Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Sakhalin region on the verge of a "new course" - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Lucky Islands

Sakhalin region on the verge of a "new course"

Eastrussia, traveling with strategic excursions to the Far East, has already visited three of the four sides of this Russian “New World”: the south (Primorsky Krai), north (Yakutia) and west (Trans-Baikal Territory). It is time to look to the east - namely, on the Sakhalin region, where the change of power is just taking place and the process of preparing a new development strategy of the subject is launched.

Lucky Islands

As is known, the Sakhalin region is the 59 islands, to which you can only swim or fly; This transport isolation prevents communication with the mainland and at times increases the cost of any imported goods, from vegetables to furniture, especially in the Kuril Islands. It is not surprising that in the fishing artel in the village of Golovino in the south of Kunashir, from where, in clear weather, the mountains of Siretok are visible on Fr. Hokkaido, even the dishes in the kitchen were brought from Japan, which is only 17 km by sea, not half a km of a broken (once) road to the district center Yuzhno-Kurilsk. The economic inclusion in the Japanese economic system, characteristic of all the Kurils and a significant part of Sakhalin, is conditioned both geographically and historically.

At the same time, the Sakhalin Oblast, together with the Khanty-Mansiysk and Yamalo-Nenets Autonomous Okrugs, is included in the small pool of oil and gas regions of Russia, due to which 80% of the oblast budget is of hydrocarbon origin. These two circumstances - transport isolation from the mainland and the prevalence in the economy of the oil and gas industry - were considered in the Regional Development Strategy from the year 2011 (updated in the year 2016) as problems that need to be solved. According to the concept of 2016, the development of the non-oil and gas sector of the regional economy should have been a priority for the development of the region.

HOW WAS DESIGNED

According to the Strategy-2011 concept, the GRP volume was to reach 2015 in 829,3 billion rubles, in 2020-m - 1016,3 billion. The share of industry should decrease from 64% in 2010 to 54% in 2020, investment in fixed capital - increase from 135 to 331,7 billion rubles. The volume of agricultural production should be tripled, from 6,7 to 20,4 billion rubles. The export of coal (including for export) was planned to increase sevenfold - from 1183,1 to 7630,0 thousand tons. The turnover of small and medium enterprises should more than double, from 100 to 243,9 billion rubles. Also by 2025, it was planned to overcome the trend of depopulation of the population and bring its number to half a million people.

In order to stimulate the growth of non-resource business and living conditions of the population, the traditional “development institutions” of the economy were created: the Sakhalin Region Development Corporation, the Sakhalin Mortgage Agency, the Sakhalin Investment Promotion Agency, several advanced socio-economic development territories - Mountain Air "," South "and" Kuriles "; several districts received the Freeport regime. The points of application of efforts are the competitive potential of the fuel and energy and fisheries complexes, energy, transport and tourism.

A few words about TOP. “Mountain Air” is a famous Sakhalin ski base, which, according to the website of the regional government, visited 2015 thousand people in 60 in the year, more than 2016 thousand in the 86 year. By optimistic forecast, by the year 2025 the flow of tourists will increase to 1 million people ( however, it is unclear where they will come from). TOR "Yuzhnaya" includes Yuzhno-Sakhalinsk, Aniva and Tomarinsky urban districts, it is the center of the agro-industry and food industry. 5 investment projects for 15,3 billion rubles and 1,4 thousand workplaces are planned within the framework of the Kuriles PDA. The anchor project is a center for deep processing of fish and aquatic bioresources.

The Strategy also announced the creation of several industrial and agro-industrial parks in Yuzhno-Sakhalinsk: it is an “innovative technopark of modern construction technologies” worth about 400 million rubles; transport (1 billion rubles) and service (7,8 billion rubles) industrial parks. According to the website of the regional government, while projects are at the stage of registration of land.

The 2017 Region Development Corporation began financing six investment projects, including a pig farm in Aniva district, reconstruction of the port of Shakhtersk, a mini-plant for the production of LNG, two complexes for the production of milk, processing of agricultural products in Tomarinsky district, and -Sakhalinsk.

