Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Снять в Китай

Как российский кинематограф осваивает прокатный рынок Поднебесной

Снять в Китай
Фото: qz.com

Александр Исаев

Ведущий научный сотрудник, заместитель руководителя Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН
Спортивная киномелодрама «Лед», спродюсированная Федором Бондарчуком и собравшая неплохую кассу в российском прокате, с конца марта пришла и в китайские кинотеатры. Первоначально планировалось, что фильм одновременно выйдет на 25 тысячах киноэкранов Поднебесной, то есть займет половину кинотеатров страны. Однако «Тихоокеанский рубеж-2» и «Черная пантера» несколько потеснил позиции «Льда». Демонстрация ленты началась на 23 тысячах экранов, что тоже не плохо. Неплохо уже потому, что в общем-то проходной, хотя и качественный фильм, вступил в конкурентную борьбу с очередным киномонстром Гильермо Дель Торо.

За первые три дня проката «Лед» заработал $2,132 млн и вошел в десятку самых кассовых фильмов недели, правда, на 9 месте. Стоит напомнить, что фильм Федора Бондарчука «Сталинград» заработал в КНР более $12 млн. В топ-10 попал и его следующий фильм – «Притяжение». Дело закончилось тем, что съемочная группа решила сделать продолжения фантастической ленты вместе с китайскими партнерами.

В топ-10 китайского проката поднимались и другие российские ленты. Среди них – «Он - дракон», «Вий», «Метро», «Викинг», «Время первых», «Сталинград», «Салют 7» и многие другие, в том числе совместная военная драма «Балет в пламени войны». Показательно, что российские фильмы выходят в прокат в весьма внушительных масштабах. Тот же «Викинг», о прокате которого в Поднебесной договорились кинокомпания "Централ Партнершип" и дистрибуционные фирмы Flame Node Entertainment и Beijing United Film Artists Co. Ltd, появился одновременно на 10000 экранах. Прокат фильма в течение трех дней принес почти $2 млн. Упомянутый «Салют 7» демонстрировался в течение недели в начале мая 2018 года и все это время твердо сохранял за собой 7-е место в десятке самых кассовых фильмов китайского кинопроката, заработав около $3 млн. 

С фильмом «Он – дракон» вообще произошла уникальная история. Эта фантастическая драма, снятая режиссером Игорем Цаем и спродюсированная Тимуром Бекмамбетовым, сначала не была приобретена китайцами. Фильм стал известен в КНР благодаря китайскому сегменту интернета, куда он попал элементарным пиратским способом, и где его посмотрели 40 миллионов китайцев.   

Прокатчики обратили внимание на популярность российской ленты среди местных интернет-зрителей и купили ее. Фильм вышел в прокат и собрал неплохую кассу, подтвердив свой успех в больших кинотеатрах. Но на этом история не закончилась. Ходят разговоры, что скоро может появиться «Он – дракон-2», снятый уже российскими и китайскими кинематографистами. Совместной станет российская фантастическая лента «Защитники», также оказавшаяся интересной для китайских кинозрителей.

Сегодняшний кинопрокатный рынок Китая подобен лакомому пирогу, от которого норовит откусить кусочек любой уважающий себя зарубежный кинопроизводитель. Пока что самые жирные куски достаются Голливуду. Китайский кинорынок – второй по величине прокатный рынок мира. В 2016 году общие кассовые сборы Поднебесной составили 49 млрд юаней. А в конце 2017 года они превысили 50 млрд. Сегодня в Китае более 50 тысяч киноэкранов, и, похоже, предел еще не наступил.

Российских фильмов на этом рынке пока немного: в 2016 году в прокат вышло только четыре картины из России, еще пять появились в 2017 году. За три месяца 2018 года в Китае уже были показаны две киноленты.

Важно при этом напомнить, что Китай самостоятельно производит ежегодно почти 700 фильмов, и конкуренция за попадание в прокатную сеть даже среди китайских производителей чрезвычайно велика, не говоря уже о присутствии иностранных лент в китайских кинотеатрах. Поэтому тот факт, что в 2016-2017 годах в китайских кинотеатрах успешно демонстрировались 9 российских лент, весьма многозначителен. Он говорит о возросших перспективах для российского кино. Ведь еще лет 7-8 назад наши режиссеры сильно радовались, когда на китайских рынок попадал хотя бы один российский фильм.

Китайские кинопроизводители начали более охотно вкладываться в российский кинематограф и совместные с нашими кинематографистами киносъемки. Помимо уже перечисленных сиквелов, заканчивается работа над «Вием-2», хотя от реального Вия там уже ничего не осталось. Фильм получил название «Тайна печати дракона. Путешествие в Китай». Он снят в формате 3D, и его премьера в наших двух странах, а также в Малайзии – необычный поворот! – состоится в августе нынешнего года.

Делаются совместные мультипликационные фильмы, китайцы профинансировали  фантастический боевик в стиле кибер-панка «Хардкор», снятый Ильей Найшуллером.  



Две страны намерены  снимать по две-три картины каждый год. Для этого китайские партнеры планируют инвестировать до $50 млн в совместное с Россией кинопроизводство. Конечно, эта цифра не очень большая: она примерно в пять раз меньше китайских киноинвестиций в голливудские компании. Но очень важно, что российско-китайское сотрудничество перестроилось на деловой лад и теперь ориентируется на конкретный результат. Такой подход, думается, вполне приемлем, ибо гарантирует совместным лентам почти автоматическое попадание в китайскую прокатную сеть, да и в нашу сеть, где китайские фильмы – крайне редкое явление, тоже.

Развитию активного сотрудничества кинематографистов двух стран в прокатной сфере имеет две мотивации. Во-первых, неплохо срабатывает административный ресурс. Но сегодня он перестает быть главным и определяющим фактором.

Второй мотивацией все больше становится то, что российские и китайские производители и прокатчики сумели проложить прямой путь к сотрудничеству друг с другом. Более того, кинематографический кризис в России уже ушел в прошлое, и наши кинопроизводители начали делать качественное художественное кино самых различных жанров, в том числе наиболее прибыльные в коммерческом отношении фантастические ленты, военное кино, отличные мультфильмы. А это не могло не привлечь внимания китайских кинобизнесменов.

Кино – это не только самый массовый вид искусства, но сегодня это еще и широкое поле для предпринимательской деятельности. Понятие «кинобизнес» прочно вошло в обиход кинематографистов, выстраивающих свою политику на принципах окупаемости производимой продукции. Китайские кинодеятели научились этому еще лет 15 назад, российские – еще только учатся. Но у них уже многое получается. И самое главное – никто не подгоняет российско-китайское кинематографическое сотрудничество. Безусловно, оно стимулируется с обеих сторон, но устраивать в этой сфере бессмысленные гонки никто не собирается. Развитие должно идти естественным путем, хотя и нуждается в стимулировании.

Наиболее интересное авторское кино сегодня снимается в России на региональных киностудиях. И, кстати, там же оно весьма популярно в силу узнаваемости, и желания людей увидеть собственную жизнь, разобраться в ней ее и определиться, как быть дальше. Достойное кино делают в Якутии. Такие ленты, как «Тропа смерти», «Наахара», «Призрак», «Паранормальный Якутск», сразу после появления на экранах завоевали успех и даже позволили кинопроизводителям заработать. А детективная лента «Мой убийца» вошла в число претендентов 2016 года на голливудский «Золотой глобус». Казанские кинематографисты сегодня замахнулись аж на самого Лавкрафта - американского мастера прозы в жанре ужасов. Свое кино снимают в Бурятии, Приморье.

Региональные производственные мощности минимальны, финансовые – мизерные. Но чего в полном достатке, так это - здоровых амбиций и желания работать. И там же, кстати, огромное количество интересных и новых идей, и умение работать без оглядки на «авторитеты».

Весьма показательна история появления российского мультипликационного фильма «Снежная королева». Фильм был снят в Воронеже, студией «Визарт Анимэйшн», и вышел на год раньше Диснеевской ленты «Холодное сердце». При затратах в $7 млн. заработал более $ 25 млн. Многие части последовавших после успеха продолжений рисовались в китайских студиях компьютерной графики и отчасти финансировались китайцами.

Интерес к сотрудничеству молодых российских киношников со странами Азии сегодня постепенно возрастает. В Москве не очень-то жалуют молодых режиссеров Сибири и Дальнего Востока, поощряя финансированием по большей части московских мастодонтов кинопроизводства. А ведь сегодня практически каждая область, край или республика на обширном географическом пространстве за Уралом проводит собственные международные кинофестивали, налаживает контакты с зарубежными кинопроизводителями, и могла бы предложить добротное кино. Не хватает только денег на рекламу и презентации.

Как представляется, здесь таятся неплохие перспективы для развития всего многообразия российского кино и сотрудничества с зарубежным Дальним Востоком. Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань, Вьетнам имеют достаточно развитый кинематограф и сильную прокатную базу. Поэтому кинематографическое сотрудничество здесь имеет весьма неплохие перспективы. Российско-китайские киносвязи подтверждают это.