Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пошли в рост: грузы активнее везут на Дальний Восток

Рост перевалки грузов в морских портах ДФО превысил показатель по стране

Темпы роста перевалки грузов в морских портах Дальневосточного бассейна последние пять лет растут, а в целом по России замедляются. По итогам 2019 года этот показатель в ДФО составил 6,4% (к 2018 году), по России – 2,4%. Общий грузооборот портов на Дальнем Востоке превысил 214,6 млн тонн. Положительная динамика наблюдалась во всех субъектах и по всем видам перевозок: экспорт, импорт, каботаж и транзит. Доля экспорта в грузообороте Дальневосточного бассейна превысила 85%.

Пошли в рост: грузы активнее везут на Дальний Восток
Фото: pixabay.com

ДОМИНИРУЕТ СЫРЬЕ

Традиционный локомотив роста грузовой базы в регионе – сырьевые ресурсы, доля угля – около 47%. По данным совместного исследования компании «ДНИИМФ-Восточный» и НОЦ «Морской транспорт и пространственная логистика» Морского государственного университета имени адмирала Невельского, несмотря на ограничения железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам, объем перевалки угля вырос на 8,5%.

Большинство стивидоров провели природоохранные мероприятия, закупив технику для пылеподавления и введя экологический мониторинг. Значительно увеличили перевалку четыре порта: Ванинский (+1,0 млн тонн), Находкинский (+1,3 млн тонн), Восточный (+1,4 млн тонн) и Шахтерск (+1,7 млн тонн). Все они продолжают увеличивать пропускную способность своих терминалов. В частности, в сентябре 2019 года введена в эксплуатацию третья очередь специализированного угольного комплекса в Восточном, которая увеличит объем перевалки до 50-55 млн тонн в год. Одно из главных событий в сегменте угольной перевалки – начало работы компании «Порт Вера»: за минувший год терминал перевалил 1,3 млн тонн угля.

В целом за десять лет порты Дальнего Востока увеличили перевалку угольных грузов в 2,8 раза. Угледобытчики готовы экспортировать намного больше, но это станет возможно после завершения первого этапа модернизации БАМа и Транссиба, который РЖД обещало завершить в ближайшие два года.


Эксперты зафиксировали рост перевалки наливных грузов более чем на три млн тонн (+3,4% к 2018 году). Обновленные технологические схемы разработки месторождений Одопту и Арктун-Даги (проект «Сахалин-1») позволили увеличить добычу нефти, которая отгружается большей частью через порт Де-Кастри. Компания «Трансбункер-Ванино» увеличила объемы транспортировки нефтепродуктов.

Несколько лет подряд лидером контейнерооборота на Дальнем Востоке является Владивосток. В 2019 году его терминалы перевалили более одного млн TEU (+11,5% к 2018 году). Эксперты подсчитали, что за десять лет стивидоры Владивостока фактически удвоили перевалку контейнеров. И это на фоне того, что темпы роста контейнерных перевозок на Дальневосточной магистрали, связанной с основными портами региона, в силу разных причин замедляются.

«Еще один контейнерный рекорд 2019 года – увеличение транзита в порту Зарубино (Хасанский район Приморья). Четыре тыс. TEU – наилучший результат за последние десять лет, превысивший показатели 2018 года в три раза. Это наглядный показатель востребованности портов юга Приморья для транзитных грузов Китая, Кореи и Японии», – рассказал региональный эксперт по транспорту Михаил Холоша.

Лесные грузы – единственный сегмент, где отмечено существенное снижение грузооборота (-16,7%). Причина – в общем состоянии отрасли, а также в повышении пошлины на экспорт необработанного леса из региона до 60%. Экспорта лес и лесоматериалов в 2019 году упал почти на 28%.

