Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

В Москве – дешевле

Дальневосточные производители проигрывают конкуренцию за экспорт продуктов в Китай

В Москве – дешевле
Две недели назад EastRussia писало о старте работы электронной торговой платформы DAKAITAOWA.COM – проекта бизнесмена Игоря Чайки. Напомним, в переводе с китайского DAKAITAOWA означает «открой матрешку». Платформа предлагает российским производителям выход на китайский рынок без создания собственной инфраструктуры: здесь партнерам обеспечивают все от маркетинга до логистики и сопровождения сделок. Что интересно, партнерам предлагается два юридических варианта сотрудничества: на основе договора купли-продажи с рассрочкой платежа и на основе комиссионного (агентского) договора на экспорт и реализацию товара в КНР. Вместе с этим предусматриваются и два режима торговли: обычная торговля и трансграничная торговля, позволяющая осуществлять продажу товаров физическим лицам без прохождения процедуры сертификации.

В комплексе подобная услуга сегодня уникальна для рынка: именно этот фактор обеспечил достаточно живой старт проекта. Тем более что китайский спрос на российские товары сегодня явно превышает существующее предложение.

«В течение последних почти 10 лет я видел множество российских компаний, пытавшихся войти на китайский рынок. Но, при этом, пока не видел, чтобы у какой-то из них это получилось, – рассказывает Сунь Тяньшу, председатель совета директоров “зеркального” проекта – китайской платформы электронной торговли в России. – Вместе с тем который год подряд в Китае повсеместно жалуются на отсутствие российских продуктов. То есть на то, что сегодня российских продуктов в Китае очень не хватает. О каком-то их современном потреблении можно говорить разве что только на Северо-Востоке Китая».

По словам эксперта, российские производители вполне могут рассчитывать на перспективы потребления в Китае не отдельных видов, а любой российской продукции.

«Россия сегодня является для Китая стратегическим партнером и в Китае ей – доверяют, – говорит Сунь Тяньшу. – А в части продуктов – даже любят. Наглядное доказательству тому, что сегодня в Пекине в рационе многих китайцев большое место занимают российские продукты. То есть России в поставках своих продуктов в Китай в настоящее время совершенно точно благоприятствует тот факт, что ей уже не нужно создавать в Китае свой имидж с нуля. Иными словами, почва для входа российской продукции на китайский рынок уже есть. Осталось – правильно войти, а затем, завоевать свою нишу на китайском рынке или же занять её, выдержав конкуренцию с другими иностранными продуктами».

Редакция EastRussia как две недели назад, так и сегодня изучила ассортимент продукции, представленной на сайте торговой платформы. Он по-преждему скромен, принципиально новых позиций обнаружить не удалось. Представлены кондитерские изделия, в том числе известные Шоколадница и Медовик; макароны и крупы под брендом Националь, сушеные ягоды и грибы, фруктовые пюре “Бабушкино лукошко”, минеральная вода Рычал-Су, фруктовые напитки FitoGuru. Бросается в глаза то, что в ассортименте пока не представлена российская ликеро-водочная продукция: нет ни краснодарских вин, ни ароматных настоек, ни национального русского напитка.

Еще одно впечатление от ассортимента – здесь практически не представлен дальневосточный производитель. Лидируют производители европейской части России. Как выясняется, причина – низкая конкурентоспособность дальневосточной продукции. По словам генерального директора торговой платформы DAKAITOWA в Китае Анны Барышевой, определяющим фактором в сотрудничестве платформы с тем или иным производителем является не его логистическое расположение, а конечная стоимость его продукции для потребителя. Так, к примеру, дальневосточную или байкальскую воду продавать в Китай выходит дороже, нежели воду, изготовленную в европейской части страны.
Читайте также:

«Само собой разумеется, что цена доставки в конечной стоимости продукции, выдвигаемой потребителю, имеет значительную долю, – говорит Анна Барышева. – Руководство платформы более, чем заинтересовано в том, чтобы её производитель имел выгодное логистическое расположение. И, поэтому, в первую очередь, рассматривает тех из них, кто работает на Дальнем Востоке – тем более, что дальневосточные производители уже сегодня хорошо знакомы китайским потребителям, проживающим на севере Китая».

Однако и здесь есть загвоздка. Такой, казалось бы, очевидный дальневосточный продукт как икра и рыба на площадку также попадает не с Дальнего Востока, а из Подмосковья. Так, генеральный директор торговой платформы DAKAITAOWA.COM в России Олег Дмитриенко обратил внимание корреспондента EastRussia на тот факт, что, сейчас именно подмосковные предприятия, работающие на дальневосточном сырье, демонстрируют большую активность. 

«Яркий тому пример – Северо-Восточная компания, с которой платформа сейчас активно  сотрудничает по такому продукту, как красная икра: по консервным банкам икра данной компании раскладывается не на Дальнем Востоке, а в Подмосковье. Можно привести и многие другие подобные примеры из сферы рыбного производства и не только», – проинформировал корреспондента EastRussia Олег Дмитриенко.

На состоявшейся в Москве презентации площадки руководство DAKAITAOWA особо акцентировало открытость платформы для дальневосточных производителей. «К сожалению, к настоящему времени продукция дальневосточных производителей на ресурсе DAKAITAOWA.COM ещё не представлена. Но переговоры с ними сейчас активно ведутся руководством платформы. И, со своей стороны, оно очень надеется, что уже в ближайшее время ассортимент платформы будет расширен продукцией дальневосточных производителей», – сообщила Анна Барышева.

Таким образом, за ассортиментом DAKAITAOWA будет постоянно интересно наблюдать для понимания актуального соотношения таких аспектов конкуренции, как удобная логистика и низкая цена. По мнению экспертов, опрошенных EastRussia, дальневосточные производители вряд ли в ближайшей перспективе смогут обеспечить себе долю в ассортименте платформы. В то время как активное развитие подобных сервисов наоборот может сократить долю тех дальневосточных производителей, которые уже сейчас самостоятельно экспортируют продукцию в Китай.

Справка ER

Функционирование электронной торговой платформы DAKAITAOWA.COM обеспечивается такими компаниями, как ООО «Русский экспорт» (Москва, Россия) и First Russian Cross-Boarder Trading (Shanghai) ltd (Шанхай, Китай). Первая выполняет роль экспортера, занимается поиском производителей и их сопровождением в России. Вторая – владелец платформы – является импортером и взаимодействует с контрагентами в Китае. Инвесторами FRC International Trading ltd и учредителями ООО «Русский экспорт» выступают Игорь Чайка (41%), Анна Барышева (24,5%), Артем Семенов (24,5%), Олег Дмитриенко (10%).

Когда DAKAITAOWA только открывалась, то предложила покупателям КНР 100 товарных позиций от 30 российских производителей. Заказов, поступивших к ней в первый день работы, было около 60. В соответствии со стратегией развития, к концу 2016 года площадка будет содержать уже 500 товаров, а в 2019 году их количество может достигнуть 4000. Согласно информации, предоставленной корреспонденту EastRussia руководством проекта, в настоящее время DAKAITAOWA всё ещё работает с 30 российскими поставщиками. Но до конца 2016 года их число будет увеличено до 50, а в 2017 году – до 100 контрагентов.