Поделиться
«Великий Соболиный путь» - приехали
Поделиться

Дорожные записки корреспондента EastRussia по ходу автомобильного путешествия по маршруту Хабаровск-Москва осенью 2022 года на микроавтобусе «Соболь». Уфа – Москва

Алексей Елаш

Стан татаров

Первое знакомство с Татарстаном произошло в деревне Аняково. Таких поселков сотни на трассе, но именно здесь родился первый президент республики Татарстан Минтимер Шаймиев. 


На этом дорожном указателе только два слова написаны с маленькой буквы

Этого факта оказалось достаточно, чтобы из заурядной деревушки сделать образцово-показательный коттеджный поселок с асфальтом, мощенными тротуарами, мечетью, фонтанами, скверами и площадью обязательно с прижизненным памятником Минтимеру Шариповичу.


Дом-музей


Прижизненный памятник Минтимеру Шариповичу Шаймиеву

Уровень преклонения настолько велик, что даже на дорожном указателе все слова, кроме «деревня» и «музей», написаны с заглавной буквы.


Мы остановились перед домом-музеем и тут произошел примерно следующий диалог:

- Привет! Да мы тут остановились в Татарстане в деревушке, где первый президент родился. Представь, он тут всем одинаковые коттеджи построил, памятник на площади себе поставил. Короче, Бог! - это Серега по телефону с Хабаровском разговаривает.

Мужики, которые на площади перед памятником перекладывали брусчатку, заинтересовались и подошли к нам:

- А 27-й регион – это откуда?
- Хабаровск.
- А это далеко? Сколько километров?
- Ну, до вас восемь тысяч.
- Далековато…

Тут меня «прорубило», что народ попросту не знает свою страну и «за Уралом» — это, пожалуй, самое доходчивое объяснение. Впрочем, стоит признать, что мы – дальневосточники – тоже не очень-то сильны в знаниях про западные регионы, но, конечно же, не так, как «западники» про нас.

Я, к примеру, не знал, что описываемые места – «пугачевские»: здесь он восставал, здесь же его ловили. Это прояснилось возле одной из придорожных кафешек, где был установлен доморощенный памятник Емельяну Пугачеву, а внутренние стены кафе украшали картинки на исторические темы.

«Памятник» Пугачеву

Видимо, хозяин придорожной забегаловки увлекается краеведением, хотя лучше бы он увлекался тем, как идут у него дела на кухне – такой отвратной еды нам не попадалось за все девять тысяч километров! Но сами виноваты – пренебрегли правилом «фуры перед кафе».

После Набережных Челнов (кстати, весьма ухоженный город) начался полноценный автобан с двумя полосами в каждом направлении, что, впрочем, не помешало нам встрять в «пробке» - и чем ближе к Казани, тем медленнее мы двигались. Вообще, конечно, «пробка» на «федералке» для нас – дальневосточников – нонсенс. Между Якутском и Магаданом можно по часу «встречки» не встретить, а ведь тоже «федералка» - «Колыма» называется.


Пробка на трассе Набережные Челны - Казань

В Казани мы устроили себе полноценный отдых с прогулками по злачным и историческим местам: Кремль, «Казан-центр», мечеть – описывать достопримечательности татарской столицы нет смысла, есть смысл туда ехать. 

Казанский Кремль


«Казан-центр»

Особенно запомнился Вселенский храм, где его основатель Ильдар Ханов собрал под одной крышей (вернее, на одном участке) храмы практически всех религий. Сами приверженцы этих религий храм, как место для молитвы, не признали, но посетить его стоит.  
Вселенский храм

Казань, безусловно, красивый город. С историей и харизмой. Ну, и видно, что здесь есть деньги. Теперь понятно, почему я не слышал ни одного плохого отзыва от тех, кто туда ездил туристом.



А так оформлена входная группа управления жилищной политики. Интересно, а к решению насущных вопросов в мэрии Казани так же креативно подходят?



Один регион в час

А вот дальше началась чехарда или немного о плотности населения в России: на Дальнем Востоке ты два дня едешь и приезжаешь в Читу, а тут за один день пересекаешь пару-тройку регионов, да ещё что ни город, то миллионник. 