In addition to the Strategy, already in 2018, the Comprehensive Plan was adopted, in which five centers of economic growth were identified: “South” (includes Yuzhno-Sakhalinsk, Korsakov, Aniva, Nevelsk, Kholmsk, Dolinsk, Makarov), “West” (Aleksandrovsk-Sakhalinsky District, Uglegorsk, Tomari), Vostok (Poronaysk, Tymovsk, Smirnykhovsk), Sever (Nogliki, Okha) and Kurilsky (Yuzhno-Kurilsk, Kurilsk, Severo-Kurilsk). Under this plan, in 2018 - 2020, it is planned to spend about 40 billion rubles for the construction (reconstruction) of the 161 facility in the areas of education, health, fuel and energy, transport and road facilities, utilities. Before 2025, the region should have implemented up to 111 investment projects with a total value of 2,3 trillion rubles; 11,6 thousand jobs will be created.

ACHIEVEMENTS OF THE SAKHALIN NATIONAL ECONOMY

According to the results of 2018, the GRP is estimated at the level of 1,15 trillion rubles, or 104,9% by the 2017 year - that is, more than planned. From 2014, the GRP increases. In the total volume of GRP 63,7% accounts for mining. The volume of industrial production amounted to 1088,1 billion rubles. (106,8% to 2017 g). The volume of investment in fixed assets - 291,9 billion rubles.

The volume of the consolidated regional budget is unstable: in 2018, it amounted to 170 billion rubles, which is more than in 2017 (130 billion) and is comparable to the level of 2016 and 2014, but significantly less than in 2015 (240 billion) . In the 2017 year, according to the regional Ministry of Finance, tax and non-tax budget revenues amounted to 113,2 billion rubles, while in the 2016 year they amounted to 131,7 billion, in 2015 - 207 billion. Basically (by 82,7%) these are corporate profit taxes ( under the PSA for the Sakhalin-1 and Sakhalin-2 projects) - 42,6 billion, and the share of government profits on the same projects in 20,3 billion, and also 16,3 billion personal income tax.

Such a fall was the result of lower oil prices, the ruble rate against the dollar, and the share of income tax in the regional budget from 80 to 75%. It is worth noting that in 2018, these revenues will decrease, because at the end of 2017, the State Duma was accepted a bill providing for the redistribution of oil and gas revenues (tax on profits from the Sakhalin-2 project) in the proportion of 75% to the federal budget, 25% to the regional budget (this year was the opposite). This means that the regional budget lost almost a quarter of its revenue (about 25 billion). True, the Russian government promises to return part of the money seized to the region in the form of transfers.

According to the Strategy, for 2010 - 2015 years 89,4 million tons of oil and condensate, 160,6 billion cubic meters were produced in the Sakhalin Region and the adjacent shelf. m of gas. In 2011 - 2015, 63442,8 thousand tons of oil and condensate and 112,3 million cubic meters were shipped for export to the APR countries. m. liquefied natural gas (LNG). Production is growing: in 2018, 19,3 million tons of oil and gas condensate was produced, 32,4 billion cubic meters of gas, 11,4 million tons of LNG were produced, and the District Refinery produced 52,0 thousand tons of oil products.

The prospects include further development of the Sakhalin-1 fields (2 stage of development of the Odoptu field and 2 Chayvo stage), start of operation of the Kirinsky and South-Kirinsky gas condensate fields in the Sakhalin-3 project, development of the North-Veninsky gas condensate fields, Aniva gas, District, development of South Dagi. It is planned to build a third line of the LNG plant, refining and gas chemistry facilities, and to conduct geological exploration on the Sakhalin-3, -4 and -5 projects.

