Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе снижение цен на европейском рынке энергетического угля замедлилось, удерживая индексы в диапазоне 102-105 долл./т. Однако на бумажном рынке контракты Q3-2024 и Cal-25 заметно подорожали до 115-120 долл./т., оказавшись существенно выше спотовых, что говорит об ожидании повышения спроса или сокращения предложения в будущем. Поддержку котировкам оказывают такие факторы, как рост цен на газ, потепление и низкие складские запасы, при этом давление сохраняется ввиду увеличения генерации ВИЭ и возобновления отгрузок угля из США через порт Балтимор.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 388 долл./1000 м3 (+58 долл./1000 м3 к 15.05.2024 г.) в связи с сокращением норвежских поставок.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся до уровня 108-110 долл./т. на фоне схода вагонов с рельсов, низких складских запасов, а также стабильного спроса со стороны Индии, Южной Кореи, Вьетнама и Пакистана. Запасы на складах Richards Bay Coal Terminal (RBCT) остались на уровне 2.1 млн т.
18 мая в 214 километрах от терминала Richards Bay Coal Terminal произошел сход вагонов с рельсов, что негативно отразилось на транспортировке угля. В связи с инцидентом отгрузки материала стала осуществляться по альтернативным маршрутам, однако 22 мая ж/д ветки были вновь открыты для движения составов с углем. Экспортеры надеются, что южноафриканскому оператору Transnet удастся нарастить провозные способности, которые позволят увеличить запасы на RBCT до 5 млн т. в преддверии планируемого в июле техобслуживания ж/д инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1.5 долл./т. до 121.5 долл./т. в связи с ростом потребления и необходимостью пополнения запасов в преддверии лета. Поддержку спотовому рынку также оказало повышение закупочных цен со стороны компании Shenhua и других производителей, а также прогнозы роста температуры до 32-35 С° в северном и центральном регионах Китая. Кроме того, на прошедшей неделе на одной из шахт в городе Хэган произошла авария по причине утечки газа, в результате которой погибло 5 человек, что может привести к ужесточению проверок безопасности на угольных предприятиях и сокращению добычи.
Запасы на шести крупнейших прибрежных ТЭС остались практически без изменений на уровне 14.3 млн т., потребление угля выросло с 746 тыс. до 754 тыс. в сутки, запасы в 9 крупнейших портах составили 25.6 млн т. (+1.2 млн т. к 15.05.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал до 93.8 долл./т. (+2 долл./т. к 15.05.2024 г.), из-за ограниченного предложения высококалорийного угля в связи с обильными осадками на Суматре и в Южном Калимантане. Однако спрос со стороны китайских потребителей оказался невысоким ввиду увеличения гидрогенерации на юге КНР и достаточных запасов на складах. При этом покупатели и поставщики в основном заключают сделки с привязкой к индексу по причине неопределенности относительно направления движения рынка в ближайшие недели.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал до уровня 140 долл./т. в результате падения цен на энергетическом рынке Европы. Кроме того, интерес японских покупателей, традиционных потребителей австралийского высококалорийного угля, снизился из-за высоких складских запасов и ослабления курса йены против доллара.
Индекс австралийского металлургического угля HCC вырос выше 240 долл./т. благодаря увеличению активности со стороны стран АТР и стабильному спросу в Индии. Также отмечается рост цен на материал с поставкой в июле в связи с ожиданием сокращения предложения. По мнению некоторых участников рынка, текущие уровни очень привлекательны для потребителей и падение цен представляется маловероятным. Кроме того, китайские власти приняли пакет стимулирующих мер для поддержания сектора недвижимости, в связи с чем ожидается улучшение конъюнктуры на рынке стали.
Добыча угля в Кузбассе упала на 3.6% в январе-апреле 2024 года
В январе-апреле 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 70.4 млн т. (-2.6 млн т. или -3.6% к январю-апрелю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 23.1 млн т. (+0.6 млн т. или +2.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 47.3 млн т. (-3.2 млн т. или -6.3%).
Открытым способом угольные компании добыли 45.6 млн т. (-3.0 млн т. или -6.2% к январю-апрелю 2023 г.), производство подземным способом составило 24.8 млн т. (+0.4 млн т. или 1.6%).
По состоянию на 1 мая 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе увеличились до 20.8 млн т. (+0.2 млн т. или +1.0% к 1 мая 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с высокими железнодорожными тарифами РЖД, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Coal center analytics (CCA)В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.
Нефть
В прошлом месяце правительство РФ скорректировало требования к потенциальному покупателю доли в шельфовом нефтегазовом проекте «Сахалин-2»[1]. Согласно ним, претендент должен обладать опытом международной торговли сжиженным природным газом, тогда как прежде такое условие не было предусмотрено. Кроме того, претендент должен иметь действующие договоры поставки СПГ со сроком действия более пяти лет. Также от покупателя, помимо опыта эксплуатации завода по производству СПГ с объемом производства более 4 млн тонн в год и суммарно накопленного объема производства около 40 млн тонн, требуется иметь опыт продаж подобных объемов. Из документа исключено требование о наличии действующих договоров фрахтования судов-газовозов с общим объемом грузовместимости более 4 млн куб. м.
Еще в апреле прошлого года правительство разрешило ПАО «НОВАТЭК» приобрести долю в 27,5% в операторе проекта – ООО «Сахалинская энергия». Ранее она принадлежала британско-нидерландской Shell. На сегодняшний день сделка все еще не закрыта. При этом «НОВАТЭК» соответствует установленным правительством критериям для потенциального покупателя. Исключение требования по судам-газовозам связано с проблемами, которые «НОВАТЭК» испытывает в настоящее время в вопросе поставок танкеров ледового класса[2]. ООО «Сахалинская энергия» тем временем сократило производство СПГ с 11,5 млн тонн в 2022 г. до 10 млн тонн в 2023 г. Суточная производительность завода по производству СПГ в рамках проекта составляет около 32 тыс. тонн.
В этих условиях «Сахалинская энергия» рассчитывает реализовать СПГ на китайском рынке. Китайским покупателям предлагается заключить контракт на 12 партий СПГ в год (около 1 млн тонн) на срок 3-5 лет (начиная с августа текущего года). Объявлен соответствующий тендер. Цена будет привязана к цене на нефть Brent, и при ее стоимости в 83 доллара за баррель может составить 356 долларов за 1 тыс. куб. м.
В целом в 2023 г. «Сахалин-2» экспортировал 10,2 млн тонн СПГ, включая почти 6 млн тонн в Японию, 2,58 млн тонн в Китай, 1,65 млн тонн в Республику Корея. При этом до 90% партий реализуются по долгосрочным контрактам. Японские предприятия, прежде выступавшие основными покупателями СПГ с сахалинского проекта, не были приглашены для участия в объявленном новом тендере.
Кроме того, у Shell, несмотря на выход из проекта, сохраняется offtake-контракт на получение до 1 млн тонн СПГ в год с «Сахалина-2» до 2028 г. После фактического прекращения участия Shell в проекте данный объем продавался на спотовом рынке. Намерение «Сахалинской энергии» законтрактовать сопоставимый объем газа с покупателями в КНР (на долгосрочной основе) может быть следствием снижения спотовых цен на газ.
Следует отметить, что в феврале Госдумой в третьем чтении был принят, а Советом Федерации одобрен законопроект, вносящий поправки в Налоговый кодекс РФ и выводящий ряд компаний из-под повышенного НДПИ на газ[3]. В том числе от повышенного НДПИ освобождены объемы газа, которые будут получены Россией в рамках проекта «Сахалин-2» в счет роялти для реализации его потребителям.
Индия продолжает снижать закупки российской нефти, добываемой на востоке страны. Потенциальным покупателем данных объемов может стать Китай. Отгрузки нефти Sokol (премиальная марка, «Сахалин-1») в Индию прекратились в конце прошлого года на фоне разногласий сторон по поводу условий контракта с государственной индийской компанией Indian Oil. Часть нефти проекта «Сахалин-1», изначально предназначавшаяся для поставки в Индию, в феврале была перенаправлена в КНР. Танкеры Viktor Titov и Viktor Konetsky доставили партии нефти в китайские порты провинции Шаньдун и порт Тяньцзинь.
Китай приобрел два груза Sokol со скидкой по отношению к нефти сорта Brent в 1 доллар за баррель. Прежде Sokol торговался на азиатском рынке с премией к Brent. Цены на Sokol в Де-Кастри (Хабаровский край) тогда могли находиться на уровне 65-68 долларов за баррель (выше ценового потолка, но дешевле сорта ВСТО). Всего в КНР было поставлено пять партий нефти Sokol, что стало наиболее высоким показателем экспорта данного сорта в Китай с марта 2021 г.
Часть поставок все же была направлена в Индию. Танкер Jaguar разгрузился в индийском порту Вадинар, груз предназначался для НПЗ Nayara Energy, наиболее крупным акционером которого является «Роснефть». Танкер Seagull направлен в порт Мумбаи для поставки на завод BPCL (Bharat Petroleum). Танкер Rani проследовал в направлении Вишакхапатнама, где расположен НПЗ дочерней структуры ONGC (акционер «Сахалина-1», имеет 20%). Индия также снижает закупки нефти сорта ВСТО (также премиальный), в то время как его поставки китайским покупателям в данном случае могут увеличиться.
При этом приостановка поставок нефти Sokol компенсировалась увеличением прокачки по нефтепроводу ВСТО («Восточная Сибирь – Тихий океан») в КНР. Еженедельный объем поставок составил 3,5 млн баррелей в сутки (рост на 365 тыс. баррелей в сутки).
В макрорегионе действуют угольные проекты, увеличивающие объемы добычи. При этом для экспортных поставок существуют инфраструктурные ограничения. В феврале президент РФ В.Путин поручил главе правительства М.Мишустину и главе ОАО «РЖД» О.Белозерову принять меры по обеспечению вывоза угольной продукции на экспорт из Кемеровской области, Бурятии, Хакасии, Якутии, Тувы и Иркутской области в восточном направлении в объемах, определенных соглашениями между «РЖД» и главами регионов. Напомним, что объемы, указанные в соглашениях «РЖД» с регионами, получают право на проезд на восток прежде, чем большинство других грузов.
Объемы вывоза по соглашениям с регионами на 2023 г. не раскрывались. По предварительным данным, квота на 2023 г. составляла 93,7 млн тонн, в том числе на Кузбасс приходилось 53,1 млн тонн, на Якутию – 26 млн тонн, на Бурятию – 8,1 млн тонн, на Хакасию – 6,1 млн тонн, а на Туву – 0,4 млн тонн. Тем не менее вывоз по квотам из Кузбасса фактически был ниже и составил 52,7 млн тонн. В текущем году квота увеличена на 6%. Так, из Кемеровской области планируется вывезти 54,1 млн тонн, из Якутии – 26,3 млн тонн, из Бурятии – 8,5 млн тонн, из Хакасии – 6,5 млн тонн, из Иркутской области – 3,3 млн тонн, из Тувы – 0,65 млн тонн.
Несмотря на то, что азиатские рынки сбыта в настоящее время не являются убыточными, отмечается снижение стоимости угля при экспорте через порты Дальнего Востока – на 10% по сравнению с четвертым кварталом 2023 г. и примерно на треть по сравнению с четвертым кварталом 2022 г. Ожидается дальнейшее уменьшение цен из-за сокращения спроса и введения в январе импортных пошлин на российский уголь в Китае. Кроме того, с 1 марта правительство РФ вновь ввело курсовые экспортные пошлины на вывоз угля – от 4% до 7% в зависимости от курса (нулевая при курсе менее 80 рублей за доллар). Мера будет действовать до 28 февраля 2025 г.[4] Минфин в феврале также предлагал установить плоскую надбавку к ставкам НДПИ на уголь в размере 380 рублей на тонну[5].
Рост угледобычи продолжает фиксироваться на Чукотке. В январе текущего года добыча угля в регионе выросла на 9% по сравнению с январем 2023 г., составив 124 тыс. тонн. Добычу каменного угля осуществляет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). За отчетный период на месторождении Фандюшкинское поле недропользователь получил 120,6 тыс. тонн. Результат ОАО «Шахта Угольная» составил 3,4 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении.
В Амурской области ООО «УК «Эльга» планирует в 2028 г. запустить обогатительный комплекс на Огоджинском угольном месторождении (Селемджинский район)[6]. Производительность комплекса должна составить 32 млн тонн угля в год. Намечено начало строительства первой фабрики производительностью 2 млн тонн, ее ввод в эксплуатацию должен состояться в 2025 г. До 2028 г. в состав комплекса войдут еще шесть обогатительных фабрик (производительность каждой – 5 млн тонн угля в год).
В рамках проекта продолжается строительство железной дороги от Огоджинского месторождения до станции Февральск на БАМе. Протяженность первой очереди должна составить 72 км, к настоящему времени проложено 27,6 км железнодорожного полотна. Окончание работ намечено на сентябрь 2024 г., пусконаладочные работы предполагается начать в конце 2024 г.[7]
В 2023 г. на Огоджинском месторождении было добыто 1,4 млн тонн угля, что в три раза превысило результат 2022 г. Суммарные запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд тонн угля. Перевалку угля месторождения планировалось проводить в порту Вера[8] в Приморском крае (мыс Открытый, в 130 км от Владивостока). Но структуры А.Авдоляна намерены продать данный портовый актив.
Тем временем на Сахалине ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) в феврале начало испытания магистрального угольного конвейера, соединяющего Солнцевский угольный разрез (Углегорский район) и морской порт Шахтерск. Весной текущего года планируется завершить пусконаладочные работы всего конвейера. Его протяженность составляет 23 км, с помощью него предполагается снизить негативное воздействие на экологию и нагрузку на автодорожную сеть при перевозке угля в порт.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе Сахалина. Японские корпорации Mitsui и Mitsubishi получили в «Сахалинской энергии» доли в 12,5% и 10% соответственно.
[2] В текущем году «НОВАТЭК» может получить от одного до трех танкеров класса Arc7 с южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME). Еще часть танкеров не может быть поставлена из-за санкций. Танкеры с судоверфи «Звезда» в текущем году поставлены не будут.
[3] Повышение налога введено с 1 января 2024 г. в целях изъятия в бюджет дополнительных доходов, полученных газодобывающими компаниями от индексации тарифов на газ. Формула расчета учитывает совокупный объем реализации газа в месяце, предшествующем налоговому периоду, на территории конкретного субъекта РФ (за исключением определенных категорий организаций и населения). Первоначально действие закона не распространялось только на газ, поставляемый населению, котельным и ТЭЦ, а также на предприятия, которые ведут переработку попутного нефтяного газа.
[4] Ранее курсовая экспортная пошлина на уголь вводилась с 1 октября 2023 г., в конце декабря 2023 г. уголь был освобожден от нее.
[5] Для компенсации выпадающих доходов бюджета от отмены экспортной пошлины.
[6] ООО «Огоджинская угольная компания».
[7] Строительство ведет новосибирская компания ООО «ТехВэб» А.Будникова.
[8] Мощность перевалки – 9 млн тонн, в 2023 г. было перевалено 7,3 млн тонн.
Сегодня нехватка пропускных мощностей железной дороги – общая проблема грузоотправителей от рыбопромышленников до аграриев, однако, как выяснилось, даже в РЖД считают, что перераспределение угля в пользу спецтерминалов будет способствовать ее решению. Как развивается борьба за Восточный полигон, выясняло EastRussia.
Энергоносители – основа грузопотока
В 2024 году вопрос конкуренции за железную дорогу встал особенно остро в портовой отрасли. Доля дальневосточных портов в общем объеме перевалки грузов в 2023 году составила 26,4%, следует из данных ВМТП (Владивостокский морской торговый порт). Только в первом полугодии в дальневосточном бассейне переработано 119,1 млн тонн – на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основу дальневосточного морского грузопотока традиционно составляет экспортное направление. В первом полугодии 2023 года его доля оценивалась в 85 %. При этом основная часть грузооборота формируется за счет перевалки энергоносителей: угля, нефти, сжиженного газа, которые в 2023 году обеспечивали 79,7% общего объема перевалки по всем направлениям.
Именно черное золото стало камнем преткновения для дальневосточных стивидоров. Так или иначе, уголь переваливают во всех приморских портах – это доминирующая грузовая база стивидорных компаний Дальнего Востока. Однако после 2022 года нагрузка на железную дорогу значительно выросла, и из-за инфраструктурных ограничений грузы не всегда доходят по адресу вовремя. В результате возникают заторы, а компании несут серьезные издержки.
В конце 2023 года совладелец порта «Восточный» Андрей Бокарев обратился к президенту с инициативой – отдать приоритет в перевозках угля специализированным портам над универсальными при распределении пропускной способности Восточного полигона железных дорог.
Он указывал, что сегодня через морские гавани ДФО проходит в два раза больше угля, чем в 2012 году, однако «Восточный» загружен менее, чем на 50 %, несмотря на миллиардные инвестиции в инфраструктуру и высокую пропускную способность. Бокарев подчеркивал, что меньше 50% угля в Дальневосточном бассейне приходится на спецтерминалы, которые, по его оценке, могут быстрее, технологичнее и безопаснее для экологии переваливать этот груз. Следовательно, утверждал совладелец «Восточного», будет справедливо отдать приоритет в перевозках профильным стивидорам, то есть тем, которые специализируются на перевалке угля.
Инициативу поддержал вице-премьер РФ Андрей Белоусов, в декабре 2023 года обратившийся с ней к президенту.
И здесь универсальные порты встали на защиту своих интересов. В том числе вопрос был поднят в Законодательном Собрании Приморского края. Участники рынка, которые не являются интересантами предложения Бокарева, выдвинули свое предложение – вернуть инициативу АО «Восточный порт» на детальную проработку с участием всех, и профильных и непрофильных стивидоров Дальнего Востока и просят депутатов и губернатора Приморского края поддержать их позицию.
«Мы выступаем против дискриминации на железной дороге, тем более, что не один только Восточный порт инвестирует в инфраструктуру и безопасную перевалку. Учитывая, что уголь – доминирующая грузовая база на Дальнем Востоке, речь идет о рабочих местах и налоговых поступлениях в бюджет Приморского края. Нельзя ломать устоявшийся порядок», – комментирует источник в ВМТП.
