Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The dispute with Russia is not awarded the exposition

Why Japan did not present the problem of "northern territories" in the museum of territorial disputes

The dispute with Russia is not awarded the exposition

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies
At the end of January, an exhibition sponsored by the Japanese government was opened in Tokyo at the municipality building, which justifies Japanese sovereignty over the islands, over which the country has disputes with China and South Korea. The collection contains historical documents, including maps, letters and newspaper articles, which emphasize the official position of the government, stating that the Senkaku (Diaoyu Islands in China) in the East China Sea and Takeshima (in Korean Dokdo) in the Sea of ​​Japan are an inalienable part of Japanese territory.

Exhibits are accompanied by explanatory texts in Japanese and English. It should be noted, however, that the exhibition takes place at a difficult time of the next aggravation of Japan's relations with China and South Korea, including about the territorial conflicts between these countries. There is no doubt that the exposition will be highly appreciated by Japanese politicians and right-wing organizations.

Around the uninhabited islets of Takeshima / Dokdo, currently controlled by Seoul, there have often been tensions in the past between the South Korean and Japanese governments. The last major incident occurred in 2012, when the then president of South Korea, Lee Myung-bak, visited one of the islets. The visit to the limit heated relations between Tokyo and Seoul. By the way, some Japanese political scientists believe that the South Korean leader dared to take this step, inspired by the example of former Russian President Dmitry Medvedev, who made the first Russian state visit to the Kurils in 2010.

As you know, the island of Kunashir, which Dmitry Medvedev visited, is part of the four South Kuril Islands, which Japan claims, calling them their own northern territories. The trip of the Russian president to the island, which Japan considers to be its own, caused an outburst of indignation of the official Tokyo. The inadequate response to Medvedev's visit by the Japanese authorities led to the fact that Russian-Japanese relations were at that time collapsed to the lowest point for the entire post-Soviet period. They were straightened only after Vladimir Putin returned to the chair of the country's president in 2012.

Now the Japanese-South Korean relations are again in the aggravation stage in connection with the intention of President of the Republic of Korea, Mr. Moon Zhe In, to reconsider the agreement between Tokyo and Seoul about the so-called women for comfort and comfort. The Japanese side considers the agreement as final and irreversible and does not want to hear about the revision. In connection with the requirements of Seoul, Japanese Prime Minister Shinzo Abe until recently thought about even refusing to travel to the South Korean city of Pyeongchang for the opening of the Winter Olympics. However, in the end he will still go to South Korea, but the main purpose of the trip is to dissuade Mun Zhe In of holding his conciliatory policy towards the DPRK. Abe believes that such a policy would violate the united front of pressure on this country in Japan, the United States and South Korea, created to force Pyongyang to abandon its nuclear-missile potential.

As for the Japan-South Korea dispute over the Takeshima / Dokdo Islands, Seoul did not fail to recall once again "who is the master of the house," at the banquet on the occasion of the visit to South Korea of ​​American President Donald Trump in November last year, a shrimp dish with indicating that they were caught in the waters of these islands. In this regard, Tokyo said an official protest.

The Senkaku / Diaoyu Islands are controlled by the Japanese government and remain the focus of tension in Japanese-Chinese relations since they attempted to buy them from a private Japanese owner in 2012 by an ardent nationalist - former governor of Tokyo Shintaro Ishihara. Both the last US President, Barack Obama and Donald Trump, have consistently supported Japan in a territorial dispute with China. Beijing, in confirmation of the correctness of its claims to the islands for the past five years, regularly sends to its waters, including its territorial, its ships and aircraft.

The January incident, when the planes of the Japanese Self-Defense Forces recorded a Chinese submarine in an underwater position near Senkaku / Diaoyu-doo, again inflated the situation in Japanese-Chinese relations. In response to the increased Chinese presence in the areas around the disputed islands, Japan relocated part of its armed forces to the south to counter the so-called sea expansion of China.

The exhibition was organized by the Government Office for Planning and Coordination of Policies for Territories and Sovereignty, which, as stated on the organization's website, was created in 2012 "to promote a sound understanding of the relevant facts and position of Japan in the country and abroad regarding territorial integrity of the country ". The government official in charge of the project said: "We intend to keep it open to the public for an indefinite period of time." Tesuma Esaki, the special minister dealing with Japan's territorial conflicts with neighboring countries, reiterated the statement, emphasizing that the goal of the exhibition is to provide the widest possible understanding of the Japanese position in these conflicts, both inside the country and abroad.

South Korea has already condemned the opening of the museum and demanded that Japan close it. "The Japanese government must immediately stop making meaningless claims against Dokdo, who are clearly part of our territory in terms of history, geography and international law," the representative of the South Korean Foreign Ministry said.

By the way, South Korea itself opened a similar museum in the center of Seoul as early as 2012 to reinforce its rights to the Dokdo Islands. In it, visitors can stroll around a large three-dimensional model of islands and get acquainted with video and computerized materials about their history and nature.

In connection with the opening of the territorial museum in Tokyo, a natural question arises as to why it does not have an exposition specifying the validity of the Japanese claims to the four islands of the southern Kurils. It seems that the answer should be sought in the state of the Russian-Japanese territorial problem, which is qualitatively different from Japan's territorial conflicts with China and South Korea. The difference is that in these conflicts, where the parties only exchange mutual claims and accusations and do not have any dialogue, there are absolutely no prospects for their solution (however, as in virtually all other territorial disputes in the world).

Against this background, in the relations between Russia and Japan, thanks to the efforts of their current leaders, attempts have been made in recent years to find a compromise solution to the burdensome bilateral relationship of the territorial problem. Indeed, Russian President Vladimir Putin and Prime Minister of Japan Shinzo Abe met already two dozen times (if we consider Abe's first prime term in 2006-2007), and in the center of their talks, as the Japanese media say, was always territorial problem. In contrast, the leaders of China and South Korea at their level never discuss with their Japanese counterparts bilateral territorial problems.

After an irreconcilable attitude towards Japan's claims to the southern Kurils, which Dmitry Medvedev held during his stay, Putin's willingness to find a mutually acceptable solution to this problem was very encouraging to Tokyo. It is to Putin that Prime Minister Abe makes a personal bet in solving the problem of the northern territories, promising to return them to the country during the life of the current generation of Japanese. He would very much like to enter the history of the country as a politician who managed to solve a problem that no one before him could have moved from the dead center for more than 70 years after the end of the Second World War. For the sake of this Abe is ready even to go for a certain rapprochement with Russia in the field of economy and other spheres. And this is despite the displeasure of its closest ally - the United States and other Western countries, who have imposed economic and other sanctions on Moscow.

In Japan, it is believed that Putin will win in the election of the Russian president in March of the year 2018, and Abe in the election of the chairman of the ruling Liberal Democratic Party in September of that year will be able to secure for the first time in Japan's history a third term as head of the country and extend his stay in the prime minister's office chair until 2021 year. Proceeding from this, the Japanese side intends to continue further attempts to find a solution of a territorial dispute with Russia in the format of the Russian-Japanese tandem of charismatic leaders Putin-Abe. To this end, Prime Minister Abe plans to visit Moscow in May of this year to open the cross years of Russian and Japanese culture, and to St. Petersburg to attend the next international economic forum. He also intends for the third time to attend the Eastern Economic Forum in Vladivostok in September.

However, Tokyo plans go further. According to the Japan Times, the Japanese government is considering inviting Russian President Vladimir Putin to Japan around May 2019 in order to make progress in resolving a territorial dispute over several decades. The newspaper writes that the last time Putin visited Japan in December 2016. This trip was considered a potentially turning point in the dispute over sovereignty over the chain of islands near Hokkaido, which are held by Russia, but claimed by Japan, but it yielded little tangible results. Putin is expected to visit Japan next year in any case to participate in the summit of the leaders of the G20 group. According to the Japan Times, with reference to the words of the government official, Tokyo increasingly believes that the territorial problem "must be advanced as long as Putin, who has stable support at home, remains in power."