Non-oil sectors of the regional economy are represented by the mining and processing of seafood, agriculture, transport, construction and energy, none of these sectors occupy more than 5% in GRP. At one time, the main fishing industry for the region forms today the entire 3,4% of GRP. In the 2018 year, 672,2 thousand tons of seafood were caught (95,3% to the level of 2017 g), 491,72 thousand tons of fish products were produced from this raw material - by 6,4% more than last year. Almost half - 280 thousand tons worth about $ 568 million - exported to China, Korea and Japan. At the same time, over the year more than 233 mln rubles of subsidies have been granted to fishing enterprises.



Fishermen actively use the TOP mode for the development of production. Thus, the Ostrovnoy fish factory in Shikotan is implementing an investment project to expand capacity in the TOR “Kuriles”, at the end of 2018, 621 million rubles were mastered. There is also the construction of a new processing plant, worth almost 3 billion rubles. In Yuzhno-Kurilsk, a plant for the production of fish meal and fish oil is being built, the cost of yu more than 1 billion rubles. In addition, several fish hatcheries are being established on Sakhalin and Kuriles. On the territory of the sea port of Korsakov, it is planned to create an industrial and logistic complex for the storage of fish products.

In agriculture, a wide field of activity opens up for investors: for the 2017 year, the region’s own milk and meat supply was less than 20%. It is not surprising that several large agroprojects were announced in the Yuzhnaya TOR "Pork-breeding complexes (including Mercy Agro Sakhalin"), greenhouses, Green Agro-Sakhalin milk production and others. Agricultural output for 2018 year - 10,6 billion rubles, or 106% to the level of 2017 year.

The transport theme for the region is traditionally painful, and increased attention should be expected. The main efforts of the Strategy were aimed at modernizing the airport of Yuzhno-Sakhalinsk and the airfields on the Kuril Islands. The rest is federal powers: for example, the Russian Railways conducts an alteration of the famous Sakhalin narrow-gauge railway built by the Japanese to the network-wide gauge. The main problem of 11 operating seaports of the region is the large physical deterioration of hydraulic structures and insufficient depth at the berths, which is why the steamers are forced to load in the roadstead. The port economy is engaged in Rosmorport, as budget investments become available, modernizing the ports of Kholmsk (breakwaters and navigation), Korsakov and Shakhtersk. A separate plot is the Vanino-Kholmsk ferry: as you know, in recent months, many days of car queues have been formed in Vanino due to the lack of ships. To replenish the aging fleet, the Russian government in 2016 allocated 5,543 billion rubles for the construction of two road / rail ferries, which should be commissioned this year.

IS THERE A LIFE ON ISLANDS?

Despite the huge (in proportion to the population) budget and positive socio-economic indicators, the region loses not only the traditionally depressed regions of the country in terms of the quality of life of the population, but even its neighbors in the okrug: rating quality of life RIA for 2017 year the region is 53 line, yielding Primorye, Khabarovsk Territory (what else can be explained by the best climate and the presence of Transsib), and also - suddenly - Kamchatka and the Magadan region, where there is neither hydrocarbon production, nor railways, and the climate is obviously worse. In fresh rating The Ministry of Construction for landscaping of the region is 6 place among the subjects of the FEFD.

Despite the growth of the GRP and a deficit-free budget, the state programs for 2017 have been implemented by 91%, failures in the programs for the development of inbound tourism (60%) and health care (64%). Indicators of previous years — before the withdrawal of regional budget revenues for the needs of the development of the Far East — are even lower. Within the framework of the adopted system of reporting indicators, it is impossible to establish direct dependencies between the set of indicators and the actual situation; Nevertheless, it can be concluded that there is a gap between the trend of growth of financial security and production volumes on the one hand, and the preservation of the low quality of life of the population - on the other.

Perhaps we are dealing with a lag in the effect of the development steps already taken: as explained by the director of the Institute of Law, Economics and Management of SaGU To Ken Sik, the adoption of the “new economic policy” in terms of 2016 of the year was right, but the belated step would be more effectively, be it made much earlier, with high oil prices. Another problem is the efficiency of the use of funds: to what extent will the products produced in local TOPs be competitive in the market? For example, there are concerns of this kind about the price and quality of local meat. Finally, the problem of attracting private investment in the TOR is still not solved.

The effectiveness of the “development institutions” is evaluated differently - for example, by the efforts of the mortgage agency in the region, perhaps the only one in the country, rental housing has been built. The more interesting is the history of withdrawals from the capital of the Development Corporation and the mortgage agency, according to a recent the decision regional Duma, more than 20 billion rubles to finance the infrastructure in the framework of the development of "centers of economic growth".

NEW STRATEGY

Formally, the strategy indicators are executed. But whether this leads to the achievement of the goal - “ensuring the growth of the social development indicators of the Sakhalin region to a level above the average values ​​for the Russian Federation” - cannot be said on the basis of the available data. Thus, the assessment of the effectiveness of the implementation of the Strategy-2011 is subjective.

The more interesting is the new turn in the planning of the regional development of the subject: at present, the regional government has announced a competition to develop a new strategy for the social and economic development of Sakhalin and Kuriles until 2035. The tender documentation contains the following substantiations of the need for such a document: first, these are new national tasks on the breakthrough scientific, technological and socio-economic development of the Russian Federation, ensuring the introduction of digital technologies in the economy and the social sphere, and other tasks set in last year’s May decree ". Secondly, it is the need to link the goals and objectives of the development of the region with the national program for the development of the Far East, developed on the instructions of the President of Russia. This point is somewhat surprising, since the deadline for submitting the strategy to the customer (September) coincides with the dates of the WEF-2019, on which the national program must be presented to the president - that is, the preparation of both documents will be conducted simultaneously, and it is not quite clear how in these conditions the first will be tied to the second.

The tasks of technological breakthrough and digitalization, added to the already existing and not yet solved, actually declare the construction of the infrastructure of the 6 technological structure on top of the unfinished or missing infrastructures of the structures from 2 to 5. Sometimes this complicates matters (there is no Internet without electricity), sometimes it contributes (if there is no CHP, then it is easier to build a wind turbine). But such a “jump through the engine” imposes strict requirements on the preparation, planning, organization and resource support of the “jump”.

Here, as a first approximation, there are several such requirements that should be taken into account in the strategy and its implementation.

First: the optimization of budget expenditures with the fixation of a rigid bundle “costs - results”, measured not only in standard indicators, but also in indicators reflecting the real situation. In particular, it is an assessment of the situation in the social sphere and the definition of indicators reflecting the real state of affairs - for example, the reasons for the decline in the population of the region.

Second: assessment of the development mechanisms created during the implementation of the previous strategy (including “development institutions” and PDA), with subsequent conclusions on the need to preserve / expand / reduce / reform them.

Third: inventory of investment projects to clarify their relevance, profitability and feasibility.

Fourth, from the captain Obvious: if you do not build basic infrastructures (transport, energy, communications), then investors will not come - therefore, in the absence of budgetary funds, it may be worthwhile to apply the concession mechanism.

As stated in such cases, the list is incomplete and can be continued.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Острова везения

Сахалинская область на пороге «нового курса»

Eastrussia, путешествуя со стратегическими экскурсиями по Дальнему Востоку, уже посетило три из четырёх сторон этого российского «Нового света»: юг (Приморский край), север (Якутия) и запад (Забайкальский край). Настало время обратить взор на восток – а именно, на Сахалинскую область, где как раз происходит смена власти и запущен процесс подготовки новой стратегии развития субъекта.

Острова везения

Как известно, Сахалинская область представляет собой 59 островов, до которых можно только доплыть или долететь; эта транспортная изоляция препятствует сообщению с материком и в разы удорожает любые завозимые товары, от овощей до мебели, особенно на Курилах. Неудивительно, что в рыбацкой артели в п. Головино на юге Кунашира, откуда в ясную погоду видны горы Сиретоко на о. Хоккайдо, даже посуда на кухне привезена из Японии, до которой всего 17 км по морю, а не полста км разбитой (когда-то) дороги до райцентра Южно-Курильск. Экономическая включённость в японский экономический контур, характерная для всех Курил и значительной части Сахалина, обусловлена и географически, и исторически.

