Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Pioneers. New economic policy in the Khabarovsk Territory

Presented at the East Economic Forum 24 investment project from the Khabarovsk Territory reflect the entire range of industrial, resource and intellectual potential of the region, and at the same time, instruments of state support for economic development. Many of these tools are new, and the Khabarovsk Territory is a pioneer in their development. About this in an interview with EastRussia, on the eve of the WEF, Governor Vyacheslav Shport

Pioneers. New economic policy in the Khabarovsk Territory
- Vyacheslav Ivanovich, TASED is a new economic policy of our state. What are the first successes?

- Yes, we are the first to go this way and fill our bumps. But I am sure we will pass it. In the creation and development of high-tech industrial production in the framework of TOSED, we see a priority, and we rely on that. It can be said that the first in Russia TASED, this new, reliable and profitable format of work for business, has already begun to function. Of course, in the future there is still a lot of work, and the work is very difficult.

Of course, the priority of our work now is the formation of the first in our country territories of advanced socio-economic development (TASED) - Khabarovsk and Komsomolsk. They are approved by decrees of the Government of the Russian Federation in June of this year. Together with the Ministry of the Russian Federation for the development of the Far East, the embassy in the Far Eastern Federal District we have already done a great deal of work: the regulatory framework has been fully formed, both at the federal and regional levels, and the mechanisms of interaction between all levels of government have been built. The order and sources of financing for the construction, reconstruction and operation of infrastructure facilities were determined, and a system for managing these territories was built. The first agreements have already been signed with “anchor” investors - in particular, with Energia Group of Companies, which will be implementing a project for the creation of a machining production for the aviation industry in the Komsomolsk TASED.

- What is now on the list of priorities?

- At the moment, the main thing is not to lose time. We must quickly create all the necessary conditions for investors, future TOSER residents, so that they accelerate the implementation of their projects. Now on the agenda is the development of projects for lay-out of TECER sites, design documentation for engineering and road infrastructure, social and cultural infrastructure, the final formation of a management system - all these works need to be carried out during the year 2015, in order to start directly the construction of infrastructure facilities at the expense of the regional and Federal budgets, and so that investors can start building their production capacities.
I would like to note that apart from the complex creation of TOSER engineering and road infrastructure facilities, without which residents can not start work, it is equally important to solve another task - to ensure the attraction and consolidation of labor resources, to create stable social ties between the population and the place of work and residence. In other words, we are making an important emphasis on the development of the social infrastructure around the TACER sites. This is especially true for Komsomolsk. The city has a very rich industrial potential, but the social infrastructure, unfortunately, "limps". We have already coordinated with the Ministry for the Development of the Far East a list of social, cultural and domestic facilities that will be built in the city. It is planned to reconstruct general school and pre-school institutions, including the construction of a specialized engineering school, whose goal is to develop interest in engineering professions in children from the school bench. It is also planned to build a multi-storey residential complex in the Parus microdistrict, next to one of the TOSER sites "Komsomolsk", a sports palace and a children's hospital complex.

- That is, we will see construction work at the TOSED sites next year?

- Yes. Of 32 potential residents of TOSER 6 are already ready to begin construction. And in the industrial park "Avangard", this is one of the three TOSER sites "Khabarovsk", the work is already under way. The Japanese company "JGCCorporation" builds greenhouses, where the newest technologies will grow vegetables and greens. By the way, the range of planned investment projects in TOSER Khabarovsk is very wide - from agriculture to the construction of a metallurgical plant ... Areas are allowed, and there is still room for new investors.
And attracting new investors is one of our most important tasks. At the same time we invite not only big business. In the resolutions of the government of the Russian Federation, which approved the establishment of TACER, 53 provides activities for their residents - from veterinary and fish farming to the production of cars and movies, they will not be able to deal, perhaps, only with banking and mining. The minimum investment threshold for entry is set at 500 thousand rubles.
This is quite a lifting bar, even for small companies, especially considering the serious preferences for TASED residents. We expect that small businesses will also go to TOSER. It is clear that the best advertising for new investors will not be any of our words, but the facts of successful work of enterprises in TASED. And we try to do everything to ensure that these facts are as much as possible, and they could be presented as early as possible.

- Do you plan to apply for new TOSER in the province?

- Undoubtedly, we plan to further develop the network of such territories. In particular, it is necessary to create a TACEC in the area of ​​the ports of Vanino and Sovetskaya Gavan. In the Soviet Harbor already operates port special economic zone, approved by the government of the Russian Federation in 2009, with a set of significant preferences for residents. Although, "acting", of course, loudly said. While it exists more on paper, since trying to establish its functioning, we once faced a lot of problems, both infrastructural and related to the non-development of the management system for such special territories. But it is this experience that helped us now that we were able to take into account TOSER-we were able to take into account All problems, find ways to solve them. We do not by any means renounce the PSEZ, on the contrary, now we are working on the extension of the zone to the Vanino district. The interest of investors in the PSEZ remains, and we still expect that it will really work. Vanino-Sovgavan junction has a huge development potential, which has not yet been revealed. It would be important for us to have a port special economic zone specializing in stevedore services, fish processing, and TOSER (which, by the way, has already been recognized as promising on the government subcommittee). We believe that the TACER mechanisms of PSEZ can be logically linked so that they complement each other.
We also plan to extend the TASED regime to the Russian part of Bolshoy Ussuriysky Island near Khabarovsk. Here it is planned to create, together with our Chinese partners, an international tourist and recreational territory with the establishment of a special visa regime. The project is certainly unique, but also large-scale, requiring significant costs for the construction of hydraulic structures, taking into account the levels of large-scale flooding 2013 of the year.
In addition, we are working on the establishment of TACER at other sites, in particular, in Chegdomyn village, Verkhnebureinsky district, as part of the instruction of the President of the Russian Federation Vladimir Putin to develop single-industry towns.

- But in fact the whole regime does not extend the TOSER ...

- Undoubtedly, in addition to developing TOSER, we apply all available mechanisms of state support for economic development. This, for example, is a tool such as supporting priority investment projects. As a result of the competitive selection of the Government of the Russian Federation, two projects have been selected from the region that will receive federal funding for infrastructure support.
These are the projects of Sakhatrans LLC for the construction of a coal terminal in the port of Vanino and OJSC Urgalugol, which plans to build a processing plant at the Urgal coal field in Verkhnebureinsky district and to increase production volumes. The total support will amount to about 4,8 billion rubles, which is planned to be invested in the construction of roads, laying of power lines and utilities. State subsidies will help attract about 42 billion in private investment and create more than 3 thousands of new jobs. We continue to work on the preparation of new applications from the region for participation in the selection. For example, we are already implementing a large project to revive the tin industry (by the way, the Khabarovsk Territory is the only region of the country where this metal is mined) in the Verkhnebureinsky and Sunny Districts. He may well rely on the priority status. There are also other applicants in various branches of industry - from wood production and mining in Oselt - at different stages of readiness.

If we talk about the future, then, for example, the development of a unique pulp production project in Russia in the Tuguro-Chumikansky district is in the final stage. Construction is planned to begin next year, the start of production is scheduled for 2019 year. This is a project of our, Khabarovsk investors. And, for example, a company from the United States is going to implement, again, a unique project - the development of the country's largest gold and copper deposit Malmyzh in the Nanai district.
In addition, a mechanism of “regional investment projects” has already been implemented in the region. And the first investor has already received tax benefits at the regional level. This is a Polymetal project for the development of the Svetloye gold deposit in the Okhotsk District. In addition, we are developing industrial parks on the territory of the region, in Komsomolsk-on-Amur a regional technopark is being built, designed to support small manufacturing enterprises ... We have entered the federal program "Increasing the mobility of labor resources" in 2015-2017 years. Its implementation will help to additionally attract about one thousand of specialists necessary for implementing investment projects from other regions of the country. We will help investors, including, at the expense of the regional budget, to "transport" the personnel they need. That is, I repeat, we try to use all the mechanisms of state support for existing and new projects available in all areas - from industry to tourism. We expect that the current budgetary investments, tax benefits will give return in the future - in the form of economic growth, creating new jobs, filling the budget.

- Not too often do you use the term “unique” in relation to projects?

- Believe me, they are really unique. Khabarovsk Territory itself is a unique subject of the federation. It is unlikely that there will be another such region, where so great natural resources, beautiful nature and high intellectual and industrial potential would be combined. Our task is to use all this for the benefit of our citizens, our region and our country. We understand that the economic prospects of any region today depend on the quality of cooperation with investors. And we are trying to create the most comfortable conditions for investors - be it a small business or a big one, domestic or foreign. And we invite investors to see for themselves. I assure you that they will receive maximum support from all levels of government in the Khabarovsk Territory.

Help

TOSER "Khabarovsk"
Total number of potential residents - 27 companies
The total volume of the announced investments is 33 billion rubles.
Number of jobs created - 4800
State support for the creation of infrastructure - 2,3 billion rubles.
It consists of three sites:
Rocket - 520,1 ha
Industrial Park "Avangard" - 51,7 ha
Airport - 15,5 ha followed by expansion to 108 ha

TOSER "Komsomolsk"
Total number of potential residents - 5 companies
The total volume of the announced investments is 12 billion rubles.
Number of jobs created - 1114 people
State support for the creation of infrastructure— 1,232 billion rubles.
It consists of three sites:
- Sail area - area 59,4 ha
- "Amurlitmash" - the area of ​​62,2 ha
- platform "Amursk" - area 97,3 ha
October 30: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Первопроходцы. Новая экономическая политика в Хабаровском крае

Представленные на Восточном экономическом форуме 24 инвестпроекта от Хабаровского края отображают весь спектр промышленного, ресурсного и интеллектуального потенциала региона, а вместе с тем и инструментов государственной поддержки развития экономики. Многие из этих инструментов — новые, и Хабаровский край является пионером в их освоении.Об этом в интервью «EastRussia», накануне ВЭФ рассказал губернатор края Вячеслав Шпорт

Первопроходцы. Новая экономическая политика в Хабаровском крае
— Вячеслав Иванович, ТОСЭР — новая экономическая политика нашего государства. Каковы первые успехи?

— Да, мы первыми проходим этот путь и набиваем себе шишки. Но, я уверен, мы его пройдем. В создании и развитии высокоинтеллектуального промышленного производства в рамках ТОСЭР мы видим приоритет, именно на это мы делаем ставку. Можно сказать, что первые в России ТОСЭР, этот новый, надежный и выгодный формат работы для бизнеса, уже начали функционировать. Конечно, в дальнейшем предстоит еще очень много работы, и работы очень непростой.

Безусловно, приоритет нашей работы сейчас — формирование первых в нашей стране территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) — «Хабаровск» и «Комсомольск». Они утверждены постановлениями Правительства РФ в июне нынешнего года. Нами совместно с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока, полпредством в ДФО уже проделана огромная работа, — полностью сформирована нормативная база, как на федеральном, так и на краевом уровне, выстроены механизмы взаимодействия между всеми уровнями власти. Определены порядок и источники финансирования строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, выстроена система управления этими территориями. Уже подписаны первые соглашения с «якорными» инвесторами — в частности, с ГК «Энергия», которая будет в ТОСЭР «Комсомольск» реализовывать проект по созданию механообрабатывающего производства для авиационной промышленности.

— Что сейчас стоит в списке первоочередных задач?

— В данный момент главное — не потерять время. Мы должны максимально быстро создать все необходимые условия инвесторам, будущим резидентам ТОСЭР для того, чтобы они ускорили реализацию своих проектов. Сейчас на повестке дня — разработка проектов планировок площадок ТОСЭР, проектной документации по объектам инженерной и дорожной инфраструктуры, соцкультбыта, окончательное формирование системы управления — все эти работы нужно провести в течение 2015 года, чтобы уже в следующем начать непосредственно строительство объектов инфраструктуры за счет краевого и федерального бюджетов, и чтобы инвесторы уже могли приступить к строительству своих производственных мощностей.
Отмечу, что помимо комплексного создания объектов инженерной и дорожной инфраструктуры ТОСЭР, без которых резиденты не смогут начать работу, не менее важно решить другую задачу — обеспечить привлечение и закрепление трудовых ресурсов, создать устойчивые социальные связи населения с местом работы и проживания. Иными словами, важный акцент мы делаем на развитие социальной инфраструктуры вокруг площадок ТОСЭР. Особенно это актуально для Комсомольска. У города очень богатый промышленный потенциал, но социальная инфраструктура, к сожалению, «хромает». Нами уже согласован с Министерством по развитию Дальнего Востока перечень объектов социального, культурного и бытового назначения, которые будут построены в городе. Предполагается реконструкция общеобразовательных школьных и дошкольных учреждений, в том числе строительство специализированной инженерной школы, целью которой будет развитие в детях со школьной скамьи интереса к инженерным профессиям. Планируется также строительство многоэтажного жилого комплекса в микрорайоне «Парус», рядом с одной из площадок ТОСЭР «Комсомольск», дворца спорта и детского больничного комплекса.

— То есть строительные работы на площадках ТОСЭР мы увидим в следующем году?

— Да. Из 32 потенциальных резидентов ТОСЭР 6 уже готовы начать строительство. А в индустриальном парке «Авангард», это одна из трех площадок ТОСЭР «Хабаровск», работы уже идут. Японская компания «JGCCorporation» строит теплицы, где по новейшим технологиям будут выращиваться овощи и зелень. Кстати, спектр планируемых к реализации инвестпроектов в ТОСЭР Хабаровск весьма широк — от сельского хозяйства до строительства металлургического завода... Площади позволяют, и еще место остается для новых инвесторов.
А привлечение новых инвесторов — одна из важнейших наших задач. При этом мы приглашаем не только крупный бизнес. В постановлениях правительства РФ, которыми утверждены создание ТОСЭР, предусмотрено 53 вида деятельности для их резидентов — от ветеринарии и рыбоводства до производства автомобилей и кинофильмов, они не смогут заниматься, пожалуй, только банковской деятельностью и добычей полезных ископаемых. Минимальный порог инвестиций для входа определен в 500 тысяч рублей.
Это вполне подъемная планка, даже для небольших компаний, тем более, с учетом серьезных преференций для резидентов ТОСЭР. Мы рассчитываем, что малый бизнес тоже зайдет в ТОСЭРы. Понятно, что лучшей рекламой для новых инвесторов будут не любые наши слова, а факты успешной работы предприятий в ТОСЭРах. И мы стараемся делать все для того, чтобы этих фактов было как можно больше, и предъявить их можно было бы как можно раньше.

— Планируете ли вы подавать заявки на создание новых ТОСЭР в крае?

— Безусловно, мы планируем в дальнейшем развивать сеть таких территорий.В частности, — создатьТОСЭР в районе портов Ванино и Советская Гавань. В Советской Гавани уже действует портовая особая экономическая зона, утвержденная постановлением правительства РФ в 2009 году, с набором существенных преференций для резидентов. Хотя, «действует», конечно, громко сказано. Пока она существует больше на бумаге, поскольку пытаясь наладить ее функционирование мы в свое время столкнулись с массой проблем, как инфраструктурных, так и связанных с неотработанностью системы управления такими особыми территориями.Но именно этот опыт помог нам теперь, при создании ТОСЭР— мы смогли учесть все проблемы, найти пути их решения. Мы ни в коем случае не отказываемся от ПОЭЗ, напротив, сейчас ведем работу порасширении зоны на Ванинский район. Заинтересованность инвесторов в ПОЭЗ остается, и мы все же рассчитываем что она реально заработает. Ванинско-Совгаванский узел имеет огромный потенциал развития, который еще не раскрыт. Нам было бы важно, чтобы здесь была и портовая особая экономическая зона, специализирующаяся на стивидорных услугах, рыбопереработке, и ТОСЭР (которая, кстати, уже была признана перспективной на правительственной подкомиссии). Мы считаем, что механизмы ТОСЭР у ПОЭЗ можно логично увязать, чтобы они взаимно дополняли друг друга.
В наших планах также распространить режим ТОСЭР на российскую часть острова Большой Уссурийский под Хабаровском. Здесь планируется создать вместе с нашими китайскими партнёрами международную туристско-рекреационная территорию с установлением особого визового режима. Проект, безусловно, уникальный, но и масштабный, требующий значительных затрат на строительство гидротехнических сооружений, с учетом уровней крупномасштабного наводнения 2013 года.
Кроме того, нами ведется работа по созданию ТОСЭР на других площадках, в частности, в поселке Чегдомын Верхнебуреинском районе, в рамках поручения Президента РФ Владимира Владимировича Путина по развитию моногородов.

— Но ведь на весь край режим ТОСЭР не распространить...

