Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Стимул для экспорта

Как намерены обустроить погранпереходы на Дальнем Востоке

На пленарном заседании четвертого Восточного экономического форума в присутствии президента Владимира Путина между двумя российским вице-премьерами, Антоном Силуановым и Юрием Трутневым, произошла короткая дискуссия по поводу модернизации на Дальнем Востоке погранпереходов (см. материал EastRussia на эту тему). В 2019-2024 годах на эти цели будет направлено почти 12 млрд рублей - решение было принято по результатам заседания правкомиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. После обустройства погранпереходов их пропускная способность вырастет в 1,5-2 раза, что станет дополнительным стимулом для развития экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Какие объекты ждет реконструкция, по какому принципу они выбирались, и почему возникла необходимость их модернизации – выясняло EastRussia.

Стимул для экспорта
Фото: shutterstock.com
ЭКСПОРТ ОБЯЗЫВАЕТ 

В Дальневосточном федеральном округе расположено 60 пунктов пропуска (46 из них  функционируют), в том числе: 28 морских, 10 воздушных, 11 смешанных, 6 автомобильных, 4 железнодорожных, и один речной. В прошлом году экспорт региона увеличился на 19,3% по сравнению с 2016 годом и был направлен в страны АТР – Китай, Японию, Республику Корея и так далее, на которые приходится наибольший объем внешнеторгового оборота Дальнего Востока. 
 
Повышение конкурентоспособности российских товаров и экспорт продукции с Дальнего Востока в страны АТР стало одной из тем заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, прошедшего на Камчатке 10 августа 2018 года.
 
«Растущие потребности экспорта требуют достаточного количества современных пунктов пропуска через государственную границу, а любые задержки и трудности с провозом товаров чреваты убытком для компаний, чего допускать нельзя», – сказал во вступительном слове Дмитрий Медведев, председатель Правительства России. По его словам, сейчас нужны удобные, технологичные терминалы, оснащенные оборудованием, с хорошей навигацией и специалистами.   
 
По итогам заседания было принято решение об обустройстве наиболее востребованных пограничных переходов, расположенных на территории Дальнего Востока. Данная мера должна послужить стимулом для экспорта продукции в страны АТР и обойдется государственному бюджету 11,9 млрд рублей, которые будут выделены Министерству транспорта России с 2019 по 2024 годы Минфином и Минэкономразвития РФ в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
 
13 ИЗБРАННЫХ
 
«Эти средства пойдут на обустройство и реконструкцию 13 пограничных переходов, расположенных в семи субъектах Дальневосточного федерального округа», – рассказали EastRussia в пресс-службе ФКГУ «Росгранстрой». В их число вошли пять автомобильных переходов: Кани-Курган (Амурская область), Краскино, Марково, Полтавка, Турий Луг (Приморский край), два железнодорожных:  Пограничный (Приморский край), Нижнеленинское (Еврейская автономная область) и шесть морских пунктов пропуска: Ванино (Хабаровский край), Петропавловск-Камчатский (Камчатский край), Шахтерск (Сахалинская область), Невельск (Сахалинская область), Холмск (Сахалинская область), Певек (Чукотский автономный округ).
 
Основными критериями при выборе пограничных переходов для проведения реконструкции стали высокая степень износа инфраструктуры, высокий прогнозный рост грузооборота и расположение объектов в створах международных транспортных коридоров. «Список обновляемых пунктов пропуска был сформирован с учетом пожеланий представителей бизнес-сообществ и был согласован с государственными контрольными органами и Минвостокразвития», – отметили в пресс-службе ФКГУ «Росгранстрой». Планируется, что после обустройства этих пограничных переходов их пропускная способность увеличится в 1,5-2 раза.
 
О том, что пограничные переходы в субъектах Дальневосточного федерального округа   уже давно  нуждаются в реконструкции, говорят представители бизнес-сообщества и общественности. «В Приморском крае остро стоит вопрос развития транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» и создания более современной инфраструктуры двухсторонних автомобильных переходов, – считает Виталий    Гуменюк, председатель Приморского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
 
«Единственный пункт пропуска, который, на мой взгляд, соответствует сегодня хоть какими-то современным требованиям  – это «Турий Рог – Мишань», но по каким-то непонятным причинам он не загружен и фактически простаивает. А тем временем большой объем грузопотока, как пассажирского, так и грузового, приходится на пограничный переход «Гродеково – Суйфэньхэ», который находится в ужасном состоянии, – говорит Виталий Васильевич, – Также следует обратить внимание на переход «Краскино – Хуньчунь», который не соответствует, на мой взгляд, никаким современным требованиям».
 
По данным пресс-службы Дальневосточного таможенного управления, по международным транспортным коридорам «Приморье-1» (Владивосток, Находка, Восточный – Полтавка, Пограничный – северные провинции Китая) и «Приморье-2» (Посьет, Зарубино, Славянка – Краскино, Махалино – северные провинции Китая), за 9 месяцев 2017 года было оформлено товаров общим весом более 86,3 тыс. тонн. 
 
ПО НОВОМУ РЕГЛАМЕНТУ
 
Впрочем, улучшить работу погранпереходов можно не только за счет их обустройства. Так, оптимизировать работу автомобильных переходов Приморского края можно, изменив регламент их работы, – считают в «Объединенной ассоциации грузовых автомобильных перевозчиков и экспедиторов». В своем письме от 26 июля 2018 года на имя министра транспорта России (копия есть в распоряжении EastRussia) представители организации указывают, что поездка по маршруту Владивосток – Суйфеньхэ и обратно занимает пять дней, причем время движения и нахождение под оформлением Китая и выгрузкой на складе клиента - максимум полтора дня. По их мнению, долгое время ожидания обусловлено низкой пропускной способностью и несовершенством технологических схем и административной работы.
 
«К примеру, оформление порожнего автотранспорта никак не регламентировано, хотя требует минимального контроля и времени. Поэтому мы считаем необходимым разработать и включить в технологическую схему и паспорт МАПП отдельное описание и норматив на его оформление, с выделением отдельного «зеленого коридора» в обоих направлениях», - рассказал Андрей Дядя, руководитель Объединенной ассоциации грузовых автомобильных перевозчиков и экспедиторов. По его мнению, въезд на территорию Российской Федерации национальных перевозчиков с порожней тарой должен осуществляется «день в день».
 
В письме также указан ряд возможных мер, которые, по мнению ассоциации, могут существенно улучшить ситуацию на переходах, среди которых снижение норматива времени для проведения контроля и оформления на автомобили до 15 минут, которое позволит вдвое увеличить пропускную способность пункта пропуска в обоих направлениях, а также переход работы пограничных пунктов на круглосуточный режим работы.