Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Полет на глубину

Восемь выживших выплыли, а для семи туристов и одного члена экипажа полет на вертолете к вулканическому озеру на Камчатке закончился на его дне – на глубине 110 метров.

Путешественники летели полюбоваться красотами Камчатки, но авиакатастрофа перечеркнула их жизни – восьмерым на «до и после», восьмерым навсегда. Ми-8 с туристами на борту рухнул в Курильское озеро - одно из самых уникальных мест России, расположенное на особо охраняемой природной территории Камчатки. До места посадки он не дотянул считанные метры

Полет на глубину
Фото: Кроноцкий заповедник

Вертолет Ми-8, принадлежащий компании «Витязь-Аэро», поднялся в воздух с аэродрома базирования в поселке Николаевка (населенный пункт в Елизовском районе Камчатского края) около 8:30 утра 12 августа и взял курс на знаменитое Курильское озеро в Кроноцкого заповедника. Маршрут экипажу был хорошо знаком. По нему в летний сезон курсирует по несколько винтокрылых машин в день с гостями и жителями полуострова. Люди летят посмотреть на медведей в естественной среде обитания. Все было как обычно и в этот раз. На борту находилось 13 туристов и три члена экипажа. Главным в «восьмерке» был Сорокин Николай Михайлович. На кресле второго пилота находился Медведев Яков Николаевич. Бортмеханик машины — Мадиев Марат Саматович.

Полет проходил в штатном режиме, но над озером стоял густой туман, за несколько минут до посадки вертолет ударился об воду и начал стремительно уходить на глубину. Все произошло за секунды.


Сразу после падения вертолета инспекторы Кроноцкого заповедника бросились на помощь
Фото: Кроноцкий заповедник

Самыми первыми на помощь бросились сотрудники Кроноцкого заповедники. Многие слышали звуки приближающегося вертолета, за которым последовал нехарактерный для посадки хлопок.

«В 9.25 утра на озере был туман, видимость не превышала 100 метров. Мы услышали шум вертолета, но не видели его. Судя по звуку, он пролетел над озером и начал поворачивать в сторону кордона. Потом раздался громкий хлопок – вертолет ударился о воду. Мы тут же спустили на воду 2 катера и за 3-4 минуты добрались до места крушения, которое определили по волне. На поверхности воды было 8 человек, которых сразу подняли на борт и отвезли на кордон. У двоих были серьезные ранения. Мы начали оказывать пострадавшим первую помощь, отогревать их. Мы несколько раз объехали озеро в поисках остальных людей, но никого не обнаружили», – рассказал Евгений Денгес, участковый государственный инспектор ФГБУ "Кроноцкий государственный заповедник".

В числе восьми спасенных оказался Виктор Стрелкин. Он прилетел на Камчатку 10 августа из Санкт-Петербурга, а уже на 12 число была запланирована вертолетная экскурсия на Курильское озеро. Во время полета путешественник задремал. А разбудил его удар и поток воды, хлынувший в салон.

 «Рядом со мной сидел сын моего друга. Он был пристегнут ремнями безопасности, и я не успел его выдернуть из-за того, что поздно очнулся. Успел только отстегнуть себя, после чего меня сразу подняло наверх в кабине вертолета. Там было небольшое пространство с воздухом, который я успел вдохнуть. После этого вертолет сразу заполнился водой. Сидел я на первом ряду. Дверь в кабину пилотов оказалась распахнутой, стекло разбито и через это отверстие я стал подниматься наверх. По моим ощущениям, поскольку я занимаюсь фридайвингом, глубина, с которой я всплыл на поверхность составляла порядка 8-9 метров», — рассказывает Виктор. 


Виктор Стрелкин, выживший в катастрофе Ми-8
Фото: правительство Камчатского края

«Вода была очень холодная, низкий туман. Вокруг уже барахтались люди, зовущие на помощь. Самостоятельно спастись дальше я не мог. Кроссовки тянули меня на дно. Мне едва удалось их снять. Плыть на животе я не мог и понимал, что в таких условиях долго не продержусь. К счастью буквально через 5 минут подоспели две лодки с людьми. Меня достали из воды первым. Второй, кого спасли стала гид Анастасия. Затем достали второго пилота и механика. По словам других выживших второй пилот вылетел из кабины вместе с креслом».

Быстрая реакция инспекторов заповедника спасла жизни тем, кто находился в воде, На берегу пострадавших укутали в пледы, дали теплое питье и оказали необходимую медицинскую помощь. Температура воды в озере – не более 5-6 градусов, долго находиться в ней невозможно.

Ми-8 упал недалеко от острова Сердце Алаида, который расположен в Курильском озере приблизительно в 5 километрах от берега. Как рассказывали уцелевшие, находившиеся в момент крушения в вертолете, он начал тонуть носом вниз, а от удара о воду открылись задние створки воздушного судна.


Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю

Спустя некоторое время стала приходить помощь из Петропавловска-Камчатского. Прибыли спасатели МЧС, в воду погрузились водолазы, но больше на месте крушения вертолета никого не нашли. Всех спасенных в результате крушения вертолета Ми-8 принято решение отправили в главную больницу Камчатки.

В 13:15 по местному времени спецборт совершил посадку на специальной площадке в черте Петропавловска-Камчатского. Там уже ждали несколько карет скорой помощи и Центра медицины катастроф.


