Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Trade Deficit

Expert: the conditions for investing in commercial real estate in the Far East are gradually improving. The situation will change radically after a while - 2-3 years

Trade Deficit
Photo: beboss.ru

Vladimir Pantyushin

Head of Economic and Strategic Studies for Russia and CIS Jones Lang LaSalle
Last Saturday, the long-awaited event took place in Khabarovsk - the opening. Today this complex has no analogues in the city. It is a large-scale complex with a height of 4 floor area 28,5 thousand square meters. The opened center offers its visitors a variety of products, entertainment, as well as a variety of leisure options - in addition to shops, there are a fitness club, food court, children's room with entertainment. Such large and new brands for the Khabarovsk Territory, such as M.Video, The Snow Queen, O'Stin, TomFarr, Ekko, Moscow Jewelry Factory, L'Etual ". In general, the occupancy rate of the center today is more than 90%. Placing a satisfied large number of companies on the center's area is all the more advisable, because the rental price of retail space in it is relatively low.

There are also plans for the future: at the beginning of 2017, "MALL. Expertise & Consulting "is planning to begin construction of the second stage of the project" On Pushkin "with a total area of ​​about 60 thousand square meters. In this context, it should be noted that as the building in which the complex began to operate, so, apparently, its second building, which will be built in the foreseeable future, provides not only retail space, but also office space.

Recall that the plans for the opening of the center was to be held in the I-II quarter of 2016. As you can see, it happened a little later. The reason for this is the demands of large tenants who have made their demands on the area of ​​the center. But, anyway, this is significant not only for Khabarovsk, but in general for the Khabarovsk Territory event. Due to the fact that, like the entire Far East, Khabarovsk today is experiencing a shortage of large-format retail space. At the same time, in the Far East today, not only commercial real estate is not enough, but also commercial real estate as such. It seems that a serious impetus to the commercial real estate market in the Far East could be given by investments - moreover, given the orientation of the modern "Far Eastern" policy towards the countries of Northeast Asia, including the investments of this region. Is this possible? The EastRussia correspondent was interested in Vladimir Pantyushin, a Russian real estate expert, Head of the Economic and Strategic Research Department for Russia and the CIS, Jones Lang LaSalle.

"It should be understood that when it comes to the real estate of the Far East, it is mainly about its residential, rather than commercial real estate. At the moment, there are very few commercial real estate properties on the territory of this macro-region, and almost all deals with those that exist With the participation of Russian investors, there are almost no foreign investors here.In general, investments in commercial real estate in the Far East, in comparison with investing in its residential real estate, is a very small investment. This is characteristic not only of the Far East, but in general for investments in commercial real estate in the Russian regions, where they come in a small amount.This is clearly seen in the rating of investments in commercial real estate in Russia: the top positions in it are occupied by the Russian "capitals" Moscow and St. Petersburg, followed by Novosibirsk, after which, with a large margin - other Russian cities with over a million people. "What to say about cities with a population of 200-300 thousand people - they do not occupy high positions in the rating," - the story l Vladimir Pantyushin.

At the same time, the expert noted that at one time the commercial real estate of such Far Eastern cities as Vladivostok and Khabarovsk attracted certain investments. The main activity was observed in the segment of shopping centers. Interest in commercial real estate of the Far East from investors continues to show up today. However, there have been no recent commercial real estate deals in this region. At the same time, the reason for their absence is not that there are no corresponding projects for investment in the Far East in the field of commercial real estate - they are available in quite a large number, including even those put up for sale. The problem is in economic and course uncertainty in Russia.

"As for foreign investors, in particular from Asia, for them, in principle, these two problems, and not the existence of a number of projects for investment in commercial real estate, are the main obstacle to investment," - drew the attention of EastRussia correspondent Vladimir Pantyushin.

At the same time, according to the expert, the conditions for investing in commercial real estate in the Far East are gradually improving. Of course, the situation will change radically only after some time - after 2-3 years, and, as it was historically led - after its improvement in Moscow, St. Petersburg and cities with over a million population in Central Russia. In this case, it is not about the entire Far East, but only about the largest and most developed cities - Khabarovsk and Vladivostok.
October 1: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Торговый дефицит

Эксперт: условия для инвестирования в сферу коммерческой недвижимости Дальнего Востока постепенно улучшаются. Коренным образом ситуация изменится спустя некоторое время – 2–3 года

Торговый дефицит
Фото: beboss.ru

Владимир Пантюшин

Руководитель отдела экономических и стратегических исследований по России и СНГ Jones Lang LaSalle
В минувшую субботу в Хабаровске состоялось долгожданное событие – открытие. Сегодня этот комплекс не имеет аналогов в городе. Он представляет собой масштабный комплекс высотой в 4 этажа площадью 28,5 тыс. квадратных метров. Открывшийся центр предлагает своему посетителю разнообразную продукцию, развлечения, а также разнообразные варианты отдыха – помимо магазинов, здесь расположены фитнес-клуб, фудкорт, детская комната с развлечениями. В ТРЦ присутствуют такие крупные и при том новые для Хабаровского края бренды, как «М.Видео», «Снежная королева», «O'Stin», «TomFarr», «Экко», «Московский ювелирный завод», «Л’Этуаль». В целом заполняемость центра на сегодняшний день составляет более 90%. Размещение довольного большого числа компаний на площади центра тем более представляется целесообразным, потому как цена аренды торговых площадей в нем относительно невысока.

Есть и планы на будущее: в начале 2017 года «МОЛЛ. Экспертиза & консалтинг» планирует начать строительство второй очереди проекта ТРЦ «На Пушкина» общей площадью порядка 60 тыс. кв. м. В данном контексте следует отметить, что как здание, в котором начал работу комплекс, так, по всей видимости, и его второе здание, которое будет построено в обозримой перспективе, предусматривают, не только торговые площади, но и офисные помещения. 

Напомним, что по планам открытие центра должно было состояться в I-II квартале 2016 года. Как видно, оно произошло несколько позже. Причиной тому - требования крупных арендаторов, предъявивших свои требования к площадям центра. Но, так или иначе, это значимое не только для Хабаровска, но и в целом для Хабаровского края событие. В силу того, что, как и весь Дальний Восток, Хабаровск сегодня испытывает дефицит крупноформатных торговых площадей. При этом на Дальнем Востока сегодня недостаточно не только торговой недвижимости, но и коммерческой недвижимости как таковой. Представляется, что серьезный толчок рынку коммерческой недвижимости на Дальнем Востоке могли быть дать инвестиции – причем, учитывая ориентацию современной "дальневосточной" политики на страны Северо-Восточной Азии, в том числе инвестиции данного региона. Возможно ли это – корреспондент EastRussia интересовался у российского специалиста в области недвижимости – Руководителя отдела экономических и стратегических исследований по России и СНГ Jones Lang LaSalle Владимира Пантюшина.

"Следует понимать, что когда речь идёт о недвижимости Дальнего Востока, то речь главным образом о его жилой, а не коммерческой недвижимости. На данный момент объектов коммерческой недвижимости на территории данного макрорегина крайне мало. А почти все сделки с теми, что есть, происходят с участием российских инвесторов, иностранные инвесторы здесь почти не присутствуют. В целом инвестиции в коммерческую недвижимость на Дальнем Востоке в сравнении с вложениями в его жилую недвижимость – это совсем незначительные инвестиции. Но такая ситуация характерна не исключительно для Дальнего Востока, а в целом для инвестиций в сферу коммерческой недвижимости российских регионов, куда они поступают в небольшом объёме. Это отчетливо видно по рейтингу инвестиций в коммерческую недвижимость в России: верхние позиции в нем занимают российские "столицы" Москва и Санкт-Петербург, затем следует Новосибирск, после чего, с большим отрывом – другие российские города-миллионники. Что уж говорить о городах с населением 200-300 тыс. человек – они высокие позиции в рейтинге не занимают", – рассказал Владимир Пантюшин.

При этом эксперт заметил, что в свое время коммерческая недвижимость таких дальневосточных городов, как Владивосток и Хабаровск, привлекала к себе определенные инвестиции. Основная активность наблюдалась в сегменте торговых центров. Интерес к коммерческой недвижимости Дальнего Востока со стороны инвесторов продолжает проявляться и сегодня. Однако сделок по коммерческой недвижимости в данном регионе в последнее время не было. При этом причина их отсутствия не в том, что на Дальнем Востоке в сфере коммерческой недвижимости нет соответствующих проектов для инвестирования – они имеются в достаточно большом количестве, в том числе даже выставленные на продажу. Проблема - в экономической и курсовой неопределённости в России.

"Что же касается иностранных инвесторов, в частности из Азии, то для них в принципе именно эти две проблемы, а не наличие того или иного числа проектов для инвестирования в сфере коммерческой недвижимости, являются главным препятствием для вложений", – обратил внимание корреспондента EastRussia Владимир Пантюшин.

В то же время, по мнению эксперта, условия для инвестирования в сферу коммерческой недвижимости Дальнего Востока постепенно улучшаются. Конечно, коренным образом ситуация изменится только спустя некоторое время – спустя 2–3 года, и, как это повелось исторически – вслед за улучшением её в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках Средней России. При этом речь о идёт не о всем Дальнем Востоке, а только о наиболее крупных и развитых его городах - Хабаровске и Владивостоке.