«Опережающие темпы роста грузооборота портов Дальнего Востока показывают, что спрос на развитие экономики и услуги транспорта на восточном направлении – устойчивая объективная реальность, – отметил глава АО «ДНИИМФ» Ярослав Семенихин. – По нашим оценкам, потенциал здесь кратно больше того, что пока удается освоить. Недаром правительством поставлена задача – к 2030 году практически удвоить грузообороты портов России (до 1,6 млрд тонн), в том числе на Дальнем Востоке – до 400 млн тонн. При большом количестве устаревших универсальных причалов у нас наблюдается дефицит современных специализированных морских перегрузочных комплексов, поэтому надо усиленными темпами развивать все составляющие транспортной инфраструктуры – портовой, железнодорожной, автомобильной, не забывая о логистике и подготовке кадров».




ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ

В связи с намерениями опережающего развития Дальнего Востока планируется модернизировать существующие и строить новые терминалы для перевалки зерновых, рыбы, сжиженного природного газа, угля.


Амбициозные планы по расширению мощностей у операторов, владеющих контейнерными терминалами на Дальнем Востоке. В частности, Восточная стивидорная компания намерена к 2030 году увеличить мощности с 650 тыс. TEU до 2-2,2 млн, Владивостокский морской торговый порт – с 600 тыс. до 1-1,5 млн TEU к 2022 году.

На Камчатке, в бухте Бечевинская, строится перегрузочный комплекс для СПГ. Расчетный объем его перевалки – 10,9 млн тонн в 2024 году и 21,7 млн – в 2026-м. Освоение на Чукотке одного из крупнейших в мире месторождений меди Песчанка даст к 2026 году прирост грузовой базы в 1,5 млн тонн.

«При всем при этом, планов громадье, но нет согласованной схемы развития портов, транспорта и экономики, каждый участник рынка стремится реализовать свои планы самостоятельно, что мешает добиться усиления мультипликативного эффекта за счет синхронизации проектов», – считает заместитель генерального директора ДНИИМФ Евгений Новосельцев.


СТАВКА НА СЕВМОРПУТЬ 

Правительство РФ утвердило план развития инфраструктуры Севморпути на период до 2035 года: к 2024 году прогнозируется увеличение грузов на этом направлении до 80 млн тонн, к 2030 году – до 120 млн тонн, к 2035 году – до 160 млн тонн, в том числе 10 млн тонн – объемы транзитных перевозок.

Справка: 

Стратегия развития Арктики предполагает увеличение к 2035 году доли нефти, добываемой в Арктике, до 25% от общего объема добываемой в России, доли природного газа – до 92% (в 2012 году – 82,7%). Объемы производства сниженного природного газа (СПГ) вырастут практически в семь раз к 2030 году – до 73,5 млн тонн, к 2035 году – до 120 млн тонн.

До конца этого года планируется завершить реконструкцию объектов порта Певек на Чукотке, к декабрю 2021 года – завершить реконструкцию морского канала порта Сабетта. Включено в план строительство пяти спасательных судов ледового класса и трех атомных ледоколов класса «Лидер». К декабрю 2020 года будут сформированы предложения по формированию госзаказа на подготовку кадров, учитывая потребности развития перевозок в акватории Севморпути.

«Для успешного решения поставленных задач нужно реагировать на современные вызовы, в том числе связанные с привлекательностью наших маршрутов и управляемостью в развитии, – прокомментировал ректор морского государственного университета Денис Буров. – Кроме современной инфраструктуры, нужны цифровая сервисная среда и современные кадры. Мы при поддержке Росморречфлота уже открыли новые направления – развитие цифровых технологий и повышение логистических компетенций».

 

«Темпы роста грузооборотов портов – один из важнейших показателей развития транспорта и в целом экономики региона. Поэтому важно знать статистику, быть в нее погруженным и уметь формировать прогнозы. Это дает чувство рынка, позволяет выбрать дорогу к успеху, который находится на перекрестке ряда факторов: наличия спроса на перевозки (он есть) и эффективности реализации отдельных проектов (зона инициатив бизнеса). Кроме того, важен фактор синхронизации действий. Это уровень комплексных пространственных решений, включая умение формировать рынки сбыта и регулировать развитие на макроэкономическом уровне (зона совместного стратегирования бизнеса, всей отрасли и региона). Необходимо объединить разные проекты в общее развитие», – подчеркнул эксперт по транспорту Михаил Холоша.