Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Investment attractiveness of the Far East: the first results of the decisions made

The past year has become a turning point for the Far East due to the introduction of several mechanisms for the development of the macroregion, which aim to attract investment, economic growth and improve the level of social well-being of citizens

In particular, the mechanisms of the territories for advanced development, free ports, as well as funding programs from the "Far East Development Fund" and the allocation of government subsidies to investors for infrastructure have been earned. As the last year showed, these mechanisms are in great demand among investors, and according to preliminary results, one can speak about the success of their implementation.

Investment attractiveness of the Far East: the first results of the decisions made

Rostislav Turovsky

Doctor of Political Sciences, Professor of HSE, Scientific Editor East Russia
Areas of advanced development

On March 30, 2015, federal law No. 473-FZ "On territories of advanced socio-economic development in the Russian Federation" came into force, and during the entire subsequent period, 13 TORs were created, each of which has its own specialization. On the territory of advanced development, a special legal regime is established, which implies tax benefits, reduction of administrative barriers and other preferences. The leader in the number of priority development areas is the Primorsky Territory: the Mikhailovskaya ASEZ (livestock, crop production, food production), the Nadezhdinskaya ASEZ (light and food industries, transport and logistics) and the Bolshoi Kamen ASEZ ( shipbuilding). In many regions, there are two priority development territories. In the Khabarovsk Territory - TOP "Khabarovsk" (industry, logistics) and TOP "Komsomolsk" (industry), in the Amur region - TOP "Priamurskaya" (industry, logistics) and TOP "Belogorsk" (APK). In the Sakhalin Oblast, the Mountain Air ASEZ (tourist and recreational) and the Yuzhnaya ASEZ (agriculture, animal husbandry) operate. In the rest of the regions, one ASEZ was created - in the Kamchatka Territory ASEZ "Kamchatka" (tourist and recreational, port-industrial, agro-industrial), in the Chukotka Autonomous Region - ASEZ "Beringovskaya" (mining industry), in Yakutia - ASEZ "Kangalassy", which is industrial park, in the Jewish Autonomous Region - TOP "Amuro-Khinganskaya" (industry and logistics). There is no TOP only in the Magadan region.

At present, the creation of several more advanced development territories has been announced in various forms, including Kuriles (tourism, agriculture, fishing complex) in the Sakhalin Region, Nikolaevskaya (fish processing, ship repair industry) in the Khabarovsk Territory, Svobodnenskaya (gas chemical production) in the Amur region. On the basis of the latter, it is planned to launch the country's largest gas processing and gas chemical complex associated with the Power of Siberia gas pipeline project. The Magadan Region is also preparing its proposals - the regional authorities are promoting the idea of ​​creating a priority development area on the basis of the Omsukchan coal deposit, one of the key in the region. 

Thus, in 8 constituent entities of the Far Eastern Federal District, priority development territories began to work. If we sum up the number of specializations, then five TOP have industrial specialization, three - transport and logistics, three more - agricultural, two - tourism and recreation, two more - shipbuilding and one - mining. A large number of specializations, representing different sectors of the economy, makes it possible to interest the maximum number of investors. However, an investor can implement his project outside the framework of a specific TOP profile. The allocation of specialization is associated, first of all, with the activities of large anchor investors, as well as with the economic and geographical characteristics of the territory of advanced development, which are more conducive to one or another type of activity. As you know, a resident must invest at least 500 thousand rubles in the project, so the TOP projects have both "daughters" of large federal players with investments of several billion rubles, and small local players with investments of several million rubles. Moreover, both an already operating company and an enterprise, the creation of which is just being prepared, can become a resident.

The official statistics of the Ministry of the East of Russia speaks about 172 applications for the top total worth of investments in 514 billion rubles. With such an indicator of attracted investments, the TOR mechanism is today becoming the most investment-intensive among all the instruments for the development of the Far East.