В то же время Сахалинская область вместе с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО входит в немногочисленный пул нефтегазовых регионов России, благодаря чему 80% бюджета области имеют углеводородное происхождение. Эти два обстоятельства – транспортная изолированность от материка и преобладание в экономике нефте- и газодобывающей промышленности – рассматривались в Стратегии развития области от 2011 года (актуализирована в 2016 году) как проблемы, требующие решения. Согласно концепции 2016 года, приоритетом развития области должно было стать развитие ненефтегазового сектора региональной экономики.

КАК БЫЛО ЗАДУМАНО

По замыслу Стратегии-2011, объем ВРП должен был достичь в 2015 году 829,3 млрд. рублей, в 2020-м - 1016,3 млрд. Доля промышленности должна снизиться с 64% в 2010 году до 54% в 2020-м, объём инвестиций в основной капитал – увеличиться со 135 до 331,7 млрд руб. Объем производства сельского хозяйства должен увеличиться втрое, с 6,7 до 20,4 млрд руб. Вывоз угля (в т.ч., на экспорт) планировалось нарастить в семь раз - с 1183,1 до 7630,0 тыс. т. Оборот малых и средних предприятий должен более чем удвоиться, со 100 до 243,9 млрд руб. Также к 2025 году планировалось поборот тренд депопуляции населения и довести его численность до полумиллиона человек.

В целях стимулирования роста несырьевого бизнеса и условий жизни населения были созданы уже традиционные для регионов «институты развития» экономики: «Корпорация развития Сахалинской области», Сахалинское ипотечное агентство, Сахалинское агентство по привлечению инвестиций, несколько территорий опережающего социально-экономического развития - «Горный воздух», «Южная» и «Курилы»; несколько районов получили режим «Свободного порта». Точки приложения усилий - конкурентный потенциал топливно-энергетического и рыбохозяйственного комплексов, энергетики, транспорта и туризма.

Пара слов о ТОРах. «Горный воздух» - известная сахалинская горнолыжная база, которую, по данным сайта правительства области, в 2015 году посетили 60 тыс. человек, в 2016 году - более 86 тыс. По оптимистическому прогнозу, к 2025 году турпоток увеличится до 1 млн. человек (впрочем, неясно, откуда они возьмутся). ТОР «Южная» включает Южно-Сахалинск, Анивский и Томаринский городские округа, это центр агропрома и пищевой промышленности. В рамках ТОР «Курилы» запланированы 5 инвестиционных проектов на 15,3 млрд. рублей и 1,4 тыс. рабочих мест. Якорный проект - центр глубокой переработки рыбы и водных биоресурсов.

Также в Стратегии было заявлено создание нескольких индустриальных и агропромышленных парков в Южно-Сахалинске: это «инновационный технопарк современных строительных технологий» стоимостью около 400 млн. рублей; транспортный (1 млрд. руб.) и сервисный (7,8 млрд. руб.) индустриальные парки. По данным сайта правительства области, пока проекты пребывают на стадии оформления земельных участков.

Корпорация развития области в 2017 году начала финансирование шести инвестпроектов, в том числе, свинокомплекса в Анивском районе, реконструкцию порта Шахтерск, мини-завода по производству СПГ, двух комплексов по производству молока, переработки сельскохозяйственной продукции в Томаринском районе, а также канатных дорог в Южно-Сахалинске.

В дополнение к Стратегии уже в 2018 году был принят Комплексный план, в котором выделены пять центров экономического роста: «Юг» (включает Южно-Сахалинск, Корсаков, Анива, Невельск, Холмск, Долинск, Макаров), «Запад» (Александровск-Сахалинский район, Углегорск, Томари), «Восток» (Поронайск, Тымовск, Смирныховск), «Север» (Ноглики, Оха) и «Курильский» (Южно-Курильск, Курильск, Северо-Курильск). По данному плану, в 2018 - 2020 годах предполагается направить около 40 млрд рублей на строительство (реконструкцию) 161 объекта в сферах образования, здравоохранения, ТЭК, транспортно-дорожного хозяйства, ЖКХ. До 2025 года в области должно быть реализовано до 111 инвестиционных проектов общей стоимостью 2,3 трлн рублей, будет создано 11,6 тыс. рабочих мест.

ДОСТИЖЕНИЯ САХАЛИНСКОГО НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

По итогам 2018 года объем ВРП оценивается на уровне 1,15 трлн рублей, или 104,9% к 2017 году – то есть больше запланированного. С 2014 года ВРП увеличивается. В общем объеме ВРП 63,7% приходится на добычу полезных ископаемых. Объем промышленного производства составил 1088,1 млрд руб. (106,8% к 2017 г). Объем инвестиций в основной капитал - 291,9 млрд руб.

Объем консолидированного бюджета области нестабилен: в 2018 году он составил 170 млрд руб., что больше, чем в 2017-м (130 млрд) и сопоставимо с уровнем 2016 и 2014 годов, но значительно меньше, чем в 2015-м (240 млрд). В 2017 году, по данным областного Минфина, налоговые и неналоговые доходы бюджета составили 113,2 млрд руб., тогда как в 2016 году они составляли 131,7 млрд, в 2015 – 207 млрд. В основном (на 82,7%) это налоги на прибыль организаций (в рамках СРП по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2») – 42,6 млрд, и доля прибыли государства по этим же проектам в 20,3 млрд, а также 16,3 млрд НДФЛ.

Такое падение стало следствием снижения стоимости нефти, курса рубля к доллару и доли налога на прибыль в региональный бюджет с 80 до 75%. Стоит отметить, что в 2018 году эти доходы уменьшатся, поскольку в конце 2017 года Госдумой был принят законопроект, предусматривающий перераспределение нефтегазовых доходов (налог на прибыль от проекта «Сахалин-2») в пропорции 75% в федеральный бюджет, 25% - в региональный (до этого года было наоборот). Это означает потерю областным бюджетом почти четверти дохода (около 25 млрд). Правда, часть изъятых денег правительство РФ обещает вернуть региону в виде трансфертов.

По данным Стратегии, за 2010 - 2015 годы на территории Сахалинской области и прилегающем шельфе добыто 89,4 млн тонн нефти и конденсата, 160,6 млрд куб. м газа. В 2011 - 2015 годах на экспорт в страны АТР отгружено 63442,8 тыс. тонн нефти и конденсата и 112,3 млн куб. м. сжиженного природного газа (СПГ). Добыча растёт: за 2018 г. добыто 19,3 млн тонн нефти и газового конденсата, 32,4 млрд м³ газа, произведено 11,4 млн тонн СПГ, на Окружном НПЗ произведено 52,0 тыс. тонн нефтепродуктов.

В перспективах - дальнейшее освоение месторождений по проекту «Сахалин-1» (2 этап освоения месторождения Одопту и 2 стадия Чайво), начало эксплуатации Киринского и Южно-Киринского газоконденсатных месторождений в проекте «Сахалин-3», разработка месторождений: Северо-Венинского газоконденсатного, Анивских газовых, Окружного, освоение Южного Даги. Запланировано построить третью линию завода СПГ, мощности по нефтепереработке и газохимии, провести геологоразведку по проектам «Сахалин-3», «-4» и «-5».

