Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Транссиб испытывают на вибрацию

Как России перевозить больше грузов по линии Восток – Запад, выясняли на ВЭФ

Партнерство России с соседями по АТР в реализации евроазиатского транзитного потенциала стало одной из главных тем четвертого Восточного экономического форума во Владивостоке. Для развития внешнеторгового трафика в прямом сообщении необходимо оптимизировать логистику на всем пути следования грузов и активно внедрять передовые технологии перевозочного процесса. Как на ВЭФ выясняли, что для этого нужно сделать, слушало EastRussia.

Транссиб испытывают на вибрацию
Фото: shutterstock.com
Незадолго до ВЭФа по Транссибу в очередной раз стартовала серия тестовых перевозок в направлении Восток – Запад. Их организаторами выступают японские Mitsubishi Corp., Azuma Shipping, Nisshin, Toyo Trans, Nippon Express, Hitachi Kenki Logitech. Испытания проводятся под эгидой Министерства земли, транспорта, инфраструктуры и туризма Японии. Тестовые отправки через порты Владивосток, Восточный и далее в западные регионы РФ будут продолжаться по март 2019 года.

Сейчас грузы из Японии в Москву доставляют главным образом по обходному морскому пути через Индийский океан, на что требуется от 57 до 62 дней. Использование прямого мультимодального маршрута с участием Транссиба, как демонстрируют опытные поездки, позволяет сократить это время до 20 суток. «Японцев интересуют не только стоимость и сроки доставки, но и оценка вибрации во время перевозки, уровня влажности и температуры внутри контейнеров. Им важно протестировать возможность отслеживания местонахождения контейнеров в пути следования, процедуру оформления таможенного транзита, процесс организации транспортировки тяжеловесных и сборных грузов, продуктов питания», - пояснил начальник Дальневосточной железной дороги Николай Маклыгин.

Как подчеркнул президент логистической компании Toyo Trans Исао Такахаси, еще в советское время Транссиб служил важной артерией для обеспечения трафика между странами, но с распадом СССР магистраль утратила это положение. Сегодня по ней перевозится минимальный объем от того, что когда-то было. За 8 месяцев 2018 года железнодорожниками перевезено лишь 169 тыс. т японских грузов.

«Я знаю, что еще буквально 10 лет назад объем перевозок с Японией был значительно выше, чем сейчас. По всей видимости, какой-то период времени качество предоставляемого сервиса не отвечало их требованиям, - признал директор по коммерческой деятельности РЖД Алексей Шило. - Это, по всей видимости, касается скорости, надежности доставки и сохранности грузов. Мы сейчас значительно улучшили эти показатели».

Японские отправители, соглашается Исао Такахаси, в последнее время отмечают прогресс в организации перевозок по сети РЖД. В начале сентября Toyo Trans из порта Йокогама отправила во Владивосток пробный контейнер с рисом с последующей перевозкой на станцию Селикатная. Чуть позже во Владивостокский порт прибыл еще один контейнер с грузами, которые раньше исключительно доставлялись водным путем - электроинструменты и музыкальные инструменты.

Сегодня 57% японского товарооборота с РФ, говорит гендиректор Sollers Вадим Швецов, - автокомплектующие и готовые автомобили, которые идут преимущественно по deep-sea. Если данный грузопоток развернуть на Транссиб, Россия дополнительно заработает $6-7 млрд, утверждает он. Нужно только сделать несколько принципиальных шагов.

В настоящее время между Японией и дальневосточными портами РФ мало прямых судозаходов. Как правило, японские грузы сначала следуют в Республику Корею, в частности, в Пусан, где производится их накопление, потом приходят в Приморье. На это уходит неделя. Если консолидация контейнерных грузов происходила сразу в Японии, через два-три дня они были бы во Владивостоке, тем самым срок всей мультимодальной транспортировки в прямом сообщении сократился бы почти на пять суток, и прямой сервис стал более привлекательным. Однако уйти от данной схемы, считает Вадим Швецов, без участия самих японских автопроизводителей и логистических компаний невозможно: «Консолидатор должен быть в Японии».

Но Транссиб - еще не вся логистическая цепочка, необходимо комплексное решение доставки товара до конечной двери. Так, за счет оптимизации всех звеньев логистики транспортировка машин Mazda до дилера, к примеру в Краснодаре, сообщил Вадим Швецов, сократилась с 78 до 30 дней.

В 2017 году Sollers подписал соглашение с РЖД, получив особые условия по стоимости перевозки автомобилей Mazda, Subaru. В компании рассчитывают, что договор, рассчитанный на год, может быть продлен на 10 лет. Как считает директор Sollers, если и остальные производители автомобилей, которые импортируют в Россию готовую продукцию, а это 120 тыс. единиц автотехники в год, получат соответствующие долгосрочные скидки, то все поедут по Транссибу. В свою очередь РЖД, уточнил Алексей Шило, готово предоставлять дополнительные преференции при условии гарантированных объемов перевозок.

Скидку на контейнерные перевозки просят и представители южнокорейского бизнеса. «Для того, чтобы сократить стоимость перевозок, китайское правительство предоставляет экспортерам скидку в размере 30%. Российскому правительству тоже надо предоставить ее, тогда и транзит по Транссибу заметно вырастет», - рассуждает старший управляющий директор Hundai Glovis Co. Хьюн Джун Ку. Еще один серьезный недостаток для развития сухопутного трафика через Россию, добавляет эксперт, - отсутствие обратной загрузки контейнеров.  

Отдельной темой обозначен вопрос безопасности и сохранности груза. Сегодня становится обязательной услуга, позволяющая грузовладельцу отследить в режиме on-line нахождение товаров в пути следования. Контейнеры оснащаются электронными запорно-пломбировочными устройствами (ЗПУ), которые посредством GPS передают сигнал о своем перемещении. На рынке производители предлагают несколько вариантов навигационных ЗПУ, уточнил Алексей Шило, и данный вопрос готовы брать во внимание компания-перевозчик и операторы вагонов. «Самый важный элемент, который сейчас проходит апробацию, и мы рассчитываем получить максимальный эффект, – возможность «зашивать» в электронное ЗПУ информацию для таможенных органов. Это нужно для того, чтобы при следовании транзитом по территории РФ не было необходимости к этому грузу лишний раз надзорным органам подходить, - пояснил менеджер. – Еще одна преследуется задача, чтобы не только с помощью информационных систем РЖД, но также устройств Глонасс и GPS, уже независимо от перевозчика, грузоотправитель мог бы контролировать движение своего груза».  

Важно, что спутниковые навигационные системы внедряются и на автотранспорте. С 1 января 2019 года грузовые автоперевозчики России и Китая смогут на паритетных началах свободно передвигаться по территориям государств от двери до двери (сейчас доставка грузов возможна только между заранее согласованными точками и в приграничной зоне). Все машины, которые будут перемещаться между странами, должны быть оборудованы совмещенными устройствами - Глонасс и китайским Beidou. «Соответственно, возник вопрос, как отслеживать, как утвердить стандарт и на каком аппаратном уровне реализовать проект», - рассказал Антон Замков, генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (выступает оператором технической интеграции систем с российской стороны). По его словам, пилотные перевозки предполагается организовать в ноябре, речь идет о 80 автомобилях с каждой стороны. И они будут курсировать через пункты пропуска Краскино – Хуньчунь и Полтавка – Дуннин.

Транспорт – идеальный объект для цифровой трансформации, в которой кроется огромный потенциал эффективности бесшовной доставки грузов и новых сервисов для пассажиров, резюмирует зампред правительства России Максим Акимов. По его словам, передовые технологии помогут сократить непроизводительные потери всех участников перевозочного процесса от экспедиторов до морских портов, от владельцев вагонного парка до владельцев магистральной инфраструктуры, и в целом поднять эффективность транспортной отрасли примерно на 35%.