Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Трамп на Тойоту наехал

Избранный американский президент покажет японскому автогиганту «кузькину мать»

Трамп на Тойоту наехал

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
Дональд Трамп, который сядет в кресло президента Соединенных Штатов Америки 20 января, был в 1960 году четырнадцатилетним подростком и, вероятно, не помнит, как тогдашний глава СССР Никита Хрущев с трибуны Генассамблеи ООН в его родном Нью-Йорке обещал познакомить американцев с «Kuz’kina mother» – загадочной «кузькиной матерью». Однако в последнее время именно в духе Хрущева, но, по-американски конкретно, он сыплет экономическими (и не только) угрозами в адрес Японии, Китая и других азиатских конкурентов США. Так, 6 января на своей странице в Твиттере Трамп посулил крупнейшему в мире производителю автомобилей – корпорации Тойота – увеличение ввозных пошлин на 35%, в случае если она реализует свой план создать очередной завод в Мексике для экспорта  продукции на рынок США. Речь идет о строительстве в этой латиноамериканской стране в 2019 году предприятия по выпуску модели «Королла».

Это заявление лежит в ряду других громких высказываний миллиардера, призванных представить его в образе защитника интересов американских рабочих. Аналогичное жесткое предупреждение Трамп адресовал и отечественному Форду. Капитулировав перед своим будущим президентом, американский автоконцерн уже отказался от планов строительства собственного автомобильного завода в Мексике стоимостью в 1,6 млрд долл. с той же целью – реализации его продукции на внутреннем рынке США.

Японская автомобильная промышленность уже успела получить болезненный удар: на едва открывшейся в новом году Токийской фондовой бирже после заявления Трампа акции Тойоты понизились на 1,7%, акции Ниссана, который среди японских автопроизводителей имеет самую крупную производственную базу в Мексике, упали на 2,2%, а Мазды рухнули аж на 3,2%.

Новость буквально взорвала не только круги автопромышленников, но деловой и политический мир Страны восходящего солнца в целом. Последовала череда тревожно возмущенных заявлений со стороны видных представителей деловых организаций Японии и членов японского парламента. Атака Трампа на Тойоту обеспокоила также кабинет министров. Источник в правительственных кругах сказал, что обложение более высокими тарифами японской автомобильной продукции будет противоречить правилам ВТО и правительство может прибегнуть к контрмерам.

Столь острая реакция объясняется тем, что Тойота для японцев – это «наше все»: не просто символ, но и хребет японской промышленности. От того, как «дела на Тойоте», зависит самочувствие экономики страны в целом. А сама Тойота в высочайшей степени «завязана» на зарубежные рынки. По мнению капитанов японского бизнеса, Мексика теперь представляется рискованным местом для предпринимательской деятельности, а после инаугурации Трампа мир вообще станет совсем другим.

Действительно, еще в ходе своей предвыборной кампании Трамп заявил, что в случае своего избрания он в целях защиты занятости американцев выведет США из проектируемого Транстихокеанского партнерства (ТТП) – торгового соглашения, объединяющего 12 стран бассейна Тихого океана, на которые в совокупности приходится 40% мирового ВВП. На него Токио возлагал особые надежды, так как беспошлинная торговля в рамках соглашения открывала новый широкий шлюз для потока японских автомобилей на крупнейший в мире авторынок в США. Правда, за это Токио пришлось бы расплатиться своим находящимся в парниковых условиях протекционизма сельским хозяйством, которое не выдержит конкуренции с американской дешевой сельхозпродукцией.

С целью прояснить истинные намерения Трампа в отношении ТТП, а заодно и военного альянса с Японией, премьер-министр Синдзо Абэ добился беспрецедентной встречи 17 ноября прошлого года в Нью-Йорке с еще не вступившим в должность президентом Америки. Детали встречи не разглашались, однако уже после нее японский парламент ратифицировал соглашение о ТТП, а сам Абэ не теряет надежды отговорить Трампа от гибельного для этого партнерства решения. Кстати, Японию очень тревожит и заявление Трампа о необходимости пересмотреть соглашение о свободной торговле в Северной Америке (НАФТА). Именно оно позволило создать японским корпорациям мощную экспортную базу в Мексике и Канаде с прицелом на емкий рынок Соединенных Штатов.

И все же, судя по всему, между Японией и США вряд ли разразится автомобильная война в духе 80-х годов прошлого столетия. Представитель Тойоты в США уже заявил, что корпорация намерена вложить в экономику США в течение пяти лет гигантскую сумму в 10 млрд долл. Правда, он подал этот факт не как ответ Трампу, а как часть существующей бизнес стратегии автоконцерна. Хотя рупор японских деловых кругов, газета Nikkei, откровенно расценивает это сообщение как «откупные» Трампу. С целью умаслить «американского Хрущева» японцы также напоминают, что к настоящему моменту Тойота уже накопила в США своих прямых инвестиций на общую сумму в 21,9 млрд долл., создала 1500 дилерских центров и предоставила работу 136 тысячам американцев.

Скорее всего, угроза Трампа Тойоте так и останется в Твиттере. Ну, а если она все же будет реализована, то японским автопроизводителям придется расширять рынки для сбыта своей продукции в других странах и континентах. В этом плане для них немалый интерес представляет Россия, которая, по оценке японских экспертов, является самым перспективным авторынком в Европе. Хотя Тойота и без того уже прочно занимает место лидера по продажам иномарок на родине Кузьмы и его матери.