— Безусловно, помимо развития ТОСЭРов, мы применяем все доступные механизмы господдержки экономического развития. Это, например, такой инструмент, как поддержка приоритетных инвестиционных проектов.По итогам конкурсного отбора Правительства РФ от региона пока отобраны два проекта, которые получат федеральное финансирование на инфраструктурное обеспечение.
Это проекты ООО «Сахатранс» по строительству угольного терминала в порту Ванино и ОАО «Ургалуголь», которое планирует построить обогатительную фабрику на Ургальском каменноугольном месторождении в Верхнебуреинскомрайоне и увеличить объемы добычи. Совокупная поддержка составит порядка 4,8 млрд рублей, которые планируется вложить в строительство дорог, подведение линий электропередачи и инженерных коммуникаций. Субсидии государства помогут привлечь около 42 млрд. частных инвестиций и создать более 3 тысяч новых рабочих мест. Мы продолжаем работу по подготовке новых заявок от региона для участия в отборе. Например, у нас уже реализуется большой проект по возрождению оловорудной промышленности (кстати, Хабаровский край — единственный регион страны, где добывается этот металл) в Верхнебуреинском и Солнечном районах. Он вполне может рассчитывать на статус приоритетного. Есть и другие претенденты в самых разных отраслях— отсельского хозяйствадо деревопереработки и добычи полезных ископаемых — в разной стадии готовности.

Если говорить о перспективе, то, например, в завершающей стадии находится разработка уникального для России проекта по производству целлюлозы в Тугуро-Чумиканском районе. Начать строительство планируется уже в следующем году, старт производства намечен на 2019 год. Это проект наших, хабаровских инвесторов. А, например, компания из США собирается реализовать, опять же, уникальный проект — освоение крупнейшего в стране золото-медного месторождения Малмыж в Нанайском районе.
Кроем того, в крае уже реализован механизм «региональных инвестиционных проектов». И первый инвестор уже получил налоговые льготы на краевом уровне. Это проект компании «Полиметалл» по освоению золоторудного месторождения Светлое в Охотском районе. Кроме того, мы развиваем на территории края индустриальные парки, в Комсомольске-на-Амуре строится краевой технопарк, рассчитанный на поддержку малых производственных предприятий... Мы вступили в федеральную программу «Повышение мобильности трудовых ресурсов» на 2015-2017 годы. Ее реализация поможет дополнительно привлечь в край около тысячи необходимых для реализации инвестпроектов специалистов из других регионов страны. Будем помогать инвесторам, в том числе, и за счет краевого бюджета «перевозить» сюда нужные им кадры. То есть, повторюсь, мы стараемся задействовать все доступные нам механизмы господдержки действующих и новых проектов во всех сферах — от промышленности до туризма. Мы рассчитываем, что нынешние бюджетные вложения, налоговые льготы дадут отдачу в дальнейшем — в виде роста экономики, создания новых рабочих мест, наполнения бюджета.

— Не слишком часто вы употребляете по отношению к проектам термин «уникальный»?

— Поверьте, они действительно уникальные. Хабаровский край сам по себе — уникальный субъект федерации. Вряд ли найдется другой такой регион, где бы так сочетались огромные природные богатства, красивейшая природа и высокий интеллектуально-промышленный потенциал.Наша задача — использовать все это на благо наших граждан, нашего региона и нашей страны. Мы понимаем, что экономические перспективы любого региона сегодня зависят от качества сотрудничества с инвесторами. И мы стараемся создать инвесторам максимально комфортные условия — будь то малый бизнес или большой, отечественный или иностранный. И мы приглашаем инвесторов убедиться в этом самим. Я заверяю, что они получат в Хабаровском крае максимальную поддержку от всех уровней власти.

Справка

ТОСЭР «Хабаровск»
Общее количество потенциальных резидентов — 27 компаний
Общий объем заявленных инвестиций — 33 млрд. руб.
Количество создаваемых рабочих мест — 4800
Господдержка на создание инфраструктуры — 2,3 млрд руб.
Состоит из трех площадок:
Ракитное — 520,1 га
Индустриальный парк «Авангард» — 51,7 га
Аэропорт — 15,5 га с последующим расширением до 108 га

ТОСЭР «Комсомольск»
Общее количество потенциальных резидентов — 5 компаний
Общий объем заявленных инвестиций — 12 млрд. руб.
Количество создаваемых рабочих мест — 1114 человек
Господдержка на создание инфраструктуры— 1,232 млрд. руб.
Состоит из трех площадок:
— площадка «Парус» — площадь 59,4 га
— площадка " Амурлитмаш"— площадь 62,2 га
— площадка "Амурск"— площадь 97,3 га