Фото: правительство Камчатского края

«Бортом санавиации к нам поступило четыре пациента, двое из которых были госпитализированы в реанимацию. Пришлось провести оперативное вмешательство. У одного из пациентов открытый оскольчатый перелом правой голени, контузия грудной клетки, перелом ключицы и травматический шок второй-третьей степени. Гемодинамически он был крайне нестабилен, поэтому в течение 30 минут была проведена предоперационная подготовка в палате интенсивной терапии, потом выполнено оперативное вмешательство по поводу открытого перелома. Сегодня у него стабильно тяжёлое состояние, дыхание самостоятельное, пациент в сознании, но под медикаментозной седацией. Прооперированная конечность на данный момент жизнеспособна, признаков воспаления или гангрены пока нет. Второй пациент поступил с открытым переломом грудины. Рана проникала в передние средостения, кроме того, у него открытый перелом крыла подвздошной кости. Он также находится в реанимации в стабильно тяжёлом состоянии под интенсивной терапией. На данный час его состояние не ухудшилось, оно стабилизировано»», – рассказал утром пятницы 13-го августа заместитель главного врача по хирургической помощи Камчатской краевой больницы, хирург высшей категории Олег Кузьменков. «Девушка-гид 27 лет получила черепно-мозговую травму. Ей предложили госпитализацию, но она отказалась. Мужчина обращался с ушибами, ссадинами, то есть амбулаторными травмами», - добавил он.

Среди спасенных экономист и журналист Николай Корженевский, бывший ведущий программы «Экономика: Курс дня» на канале «Россия 24», директор лаборатории «СберИндекс». Николай — стипендиат Оксфордского фонда, стажировался в Стэнфорде. Его называют одним из самых молодых и авторитетных в россии специалистов по биржевой торговле.

Экипаж:

Сорокин Николай — командир воздушного судна
Медведев Яков — штурман
Мадиев Марат — механик

Пассажиры:
Пономарева Анастасия
Стрелкин Виктор
Маляков Михаил
Кованцев Георгий
Корженевский Николай
Антипина Елена
Кулаков Евгений
Кремнева Ольга
Маляков Даниил
Мозолева Ирина
Скварников Кирилл
Чернова Эльвира
Харитонова Елена

По факту крушения в Курильское озеро вертолета Ми-8 возбудили уголовное дело. Как рассказали рассказали в Восточном управлении на транспорте СКР, расследуется по факту нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта.

В качестве причин крушения рассматриваются три стандартные версии: неблагоприятные погодные условия, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Помимо сбора улик на месте ЧП, следователи работали и на посадочной площадке Николаевка (аэропортовый комплекс "Витязь - Аэро") – они изъяли образцы топлива, которым был заправлен вертолет. По топливу назначена судебная химическая экспертиза. Также назначены судебно-медицинские экспертизы пострадавших.


Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю

Кроме того, допрошен генеральный директор ООО АК «Витязь-Аэро», который является эксплуатантом воздушного судна, а также технический персонал, осуществлявший предполетную подготовку воздушного судна, изучаются документы туроператора и перевозчика, а также техническая документация на вертолет, в том числе и в части ремонта воздушного судна, который проводился в 2020 году.


Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю

Поисковая операция на Курильском озере продолжалась весь день 12 августа до захода солнца и возобновилась с рассвета. Вертолет, который так и не совершил посадку в пункте назначения, лег на недоступную пока для водолазов глубину — более 145 метров.

«Обломки вертолета находятся на удалении примерно 800 метров от берега и на большой глубине. Водолазы МЧС не могут работать на ней. Поэтому сейчас мы обратились к министерству обороны за содействием. Военные подтвердили направление подводных роботизированных аппаратов, которые могут помочь в поисках обломков и пропавших. Роботы будут обследовать дно Курильского озера в районе авиакатастрофы. Поисковые работы продолжаются. На месте работают спасатели МЧС, водолазы, развернут полевой лагерь. Следственные органы в настоящее время устанавливают возможные версии и обстоятельства произошедшего», - рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.


Фото: ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю

Утонувшая в озере с туристами машина, принадлежит компании «Витязь-Аэро». Один из ее совладельцев – депутат заксобрания Камчатского края Игорь Редькин. Накануне он был арестован по делу об убийстве мужчиныв поселке Озерновском.

Катастрофа Ми-8 на Курильском озере стала шестым по счету серьезным происшествием с вертолетами авиакомпании «Витязь-Аэро» на Камчатке.

Одним из самых серьезны оказался инцидент в декабре 2015 года. Тогда машина компании совершила жесткую посадку в Соболевском районе. На борту было 25 человек. Вертолет перевозил дежурную смену компании «Газпром добыча Ноябрьск». Погиб один человек и 11 пострадали. Весной того же года жесткая посадка была и в Быстринском районе. Никто из шести человек, находящихся на борту вертолета, не пострадал. Также в апреле 2017 года вертолет Ми-8 «витязей» совершил жесткую посадку в районе Мутновского вулкана. На борту было 19 человек. Травмы получили три пассажира. В январе прошлого года Ми-8 «замерз» на Мутновском вулкане. Сильное обледенение помешало поднять машину воздух. Группа из 18 туристов и экипаж были эвакуированы другим вертолетом авиакомпании. В 2016 году техника повредила стойку шасси при посадки в Долине Гейзеров.

ЧП с Ми-8 это уже вторая авиакатастрофа, произошедшая на Камчатке эти летом. 6 июля на полуострове потерпел крушение самолет Ан-26 летевший из Петропавловска-Камчатского в Палану (населенный пункт Камчатского края). Машина врезалась в скалу при заходе на посадку. Никто из 28 человек, находившихся на борту, не выжил.

21 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика