопросы к тому, как идет процесс превращения райцентра в рай для горнолыжников.
Справка
Арсеньев — расположен в центре Приморья, в окружении Сихотэ-Алиньского хребта, в долине реки Арсеньевка. Население: 47 тыс. человек, чуть более 30% — пенсионеры. Расстояние до Владивостока 262 км по железной дороге и 242 км по автодороге, которая связана с магистралью Хабаровск – Владивосток. Градообразующие предприятия Арсеньева — ПАО ААК «Прогресс» — выпускает ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», и ПАО «Аскольд» — производит трубопроводную арматуру для судостроения и судоремонта.
Сопка планов и надежд
Идеей привлечения в город туристов озадачился еще Арсеньевский горисполком — в середине 60-х годов минувшего века. Представленный в Центральный совет по туризму «Эскизный проект туристическо-спортивного комплекса на сопке Халаза» получил одобрение и был дополнен позицией «горнолыжная трасса», после чего перед городом открылась перспектива развития по типу грузинского горнолыжного курорта Бакуриани.
«Халаза станет жемчужиной» — так называлась статья Б. Васильева, опубликованная в местной газете «Восход» в январе 1967 года. Каким виделся туристический комплекс более полувека назад? Массово туристов должны были доставлять автобусы, для тех же, кто воспользуется личным автотранспортом, планировалось построить гараж на десять автомобилей. На базе «Салюта» — экс-пионерского лагеря завода № 116 — намеревались возвести пятиэтажную гостиницу на 250 мест, а также кинотеатр, пункт проката, спортзал с бассейном, теннисный корт, площадки для футбола и волейбола. На вершине сопки, откуда открывается великолепная панорама города, устроители видели высокогорное кафе. Трассы скоростного спуска, места катания для любителей, большой трамплин, канатная дорога с вагончиками протяженностью один км от «Салюта» до вершины Халазы. На базе лесхозовского хвойного питомника планировалось создать прогулочную лесопарковую зону.
Работы по предварительному изысканию проекта успешно состоялись, после чего... он благополучно затерялся в столичных коридорах. Однако вне зависимости от этого обстоятельства горнолыжный спорт зародился в Арсеньеве силами энтузиастов. Все началось с прибытия на завод «Прогресс» профессионального горнолыжника из Иркутска Валерия Боковникова, ставшего тренером на общественных началах. Он собрал вокруг себя единомышленников, и они самостоятельно, забыв испросить разрешение городских властей, прорубили первую просеку и проложили горнолыжную трассу. Спортсмен из первого состава Сергей Казаринов начал тренировать детей. А официальная история ведет отсчет с марта 1977 года — с акта госприемки первой очереди горнолыжной трассы.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Сергей Казаринов, спортсмен-горнолыжник, ныне пенсионер:
— Этого события город ждал полвека. В Арсеньеве подрастает спортивная смена. Когда к нам поедут спортсмены со всей страны, сам факт существования горнолыжного курорта современного станет хорошим внутренним стимулом для самосовершенствования. В феврале впервые проходили зимние Международные спортивные игры «Дети Приморья». Уже сегодня ясно, что после реконструкции Обзорная сможет принимать соревнования самого высокого уровня.
Сопка Обзорная закаляла настырных, а в самые драматические моменты спасала от депрессии и давала надежду. В 90-е годы, когда заводы едва сводили концы с концами, заводчане получали зарплату хлебом и сковородками, администрация вернулась к идее сделать Арсеньев туристической Меккой. Идею поддержал бывший тогда губернатором Сергей Дарькин, но дело сдвинулось с мертвой точки лишь после личной встречи руководителя горнолыжной базы Александра Юшина с Владимиром Путиным. Горнолыжку оборудовали буксировочным подъемником и спецтехникой для выравнивания трассы. В бытность Владимира Миклушевского установили систему оснежения.
Сегодня на Обзорной четыре трассы: высокогорный спуск протяженностью 1 800 метров, еще два спуска суммарно на 3 900 метров, учебная трасса в 300 метров. Есть еще склон для тюбинга. Все трассы оснащены буксировочными подъемниками. С декабря по март включительно, благодаря наличию системы искусственного оснежения, снег гарантированно имеет место быть. За эти четыре месяца Обзорную посещают около 15 тыс. человек.
Проект «Белая гора»
Глобальный проект по созданию в Арсеньеве современного горнолыжного курорта получил основу два года назад, когда на шестом Восточном экономическом форуме было подписано концессионное соглашение между Минэкономразвития и инвестиционным агентством Приморского края с одной стороны, и компанией ООО «Приморье СпортОтельИнвест» — с другой. Примерный объем вложений — десять млрд рублей.
«В целом, это должен быть центр притяжения зимнего отдыха всего Приморья. Он предусматривает комплексный подход к созданию не только горнолыжных и беговых трасс, но и реконструкцию автодорог, создание железнодорожного маршрута, чтобы это было удобно жителям Приморья. Все это даст возможность развития рекреационного направления в городе Арсеньеве», — отметил губернатор Приморья Олег Кожемяко.
Проект был презентован на сессии «Инвестиционный потенциал Приморского края», проводимой в рамках Международной выставки-форума «Россия» на территории ВДНХ, в 2023 году.
В географическом плане место реализации проекта «Белая гора» — обширная территория площадью более 170 гектаров, вытянувшаяся на четыре км с севера на юг и на 600 метров в средней части с востока на запад, от подножия Обзорной по южному склону, далее по поясу сопки, устремляясь к вершине. Главное изменение коснется протяженности лыжных трасс. На южном склоне Обзорной она увеличится до 11 км, а на ранее неиспользуемом северо-западном склоне будет проложено еще 18, плюс к ним — трассы для санок и тюбинга. Одна из канатных дорог кресельного типа соединит вершину сопки с «Салютом». Будет создано много летних спортивных объектов: два бассейна, детские площадки для скейта и роликов, веревочный парк, веломаршруты, тропы для пешего туризма и скандинавской ходьбы, парковки общей вместимостью одна тыс. автомобилей, и это далеко не полный перечень.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Кирилл Перфильев, студент Приморского индустриального колледжа:
— Пока я не вижу предпосылок для перемен. Через длительное время за счет развития горы Арсеньев станет более привлекательным для молодежи. Молодежь будет оставаться в городе, возможно даже увеличится население.
Вероника Отрохова, студентка Приморского индустриального колледжа:
— Открытие горнолыжного курорта создаст огромный стимул для молодых арсеньевцев оставаться здесь жить, а также стимул переезжать к нам молодежи из соседних сел. Я думаю, за курортом последует строительство жилых домов, социальных учреждений, мест для развлечений. Спортивное и культурное развитие даст возможность после учебы искать призвание в этом городе.
Бывшая территория детского оздоровительного центра «Салют» станет курортной деревней. Планируется создать 250 мест в гостиницах разных типов от отеля, размещенного в трехэтажном здании, до пятизвездочной виллы под кедрами с тремя спальнями. Предусмотрены даже бюджетные варианты по типу кемпинга.
В курортной деревне построят презентабельный ресторан, на вершине сопки — панорамное кафе, но перекусить можно будет также в гостинице, спа-центре, казачьем хуторе. Последний представит усадьба во всем убранстве, музей, площадка, где вживую будут демонстрироваться приемы традиционного боевого искусства казаков. Будет там и ипподром, и летняя площадка по типу эстрадной, рассчитанная на без малого полтысячи человек, творческие мастерские. Особо стоит сказать о парках. Лесопарк с естественным произрастанием деревьев и кустарников ждет незначительное благоустройство, а вот аллеи, которые вытянутся вдоль улиц, высадить только предстоит, как равно и создать лотосовое озеро, в замыслах есть и такое.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Олеся Зорина, хозяйка семейного кафе «Пилигрим»:
— С началом зимнего сезона у нас резко повышается число посетителей. А когда заработает горнолыжный курорт, да еще и межсезонный, полагаю, спрос на наши услуги станет стабильно высоким. К большому наплыву посетителей мы готовы, ждем! С точки зрения бизнеса это выгодно, но я хочу отметить, речь не только про деньги. Новые лица помогают создать атмосферу с налетом интриги, ведь люди к нам приходят не только поесть, но и пообщаться, познакомиться.
Пока все идет по плану
Реализация проекта предполагает два этапа. На первом (октябрь 2023-2024 года) построят две канатные дороги, новые трассы на южном склоне с современной системой оснежения, начнется возведение всех объектов инфраструктуры. На втором этапе (2025-2026 года) планируется прокладка трасс и устройство канатной дороги на северо-восточном склоне и завершение всех работ.
«С ООО "РТС-Строй" заключен контракт на подготовительные работы, который сейчас находится в стадии исполнения. Срок исполнения – апрель 2024 года. Все работы будут выполнены в срок», — прокомментировал гендиректор подрядной организации Алексей Тарасов
Ранее пресс-служба Арсеньевского городского округа также сообщала, что в ходе рабочей встречи губернатора края Олега Кожемяко с председателем правительства края Верой Щербиной и исполнительным директором ООО «Приморье СпортОтельИнвест» Николаем Шленцовым, отмечалось: «работы по реализации проекта идут строго по графику, также по плану идет производство оборудования для канатных дорог».
Как это выглядит на практике? Работы начались в четвертом квартале 2023 года. На территории ДОЦ «Салют» демонтированы все панельные корпуса и хозяйственные постройки, подготовлена строительная площадка, идет накопление стройматериалов. Через дорогу, где прежде был бассейн на реке, на месте пляжа и прилегающего участка вырублен кустарник и расчищена площадка под автостоянку на 200 автомобилей. Рядом с «Салютом», где недавно был лес, продолжается очистка территория под возведение объектов курортной деревни. По направлению к Обзорной пробита широкая просека. Оборудование для первой линии канатной дороги уже поступило, опоры кресельного подъемника ждут монтажа, строительство фундамента под опоры начато.
Как горнолыжный курорт повлияет на жизнь арсеньевцев?
Константин Хананов, депутат Арсеньевской городской думы, заместитель атамана Приморского отделения Уссурийского казачьего войска:
— С момента перестройки это самый масштабный проект, реализуемый на территории нашего города. Только положительные ожидания: развитие городской инфраструктуры, местного бизнеса в сфере торговли и услуг, повышение доходной части городского бюджета, рабочие места, проект предусматривает создание полутысячи рабочих мест.
Минусы тоже есть. Осенью 2021 года, то есть, за два года до начала работ по проекту был ликвидирован детский оздоровительный центр «Салют». И это в условиях, когда альтернативы «Салюту» исполнительная власть не предложила. Действие на опережение в данном вопросе идет в разрез с запросами жителей города, по факту многие семьи лишились возможности обеспечить детей качественным недорогим отдыхом.
Во имя светлого будущего арсеньевцы вынуждены терпеть и другие неудобства: на улице Советской, связывающей федеральную трассу с сопкой, в расчете на автопоток туристов загодя расширили и расчистили дорожное полотно за счет... тротуара. Теперь пешеходы ходят по дороге и гадают — может, когда курорт заработает, Арсеньев станет для них таким же комфортным, как и для приезжих туристов?
Справка
Mriya Resort & SPA — ведущий мировой курорт премиум-класса, который является драйвером развития индустрии гостеприимства в стране. Курорт стал туристической доминантой России и способствует повышению привлекательности страны как туристического направления на мировой арене. За годы работы Mriya Resort & SPA стал единственным российским курортом, который завоевал более 100 международных и российских наград на ведущих премиях индустрии гостеприимства, в том числе на World Travel Awards. Комплекс включает в себя пятизвездочный отель, 37 вилл, медицинский центр, Институт Активного Долголетия Mriya Life Institute, 24 ресторана и бара с уникальными гастрономическими концепциями, бальнеологический комплекс, высококлассный SPA-центр и собственный пляж. За годы существования курорт стал туристической доминантой Крыма. Основные объекты курорта, такие как Японский сад «Шесть чувств», детский парк аттракционов «Дримвуд» и центр винного туризма WINEPARK, стали самостоятельными туристическими достопримечательностями.
— Абдурахман, расскажите про себя, как вы пришли в гостиничный бизнес?
— Карьеру в индустрии гостеприимства я начал с аквапарка при отеле простым рабочим, так как спасателем меня не взяли. Мои друзья, с которыми мы вместе устраивались на работу, шутили: «Вот, мы спасатели, а ты химию таскаешь». Через три года я стал заместителем директора этого аквапарка, а человек, который отказал мне в работе спасателем и друзья стали моими подчиненными. В Mriya Resort я пришел на позицию управляющего пляжем. В начале карьеры у меня было 18 человек в подчинении, а сейчас — три тысячи.
— А как вы позиционируете себя, когда, скажем на профильной международной конференции представляетесь человеку, ничего не знающему о вас?
— Я позиционирую себя как человека из гостеприимства, не привязываясь к определенной должности или позиции. Если я знакомлюсь с кем-то не из индустрии гостеприимства, то я ищу возможность коллаборации или взаимодействия. Например, знакомлюсь с людьми, которые занимаются мультимедийным освещением и предлагаю им провести в Mriya Resort фестиваль света. В результате из мероприятия на 40 человек, получается на три тыс. человек. Я стараюсь смотреть на стандартные вещи, нестандартно: на помещение, на людей, на возможности.
— При этом, вы все же добавляете, наверное, что руководите коллективом в три. тыс. человек и оперируете определенным бюджетом. Озвучиваете такие цифры?
– Что ж, для наглядности: когда я пришел в компанию, мой департамент зарабатывал чуть больше одного млн в год. Через пять лет этот департамент — не вся Mriya Resort, заработал 864 млн рублей. До миллиарда чуть-чуть не хватило. Сейчас, конечно, цели уже масштабнее.
— Наверняка приходилось слышать: «Да за ними крупный инвестор стоит! Такая махина, дайте мне эти деньги, и я сам здесь такое наворочу…»
— Это распространенная теория. К нам недавно приезжали коллеги из Владивостока. Они хотели, чтоб мы совместно с ними построили отель и все необходимое для его функционирования, а потом взяли его под управление. Когда мы спросили: «Почему?», они прямо сказали, что у них было четкое понимание: за нами стоит крупный инвестор. Уверяю вас, это не так. Последняя финансовая помощь была в 2015 году, то есть послеинвестиционный период составил год после открытия отеля. С 2016 года мы сами себя содержим в операционном плане, это большая командная работа. Да, безусловно, к нам приезжают сотрудники по путевкам, но финансовой поддержки уже давно нет.
— Но на самой сложной стадии старт был обеспечен?
— Старт, да.
— Получается без такой модели никуда? Особенно на Камчатке, чтобы сделать такой премиальный сегмент, как у вас?
— Тут должен GR Камчатки проявить себя. Должны быть инвестиционно-привлекательные условия для бизнеса. Сегодня в руках Федерального агентства по туризму и министерства экономического развития есть все инструменты для создания инвестиционно-привлекательных условий.
По разным данным, у нас в стране десятки трлн рублей находятся в свободном обороте, а владельцы этих денег не знают, куда их инвестировать внутри страны. Сейчас самое время создавать условия для надежных инвестиций, и кто первый их создаст, тот сильно преуспеет.
Недавно нашу команду пригласили в Благовещенск, в Амурскую область, для создания концепции гостиницы для Роскосмоса. Президент России дал поручение сделать открытым город Циолковский, находящийся рядом с космодромом, а Роскосмос ставит перед собой цель развивать космический туризм.
— Порой, когда туристы начинают поругивать камчатские гостиницы, слышна такая реакция «Вы что приехали здесь в отеле сидеть? Марш на вулканы, вон природа какая!». И делается ценник соответствующий, чтобы в межсезонье можно было ничего не делать.
— Эта проблема не только Камчатки. До сих пор сталкиваемся с тем, что наши граждане хотят заработать здесь и сейчас: в такси, на сдаче в аренду квартиры, готовы даже выселить арендатора, если выросла средняя цена по рынку. Это проблема нашего общества, которую нужно решать воспитанием с раннего возраста.
Еще одна проблема — это хамство. Хамят не только в отелях, это повсеместная проблема. Как только я вышел в аэропорт Камчатки, в мой адрес полицейский начал кричать: «Паспорт, паспорт!». Я открываю паспорт. «Проходи, Россия». А что если нет? После такого отношения, второй раз я не приеду сюда, а хотя мог бы привезти семью. У меня жена и трое детей и, конечно, отдых большой семьей — это большие расходы, которые я оставил бы внутри региона.
Прежде чем добраться до отеля, вы прилетаете в аэропорт, едите в такси, взаимодействуете с множеством людей, но первая точка касания — это как раз аэропорт. Важен комплексный подход к встрече туристов, чтобы они не приобрели негативного опыта. Такие ситуации можно наблюдать во многих регионах страны, которые резко стали туристически привлекательными. Гости сталкиваются с некачественным сервисом, необоснованным повышением цен и другими неприятными ситуациями.
Поэтому, как только у наших граждан появится альтернатива, возможность ездить за границу на отдых, то они ей воспользуются. Они не вернутся туда, где им хамили, как бы красиво там не было. Сейчас нам нужно думать про возвращаемость, как сделать так, чтобы влюбить человека в локацию и сделать его визит, скажем, на Камчатку, в Дагестан, в Крым традиционным. Нужно думать о том, сколько гость привезет денег в бюджет региона за пять-десять лет, а не о моментальной выгоде.
— Но таких вулканов, гейзеров как на Камчатке нет. Как и альтернативы Черному морю для жителей Центральной России. Поэтому и позволяют себе «гостеприимные» предприниматели вольности. Куда, дескать они — наши туристы — денутся??
— Гости найдут куда поехать еще. Вопрос в том, хочет ли предприниматель, чтобы гость приезжал к нему десять лет подряд? Если гость будет каждый год приезжать к горячим источникам, сделает это своей традицией, то и для региона, и для бизнеса это будет выгодно.
Нужно вести просветительскую деятельность среди бизнесменов, это зона ответственности ассоциаций туроператоров, отельеров, профильных министерств, чтобы они задавали общую стратегию. Если государство в лице министерств туризма и подобных структур не будет заниматься развитием регионов, то не будет культуры и просвещения среди представителей туристического бизнеса.
Не нужно стремиться к моментальной выгоде в режиме «здесь и сейчас». Долгосрочные взаимоотношения с гостями выигрывают во всем у краткосрочных. События после 2021 года в туристической сфере запомнились историями, когда арендаторов выселяли из квартир и заселяли туристов, потому что это выгоднее, а также историями о таксистах, необоснованно завышающих цены за поездку. Такие истории были и в Дагестане, и в Сочи, и в Крыму, и даже в Турции.
Mriya Resort придерживается долгоиграющей стратегии, которая всегда окупится.
Я поделюсь с вами одной историей, которая произошла в 2022 году. Люди стали значительно меньше путешествовать и выезжать за пределы своих регионов, вырос спрос на внутренний туризм. Тогда я занимал должность директора департамента рекреаций и тематических парков. В ноябре мы с командой решили сделать посещение Винного парка бесплатным, чтобы повысить интерес жителей и гостей полуострова к крымскому виноделию и познакомить с разнообразием винодельческих хозяйств нашего региона. За один месяц в Винный парк приехало более 47 тыс. человек, в выходные к нам приезжало по пять-шесть тыс. человек! Сейчас это мероприятие трансформировалось в ежегодный фестиваль «Дни российских вин».
Другие виноделы региона последовали нашему примеру и начали на своих площадках проводить подобные мероприятия в декабре. Таким образом, мы можем говорить о том, что мы развиваем регион, задаем тренды и показываем другим бизнесам новые форматы взаимодействия с аудиторией.
— Сейчас вход тоже бесплатный?
— Сейчас мы изменили немного формат и перешли на покупку депозита: гость платит 1,5 тыс. рублей и на них может приобрести экскурсию, дегустацию, просто выпить бокал вина или приобрести другие услуги. Это стимулирует наших гостей открыть для себя новые форматы в рамках посещения Винного парка.
— У камчатских туроператоров возникли опасения — они как могут стараются, создают места размещения, но говорят: «Вот сейчас зайдут крупные инвесторы и заберут наших туристов. Нам не хватит, они будут развиваться, а мы останемся за бортом». Как у вас складываются взаимоотношения с местными коллективными средствами размещения, ресторанами? Ведь к вам поток значительно выше.
— Мы в свое время создали ассоциацию отельеров в Крыму, которая сейчас переросла в ОСИГ. Винный парк мы позиционируем как центр винного туризма, который объединяет все российские винодельни, открыт к сотрудничеству и помощи. Сначала на нас смотрели с опаской, как на крупных конкурентов, но мы относились к этому с пониманием. Потом мы решили реализовать масштабное мероприятие на три тыс. человек и пригласили всех виноделов бесплатно поучаствовать в Салоне вин, где они смогли презентовать свои винодельческие хозяйства широкой аудитории. Тогда они действительно удивились, когда мы дали им возможность продвигать свою продукцию на нашей территории. Такие мероприятия помогли нам сформировать сильное комьюнити виноделов, которые заряжены общей целью. Мы хотим, чтобы, приходя в магазин, люди обращали больше внимания на российское вино, а не на зарубежное. Мы ни с кем не конкурируем и выступаем за развитие региона и отрасли.
Появление больших флагманских объектов, таких как Mriya Resort, полезно как региону, так и бизнесу, потому что это задает высокие стандарты сервиса и повышает туристическую привлекательность региона. То есть, если на Камчатке появится отель уровня четырех звезд, то все остальные будут равняться на него. Если появится «пятерка», весь сервис будет дотягиваться до него: уровнем сервиса, компетентностью персонала, с точки зрения архитектуры и так далее. Поэтому не стоит воспринимать как конкуренцию. Появление крупных инвестпроектов нужно воспринимать как возможности.