According to the newspaper, during the last visit of Putin to Japan, the leaders agreed to start negotiations on implementing joint economic projects on disputed islands in such a way as not to damage the legal positions of each country over sovereignty over disputed territories. According to the publication, Prime Minister Shinzo Abe clearly hopes that his own train to Russia in May this year, coupled with Putin's visit next year, may lead to the launch of joint projects on disputed islands.

However, the newspaper writes, there remains the question as to whether economic cooperation will indeed help resolve the dispute over sovereignty over the islands that prevents Japan and Russia from signing a peace treaty in order to formally end the Second World War. It is expected that Abe will give an invitation to Putin to visit Japan next year during his May visit to Russia. Japanese officials also probe the possibility of holding bilateral high-level talks on the margins of the APEC summit in Papua New Guinea in mid-November this year and the G 20 summit in Argentina at the end of the same month.

At the same time, the influential mouthpiece of the Japanese business community, the Nikkei newspaper, is not sure that the Japanese leader will be able to resolve the territorial dispute with Russia. According to the publication, an insurmountable obstacle to this is the strengthening of Japan's ties with its main and only military-political ally, the United States. At a press conference in Moscow in April 2016, reminds Nikkei, Abe called Putin by name, but the Russian leader adhered to a more formal treatment, using the words "Prime Minister Abe" or "Abe-san." The newspaper also calculated that since then the two leaders have spent less time one-on-one. Their meeting in Moscow in April 2017 lasted 50 minutes, but they only agreed to 20 minutes in Vladivostok in September. Their talks at the APEC summit in Vietnam in November ended within 15 minutes.

Along with this, the newspaper draws attention to the fact that the meeting of the two leaders took place just after the deafening victory of Abe's ruling coalition in the general elections to the Japanese parliament in October last year. Speaking at a press conference before the summit, Putin congratulated Abe with the victory and said that victory created the basis for the two countries in order to "implement all (their) plans." At the meeting, there were no major breakthroughs, but Abe and his advisers were encouraged by Putin's tone, the business publication notes.

It can be assumed that this tone, reflecting the general atmosphere in Russian-Japanese relations, gives Tokyo grounds to rely on Russia's more gentle approaches to the territorial dispute with Japan in comparison with the position of China and South Korea in their own island conflicts with that country. Apparently, not wanting once again to complicate such an atmosphere, the Japanese authorities decided to refrain from holding the above exhibition from an exposition devoted to its claims to the southern Kurils. Indeed, given the fact that Taiwan also claims to the Senkaku / Diaoyudao Islands, in addition to mainland China, Japan has found itself in the semi-circle of territorial disputes with virtually all its neighbors (the other half of the ring is made up of the waters of the Pacific Ocean).

Or maybe in Tokyo they view Russia as the weakest link in the chain of island conflicts between Japan and neighboring countries, grabbing hold of which, you can pull the whole chain?
October 26: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Спор с Россией не удостоен экспозиции

Почему Япония не представила проблему "северных территорий" в музее территориальных споров

Спор с Россией не удостоен экспозиции

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
В конце января в Токио в здании муниципалитета открылась спонсируемая правительством Японии выставка, обосновывающая японский суверенитет над островами, в отношении которых у страны существуют споры с Китаем и Южной Кореей. В коллекции представлены исторические документы, включая карты, письма и газетные статьи, в которых подчеркивается официальная позиция правительства, утверждающая, что острова Сэнкаку (по-китайски Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море  и Такэсима (по-корейски Токто) в Японском море являются неотъемлемой частью японской территории. 

Экспонаты сопровождаются пояснительными текстами на японском и английском языках. Следует отметить, однако, что проведение выставки происходит в сложный момент очередного обострения отношений Японии с Китаем и Южной Кореей, в том числе по поводу территориальных конфликтов между этими странами. Не приходится сомневаться, что экспозиция получит высокую оценку со стороны  японских политиков и организаций правого толка.

Вокруг необитаемых островков Такэсима/Токто, контролируемых  в настоящее время Сеулом, в прошлом не раз возникали трения между южнокорейским и японским правительствами. Последний крупный инцидент произошел в 2012 году, когда тогдашний президент Южной Кореи Ли Мен Бак посетил один из островков. Визит до предела накалил отношения между Токио и Сеулом. Кстати, некоторые японские политологи считают, что южнокорейский лидер решился на этот шаг, вдохновленный примером бывшего президента России Дмитрия Медведева, который совершил первую в российской истории поездку главы государства на Курилы в 2010 году.

Как известно, остров Кунашир, который посетил Дмитрий Медведев, входит в состав четырех южнокурильских островов, на которые претендует Япония, называя их собственными северными территориям. Поездка российского президента на остров, который Япония считает своим, вызвала взрыв возмущения официального Токио. Неадекватная реакция на визит Медведева со стороны японских властей привела к тому, что российско-японские отношения были в тот момент обрушены до самой, пожалуй, низкой точки за весь постсоветский период. Они были выправлены лишь после возвращения Владимира Путина в кресло президента страны в 2012 году.

Сейчас японо-южнокорейские отношения вновь находятся в стадии обострения в связи с намерением президента Республики Корея Мун Чжэ Ина пересмотреть соглашение между Токио и Сеулом о так называемых женщинах для утешения и успокоения. Японская сторона считает соглашение окончательным и необратимым и слышать не хочет о пересмотре. В связи с требованиями Сеула премьер-министр Японии Синдзо Абэ до недавнего времени подумывал даже о том, чтобы отказаться от поездки в южнокорейский город Пхенчхан на открытие зимней Олимпиады. Правда, в итоге он все же поедет в Южную Корею, но главная цель поездки - отговорить Мун Чжэ Ина от проведения его примирительной политики в отношении КНДР. Абэ считает, что такая политика нарушит единый фронт давления на эту страну в составе Японии, США и Южной Кореи, созданный, чтобы заставить Пхеньян отказаться от своего ракетно-ядерного потенциала.

Что касается японо-южнокорейского спора относительно островов Такэсима/Токто, то Сеул не преминул лишний раз напомнить о том, «кто в доме хозяин», выставив на банкете по случаю визита в Южную Корею американского президента Дональда Трампа в ноябре прошлого года блюдо из креветок с вызывающим указанием на то, что они были выловлены в акватории указанных островов. В связи с этим Токио заявил официальный протест.

Острова Сэнкаку/Дяоюйдао контролируются японским правительством и остаются центром напряженности в японо-китайских отношениях с момента попытки их выкупа у частного японского владельца в 2012 году ярым националистом - бывшим губернатором Токио Синтаро Исихарой. Оба последних президента США - Барак Обама и Дональд Трамп последовательно поддержали Японию  в территориальном споре с Китаем. Пекин же в подтверждение правоты своих претензий на острова последние пять лет регулярно направляет в воды близ них, в том числе территориальные, свои корабли и самолеты.

Январский инцидент, когда самолёты японских Сил самообороны зафиксировали китайскую субмарину в подводном положении вблизи Сэнкаку/Дяоюйдао, снова взвинтил ситуацию в японо-китайских отношениях. В ответ на возросшее китайское присутствие в районах вокруг спорных островов Япония  передислоцировала часть своих вооруженные сил на южное направление с целью противостояния так называемой морской экспансии Китая.  

Упомянутая выставка была организована правительственным Управлением по планированию и координации политики в отношении территорий и суверенитета, которое, как говорится на веб-сайте организации, было создано в 2012 году "в целях содействия правильному пониманию в стране и за рубежом соответствующих фактов и позиции Японии в отношении территориальной целостности страны". Правительственный чиновник, отвечающий за проект, заявил: "Мы намерены держать ее открытым для общественности в течение неопределенного периода времени". Тэсума Эсаки, специальный министр, занимающийся территориальными конфликтами Японии с соседними странами, повторил высказывание, подчеркнув, что цель выставки - обеспечить как можно более широкое понимание японской  позиции  в этих конфликтах как внутри страны, так и за рубежом.

Южная Корея уже осудила открытие музея и потребовала, чтобы Япония закрыла его. "Японское правительство должно немедленно прекратить выдвигать бессмысленные претензии в отношении Токто, которые с точки зрения  истории, географии и международного права явно являются частью нашей территории", - заявил представитель южнокорейского МИДа.

Между прочим, сама Южная Корея открыла аналогичный музей в центре Сеула еще в 2012 году в подкрепление своих прав на острова Токто. В нем посетители могут прогуляться вокруг большой трехмерной модели островов и ознакомиться с видео и компьютеризированными материалами об их истории и природе.

В связи с открытием территориального музея в Токио возникает естественный вопрос, почему в нем нет экспозиции, аргументирующей обоснованность японских претензий на четыре острова южных Курил. Как представляется, ответ нужно искать в состоянии российско-японской территориальной проблемы, которая качественно отличается от территориальных конфликтов Японии с Китаем и Южной Кореи. Отличие заключается в том, что в этих конфликтах, где стороны лишь обмениваются взаимными претензиями и обвинениями и не ведется никакого диалога, абсолютно не просматриваются какие-либо перспективы их решения (впрочем, как практически и во всех остальных территориальных спорах в мире).  

На этом фоне  в отношениях между Россией и Японией благодаря усилиям их нынешних лидеров в последние годы осуществляются попытки найти компромиссное решение отягощающей двусторонние связи территориальной проблемы. Действительно, президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ встречались уже два десятка раз (если считать первый премьерский срок Абэ в 2006-2007 годах), и в центре их переговоров, как, во всяком случае, утверждают японские СМИ, всегда была территориальная проблема. По контрасту, лидеры Китая и Южной Кореи на своем уровне никогда не обсуждают с их японскими визави двусторонние территориальные проблемы.  

После непримиримой позиции в отношении претензий Японии на южные Курилы, которую занимал в свою бытность президентом Дмитрий Медведев, готовность Путина к поиску взаимоприемлемого решения этой проблемы очень обнадежила Токио. Именно на Путина делает персональную ставку премьер Абэ в решении проблемы северных территорий, обещая вернуть их стране при жизни нынешнего поколения японцев. Он очень хотел бы войти в историю страны как политик, который сумел решить проблему, которую никто до него не мог сдвинуть с мертвой точки в течение более 70 лет после окончания Второй мировой войны. Ради этого Абэ готов  даже идти на определенное сближение с Россией в области экономики и других сферах. И это несмотря на недовольство со стороны своего ближайшего союзника - Соединенных Штатов и других стран Запада, обложивших Москву экономическими и прочими санкциями.

В Японии полагают, что на выборах президента России в марте 2018 года  победит Путин, а Абэ на выборах председателя правящей Либерально-демократической партии в сентябре того же года сумеет впервые в истории Японии обеспечить себе третий срок на посту руководителя страны и продлить свое пребывание в премьерском кресле до 2021 года. Исходя из этого, японская сторона намерена и далее продолжать попытки поиска устраивающего ее решения территориального спора с Россией в формате российско-японского тандема харизматических лидеров Путин-Абэ. С этой целью премьер-министр Абэ планирует приехать в мае текущего года в Москву на открытие перекрестных годов культуры России и Японии, а в Санкт-Петербург для участия в очередном международном экономическом форуме. Он также намерен в третий раз принять участие в Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре.

Однако планы Токио идут дальше. Как сообщает  газета Japan Times, японское правительство рассматривает вопрос о приглашении президента России Владимира Путина в Японию  приблизительно в мае 2019 года для того, чтобы добиться прогресса в решении насчитывающего несколько десятилетий территориального спора. Газета пишет, что последний раз Путин посещал Японию в декабре 2016 года. Эту поездку считали потенциально поворотным пунктом в споре относительно суверенитета над цепью островов рядом с Хоккайдо, которые удерживаются Россией, но на которые претендует Япония, однако она дала мало ощутимые результаты. Путин, как ожидают, посетит Японию в следующем году в любом случае для участия в саммите лидеров группы G20. Как утверждает Japan Times со ссылкой на слова правительственного чиновника, Токио во все возрастающей степени полагает, что территориальная проблема "должна быть продвинута вперед, пока Путин, который имеет стабильную поддержку у себя дома, остается у власти".

По словам газеты, во время последнего визита Путина в Японию лидеры договорились начать переговоры об осуществлении совместных экономических проектов на спорных островах таким образом, чтобы не наносить ущерба правовым позициям каждой страны  по поводу суверенитета над спорными территориями. По мнению издания, премьер-министр Синдзо Абэ  явно надеется, что его собственная поезда в Россию в мае этого года вкупе с визитом Путина в следующем году могут привести к старту совместных проектов на спорных островах.

Однако, пишет газета, остается вопрос относительно того, действительно ли экономическое сотрудничество поможет разрешить спор о суверенитете над островами, который не дает Японии и России пописать мирный договор, чтобы формально закончить Вторую мировую войну. Ожидается, что Абэ передаст приглашение Путину посетить Японию в следующем году во время своего майского визита в Россию.  Японские официальные лица  также зондируют почву относительно возможности проведения двусторонних переговоров на высшем уровне на полях саммита АТЭС в Папуа-Новой Гвинее  в середине ноября этого года и саммита G 20 в Аргентине в конце того же месяца.

Вместе с тем влиятельный рупор японских деловых кругов, газета Nikkei, не уверен, что японский лидер сможет решить территориальный спор с Россией. По мнению издания, непреодолимым препятствием для этого служит усиление связей Японии с ее главным и единственным военно-политическим союзником – Соединенными Штатами. На пресс-конференции в Москве в апреле 2016 года, напоминает Nikkei, Абэ называл Путина по имени, однако российский лидер придерживался более формального обращения, употребляя слова «премьер-министр Абэ» или «Абэ-сан». Газета подсчитала также, что с тех пор два лидера проводили все меньше времени один на один. Их встреча в Москве апреле 2017 года длилась 50 минут, однако они оговорили наедине только 20 минут во Владивостоке в сентябре. Их переговоры на саммите АТЭС  во Вьетнаме в ноябре закончились в течение 15 минут.

Наряду с этим газета обращает внимание на то, что  встреча двух лидеров состоялась как раз после оглушительной победы правящей коалиции Абэ на всеобщих выборах в парламент Японии в октябре прошлого года. Выступая на пресс-конференции перед началом саммита, Путин поздравил Абэ с победой и сказал, что победа создала основу двум странам для того, чтобы «осуществить все (их) планы». На встрече не было крупных прорывов, однако Абэ и его советники были воодушевлены тоном Путина – отмечает деловое издание.

Можно полагать, что именно указанный тон, отражающий общую атмосферу в российско-японских отношениях, дает Токио основание рассчитывать на более мягкие подходы России в территориальном споре с Японией по сравнению с позицией Китая и Южной Кореи в их собственных островных конфликтах с этой страной. Видимо, не желая лишний раз осложнять  такую  атмосферу, власти Японии решили воздержаться при проведении вышеупомянутой выставки от экспозиции, посвященной ее претензиям на южные Курилы.  Ведь с учетом того, что на острова Сэнкаку/Дяоюдао, помимо материкового Китая, еще притязает и Тайвань, Япония оказалась в полукольце  территориальных споров  фактически со всеми своими соседями (другую половину кольца составляют воды Тихого океана).

А может, в Токио рассматривают Россию как наиболее слабое звено в цепи островных конфликтов Японии с соседними странами, ухватившись за которое, можно вытащить всю цепь?
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике