Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"The regions of the Far Eastern Federal District will not be able without Chinese trade"

Orientalist Andrei Ostrovsky - on the dependence of the economy of the Far East on China

China comes to life after a coronavirus attack: Wuhan is open after quarantine, production is being established, almost all enterprises have returned to work. Russia at this time was just beginning an active struggle with COVID-19. Professor Andrei Ostrovsky, Orientalist, head of the Center for Economic and Social Research of China at the Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences, told EastRussia about how the Chinese economy is recovering, how China’s measures differ from Russian, and how much the Far East depends on China.

"The regions of the Far Eastern Federal District will not be able without Chinese trade"
Photo: pixabay.com

- Andrei Vladimirovich, how is the situation in the Chinese economy developing now?

- The Chinese economy, in fact, has returned to normal, because more than 90% of enterprises have restored full employment and started active work. In China, the bulk of gross domestic product is produced in coastal provinces and in cities of central subordination. The economy was less affected in these cities. The share of Hubei Province in China's GDP is less than 4%. During the coronavirus epidemic, many cities were closed for self-isolation and, of course, production fell, but already in mid-March, most of the production began to work, with the exception of Wuhan.

Unlike the economies of other countries, where the decline in GDP is 7–9%, China will not have a large drop in GDP. According to our estimates, the growth rate this year will be from 4,5% to 5,5%. Everything will depend on how China recovers in the second quarter. In the first, there was a noticeable decline, in the second, everything will depend on how the Chinese economy can catch up.

- Due to what will GDP grow in China?

- The volume of foreign trade will certainly fall, because other countries have “risen”. Although, on the other hand, if you look at exports, it is difficult to do without supplies from China in a number of countries, the same America needs high-tech products - Chinese microchips and rare-earth metals. Without them, the entire Japanese economy will rise, part of America and Europe will rise. Here, of course, there will be a fall, but not a big one.

If we take Russia, then with China, the volume of foreign trade was small - 110 billion dollars last year. Of course, this was the highest figure in the last 20 years, but compared to US-Chinese trade, or Japanese-Chinese trade, these are crumbs. Our share in China's foreign trade is just over 2%. But, nevertheless, it turned out that our Far Eastern regions could not do without Chinese trade. Take the same Primorsky Territory: vegetables and fruits stopped coming from China, and what happened? Prices for them soared at times, because vegetables and fruits had to be imported from the European part, the Krasnodar Territory. Therefore, the role of China is still great.

The most important thing that should not be forgotten: in China, a huge population - 1 billion 400 million people, and in America a little more than 300 million. China can live on quietly, even without foreign trade, and working only for the domestic market.

I regularly travel to China, talk about the need to help the Far East, implement infrastructure projects, and they immediately ask me: what is the population there? I answer that about 6,5-7 million. They say to me that in China in Harbin alone - 10 million. Therefore, these points must be taken into account. Our economists, analyzing the economy, talk about the Dow Jones indices, stocks, bonds, loans and borrowings, but no one talks about the population. But the economy works to meet the needs of the population. The larger the population, the greater the volume of domestic commodity circulation, the more efficiently the economy works.

In China, gross domestic product last year was approximately 99 trillion. RMB is about 990 trillion rubles. At present, the Chinese economy has huge reserves for growth, and they are not in large enterprises - small and medium-sized businesses, microenterprises currently involve about 250 million people. In this situation, small enterprises began to provide the very stability of the Chinese economy, by no means large enterprises. As recent events have shown, they are the ones that keep the Chinese economy afloat.

- Now many say that China is also rising due to the production of protective equipment and medical supplies.

- Sure. Masks, gloves, medicines. In China, the pharmaceutical industry is generally quite developed. She could fill up the whole of Russia with medicines, but for import of medicines we need to get a license from the Ministry of Health, and this takes from a year to three years. We need to conduct laboratory tests, but the Chinese do not go into this business, because it is very long for them. They export their products to countries where there are no such complicated bureaucratic procedures.

- In January, you said that it would take about two months to normalize the situation in China. Your forecast came true. Can you give a forecast for Russia?

- Yes, it happened in China, as I said. As for Russia, everything was done correctly in relation to China - they closed the border, minimizing the penetration of coronavirus from the territory of the PRC. In the Far East, a border of 4 km was closed. But they did not close the border with the west and received imported cases from Italy and Spain. Airplanes flew there, and as Moscow Mayor Sergei Sobyanin noted, whole suitcases of viruses were brought in from there. It was necessary to close the borders when information appeared about the first cases of coronavirus in Italy.

Everyone knows that as soon as such events occur, when a disease appears, the epidemic zone is closed, and people are being treated, there should be no entrance or exit. In 1970, there was a cholera epidemic in Odessa, and the city was closed for two weeks. This made it possible to quickly paralyze the cholera epidemic.

- It is known that in Asia people are disciplined, if they were told to stay at home, then they will sit as long as necessary. Russian people do not differ in this feature. In your opinion, in this connection, how long will the situation drag out?

- Hard to say. If we talk about the number of patients, then in Russia it is significantly inferior to the number of patients in Europe, in America. It is necessary to identify the foci of the disease - cities, areas, close them and treat people. This is the easiest way. But this had to be done much earlier. Where did Rospotrebnadzor look? After all, it was clear how to act.

- How will Russia and the Far East suffer from coronavirus?

- The Far East will suffer less. He is saved by a low population density. By Chinese standards, no one lives there. The fishermen, as they were fishing, will continue to fish, the timber merchants will also continue to work.

Of course, the tourism sector has already suffered, especially external tourism, and throughout the country. Ricochet hit the inside. In the coming year, you can forget about external tourism, you need to develop internal, but for this you need to build infrastructure - it is no coincidence that people prefer to go to Turkey rather than Sochi. But I'm afraid that prices for domestic tourism will skyrocket. But on the other hand, the population has become poorer after all these events, only Moscow may lose about one million jobs, at least.

The problem is that our business will begin to raise prices, while in the rest of the world they will be lowered. Take the same gasoline, it is not by accident that after all there were statements that it was necessary to block the import of cheap gasoline from abroad. Food products are also forecast to increase prices by 10-20%. But at the same time there will be a drop in consumer demand. The strike will be struck at both wholesale and retail. In China, in this regard, everything is simple: there is a lot of choice - I did not like it in one shop, I went to another, and the prices vary quite seriously. But this is not so with us.

- What do you think, how will the economic situation develop in the future in Russia, in the world?

- It all depends on what measures the authorities will take to stabilize the economy. It’s hard to predict today. In China, everything has practically recovered; they provided financial support to families affected by the coronavirus. Now subsidies are given to families in the United States - $ 1200 per person, but we still have no clarity. How will salaries be paid now, especially for a private business that lives only on income? They gave tax deferrals, but after the expiration of the term they will have to pay the full amount. It’s good that they’re talking about debt restructuring. Therefore, it is difficult to make any forecasts for the near future.

October 31: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Регионы ДФО не смогут без китайской торговли»

Востоковед Андрей Островский — о зависимости экономики Дальнего Востока от КНР

Китай приходит в себя после удара коронавируса: открыт Ухань после карантина, налаживаются производства, к работе вернулись практически все предприятия. Россия в это время только начинает активную борьбу с COVID-19. О том, как восстанавливается экономика КНР, как меры Китая отличаются от российских, и насколько от КНР зависит Дальний Восток, в интервью EastRussia рассказал востоковед, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Института Дальнего Востока РАН, профессор Андрей Островский.

«Регионы ДФО не смогут без китайской торговли»
Фото: pixabay.com

- Андрей Владимирович, как сейчас складывается ситуация в экономике Китая?

- Китайская экономика по сути дела пришла в нормальное состояние, потому что более 90% предприятий восстановили полную занятость и начали активную работу. В Китае основная часть валового внутреннего продукта производится в приморских провинциях и в городах центрального подчинения. Экономика в меньшей степени была затронута в этих городах. Доля провинции Хубэй в ВВП Китая — менее 4%. Во время эпидемии коронавируса многие города были закрыты на самоизоляцию и, естественно, производство упало, но уже в середине марта большая часть производств начала работать, за исключением Уханя.

В отличие от экономики других стран, где снижение темпов ВВП составляет 7-9%, в Китае не будет большого падения ВВП. По нашим оценкам, показатель прироста в этом году составит от 4,5% до 5,5%. Все будет зависеть от того, насколько Китай восстановится во втором квартале. В первом было ощутимое снижение, во втором — все будет зависеть от того, как китайская экономика сможет наверстать упущенное.

- За счет чего будет расти ВВП в Китае?

- Объем внешней торговли, безусловно, упадет, потому что другие страны «встали». Хотя, с другой стороны, если посмотреть на экспорт, то в ряде стран без поставок из Китая трудно обойтись, той же Америке требуются продукты для производства хайтека — китайские микрочипы и редкоземельные металлы. Без них встанет вся японская экономика, встанет часть Америки и Европы. Здесь, безусловно, падение будет, но не большое.

Если взять Россию, то у нас с Китаем объем внешней торговли был невелик — 110 млрд. долларов в прошлом году. Конечно, это был самый высокий показатель за последние 20 лет, но по сравнению с американо-китайской торговлей, или с японо-китайской — это крохи. Наша доля во внешней торговле Китая — чуть больше 2%. Но, тем не менее, выяснилось, что наши дальневосточные регионы без китайской торговли обойтись не могут. Взять тот же Приморский край: перестали из Китая поступать овощи и фрукты, и что получилось? Цены на них взлетели в разы, потому что овощи и фрукты пришлось завозить из европейской части, Краснодарского края. Поэтому роль Китая по-прежнему велика.

Самое главное, о чем не следует забывать: в Китае огромное население — 1 млрд. 400 млн человек, а в Америке чуть больше 300 млн. Китай может спокойно просуществовать, даже не осуществляя внешнюю торговлю, а работая только на внутренний рынок.

Я регулярно выезжаю в Китай, говорю о том, что нужно помогать Дальнему Востоку, осуществлять инфраструктурные проекты, а меня сразу спрашивают: а какое там население? Я отвечаю, что около 6,5-7 млн. Мне в ответ говорят, что в Китае в одном Харбине — 10 млн. Поэтому эти моменты нужно обязательно учитывать. Наши экономисты, анализируя экономику, говорят об индексах Доу-Джонса, акциях, облигациях, кредитах и займах, но никто не говорит о населении. Но экономика работает для того, чтобы обеспечить потребности населения. Чем больше население, тем больше объем внутреннего товарооборота, тем более эффективно работает экономика.

В Китае объем валового внутреннего продукта в прошлом году составлял примерно 99 трлн. юаней — это около 990 трлн рублей. В настоящее время китайская экономика имеет огромные резервы для роста, причем они не в крупных предприятиях — малый и средний бизнес, микропредприятия в настоящее время вовлекают в себя порядка 250 млн человек. В этой ситуации малые предприятия стали обеспечивать ту самую стабильность китайской экономики, отнюдь не крупные предприятия. Как показали последние события, именно они удерживают экономику Китая на плаву.

- Сейчас многие говорят, что Китай поднимается еще и за счет производства защитных средств, медицинских принадлежностей.

- Конечно. Маски, перчатки, лекарства. В Китае вообще фармацевтическая промышленность довольно активно развита. Она могла бы завалить всю Россию лекарствами, но у нас для ввоза лекарств нужно получить лицензию Минздрава, а на это уходит от года до трех лет. Нужно провести лабораторные испытания, а китайцы на это дело не идут, потому что это очень долго для них. Они экспортируют свою продукцию в страны, где нет таких сложных бюрократических процедур.

- В январе вы говорили, что на нормализацию ситуации в Китае уйдет около двух месяцев. Ваш прогноз сбылся. А можете дать прогноз по России?

- Да, в Китае получилось, как я и говорил. А что касается России, то было все правильно сделано по отношению к Китаю — закрыли границу, минимизировав проникновение коронавируса с территории КНР. На Дальнем Востоке закрыли границу протяженностью 4 200 км. Но не закрыли границу с западом и получили завозные случаи из Италии, Испании. Самолеты туда летали, и как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, оттуда завозили целые чемоданы вирусов. Надо было закрывать границы, когда появилась информация о первых случаях коронавируса в Италии.

Всем известно, что как только происходят такие события, когда появляется какое-то заболевание, то зона эпидемии закрывается, а люди лечатся, не должно быть ни входа, ни выхода. В 1970 году в Одессе была эпидемия холеры, и город был закрыт на две недели. Это позволило быстро парализовать холерную эпидемию.

- Известно, что в Азии люди дисциплинированные, если им сказали сидеть дома, то они будут сидеть сколько нужно. Русские люди такой чертой не отличаются. Как считаете, в связи с этим, насколько затянется ситуация?

- Трудно сказать. Если говорить о количестве больных, то в России оно существенно уступает количеству больных в Европе, в Америке. Нужно определить очаги заболевания — города, районы, закрыть их и лечить людей. Это самый простой путь. Но делать это надо было существенно раньше. Куда смотрел Роспотребнадзор? Ведь ясно было, как действовать.

- Как пострадает от коронавируса Россия, Дальний Восток?

- Дальний Восток пострадает в меньшей степени. Его спасает невысокая плотность населения. По китайским меркам там никто не живет. Рыбаки как ловили рыбу, так и будут ловить, лесопромышленники тоже продолжат работу.

Конечно, сфера туризма уже пострадала, особенно внешний туризм, причем по всей стране. Рикошетом ударило и по внутреннему. В ближайший год о внешнем туризме можно забыть, надо развивать внутренний, но для этого нужно строить инфраструктуру — не случайно ведь люди предпочитают ехать в Турцию, а не в Сочи. Но боюсь, что взлетят цены на внутренний туризм. Но с другой стороны и население обеднело после всех этих событий, только Москва, возможно, потеряет около одного млн рабочих мест, как минимум.

Проблема еще в том, что бизнес у нас начнет поднимать цены, в то время как в остальном мире их опускают. Взять тот же бензин, не случайно ведь появились заявления, что нужно заблокировать импорт дешевого бензина из-за рубежа. На продукты питания также дают прогноз о росте цен на 10-20%. Но при этом произойдет падение потребительского спроса. Удар будет нанесен и по опту, и по рознице. В Китае в этом отношении все просто: есть большой выбор — не понравилось в одной лавке, пошел в другую, причем цены достаточно серьезно варьируют. У нас же все не так.

- Как считаете, как в дальнейшем будет развиваться экономическая ситуация в России, в мире?

- Все зависит от того, какие меры примут власти для стабилизации экономики. Трудно сегодня прогнозировать. В Китае все практически восстановилось, там оказывали финансовую поддержку семьям, пострадавшим от коронавируса. Сейчас субсидии семьям дают в США – по 1200 долларов на одного человека, а у нас пока ясности нет. Как сейчас будут платить зарплату, особенно частный бизнес, который живет только за счет доходов? Дали налоговые отсрочки, но после истечения срока придется отдавать всю сумму. Хорошо, что сейчас заговорили о реструктуризации долгов. Поэтому трудно делать какие-либо прогнозы на ближайшее будущее.

24 ноября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика