Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Своя колея

Чиновники в Хабаровском крае делят лесовозную дорогу, построенную частной компанией

Правовая коллизия произошла на просторах тайги. Чиновники делят в районе имени Полины Осипенко Хабаровского края дорогу, построенную в рамках инвестиционного проекта частной компанией. Почему объект, созданный на деньги федеральной субсидии и расположенный на землях лесного фонда, хотят забрать в краевую собственность, выяснял корреспондент EastRussia.

Своя колея

Претензии к выполнению планов по строительству в поселке Березовом Солнечного района современного завода по переработке древесины год назад привели к тому, что проект росчерком пера губернатора края лишили статуса приоритетного. К тому времени само предприятие было готово на 70%, там ввели в эксплуатацию пеллетный цех, рассчитанный изначально на переработку отходов производства в топливные гранулы, и современную линию по сортировке круглого леса.

Инвестиции в проект совокупно составляют 8,2 млрд рублей, в том числе средства госкорпорации ВЭБ — 5,3 млрд, собственные средства инициатора проекта — холдинга BM Group — 2,06 млрд, субсидия Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики на компенсацию затрат по строительству объектов инфраструктуры — 0,84 млрд рублей (в том числе на строительство дорог - 0,58 млрд).

Финансирование от ВЭБ направляли на приобретение технологических линий завода и часть строительно-монтажных работ, деньги BM Group — на часть строительно-монтажных работ, дороги и мосты, финансирование от Минвостокразвития — на дороги, мосты и цех генерации. При этом 100% акций ООО «Азия Лес» заложены во Внешэкономбанке, что на сегодняшний день фактически делает госкорпорацию конечным бенефициаром компании.

Регион получил не только дорогу от реализации проекта, но и 350 новых рабочих мест, дополнительные доходы в бюджет и улучшение инвестиционного климата, поскольку создавались условия для развития крупного бизнеса.

Стройная система взаимодействия с инвесторами в случае с ООО «Азия Лес» дала сбой не только тогда, когда проект лишили статуса приоритетного. Краевое управление лесами обратилось в арбитражный суд, чтобы лишить бизнесменов лесовозной дороги, на строительство которой (включая семипролетный мост через реку Немилен) потратили 220 млн рублей из субсидии Минвостокразвития.

В феврале этого года лесовозной дороге присвоили кадастровый номер 27:12:0000000:233, право собственности на нее зарегистрировано за ООО «Азия Лес», которое построило ее на арендуемом у государства участке земли (договор с краевым министерством природных ресурсов перезаключен 21 апреля 2017 года). Основанием послужило выданное комитетом государственного строительного надзора и экспертизы правительства Хабаровского края заключение № 2515-17. По нему лесовозная дорога признана объектом капитального строительства категории IVл. Разрешение на ее строительство еще в 2015 году выдала администрация муниципального района имени Полины Осипенко.

Сейчас управление лесами настаивает, что дорога протяженностью 12,5 км — временное сооружение. Опираясь на этот аргумент, его сотрудники оспаривают факт оформления дороги в собственность. В тексте искового заявления это звучит так: «…такие дороги могут создаваться только как временные объекты в составе земель лесного фонда (находятся в пользовании лесопользователя лишь на период лесопользования, а по завершении лесопользования подлежат рекультивации) и не являются объектами недвижимости».



«Если исходить из того, к чему апеллирует управление лесами правительства Хабаровского края, то ООО "Азия Лес" надо не права собственности лишать, а обязать рекультивировать (уничтожить) эту дорогу вместе с 246-метровым мостом. Таковы требования статьи 13 Лесного кодекса РФ», — объясняет Егор Егоров, представляющий интересы ООО «Азия Лес» в суде.

К участию в процессе уже привлечено министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, поскольку его специалисты проводили ревизию расходования субсидии, и владеют полной информацией, что именно инициатор проекта сделал на эти деньги. Первое заседание в краевом арбитраже пока отложено до 18 декабря.

Лесовозная трасса стала еще и дорогой для жителей национального села Владимировка, которые раньше могли выехать за его пределы только на лодках. Населенный пункт, который является местом компактного проживания негидальцев может оказаться отрезанными от окружающего мира. Решение и их судьбы во многом зависит от суда. Тем не менее, задолго до судебного разбирательства судьбу лесовозной дороги в районе имени Полины Осипенко решил губернатор Сергей Фургал.

«На строительство этой дороги и моста были выделены федеральные деньги — больше 500 млн. Поэтому я попрошу всех прекратить истерику. Это вообще-то не собственность компании, а федеральная собственность, а точнее — краевая собственность. И эта дорога, и этот мост стояли и будут стоять, потому что туда выделялись федеральные деньги», — настаивал глава региона в телевизионном интервью.

То, что высшее должностное лицо субъекта федерации несколько путает понятия федеральной и краевой собственности, в данном контексте не принципиально. Важно другое — нет внятного объяснения, каким образом правительство Хабаровского края вступит в права владения спорной лесовозной дорогой. Возможно, выкупит ее, не забыв вернуть деньги в профильное федеральное министерство.

Такой расклад под большим вопросом. Поскольку даже если представить самый плохой вариант развития событий для лесопромышленников — банкротство, то все имущество предприятия должно быть продано с торгов целиком либо частями. Причем в конкурсную массу внешний управляющий будет обязан включить не только построенные цеха, производственные мощности и оборудование, но и мосты, и дороги — как объекты завершенного капитального строительства, находящиеся в частной собственности.