Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Территория»: там есть жизнь

«Территория»: там есть жизнь

Александр Мельник

режиссер, член гильдии кинорежиссеров России

В следующем году на экраны страны выйдет художественный фильм «Территория» – экранизация одноименного романа Олега Куваева, повествующего об открытии грандиозного месторождения россыпного золота на Чукотке в 1940-е годы. В эксклюзивном интервью EastRussia о звездном составе фильма, звездах Дальнего Востока и особой роли произведения в его жизни рассказал режиссер картины Александр Мельник.

– Большинство людей старшего поколения, которые в 1970-е годы приезжали на восток из разных частей союзного государства – Украины, Белоруссии, Таджикистана - осваивать территории, читали роман Олега Куваева «Территория» и вдохновлялись им. Роман выдержал 30 изданий, в том числе выпускался в «Роман-газете» трехмиллионным тиражом. Сюжет произведения сводится к открытию золотых месторождений на Чукотке в середине прошлого века. Наш одноименный фильм – это память о людях, которые в то время работали на этих территориях. Благодаря им мы сейчас черпаем из недр Дальнего Востока и Арктики золото, различные минералы, нефть и газ.

– Александр Владимирович, возможно, в сегодняшних реалиях фильм «Территория» должен так же, как и книга Куваева в прошлом, стимулировать людей ехать работать на Дальний Восток?

– Понимаете, невозможно русского человека – в этом многонациональном понятии слова «русский» – привлечь только деньгами. Мы по-другому осваивали Север не потому, что там были заработки большие, а потому, что нам хотелось это делать. Мы ехали туда с радостью! Я гидролог по профессии и в 1970-ые годы часто бывал на Дальнем Востоке. Я встретил там огромное количество счастливых людей – молодых, талантливых, образованных, которые жили потрясающей жизнью, потому что у них было все. Главное – у них был мир, наполненный содержанием.

С тех пор ничего не изменилось. Вначале нужно поехать, посмотреть собственными глазами и полюбить. Если приедут на эту территорию за рублем, приживутся не все. Примеры из современной жизни это подтверждают.

– Какова же главная тема фильма?

– Главная тема, которую мы пытались в нашем фильме затронуть, – это то, что мы, обладая таким колоссальным богатством территорий, не в состоянии даже подумать о том, что могли бы жить по-настоящему счастливо. Теперь мы во всем ищем материальную выгоду. А человек счастлив, если нашел любовь или живет интересным делом. Когда у него есть все, но нет чего-то главного, то ему невозможно закрепиться на том или ином месте, он все время в поиске. Поэтому все чаще люди уезжают на Запад и не находят самого важного.

– Почему произошла эта подмена понятий?

– Потому что потребительская цивилизация, чтобы выжить, нацелена на постоянное повышение количества продаваемых товаров. Мы работаем, чтобы покупать, и наоборот. У нас нет времени остановиться, чтобы читать книги, сосредоточиться на чем-то важном. Нам сейчас говорят о том, что наше кино не в формате: в кинотеатр приходят развлекаться, а вы заставляете думать. Дескать, мы снимаем о том, что не интересует молодежь. Это не так. Мы заставляем не только думать – некоторые люди плачут после фильма, у кого-то настроение меняется. То есть своей работой мы все-таки производим реанимацию души и настроений. Человек вдруг понимает: то, что он делает, необходимо не только ему одному.

Мы снимали кино в бухте Провидения на Чукотке и на плато Путорана в Красноярском крае. Парадоксальная ситуация: очень многие люди рассказывали нам истории о том, что какой-нибудь человек переехал на материк, например дом в Геленджике построив, но «умирает» из-за того, что не хватает ему этого бескрайнего пространства. Он, привыкший всю свою жизнь вкушать свободу, возвращается обратно на Дальний Восток: ему кажется, что без океана, сопок, ветра, рыбы – всего этого многоголосия – жизнь закончилась. И это основополагающая характеристика русского народа.

Сейчас наступает момент нового освоения дальневосточных территорий. У нас счастливая страна: нам нужно не смотреть на Запад, а вкладывать все ресурсы в свою страну. Выстроить идеологически систему общественных отношений так, чтобы мы строили на своей территории нечто основополагающее. В этом нам способна помочь сила искусства, в том числе кино, которое расскажет человеку о заветных землях, куда можно стремиться. Это то, что написано в фильме маленькими буквами. Хотя кино мы снимали о геологах, но это фильм и о летчиках, и о поварах, и о бухгалтерах, которые работают в самых отдаленных точках Дальнего Востока. Наши актеры приезжали на площадку, пили воду из реки и на глазах становились другими – это все по-настоящему, там есть жизнь. Знаете, почему птицы летят летом на север выводить птенцов? Потому что им нужна талая, чистая, живая вода. Они могли бы у себя на любимом болоте, где зиму проводят, продолжать высиживать потомство. И мы в свое время так же, как эти птицы, совершали большие миграции, с восхищением делали то, что казалось невозможным другим народам.

– Что же вас вдохновило создать «Территорию» – книга или глобальная идея?

– Все взаимосвязано. Когда я учился на последних курсах института, вышла книга. Ей зачитывались по всей стране и за ее пределами. После я работал в экспедициях в разных уголках Дальнего Востока и Сибири: на Чукотке, Камчатке, Сахалине, в Приморье, Якутии, Красноярском крае, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Мурманской области. После того как вы побываете там хотя бы однажды, вам уже не понадобится никаких дополнительных разъяснений. Вечером у костра вы будете мечтать о вечном: над вами – звезды, рядом – бесконечное пространство песка и воды.

Книга Куваева была во мне всегда, а когда появились соратники, загоревшиеся идеей создать фильм, мы приступили к работе. Кстати, премьера фильма состоится в феврале 2015 года – к 40-летию с момента выпуска романа, а в апреле – выход на экраны.

– То есть вы попали в тренд «поворота на восток», заявленный федеральными властями?

– Когда мы начинали работать в 2010 году, никакого тренда не было и в помине. Съемки пришлись на 2011–2012 годы. И только в следующем году фильм выйдет в прокат. Получилась длинная история. Я думал, что она состоится быстрее, но съемочный процесс был очень трудным – с жизнью в палатках летом и зимой, на самом Востоке страны – у океана. Это было логистически сложно. Всего было три экспедиции по 1,5–2 месяца: зимняя, летняя, весенняя. Да и ситуации разные бывали. Например, однажды медведь оленей съел. Хорошо, что мы успели снять сцены с их участием. Было очень холодно, было тяжело, страшно, машины проваливались под лед, актеры плавали в ледяной воде.

– Вы делали ставку на известных актеров?

– Мы делали ставку на хороших актеров – на актеров, которые настоящие. Часто понятия «настоящий» и «известный» совпадают, часто нет. Актер может быть известен, так как его поставили в какую-то линейку, раскрутили, но как актер драматический он, может быть, ничего собой не представляет. Мы старались брать людей, способных прожить судьбу героя на экране. И всем без исключения актерам: Константину Лавроненко, Григорию Добрыгину, Егору Бероеву, Ксении Кутеповой, Евгению Цыганову – удалось справиться с задачей.

– Как вы считаете, изменилось ли представление актеров о Дальнем Востоке?

– Естественно. В жизни любого актера может больше не повториться ситуация, когда он окажется в таких условиях. Это опыт и наслаждение. Это драйв.

Были, наверное, люди, которые отказывались ехать в экспедицию. Мы устроены таким образом, что сначала считаем деньги, а потом продумываем жизненные варианты. Человек, который живет где-нибудь на Нижней Тунгуске или в глухомани на севере Хабаровского края, не заметил колебаний курса валют. Сегодня он пошел на охоту, завтра рыбу пойдет ловить. А если он еще немножечко философ, то он действительно счастливый. Это мир, который выстроен несколько иначе, чем наш мир больших городов, в котором не остается ничего, кроме денег. Мы надеемся, наш фильм покажет людям, живущим в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Воронеже, что можно слетать на Дальний Восток, как птицы: напиться талой воды, поработать, вырастить потомство и вернуться домой счастливым.

– Поделитесь, пожалуйста, рецептом счастья в большом городе.

– Главный рецепт не мной придуман – надо научиться любить других. Потому что мы часто живем с ненавистью к людям: наступили на ногу, подрезали на дороге общественная система разделяет народ. Не остается места для любви – отсюда огромное несчастье в жизни людей. Если бы ты попробовал отдать от себя хотя бы немножечко (что на Севере является обыденным: ушел из домика для путешественника - оставил несколько сухарей и соли), то ты уже поделился с кем-то. Мы привыкли только брать и в лучшем случае имитировать свое расположение к людям благотворительностью. Общество, основанное на недоверии и нелюбви, не может выжить в северных краях. Может быть, люди станут чуточку добрее и почувствуют любовь к своей родине после приобщения к хорошим книгам и фильмам.