Не потерять в грузообороте
Заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», кандидат технических наук, доцент Евгений Новосельцев отмечает, что на стивидорном рынке ДФО конкурируют такие игроки, как Восточная стивидорная компания, Владивостокский морской рыбный порт, Пасифик Лоджистик, Владивостокский морской порт Первомайский. При этом, например, «Восточный порт», «Торговый порт Посьет», «Вера», «Суходол» — специализированные угольные терминалы. ВМТП, рыбный порт — универсальные, но и для них уголь представляет большую важность.
Так, общий грузооборот «Владивостокского рыбного порта» в 2022 году составил 5 038 тыс. тонн грузов, на 200 тыс. тонн больше, чем в 2021 году. Из них 259 тыс. тонн — это рыбопродукция, 104 тыс тонны — металлолом, 3 330 тыс. – контейнеры и 1 063 тыс. тонн — уголь навалом. Такие данные содержатся в последнем годовом отчете компании. Там же говорится о вложениях в инфраструктуру, должную обеспечить защиту от угольной пыли, учитывая, что предприятие расположено в черте города: ветропылезащитный экран, установки пылеподавления и другое оборудование. Естественно, что «Владивостокский рыбный порт» не хочет терять в грузообороте.
«И вместе с тем самые масштабные проекты в Приморье — это специализированные порты, такие как морской порт "Суходол" в Шкотовском районе, созданный с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Перевалка в специализированных портах, как правило, обходится дешевле на тонну. Порт с собственной железнодорожной инфраструктурой, вагоноопрокидывателями может осуществлять ее оперативнее и технологичнее, чем универсальный», – говорит Евгений Новосельцев.
Экономист Александр Латкин поднимает вопрос экологии. По мнению эксперта, перевалка угля должна происходить только закрытым способом и желательно за чертой города.
Из неочевидного
Со своей стороны, так называемые непрофильные стивидоры выдвигают встречные аргументы.
«Высокая скорость выгрузки угля в специализированных портах традиционно компенсируется в универсальных портах наличием большого парка грейферных кранов и кранов-манипуляторов. Так, по устоявшейся практике пять-шесть мобильных кранов-манипуляторов по производительности сопоставимы с одним вагоноопрокидывателем», — следует из обращения отраслевиков к губернатору Приморского края (есть в распоряжении агентства).
Кроме того, в обращении говорится, что «в настоящее время АО «Восточный порт» при перерабатывающей способности в 1 459 вагонов в сутки обеспечивает объем выгрузки в размере 949 вагонов в сутки. При этом отгрузка угля в адрес АО «Восточный порт» на сегодня составляет 974 вагона в сутки. Количество на Дальневосточной железной дороге вагонов с углем в адрес АО «Восточный порт» достигла 6 556 вагонов, что уже негативно сказывается на продвижении других составов в границах железной дороги. Только на станциях Дальневосточной железной дороги отставлены от движения 27 груженых поездов в адрес АО «Восточный порт»».
Авторы обращения считают, что если отдать приоритет профильному стивидору, то поездопоток еще больше сгустится в точечном направлении, и от этого не выиграет никто.
Вместо приоритизации стивидорные компании полагают целесообразным ОАО «РЖД» уделить внимание развитию тяги, припортовых станций и реконструкции «узких мест» на железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Это, по их оценке, позволит обеспечить бесперебойную доставку грузов до морских портов в рамках договоренностей между морскими портами и ОАО «РЖД».
Интересно, что по данному поводу уже обозначила свою позицию антимонопольная служба. ФАС сообщила, что поддерживает приоритизацию профильных специализированных портов. Вместе с тем, законодательно само понятие «специализированный порт» не закреплено.
«Считаем целесообразным проработать вопрос закрепления понятия "специализированный порт" в нормативно правовых актах для возможности учета данного фактора», — уведомил антимонопольный орган.
Общая проблема
Так или иначе, проблема пропускной способности железной дороги сегодня коснулась всех грузоотправителей, от рыбопромышленников до аграриев. Грузы простаивают в тупиках, поскольку пропускных мощностей РЖД на них не хватает.
По мнению главы НО «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья» Георгия Мартынова (организация представляет ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», Диомидовский рыбный порт, АО «Далькомхолод»), решению проблемы будут способствовать дотации перевозок рыбной продукции автомобильным транспортом. Сегодня это обходится слишком дорого, что мешает сделать автотранспорт полноценной альтернативой ЖД-перевозкам.
«Развитие портовой отрасли — это перспективное направление в ДФО. Но, к сожалению, строительством новых портов не решить проблемы вывоза или завоза груза. Здесь требуется инфраструктура, в первую очередь, железнодорожная, способная принять грузопоток, который, прежде всего, идет из Центральной России, средней полосы. Мы видим, что правительство предпринимает определенные шаги в этом направлении, но на наш взгляд, они недостаточны», — говорит Георгий Мартынов.
Второй этап строительства Восточного полигона должен быть завершен в 2024 году. Реализация третьего этапа предполагает увеличение провозной способности до 210 млн тонн к 2030 году, а полноценный III этап – это не менее 255 млн тонн к 2032 году.
«Но здесь, на местах, мы пока не видим, чтобы железнодорожная инфраструктура расширялась. Взять рыбные порты – когда-то в послевоенные годы был построен "Владивостокский морской рыбный порт", к которому подвели железнодорожную магистраль. И как была, так и остается на мысе Чуркин одна единственная колея для вывоза рыбопродукции в центральные районы России, хотя грузооборот увеличился в десятки раз. Соответственно, на наш взгляд, самое главное в развитии портов — это строительство железнодорожной инфраструктуры и развитие автоперевозок», — комментирует Георгий Мартынов.
Особенно в пиковое летнее время очень сложно вовремя отгрузить и доставить рыбопродукцию в центральные регионы, акцентирует он. Следовательно, было бы правильно дотировать автоперевозки, когда железная дорога особенно сильно перегружена.
