Якутия – самый креативный регион в России. Эта новость буквально врезалась в мой мозг, отодвинув на задний план такие яркие образы-стереотипы, как чир, салат «Индигирка», УАЗ-«буханка» на извечно гравийных дорогах между улусами. Эдакая «силиконовая долина Туймаада», получается.
Про ассоциации говорил и глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. Многие, кстати, отмечают, что именно с его приходом северная республика получила развитие в IT-сфере. Сам он, судя по всему, за некую точку отсчета успешного развития отрасли считает победу на Московском международном кинофестивале в 2018 году, а также, когда компьютерные игры, написанные якутскими «айтишниками», вышли на мировые рынки. После такого успеха в республике решили активно развивать креативную индустрию и написали концепцию ее развития.
Самый креативный регион
Четыре года спустя – новый успех: по итогам российской национальной премии в сфере креативных индустрий Russian Creative Awards проекты, представленные Якутией, были признаны лучшими в номинации «Креативный регион». Причем, дальневосточники обошли здесь такие именитые регионы, как Татарстан, Красноярский край, Нижегородскую и Тюменскую области.
Премию получал глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, причем, из рук мэра Москвы Сергея Собянина – в прошлом году победителем в данной номинации была именно столица. Согласитесь, символично забрать пальму первенства у столицы.
Айсен Николаев получает «переходящий кубок» от Сергея Собянина
Справка: Russian Creative Awards — единственная в мире премия, охватывающая все креативные отрасли. Это высшая награда для креативного сообщества страны, которая ежегодно вручается за вклад в развитие креативного сектора экономики. В премии 10 номинаций – это не только проекты и персоналии года, но также креативные пространства и образовательные проекты.
Всего в конкурсе участвовали больше двух тысяч заявок, но в финал прошли лишь 50, которые и поборолись за лидерство в 10 номинациях: «Человек года», «Меценат года», «Открытие года», «Событие года», «Креативное пространство года», «Цифровой проект», «Образовательный проект», «Культурный код», «Креативный социальный проект», «Креативный регион».
Члены жюри отметили, что самый большой регион страны стал лидером сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это наибольшее количество инициатив, которые получили федеральное распространение, при этом республике налажена лучшая в стране система поддержки тех самых креативных индустрий.
Церемония вручения премии Russian Creative Awards
Речь идет, конечно же, о первом созданном в нашей стране креативном кластере с режимом территории опережающего развития (это дает резидентам налоговые льготы), и где находится самый активный предпосевной венчурный фонд, а также крупнейший на Дальнем Востоке IT-Парк. Идея создания подобного парка настолько понравилась курирующему Дальний Восток вице-премьеру Юрию Трутневу, что он поручил масштабировать данную практику на весь ДФО.
IT-куб в Якутске
Еще одна интересная практика, которая имеет все шансы стать всероссийской: в Якутске открыли первый и единственный на Дальнем Востоке креативный кластер «Квартал труда». Согласно трендам, запустили его на месте заброшенного мясокомбината - пятиэтажное здание общей площадью 14,6 тыс. кв. метров. В нем разместятся более 150 резидентов, работающих в области IT, анимации, моды, дизайна, музыки, компьютерной графики, изобразительных искусств, фото и видеопродакшена.
Якутское кино
Разместятся в нем и «киношники». Якутское кино – отдельная тема для разговора. Это сегодня оно имеет определенную известность в мире (да-да, уже), но еще 15 лет назад это было сугубо локальным продуктом.
В 2007 году я впервые столкнулся с якутским кино, когда в Якутске пошел в кинотеатр «Центральный» на премьеру какого-то художественного фильма местного режиссера. Сюжет был незатейливым: парень из улуса приезжает в Якутск учиться, борется с бытовыми трудностями и хулиганами, находит первую любовь… Все это тогда мне чем-то напомнило индийский Болливуд, и сильно удивило, что фильм был на якутском языке с титрами на русском. Кстати, русских в полном зале было лишь трое.
Сегодня якутское кино один из брендов республики. Этим летом, к примеру, фильм «Дьулуур. Мас-рестлинг» был лидером проката в стране (хотя, безусловно, здесь свою роль сыграло и то, что в российских кинотеатрах не увидишь теперь мировые премьеры).
постер фильма «Дьулуур. Мас-рестлинг»
Справка: «Дьулуур. Мас-рестлинг» - спортивная драма якутского режиссера Валентина Макарова, в которой помимо сюжетной линии, где молодой парень пытается заработать, чтобы вытащить из детского дома свою младшую страну, популяризируются такие якутские национальные явления и события, как праздник лета Ысыах и мас-рестлинг – борьба, где спортсмены, сидя друг к другу лицом, перетягивают палку.
Осенью прошло первое заседание единой Дальневосточной кинокомиссии, она также была создана по инициативе Якутии. Всерьез идет речь о программе дальневосточных кинорибейтов, по которой на производство кино на Дальнем Востоке государство будет субсидировать половину затрат.
Показательно и то, что на фоне общего спада на рынке IT-специалистов (число предложений в IT-сфере на Дальнем Востоке по данным hh.ru снизилось на 20%, а в целом по стране на 30%) в Якутии на 22%, отмечается рост предложений IT-вакансий. При этом растет не только количество, но и качество этих самых предложений, так что не исключено, что мир еще не раз услышит не про холодную, а про цифровую Якутию. У региональных властей на этот счет – «планов громадье». И кто знает, может быть, вслед за «самой ожидаемой видеоигрой в мире» (такую характеристику якутяне дают игре The Day Before, в разработке которой принимают участие IT-разработчики из Якутии) на мировом рынке появится и другая цифровая продукция с маркировкой Made in Yakutia.
Алексей ЕлашВ разговоре с корреспондентом EastRussia программный директор VII Республиканского конкурса «Моя профессия — IT» Мичил Стручков именно на этом сделал акцент: в конкурсе приняли участие команды из 24-х районов Якутии (всего в республике 24 улуса и 2 города). Причем, если раньше явными фаворитами были команды из Якутска, то теперь серьезную конкуренцию им составляют представители «периферии».
Инициатор разработки, гендиректор IT-компании «Сахавизион» Пётр Бурцев рассказал EastRussia о достоинствах приложения и метасреды, а также о том, на что пошлось пойти, чтобы разработка состоялась, почему нет пути назад, и кому метасреда «Обращайся» будет интересна особенно (спойлер – всем).
– Пётр Васильевич, как появилась метасреда «Обращайся»? Что это такое вообще?
– Начну с небольшого отступления: последние 11 лет я работаю в «Агентстве правового содействия органам местного самоуправления» РС(Я), которое оказывает правовую поддержку администрациям поселений, районов, где нет штатных юристов. То есть такой юридический аутсорс. В последние полтора года активно начался процесс цифровизации и автоматизации органов местного самоуправления, разработка автоматизированных информационных систем для муниципалитетов, чтобы им было удобно работать, чтобы вся информация была в одном месте, чтобы без лишних проволочек готовились необходимые документы для граждан, для надзорных органов, чтобы на руках всегда были нормативно-правовые акты.
Собственно к идее создания метасреды «Обращайся» подтолкнул опыт работы в «Агентстве правового содействия» и наработок с органами местного самоуправления. Некоторые вещи мы практически напрямую внесли в метасреду, используя те инструменты и механизмы, которые сейчас актуальны для граждан – соцсети, мессенджеры, обращение в бизнес- и госструктуры, а также электронное взаимодействие.
Сначала мы – «Сахавизион» занялись разработкой более узкого продукта – «Кабинета муниципального служащего». Как раз началась пандемия, онлайн-совещания, но надо сказать, что пандемия не сильно оказала влияние на нашу работу: мы уже к тому времени использовали многие дистанционные способы ведения работы из-за наших больших расстояний – те же видеозвонки и тому подобное. Но пандемия ускорила процесс улучшения инструментов удалённого взаимодействия, подтолкнула к их разработке. В итоге мы пришли к идее такого виртуального кабинета, где бы все собрались, среды, в которой находились бы и граждане, и органы власти, и бизнес. Сразу было понятно, что это должен быть простой инструмент, интуитивно понятный и мы разработали механику всего этого процесса, а сейчас ведём доработку и развитие нашей метасреды.
– Но есть ведь соцсети, в которых и бизнес, и власть и уж тем более граждане имеют свои аккаунты, представительства… Вы собираетесь с ними конкурировать?
– Соцсети – это замечательно. Вот даже «ВКонтакте» - наша, отечественная. Но у неё другая концепция. Отличие нашей платформы в том, что она включает в себя иные инструменты и её архитектура выстроена так, что она быстрее соединяет ведомства, граждан, бизнес и общественные организации. Её функционал заключается в обработке взаимодействий и при этом наша платформа является каналом коммуникации – и с «ВК», и с «Госуслугами».
Вот на «Госуслуги» человек заходит, чтобы получить те или иные регламентированные государственные услуги – паспорт поменять, участок зарегистрировать, штраф заплатить… При этом у гражданина есть вроде бы информация о том, КАК это сделать, но нет единого источника этой информации, где можно было бы всё посмотреть. Вот пример – надо записать ребёнка в детский сад, но гражданин не знает на какой сайт зайти, какие документы нужны, как заявление правильно написать. Ему надо прийти в управление образования, встретиться со специалистом, который скажет: «Заходите на сайт «Госуслуги», выберите такую-то вкладку, отсканируйте такие-то документы, прикрепите их и отправьте, рассмотрение продлится столько-то дней…». И вот ту коммуникацию, которая нужна этому гражданину для того, чтобы попасть на «Госуслуги», он получит в метасреде «Обращайся». Здесь можно сделать онлайн-запрос у подведомственной организации и получить ссылку, разъяснение по всем шагам процедуры записи ребенка в детский сад.
Сейчас обращения граждан через интернет часто отправляются в «никуда». Человек выбрал министерство социальной защиты, например, написал туда обращение, оттуда оно пошло или по ведомствам, или в район вернулось, проходит время, человек уже успевает иногда сходить к специалисту и решить свой вопрос, прежде чем получит ответ на своё обращение.
– Получается такой предварительный шлюз?
– Да-да! Это одна из целей и задач метасреды. Заполнить промежуток, облегчить первый контакт, создать канал коммуникации со структурами и государственными, и иными, которые необходимы в конкретном случае. Поэтому мы не конкуренты «ВК», мы не конкуренты «Госуслугам» и другим информационным системам. Мы помогаем гражданам в первую очередь, чтобы они получили доступ к нужным им источникам.
– В «Обращайся» уже много не только граждан-пользователей и органов власти, и тех же детских садов, но и представителей бизнеса, предприятий. Чем метасреда интересна для предпринимателей?
– Для бизнеса здесь вообще идеальные условия. Есть сразу несколько направлений электронного взаимодействия, начиная от коммерческих предложений и рекламы, заканчивая получением информации о торгах и закупках. Можно использовать свой канал и как маркетплейс!
Бизнесу мы предлагаем так называемый цифровой кабинет, который для предпринимателя, руководителя будет обладать такой же ценностью, как калькулятор для бухгалтера, как привычный и необходимый нам всем смартфон или компьютер. Это «цифровой двойник» можно сказать кабинета, из которого ведется управление каналом, выставляются посты, предложения товаров и услуг, отсюда же осуществляется купля-продажа с использованием интегрированной платежной системой «ЮKassa». Отсюда же можно вести рекламную компанию, писать коммерческие письма, адресно работать с конкретными потенциальными клиентами. А организации, например школа, может сделать ценовой запрос. Например, школе нужны принтеры – директор делает рассылку по профильным компаниям, получает ответ и выбирает себе того контрагента, который предложит лучшие условия.
– Как вы намерены поддерживать стабильность функционирования метасреды? Недавние сбои в одном из достаточно популярных мессенджеров вызвал волну миграции на другие сервисы.
- У нас есть конечно соответствующие технические службы, программисты, свои сервера, которые находятся на территории Российской федерации. Все технологиии, применяемые нами, отвечают требованиям Минцифры. Более того – метасреда «Обращайся» использует исключительно импортозамещённые инструменты. Это полностью российское программное обеспечение, которое имеет возможность интеграции через API со всеми сервисами и программами для работы органов местного самоуправления. Мы проходим сейчас сертификацию по этому поводу и в ближайшее время мы получим от Минцифры документальное подтверждение того, что мы создали исключительно российский продукт.
Ещё мы ведём разработку полностью отечественного приложения видеоконференцсвязи, и рассчитываем, что оно будет готово уже к декабрю.
– А как велась разработка? Вы получали пользовались какими-то льготами?
– Нет, вся разработка велась на собственные средства и кредиты. Вложили всё что было – я заложил квартиру, машину. Мы как выпущенная стрела – пути назад нет. Но мы стали резидентом технопарка «Якутия», нам дают там помещение, и мы надеемся на более пристальное внимание со стороны государства, тем более, что наша метасреда, не подменяя «Госуслуги» и не конкурируя с ними, помогает власти осуществлять свои полномочия и устанавливать контакт с гражданами, взаимодействовать с ними. Господдержка бы нам очень пригодилась и в плане финансирования, и в плане продвижения.
– Что у вас с пользователями? Любой программный продукт, тем более соцсеть, метасреда останутся лишь пустой оболочкой, если не наполнится пользователями. Как у вас с этим обстоят дела?
– Начну с того, что уже сейчас приложение доступно для скачивания в App Store, RuStore, Galaxy Store, AppGalery (Huawei Store) и проходит модерацию на попадание в Google Play. Также его можно установить, скачав с сайта, на котором есть подробные инструкции по организации собственного канала.
По пользователям у нас очень хорошая динамика, при том, что мы не ведём рекламную компанию и не собираемся это делать в будущем. Да - мы не будем завлекать пользователей, убеждать их скачать наше приложение. Потому что по нашей задумке эту работу будут вести ведомства, министерства, бизнес – те структуры, которые обоснуются в метасреде и будут иметь здесь свои «цифровые кабинеты». Приведу пример – вот есть у человека небольшой бизнес, кафе, скажем. И ему, когда он установит наше приложение, больше ничего не надо будет – не надо создавать сайт, не надо будет создавать собственное приложение, чтобы привлекать клиентов. Он сможет использовать наше приложение как своё, работать со своими клиентами, которые будут подписываться на его канал, информировать их об акциях, предложениях и тп. А пользователь – обычный гражданин – будет видеть в своей ленте сразу всю информацию от всех организаций, на которые подписан.
Что же до конкретного числа пользователей, то буквально за неделю после нашей презентационной пресс-конференции, которая состоялась 18 октября 2022, у нас появилось больше тысячи пользователей и 200 запросов от администраций различного уровня на создание каналов. Всего в Якутии 443 муниципальных образований. Мы рассчитываем, что они все в скором времени обзаведутся собственными цифровыми представительствами в «Обращайся». По нашим оценкам, каждый такой аккаунт приводит в метасреду как минимум 500 пользователей, т.е. мы думаем, что уже в ближайшем будущем у нас будет не меньше четверти миллиона пользователей, которым важно взаимодействие именно с госструктурами и организациями. Каждый бизнес-канал приведет около тысячи пользователей, считают наши аналитики. До Нового года, думаю, мы будем иметь в числе своих пользователей всю Якутию, но останавливаться на этом не намерены. Наш продукт имеет абсолютно все возможности для использования по всей стране, и мы хотим показать всей России на что способен Дальний Восток!
В августе в ряде СМИ прошла новость о том, что компания из Якутска будет разрабатывать для Министерства обороны РФ костюм для снайпера, который не виден для тепловизора. Этой компанией оказалась известная в республике Саха «Хоту Тент». Корреспондент EastRussia из первых уст узнал, как компания смогла заинтересовать с МО РФ и чем еще он знаменита.
Сделать это оказалось не так-то просто. В первый «дозвон» основателя компании Афанасия Махатырова удалось застать в приемной главы Якутии Айсена Николаева – было не до разговоров. Во второй раз Афанасий колесил где-то по Алтаю, где связь «гуляла». Расспросить – что, да как – удалось его зама и соратника Дуолана Андреева. Он-то и рассказал…
…что началось все лет пять назад в Нерюнгри – хоть и самом южном городе Якутии, но далеко не тёплом: морозы под сорок здесь привычное дело. Вы когда-нибудь были в Якутии зимой? Если да, то наверняка замечали, что в сильные морозы машины там не глушат, ибо велик риск ее потом не завести. Но и «молотить» пару месяцев подряд тоже не вариант.
Тогда Афанасий Махатыров сшил себе укрывающий тент для авто. Соседи по парковке оценили инновацию и поспросили сшить им тоже. Потом друзья. А потом еще пол Нерюнгри. Так родилась «АвтоБерлога» - укрывающий тент для автомобиля, который позволяет удерживать тепло автомобиля. В качестве наполнителя используется инновационное теплоизоляционное волокно. Исследования, проведенные совместно с СО РАН и СВФУ, доказали, что материал позволяет держать тепло до 12 часов при морозе в 50 градусов.
