Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Will the fishermen eat or not eat the fishing company?

Reflects Alexander Savelyev after the IV Congress of Fisheries of the Russian Federation

Will the fishermen eat or not eat the fishing company?
Photo: http://varpe.org

Alexander Saveliev

Head of the Fisheries Information Agency
Fishermen from all over Russia gathered in Moscow and decided how to fill the country, which is washed by fourteen seas, with available fish. The half-thousandth hall was jam-packed, however, the head of Rosrybolovstvo Ilya Shestakov and vice-premier Arkady Dvorkovich were placed at the most honorable places, which, in fact, are responsible for the fish economy.

As it should be, delegates from the shores of all our fourteen seas first of all noted the unconditional development of the economic, industrial, technical and social situation in the industry over the past twenty years. The catches increased almost to 5 million tons, and the state revenues from the fish industry exceeded 40 billion. And as the president of the All-Russian Association of Fisheries Enterprises, Entrepreneurs and Exporters, Herman Zverev, stated in his speech, "Formation of the modern image of the industry would be impossible without the existing basic principle of domestic fishing - long-term grant of the right to extract aquatic biological resources. The preservation of the historical principle is the basis for the further, progressive development of the industry. "

At this point, positive news for us, consumers of seafood, is coming to an end. Further representatives of coastal regions, as they say, with figures and reinforced concrete arguments explained to responsible state officials that fish economic prosperity can come to an end.

On the eve of the fishermen's congress, a grand scandal erupted. Suddenly it turned out that 600 thousand tons of aquatic biological resources, which will be confiscated from all fishing companies in Russia for investment in the construction of ships and processing factories, are mainly intended for the Russian Fishery Company.

This was the main theme of the industry in the last four years. According to Rosrybolovstva, in 2012 the fishermen had 4000 ships. Two years later - 2600. That is, the rate of retirement of the fishing fleet, whose wear is estimated at 90%, is catastrophic. And the new ones are only promised to be built near 30, of which 7 was only laid in the shipyard, as Ilya Shestakov, head of Rosrybolovstvo, said at a recent meeting with Prime Minister Dmitry Medvedev. That is, to restore the potential, it will take more than 100 years. And then, provided that companies do not abandon the questionable program, as, for example, the Transfiguration Base of the Trawling Fleet has already done.

On the eve of the congress it became absolutely clear that the project, for which the law was changed and issued about thirty decrees of the government, failed. The so-called investment quotas will allow the Russian Fisheries Company to update the worn-out fleet, which the Chinese have relieved, but this is by no means the fishing fleet of Russia.

Now the "Russian fishing company" draws the state regulator into another adventure. Judging by the speeches of the head of Rosrybolovstvo Ilya Shestakov and vice-premier Arkady Dvorkovich at the congress, they are stubbornly inclined to break the law on fishing in general, to reconsider the basic, "historical principle" of quota allocation.

They decided to start with a crab. For four months, as this initiative sounded, everyone was indignant: associations and unions, bankers and businessmen, veterans and experts, heads of Far Eastern regions and the plenipotentiary in the Far Eastern District. Yes, there the plenipotentiary, Vladimir Putin himself, the president of the Russian Federation, at the December press conference clearly stated that the historical principle is good for fishing, it needs to be preserved.

At the congress, everyone also spoke unequivocally about the catastrophic threat to the historically proven historical principle from destructive crab auctions. All are ready to firmly uphold the historical principle of granting fishermen the possibility of fishing not only crabs, but fish in general for the coming fifteen-year period. But this does not stop the "Russian fishing company"?

Deputy Prime Minister Arkady Dvorkovich admitted that Rosrybolovstvo and the Ministry of Agriculture are already making the necessary calculations about crab auctions, but promised that the hidden bureaucratic work will become public, without further backroom discussions. Head of Rosrybolovstva Ilya Shestakov preferred to remain silent.

On the eve of the congress, another scandal erupted. The rules for allocating production quotas in sea waters were published, in which - no less than a little - the grounds for refusal to fix the quota share were formulated. Yes, so formulated that the fishermen immediately suspected officials in the unhandled. "Mistake" in Rosrybolovstvo was promised to be corrected, but they continued the work with a quiet sap.

Mine, which laid the developers in the draft federal law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in the Field of Fisheries and the Conservation of Aquatic Biological Resources in Part of the Auction in Electronic Form", has yet to be rushed.

Burned on the milk of investment quotas, fishermen are now blowing on the water of every document emanating from the regulator. At the congress, they once again unanimously expressed concern that muddy amendments to the law are being prepared in the interests of the same "Russian fishery company." After all, with the help of the mechanism incorporated in the project it is possible to masterly juggle not only with carrying out, and most importantly, with the results of these same "auctions in electronic form". Especially the crab!

In general, the industry spirit against the "Russian Fishery Company" in general and at the congress in particular could add the impression that the fishermen are extremely inclined against the newcomers, that they zealously protect their industry from amateurs, but it is obvious that the industry economy is open to anyone who wants to invest in it . Well tempted beginners on the crab, who is prevented by law to buy companies with quotas on this same crab? But they are striving cheaper or zadarma. And for the sake of this it is possible to correct the law or completely bypass it. Love zadarma not work out exactly. Even if you assume, do not lead the Lord, return to the crab auctions, from the nightmare of which they got rid of at the beginning of zero, it is clear that the price of liquid seafood will soar to the skies. That is, the available lobbying of the credited billionaires outshines the elementary business logic.

Well, bought the "Russian Fishery Company" almost a year ago, quotas for crab in Primorye for a lot of money! So what? Even a quarter of the volume is not mastered! They have nothing to master, there are no special courts. They can not catch their own fish volume and have already turned into so-called quota rentiers. And the one they catch is sent for export. So we, the consumers of seafood, from their activities, as they say, neither cold nor hot.

A couple of years ago at a meeting of the State Council Presidium on the development of the fisheries complex, Vladimir Putin uttered a sacramental phrase: "Indeed, there are such people who are very well off. Now it is necessary to distribute this "very well" to the entire population of the country. "

It seems that not everyone has heard the president, and everyone strives to do even better. Maybe the voice of fishermen from all over Russia will be heard? We are waiting for the resolution of the congress.
September 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Съест рыбаков или не съест рыбопромышленная компания?

Размышляет Александр Савельев после IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации

Съест рыбаков или не съест рыбопромышленная компания?
Фото: http://varpe.org

Александр Савельев

руководитель Информационного агентства по рыболовству
В Москве собрались рыбаки со всей России и решали, как завалить страну, которую омывает четырнадцать морей, доступной рыбой. Полутысячный зал был забит битком, однако, на самые почётные места разместили главу Росрыболовства Илью Шестакова и вице-премьера Аркадия Дворковича, которые, собственно, и отвечают за рыбную экономику.

Как и положено, делегаты с берегов всех наших четырнадцати морей прежде всего отметили безусловное развитие экономической, производственно-технической и социальной обстановки в отрасли за последние двадцать лет. Выловы увеличились почти до 5 миллионов тонн, а поступления в казну государства от рыбпрома превысили 40 млрд. рублей. И как заявил в своем выступлении президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев, «Формирование современного облика отрасли было бы невозможным без существующего базового принципа отечественного рыболовства - долгосрочного предоставления права на добычу водных биоресурсов. Сохранение исторического принципа является основой для дальнейшего, поступательного развития отрасли».

На этом собственно, позитивные новости для нас, потребителей морепродуктов, заканчиваются. Дальше представители приморских регионов, как говорится, с цифрами и железобетонными аргументами объяснили ответственным государственным чиновникам, что рыбному экономическому процветанию может придти конец.

Ещё накануне съезда рыбаков разразился грандиозный скандал. Вдруг выяснилось, что 600 тысяч тонн водных биоресурсов, которые будут изъяты у всех рыбопромысловых компаний России на инвестиции для строительства судов и перерабатывающих фабрик, в основном предназначены «Русской рыбопромышленной компании».

Это была главная тема отрасли последних четырёх лет. По данным Росрыболовства, в 2012 году у рыбаков было 4000 судов. Два года спустя - 2600. То есть темп выбытия из строя промыслового флота, износ которого оценивается на 90%, катастрофический. А новых лишь обещают построить около 30, из которых 7 только заложили на верфи, как заявил на недавней встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым глава Росрыболовства Илья Шестаков. То есть, чтобы восстановить потенциал, потребуется более 100 лет. И то при условии, если компании не откажутся от сомнительной программы, как, например, уже это сделала «Преображенская база тралового флота».

Накануне съезда стало совершенно очевидно, что проект, ради которого изменили законодательство и выпустили порядка тридцати постановлений правительства, провалился. Так называемые, инвестиционные квоты позволят разве что «Русской рыбопромышленной компании» обновить изношенный флот, который им сбагрили китайцы, но это далеко не рыбопромысловый флот России.

Теперь «Русская рыбопромышленная компания» втягивает государственного регулятора в другую авантюру. Судя по выступлениям главы Росрыболовства Ильи Шестакова и вице-премьера Аркадия Дворковича на съезде, их упрямо склоняют сломать закон о рыболовстве вообще, пересмотреть базовый, «исторический принцип» распределения квот.

Начать решили с краба. За четыре месяца, как прозвучала эта инициатива, возмутились все: ассоциации и союзы, банкиры и предприниматели, ветераны и эксперты, главы дальневосточных регионов и сам полпред в Дальневосточном округе. Да что там полпред, сам Владимир Путин, президент Российской Федерации, на декабрьской пресс-конференции чётко заявил, что исторический принцип хорош для рыболовства, его нужно сохранить.

На съезде также все высказались однозначно в отношении катастрофической угрозы великолепно зарекомендовавшему себя историческому принципу от разрушительных крабовых аукционов. Все готовы твёрдо отстаивать исторический принцип наделения рыбаков возможностью промысла не только крабов, а и рыбы в целом на предстоящий пятнадцатилетний период. Но это не останавливает «Русскую рыбопромышленную компанию»?

Вице-премьер Аркадий Дворкович признался, что Росрыболовство и Минсельхоз уже делают необходимые расчеты по поводу крабовых аукционов, однако пообещал, что скрытая чиновничья работа станет публичной, без дальнейших кулуарных обсуждений. Глава Росрыболовства Илья Шестаков предпочёл промолчать.

Накануне съезда разразился ещё скандал. Были опубликованны правила распределения квот добычи в морских водах, в которых – ни много ни мало – сформулированы основания для отказа в закреплении доли квоты. Да так сформулированы, что рыбаки тут же заподозрили чиновников в неладном. «Ошибочку» в Росрыболовстве пообещали исправить, но работу тихой сапой продолжили.

Мине, которую заложили разработчики в проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части проведения аукционов в электронной форме», только ещё предстоит рвануть.

Обжогшись на молоке инвестиционных квот, рыбаки теперь дуют на воду каждого документа, исходящего от регулятора. На съезде они в очередной раз единодушно высказали обеспокоенность, что мутные поправки в закон готовятся в интересах всё той же «Русской рыбопромышленной компании». Ведь с помощью заложенного в проекте механизма можно виртуозно жонглировать не только с проведением, а главное, с результатами этих самых «аукционов в электронной форме». Особенно крабовых!

Вообще отраслевой настрой против «Русской рыбопромышленной компании» в целом и на съезде в частности мог сложить впечатление, что рыбаки чрезвычайно настроены против новичков, что ревностно охраняют свою отрасль от дилетантов, однако, совершенно очевидно, что экономика отрасли открыта для любого желающего инвестировать в неё. Ну соблазнились новички на краба, кто ж мешает по закону покупать компании с квотами на этого самого краба? Но они ж норовят подешевле или задарма. А ради этого можно и закон исправить или вовсе обойти. Полюбому задарма не получится точно. Если даже предположить, не приведи Господь, возврата к крабовым аукционам, от кошмара которых избавились в начале нулевых, понятно, что цена на ликвидный морепродукт взлетит до небес. То есть, доступный лоббизм закредитованных миллиардеров затмевает элементарную бизнес-логику.   

Ну купила «Русская рыбопромышленная компания» почти год назад квоты на краба в Приморье за огромные деньги! И что? Даже четверти объёма не освоили! У них и осваивать-то нечем, специальных судов нет. Они собственный объём рыбы-то не в состоянии вылавливать и превратились уже в, так называемых, квотных рантье. А ту, которую вылавливают - отправляют на экспорт. Так что нам, потребителям морепродукции, от их деятельности, как говорится, ни холодно, ни жарко.

Пару лет назад на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Владимир Путин произнёс сакраментальную фразу: «Действительно, есть такие люди, которым очень хорошо. Теперь нужно распределить это «очень хорошо» на все население страны».

Похоже, не все услышали президента, и всё норовят сделать ещё лучше. Может быть, голос рыбаков всей России будет услышан? Ждём резолюции съезда.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow