Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Ministry of Development is re-launching the mechanism for supporting regional investment projects (RIP) - EastRussia | Analytics of the East of Russia

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Reloading RIPs

Minskostokrazvitiya launches new benefits on regional investment projects for the Far East

The Federation Council approved a federal law that provides for investors in the Far East income tax and mineral extraction tax exemptions. Now the Far East will receive a new universal support mechanism for business that is not tied to specific zones, as it used to be with TORs and the Free Port.

Reloading RIPs

Once, the draft law “On Amendments to the Tax Code of the Russian Federation” was already sent to the Federation Council by developers, but was rejected by them due to a technical error. What was the mistake remains unknown - the question of the Ministry of Eastern and Eastern Development, which was asked by the EastRussia correspondent, was left unanswered. The re-entry of the law into the Council of the Federation means that it must now fully arrange the upper chamber. Adoption of the law after its refinement shows that its form is truly flawless now. But this is not possible to say about his idea of ​​such a mechanism so far - both during its development and now a number of experts remain skeptical. First of all, because among the factors voiced by investors, pushing them away from investments in investment projects in the Far East, the profit tax and the mineral extraction tax are far from primary obstacles.

Alexander Galushka, the head of the Ministry for the Development of Russia, announced a new mechanism for granting benefits to regional investment projects (RIP) as follows: “The investor receives a benefit after he reaches a certain level of investment in the project, in a notification order. An investor does not need to prove anything to officials, to enter some registries, to sign some agreements. In fact: I invested money in the Far East - you get a benefit. ”

The mechanism of the benefits, reflected in the adopted law, is as follows. If the investor realizing the project in the Far East has invested 50 million rubles within three years, or within 5 years - 500 million rubles, then he automatically gets the right to the privilege as a regional investment project. At the same time, investments made since 1 January 2013 are taken into account. For the period of 10 years, the investor is exempt from the payment of the profit tax credited to the federal budget. Also, during the first 5 years, a reduced income tax rate credited to the regional budget is applied, from 0 to 10%, for the next 5 years, not less than 10%. The income tax benefit begins to apply from the period in which such a profit was first received. The exemption for MET is calculated as follows: during the first two years, the investor is completely exempt from the severance tax, in total the benefit is valid for 10 years, during this period the benefit amount is reduced by 20% every 2 year.

According to the law, any production can get the status of the RIP, except for the enterprises producing excisable goods (the exception is production of such products as cars, motorcycles, etc.), as well as enterprises operating in the field of oil and gas production.

Expectations from innovation in Minvostokrazvitiya significant. According to Alexander Krutikov, the director of the Department for Ensuring the Implementation of Investment Projects of Minskostokvitiya, the agency "expects that, after the adoption of this law, hundreds of investors will hurry to obtain the status of RIP for their projects. And the first few dozen projects will acquire such status before the end of 2016. Since the investment of 50 million rubles is an investment that can be done by medium-sized businesses. "

“The proposed RIP tax model is similar to that provided for by advanced development territories. Except for the fact that, in addition to privileges on income tax and mineral extraction tax, TORs also provide for social tax benefits, ”added Alexander Krutikov.

The experts interviewed by the EastRussia correspondent generally supported the initiative to create a new mechanism to support investors in the Far East, but noted that interest in it is likely to be rather cautious. So, according to one of the opinions, the effect of the benefit will be felt only at 100% of "white" accounting - a criterion that often not only in the Far East, but also in the country as a whole. "And it's not at all a fact that the new privilege will be sufficient incentive to become" whiter ", - says the EastRussia source.

According to Vice-President of the ANO "National Institute for System Studies of Entrepreneurship Problems" Vladimir Buev, the current income tax - 20% - is not excessively high for Russian producers. And, besides, not all manufacturers pay now, as it is reset in the absence of profit from the enterprise. And also because many businesses are easily leaving it today - both small and medium-sized businesses, and large ones, in order to avoid taxation, today either artificially understate profits or use offshore schemes. It is not so easy to get away from mineral extraction tax today, but since this tax affects resource-producing companies, then, according to the expert, granting a benefit on it is unnecessary, as these producers have enough interest in investing in the Far East today.