Также, говоря об объемах перевалки, собеседник отмечает проблему несколько устаревших холодильных мощностей в рыбных портах. Сейчас предприятия, которые приобрели квоты по вылову краба с обязательствами построить несколько холодильников на Дальнем Востоке, как раз ищут подходящие локации для реализации своих планов.
Многие участники рынка сходятся на том, что стоит крайне аккуратно подходить к вопросу приоритетов и больше внимания уделять другим номенклатурам грузов. Например, Александр Латкин уверен, что приоритета угля на железной дороге не должно быть в принципе.
Отметим, «Российские железные дороги» к концу 2022 года обеспечили провозную способность на Восточном полигоне на уровне 173 млн тонн. Это максимальный объем груза, который новая инфраструктура может пропустить в идеальных условиях с учетом существующих ограничений, сообщил в интервью «Коммерсанту» заместитель главы РЖД Алексей Шило.
Среди мер для полноценного нивелирования сдерживающих факторов в перевозках Шило предлагает «поддержать предложения некоторых участников рынка по приоритизации перевозок в специализированные терминалы».
«По нашей оценке, только по углю приоритетная отгрузка в специализированные терминалы позволит увеличить объемы вывоза на Восток до двух млн тонн», – цитирует агентство замглавы РЖД.
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
На европейском рынке угля цены упали ниже 97 долл./т. Давление на котировки оказало падение газа и увеличение отгрузок со стороны США. Кроме того, негативным фактором остается переходный сезон. Немецкая компания GKM заявила о планах приостановить работу угольной электростанции мощностью 255 МВт с 20 мая до 10 июля.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 398.79 долл./1000 м3 (-16.83 долл./
1000 м3 к 16.04.2025 г.) на фоне увеличения запасов газа в хранилищах ЕС с 35% до 38%. Отбор в апреле на 22% ниже, чем годом ранее, а закачка – на 4% выше.
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 86 долл./т. вслед за европейским рынком, а также ввиду ослабления спроса со стороны индийских производителей губчатого железа, потребности которых все больше удовлетворяются за счет внутренних поставок. Кроме того, потребители занимают выжидательную позицию в ожидании продолжения нисходящего тренда.
Крупный профсоюз United National Transport Union (UNTU) инициировал голосование по объявлению забастовки, поскольку соглашение с оператором Transnet не было достигнуто. Однако точная дата возможной забастовки остается неизвестной и решение по поводу ее проведения будет принято не раньше, чем через 2 недели. Забастовка очень негативно отразится на возможностях ЮАР экспортировать уголь.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали ниже 93 долл./т. на фоне высоких запасов в портах и на складах электростанций. Негативным фактором также является то, что завершение техобслуживания ж/д линии Daqin ожидается раньше срока на 5 дней, в результате чего перевозки увеличатся с текущих 1.00-1.10 млн т./день до 1.20-1.25 млн т./день.
Кроме того, основные угольные регионы КНР сообщили о высоких показателях добычи в марте и по итогам 1 квартал 2025 г. Объем добычи 4 провинций составил 983 млн т. в январе-марте 2025 г. (+10% к январю-марту 2024 г.), что вместе с сокращением генерации на 5% в этом же периоде оказало существенное давление на цены.
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 31.27 млн т. (-1.31 млн т. к 16.04.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 14.17 млн т. (+0.39 млн т.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 81 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR продолжает оставаться ниже 48 долл./т. и поставщики не спешат предлагать материал по текущим ценам. В Индии и Китае сохраняется профицит предложения, хотя некоторые участники рынка отмечают запросы на поставку материала калорийностью 5500 ккал/кг NAR и выше.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 просел ниже 92 долл./т., что обусловлено ухудшением спроса на премиальных рынках, включая Японию и Южную Корею. В марте Южная Корея сократила импорт энергетического угля до 18-летнего минимума ввиду увеличения возобновляемой и атомной генерации (совокупный импорт упал ниже 5 млн т. – минимум с середины 2007 г.) и данная тенденциях, согласно прогнозам, продлится до июля.
Китай стал активнее проводить инспекции в отношении импортируемого угля, в результате чего одна партия австралийского материала и две партии российского не были допущены в КНР из-за превышения допустимого уровня фтора.
Индекс австралийского металлургического угля HCC поднялся выше 190 долл./т. из-за сокращения предложения по причине нескольких аварий на шахте Appin (South32) и Moranbah North (Anglo American). Поддержку также оказало увеличение спроса со стороны Индии и остановка одного из разрезов в штате Квинсленд почти на 10 дней после затопления. Ввиду неопределенностей с предложением конечные потребители сфокусировались на формировании запасов, отказавшись от перепродажи материала.
Между австралийской компаний Foxleigh и японской Nippon Steel был согласован бенчмарк на Low Vol PCI на январь-март 2025 г. на уровне 154.50 долл./т. FOB. Южнокорейская POSCO заключила предположительно аналогичное соглашение с Foxleigh на этот период.
Планы по реформированию угольной отрасли на территории ДНР и ЛНР за счёт привлечения частного капитала сталкиваются с системными экономическими ограничениями. Девять из пятнадцати шахт, переданных инвесторам в аренду, возвращаются региональным властям для последующей ликвидации в связи с убыточностью и невозможностью обеспечения рентабельной работы в текущих условиях снижения экспортных цен на уголь, санкционного давления и роста логистических издержек. Семь шахт ранее арендовала компания «Донские угли» в ЛНР, ещё две — «Импэкс-Дон» в ДНР.
Донецкий угольный бассейн, один из крупнейших в мире, обладает значительными запасами, включающими 47 млрд т. разведанных и 30 млрд т. прогнозных ресурсов. По данным Минэнерго России, к 2023 г. на территориях ДНР и ЛНР насчитывалось около 114 шахт, многие из которых находилась в состоянии длительной консервации или готовились к закрытию. Стратегический план реформирования угольной отрасли предусматривал сохранение 15 действующих шахт, модернизацию которых предполагалось осуществить за счёт частных инвестиций.
В рамках стратегии до 2028 г. арендаторы планировали направить в модернизацию шахт порядка 70 млрд руб., предполагая частичное финансирование за счёт банковских кредитов.
Но из-за продолжающегося негативного тренда на мировом рынке угля, санкций, ограничивающих рынки сбыта продукции, а также в условиях постоянного роста тарифов РЖД стало нерентабельным поддерживать заведомо убыточные производства. Дополнительные сложности связаны с глубиной залегания пластов (свыше 1 км), что увеличивает себестоимость на 25–30%, устаревшей инфраструктурой и низким качеством угля из-за высокого содержания золы и серы, ограничивающего спрос на внешних рынках. Кроме того, проблемы включают значительное транспортное плечо до конечных потребителей, что усугубляет логистическую нагрузку в условиях ограниченной пропускной способности железнодорожной сети.
Пример шахт ДНР и ЛНР подчёркивает системные ограничения модели частного инвестирования в угледобычу при отсутствии стабильного экспортного канала, дотационной логистики и механизмов компенсации высоких издержек. Аналогичные риски ранее фиксировались и на других периферийных активах отрасли, в том числе в Иркутской области и на Дальнем Востоке, где часть угольных проектов также была свернута или переведена в режим консервации.
Ликвидация убыточных и нерентабельных шахт в указанных регионах может сократить потенциальное предложение угля на внешние рынки на 5–7 млн т. в год, что с учетом продолжающегося снижения экспортных поставок российского материала будет оказывать поддерживающее влияние на мировые угольные индексы.
Сальдированный убыток российских угольных компаний в январе-феврале 2025 г. составил 19.9 млрд руб. против прибыли 20.3 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний выросла до 57.6% против 45.9% за аналогичный период прошлого года.
Таким образом, в 2025 г. негативная динамика в угольной отрасли усиливается на фоне падения цен на мировом рынке и резкого увеличения себестоимости. Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Поскольку санкции охватывают более 50% экспортного объема это приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
В связи с этим прогноз по добыче угля в России на 2025 г. может быть пересмотрен в сторону снижения, хотя ранее Минэнерго ожидало сохранения добычи на уровне 2024 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-марта 2025 г. упала до 51.0 млн т. (-1.9 млн т. или -3.6% к январю-марту 2024 г.).
Угольная компания Эльгауголь приступила к строительству второго пути (протяженностью 531 км) на Тихоокеанской железной дороге. Это позволит увеличить провозную способность магистрали, соединяющей Эльгинское месторождение с экспортным терминалом, с 30 млн т. до 50 млн т. угля в год.
Эльгинский угольный проект включает в себя месторождение коксующегося угля, а также терминал, расположенный в 30 км от посёлка Чумикан, мощностью 30 млн т. в год и способный принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т.
В 2024 г. Эльгауголь добыла 28.6 млн т. угля (+7.2 млн т. или 33.3% к 2023 г.). По итогам января-марта 2025 г. совокупная добыча компании составила 8.8 млн т. (+2.5 млн т. или +39.7% к январю-марту 2024 г.).
Рост производства не имеет прямой корреляции с объемом экспорта, поскольку месторождения в регионе характеризуются труднообогатимыми углями, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема.
На европейском рынке котировки энергетического угля поднялись выше 104 долл./т. Поддержку ценам оказало восстановление котировок газа и нефти после отсрочки введения высоких импортных пошлин со стороны США, а также увеличение потребления угля в Германии. Кроме того, за прошедшую неделю сократились экспортные отгрузки со стороны США и Колумбии.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 415.62 долл./1000 м3 (+34.64 долл./1000 м3 к 09.04.2025 г.), скорректировавшись вверх после достижения 7-месячного минимума. Уровень заполнения хранилищ увеличился незначительно до 35%. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 3.54 млн. т. (+0.03 млн. т. к 09.04.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 подрос выше 89 долл./т., вслед за европейским рынком, благодаря улучшению спроса со стороны индийских производителей губчатого железа на спотовые поставки.
Южноафриканские трейдеры столкнулись со сложностями в закупках средне- и низкокалорийного материала, поскольку производители не стремятся снижать цены, несмотря на падение экспортных котировок и перенаправляют поставки на внутренний рынок.
Компания Exxaro сообщила о падении добычи по итогам 2024 г. на 7% до 39.5 млн. т. из-за снижения потребностей внутренних потребителей. Тем не менее, экспорт увеличился на 37% до 7 млн. т. благодаря спросу в Индии и странах Азии.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остаются без изменений на уровне 93-94 долл./т. на фоне рекордных портовых запасов, высоких темпов добычи и окончания периода отопления в дальних северных регионах, в связи с чем возможно возникновение переизбытка предложения. При этом рост ВВП Китая по итогам 1 квартала оказался выше ожиданий и составил 5.4% против прогнозируемых 5%, что обусловлено увеличением промышленного производства, включая цементную и сталелитейную отрасль.
Из-за геополитической неопределенности многие потребители в промышленном секторе занимают выжидательную позицию. Однако в связи с торговой войной некоторые участники рынка полагают, что китайские власти близки к запуску нового раунда стимулирования экономики с целью подстегнуть потребление внутри страны и снизить зависимость от экспорта.
Запасы в 9 крупнейших портах подскочили до исторического максимума на отметке 32.58 млн. т. (+2.86 млн. т. к 09.04.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.78 млн. т. (+0.27 млн. т.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 82 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на традиционных рынках сбыта.
Добыча угля в стране с января по 16 апреля 2025 г. упала на 7.5% до 183.7 млн. т., что обусловлено неблагоприятными фундаментальными факторами и погодными условиями. Ожидается, что компании не будут стремиться наращивать добычу с целью снизить расходы ввиду невысоких цен на международном рынке.
Власти Индонезии вводят новые правила налога на добычу полезных ископаемых (роялти) с 26 апреля, в рамках которых налог для некоторых самых крупных угольных компаний снизится (включая Adaro Andalan Indonesia, Arutmin Indonesia) и одновременно увеличится для многих менее крупных (Bhumi Rantau Energi, Bukit Asam) примерно на 1% для экспортных поставок. При этом ставка налога также будет привязана к индексу HBA и может увеличиваться вместе с котировками.
Котировки австралийского угля двигались разнонаправленно. Высококалорийный австралийский уголь 6000 остался в нисходящем тренде, опустившись до 92 долл./т. из-за сокращения спроса со стороны Японии, при этом среднекалорийный уголь 5500 укрепился выше 71 долл./т. за счет увеличения спроса со стороны Индии.
Индекс австралийского металлургического угля HCC вырос выше 187 долл./т. на опасениях сокращения предложения по причине нескольких аварий на шахте Appin (South32) и Moranbah North (Anglo American). Кроме того, в Китае 15 апреля произошло повышение цен на кокс. При этом индийские потребители занимают выжидательную позицию, поскольку считают текущий уровень цен высоким.
Доля убыточных угледобывающих предприятий в Кузбассе в феврале 2025 г. увеличилась до 57% против 45% в феврале 2024 г. Таким образом, в 2025 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке, резким увеличением себестоимости, а также укреплением курса рубля. В связи с этим некоторые предприятий вынуждены сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, которые достигают 50% от стоимости реализации, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
По некоторым прогнозам, совокупные убытки угольной промышленности в 2025 г. могут составить более 250 млрд. руб., подскочив в 2 раза по сравнению со 113 млрд. рублей убытка в 2024 г. В текущее время уже 29 предприятий, добывавших 40 млн. т., обанкротились. По оценке Минэкономразвития, в красной зоне находятся предприятия, добывающие 160 млн. т. и имеющие убытки более высокие, чем в среднем по отрасли.
Кроме того, санкции США охватывают уже более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-марта 2025 г. упала до 51.0 млн. т. (-1.9 млн. т. или -3.6% к январю-марту 2024 г.).
Экономическая устойчивость угольной отрасли Хакасии находится под угрозой. Снижение объемов добычи, ограниченные экспортные возможности и рост издержек ставят под вопрос дальнейшую работу ключевых предприятий региона, часть которых уже работает на треть от проектной мощности, а отдельные угольные разрезы полностью остановлены с марта.
Убыточность угольных компаний связана с падением мировых цен на уголь, логистическими ограничениями и высокой стоимостью железнодорожных перевозок.
По итогам 1 квартала 2025 г. объем вывоза угля из Хакасии в восточном направлении упал на 54% до 665 тыс. т. (к аналогичному периоду прошлого года). Основной причиной стало отсутствие продления квот РЖД на транспортировку в восточном направлении.
Угольная промышленность остается системообразующей для экономики республики. Налоговые поступления от угледобывающих компаний составляют значительную долю доходов бюджета. Более того, ряд предприятий является градообразующими для населённых пунктов региона. Любые сбои в их работе напрямую отражаются на социальной стабильности.
По прогнозам, в апреле–мае 2025 г. ожидается новая волна увольнений. Общий объем потерь рабочих мест к концу года может достигнуть 3 тыс. человек.
В связи с этим председатель Верховного Совета Хакасии Сергей Сокол направил обращения к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину, в Совет Федерации, РЖД и профильные министерства. В числе предложений:
• увеличение экспортных квот;
• снижение ж/д тарифов;
• субсидирование логистических затрат.
Отсутствие оперативных федеральных мер может привести к остановке ключевых производств, росту безработицы в моногородах и дефициту регионального бюджета. Власти Хакасии настаивают на включении вопроса поддержки отрасли в повестку Совета Федерации и Правительства РФ, подчеркивая, что без пересмотра тарифной политики РЖД и восстановления квот социально-экономическая стабильность региона окажется под угрозой уже в краткосрочной перспективе.
С ноября 2024 года по Тихоокеанской железной дороге (ТЖД) с Эльгинского угольного месторождения в адрес строящегося экспортного терминала было перевезено 2 млн. т. угля. В настоящее время дорога протяженностью 531 км функционирует в тестовом режиме и в конце прошлого года во время поставки первой партии угля произошел сход локомотива и 4 вагонов.
В строящийся угольный терминал Эльга, который является конечной станцией ТЖД, в ноябре уже прибывало первое балкерное судно. Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн. т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. Порт является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльга, ведущей разработку Эльгинского и Огоджинского месторождения.
По итогам января-марта 2025 г. совокупная добыча Эльги составила 8.8 млн. т. (+2.5 млн. т. или 33% к январю-марту 2024 г.).
На европейском рынке угля цены скорректировались ниже 103-104 долл./т. Давление на индексы оказывает резкое падение котировок газа и нефти в результате введения высоких импортных пошлин со стороны США, а также окончание отопительного сезона в ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 380.98 долл./1000 м3 (-78.93 долл./1000 м3 к 02.04.2025 г.), достигнув 7-месячного минимума. Уровень заполнения хранилищ колеблется на уровне 34%. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.51 млн т. (-0.11 млн т. к 02.04.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000, после роста неделей ранее, опустился ниже 89 долл./т. вниз вслед за европейским рынком. Цены на среднекалорийный материал укрепились на фоне улучшения спроса со стороны индийских производителей губчатого железа на спотовые поставки и на контракты апреля-мая.
Компания Minergy из Ботсваны в своем отчете отметила, что в результате снижения цен на экспортном рынке некоторые небольшие компании и производители с высокой себестоимостью добычи сокращают отгрузки на экспорт и перенаправляют поставки на внутренний рынок. Из-за негативной динамики Minergy нарастила долговые обязательства.
По итогам недели цены на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao удерживались на уровне 93-94 долл./т., несмотря на негативный внешний фон после эскалации торговой войны между Китаем и США (объявление взаимных пошлин со стороны КНР на всю продукцию из США в размере 34% и дополнительного повышения тарифов Трампом до 104% на продукцию из Китая).
Поддержку рыночным настроениям оказало сокращение запасов на складах и инициатива государственного инвестиционного фонда Central Huijin Investment, который направил средства на покупку китайских акций и пообещал поддерживать рыночную стабильность. Кроме того, некоторые участники рынка полагают, что китайские власти близки к запуску нового раунда стимулирования экономики с целью подстегнуть потребление внутри страны и снизить зависимость от экспорта.
Большинство конечных потребителей отказываются оплачивать отгрузки от негосударственных компаний по месячным контрактам по фиксированной цене
770 RMB/т. (105.36 долл./т.) FOB Qinhuangdao 5500 ккал/кг. Таким образом, между генерирующими компаниями КНР и внутренними поставщиками угля продолжается спор в отношении долгосрочных контрактов, что привлекло внимание Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC).
