Идеи развития страны от дальневосточников вошли в Топ лучших проектов России
Президент России Владимир Путин поддержал проект создания экологического мородежного кампуса «Эцо Цех» на территории Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске. Соответствующая инициатива была представлена на форуме «Сильные идеи для нового времени», который завершился в Москве 20 июля.
Молодежный зеленый кампус, по задумке авторов, станет ресурсным и образовательным центром, в котором смогут регулярно проходить тематические мероприятия. Планируется, что участники будут совместно генерировать идеи и реализовывать «зеленые проекты», которые можно масштабировать в разных регионах.
Как рассказала на презентации проекта Маргарита Цыганова, министр по молодежной политике Иркутской области, «Эко Цех» станет отправной точкой перерождения промышленной площадки Байкальского ЦБК, а также полигоном по проработке и тиражированию идей Национальной экологической инициативы. Она также предложила включить проект создания «Эко Цеха» в нацпроект «Образование». Владимир Путин поддержал это предложение.
Сбор инициатив для форума «Сильные идеи для нового времени», организаторами которого выступают Агентство стратегических инициатив (АСИ) и «Росконгресс», шел на протяжении двух месяцев. За это время на суд жюри были направлены практически 20 тыс. заявок, каждая из которых получила профессиональную оценку. Наиболее перспективные из них на протяжении нескольких этапов выявляло экспертное сообщество — сначала был составлен Топ из 1000 идей, а потом утвержден список финалистов — 104 инициативы. Именно они попали на заключительную, очную часть форума в Москве, которая шла на протяжении двух дней, 19 и 20 июля.
Авторами идей выступили граждане со всех регионов России. Кто-то из них выступил единоличным автором инициативы, а кого-то поддерживали партнерские организации и региональные органы власти. В рамках очной части в столице проходил питчинг идей и панельные сессии по семи направлениям. В их числе — социальные и технологические инициативы, кадровый потенциал, экология, предпринимательство, развитие регионов и другие.
Среди идей, вошедших в перечень финалистов, были и другие предложения от жителей Дальнего Востока. О наиболее востребованных из них в рамках заседания «Клуба губернаторов» рассказали главы нескольких областей макрорегиона, сообщает корреспондент East Russia.
Лидером по числу заявок среди дальневосточных регионов стал Хабаровский край — всего от жителей этого субъекта поступили 158 идей, три из которых прошли в финал. Как заявил в рамках форума губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев, по его поручению все три инициативы возьмут на контроль в части исполнения и сопровождения соответствующие ведомства. В их числе — упрощенный механизм аренды государственной недвижимости, госфраншиза с гарантированным сбытом, а также цифровая платформа управления системой образования.
По словам губернатора Забайкальского края Александра Осипова, конкурсный механизм поиска предложений позволяет преображать жизнь к лучшему — идеи, которые представляют на конкурс россияне, заполняют нишу, которую могут не видеть федеральные или региональные власти. Он отдельно отметил социальный проект для людей с ограниченными возможностями — ресурсный центр спортивных адаптивных игр, идею, которую, призвал Осипов, можно перенять и реализовать в других городах и регионах. Такой центр сделает спорт доступным для лиц с ограниченными возможностями, составляющими почти 10% населения края.
Карина РомановаСтратегическое партнерство России с ключевой экономикой восточноазиатского региона традиционно является одним из важнейших приоритетов национальной внешней политики, в том числе в сфере торговли. Стратегия Китая - «двойная циркуляция», в основе которой лежит внутренняя экономика с акцентом на внутреннее потребление, способна стать импульсом для развития несырьевого экспорта из России. EastRussia представляет очередной материал из серии публикаций IX Международной научной конференции молодых востоковедов Института Дальнего Востока РАН.
В последнее десятилетие развитие Китая и его влияние на процессы, происходящие в глобальной экономике, привлекают все большее внимание со стороны мирового сообщества. Принятый в 14-м пятилетнем плане Китая (2021–2025) курс на трансформацию модели развития страны путем сопряжения сил национальной экономики и международного экономического взаимодействия открывает новые возможности и угрозы для зарубежных производителей и поставщиков.
Вопрос переориентации российской внешней торговли с экспорта продукции первичного сектора экономики на вторичный, прежде всего с сырья (нефть, руды, каменный уголь) на товары нижнего и среднего передела, является одним из наиболее актуальных. Перестройка товарной структуры экспорта России с прицелом на внутренний рынок крупнейшего торгового партнера, Китая, позволит стране не только изменить устоявшуюся ориентацию на экспорт сырьевых товаров, но и углубить отношения с китайским партнером путем использования накопленного опыта и разнообразных каналов сбыта.
В своем исследовании я взяла за основу методику национального проекта РФ «Международная кооперация и экспорт», согласно которой поставки несырьевых товаров подразделяются на две группы: несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) и несырьевой энергетический экспорт (НЭЭ). В свою очередь ННЭ включает в себя три категории товаров, классифицируемые по степени передела: нижний, средний и верхний.
По состоянию на 2020 г. в страновом разрезе Китай выступает в качестве одного из ключевых потребительских рынков несырьевых товаров из России (Таблица 1). Стоимостной объем поставок российской несырьевой продукции в Китай сложился в сумме 18,76 млрд долл. США, удельные вес – 8,98% от совокупного объема.
Таблица 1. Ключевые рынки несырьевого экспорта из России, 2020 г.
№ п/п |
ННЭ |
НЭЭ |
||||
Страна |
Млрд долл. США |
Доля, % |
Страна |
Млрд долл. США |
Доля, % |
|
1 |
Великобритания |
20,12 |
12,52 |
Нидерланды |
7,02 |
14,61 |
2 |
Китай |
16,30 |
10,14 |
США |
4,27 |
8,89 |
3 |
Казахстан |
12,30 |
7,65 |
Турция |
2,52 |
5,25 |
4 |
Белоруссия |
9,38 |
5,83 |
Китай |
2,46 |
5,12 |
5 |
Турция |
8,15 |
5,07 |
Германия |
2,24 |
4,66 |
В период 2013–2020 гг. объемы поставок несырьевых товаров постепенно росли - с 11,73 млрд долл. США до 18,76 млрд долл. США (+ 59,93%) за счет увеличения экспорта продукции нижнего и среднего переделов (Рисунок 1). При этом «Валютный кризис» в России (2014—2015), связанный с ослаблением рубля, не оказал значительного стимулирующего влияния на общий экспорт товаров из России в Китай в силу резкого усиления продовольственной инфляции и снижения мировых цен на нефть. В этот период сырьевой и несырьевой энергетический экспорт снизился в среднем на 17,07% и 23,93% соответственно, при увеличении стоимостного объема поставок товаров верхнего передела (механического и электрического оборудования, легковых автомобилей, секретного экспорта и других).
Рисунок 1. Динамика экспорта российских товаров в Китай по группам и категориям в 2013–2020 гг., млрд долл. США
Источник: составлено автором на основе данных аналитического портала АО «Российский экспортный центр»
Структура китайского импорта значительно преобразилась на фоне масштабных ограничений и процессов, вызванных пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Наиболее остро ощутило негативное воздействие пандемии и, вслед за ним экономики стран-партнеров, имеющих тесные торговые связи с Китаем его промышленное производство, которое является «локомотивом» экономики КНР. В 2020 г. под влиянием этого фактора общий экспорт России в Китай, представленный преимущественно сырьевыми товарами (нефть, руды, каменный уголь), сократился с 57,32 млрд долл. США до 49,15 млрд долл. США, при увеличении стоимостного объема поставок продукции несырьевого неэнергетического экспорта на 12,57%. Влияние пандемии на промышленное производство страны сохранится в ближайшие годы.
В 2013 г. Китай занимал 5-е место среди стран-потребителей продукции ННЭ России. Начиная с 2016 г. и в последующие три года на фоне «поворота на Восток» страна была основным импортером несырьевых неэнергетических товаров. Однако в 2020 г. лидерство Китая было ослаблено в силу увеличения спроса со стороны Великобритании в металлах платиновой группы в 1-м полугодии 2020 г. и золота и серебра во 2-м полугодии 2020 г. под влиянием опасений инвесторов в связи с Brexit. И в аналогичном году китайский рынок занял 2-е место после Великобритании по стоимостному показателю импорта продукции российского ННЭ, который сложился в сумме 16,30 млрд долл. США.
Отметим, что несмотря на позитивную динамику внешней торговли России с Китаем, стратегическое партнерство и географическую близость двух стран, в 2019 г. доля российских товаров ННЭ на товарных рынках Китая составила менее 1,5% от совокупного объема. Основными поставщиками на китайском рынке традиционно являются Япония, США, Южная Корея, Бразилия, Япония и Германия, а также Гонконг. Последний принято рассматривать как своеобразное окно, через которое осуществляются транзитные перевозки между материковым Китаем и остальным миром.
Товарная структура китайского импорта несырьевых неэнергетических товаров из России в разрезе по категориям представлена преимущественно нижним переделом, удельный вес которого в 2020 г. превысил 45%, в стоимостном выражении достиг 7,89 млрд долл. США. В аналогичный период продукция среднего и верхнего переделов составила 4,06 млрд долл. США и 4,35 млрд долл. США соответственно. К основным товарам ННЭ России в Китай по кодам ТН ВЭД ЕАЭС относят следующие:
· Пиломатериалы, медь рафинированная и продукция агропромышленного комплекса низкой степени обработки, которые являются ключевыми товарами нижнего передела ННЭ;
· Сульфатная целлюлоза, растительные масла и полиэтилен, относящиеся к среднему переделу ННЭ;
· Верхний передел ННЭ включает в себя механическое оборудование и техника, компьютеры и секретный экспорт, удельный вес которых составил 57,24% в общем объеме данной категории.
В 2020 г. основными поставщиками несырьевых товаров на территорию Китая стали Центральный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, на указанные регионы пришлось более 60% совокупного объема поставок ННЭ. В процессе исследования было определено, что в основе сложившегося разделения лежит не только региональная специализация, но такой фактор, как предпочтения бизнес-сообщества, представители которого стремятся размещать головные офисы в крупнейших городах России и осуществлять свою экспортную деятельность через них. По этой причине г. Москва является лидером среди субъектов федерации по стоимостному объему экспорта не только несырьевых неэнергетических товаров, но и сырьевого и несырьевого энергетического. В 2020 г. удельный вес г. Москвы в совокупном объеме НЭЭ в Китай составил 13,93%, в стоимостном выражении — 2,27 млрд долл. США.
На сегодняшний день помимо г. Москвы выделяют пять субъектов России, которые в наибольшей степени вовлечены в торговое сотрудничество с Китаем по направлению ННЭ. К ним относят Свердловскую и Иркутскую области, Приморский и Красноярский края, Республика Башкортостан. Отметим, что доля каждого указанного субъекта в общем объеме ННЭ России превышает 4,5%.
В эпоху цифровизации на фоне трансформации экономической модели развития Китая перед Россией открываются новые возможности для наращивания несырьевого экспорта, а также диверсификация товарной структуры. Что может стать импульсом для участия в экспортной деятельности российских регионов и вовлечения в нее микро-, малых и средних предприятий.
Основные страны-конкуренты России на китайском рынке – Бразилия, США, Южная Корея и Германия. Принимая во внимание традиционную международную специализацию России и уровень распространения электронной торговли в Китае, движущей силой развития российского несырьевого экспорта могут стать товары агропромышленного комплекса, продукция из металлов и химической промышленности. Которым, согласно прогнозам экспертов, характерен высокий внутренний спрос на территории Китая и потенциал роста.
Однако перед Россией и бизнес-сообществом стоит необходимость решить такие проблемы, как транспортные и ресурсные ограничения, отсутствие законодательства в сфере трансграничной электронной коммерции и низкий уровень узнаваемости отечественных брендов за рубежом.