Добро пожаловать в Марий Эл - регион, где очень любят букву Й (столица - Йошкар-Ола)

После Татарстана мы достаточно быстро очутились в республике Марий Эл, но не успели сфотографироваться на стеле, как вновь пришлось позировать – теперь на «Чувашия». Этот регион запомнился тем, что мы остановились на ночь рядом с придорожным кафе и, закупая необходимую провизию, обратили внимание, что на каждом столике в кафе стояли вазы с яблоками.

- Это бесплатно?
- Да. Хозяин поставил.
- А он где их взял?
- Выращивает. Урожайный нынче год.  

Конец сентября. Яблоки. Бесплатно. Где-то всплакнул житель Чукотки. 


Бесплатные яблоки в придорожном чувашском кафе


НиНо

Каждый день по «миллионнику», да еще со своим Кремлем – это тяжеловато. 

Кремль в НиНо с видом на слияние Оки и Волги. Кстати, здесь областные чиновники расположились в Кремле

К тому же шел противный дождь, поэтому мы, пожалуй, установили своего рода рекорд – осмотрели достопримечательности Нижнего Новгорода буквально за полтора часа. 


Конечно, такие (да и многие другие) города и поселки нужно осматривать досконально, но тогда пройденный нами путь занял бы месяца два. Без шуток.

После «Нижнего» (он же НиНо для краткости) нам открылась прямая до Москвы, но мы были бы не мы, если бы не выбрали «кривую» дорожку. Я уже говорил, что «федералка» обходит большинство городов и если вы что-то хотите увидеть, то необходимо сворачивать, поэтому, когда я увидел указатель «Владимир направо», то, не раздумывая, крутанул руль. 


Владимирский централ

Многие города по пути так или иначе у меня лично ассоциировались с песнями: Хабаровск – «Город на пятитысячной купюре», Иркутск – «Взяв с собою на Байкал, на Байкал» от Макса Покровского, Красноярск – Жека с его «Снова в Красноярске я». Уфа – понятное дело - с «Белой рекой» от ДДТ, а вот Владимир? Ничего более путного, чем «Владимирский централ» я не вспомнил.

Короче, свернули. Первое, что бросается в глаза – отсутствие фур. Реально же, устаешь от них, поэтому прям порадовался: движение спокойное, размеренное, еще и достопримечательности осмотреть можно. Правда, делали мы это, не выходя из машины. А посмотреть есть на что: центр Владимира – сплошь и рядом история, с храмами, старинными особняками. 

Но тут мой взор привлекает «Хендай» с якутскими номерами (14 регион): такси «Тикси». 

Такси "Тикси" во Владимире с номерами Якутии (14 регион)

Ого! Я сразу же представил себе картинку: человек проработал до пенсии (северной, конечно же) в Тикси, и переехал на «материк», довольствовавшись Владимиром. Но…заскучал, придумал сам себе таксомоторную фирму и назвал ее незатейливо – «Тикси». Вот только вряд ли пассажиры понимают значение этого слова и всю глубину «истории» - говорю же, не знает народ, что за Уралом творится, ой, не знает.

Это все, что я могу рассказать про Владимир. По времени, кстати, у нас получилось примерно столько же, как если бы ехали по «федералке». 


Москва! Звонят колокола!

Это будет самый короткий абзац: в столицу въезжал ногами вперед, то есть лежал в спальнике, рассматривая звезды на Спасской башне. Много думал. О России, конечно же. Место, чтобы остановиться и сделать фотофиниш, еле-еле нашли, да и то смазано вышло.

Финиш

17 дней. Девять тысяч километров. 


Про «Соболек»

«Соболь» в Москве, теперь про него можно всю правду сказать: хорошая машина. Когда новая. Из поломок за весь путь только и было, что пару раз шланг с бачка омывателя слетал. А вот что касается комфорта, то это мимо – если бы не диван от «Лит Айса» 30-летней давности, то плакала бы моя спина еще пуще. Уже после Байкала я искренне недоумевал по поводу «ростовских», «тульских». «белгородских» (почему-то именно оттуда чаще всего они были) и прочих «ГАЗелей», которые шли на «дальняк» - ну, это же как минимум - минимум комфорта, не говоря уже про уверенность по технической части: уже не трактор, конечно, но еще и не машина. «Тойота» попривычнее все же будет.

Великий соболиный путь – 1

Великий соболиный путь – 2

Великий соболиный путь – 3

Великий соболиный путь – 4

Алексей Елаш Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Волочаевский день

Фестиваль собрал любителей исторических реконструкций из многих дальневосточных регионов, а благодаря участникам из Казахстана он вправе именоваться международным. Организаторы устроили гостям путешествие в широком диапазоне времён – от Средневековья до Афганской войны. Корреспондент EastRussia погрузился в историю вместе с семьёй.

Читать полностью
Поделиться
Магнит туриста: Дагинские источники на Сахалине

Большинству туристов известна южная часть Сахалина – здесь можно понаблюдать за сивучами, посетить старый маяк, погулять по Южно-Сахалинску, скатиться на лыжах на Горном воздухе. Природные достопримечательности севера Сахалина открываются тем, кто отваживается сойти с натоптанной тропы. Один из примеров – Дагинские термальные источники, постоянные гости которых – местные жители.

Читать полностью
Поделиться
Услышать дыхание китов

Уникальная природа Дальнего Востока бережно охраняется заповедниками и национальными парками. С любовью к первозданной природе и ее обитателям в короткий курортный сезон они приоткрывают тайны заповедных территорий. Здесь под чутким руководством опытных гидов можно увидеть китов, ларг, моржей и белых медведей, посмотреть на рыбалку бурых медведей и даже сфотографировать редчайшего дальневосточного леопарда за обедом. И это стоит того, чтобы преодолеть сотни километров.

Читать полностью
Поделиться
«Великий Соболиный путь» - приехали

Читать полностью
Поделиться
«Великий соболиный путь» - 4: из Хабаровска в Москву на отечественном микроавтобусе

Читать полностью
Поделиться
«Великий Соболиный путь»-2: из Хабаровска в Москву на отечественном микроавтобусе

Читать полностью
Поделиться
«Великий Соболиный путь»: из Хабаровска в Москву на российском микроавтобусе

20 лет назад, будучи еще студентами, мы с другом отправились автостопом из Хабаровска в Питер. Автомобильная дорога «Амур» уже была, но в гравийном исполнении и проходила непосредственно через поселки, а не огибала их как сейчас. Фуры на восток дальше Читы практически не ездили, соответственно, с востока на запад также не шли. На свой страх и риск гнали «праворульки» перегонщики, которые не хотели брать двух парней, поэтому наш удел – местные жители, перемещавшиеся между поселками. В итоге до Читы мы ехали неделю, а к Красноярску настолько выбились из графика, что, потусив в географическом центре России, повернули домой. Гештальт остался и поэтому 20 лет спустя, когда Серега предложил перегнать его машину в Москву, я согласился не раздумывая. Единственная странность заключалась в том, что перегонять предстояло микроавтобус «Соболь». Вот уж не думал, что когда-то буду гнать с востока на запад отечественное авто.

Читать полностью
Поделиться
Дальний Восток на пороге смены автомобильной ориентации

В 2012 году, двое ведущих известной английской передачи «Топ Гир» Джереми Кларксон и Джеймс Мэй отправились в столицу КНР, чтобы сделать репортаж о китайском автопроме. Несмотря на изрядное количество бодрого британского юмора, телезвезды в конце передачи вынуждены были признать, что в течение пяти лет все будут ездить на китайских автомобилях. Предсказания Кларксона и Мэя пока не сбылись — причиной тому множество факторов, в том числе пандемия коронавируса, однако китайский автопром делает внушительные успехи и захватывает новые рынки сбыта. 

Читать полностью
Поделиться
ДФО другие надобны дороги

Основные технические параметры состояния сети автодорог в ДФО отстают от среднероссийского уровня. В ближайшие три года федеральный бюджет намерен увеличить финансирование автодорожного хозяйства на Дальнем Востоке. С 2024 по 2026 год на эти цели регионам федерального округа планируется выделить более 111 млрд руб., в том числе 101,7 млрд руб. — при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). Таким образом среднегодовое ассигнование превысит прошлогодний объем финансирования почти в полтора раза. Удастся ли за данный период преодолеть разрыв к среднероссийскому уровню, пока не ясно. При этом отдельного решения требует вопрос с улучшением и содержанием дорог, ведущих к международным пунктам пропуска.

Читать полностью
Поделиться
Я привезу себе китайское авто

«97% новых импортных автомобилей, продаваемых в России – китайского производства». «Китайские производители машин захватят 90% авторынка России за два года» - примерно такие заголовки и тезисы все чаще встречаются в СМИ и на просторах Интернета, что, впрочем, соответствует реальности: китайских машин даже на дорогах Дальнего Востока, избалованного правым рулем, становится все больше.

И вот тут возникает вопрос: а не привезти ли машину «made in China» самому? Зачем переплачивать дилерам, посредникам и прочим товарищам? Возили же мы когда-то машины пароходами из Японии? Что сейчас мешает, тем более что можно и не по морю, а по земле – благо, сухопутных погранпереходов на российско-китайской границе хватает?

Читать полностью
Поделиться
Только экстрим, только хардкор? Возможен ли комфортный автотуризм на Дальнем Востоке?

Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие? 

Читать полностью
Поделиться
«Электричка» от первого лица

Мы опросили несколько владельцев машин Nissan Leaf из Хабаровска и Еврейской автономной области, их мнение по отдельным вопросам приведено в тексте.

Читать полностью
Поделиться
Кто из «китайцев» всех милее?

В Дальневосточном федеральном округе на долю китайских моделей в январе-феврале 2023 года пришлось 2,8% предложения автомобилей с пробегом на Авито Авто. Доля китайских моделей на рынке авто с пробегом в ДВФО оказалась чуть выше средней по стране. Согласно данным Авито Авто, в январе-феврале 2023 года на долю автомобилей из Поднебесной в России пришлось 2,4% предложения на рынке авто с пробегом (годом ранее показатель составлял 2%). В Дальневосточном федеральном округе в январе-феврале прошлого года доля китайских моделей в предложении авто с пробегом на Авито Авто составляла 0,05%.

Читать полностью
Поделиться
Когда душа и руль справа

В столице Приморья распахнул свои двери музей японских ретро-автомобилей «Гайдзин». «Музей» – звучит академично. Формат этой новой точки на культурной карте города все же более динамичный: это и полноценный паркинг для раритетов, и объединение фанатов олдскульных авто.

Читать полностью
Поделиться
Домашний «зимник»

На этой волне и возникло сообщество страждущих до приключений и «покатушек» родителей, которые со своими детьми катаются в радиусе 500 км от Хабаровска в поисках интересного и неизведанного. Проект свой они назвали «Колесим по краю», списываются в мессенджерах и каждые две недели стараются выезжать в какое-либо место. Очередной точкой на карте Хабаровского края стали отдаленные села Хабаровского района, который вообще-то считается «пригородным» для краевой столицы. Но чтобы добраться до сел Улика-Национальное, Новокуровка и Победа, надо дождаться, когда встанет «зимник» - укатанная спецтехникой трасса по мари и болотам с преодолением по ледовым переправам двух рек – Тунгуска и Кур.

Читать полностью
Поделиться
Куда рулит автоимпорт

Российский автомобильный рынок – и дальневосточный в частности - находится в процессе структурной перестройки. Китайский автопром занимает ниши, опустевшие с уходом популярных брендов. Владивостокская таможня отмечает двукратный рост ввозимых автомобилей. А схема параллельного автоимпорта, наконец, начинает работать на Дальнем Востоке.

Читать полностью
Поделиться
«Великий Соболиный путь» - приехали

Читать полностью
Больше материалов