Посыпались заказы, да так много, что Афанасий перебрался в Якутск, где и основал ООО «Хоту тент».
Справка: компания «Хоту тент» создана в 2017 году в республике Саха (Якутия). Компания специализируется на производстве утепленных изделий для ношения и использования при экстремально низких температурах. Целью компании является обеспечение населения Якутии и других холодных регионов мира эргономичными изделиями, сохраняющими тепло без дополнительного источника энергии, используя инновационные решения в области текстильного производства.
Сколько «АвтоБерлог» было сшито никто не подсчитывал, но Дуолан утверждает, что счет идет уже на десятки тысяч. Тенты расходятся по всей России, да еще и в Канаду поставляют.
Справка: Первым продуктом является утеплённый тент для автомобилей «АвтоБерлога», который по своим техническим качеством позволяет сохранять тепло двигателя максимально длительное время. Использование тента успешно прошла испытания в естественных условиях зимы Якутии при -50 градусов и получила народное признание. Укрывая «АвтоБерлогой» машину, владельцы существенно экономят на топливе, техническом содержании, при этом также сокращается выброс выхлопного газа в атмосферу».
Дальше – больше: к автомобильным тентам добавились утепленные палатки «Якутяночка», полевые ангары для большегрузной техники, которые позволяют производить ремонт техники в условиях суровой зимы, спальные мешки «Ил Дархан», пальто, которое превращается в спальник, чуни, утепленные носки с подогревом, одежда для водителей снегоходов «Сукуй», «Хопоо» и многое другое.
В таком костюме точно не замерзнешь
Примечательно, что утепленные палатки клиенты – рыбаки и охотники – стали активно пользовать и… летом! Оказалось, что летом в утепленной палатке очень комфортно - наружная ткань с напылением для защиты УФ-лучей хорошо защищает от зноя. А летом в Якутии, между прочим, цифры на градуснике такие же, как зимой, только со знаком плюс.
В «Хоту тент» все это прозвали «технологиями по борьбе с холодом». Когда у тебя за окном -50, но все равно тянет на рыбалку или охоту, хочется тепла даже на природе. Так появилась линейка продукции для рыбаков и охотников. Особым спросом пользуются утепленные палатки: выдерживают до -60°С, но при этом легкие – их можно тащить на себе. Причем, все продукцию в «Хоту тент» испытывают в естественных условиях.
«Если выжил, не замерз – значит, хорошая палатка», - шутит Дуолан Андреев.
Шутки – шутками, но, к примеру, компании – партнеры «Роскосмоса» - попросили поработать над утеплителем для жилого модуля космонавтов. Испытывать его будут в Оймяконе – полюс холода, между прочим.
Особого секрета в технологии «Хоту тент» нет - в ход идут войлок, синтепон, «сэндвич», бамбуковая вата и даже оленья шерсть. Шьется изделие, испытывается в естественных условиях и после этого ребята начинают «толкать рынок» - продвигать продукцию. «Дотолкались» до того, что их продукция стала пользоваться в Канаде в среде обладателей снегоходов. Так появились «верхонки» и рукавицы с подогревом - нажимаешь на кнопочку и сразу тепло.
Теперь в «Хоту тент» подумывают над тем, чтобы выделить экспорт в отдельное направление работы компании и сконцентрироваться на производстве одежды и аксессуаров для снегоходчиков. «На ура», кстати, в Канаду идут и «Автоберлоги».
Весьма неожиданным для «Хоту тент» стало предложение поработать на… Минобороны РФ. Оказывается, военные специально колесят по регионам, выискивая всевозможных «кулибиных». В Якутии им приглянулись разработки «Хоту тент» и ребятам сделали предложение, от которого сложно было отказаться. Причем, военные подошли рационально – сделали «Хоту тент» резидентами военного инновационного технополиса «Эра». Первая разработка – костюм для снайпера, который делает его невидимым для тепловизора при ведении боевых действий в ночное время, на удаленных расстояниях или же в условиях низких температур, где контрастность достаточно высокая по отношению к окружающему фону и работающую технику, которая имеет инфракрасное излучение, очень хорошо видно.
МО РФ проявило неподдельный интерес к продукции "Хоту тент"
Теперь у военных новый запрос – утеплитель для беспилотников. Дело в том, что уже при минус 15 градусах у беспилотных летательных аппаратов сильно «садится» батарейка, что сильно снижает их возможности.
Практически одновременно с военными появились и другие крупные заказчики. «Уралмашвагонзаводом» или Курганский машиностроительный завод, например. Им для «северов» понадобились портативные «АвтоБерлоги» для крупной техники, в частности, вездеходов.
Такими «гаражами», кстати, давно и активно пользуются якутские подразделения крупные якутские компании – «Алроса», Якутскэнерго, местное подразделение Газпрома. А как иначе в полевых условиях провести ремонт техники? Да когда за -50 даже простой болт закрутить/выкрутить – целый квест!
В портативном гараже можно хоть вездеход, хоть танк ремонтировать
Все производство «Хоту тент» локализовано в Якутске. Причем, это наполовину ручной труд – материал готовят люди, а вот сэндвичи уже соединяют вертикальные машины. Но когда пошли крупные федеральные заказы, в «Хоту тент» всерьез задумались о том, чтобы перебраться поближе к заказчику. Все-таки, каждый раз летать из республики в Москву накладно, да и времени жалко. Один из вариантов – Подмосковье.
Сейчас руководство думает над тем, как перебазировать производство? С машинками все понятно - взял. Да перевез. А как быть с людьми, занятыми в производственном процессе? Да и испытывать продукцию – где, не в Подмосковье же?
Настоящие холода они ведь только в Якутии.
В Якутии проанализировали объемы демографических выплат за 5 лет. В период с 2019 года они увеличились в 7 раз, с 3,5 до 26,5 миллиардов рублей. Большую их часть обеспечил президентский национальный проект «Демография». Однако со следующего года указом главы Якутии Айсена Николаева в республике вводят новые меры, направленные на стимулирование демографического роста населения. В два раза увеличится размер республиканского материнского капитала «Семья» при рождении третьего и последующего ребенка. 50 тысяч рублей получат молодые семьи до 25 лет, вступающие в брак впервые. Кроме того, готовится учреждение гранта в 10 млн руб. для муниципалитета, добившегося лучших результатов в демографической и семейной политике. Ранее, встречаясь с руководителем региона, Президент страны Владимир Путин особо отметил показатели Якутии по росту постоянного населения и его естественному приросту и попросил не сокращать меры поддержки. Республика на первом месте в ДФО по положительной динамике демографических процессов, а в этом году в ней родился миллионный житель. Новые механизмы мотивации, а также текущее состояние рождаемости для Ленского клуба и EastRussia проанализировала доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических и энергетических проблем Севера «Коми научный центр УрО РАН» Лариса Попова.
«Стабильный естественный прирост населения Якутии обеспечивается как повышенным общим коэффициентом рождаемости, так и пониженным общим коэффициентом смертности. В основе этого – более молодой возраст населения республики, а также высокие темпы роста и уровень ожидаемой продолжительности жизни в регионе, превысивший среднероссийский. Последнее обстоятельство, а также незначительное отличие продолжительности жизни сельского населения от уровня городского показателя хочется отметить особо. Это результат социально-демографической политики, которая проводится в Якутии.
В России с 2007 года ведется демографическая политика, направленная на рост рождаемости. Тогда в стране был введен федеральный материнский капитал на второго ребенка, усиленный с 2011 г. ориентированным на третьи рождения региональным материнским капиталом и дополненный в дальнейшем мерами социальной поддержки нуждающихся семей с детьми и молодых семей с первенцами. Если оценивать результаты этой политики, то на текущую демографическую ситуацию она повлияла положительно. Особенно в регионах со значительным размером регионального материнского капитала, как в Якутии. А в национальных республиках, например Якутии и Коми, – по всей вероятности, способствовала также и усилению/возрождению этнических особенностей репродуктивного поведения коренных народов.
Однако в перспективе рождаемость в стране все-таки будет падать. Во-первых, по причине досрочного исчерпания итоговой плодовитости относительно многочисленных старших когорт, то есть поколений 1980-х годов рождения, ставших основными адресатами крупномасштабных мер демографической политики. Во-вторых, из-за низкой репродуктивной активности малочисленных молодых когорт: поколений 1990-х и 2000-х годов рождения, до которых стимулирующий эффект крупномасштабных мер демографической политики не дошел, или, в лучшем случае, пока не дошел.
По этой причине следует приветствовать любые меры, направленные на рост рождаемости. Начав проводить демографическую политику, ни в коем случае нельзя отменять ее мероприятия. В идеале надо сделать их постоянно действующими, то есть бессрочными. Решение главы Якутии об удвоении регионального маткапитала считаю своевременным, поскольку сейчас третьи рождения охватывает уже малочисленные когорты 1990-х годов рождения, а их репродуктивную активность следует поддержать.
Помощь молодым семьям также актуальна: без первых рождений нет вторых. Но еще больше следует приветствовать акцент в демографической политике на вторых рождениях. Например, к удвоенному региональному материнскому капиталу применить реализуемую в последние годы механику выплат федерального капитала: бóльшую часть суммы назначать при рождении второго ребенка, остальную – при рождении третьего. Возможно, применять такую механику выплат можно начать как раз за счет грантов лучшему району/поселку».
Основные элементы экспозиции региона специально для Ленского клуба оценил научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.
«Образ Якутии сегодня меняется. Этому способствует и сама выставка достижений «Россия». Она констатирует свершившийся факт нового облика самого большого региона страны. И экспозиция Якутии призвана познакомить жителей страны с последними нововведениями и развеять сложившиеся стереотипы.
Многие россияне до сих пор мало знают о далекой дальневосточной республике. Все могут вспомнить про набившие оскомину холод, алмазы и оленей. Благодаря экспозиции посетители поймут, что Якутия – это про новые технологии, современные подходы в улучшении качества жизни.
Акцент при демонстрации достижений на мобильные приложения и игры, кино и мультипликацию естественен. Высокие технологии востребованы. Якутия доказывает, что можно быть центром цифровых разработок, находясь на Крайнем Севере. Это та привилегия, которая республика, похоже, стремится забрать себе. И реальный успех в этой области можно достичь, забыв, что за стеной минус 40.
При этом даже в условиях экстремально низких температур это регион, который осваивает и вдыхает жизнь в, казалось бы, непригодные для жизни территории. Свидетельство тому – демонстрируемая реакторная установка для первой в мире атомной станции малой мощности, которую строят в арктическом районе республики. Руководство Якутии добивалось этой чести. Поскольку возможность эффективного развития здесь высока, то, следовательно, и потребность в энергетике тоже немалая. АСММ здесь также выступает в роли символа будущего, который обозначает собой новый виток развития.
Ну и, конечно же, венчает образ будущего Якутии Ленский мост, распоряжение о строительстве которого отдал Президент. Завершив этот архисложный проект, республика станет еще и логистическим центром, что еще недавно было бы странно себе представить. Мост имеет значение только если до и после него идет дорога. Через Якутию пойдет транспортный путь, она перестанет быть ледяной горой, куда можно только прилететь. Главное, что регион, отделенный от «большой земли», станет ее частью, то есть ближе ко всем жителям нашей страны.
Очевидно, это успешное позиционирование. Якутия на выставке предстает инновационной, современной, но не забывающей, на какой земле она находится. Регион демонстрирует свое лицо, прорисованное значительно детальнее. Это все та же республика, но понятная, с той новизной, которой нам не хватало. О ней пока знают действительно мало. Теперь благодаря выставке, я надеюсь, будут чуточку больше».
Перспективы реализации международного проекта и заинтересованность в нем Китая специально для Ленского клуба и Eastrussia оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.
В условиях новых геополитических реалий и поворота на Восток Россия активизирует свои экономические связи со странами Азии, прежде всего, с Китаем, нашим ближайшим соседом и одним из локомотивов мировой экономики. Всего 5 лет назад, в 2018 году, товарооборот России и Китая впервые достиг отметки в 100 миллиардов долларов, а уже в этом году этот показатель, скорее всего, превысит отметку в 200 миллиардов долларов.
Такая стремительная активизация экономических связей требует значительно более развитой сети транспортно-логистической инфраструктуры: 2022 год продемонстрировал, что железнодорожная сеть на Дальнем Востоке оказалась недостаточно готова к значительно выросшему объёму грузов. В этой связи в 2023 году идёт интенсивная модернизация, включающая широкомасштабную реконструкцию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (БАМ).
Также нужно выделить и развитие т.н. «малого БАМа» - железнодорожного направления Нерюнгри-Тында-Штурм-Сковородино, который может быть продлён за счёт законсервированного направления Сковородино-Рейново (Джалинда) и запланированного международного железнодорожного моста через Амур Джалинда (Россия)-Мохэ (Китай).
Строительство мостов через Лену и Амур, которые дальновидно продвигает глава Якутии Айсен Николаев, вместе с развитием всего транспортного коридора малого БАМа имеет особое значение для Дальнего Востока и Республики Саха. Этот проект создаёт отдельную ветвь, связывающую крупнейший регион Дальнего Востока (с возможностью продления до Магадана) напрямую с Китаем с возможностью разгрузки основных мощностей БАМа и Транссиба за счёт своего перпендикулярного расположения.
Китайская сторона также заинтересована в развитии транспортного коридора, поскольку это упростит доступ к минеральным ресурсам, поставляемым со стороны России и, прежде всего, регионов Дальнего Востока, а также может стать дополнительным стимулом для экономического роста северо-восточной провинции Хэйлунцзян.
Учитывая те выгоды, которые может получить Китай и Россия, особый интерес со стороны региональных властей субъектов Дальнего Востока, необходимость срочной разгрузки основных направлений БАМа и Транссиба, а также личное упоминание транспортного коридора со стороны президента России В.В. Путина в рамках III Международного форума «Один пояс – один путь», можно сделать вывод, что проект коридора с мостом отличается особым приоритетом и его реализация – вопрос обозримой перспективы.
Как уже было отмечено, в случае успешной реализации железнодорожного сообщения по международному мосту Джалинда-Мохэ, появится прямая возможность транспортировки ресурсов отдельных видов товаров, а именно: угля с южных месторождений региона (особый интерес представляет коксующийся уголь), древесина и продукция деревообработки, продукты нефте- и газохимии, а также товары сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Для Китая данный маршрут станет ещё одним направлением растущих поставок импорта в Россию: электроники и бытовой техники, автозапчастей и автомобилей, промышленных товаров и т.д. Ожидается, что только Республика Саха сможет экспортировать от 20 до 40 миллионов тонн грузов в Китай (прежде всего, угля), однако на первых порах эта цифра может быть ниже ввиду проблем с пропускной способностью отдельных участков, например, Сковородино-Рейново (Джалинда). Тем не менее, запуск данного участка должен способствовать значительному увеличению товарооборота Республики Якутия с Китаем.
Транспортный коридор из Арктики через Ленский мост, малый БАМ и переход «Джалинда-Мохэ» является примером растущей инфраструктурной взаимосвязанности в Евразийском регионе наряду с развитием т.н. Северного морского пути, который также включает Якутию в качестве значимого транспортно-логистического звена. Китай, будучи заинтересованным в бесперебойных поставках своей продукции в Европу, а также в другие регионы мира, готов активно содействовать развитию инфраструктуры Северного морского коридора, частью чего и является реконструкция Жатайской судоверфи.
Готовность Китая обеспечить техническое оснащение и робототехнику для судоверфи можно рассматривать как позитивный сигнал: Китай является крупнейшим кораблестроителем в мире, охватывая широкий перечень производимых типов судов, а также их компонентов (например, производство высокооборотных двигателей, оптического оборудования для кораблей и т.д.). Следует обратить внимание на наработанные компетенции в данной индустрии, а также достижения в роботизации судостроения и судоремонта и даже в применении искусственного интеллекта.
Отдельным преимуществом является специфика собственности: компании, как правило, связаны с государственными отраслевыми структурами, что упрощает внедрение инноваций в отрасли. При этом можно также отметить, что Китай за счёт сотрудничества с западными компаниями смог приобрести технологии, обеспечивающие конкурентоспособность продукции на мировом рынке, однако эти технологии в ряде случаев могут быть защищены лицензионными соглашениями, запрещающими поставки в Россию в рамках санкционного режима. С другой стороны, связь судостроителей с государством и использованием отдельных схем может значительно снизить риск противодействия со стороны лицензиаров из стран Запада.