It is important to note that the TOP mechanism, in contrast to the regime of special economic zones, which was not very successfully applied in the Far East and in Russia as a whole, involves the creation of territories of advanced development only with the collected package of applications from potential investors. Thus, within the ASEZ there will be no “empty” territories where not a single resident has registered, as happened with the SEZ. For example, the federal authorities are in no hurry to approve the tourist and recreational ASEZ "Russky Island", as it has not gathered a sufficient number of investors. Let us remind you that the Russian Island SEZ already operated there, to which the investors did not show attention, and as a result it should be closed. Therefore, with regard to the TOP, the authorities act thoughtfully and rather carefully.

In addition, business often refused to invest in Far Eastern projects due to lack of necessary infrastructure. Now the state is ready to provide appropriate support by allocating investments from the budget for the construction of necessary facilities. In addition, in the implementation of projects of the territories of priority development, regional governors play an important role, which also work to create them and actively seek investors both in Russia and abroad. In general, the mechanism of TOP is a more complex and thoughtful approach, unlike the SEZ, which helps attract investors.


Free port

The next special mechanism for the development of the Far East was the Free Port regime, which implies a number of tax benefits and customs preferences for carrying out entrepreneurial activities. The pilot territory for the project was the Free Port of Vladivostok, which included 15 municipalities in the south of Primorsky Krai. The corresponding law (No. 212-FZ "On the Free Port of Vladivostok") entered into force on October 12, 2015, and already now the interim results of the port's work have received a positive assessment from both the federal authorities and the business community. In particular, according to official statistics, as of September 1, 2106 (that is, less than a year after the launch of the project), 122 applications were received for a total amount of more than 173 billion rubles. Unlike the TOP, the Free Port does not have a clear specialization, although it was initially assumed that the free port would attract mainly residents who specialize in logistics. However, 39% of residents chose the industrial field of activity, 18% focused on logistics (where the Aviapolis Yankovsky project stands out), in third place are real estate projects (11%).

The successful example of Vladivostok contributed to the spread of this regime to other ports of the Far East. Moreover, interestingly, the new ports were simply "added" to the current law on the Free Port of Vladivostok. 

As a result, the ports of Vanino in the Khabarovsk Territory, Korsakov in the Sakhalin Region, Petropavlovsk-Kamchatsky in the Kamchatka Territory, and the polar Pevek in the Chukotka Autonomous Okrug were granted the status of a free port, according to amendments to federal legislation, and one more territory was included in the Free Port of Vladivostok. - Lazovsky district. At the moment, new free ports are collecting applications from potential residents, and meanwhile, 15 residents intend to enter the Vanino port project with a total investment of 70 billion rubles. Thus, free ports appear in almost all coastal regions of the Far East, with the exception, again, of the Magadan Region, with its special regime, and Yakutia, which has access only to the Arctic Ocean.


State infrastructure support of investment projects

Another mechanism to attract investors is targeted infrastructure support for priority investment projects. The criterion for the selection of priority investment projects is the economic benefit from their implementation: the amount of taxes received by the budget, private investment, the value added.

In fact, this mechanism is aimed at large projects that are not included in the ASEZ or the free port, but require significant infrastructure support. At the moment, three rounds of selection of investment projects have already taken place, and 13 applications with a total volume of private investments of 292 billion rubles and budgetary investments of 34 billion rubles have received support. The state provides significant support to the mining industry, in particular to the Taiga iron ore GOK and the Inaglinsky coal mining and processing plant in Yakutia, a coal mining and coal enrichment project in the Khabarovsk Territory, and the construction of a coal transshipment complex in the same region in the port of Vanino. Financial assistance was also directed to the gold mining industry. In the Amur Region, funds are received by a project for the development of gold mining in the Selemdzhinsky District, money is also allocated to the Ozernovsky gold deposit located in Kamchatka, the Natalkinsky deposit in the Magadan Region. The diamond mining company ALROSA received a subsidy for the development of the Verkhne-Munskoye deposit. In addition, subsidies are allocated to the agro-industrial complex - the development of pig breeding and the construction of a brewery in Kamchatka.


Far East Development Fund

It is worth noting that the Far East Development Fund is also engaged in financing investment projects - it provides loans for the needs of applicants. In the winter of 2016, the interest rate on the loan was reduced from 11% to 5% per annum for up to ten years, and in order to use the financing, it is necessary to allocate at least two rubles of private funds for each ruble of the Fund. A company that has already secured its position in the business can receive financing - it is financially stable, with proven experience in implementing projects similar to the one announced. However, there are no industry restrictions - any company can apply. In turn, the Fund is ready to finance up to one third of the total funds required for the project.

Now the Fund invests in support of eight projects. A special attention is paid to the mining industry and related infrastructure. For example, the largest amount of investments (2,8 billion rubles) is aimed at building a main pipeline from the Solntsevo field to the port of Shakhtersk in the Sakhalin region, and also for the modernization of this unique specialized sea coal terminal in the region. The Fund also allocated 2,5 billion rubles for the construction of a cross-border bridge across the river. Cupid in the Jewish Autonomous Region - it is implemented in partnership with the Russian Direct Investment Fund (RFPI) and the Chinese Investment Corporation (CIC). Another major project concerns gold mining in the Kamchatka Territory, where Kamchatka Gold is developing Amethyst and Baranievskoye fields: the Fund plans to allocate up to 2 billion rubles to build the necessary transport infrastructure.


What Statistics Say

According to preliminary estimates, thanks to new mechanisms for the development of the Far East (territories of advanced development, the Free Port of Vladivostok regime, financial support from the Far East Development Fund, targeted infrastructure support for investment projects), the declared volume of the proposed investment has already amounted to 1 trillion 064 billion rubles. It is important to note that not only Russian companies are becoming investors, but also foreign ones. China is expected to be among the leaders among foreign investors, whose representatives are ready to invest about 163 billion rubles (16 billion yuan).

Nevertheless, according to statistics, the Far Eastern regions have not yet demonstrated a steady growth in investment in fixed assets. In 2015, investments in the Far Eastern Federal District amounted to 99,6% compared to the same period last year, which is still better than the indicator for Russia (91,6%). Last year, four regions showed positive dynamics - the Amur Region (131,1%), the Magadan Region (126%), the Jewish Autonomous Region (122%), and to a small extent - Yakutia (100,3%). The inflow of investments in these regions was affected by the implementation of large investment projects. In the case of the Amur Region, significant funds were spent on the main regional megaproject being implemented by the federal government - the construction of the Vostochny cosmodrome. In the Magadan Region and the Jewish Autonomous Region, key projects in the mining sector were gradually being completed. So, in Kolyma, a new gold deposit Pavlik started working, and in the Jewish Autonomous Region the construction of the Kimkano-Sutarsky iron ore mining and processing plant entered the final phase. Thus, the growth of investments in the Far East has so far been provided by the "old" players represented by the federal authorities (with the project of the cosmodrome) and raw materials companies.

However, a decline in investment was recorded in the Khabarovsk Territory (74,9%), Primorsky Krai (78,7%), the Chukotka Autonomous Region (90,1%) and Kamchatka Krai (91,4%). The most noteworthy is the decline in investment in both the “central” regions of the Far East — the Primorsky and Khabarovsk territories, where the new development institutions (which were created most of all in the Primorye region) so far only create the prerequisites for investment growth. A slight drop was observed in Sakhalin (99,8%). The total investment in fixed assets in the Far East over 2015 was 885,7 billion rubles.

A more optimistic picture is shown by the first quarter of the year 2016 - investments in fixed assets in the Far Eastern Federal District show a slight increase - 101,8%, while in Russia the index is 95,2%. Positive dynamics is observed in five regions: colossal growth in the PJSC (178,7%), followed by Yakutia (130,4%), EAO (115,7%), Amur Region (103,0%) and Kamchatka Territory (101,5%). Chukotka is always distinguished by sharp fluctuations in its economic indicators from year to year, then for the worse, then for the better, and therefore its example is not indicative, given and a small amount of investment. Growth in Yakutia and the Jewish Autonomous Region continues to be linked to the implementation of raw materials projects, and it was he who helped the DFO to get into the plus by the end of the quarter.

Meanwhile, a slight decrease was again noted in the Khabarovsk Territory (99,1%), results in the Sakhalin Region (96,5%), Primorsky Krai (95,9%) deteriorated, and the worst fall was observed in the Magadan Region (47,6%), although the region showed good results According to the results of 2015 year (thereby launching a new gold project turned into a subsequent decline in investment). In general, we can expect that in the 2016 year, the DFO will have a positive investment momentum. However, in the same Primorsky and Khabarovsk regions, expectations of investment inflows remain expectations.

Not the best position of the Far Eastern regions is noted in various investment ratings. Experts and analysts are in no hurry to issue “advances” to the regions of the Far Eastern Federal District, expecting more concrete results. None of the regions of the Far Eastern Federal District entered the Top 2016 in 18 of the "National rating of the state of the investment climate in the constituent entities of the Russian Federation" presented by the Agency for Strategic Initiatives. At the end of 2015, the results of the regions were also not high - only the third group included Primorsky Territory, Kamchatka Territory and Yakutia, the fourth - Magadan Region, Sakhalin Region and Khabarovsk Territory, and the fifth - Amur Region. However, the position of Primorsky Krai has noticeably improved compared to 2014, when it is in the most backward - the fifth group.

According to the investment rating of the RAEX (Expert RA) rating agency, at the end of 2015, Yakutia, Khabarovsk Territory, Primorsky Territory and Sakhalin Region were included in the group of "low potential and moderate risk", which, however, is the best result among the regions of the Far Eastern Federal District. The Amur Region was in the “insignificant potential - moderate risk” group, while the Kamchatka Territory, Magadan Region, Chukotka Autonomous Okrug, and the Jewish Autonomous Region were in one of the worst groups - “insignificant potential - high risk”. Moreover, the positions of the regions have not changed compared to 2014.

Thus, the investment climate is gradually improving in the Far East due to various mechanisms, and this is stimulating an increasing number of business players. The current results for 2016 inspire cautious optimism, and also suggest that the position of the macroregion has become noticeably better than that of other federal districts. A wide range of opportunities in terms of financing and preferential support, areas of activity cannot leave indifferent investors who understand the seriousness and economic potential of the Far East, and the intentions of the state. One of the main priorities remains attracting foreign investors and players from other regions of Russia, as well as creating new projects, albeit small ones, but from scratch. Although the expansion of the capacity of existing enterprises also contributes to the development of the Far East. Nevertheless, while the macroregion is at the very beginning of the path to a radical change in the investment situation.

July 24: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Инвестиционная привлекательность Дальнего Востока: первые результаты принимаемых решений

Прошедший год стал поворотным пунктом для Дальнего Востока благодаря внедрению сразу нескольких механизмов развития макрорегиона, которые ставят своей целью привлечение инвестиций, экономический рост и повышение уровня социального благополучия граждан

В частности, заработали механизмы территорий опережающего развития, свободных портов, а также программы финансирования со стороны «Фонда развития Дальнего Востока» и выделения государственных субсидий инвесторам на инфраструктуру. Как показал последний год, данные механизмы пользуются достаточным спросом у инвесторов, и по предварительным итогам можно говорить об успешности их внедрения.

Инвестиционная привлекательность Дальнего Востока: первые результаты принимаемых решений

Ростислав Туровский

Доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ, научный редактор East Russia
Территории опережающего развития

30 марта 2015 года вступил в силу федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», и в течение всего последующего времени было создано 13 ТОР, каждая из которых обладает своей специализацией. На территории опережающего развития устанавливается особый правовой режим, предполагающий налоговые льготы, снижение административных барьеров и другие преференции. Лидером по числу территорий опережающего развития является Приморский край: в этом регионе созданы ТОР «Михайловская» (животноводство, растениеводство, производство продуктов питания), ТОР «Надеждинская» (легкая и пищевая промышленность, транспортно-логистическая направленность) и ТОР «Большой Камень» (судостроение). Во многих регионах действуют по две территории опережающего развития. В Хабаровском крае - ТОР «Хабаровск» (промышленность, логистика) и ТОР «Комсомольск» (промышленность), в Амурской области – ТОР «Приамурская» (промышленность, логистика) и ТОР «Белогорск» (АПК). В Сахалинской области действуют ТОР «Горный воздух» (туристско-рекреационная) и ТОР «Южная» (сельское хозяйство, животноводство). В остальных регионах создано по одной ТОР – в Камчатском крае ТОР «Камчатка» (туристско-рекреационная, портово-промышленная, агропромышленная), в Чукотском АО – ТОР «Беринговская» (горнодобывающая промышленность), в Якутии – ТОР «Кангалассы», представляющая собой индустриальный парк, в Еврейской АО – ТОР «Амуро-Хинганская» (промышленность и логистика). Отсутствует ТОР только в Магаданской области.

В настоящее время в разной форме анонсировано создание еще нескольких территорий опережающего развития, среди которых «Курилы» (туризм, сельское хозяйство, рыбопромышленный комплекс) в Сахалинской области, «Николаевская» (рыбоперерабатывающая, судоремонтная промышленность) в Хабаровском крае, «Свободненская» (газохимическое производство) в Амурской области. На базе последней предполагается запустить крупнейший в стране газоперерабатывающий и газохимический комплекс, связанный с проектом газопровода «Сила Сибири». Свои предложения готовит и Магаданская область – власти региона продвигают идею создания территории опережающего развития на базе Омсукчанского месторождения угля, одного из ключевых в регионе. 

Таким образом, в 8 субъектах Дальневосточного федерального округа начали работу территории опережающего развития. Если просуммировать число специализаций, то в пяти ТОР есть промышленная специализация, в трех – транспортно-логистическая, еще в трех – сельскохозяйственная, в двух – туристско-рекреационная, еще в двух – судостроительная и в одной – горнодобывающая. Большое число специализаций, представляющих разные отрасли экономики, позволяет заинтересовать максимальное число инвесторов. Впрочем, инвестор может реализовать свой проект и вне рамок определенного профиля ТОР. Выделение специализации связано, прежде всего, с деятельностью крупных якорных инвесторов, а также с экономико-географическими характеристиками территории опережающего развития, которые больше располагают к тому или иному виду деятельности. Как известно, резидент должен вложить в проект не менее 500 тысяч рублей, поэтому в проектах ТОР есть как «дочки» крупных федеральных игроков с инвестициями в размере нескольких миллиардов, так и небольшие локальные игроки с вложениями на уровне нескольких миллионов рублей. Более того, стать резидентом может как уже действующая компания, так и предприятие, создание которого только готовится.

Официальная статистика Минвостокразвития России говорит о 172 заявках в ТОР на общую сумму инвестиций в 514 млрд рублей. С таким показателем привлеченных инвестиций механизм ТОР становится сегодня наиболее инвестиционно емким среди всех инструментов развития Дальнего Востока.

Важно отметить, что механизм ТОР, в отличие от режима особых экономических зон, который не очень успешно применялся на Дальнем Востоке и в России в целом, предполагает создание территорий опережающего развития лишь при собранном пакете заявок потенциальных инвесторов. Таким образом, в рамках ТОР не будет «пустых» территорий, где не зарегистрировался ни один резидент, – как это происходило с ОЭЗ. Например, федеральные власти не торопятся утверждать туристско-рекреационную ТОР «Остров Русский», так как она не набрала достаточное число инвесторов. Напомним, там уже действовала ОЭЗ «Остров Русский», к которой инвесторы не проявили внимания, и в результате она должна быть закрыта. Поэтому в отношении ТОР власти действуют продуманно и достаточно осторожно.

Кроме того, бизнес зачастую отказывался инвестировать в дальневосточные проекты из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Теперь же государство готово оказать соответствующую поддержку путем выделения инвестиций из бюджета на строительство необходимых объектов. Кроме того, при реализации проектов территорий опережающего развития важную роль играют губернаторы регионов, которые также работают над их созданием и активно ищут инвесторов как в России, так и за рубежом. В целом, механизм ТОР представляет собой более комплексный и продуманный подход, в отличие от ОЭЗ, что способствует привлечению инвесторов.


Свободный порт

Следующим по времени создания специальным механизмом развития Дальнего Востока стал режим Cвободного порта, предполагающий ряд налоговых льгот и таможенных преференций для осуществления предпринимательской деятельности. Пилотной территорией для реализации проекта оказался Свободный порт Владивосток, который включил в себя 15 муниципальных образований на юге Приморского края. Соответствующий закон (№ 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток») вступил в силу 12 октября 2015 года, и уже сейчас промежуточные итоги работы порта получили положительную оценку как федеральных властей, так и делового сообщества. В частности, по официальной статистике, по состоянию на 1 сентября 2106 года (то есть менее чем за год после запуска проекта) поступило 122 заявки на общую сумму более 173 млрд. рублей. В отличие от ТОР, у Свободного порта нет четкой специализации, хотя изначально предполагалось, что порто-франко привлечет в основном резидентов, специализирующихся на логистике. Однако 39% резидентов выбрали промышленную сферу деятельности, 18% сосредоточились на логистике (где выделяется проект «Авиаполис «Янковский»), на третьем месте находятся проекты недвижимости (11%).

Успешный пример Владивостока содействовал распространению данного режима и на другие порты Дальнего Востока. Причем, что интересно, новые порты были просто "дописаны" в действующий закон о Свободном порте Владивостоке. 

В итоге, статус порто-франко, согласно поправкам в федеральное законодательство, получили порты Ванино в Хабаровском крае, Корсаков в Сахалинской области, Петропавловск-Камчатский в Камчатском крае и заполярный Певек в Чукотском автономном округе, а в Свободный порт Владивосток была включена еще одна территория – Лазовский район. На данный момент новые свободные порты собирают заявки от потенциальных резидентов, и между тем, войти в проект порта Ванино намерены 15 резидентов с общим объемом инвестиций в размере 70 млрд. рублей. Таким образом, свободные порты появляются почти во всех прибрежных регионах Дальнего Востока, за исключением опять же Магаданской области, с ее особым режимом, и Якутии, имеющей выход только к Северному Ледовитому океану.


Государственная инфраструктурная поддержка инвестпроектов

Еще одним механизмом, содействующим привлечению инвесторов, является целевая инфраструктурная поддержка приоритетных инвестиционных проектов. Критерием для выбора приоритетных инвестиционных проектов является экономическая выгода от их реализации: объем полученных бюджетом налогов, частных инвестиций, величина добавленной стоимости.

По сути, этот механизм направлен на крупные проекты, которые не входят в ТОР или свободный порт, но нуждаются в значительной инфраструктурной поддержке. На данный момент уже состоялось три раунда выбора инвестиционных проектов, и поддержку получили 13 заявок с общим объемом частных инвестиций 292 млрд. рублей и бюджетных в размере 34 млрд. рублей. Государство оказывает значительную поддержку горнодобывающей отрасли, в частности – железорудному Таежному ГОКу и угольному ГОКу «Инаглинский» в Якутии, проекту по угледобыче и углеобогащению в Хабаровском крае, а также строительству комплекса по перевалке угля в том же регионе в порту Ванино. Финансовая помощь направлена и в золотодобывающую отрасль. В Амурской области средства получает проект по развитию золотодобычи в Селемджинском районе, деньги также выделяются Озерновскому золоторудному месторождению, расположенному на Камчатке, Наталкинскому месторождению в Магаданской области. Субсидию получила алмазодобывающая компания АЛРОСА на разработку Верхне-Мунского месторождения. Кроме того, субсидии выделяются на АПК - развитие свиноводства и строительство пивоваренного завода на Камчатке.


Фонд развития Дальнего Востока

Стоит отметить, что Фонд развития Дальнего Востока также занимается финансированием инвестиционных проектов – предоставляет кредиты на нужды заявителей. Зимой 2016 года ставка процента по займу была снижена с 11% до 5% годовых на срок до десяти лет, и чтобы воспользоваться финансированием, необходимо выделить не менее двух рублей частных средств на каждый рубль Фонда. Получить финансирование может компания, которая уже закрепила свое положение в бизнесе – является финансово устойчивой, с доказанным опытом реализации проектов, подобных заявленному. Однако ограничений по отраслям нет – заявку может подать любое предприятие. В свою очередь Фонд готов профинансировать до одной трети от общего объема средств, необходимых для реализации проекта.

Сейчас Фонд вкладывает средства в поддержку восьми проектов. Особое внимание и здесь уделено горнодобывающей промышленности и связанной с ней инфраструктуре. Например, самый большой объем инвестиций (2,8 млрд. рублей) направлен на строительство магистрального конвейера от Солнцевского месторождения до порта Шахтерск в Сахалинской области, а также на модернизацию этого единственного в регионе специализированного морского угольного терминала. Фонд также выделил 2,5 млрд. рублей на строительство трансграничного мостового перехода через р. Амур в Еврейской автономной области – он реализуется в партнерстве с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Китайской инвестиционной корпорацией (CIC). Еще один крупный проект касается добычи золота в Камчатском крае, где «Золото Камчатки» разрабатывает Аметистовое и Бараньевское месторождения: Фонд планирует выделить до 2 млрд. рублей на возведение необходимой транспортной инфраструктуры.


Что говорит статистика

По предварительным подсчетам, благодаря новым механизмам развития Дальнего Востока (территориям опережающего развития, режиму Свободного порта Владивосток, финансовой поддержке Фонда развития Дальнего Востока, целевой инфраструктурной поддержке инвестиционных проектов), заявленный объем предполагаемых инвестиций уже составил 1 трлн 064 млрд рублей. Важно отметить, что инвесторами становятся не только российские компании, но также и зарубежные. В лидерах среди иностранных инвесторов ожидаемо находится Китай, чьи представители готовы вложить около 163 млрд рублей (16 млрд юаней).

Тем не менее, согласно статистическим данным, дальневосточные регионы пока не демонстрируют устойчивый рост инвестиций в основной капитал. В 2015 году инвестиции в ДФО составили 99,6% к аналогичному периоду прошлого года, что все же лучше показателя по России (91,6%). Положительную динамику продемонстрировали в  прошлом году четыре региона – Амурская область (131,1%), Магаданская область (126%), Еврейская автономная область (122%), а также в незначительной степени – Якутия (100,3%). На притоке инвестиций в этих регионах сказалась реализация крупных инвестиционных проектов. В случае Амурской области значительные средства были израсходованы на основной региональный мегапроект, реализуемый федеральным правительством, – строительство космодрома «Восточный». В Магаданской области и Еврейской АО постепенно завершались ключевые проекты в горнодобывающей сфере. Так, на Колыме заработало новое месторождение золота Павлик, а в Еврейской АО вступило в завершающую фазу строительство Кимкано-Сутарского железорудного ГОКа. Тем самым прирост инвестиций на Дальнем Востоке пока обеспечивали «старые» игроки в лице федеральных властей (с проектом космодрома) и сырьевых компаний.

Однако снижение инвестиций было зафиксировано у Хабаровского края (74,9%), Приморского края (78,7%), Чукотского автономного округа (90,1%) и Камчатского края (91,4%). Наиболее примечателен спад инвестиций в обоих «центральных» регионах Дальнего Востока – Приморском и Хабаровском краях, где новые институты развития (которых создано больше всего в Приморье) пока лишь создают предпосылки для инвестиционного роста. Незначительное падение наблюдалось у Сахалина (99,8%). Общий объем инвестиций в основной капитал составил на Дальнем Востоке за 2015 год 885,7 миллиардов рублей.

Более оптимистичную картину демонстрирует первый квартал 2016 года – инвестиции в основной капитал в ДФО показывают небольшой рост - 101,8%, в то время как по России индекс составляет 95,2%. Положительная динамика отмечается у пяти регионов – колоссальный рост у ЧАО (178,7%), далее следуют Якутия (130,4%), ЕАО (115,7%), Амурская область (103,0%) и Камчатский край (101,5%). Чукотка всегда отличается резкими колебаниями своих экономических показателей от года к году, то в худшую, то в лучшую сторону, и потому ее пример не является показательным, учитывая и небольшой объем инвестиций. Рост в Якутии и Еврейской АО по-прежнему связан с реализацией сырьевых проектов, и именно он помог ДФО выйти в плюс по итогам квартала.

Тем временем небольшое снижение опять отмечено у Хабаровского края (99,1%), ухудшились результаты у Сахалинской области (96,5%), Приморского края (95,9%), а самое серьезное падение наблюдается у Магаданской области (47,6%), хотя этот регион показывал хорошие результаты по итогам 2015 года (тем самым запуск нового золоторудного проекта обернулся и последующим спадом инвестиций). В целом можно ожидать, что в 2016 году ДФО будет иметь положительную динамику инвестиций. Однако в тех же Приморском и Хабаровском краях ожидания притока инвестиций по-прежнему остаются ожиданиями.

Не самое лучшее положение дальневосточных регионов пока отмечается и в различных инвестиционных рейтингах. Эксперты и аналитики не спешат с выдачей регионам ДФО «авансов», ожидая более конкретные результаты. Ни один из регионов ДФО не вошел в 2016 году в Топ-18 «Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ», представленного Агентством стратегических инициатив. По итогам 2015 года, результаты регионов также не были высокими – только в третью группу вошли Приморский край, Камчатский край и Якутия, в четвертую – Магаданская область, Сахалинская область и Хабаровский край, в пятую – Амурская область. Однако положение Приморского края заметно улучшилось по сравнению с 2014 годом, когда он находится в самой отсталой – пятой группе.

Согласно инвестиционному рейтингу рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), по итогам 2015 года, Якутия, Хабаровский край, Приморский край и Сахалинская область попали в группу «пониженный потенциал и умеренный риск», что, однако, является лучшим результатом среди регионов ДФО. Амурская область оказалась в группе «незначительный потенциал – умеренный риск», а Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область были в одной из худших групп – «незначительный потенциал – высокий риск». Причем позиции регионов по сравнению с 2014 годом не изменились.

Таким образом, в настоящее время на Дальнем Востоке за счет различных механизмов постепенно улучшается инвестиционный климат, и это стимулирует все большее число бизнес-игроков. Текущие итоги 2016 г. вселяют осторожный оптимизм, а также позволяют говорить о том, что положение макрорегиона стало заметно лучше, чем у других федеральных округов. Большой выбор возможностей по условиям финансирования и льготной поддержки, направлениям деятельности не может оставить равнодушными инвесторов, понимающих серьезность и экономического потенциала Дальнего Востока, и намерений государства. Одним из главных приоритетов остается привлечение иностранных инвесторов и игроков из других регионов России, а также создание новых проектов, пусть небольших, но с «нуля». Хотя расширение мощностей существующих предприятий тоже вносит свой вклад в развитие Дальнего Востока. Тем не менее, пока макрорегион находится в самом начале пути к коренному изменению инвестиционной ситуации.