"If this or that investment project is at least to some extent profitable, then in what territory it would not be located, the investor will invest in its implementation. If the project is unprofitable, then granting such a state support here will not help much. Therefore, taking into account also modern realities, it seems doubtful that these tax incentives are a great incentive for investing in mining in the Far East. There is perhaps a probability that these benefits will help some state corporations in the implementation of some individual investment projects. And then - it's a question of single projects, already without tax privileges that provide active assistance, including financial assistance, from the state, "explained Vladimir Buyev.

Nikolay Troshin, Senior Researcher of the Economics Sector of the Center for Economic Research of the Russian Institute for Strategic Studies, drew attention to the relationship between the new mechanism and the "cleanliness" of business reporting. According to the expert, "a certain effect for the development of the country from the operation of the new law is possible only when its adoption will be accompanied by a tightening of the reporting that all producers in Russia are exposed to today. Since only in the event of the exclusion of a variety of fraudulent schemes, in particular, making it possible to avoid tax payments, they will finally begin to be produced in Russia in full. "

According to the expert, it is now fundamentally wrong to rank the acceptability and value of individual Russian taxes, and, accordingly, to provide opportunities for their selective reduction to Russian producers. It is necessary to assess the overall scale of the entire tax burden that exists today in Russia, and it cannot be called prohibitively high against the background of world practice. According to foreign studies, in Russia deductions from ruble profits are lower, for example, than in China, and are approximately equal to those made in India and Brazil. Thus, the reason for the insufficient volume of investments in Russia is not the high level of taxes, but rather the insufficient stimulation of the modern system of tax concessions for investments.

"Today, this system does not have a so-called" direct link "to investment: obtaining a benefit is not directly related to investing a certain amount of investment by an agent in mining and / or production. There is a possibility of obtaining a benefit by an agent without parallel investment in the development of production and / or production. When such an opportunity is excluded and the fulfillment of obligations by the investor taken with the receipt of the privilege will be tightly controlled, then the taxation system in Russia will begin to act as an incentive for investment activity in the country, "Nikolai Troshin explained.

According to him, taking into account the state's focus on priority development of the economy in the Far East, it is necessary to start "direct linking" of the tax incentive system with this particular macroregion.

“But the fact that most of all today can contribute to the implementation of investment projects in Russia, and, in particular, in the Far East, is the introduction of accelerated depreciation within their framework. That is, such depreciation, which would provide for the write-off of the cost of all the expenses incurred by the investor in the process of investing in fixed assets during the two years of operation of the enterprise. Because just one of the subsequent effects of accelerated depreciation on enterprises will be a reduction in the amount of tax deductions that are obligatory for them - since such depreciation allows the enterprise to reduce its profit, which falls under its taxation. Other important consequences of the introduction of accelerated depreciation will be the acceleration of the return of invested funds by investors and the ability to more accurately predict future earnings, ”said Nikolai Troshin.

The expert notes that now in Russia the possibility of accelerated depreciation is not provided for - enterprises operate according to a system that assumes depreciation for 5-10 years. At the same time, according to Nikolai Troshin, it is advisable for the state to make the introduction of accelerated depreciation in Russia generally accessible and to exclude the possibility of the emergence of “gray” schemes within its framework. At least starting from the Far East.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Перезагрузка РИПов

Минвостокразвития запускает новые льготы по региональным инвестпроектам для Дальнего Востока

Совет Федерации одобрил федеральный закон, предусматривающий для инвесторов на Дальнем Востоке льготы по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых. Теперь Дальний Восток получит новый универсальный механизм поддержки для бизнеса, не привязанный к конкретным зонам, как это раньше было с ТОРами и Свободным портом.

Перезагрузка РИПов

Один раз законопроект «О внесении изменений в налоговый кодекс Российской Федерации»  уже был направлен в Совет Федерации разработчиками, но был им отклонен вследствие содержащейся технической ошибки. Что это была за ошибка остается неизвестным – заданный в свое время корреспондентом EastRussia вопрос Минвостокразвития оставило без ответа. Вторичное поступление закона в Совет Федерации означает, что теперь он должен полностью устраивать верхнюю палату. Принятие закона после его доработки показывает, что его форма действительно является теперь безупречной. Но о самой его идее такого механизма сказать этого пока нельзя – как во время его разработки, так и сейчас у ряда экспертов сохраняется скепсис. В первую очередь потому, что среди озвучиваемых инвесторами факторов, отталкивающих их от вложений в инвестиционные проекты на Дальнем Востоке, налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых – далеко не первоочередные препятствия.

Глава Минвостокразвития России Александр Галушка анонсировал новый механизм предоставления льгот региональным инвестиционным проектам (РИП) следующим образом: «инвестор получает льготу после достижения определенного уровня инвестиций в проект, в уведомительном порядке. Инвестору не нужно ничего доказывать чиновникам, входить в какие то реестры, подписывать какие то соглашения. По факту: вложил деньги на Дальнем Востоке – получаешь льготу».

Механизм действия льготы, отраженный в принятом законе, следующий. Если инвестор, реализующий проект на Дальнем Востоке, в течение трех лет вложил 50 млн рублей, или же в течение 5 лет – 500 млн рублей, то он автоматически получает право на льготу в качестве регионального инвестиционного проекта. При этом учитываются инвестиции, совершенные с 1 января 2013 года. На период в 10 лет инвестор освобождается от выплаты налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет. Также в течение первых 5 лет применяется пониженная ставка налога на прибыль, зачисляемая в региональный бюджет, – от 0 до 10%, в течение следующих 5 лет – не менее 10%. Льгота по налогу на прибыль начинает действовать с периода, в котором впервые получена такая прибыль. Льгота по уплате НДПИ исчисляется следующим образом: в течение первых двух лет инвестор полностью освобождается от НДПИ, в общей сложности льгота действует 10 лет, в течение этого срока размер льготы сокращается на 20% каждые 2 года.

Получить статус РИП согласно закону может любое производство за исключением предприятий, выпускающих подакцизные товары (исключение составляет производство такой продукции, как автомобили, мотоциклы и др.), а также предприятий, работающих в сфере нефте- и газодобычи.

Ожидания от нововведения у Минвостокразвития значительные. По словам директора департамента обеспечения реализации инвестиционных проектов Минвостокразвития Александра Крутикова, ведомство «рассчитывает, что после принятия этого закона сотни инвесторов поспешат получить статус РИП для своих проектов. И первые несколько десятков проектов обзаведутся таким статусом уже до конца 2016 года. Так как инвестиция в размере 50 млн рублей – это вложение, которое под силу среднему бизнесу».

«Предполагаемая законопроектом налоговая модель РИП аналогична той, что предусматривается территориями опережающего развития. За исключением того, что в ТОРах, помимо льгот по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотрены еще и льготы по социальным налогам», – дополнил Александр Крутиков.

Опрошенные корреспондентом EastRussia эксперты в целом поддержали инициативу по созданию нового механизма поддержки инвесторов на Дальнем Востоке, однако отметили, что интерес к нему, вероятнее всего, будет носить достаточно осторожный характер. Так, согласно одному из мнений, эффект от льготы будет ощущаться только при 100% «белой» бухгалтерии – критерий, которому не только на Дальнем Востоке, но и в целом по стране бизнес зачастую не соответствует. «И вовсе не факт, что новая льгота станет достаточным стимулом для того, чтобы становиться «белее», – замечает источник EastRussia.

По словам вице-президента АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» Владимира Буева, существующий сегодня налог на прибыль – 20% – не является чрезмерно высоким для российских производителей. И, к тому же, выплачивается сейчас далеко не всеми производителями, так как обнуляется при отсутствии прибыли у предприятия. А также потому, что многие предприятия с легкостью сегодня от него уходят – как мелкий и средний бизнес, так и крупный, с целью избежать налогообложения, сегодня либо искусственно занижают прибыль, либо используют оффшорные схемы. Уйти от НДПИ сегодня не так легко, но так как этот налог затрагивает ресурсодобывающие компании, то, по мнению эксперта, предоставление льготы по нему – мера излишняя, так как у этих производителей сегодня и так имеется достаточный интерес к инвестированию на Дальнем Востоке. 

«Если тот или иной инвестиционный проект является хоть в какой-то степени рентабельным, то, на какой территории он не размещался бы, инвестор будет вкладываться в его реализацию. Если же проект нерентабельный, то предоставлением подобной господдержки тут сильно не поможешь. Поэтому, учитывая еще и современные реалии, представляется сомнительным, чтобы данные налоговые льготы выступили большим стимулом для вложения инвестиций в добычу полезных ископаемых на Дальнем Востоке. Есть разве что вероятность, что эти льготы помогут некоторым госкорпорациям в реализации каких-то отдельных инвестиционных проектов. И то – речь о единичиных проектах, уже и без данных налоговых льгот предусматривающих активное содействие, в том числе финансовое, со стороны государства», – объяснил Владимир Буев.

На взаимосвязь нового механизма с «чистотой» отчетности бизнеса обращает внимание и старший научный сотрудник сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований Российского Института стратегических исследований Николай Трошин. По словам эксперта, «определенный эффект для развития страны от действия нового закона возможен только тогда, когда его принятие будет сопряжено с ужесточением той отчетности, которой сегодня подвергаются в России все производители. Так как только в случае исключения разнообразных мошеннических схем, в частности, делающих возможным уход от выплат налогов, те, наконец, начнут производиться в России в полном объеме».

По мнению эксперта, сейчас в корне неправильно ранжировать приемлемость и величину отдельных российских налогов, и, соответственно, предоставлять возможности по их выборочному уменьшению российским производителям. Следует оценивать масштабы в целом всего того налогового бремени, которое сегодня существует в России, а его – на фоне мировой практики – запредельно высоким назвать нельзя. Согласно зарубежным исследованиям, в России отчисления с рубля прибыли ниже, к примеру, чем в Китае, и приблизительно равны тем, что производятся в Индии и Бразилии. Таким образом, причина недостаточного объема инвестиций, поступающих в Россию, не в высоком уровне налогов, а в недостаточном стимулировании современной системой налогового льготирования инвестиционных вложений.

«Сегодня эта система не имеет так называемой «прямой привязки» к инвестициям: получение льготы не связано напрямую с вложением определенного объема инвестиций тем или иным агентом в добычу полезных ископаемых и/или производство. Существует возможность получения льготы агентом без параллельного инвестирования им в развитие добычи и/или производства. Когда такая возможность будет исключена и выполнение обязательств инвестором, взятых им при получении льготы, будет жестко контролироваться, тогда система налогооблажения в России начнет выступать как стимул инвестиционной активности в стране», – пояснил Николай Трошин.

По его словам, учитывая ориентированность государства на приоритетное развитие экономики на Дальнем Востоке, внедрять «прямую привязку» системы налогового льготирования следует начать именно с данного макрорегиона.

«Но то, что более всего сегодня может поспособствовать реализации инвестиционных проектов в России, и, в частности, на Дальнем Востоке, – это внедрение в их рамках ускоренной амортизации. То есть, такой амортизации, которая предусматривала бы списание на себестоимость в течение двух лет работы предприятия всех расходов, осуществленных инвестором в процессе инвестирования в основные средства. Потому что как раз одним из последующих эффектов от проведения ускоренной амортизации предприятиями явится снижение объема обязательных для них налоговых отчислений – поскольку такая амортизация позволяет сократить предприятию прибыль, подпадающую у него под налогооблажение. Другими важными последствиями внедрения ускоренной амортизации явятся ускорение возврата вложенных средств инвесторами и возможность более точно предвидеть будущие доходы», – заметил Николай Трошин.

Эксперт отмечает, что сейчас в России возможность осуществления ускоренной амортизации не предусмотрена – предприятия работают согласно системе, предполагающей проведение амортизации в течение 5-10 лет. В то же время, по мнению Николая Трошина, для государства целесообразно сделать общедоступным процесс внедрения ускоренной амортизации в России и исключить возможность возникновения в его рамках «серых» схем. Хотя бы начав с Дальнего Востока.