Пропускная способность Транссибирской железнодорожной магистрали является закытыми сведениями и не разглашается. Руководство РЖД говорит лишь об объеме перевозок, который составляет 120 млн тонн
Транссибирская магистраль – электрифицированная двухколейная железная дорога, связывающая между собой западную и восточную части Евразийского континента. Общее расстояние между Москвой и Владивостоком составляет 9298 км. По сравнению с путями для японских скоростных поездов Синкансен ширина рельсов Транссиба несколько больше и составляет 1520 мм. Транссиб способствует всестороннему развитию российской экономики и является ключевой транспортной артерией для перевозки пассажиров и товаров по стране и за ее пределы. По этой железной дороге сырье доставляется от места добычи к месту переработки, сельскохозяйственная продукция транспортируется из городов в порты и наоборот, производится поставка промышленных товаров во все регионы, люди путешествуют по разным направлениям.
Преимущество по количеству дней транспортировки
Более 90% товарообмена между Азией, Россией и Европой происходит посредством морского пути, проходящего через Суэцкий канал. Нельзя сказать, что магистраль гораздо более удобный способ транспортировки грузов: по сравнению с морскими грузоперевозками стоимость транспортировки по железной дороге выше и наблюдается слабое взаимодействие между основными «игроками», связанными с портами, железными дорогами и взиманием таможенных пошлин. Например, когда нужно перевезти 20-футовый контейнер из Японии в Европу, вместо суммы в 3500 – 4000 долларов, в которую обойдется морская перевозка, транспортировка по Транссибу стоит 6500 – 7000 долларов. Помимо того, что использование Транссибирской магистрали обходится почти в 2 раза дороже, продукция японских производителей иногда… пропадает по пути, что подрывает доверие к российским железнодорожным службам и является первостепенной причиной выбора грузоперевозчиками морских путей.
Конкурентоспособность Транссибирской магистрали
По сравнению с сообщением между странами АТР и Европой/Европой и Россией, на путях сообщения между Азией со стороны Тихого океана и российскими территориями, Азией со стороны Тихого океана и центральной Азией, Транссиб конкурентоспособнее морских путей. Регион продаж японских компаний в России простирается от Москвы и Санкт- Петербурга на западе до Екатеринбурга и Иркутска на востоке. Предприятия, которые изначально располагались в окрестностях Москвы и Санкт- Петербурга и были основными областями продаж, из-за расширения спроса «идут» на Урал и в Сибирь.
Когда груз доставляется из Японии в Россию, чем лучше воспользоваться: морскими путями сообщения или Транссибирской магистралью? Если рассматривать этот вопрос только с точки зрения материальных затрат, если местом назначения является город в европейской части России, например Москва или Санкт-Петербург, то транспортировка морем выгоднее. А если это Сибирь или Дальний Восток, то магистраль более конкурентоспособна. Считается, что Уральские горы являются своеобразным водоразделом в тарифах Транссиба и морских путей.
Достоинства использования магистрали для доставки товаров легкой весовой категории и товаров экспресс-доставки
Чтобы занять долю на высококонкурентном российском автомобильном рынке, несмотря на достаточно высокую стоимость перевозки, большим преимуществом для японских автопроизводителей будет сокращение времени в пути. Российское правительство разработало систему по предоставлению скидок для производителей, которые пользуются магистралью, что имело положительный эффект: поток машин, перевозимых по магистрали, составил более 50000 штук. Сейчас, когда система скидок уже не действует, многие японские производители продолжают по-прежнему использовать Транссиб. Благодаря японским производителям, автомобили являются самой многочисленной категорией товаров, транспортируемых при помощи этой железной дороги. Кроме того, по магистрали перевозят товары химической промышленности и автомобильные запчасти. Есть и такие производители, которые пользуются Транссибом для перевозки товаров легкой весовой категории с высокой стоимости и товаров экспресс-доставки.
Россия нацелена на увеличение пропускной способности железных дорог
Спрос на логистические услуги по Транссибу и БАМу растет. В особенности спросом пользуются грузоперевозки с использованием российских дальневосточных портов. Объемы грузоперевозок в дальневосточных портах за последние 5 лет выросли на 80%. Но в этом заслуга не только железных дорог. Россия переориентирует свой курс в сторону АТР и пытается укрепить отношения посредством расширения экспорта. Вместе с политическими мерами президента Путина логистическая сеть на Дальнем Востоке России вырастет в ближайшие несколько лет.
Благодаря возрастающей необходимости в грузоперевозках при помощи железных дорог по дальневосточному направлению, пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали будет увеличиваться. Что касается магистрали, то для увеличения пропускной способности идут работы по повышению эффективности ее работы.
Хотя БАМ, которая проходит полностью по внутренней территории страны (в отличие от Транссиба), местами тоже представляет собой двухколейную электрифицированную железную дорогу, на большей части маршрута это неэлектрифицированная одноколейка, что означает ограничения по транспортировке. Поскольку активно ведется разведка сырьевых месторождений вдоль железнодорожных путей, в частности Эльгинское угольное месторождение, в этом году с момента 40-летия открытия дороги серьезно занялись улучшением пропускной способности путем электрификации и создания второй колеи для БАМа. К 2017 году также планируется инвестировать в улучшение пропускной способности БАМа и Транссиба.
Ожидания относительно более интенсивного использования Транссиба
Если говорить о товарообмене между Европой и Азией, то Транссибирская магистраль практически не задействована: по сравнению с долей морских перевозок доля магистрали совсем не значительна. Однако если удобство железнодорожных перевозок повысится, существует вероятность того, что произойдет переход на использование Транссиба. В условиях глобальной конкуренции и развития глобального рынка товарообмена на Транссиб возлагаются большие надежды. На первый план выходит достоинство магистрали, заключающееся в сокращении времени грузоперевозки почти в 2 раза, а потому важно прилагать усилия, чтобы сделать это направление привлекательным для грузоперевозчиков.
Текст: Саито Дайсуке, старший научный сотрудник Института экономических исследований Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО). Перевод: Ксения Деревянченко