Да, есть риск, что управляющая команда такого объекта будет воспринимать всех остальных как конкурентов. К сожалению, у нас в стране такое бывает, когда крупный игрок на рынке стремится поглотить мелкий бизнес. Если это будет так, тогда конечно есть риск. Тут стоит сразу брать вектор на развитие и обучение и не только линейного персонала, но и управляющих команд, которые должны видеть ценность в продвижении и развитии целого региона, а не только своего бизнеса.
— Как и многие другие отрасли, гостиничный бизнес на Камчатке страдает из-за дефицита кадров. Когда недавно эту тему обсуждали резиденты местной ассоциации, большая часть высказалась в пользу решения привозить сюда персонал. Дескать с ними проще работать, им некуда сбежать, у них не болеет бабушка… «Закрыл их на три месяца в отеле, они там и живут. Если вдруг захотели уехать, все, что можно вычесть из зарплаты, и свободен», — как сказал один из отельеров. Какая система мотивации для людей у вас? Чтобы они не только там отрабатывали с вами сезон, но и оставались дальше приводили своих друзей, там приезжали, жили семьями?
— Немного личного: в октябре 2015 года я приехал в Mriya Resort, зашел в лобби отеля и увидел свою будущую жену. Уже семь лет мы в браке и у нас трое детей, и таких историй в Mriya Resort огромное количество. Если говорить о том, чтобы привезти персонал под конкретное мероприятие или сезон, то в короткой перспективе это просто и удобно. Иногда мы пользуемся экстра-стаффом, когда есть недобор, такое бывает, особенно перед сезоном. Мы перекрываем какие-то позиции, привозим на короткий период под контракт, но в долгосрочной перспективе это всегда обходится дороже.
У нас отличная программа лояльности для наших сотрудников: во-первых, качественное бесплатное питание. Я с удовольствием хожу в наш корпоративный ресторан с коллегами. Во-вторых, трансферы: мы возим сотрудников на работу и обратно на комфортных автобусах. В-третьих, мы полностью обеспечиваем жильем линейных сотрудников, предоставляя комфортные номера со всеми удобствами в «Доме мечты», нашей гостинице для персонала. Среднему менеджменту и топ-менеджменту мы компенсируем проживание в ближайших населенных пунктах. Кроме того, мы тратим порядка 15-20 млн рублей в год на обучение сотрудников. Также на все наши медицинские программы сотрудники имеют 40% скидку. Для тех сотрудников, которые хотят изучать английский язык, компания оплачивает 50%. Все это повышает лояльность сотрудников и увеличивает привлекательно курорта как работодателя на рынке труда.
Сейчас мы запустили специальную HR-стратегию, которая увеличивает вовлеченность сотрудников. Персонал обновляется, и нужно эту программу проводить для всех. В долгосрочной перспективе это приносит результаты, потому что можно вырастить сотрудника с линейной позиции до генерального менеджера, и он будет приносить компании больше прибыли, чем сейчас в моменте потратить на экстра-стафф. Поэтому, если хотите сэкономить на персонале здесь и сейчас, да, его можно привезти, но о какой культуре можно говорить, если вы собираетесь «закрывать своих сотрудников в отеле на три месяца»?
— На Камчатке ярко выражена сезонность турпотока, в том числе и из-за удаленности. Гостиницы и рестораны очень болезненно переносят эти перепады потоков. Какие инструменты вы применяете у себя, как справляетесь с сезонностью?
— Мы, как бизнес, с началом пандемии начали активно работать над маркетингом региона вместе с министерством курортов и туризма Республики Крым. У нас есть рабочая группа, в которую входят представители государственных органов и неравнодушные бизнесмены. Мы используем административный ресурс и инструменты маркетинга для создания событийных проектов, которые привлекают на крымский полуостров больше туристов. Некоторые из них стали традиционными, например, «Крымские каникулы», запущенные на базе Mriya Resort. Сейчас «Крымские каникулы» — это десять насыщенных дней в Mriya Resort, которые мы масштабируем на весь Крым. Также мы создали ряд фестивалей: «Фестиваль цветения Сакуры», серия вечеринок Sunset Vibes. В наши планы входит проведение совместно со Сбером «Всекрымского зеленого марафона», до этого мы его проводили только на базе Mriya Resort, а сейчас выходим на целый регион.
На данный момент загрузка номерного фонда в Mriya Resort составляет порядка 93%, то есть мы со своей стороны можем смело говорить о том, что туристический поток в Крым стабильный и данное направление сейчас пользуется высоким спросом. Все это грамотно продуманная долгосрочная маркетинговая стратегия, которая влияет на развитие дестинации региона.