Поделиться
Пульс угля - 5 февраля
Поделиться

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

pixabay.com



Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе на европейском рынке отмечалось падение котировок энергетического угля ниже 180 долл./т. на фоне снижения цен на газ, отмены запрета на экспорт угля из Индонезии и возможного ослабления напряженности вокруг политической ситуации между Россией и Украиной. Кроме того, администрация США обратилась к крупнейшим потребителям СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе с просьбой сократить закупки с целью увеличения поставок в Европу. Более мягкая погода и рост ветряной генерации в Европе стали дополнительными факторами, оказавшими негативное влияние на угольные цены.


Запасы угля на терминалах ARA сократились до самого низкого показателя с июня 2016 г. и составили 3.5 млн т. (-0.2 млн т. к 26.01.2022 г.).

Котировки южноафриканского материала отступили от 3-месячных максимумов, снизившись до уровня 185 долл./т. в связи со снятием запрета на экспорт угля из Индонезии. При этом запасы угля на складах терминала RBCT составили около 2 млн т. с начала 2022 г., что является рекордно минимальным уровнем за последние 5 лет.

С 31 января по 6 февраля в Китае отмечается Новый год, в связи с чем активность на внутреннем рынке сошла на нет. Цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR в Китае укрепились на 5 долл./т. до 176 долл./т. FOB Qinhuangdao. Однако Национальная комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC) на прошлой неделе сообщила по результатам встречи с крупнейшими горнодобывающими компаниями, что после праздников внутренние цены на энергетический уголь могут быстро снизиться. NDRC обратилась к предприятиям с указанием не поднимать цены выше 140-157 долл./т. FOB и 110 долл./т. EXW на уголь 5500 ккал/кг NAR, а также призвала железнодорожных и портовых операторов не принимать груз, цена на который превышает данный порог.

Котировки австралийского материала упали ниже 230 долл./т. в результате восстановления экспорта на фоне снижения заболеваемости COVID-19 в Австралии, отмены запрета на экспорт угля из Индонезии и низкой активности покупателей в связи с празднованием китайского Нового года.

Высокий спрос со стороны Китая, в преддверии Олимпийских игр и Нового года, оказал поддержку индексам индонезийского материала 5900 GAR до 135 долл./т. FOB Kalimantan. Индонезия полностью сняла запрет на экспорт угля, введенный правительством с 01.01.2022 г. по 31.01.2021 г.

Индексы австралийского коксующегося угля удерживается на исторических максимумах в 440-445 долл./т. на фоне сохраняющегося дефицита предложения.

 

Россия увеличит экспорт угля в Китай

Россия ведет переговоры о наращивании поставок угля в Китай. Потенциальный рост может составить более чем 50 млн т. в год, в случае благоприятной рыночной конъюнктуры и увеличения пропускной способности железных дорог.


При этом КНР уже является крупнейшим импортером российского угля. На ее долю пришлось почти 18% или 39.6 млн т. экспортных поставок в 2020 г. Совокупный экспорт российского угля в 2021 г. составил около 225 млн т., из которых на поставки в Китай пришлось 57 млн т. (+17.4 млн т. или 44% к 2020 г.).


 

Российские угольные компании готовы наращивать экспорт в Китай.

Колмар планирует увеличить добычу угля к 2023 г. вдвое до 24 млн т. в год, а поставки в Китай – до 9 млн т. угольного концентрата.

Эльгауголь в 2021 г. поставила в КНР более 8.5 млн т., что более чем в 3 раза превышает показатель 2020 г. План отгрузки на 2022 г. составляют 16–18 млн т.

Сибантрацит также планирует нарастить экспорт в Китай. В 2021 г. поставки компании в КНР выросли на 18% до 8.4 млн т., а в 2022 г. экспорт может увеличиться более чем на 30% и превысить 11 млн т.

СУЭК увеличил экспорт в Китай на 20% до 7.6 млн т. Компания видит возможность увеличения поставок в Китай через железнодорожные погранпереходы до 2.5 млн т. в год.

Китай заинтересован в импорте коксующегося угля ввиду его дефицита, обусловленного в том числе эмбарго на импорт из Австралии. Дополнительным драйвером роста спроса на импортный материал может стать ужесточение правил добычи угля на внутреннем рынке КНР.

Однако существенное увеличение поставок в Китай во многом зависит от развития инфраструктуры БАМа и Транссиба. В 2020 г. провозная способность Восточного полигона составляла 144 млн т., из которых на уголь приходилось около 122 млн т. В рамках второго этапа реконструкции Восточного полигона пропускная способность должна увеличится до 180 млн т. в 2024 г. Модернизация Восточного полигона обеспечит рост пропускной способности на 30–40 млн т., но она может занять от четырех до семи лет.

 

Коулстар планирует строительство угольного терминала Аврора на Дальнем Востоке

В Приморье в районе бухты Безымянная к 2025-2030 гг. планируется построить Морской порт Аврора. Компания ООО Морской терминал Коулстар собирается инвестировать в проект около 60 млрд руб.


Фото: Коулстар

Проектная мощность порта составляет 35 млн т. в год, из которых на угольный терминал приходится 25 млн т. и 10 млн т. на нефтеналивной терминал. Порт сможет обрабатывать суда водоизмещением от 40 тыс. т. до 200 тыс. т.

ОАО РЖД уже выданы технические условия на проектирование примыкания железнодорожного пути порта к участку Смоляниново-Дунай. В рамках строительства планируется реконстру-ировать транспортную инфраструктуру для обслуживания порта.

ООО Морской порт Коулстар является дочерней компанией угледобывающего холдинга Коулстар, в состав которого входят Майрыхский угольный разрез и Бейское угольное месторождение. Промышленные запасы угля Бейского угольного месторождения составляют 1.36 млрд т. В 2021 г. добыча компании Коулстар составила 4.87 млн т. (+0.53 млн т. или +12% к 2020 г.).

Современное аналитическое агентство (CAA) Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов