Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

В нефтяном плену

Почему на Камчатке взлетели цены на бензин и как теперь их вернуть обратно

В нефтяном плену

На Камчатке за последние полтора месяца бензин подорожал на 5-10%. Так, АИ-92 с 9 марта подскочил на 1,8 рубля за литр. Скачок стоимости топлива вызвал резкий общественный резонанс, однако ситуация так и остается неурегулированной.

Сейчас литр бензина АИ-92 в Петропавловске-Камчатском стоит 40,6 руб., хотя еще в начале марта его можно было купить за 38,8 рублей. Розничной продажей нефтепродуктов в крае занимается «Камчатнефтепродукт» (КНП). Компания поднимала цены дважды: 9 марта (на АИ-92 +50 копеек) и 9 апреля (на АИ-92 +1,3 рубля), итого на 1,8 рубля.

С недавних пор «Камчатнефтепродукт» – это дочка НК «Альянс». Актив приобретался, как разъясняют эксперты, для обеспечения сбыта продукции Хабаровского НПЗ. С начала апреля «Камчатнефтепродукт» отказался от запланированных для него поставок нефтепродуктов «Роснефть – Востокнефтепродукт» – теперь «Альянс» сам будет обеспечивать дочернюю компанию бензином и дизельным топливом: «”Роснефть” в марте предложила цену на 3 тыс. руб. (за тонну АИ-92) выше цены предыдущей поставки и при этом на 600 руб. выше сегодняшнего ценника своего Владивостокского филиала (поставка с Комсомольского НПЗ «Роснефти»). Цена «Альянса» на 500 руб. дешевле предложения «Роснефти» и на 500-1600 руб. дешевле последних биржевых цен (с поставкой с Ачинского НПЗ «Роснефти», от «Газпромнефти», приведенных к приморскому терминалу)», – сообщил EastRussia.ru пресс-секретарь «Альянса» Андрей Румянцев.

По словам А. Румянцева, стоимость бензинов и ДТ «Камчатнефтепродукта» складывается из закупочной цены автотоплива, перевалки через морские терминалы, фрахта танкера, затрат на доставку и выдачу топлива через АЗС. «Входящая цена с декабря по март выросла, в пересчете на литр АИ-92, на 2,3 руб., плюс подорожала с января перевалка (+40 копеек)», – сказал А. Румянцев. При этом цена за литр АИ-92 на «Камчатнефтепродукта» поднялась на 1,8 рублей.

Представитель НК «Альянс» заверил, что компания прорабатывает возможности снижения цены: «Гендиректор «Камчатнефтепродукта» Павел Репетун прибыл в Москву, далее представители головной структуры выедут на Камчатку – мы готовы обсуждать весь комплекс вопросов, с учетом экономики и социальной значимости нефтепродуктообеспечения, – заявил А. Румянцев. – Однако пока возможности удешевления мы не увидели. Зависеть это будет, прежде всего, от динамики цены нефтяного сырья».

По версии УФАС по Камчатскому краю, нарушений антимонопольного законодательства в действиях «Камчатнефтепродукта» нет. Впрочем, УФАС проверяет только, был ли факт нарушения антимонопольного законодательства. Компания при проверках показывает минимальную рентабельность. «Мы все понимаем, что при рентабельности, не превышающей 10%, никакой монопольной цены здесь быть не может», – цитирует начальника экономического отдела камчатского УФАС Светлану Порфирьеву официальный сайт правительства края.

Министерство ЖКХ Камчатского края высказывается более остро. Оговариваясь, что законодательство не позволяет «копнуть глубже» и проверить стоимость перевалки и доставки от нефтебазы до АЗС, представители ведомства обращают внимание на необоснованно высокую, по их мнению, стоимость транспортных услуг. «Почему «Камчатнефтепродукт» работает и осуществляет фрахт только с одним танкером «Санива», у которого меняется цена? Почему фрахт у «Камчатскэнерго» составляет 1300 руб., перевалка на ТЭЦ-1 – 360 руб., а у «Камчатнефтепродукта» фрахт – 2200 руб., а перевалка – 1593 рублей? Вот эти внутренние составляющие нам нужны», – выразил мнение заместитель министра ЖКХ Виктор Мурзинцев.

Одной из действенных мер, которая могла бы стабилизировать ситуацию, в правительстве видят  введение регулирования наценок на ГСМ. На понедельник у правительства запланированы переговоры с НК «Альянс», и уже на следующей неделе следует ожидать конкретных решений. По мнению экспертов, интересно проследить за перспективой дела, которое также возбудило УФАС по Камчатскому краю в отношении ОАО «Камчатнефтепродукт» – по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции («Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»).

Ранее губернатор Камчатского края Владимир Илюхин заявлял, что жители Камчатского края стали «заложниками» коммерческих интересов отдельных топливных компаний: «Проблему роста цен на бензин в крае необходимо решать комплексно. Помимо ограничений надбавок при реализации бензина, в том числе в отдаленных районах Камчатки, необходимо максимально усилить конкуренцию на топливном рынке полуострова», – говорил губернатор.

Тем временем эксперты, опрошенные корреспондентом EastRussia.ru, призвали подходить к вопросам шире и обратить внимание на новые, в том числе зарубежные источники поставки топлива. Так, завкафедрой нефтегазового дела и нефтехимии ДВФУ Александр Гульков уверен, что в сложившихся условиях «снижение возможно только при следующих обстоятельствах:

А. Инициирование распоряжения правительства о снижении отпускной стоимости доставки автотоплива с материка для отдаленных территорий (компенсируя издержки НПЗ за счет налогов).

Б. Создание альтернативной компании по производству и продаже нефтепродуктов (завоз нефти на Камчатку и производство на месте, затем использования своей нефти с шельфа). Сегодня строительство мини-НПЗ на Камчатке вполне реально – это 1-2 года.

В. Закупка нефтепродуктов за рубежом (Южная Корея) в случаях значительного превышения стоимости нефтепродуктов, так как транспортные затраты поставки из Приморья и Хабаровского края примерно равны затратам на поставку из Южной Кореи», – считает А. Гульков.

Без участия государства снижение стоимости нефтепродуктов нереально. Цена топлива в стране – это, в конечном счете, политика государства. Стоимость нефтепродуктов необходимо связывать с общим экономическим состоянием экономики России, уверен А. Гульков.

Содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг считает, что понижение цен до уровня начала 2014 года вряд ли будет возможно, учитывая введенный механизм налогового маневра и рост акцизов на бензин: «Проведение налогового маневра, то есть роста НДПИ и снижения экспортных пошлин в течение ближайших лет станет одной из причин роста цен на нефть на внутреннем рынке, и как следствие - роста цен на топливо. Этому также будут способствовать рост акцизов и стабильно высокая цена на нефть на международных рынках. По итогам 2014 года стоит ждать роста цен на топливо в пределах 7-10%».

«Транспортировка нефтепродуктов на Камчатку возможна за счет поставок из Кореи по давальческой схеме. К тому же, в Южной Корее есть запас мощностей по производству топлива. Кроме этого, в 2011 году, даже при наличии пошлин, был целесообразен импорт нефтепродуктов из Японии ввиду роста цен на топливо на Дальнем Востоке из-за его дефицита, – сказал Г. Бирг. – Мощности действующего Сахалинского НПЗ, скорее всего, не смогут покрыть потребности Камчатки в нефтепродуктах. Транспортировка нефтепродуктов через Северный морской путь будет неэффективной, так как основные перерабатывающие мощности расположены в Приволжском и Центральном ФО»

Снижение цены на нефтепродукты в Камчатском крае возможно только после проведения модернизации на Хабаровском и Комсомольском НПЗ, а также их присоединения к ВСТО, что может снизить себестоимость производства, высказался эксперт.