Ненефтегазовые сектора экономики области представлены добычей и переработкой морепродуктов, сельским хозяйством, транспортом, строительством и энергетикой, ни одна из этих отраслей не занимает в ВРП более 5%. Некогда основной для области рыбопромышленный комплекс формирует сегодня всего 3,4% ВРП. В 2018 году выловлено 672,2 тыс. тонн морепродуктов (95,3% к уровню 2017 г), из этого сырья произведено 491,72 тыс. тонн рыбопродукции - на 6,4% больше прошлогоднего. Почти половина - 280 тыс. тонн на сумму около $568 млн – отправлена на экспорт в Китай, Корею и Японию. При этом рыбопромышленным предприятиям предоставлено за год более 233 млн рублей субсидий.

Рыбаки активно используют для развития производства режим ТОР. Так, рыбокомбинат «Островной» на Шикотане реализует в ТОР «Курилы» инвестпроект по расширению мощностей, на конец 2018 года освоено 621 млн руб. Там же идёт строительство нового перерабатывающего завода, стоимостью почти 3 млрд руб. В Южно-Курильске строится завод по производству рыбной муки и рыбьего жира, стоимость ю более 1 млрд руб. Кроме того, на Сахалине и Курилах создаются несколько рыборазводных заводов. На территории морского порта Корсаков запланировано создание промышленно-логистического комплекса по хранению рыбопродукции.

В сельском хозяйстве для инвесторов открывается широкое поле деятельности: на 2017 год обеспеченность региона собственным молоком и мясом составляла менее 20%. Неудивительно, что в ТОР «Южная» заявлено несколько крупных агропроектов: свиноводческие комплексы (в т.ч., «Мерси Агро Сахалин»), теплицы, производство молока «Грин Агро-Сахалин» и другие. Выпуск продукции сельского хозяйства за 2018 год - 10,6 млрд. рублей, или 106% к уровню 2017 года.

Транспортная тема для области традиционно болезненная, и к ней следовало ожидать повышенного внимания. Основные усилия Стратегии были направлены на модернизацию аэропорта Южно-Сахалинск и аэродромов на Курилах. Остальное – федеральные полномочия: так, РЖД проводит перешивку построенной ещё японцами знаменитой сахалинской узкоколейки на общесетевую ширину колеи. У 11 работающих морских портов области основная проблема – большой физический износ гидротехнических сооружений и недостаточная глубина у причалов, из-за чего пароходы вынуждены грузиться на рейде. Портовым хозяйством занимается Росморпорт, по мере поступления бюджетных инвестиций модернизирующий порты Холмска (молы и навигация), Корсакова и Шахтёрска. Отдельный сюжет – переправа Ванино-Холмск: как известно, в последние месяцы в Ванино образуются многодневные автомобильные очереди из-за нехватки судов. Для пополнения стареющего флота российским правительством в 2016 году выделено 5,543 млрд. рублей на постройку двух автомобильно-железнодорожных паромов, которые должны быть сданы в текущем году.

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА ОСТРОВАХ

Несмотря на огромный (пропорционально населению) бюджет и позитивные социально-экономические показатели, по качеству жизни населения область проигрывает не только традиционно депрессивным регионам страны, но даже соседям по округу: так, в рейтинге качества жизни РИА за 2017 год область занимает 53-ю строчку, уступая Приморью, Хабаровскому краю (что ещё можно объяснить лучшим климатом и наличием Транссиба), а также – внезапно - Камчатке и Магаданской области, где нет ни добычи углеводородов, ни железных дорог, а климат заведомо хуже. В свежем рейтинге Минстроя по благоустройству среды область занимает 6 место среди субъектов ДФО.  

Несмотря на рост ВРП и бездефицитный бюджет, госпрограммы за 2017 год выполнены на 91%, провалы – в программах развития въездного туризма (60%) и здравоохранения (64%). Показатели предыдущих лет - до изъятия доходов областного бюджета на нужды развития Дальнего Востока - ещё ниже. В рамках принятой системы отчётных показателей нельзя установить прямые зависимости между набором индикаторов и реальной ситуацией; тем не менее, можно сделать вывод о существующем разрыве между трендом роста финансовой обеспеченности и объемов производства с одной стороны, и сохранением низкого качеством жизни населения – с другой.