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 29.72 млн т. (-1.04 млн т. к 02.04.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.51 млн т. (+0.01 млн т.), потребление – 760 тыс. т./сутки против 750 тыс. т./сутки неделей ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 83 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 48 долл./т., продолжив двигаться вниз на фоне ограниченной торговой активности по причине празднования завершения поста (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр) до
8 апреля. Также отмечается низкий спрос со стороны Индии и Китая, где сохраняются темпы добычи и складские запасы остаются на высоком уровне. Продолжающиеся дожди на Суматре, негативно влияющие на транспортировку угля, не сумели оказать ощутимой поддержки рынку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 просел ниже 95 долл./т., тогда как среднекалорийный уголь немного подорожал. Волатильность в ценах обусловлена геополитической неопределенностью и невысоким спросом в странах АТР.
Власти штата Квинсленд планируют пересмотреть цели предыдущего правительства по снижению выбросов парниковых газов, в результате чего срок эксплуатации угольных электростанций может продлиться, что должно положительно повлиять на энергетическую безопасность Австралии.
Индекс австралийского металлургического угля HCC подскочил до 177 долл./т. на опасениях сокращения предложения в связи с несколькими авариями на шахтах в конце марта и начале апреля. Кроме того, 9 апреля Трамп заморозил на 90 дней введение высоких пошлин против торговых партнеров.
Поддержку котировкам оказывает приостановка эксплуатации шахты Appin (South32) в штате Новый Южный Уэльс 6 апреля после взрыва, от которого пострадало 4 человека, и шахты Moranbah North (Anglo American) в штате Квинсленд, где 31 марта была остановлена добыча из-за превышения нормы концентрации окиси углерода. Несмотря на ожидания, компания Anglo American не смогла в оперативном порядке возобновить добычу. В настоящее время возможные потери объемов не озвучиваются.
Ж/д перевозки угля на экспорт в адрес терминала ОТЭКО в порту Тамань в 2024 г. упали вдвое до 11.6 млн т. (-14.0 млн т. или -54.75% к 2023 г). Несмотря на формальное улучшение показателей в 1 квартале 2025 г. до 4.4 млн т. (+3.0 или +211.6% к 1 кв. 2024 г.), реальные объемы остаются существенно ниже значений 2022-2023 гг.
Даже после существенного снижения ставок перевалки, которые по словам коммерческого директора терминала, сократились для отдельных грузоотправителей вдвое до 10.12 долл./т., отставание объемов ж/д отгрузок, в сравнении с первыми кварталами 2023 и 2022 годов (7.1 млн т. и 6.5 млн т. соответственно) по-прежнему критическое.
Основной причиной падения перевалки в 2024 г. стал отказ грузоотправителей от экспорта угля через терминал на фоне завышенных ставок перевалки, достигавших 42 долл./т. В течение нескольких месяцев отправки угля на терминал практически не осуществлялись. Поставки начали восстанавливаться после вмешательства Федеральной антимонопольной службы, которая обязала операторов порта снизить тарифы.
Однако даже после снижения ставок перевалки восстановление грузопотока оказалось ограниченным. По официальным заявлениям РЖД, в 2024 г. компания не вывезла почти 19 млн т. угля в порты Азово-Черноморского бассейна, объяснив это дисбалансом между заявками и возможностями инфраструктуры. Представители терминала ОТЭКО в марте 2025 г. подтвердили, что логистические ограничения РЖД остаются ключевым фактором недозагрузки мощностей порта. В 1 квартале 2025 г. терминал получил подтверждение лишь на 65-70% заявленных объемов. Проблемы с перевозками по сети РЖД, а также рост ж/д тарифов остаются системным фактором сдерживания российского экспорта угля.
Ситуация осложняется общим кризисом в угольной отрасли. На фоне санкций и падения мировых цен экспорт угля из РФ стал убыточным из-за высоких логистических издержек. Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 г. вырос почти на 100%, в четыре раза превысив накопленную инфляцию за этот период. С 1 декабря
2024 г. тарифы дополнительно увеличены на 13.8%, с 1 января 2025 г. введена целевая надбавка 2%. Кроме того, понижающие коэффициенты для угля на дальность перевозки и на энергетический уголь, отмененные РЖД в 2022 г. как временная мера, до сих пор не восстановлены. За 2023–2024 гг. угольные компании переплатили по тарифам сверх инфляции более 200 млрд рублей.
Увеличение ж/д перевозок угля на экспорт в адрес Тамани в 1 квартале 2025 г. обусловлено исключительно эффектом низкой базы в 2024 г., тогда как по отношению к 2022-2023 гг. объемы продолжают оставаться в зоне критического недозавоза. Несмотря на официальные заявления о стабилизации отгрузок, текущий рост отражает лишь частичное возвращение грузопотока после кризисного 2024 г. При этом докризисные уровни, без снятия инфраструктурных ограничений и без корректировки тарифной политики, в текущих условиях остаются недостижимыми.
Восточная горнорудная компания (ВГК) планирует запуск магистрального угольного конвейера, который предназначен для транспортировки угля с Солнцевского разреза до порта Шахтерск (Сахалин). Ввод в эксплуатацию конвейера закрытого типа, состоящего из трех участков, запланирован на 2025 г.
Строительство угольного конвейера ведется с 2018 г., объем инвестиций оценивается более, чем в 22 млрд рублей. Угольный конвейер протяженностью 23 км (самый крупный в России) позволит увеличить объемы транспортировки угля с разреза в порт до 20 млн т. в год и отказаться от перевозки грузовым автотранспортом.
По итогам 2024 г. объемы добычи угля на Солнцевском разрезе составили 15.1 млн т. Это самый высокий результат предприятия с начала его работы.
Таким образом, негативная динамика добычи и экспорта в остальных регионах России частично нивелируется за счет роста показателей ВГК, поскольку добыча на Сахалине и транспортировка угля в порт не привязана к ограниченным мощностям железных дорог РЖД на Дальнем Востоке. Однако основной объем добычи и экспорта ВГК приходится на бурый уголь.