Необходимо постоянно помнить, что на современном этапе развития Китая все большее значение приобретает его внутреннее потребление. Китайский потребительский рынок растет быстрее, чем во многих развитых странах. В силу чего производственные мощности меняют свою ориентацию с экспорта на мировой рынок на удовлетворение внутреннего спроса. И перед Россией как страной с высоким потенциалом в таких сферах, как металлопродукция, продовольственные и химические товары открываются возможности для наращивания и диверсификации экспорта несырьевых товаров в Китай.
Правительство Амурской области третий год подряд выделяет деньги на развитие общественных территорий в небольших населенных пунктах, привлекая к распределению трат местных жителей. Это стало возможным благодаря программе по поддержке местных инициатив, или инициативного бюджетирования. Как отмечал губернатор Василий Орлов, цель программы — повышение качества жизни амурчан.
«Люди обдуманно и с любовью выбирают проекты, которые будут воплощать в жизнь с помощью полученных средств. И потом бережно и с гордостью относятся к таким объектам. Я это вижу, когда езжу по области. Сельчане стремятся показать свои преобразившиеся благодаря программе скверы, парки, зоны отдыха. А населенные пункты, которые еще не приняли участие в этой программе, изучают опыт соседей и собирают свои проекты. Это очень приятно», — рассказал глава региона.
Простой механизм, благодаря которому любое село, деревня, а теперь и город смогут получить деньги на необходимый людям объект, привлекает все больше участников. EastRussia узнало, сколько проектов удалось профинансировать в этом году, и что считают приоритетным рядовые жители муниципалитетов Приамурья.
ИДЕИ НА МИЛЛИОН
Схема финансирования в рамках инициативного бюджетирования проста. Группе активистов необходимо придумать план строительства нового объекта, реконструкции социального учреждения или обустройства территории в границах своего населенного пункта. Жители муниципалитета общим голосованием выбирают самый нужный проект и отправляют его на областной конкурс. Правительство региона при участии депутатов Заксобрания выбирает лучшие из инициатив — они получают один млн рублей на реализацию. Фактическое воплощение проекта — от поиска подрядчика до сдачи в эксплуатацию — курирует местная администрация.
Часть стоимости спроектированных работ жители оплачивают из собственных средств — сначала эта доля составляла 3%, а в 2020 году ее снизили до 1%. Кроме того, программа инициативного бюджетирования стала доступной не только для сельских территорий, но и для городских поселений. Таким образом, областные власти дали возможность воплотить задуманные идеи жителям 17 муниципалитетов. В их числе города, поселки городского типа и административные округа: Архара, Бурея, Новобурейский, Завитинск, Талакан, Сиваки, Магдагачи, Ушумун, Коболдо, Экимчан, Огоджа, Токур, Серышево, Сковородино, Уруша, Ерофей Павлович и Февральск.
Нововведения привели к повышению активности граждан: в марте этого года в правительство Амурской области поступило 184 заявки на получение бюджетных средств. Из этого списка выбрали 172 проекта для оказания материальной помощи. Как уточнял на подведении итогов конкурса первый замминистра финансов региона Владимир Сологуб, с каждым годом число новых участников становится все больше.
«В этом году от всех 20 районов мы получили 184 заявки. Если в 2018 году в населенных пунктах было проведено 93 схода амурчан и подано 84 заявки, то в прошлом году из 201 схода мы получили 184 заявки. Из них в конкурс прошли 172, остальные 12 заявок — отклонили. Этим муниципалитетам рекомендовано доработать свои проекты, чтобы они могли поучаствовать в следующем конкурсе по поддержке местных инициатив», — рассказал представитель Минфина.
СПОРТИВНЫЙ ДЕБЮТ
В бюджете Амурской области предусмотрели 110 млн рублей, но после конкурса нашли еще 55 млн. Благодаря этому удалось профинансировать все победившие проекты, и сейчас в районах полным ходом идет строительство: деньги получили как рекордсмены инициативного бюджетирования (в их числе Ивановский район), так и дебютанты программы. В этом году, в частности, власти отметили идею жителей города Завитинск — там будут приводить в порядок спортивную площадку.
«Мы впервые приняли участие в программе инициативного бюджетирования — вышли на конкурс с проектом благоустройства спортивной площадки на стадионе "Южный". Это район бывшего военного городка. Там компактно стоят 15 пятиэтажных домов, где проживают около двух тыс. граждан. Детские площадки во дворах есть, а вот стадион, где занимались спортом молодежь и взрослые, пришел в упадок. Сейчас мы его реконструируем», — рассказала EastRussia глава администрации Завитинска Татьяна Доценко.
Население Завитинска — чуть больше десяти тыс. человек. Сейчас местная администрация собирает деньги граждан на вклад в финансирование проекта — его общая стоимость составила 1,48 млн рублей. Правительство Приамурья выделило один млн, еще 200 тыс. добавил муниципалитет, остальную сумму внесут спонсоры и сами завитинцы. На стадионе общей площадью 1 176 кв. метров появятся девять тренажеров, два климбинга для детей, урны и лавочки, а также система освещения.
«Я думаю, что людям нужно видеть, как воплощаются такие проекты. Сначала горожане с недоверием отнеслись к этой программе, но сейчас видят: работы идут. Правда, мы немного отстаем от графика, потому что июнь не балует нас погодой — идут дожди. А в целом инициативное бюджетирование — очень хорошая идея. Хотя, мне кажется, для города один млн — это маловато. Мало что можно сделать на такие деньги, а вот для сел такая сумма бы больше подошла. Нам сложнее в такой объем финансирования уложиться», — объяснила градоначальник.
Наряду с проектом реконструкции стадиона жители Завитинска голосовали за благоустройство железнодорожного сквера. Однако большинство горожан посчитало, что спортивный стадион нужнее.
ДВОЙНАЯ ВЫГОДА
Еще один новичок в программе инициативного бюджетирования — Сковородино. Сразу два проекта, которые предложили местные граждане, получили областное финансирование. Это новое кладбище в городском округе и капитальный ремонт скважины в поселке Лесной.
«Населенный пункт в 17 км от города Сковородино обеспечивается водой благодаря этой скважине. Там есть небольшое здание, внутри него — бак. Это, в некотором роде, колонка. Мы будем полностью ремонтировать это помещение, утеплим его и поменяем емкость для воды. На все работы — а они уже начались — у нас есть 120 дней, или четыре месяца. Общая стоимость проекта составила чуть больше одного млн рублей, от области мы получили 998 тыс. рублей», — поделилась глава администрации города Сковородино Татьяна Безуглова.
В муниципальном центре за счет областных денег обустроят новое кладбище. Участок для него уже выбрали, оградить зону захоронения и поставить ворота с запором — дело нескольких месяцев. Администрация уже провела аукцион и выбрала подрядчика — им стал предприниматель из Тынды. Исполнитель начнет работать в последние дни июня.
«У нас было очень много инициатив. Люди активно предлагали идеи, но большинство сковородинцев проголосовали за эти два проекта. В Лесном можно было еще сделать свое кладбище или обустроить освещение на улице, но граждане решили, что сейчас в социальном плане вода им важнее. Мы, честно говоря, даже не предполагали, что оба наших проекта победят в конкурсе, и были очень рады такому результату. Особенно ликовали жители Лесного: они из-за своей удаленности от Сковородино чувствовали своеобразную обделенность вниманием. А теперь у них получилось выиграть конкурс», — подчеркнула Татьяна Безуглова.
ПОЗИТИВНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
В некоторых населенных пунктах проекты инициативного бюджетирования уже воплотили в жизнь. Так, в селах Романкауцы и Дружное Мазановского района установили уличное освещение — новые фонари работают на солнечных батареях. А ежегодный лидер конкурса — Ивановский район — обещает закончить до 30 августа все 19 проектов, на которые в этом году удалось получить деньги. Это спортивная площадка в селе Среднебелое, ремонт домов культуры в Солнечном, Луговом, Успеновке. Крещеновке и Богородском, благоустройство сквера памяти в Черемхове и другие социально важные инициативы.
Очередной смотр проектов инициативного бюджетирования в Амурской области состоится 1 июля: жители сел будут голосовать за понравившиеся им идеи благоустройства.
В правительстве региона уточнили: к 2021 году финансирование программы пересмотрят. Территории, где проживают не более 350 человек, смогут претендовать на один млн рублей, как и раньше. А вот населенные пункты численностью от 350 до 1 360 человек будут претендовать на субсидию до 1,5 млн рублей. Муниципалитеты, где проживают от 1 360 граждан и выше, поборются за финансирование до двух млн рублей. Это позволит амурчанам составлять более масштабные проекты благоустройства и претендовать на крупные суммы. Кроме этого, в следующем году участие в программе смогут принять Белогорский и Ромненский районы — сейчас муниципалитеты преобразуют в округа.
Системный оператор Единой энергетической системы (АО «СО ЕЭС») – специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в ЕЭС России. Специалисты компании решают множество сложных и ответственных задач: прогнозирование потребления электроэнергии и мощности, планирование электроэнергетического режима, круглосуточное управление энергообъектами, участие в перспективном развитии энергосистемы. Об обеспечении устойчивого функционирования энергосистемы в любых условиях EastRussia рассказал генеральный директор Филиала АО «СО ЕЭС» «Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Востока» (ОДУ Востока) Виталий Сунгуров.
- Виталий Леонидович, в прошлом году вы уже рассказывали об исторических событиях в Якутии – присоединении большей части энергосистемы региона к Объединенной энергосистеме Востока. В этом году Республика Саха вновь звучала в новостных лентах. Расскажите, пожалуйста, с чем это связано теперь?
- Новости 2020 года прямо проистекают из прошлогодних событий, когда к Единой энергосистеме страны были подключены Центральный и Западный энергорайоны энергосистемы Республики Саха. В состав Якутской энергосистемы входят Западный, Центральный, и Южно-Якутский энергорайоны, а также зона децентрализованного энергоснабжения. Западный и Центральный энергорайоны, охватывающие территорию 19 улусов, районов и муниципальных округов Якутии с административным центром республики городом Якутском, вошли в состав ЕЭС России с включением на параллельную работу с ОЭС Востока в январе 2019 года. Управление электроэнергетическим режимом энергорайонов принял созданный с этой целью Филиал АО «СО ЕЭС» Якутское РДУ. Ранее энергорайоны работали изолированно друг от друга и от ОЭС Востока, а функции оперативно-диспетчерского управления объектами электроэнергетики на их территории выполняло ПАО «Якутскэнерго».
При этом Южно-Якутский энергорайон, расположенный на территории Нерюнгринского и Алданского районов Якутии – единственный из якутских энергорайонов, находившийся в составе ОЭС Востока еще с 1980 года, с 2007 года управлялся Филиалом Системного оператора Амурское РДУ.
Таким образом, в 2019 году два из трех работающих параллельно энергорайонов Республики Саха управлялись из диспетчерского центра Системного оператора в Якутске, а один – из Благовещенска. Ничего критичного для надежной работы ОЭС Востока в этом положении дел не было, однако перевод всех энергорайонов Якутии «под крыло» одного РДУ – Якутского – стало логичным шагом к оптимизации структуры оперативно-диспетчерского управления в регионе. 1 сентября 2020 года мы это осуществили: Якутское РДУ приняло от Амурского РДУ функции оперативно-диспетчерского управления электроэнергетическим режимом Южно-Якутского энергорайона Якутской энергосистемы. С этого момента управление режимом работы всей энергосистемы Республики Саха стало осуществляться из диспетчерского центра Системного оператора в городе Якутске.
- Как долго велась подготовка к этому событию?
- Можно сказать, что подготовка к расширению операционной зоны Якутского РДУ началась практически сразу после приема им функций управления Центральным и Западным энергорайонами. Подготовка выполнялась с поэтапным принятием функций информационного ведения, диспетчерского ведения и, на завершающей стадии, – функций оперативно-диспетчерского управления на территории Южно-Якутского энергорайона в полном объеме. Системным оператором выполнен комплекс организационно-технических мероприятий, предусматривающий подготовку инфраструктуры диспетчерского центра к расширению операционной зоны, актуализацию инструктивной и технологической документации, дополнительную подготовку и государственную аттестацию персонала. Было налажено тесное взаимодействие персонала Якутского РДУ с субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии на принимаемой территории, а также обеспечен перевод диспетчерских каналов связи и каналов телеметрической информации напрямую с объектов в диспетчерский центр. Готовность Якутского РДУ к приему функций управления электроэнергетическим режимом всей энергосистемой Республики Саха была проверена и подтверждена в августе этого года специально созданной комиссией Системного оператора.
- Что это дает потребителю электрической энергии?
- На первый взгляд, произошедшее событие относится к «внутренней кухне» компании. Но это только на первый, так как в энергетике, как в едином организме, все взаимосвязано. Управление электроэнергетическим режимом региональной энергосистемы из одного диспетчерского центра позволяет оптимизировать все основные деловые процессы Системного оператора по управлению электроэнергетическим режимом энергосистемы. В первую очередь, это процессы, связанные с формированием фактических и прогнозных балансов электроэнергии и мощности и формированием заданий по настройке противоаварийной автоматики, планированием ремонтной кампании субъектов электроэнергетики, предотвращением и ликвидацией аварий в энергосистеме – все это имеет самое прямое отношение к стабильному функционированию как энергосистемы в целом, так и отдельных субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии.
Также АО «СО ЕЭС» взаимодействует с региональными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам обеспечения перспективного развития электроэнергетики региона, с региональным штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, с МЧС России и Ростехнадзором. Приведение операционной зоны Якутского РДУ к границам территории Республики Саха сразу повышает эффективность взаимодействия, так как логика организации оперативно-диспетчерского управления энергосистемой теперь соответствует логике организации государственного и муниципального управления и обеспечения безопасности региона.
- С марта темой номер один для СМИ остается пандемия COVID-19. Как она отразилась на работе ОДУ Востока?
- Системный оператор – федеральная компания, поэтому особой разницы в мерах, принятых на Дальнем Востоке или, к примеру, на Урале или на северо-западе страны, не было. Сразу после объявления пандемии и первых шагов российских властей по предотвращению распространения коронавируса Системный оператор перевел подавляющее большинство своих работников на удаленный режим, полностью сохранив все деловые процессы, а значит и уровень управляемости и надежности функционирования Единой энергетической системы.
В нашей компании невозможно перевести на удаленный режим абсолютно всех сотрудников. На рабочих местах остались те, чье непосредственное присутствие в диспетчерских центрах является важным условием непрерывности процесса управления энергосистемой. Это, в первую очередь, посменно работающие диспетчеры и оперативные специалисты по обслуживанию IT- и инженерной инфраструктуры, ряд других категорий сотрудников, которые не могут выполнять свои обязанности в дистанционном формате. Количество персонала в диспетчерском центре ОДУ Востока и региональных диспетчерских управлениях было доведено до минимально допустимого для обеспечения устойчивого функционирования ОЭС Востока.
В самих же диспетчерских центрах был введен комплекс противоэпидемических мероприятий: термометрия, масочный режим, обеззараживание воздуха и контактных поверхностей, санитайзеры, рассадка персонала по отдельным кабинетам, разделенный по времени прием пищи в обеденный перерыв, обеспечение транспортных условий, чтобы сменный персонал не пользовался общественным транспортом. Доступ посетителей, и в обычных условиях ограниченный из-за режимного статуса наших объектов, стал еще строже, но теперь уже по противоэпидемическим соображениям.
В июле-августе, когда эпидемия пошла на спад, мы начали очень постепенно и с сохранением мер предосторожности возвращать людей в офисы, однако с приходом так называемой второй волны вновь вернули большую часть персонала на удаленную работу.
- Сказались ли как-нибудь введенные меры на управлении режимами энергосистемы?
- Оперативно-диспетчерское управление электрическими режимами ОЭС Востока, функции планирования, реализации диспетчерских заявок, планирования ремонтов осуществлялись нашими филиалами в полной мере и в штатном режиме. Никаких сбоев в управлении энергосистемой не было допущено.
- Как же вообще удалось в короткие сроки перевести организацию с таким сложным функционалом на «удаленку»?
- Нам помогло то, что Системный оператор относится к числу наиболее высокотехнологичных компаний российского ТЭК. У нас имелись необходимые IT-ресурсы, заранее отработанные технологии, масштабируемые решения по организации дистанционной работы, и, конечно, высококвалифицированные специалисты. Все это позволило в сжатые сроки обеспечить массовый переход на «удаленку» при сохранении работоспособности всех подразделений и с соблюдением требований информационной безопасности.
На наш взгляд, пандемия наглядно продемонстрировала безальтернативность ускоренной цифровой трансформации. Да, совершенствование инструментов управления, развитие IT-инфраструктуры, внедрение цифровых технологий и современного оборудования требуют значительных усилий, но только они позволяют обеспечить высокий технический уровень готовности к устойчивой работе практически при самом неблагоприятном сценарии.
- Отразилась ли пандемия на энергопотреблении?
- В целом по стране реакция со стороны потребителей оказалась ожидаемой – Системный оператор зафиксировал существенное снижение потребления электроэнергии на фоне ограничительных мер, напрямую затронувших экономику. Однако конкретные цифры по регионам были разными. Сильнее всего – до 10% – потребление упало в Объединенной энергосистеме Средней Волги и энергосистеме Московского региона. А наименьшее влияние пандемия оказала здесь, на Дальнем Востоке. Можно сказать, что в ОЭС Востока снизились лишь темпы роста потребления, а само потребление по-прежнему росло. Например, крупнейшие промышленные потребители региона – предприятия «Транснефти» и РЖД – во втором квартале, когда действовали наиболее жесткие ограничительные меры, по оперативным данным увеличили потребление электроэнергии на 32,6% и 5,4% соответственно. А 17 и 30 июля даже были установлены новые летние исторические максимумы потребления мощности в энергосистемах Амурской области и Хабаровского края и ЕАО.
Вместе с тем в августе впервые за долгое время в ОЭС Востока было отмечено снижение потребления электрической энергии – на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Однако уже в сентябре потребление на 0,5% превысило показатель сентября прошлого года. В целом же по итогам трех кварталов 2020 года потребление электрической энергии в ОЭС Востока выросло на 2,3%, причем рост отмечается во всех региональных энергосистемах, и важную роль тут сыграли предприятия промышленности и транспорта.
Вместе с тем стоит сказать, что с начала октября стали заметны тенденции на дальнейшее сокращение прироста потребления электрической энергии.
- Как идет в этом сложном году развитие ОЭС Востока?
- Совсем недавно состоялось долгожданное для Хабаровского края событие – ПАО «РусГидро» ввело в промышленную эксплуатацию новую ТЭЦ в городе Советская Гавань. Эта станция заменит выбывающие мощности устаревшей, изношенной и неэкономичной Майской ГРЭС, обеспечив условия для дальнейшего развития Советско-Гаванского промышленно-транспортного узла.
В эту большую работу внесли свой вклад ОДУ Востока и Хабаровское РДУ. Специалисты этих филиалов участвовали в подготовке и согласовании технического задания на проектирование, рассмотрении и согласовании проектной документации, согласовании технических условий на технологическое присоединение энергообъектов к электрическим сетям и проверке их выполнения, в разработке комплексных программ опробования напряжением и ввода оборудования в работу.
И это не формальные согласования, а тщательная проверка соответствия нового оборудования технологическим требованиям для его надежной работы в составе энергосистемы. Такое согласование гарантирует, что вводимый энергообъект и его отдельные компоненты не нарушат надежность и эффективность работы ОЭС Востока. Кроме этого специалисты филиалов Системного оператора выполнили расчеты электроэнергетических режимов в энергосистеме и токов короткого замыкания в сети, определили новые параметры настройки устройств релейной защиты и автоматики, установленных на энергообъектах, протестировали телеметрические системы сбора и передачи информации в диспетчерские центры. Это уже работа по «подстройке» энергосистемы к новым условиям – к тому, что в ней появится новый крупный источник генерации.
После ввода в этом году Совгаванской ТЭЦ и в прошлом году второй очереди ЛЭП 220 кВ Комсомольская – Селехино – Ванино, теперь можно констатировать, что существовавшие много лет серьезные риски нарушения электроснабжения потребителей Советско-Гаванского узла свелись практически к нулю.
Необходимо отметить и продолжающуюся цифровизацию дальневосточной энергетики. Системный оператор уже несколько лет поэтапно внедряет автоматизированную систему производства переключений во всех своих филиалах, что позволяет организовывать автоматизированное дистанционное управление оборудованием объектов электроэнергетики. Совместно с компанией «Россети ФСК ЕЭС» успешно реализуются все новые проекты автоматизированного дистанционного управления электросетевыми объектами.
- О каких объектах идет речь?
- Один из недавних примеров – подстанция 220 кВ «Аэропорт» в Приморском крае. Это – основной центр питания аэрохаба Владивостока. Диспетчеры Приморского РДУ получили возможность автоматизированного дистанционного управления коммутационными аппаратами 220 кВ подстанции, что позволило повысить надежность работы и качество управления электроэнергетическим режимом энергосистемы Приморского края за счет сокращения времени производства оперативных переключений, снижения риска ошибочных действий диспетчерского и оперативного персонала, увеличения скорости реализации управляющих воздействий по изменению топологии электрической сети. Подобных объектов в ОЭС Востока уже более десяти, а в перспективе – гораздо больше.
- Иными словами, пандемия не стала препятствием развитию?
- Какие-то процессы она, конечно, тормозит. Однако в целом намеченные энергокомпаниями планы реализуются; строятся и вводятся новые объекты: электрические станции, подстанции, линии, совершенствуются автоматика и связь. Специфика энергетики состоит в том, что без нее невозможны ни функционирование экономики, ни тем более развитие. А это означает, что работы нам предстоит много. И мы будем ее выполнять в любых условиях, ведь главная задача Системного оператора – обеспечение устойчивого функционирования энергосистемы.
Справка:
Филиал АО «СО ЕЭС» «Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Востока» управляет режимами четырех энергосистем ОЭС Востока, расположенных на территории пяти субъектов Российской Федерации: Амурской области, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, а также Республики Саха (Якутия).
Операционная зона ОДУ Востока охватывает субъекты федерации с площадью 4457,4 тыс. кв. км, в городах и населенных пунктах, расположенных на этой территории, проживают 5,164 млн человек. Объединенную энергосистему Востока образуют 27 электростанций, электрические подстанции класса напряжения 110-500 кВ общей мощностью 38,8 тыс. МВА и линии электропередачи 110-500 кВ общей протяженностью 33 081 км. Суммарная установленная мощность электростанций ОЭС Востока, по данным на 1 октября 2020 года, составляет 11 114 МВт.
Президент России Владимир Путин поддержал проект создания экологического мородежного кампуса «Эцо Цех» на территории Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Байкальске. Соответствующая инициатива была представлена на форуме «Сильные идеи для нового времени», который завершился в Москве 20 июля.
Молодежный зеленый кампус, по задумке авторов, станет ресурсным и образовательным центром, в котором смогут регулярно проходить тематические мероприятия. Планируется, что участники будут совместно генерировать идеи и реализовывать «зеленые проекты», которые можно масштабировать в разных регионах.
Как рассказала на презентации проекта Маргарита Цыганова, министр по молодежной политике Иркутской области, «Эко Цех» станет отправной точкой перерождения промышленной площадки Байкальского ЦБК, а также полигоном по проработке и тиражированию идей Национальной экологической инициативы. Она также предложила включить проект создания «Эко Цеха» в нацпроект «Образование». Владимир Путин поддержал это предложение.
Сбор инициатив для форума «Сильные идеи для нового времени», организаторами которого выступают Агентство стратегических инициатив (АСИ) и «Росконгресс», шел на протяжении двух месяцев. За это время на суд жюри были направлены практически 20 тыс. заявок, каждая из которых получила профессиональную оценку. Наиболее перспективные из них на протяжении нескольких этапов выявляло экспертное сообщество — сначала был составлен Топ из 1000 идей, а потом утвержден список финалистов — 104 инициативы. Именно они попали на заключительную, очную часть форума в Москве, которая шла на протяжении двух дней, 19 и 20 июля.
Авторами идей выступили граждане со всех регионов России. Кто-то из них выступил единоличным автором инициативы, а кого-то поддерживали партнерские организации и региональные органы власти. В рамках очной части в столице проходил питчинг идей и панельные сессии по семи направлениям. В их числе — социальные и технологические инициативы, кадровый потенциал, экология, предпринимательство, развитие регионов и другие.
Среди идей, вошедших в перечень финалистов, были и другие предложения от жителей Дальнего Востока. О наиболее востребованных из них в рамках заседания «Клуба губернаторов» рассказали главы нескольких областей макрорегиона, сообщает корреспондент East Russia.
Лидером по числу заявок среди дальневосточных регионов стал Хабаровский край — всего от жителей этого субъекта поступили 158 идей, три из которых прошли в финал. Как заявил в рамках форума губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев, по его поручению все три инициативы возьмут на контроль в части исполнения и сопровождения соответствующие ведомства. В их числе — упрощенный механизм аренды государственной недвижимости, госфраншиза с гарантированным сбытом, а также цифровая платформа управления системой образования.
По словам губернатора Забайкальского края Александра Осипова, конкурсный механизм поиска предложений позволяет преображать жизнь к лучшему — идеи, которые представляют на конкурс россияне, заполняют нишу, которую могут не видеть федеральные или региональные власти. Он отдельно отметил социальный проект для людей с ограниченными возможностями — ресурсный центр спортивных адаптивных игр, идею, которую, призвал Осипов, можно перенять и реализовать в других городах и регионах. Такой центр сделает спорт доступным для лиц с ограниченными возможностями, составляющими почти 10% населения края.
Несмотря на последствия пандемии коронавируса и влияние санкционного режима на российскую экономику ситуация по сюжетам рейтинга преимущественно улучшается. Значения 70% показателей зафиксированных в рейтинге 2021 года, в среднем по стране в 2022 году улучшились. Общий индекс рейтинга также значительно вырос. Есть несколько общероссийских тенденций, например, рост удовлетворенности финансовой и нефинансовой господдержкой бизнеса: за пять лет оценка выросла с 2,5 до 3 баллов из 5. Это значит, что поддержка для бизнеса доступна, процесс ее получения проходит быстро, понятно и прозрачно.
Существенно повысилась удовлетворенность качеством дорожной и телекоммуникационной инфраструктуры. Так, оценка предпринимателями качества телекоммуникаций с 2017 года повысилась на 5%. Следующая тенденция связана с инфраструктурой именно для бизнеса – технопарками, особыми экономическими зонами и так далее. За последние пять лет удовлетворенность объектами инвестиционной инфраструктуры выросла с 3,92 баллов из 5 до 4,06. Важность этого элемента делового климата подтверждается и другими исследованиями: положительная динамика инвестиций во многих регионах совпадала с созданием на их территории особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Что касается ДФО, то по ряду показателей Национального рейтинга наблюдается значительное улучшение регионов в сравнении с 2021 годом: Среднее время регистрации прав собственности юридических лиц и ИП на недвижимое имущество (кроме права собственности на земельный участок) улучшилось в среднем с 12 дней до 9, среднее время постановки на кадастровый учет достигло 32 дней – два года назад эти срок был вдвое больше. Повсеместно регионы улучшили свои интернет-ресурсы, предоставляющие инвесторам всю необходимую для принятия решения информацию и впервые выросла оценка качества телекоммуникационных услуг предпринимателями.
Есть и показатели, которые могут быть рассмотрены регионами ДФО, как возможные зоны роста для улучшения делового климата, ряд параметров которые в сравнении с 2021 годом ухудшились: «среднее время получения разрешений на строительство» увеличилось с 81 дня до 83 дней, «среднее время подключения к электросетям» с 53 дней до 61. Не отметил бизнес улучшений в части качества и количества каналов прямой связи инвестора с руководством субъекта: и в 2021 и в 2022 оценка осталась на уровне 4,4 – есть куда расти.
Необходимо также сокращать проверки в отношении бизнеса и все чаще применять риско-ориентированный подход. По данным АСИ, практически каждый третий предприниматель (36%) на Дальнем Востоке сталкивался в прошлом году с административным давлением. Благодаря введённому в
в марте текущего года моратория на проведение ряда проверок, их количество в первом полугодии 2022 года в сравнении со вторым полугодием 2021 года сократилось на 31,2%..
Общая картина такова - шесть из 11 регионов Дальнего Востока улучшили показатели инвестиционного климата. Лидером рейтинга среди дальневосточных регионов стала Сахалинская область. В островном регионе показатели в 1,5-2 раза лучше, чем в среднем по стране. Высокие позиции заняли также Якутия, Бурятия, Камчатский край. Лучшую динамику изменений показал Хабаровский край и Республика Бурятия. В целом по ДФО средний интегральный индекс в 2022 году превышает средний интегральный индекс по России (РФ – 254,7).
Если говорить в отдельности по каждому региону ДФО, то нельзя однозначно утверждать, что кто-то провалился, а кто-то идеален во всем. У каждого региона есть изменения в худшую или лучшую сторону, по сравнению с прошлым годом его.
Значительный прорыв по многим параметрам и в целом в 2021 году показала Сахалинская область. Регион попал в лучшие значения по России в шести показателях – «среднее количество процедур по регистрации прав собственности», «среднее время подключения к сетям водоотведения», «Оценка регулирующего воздействия органов власти», «среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в год», «доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий и доля предупреждений от общего числа наказаний».
Также в лучшие практики попал и Камчатский край с показателями «удовлетворенность эффективностью процедур по получению в аренду земельных участков (с проведением торгов)», «среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в год», «удовлетворенность предпринимателей удобством и понятностью прохождения контрольно-надзорных мероприятий», «оценка качества дорожных сетей предпринимателями».
Республика Бурятия попала в число лучших практик по «оценке обеспечения безопасности ведения бизнеса в части правоохранительной системы», «доля гарантий региональной гарантийной организации от налоговых доходов региона и оценка процедур получения арендных площадей, предоставляемых регионом субъектам малого и среднего предпринимательства».
Хабаровский край продемонстрировал лучшие значения по показателю «интернет-портал по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства», Приморский край – «среднее время получения в аренду земельных участков (с проведением торгов)», а Чукотский автономный округ получил высокую оценку процедур получения арендных площадей, предоставляемых регионом субъектам малого и среднего предпринимательства.
В целом дальневосточные регионы входят в следующий цикл с положительным багажом. Все высвеченные слабые места устранимы, если держать их в фокусе и организовать работу по исправлению ситуации. А VII Восточный экономический форум несомненно даст мощный импульс развития всем субъектам ДФО.
В национальном рейтинге инвестиционной привлекательности Хабаровский край занимает 40-ю строчку, среди дальневосточных территорий регион 8-й из 11-ти. При этом набрал почти семь баллов – лучший результат по динамике среди соседей по ДФО. Противоречивую ситуацию с инвестиционной привлекательностью в Хабаровском крае обсудили на заседании проектного офиса. Корреспондент EastRussia выяснил, за счет чего случился рост, чем недовольны бизнесмены региона, где местные власти не дорабатывают и что грозит чиновникам, которые провалят работу по улучшению инвестиционного климата.
Составитель Национального рейтинга инвестклимата в субъектах РФ - «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» действует с каждым годом всё дотошнее. Параметры, по которым оцениваются регионы, видоизменяются, дополняются, уточняются. В 2021-м учитывались 67 показателей, вместо привычных 44-х. Прибавило в объёме и весе направление «Регуляторная среда», куда вошли все показатели по разрешениям на строительство, вводу в эксплуатацию, подключение к сетям водо-, тепло-, электроснабжения и прочим сетям. Новые оценки появились и в других блоках – «Институты для бизнеса», «Доступность ресурсов и качество инфраструктуры» и «эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства».
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
Улучшить свою позицию Хабаровский край смог главным образом за счет непосредственной работы с инвесторами, малым и средним бизнесом. Видоизменённый инвестпортал, центр «Мой бизнес», поддержка экспортёров, аренда земли без торгов – всё это предприниматели разного калибра оценили по достоинству. По 33 показателям из 67 регион находится в «топовых группах» - «А» и «B», по ещё 17-ти – в группе «С» и целых 26 показателей, т.е. 40% - находятся в «красной зоне» - группах «D» и «Е».
изображение - фрагмент презентации правительства Хабаровского края
— Это то, над чем нужно работать, - сказала Мария Авилова, первый заместитель председателя правительства Хабаровского края — это наш потенциал для дальнейшего наращивания позиций по инвестиционному климату.
Первую позицию по приложению сил в этом направлении предложила руководитель дальневосточного представительства АСИ Ольга Курилова. Она указала на непомерный объем проверок, проводимый ведомствами регионального уровня, при том, что в 2020-м и 2021-м годах проверки были запрещены.
Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в ДФО
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Мы видим, что больше всего проверяет региональный уровень надзора, - сказала она. – Надо посмотреть и проанализировать эти проверки. Может они были связаны с пандемией. Во многих регионах, однако, в эти ковидные годы было много проверок муниципальных, во время которых контролировались требования эпидемиологического характера. Но в Хабаровском крае муниципальных как раз меньше всех. Если говорить по ведомствам, традиционно большое для региона количество проверок проводит ФНС, и высокие показатели по проверкам МВД и прокуратуры. Здесь тоже нужно проанализировать все проверки, практически каждый предприниматель отмечал, что сталкивался с давлением со стороны правоохранительных органов. По Дальнему Востоку у нас два таких региона, и один из них – Хабаровский край.
Но если бы только проверки. Практически все опрошенные АСИ предприниматели сообщили о случаях коррупции, как со стороны органов власти разного уровня и ведомственного подчинения, так и со стороны естественных монополий.
фрагмент презентации АСИ
фото: EastRussia
Как приговор прозвучали данные из направления «Регуляторная среда». В этом году были добавлены показатели по водоотведению, водоснабжению, подключению к газу и теплу, то есть все те шаги, которые составляют «клиентский путь инвестора». Получение разрешение на строительство в Хабаровском крае приходится ждать 120 дней, следует из данных АСИ, при этом надой пройти 12 процедур. Подключение к электросетям – 104 дня, к газу – 162 дня, к сетям водоснабжения – 139 дней, водоотведения – 122 дня.
– Эффективность по водоснабжению, водоотведению, газопроводу, получению земельных участков, как с торгами, так и без них – показатели по этим критериям очень низкие, - отметила Ольга Курилова. – Хабаровский край по ним в самом конце списка регионов ДФО. Занимает предпоследнюю строчку.
При этом регион демонстрирует один из лучших результатов в стране по эффективности процедур ввода объектов в эксплуатацию, отметила Курилова. То есть по некоторым направлениям местным чиновникам удаётся выстроить работу.
В ответном слове губернатор края Михаил Дегтярёв отметил, что на дно инвестрейтинга тянут показатели, за которые отвечают крупные муниципалитеты, где дислоцируются ключевые стройки – Хабаровск, Хабаровский район, Комсомольск-на-Амуре. Руководителям этих образований он посулил организовать контроль за показателями эффективности.
Михаил Дегтярев, губернатор Хабаровского края
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Установим KPI, коллеги. Когда будете идти на второй, третий, четвёртый срок, будем это дело учитывать при согласовании кандидатур глав городов и районов, - подвёл черту Михаил Дегтярёв. – По правоохранительному блоку тоже надо разобраться. Почему у нас выросли в таком объёме претензии к правоохранителям.
Какие оргвыводы последуют в отношении естественных монополий, глава региона не уточнил. Однако поставил задачу – вывести край в двадцатку регионов лидеров до 2026 года. Попутно заметив, что высокая позиция в национальном рейтинге – не самоцель, самое главное – создать максимально комфортные условия для инвесторов. Если учесть динамику движения региона по рейтингу за последние три года придется потрудиться.