Возможно, мы имеем дело с запаздыванием эффекта уже предпринятых шагов развития: как поясняет директор Института права, экономики и управления СахГУ То Кен Сик, принятие «новой экономической политики» в плане 2016 года было верным, но запоздалым шагом - ход на диверсификацию экономики был бы эффективнее, будь он сделан значительно раньше, при высоких ценах на нефть. Ещё одна проблема - эффективность использования средств: насколько произведённая в местных ТОР продукция будет конкурентоспособна на рынке? Например, есть опасения такого рода по поводу цены и качества местного мяса. Наконец, до сих пор не решена задача привлечения в ТОР частных инвестиций.

Результативность «институтов развития» оценивается по-разному – например, усилиями ипотечного агентства в регионе, едва ли не единственном в стране, построено арендное жильё. Тем интереснее выглядит история изъятия из капиталов Корпорации развития и ипотечного агентства, согласно недавнему решению облдумы, более 20 млрд рублей на финансирование инфраструктуры в рамках программы развития «центров экономического роста».

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Формально показатели стратегии выполняются. Но приводит ли это к достижению поставленной цели – «обеспечению роста показателей социального развития Сахалинской области до уровня выше средних значений по Российской Федерации» - на основании имеющихся данных сказать нельзя, на сайте области таких оценок тоже не удалось найти. Таким образом, оценка результативности выполнения Стратегии-2011 оказывается субъективной.

Тем интереснее новый поворот в планировании регионального развития субъекта: в настоящее время правительство области объявило конкурс на разработку новой стратегии социально-экономического развития Сахалина и Курил до 2035 года. В конкурсной документации названы следующие обоснования необходимости такого документа: во-первых, это новые национальные задачи по прорывному научно-технологическому и социально-экономическому развитию РФ, обеспечению внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, и другие задачи, поставленные в прошлогоднем «Майском указе». Во-вторых, это потребность увязки целей и задач развития области с национальной программой развития Дальнего Востока, разрабатываемой по поручению президента России. Этот пункт вызывает некоторое удивление, поскольку срок сдачи Стратегии заказчику (сентябрь) совпадает с датами проведения ВЭФ-2019, на котором нацпрограмма должна быть представлена президенту – то есть, подготовка обоих документов будет вестись одновременно, и не вполне ясно, как в этих условиях первый будет увязан со вторым.

Задачи технологического прорыва и цифровизации, добавленные к уже имеющимся и пока не решённым, фактически декларируют постройку инфраструктуры 6-го технологического уклада поверх недостроенных или отсутствующих инфраструктур укладов со 2-го по 5-й. Иногда это осложняет дело (без электричества нет интернета), иногда – способствует (если нет ТЭЦ, то проще построить ветряк). Но такой «прыжок через паровоз» предъявляет жесткие требования к подготовке, планированию, организации и ресурсному обеспечению «прыжка».

Вот, в первом приближении, несколько таких требований, которые должны быть учтены в стратегии и её реализации.

Первое: оптимизация расходов бюджета с фиксацией жёсткой связки «затраты – результат», измеряемой не только в стандартных индикаторах, но и в показателях, отражающих реальную ситуацию. В частности, это оценка ситуации в социальной сфере и определение показателей, отражающих реальное состояние дел – например, причин сокращения населения области.

Второе: оценка результативности механизмов развития, созданных в ходе реализации предыдущей стратегии (в т.ч., «институтов развития» и ТОР), с последующими выводами о необходимости их сохранения/расширения/сокращения/реформирования.

Третье: инвентаризация инвестпроектов для прояснения их актуальности, рентабельности и осуществимости.

Четвёртое, от капитана Очевидность: если не строить базовые инфраструктуры (транспортную, энергетическую, связи), то инвесторы не придут – поэтому, в отсутствие бюджетных средств, возможно, стоит применить механизм концессий.

Как говорится в таких случаях, список неполный и может быть продолжен.

Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике