Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

От Олонхо до Кинотавра

Секрет удивительного своеобразия и обаяния Якутии – в причудливом переплетении разных культур, в сочетании древних традиций с современными трендами

В самом большом регионе России сложились уникальный этнический и культурный состав. За долгие века совместного существования на этой суровой и прекрасной земле разные народы научились договариваться друг с другом и относиться с уважением к обычаям и обрядам соседей. Взаимопроникновение культур сформировало особый мир, причудливый микс западного и восточного, тенгрианства и православия, классических театральных, музыкальных, художественных традиций и уникальных культурных явлений, которые могли появиться только здесь.

От Олонхо до Кинотавра

УРОКИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

В Якутии два государственных языка — русский и якутский, и пять официальных: эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский и долганский. Вопросам сохранения всех культур и традиций в республике уделяют большое внимание, занимаются развитием и якутского языка, и языков других народов, в том числе коренных малочисленных народов Севера. Главную цель этой работы сформулировал Глава Якутии Айсен Николаев на заседании республиканского Совета по развитию языков.

«Сохранить языки народов живыми в литературе, культуре, искусстве, медиа и киберпространстве, повысить востребованность государственных официальных языков, обеспечить реализацию права детей на обучение на родном языке, высокое качество владения русским языком, как общего для всех якутян – это основные направления нашей деятельности».


Книги, средства массовой информации, учебники на национальных языках, проект «Сказки на дому», где блогеры и общественные активисты записывают сказки народов Якутии и выкладывают видео в соцсетях, летний лагерь с изучением культуры, традиций и языка юкагиров, как одного из самых редких, цифровизация лингвистического и культурного наследия коренных малочисленных народов Севера — все это примеры конкретных действий по сохранению культурного многообразия региона.

Хотя проектов, безусловно, больше. Один из крупнейших — оцифровка Большого толкового словаря якутского языка на 80 тыс. слов. Его презентация состоялась в 2019 году. Читать в республике вообще очень любят, недаром регион вошел в тройку самых читающих субъектов страны по итогам 2019 года. Произошло это благодаря библиотекам Якутии, которые, являясь самыми посещаемыми учреждениями культуры, успешно реализуют современные проекты, а в далеких северных районах вообще являются центрами культурной жизни. Так, например, в арктическом поселке Тикси в конце октября главным событием стало открытие модернизированной библиотеки в рамках национального проекта «Культура».

В период пандемии в Национальной библиотеке Якутии возобновили работу языкового лектория. Занятия проходят онлайн на платформе Zoom. Обучают чукотскому, эвенскому, юкагирскому языкам и эвенской культуре. Лекторы — носители языка, часть из которых проживает в северных районах республики.

А вот якутский язык уже выучил… Яндекс. И как раз благодаря Национальной библиотеке республики, точнее, одному из ее сотрудников.

Сохранение языков коренных народов России возможно с помощью цифровизации — уверен научный сотрудник Национальной библиотеки Якутии Алексей Иванов. Он и стал инициатором проекта по поддержке якутского языка и языков коренных народов Севера в машинных переводчиках. Благодаря энтузиасту из Якутии и рабочей группе компании «Яндекс» весной этого года был запущен сервис «Яндекс.Переводчик» на якутском языке.

«Сейчас мы можем наблюдать активность якутского сегмента этого сервиса, где количество переводов с якутского языка или обратно исчисляется сотнями тысяч в день. Это очень хороший показатель», — отмечает Алексей Иванов.

Работу по интеграции языков и культуры коренных малочисленных народов Севера в мировое информационное пространство около десяти лет ведут в Северо-Восточном федеральном университете совместно с ведущими учеными Института гуманитарных исследований и коренных малочисленных народов Якутского научного центра Сибирского отделения РАН и с участием коллег из стран, входящих в Арктический совет. Исследователи организуют экспедиции, во время которых делают записи носителей языка и культуры на цифровые носители, изучают и систематизируют материалы. В июне этого года проект представили на заседании рабочей группы по устойчивому развитию Арктического совета и получил практически единогласную поддержку.

Особая роль в поддержке языка и культуры КМНС принадлежит и якутским театрам. Так, в регионе работает Театр КМНС, львиная доля репертуара которого основан на эпосе северных народов, действует Театр танца, который рассказывает зрителю о культуре севера через национальные, часто обрядовые танцы. И даже Театр оперы и балета не остается в стороне, выпустив в прошлом сезоне первую в истории юкагирскую оперу «Юко и Анэкэ» якутского композитора Николая Михеева на либретто Артема Золотарева.


«ТО, ЧТО БЫЛО»

Приблизительно так переводится название легендарного якутского эпоса – Олонхо. Это подлинная драгоценность традиционной якутской культуры и характерное культурное явление якутов. Длинные стихотворные повествования могут насчитывать десятки тысяч рифмованных строк. Говорят, что в старину самые подробные сказания читались семь дней и ночей.

Веками эпос передается из уст в уста — от признанных мастеров-исполнителей (олонхосутов) новым поколениям творцов, причем каждый вносит дополнительные штрихи и краски в истории о сотворении и устройстве мира, о взаимодействии богов и человека, животного царства и обители духов. Каждый олонхосут — настоящий актер, в старину он, как правило, был странником, которого везде ждал теплый прием, стол и кров, и его единственной задачей было сохранение древних преданий — основы основ якутской культуры.

Олонхо и сегодня продолжает жить и развиваться. Пение олонхосутов, которые когда-то выступали в небольшом «домашнем» кругу, превратилось в искусство, обращенное уже к массовому слушателю. В Якутии сказания олонхосутов даже входят в школьную программу.

В 2005 году якутский эпос был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. А в республике ежегодно отмечается День Олонхо — 25 ноября. Двумя годами позже в республике родилось уникальное театральное явление — Театр Олонхо, основанный народным артистом России Андреем Борисовым. Театр юный, ему всего 13 лет, для сравнения Русскому драмтеатру Якутска — 130, и это старейший театр Дальнего Востока.

Театр Олонхо — это Европа и Азия в одном флаконе, синтез традиционного японского театра кабуки и классического русского драмтеатра. Артисты играют спектакли на основе олонхо, исполняя тойук — песню-импровизацию, сложный и уникальный вид пения. Театру рукоплескали в Париже, Греции, Японии, Китае. Сейчас главой Якутии Айсеном Николаевым принято решение о строительстве крупнейшего театрально-музыкального объекта Дальнего Востока — Арктического центра эпоса и искусств. В нем будет три огромных зала, в Том числе на 350 мест для Театра Олонхо.


ХОМУС — ГОЛОС КОСМОСА

По соседству с Днем Олонхо в календаре якутских праздников — День Хомуса. Его отмечают 30 ноября. Именно в этот день в 1990 году в столице республики открыли Музей и Центр хомуса народов мира — единственный в мире и обладающий уникальной коллекцией этого музыкального инструмента 55 народов планеты.

Хомус (варган) — древний и самый популярный в Якутии национальный музыкальный инструмент, возраст которого составляет более пяти тыс. лет. Отличительная особенность якутского хомуса — большой язычок, который позволяет добиваться низкого, длительного и громкого звука, отличного от звучания варганов других народов. Считалось, что вибрации язычка хомуса прокладывают играющему путь в мир духов, поэтому хомус, с его характерным «космическим» звуком был инструментом якутских шаманов.

Для жителей Якутии хомус — больше, чем просто древний музыкальный инструмент. Он настоящий символ якутской культуры, прошедший испытание временем. В республике много хомусистов как среди взрослых и детей. Там гордятся изготовителями хомуса — носителями древних традиций, и, конечно, своими виртуозами, чьи имена известны далеко за пределами республики и даже за границами России. Выступления современных звезд этно-музыки завораживают благодаря эффектным аранжировкам, сочетанию колдовского звука с ритмической основой и звукоподражанием: исполнители мастерски передают ржание лошади, вой волков, крики птиц или свист резкого северного ветра.

Без сомнения, Якутия сегодня занимает особое место на «варганной карте» мира, и этот статус подтвержден официально. В 2011 году участники Международного фестиваля «Хомус в культурном пространстве» в Якутске установили рекорд Гиннесса, сыграв одновременно на 1 344 инструментах.


КУЛЬТУРА ПРАЗДНЕНСТВ И КРАСОТА РЕМЕСЕЛ

Самый значимый и любимый праздник в Якутии и один из главных символов региона — Ысыах, который традиционно празднуется 21 июня, в день летнего солнцестояния. Он символизирует наступление лета после долгой и суровой зимы, единение человека с солнцем, круг самой жизни. Обильные угощения и кумыс, танцы, народные игры, конные скачки, соревнования сильных и ловких парней — все это обязательные атрибуты праздника.

Кульминационным моментом является якутский осуохай — древний ритуальный танец. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе, одновременно и молитва, и медитация. Совершая размеренные движения, люди движутся по ходу солнца.

Своими корнями осуохай уходит в глубокую древность. В старину он длился сутками, участники сменяли друг друга, но магический круг не прерывался. В 2012 году официальный представитель Книги рекордов Гиннесса Джек Брокбанк зафиксировал количественный рекорд: 15 тыс. человек одновременно были участниками магического танца, водили хороводы на 36 кругах, диаметр самого большого из них составил 97 метров.


В праздничный день жители республики облачаются в традиционные якутские костюмы. Женщины надевают нарядные платья «халадаай» с жилетом в традиционном стиле, шляпы из конского волоса или платок-шаль с бахромой из тонкого шелка. Мужчины наряжаются в камзолы с поясом, украшенным металлическими или серебряными пластинами, на поясах — якутские ножи в ножнах.

Кстати, сам якутский нож — тоже неотъемлемая часть культуры народа саха. Отличительная его особенность — асимметричная заточка лезвия: с одной стороны лезвие плоское, другая сторона — выгнутая. Ножи делают в многочисленных кузницах и мастерских по всей Якутии, бережно сохраняя традиции их изготовления.

Также тщательно сохраняют и развивают в республике уникальное и древнее ювелирное искусство. Искусные ювелиры, якутские мастера создают удивительные в своей самобытности женские ювелирные украшения из серебра, работают и с золотом, и с драгоценными камнями, и с мамонтовой костью. Фестиваль мастеров-косторезов — ежегодная традиция региона, на который съезжаются десятки уникальных авторов со всей страны. Серебро — любимый материал якутских ювелиров, традиционные украшения якутской женщины всегда сделаны из этого материала. Удлиненные крупные серьги с подвесками, широкие пластинчатые браслеты, массивные нагрудные украшения — полный набор включал восемь предметов. В старину украшения служили оберегами, и каждый из орнаментов имеет символическое значение. Сегодня всемирно известный бренд — якутские алмазы, и изделия с бриллиантами, созданные местными ювелирами, зачастую — подлинные произведения искусства.


ОТВЕТ ГОЛЛИВУДУ

Кино уже несколько лет — такой же бренд региона, как алмазы. Начиная с 2000-х годов о якутском кино заговорили: сначала специалисты-искусствоведы, затем — фестивальная публика. Постепенно стало понятно, что самобытный якутский кинематограф превратился в настоящий культурный феномен. Шутники начали острить: мол, в Америке — Голливуд, в Индии — Болливуд, а в Якутии — Сахавуд. Но шутки в сторону: сегодня Якутия занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству снимаемых фильмов, и первое — по заполняемости кинозалов, вдвое превышая средние показатели по стране — 33% против 15%.

«Феномен нашего кино в том, что есть заинтересованный зритель, который его смотрит. Все наши фильмы выходят на якутском языке, и это важно для нашей киноаудитории. В прокат ленты выходят с субтитрами. Якутское кино отвечает запросу современности, рассказывает якутскому зрителю и о нас самих, и о наших предках, героях», — отметил министр культуры и духовного развития республики Юрий Куприянов.

В год на экраны выходит с десяток игровых фильмов, снятых в республике. С 2010 года снято 95 полнометражных художественных лент. И нередко именно «домашние» ленты собирают в республиканском прокате больше, чем зарубежные блокбастеры. В 2019 году «Агент Мамбо» —криминальная комедия о скромном полицейском, который должен внедриться в преступную группировку — стал самым кассовым фильмом, собрав 15,7 млн рублей. В 2014-м боевик о якутском певце «Айыы Уола. Посланник небес» при бюджете три млн рублей собрал 10,8 млн, а любовная драма «Кэрэл. Невидимая красота» 2017 года при таком же бюджете — 10,5 млн.

«Якутское кино — самобытное визуальное искусство, не похожее на азиатское или скандинавское кино. Они все разные. Аутентичность в фильмах достигается за счет якутского языка. Язык — это код, который задает тон картинам, и способ сохранить культуру… Оно уже доказало свою востребованность и профессионализм, и должно достойно финансироваться», — считает доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований проблема малочисленных народов Севера Екатерина Романова.

В этом направлении работа в регионе идет, на развитие кинематографа Якутия деньги выделила. При этом, по словам министра культуры и духовного развития республики Юрия Куприянова, акцент, согласно указу главы республики, сделан на картины, основанные на якутской классике, на детском кино, анимации. Усиливается господдержка частных студий, ежегодно будут выделяться средства на проведение питчингов в киноиндустрии. На поддержку кинопроизводства республика готова выделять из бюджета не менее 80 млн рублей ежегодно. Кино поддерживает и частный фонд развития кино и анимации «Синет Сахавуд».

В Якутии проводится свой международный кинофестиваль, эмблемой и главным призом которого являются снежные очки, выполненные из серебра с вкраплениями циркониев в форме созвездия Большой медведицы и бриллианта, символизирующего Полярную звезду. В старину такие очки, которые защищали от снежной слепоты, использовали жители Крайнего Севера. Они представляли собой пластины древесной коры и других природных материалов с прорезанными в них узкими щелями для глаз. Сегодня это символ нового взгляда на мир и награда тем, кто способен разглядеть и рассказать важные для всех нас истории.

Ленты якутских режиссеров с успехом участвуют в российских и международных смотрах. В этом году якутская мистическая драма «Пугало» признана лучшим фильмом на прошедшем в Сочи фестивале «Кинотавр». За лучшую женскую роль наградили актрису Валентину Романову-Чыскыырай, которая этой работой дебютировала в кино. «Пугало» получило и Приз зрительских симпатий на международном кинофестивале стран АТР «Меридианы Тихого» во Владивостоке.

Фильм Дмитрия Давыдова рассказывает о деревенской юродивой, которая исцеляет людей ценой своей жизненной энергии. Жители села сторонятся знахарки, но по ночам приходят к ней с просьбами помочь избавиться от болезней. Женщина знает, что целительский дар однажды ее погубит, но продолжает делать то, в чем ее призвание.

«Фильм-чудо, фильм — белая ворона» — так описал свои впечатления от ленты известный российский кинокритик Антон Долин.

«"Пугало" абсолютно самобытно по киноязыку — суровому, скупому, тяготеющему к монохромности, но предельно далекому от противоестественного любования уродством и бедностью, в ересь которого нередко впадает российское фестивальное кино. Мир "Пугала", безусловно, красив пугающей, первобытной красотой, и это в равной степени касается природы (стихия фильма — снег), интерьеров и удивительных лиц актеров, среди которых, как всегда у Давыдова, есть и непрофессионалы», — написал критик в своей рецензии.

Режиссер фильма, 37-летний Дмитрий Давыдов— сельский учитель начальных классов из небольшого села в Амгинском районе Якутии. Для него это третья картина после лент «Костер на ветру» и «Нет бога кроме меня». Свой первый фильм снял на средства, взятые в кредит, пригласив в актеры односельчан. Два его новых проекта — «Ловец мух» и «Куриное гнездо» — получили венчурное финансирование от фонда «Синет Сахавуд». На встрече с главой Якутии Айсеном Николаевым режиссеру Дмитрию Давыдову за особые заслуги в развитии кинематографического искусства присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия)» и вручен грант в три млн рублей на новые проекты.

«За 31 год существования кинофестиваля "Кинотавр" якутский фильм не получал такого высокого признания. Я восхищен вашей работой! Прекрасно понимаю, что такое единодушие жюри фестиваля и критиков дорогого стоит. Чаще всего их мнения разделяются. Это говорит о том, что фильм "Пугало" безупречный», — сказал Айсен Николаев.


Успех «Пугала», так же как и других работ Давыдова («Костер на ветру» вошел в число 33 лучших фильмов 2017 года по версии российского издания журнала Еsquire, а «Нет бога кроме меня» стал лауреатом Выборгского кинофестиваля «Окно в Европу») – не единственное достижение якутского кино. В 2018 году блестящая работа Эдуарда Новикова «Царь-птица» произвела фурор на Московском международном кинофестивале и получила Гран-при. Годом позже лента «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой забрала приз «Ключ к сердцам зрителей» 41-го Московского кинофестиваля, приз от NETРAС азиатской ассоциации кинокритиков. Обе ленты снял «Сахафильм». «Якутский кинобум», «якутское киночудо» — критики не скупятся на эпитеты, и за каждой картиной одно – системная поддержка отрасли.

В ноябре запланирован выход самого масштабного фильма в истории якутского кино «Тыгын Дархан». В съемках приняли участие по примерным подсчетам десять тыс. якутян. Бюджет дал регион — более 200 млн рублей. Это самый масштабный исторический фильм о жизни народа саха в XVI-XVII веков и о правлении легендарного якутского воина Тыгын Дархана.

Люди в Якутии кино любят, самым популярным вопросом во время пандемии в соцсетях был: «Когда откроются кинотеатры и театры?». В рамках нацпроекта «Культура» и программы «Фонда кино» республика каждый год выигрывает конкурс на открытие кинозалов в районах. Сейчас там открыто 40 кинотеатров и 50 кинозалов. Сотрудники Якутской киносети выезжают в районы, даже в Арктику, оборудуют кинозалы при ДК и клубах. В республике открыто 23 кинозала, в их числе 16 по программе «Фонда кино». В этом году откроется 17-ый в Ленске. Всего в Якутии 36 районов, 27 из них кинофицированы. В девяти оставшихся это произойдет в скором времени.

Как шутят в Якутии, страсть к созданию историй, желание творить и делиться результатами с другими — у жителей в крови. В республике, где каждый в душе немного олонхосут, желание творить собственные миры, сочинять и рассказывать долгие истории — часть национального характера, а богатые традиции — основа для развития культурных феноменов в настоящем и в будущем.

26 ноября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика